Научная статья на тему 'Тенденции развития гостиничных цепей в российской Федерации'

Тенденции развития гостиничных цепей в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
65
Поделиться
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНАЯ ЦЕПЬ / HOTEL CHAIN / РЫНОК ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ / HOTEL MARKET / ФРАНЧАЙЗИНГ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ / FRANCHISING IN HOSPITALITY / КОНСОРЦИУМ / CONSORTIUM / АССОЦИАЦИЯ / ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуров Сергей Александрович, Пахомова Валерия Вадимовна

Авторы анализируют современное состояние гостиничных цепей в индустрии гостеприимства РФ и выявляют ключевые особенности и закономерности их развития. Рассматриваются теоретические основы функционирования гостиничных цепей. Выделяются основные способы объединения гостиниц. Определяются конкурентные преимущества отелей, входящих в гостиничные сети, над несетевыми гостиницами. Проводится анализ присутствия и закономерностей распространения как зарубежных, так и национальных гостиничных цепей на гостиничном рынке РФ.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гуров Сергей Александрович, Пахомова Валерия Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF HOTEL CHAINS IN RUSSIAN FEDERATION

The authors analyze the current state of hotel chains of hospitality industry in Russian Federation and identify the key features and patterns of their development. Theoretical bases of hotel chains’ functioning are considered. The main waysof hotels’ integrationare highlighted. It is defined the competitive advantages of hotels as a part of hotel chains over non-network hotels. It is madean analysis of the presence and patterns of distribution of both foreign and national hotel chains in the hotel market of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития гостиничных цепей в российской Федерации»

Образец ссылки на эту статью: Гуров С.А., Пахомова В.В. Тенденции развития гостиничных цепей в Российской Федерации // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 2 (10). С. 3.

УДК 338.48-611

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНЫХ ЦЕПЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гуров Сергей Александрович

ФГАОУ ВО «Крым^ий федеральный университет им. В.И. Вернадского - Таврическая академия», Симферополь, Республика Крым, Россия (295007, г. Симферополь, пр-кт. академика Вернадского, 4), кандидат географических наук, доцент кафедры туризма, gurrov@mail.ru, 7-978-846-29-21.

Пахомова Валерия Вадимовна

ФГАОУ ВО «Крым^ий федеральный университет им. В.И. Вернадского - Таврическая академия», Симферополь, Республика Крым, Россия (295007, г. Симферополь, пр-кт. академика Вернадского, 4), студентка 4 курса, lera_pakhomova1997@mail.ru, 7-978-841-1447.

Авторы анализируют современное состояние гостиничных цепей в индустрии гостеприимства РФ и выявляют ключевые особенности и закономерности их развития. Рассматриваются теоретические основы функционирования гостиничных цепей. Выделяются основные способы объединения гостиниц. Определяются конкурентные преимущества отелей, входящих в гостиничные сети, над несетевыми гостиницами. Проводится анализ присутствия и закономерностей распространения как зарубежных, так и национальных гостиничных цепей на гостиничном рынке РФ.

Ключевые слова: гостиничная цепь; рынок гостиничных услуг; франчайзинг в гостиничном бизнесе; консорциум; ассоциация.

TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF HOTEL CHAINS IN RUSSIAN FEDERATION

Gurov Sergey Aleksandrovich

V.I. Vernadsky Crimean Federal University - Taurida Academy, Simferopol, Republic of Crimea, Russia (295007, Simferopol, Vernadskogo Prospekt, 4), candidate of geographical Sciences, associate Professor of tourism, gurrov@mail.ru, 7-978-846-29-21.

Pakhomova Valeriya Vadimovna

V.I. Vernadsky Crimean Federal University - Taurida Academy, Simferopol, Republic of Crimea, Russia (295007, Simferopol, Vernadskogo Prospekt, 4), bachelor course student, lera_pakhomova1997@mail.ru, 7-978-841-14-47.

The authors analyze the current state of hotel chains of hospitality industry in Russian Federation and identify the key features and patterns of their development. Theoretical bases

of hotel chains' functioning are considered. The main waysof hotels' integrationare highlighted. It is defined the competitive advantages of hotels as a part of hotel chains over non-network hotels. It is madean analysis of the presence and patterns of distribution of both foreign and national hotel chains in the hotel market of the Russian Federation.

Key words: hotel chain, hotel market, franchising in hospitality, consortium, association.

Актуальность работы заключается в активном развитии и освоении гостиничного рынка России как иностранными, так и российскими гостиничными цепями. В настоящее время гостиничные цепи охватывают большой сегмент рынка гостиничных услуг и огромные финансовые потоки. В то же время, анализ особенностей функционирования цепей отелей в регионах РФ в настоящее время остается довольно слабо изученной темой научных исследований, несмотря на весомое значение данных объединений для экономики нашего государства. Изучением рынка гостиничных цепей занимались такие ученые как А.Ю. Александрова [1], Г.М. Амосова [2], Ф.В. Кузьмин, Е.Ю. Никольская [6] и другие. Однако в большинстве работ рынок гостиничных цепей не рассмотрен системно, отсутствует сравнительный анализ функционирования зарубежных и отечественных сетей отелей на российском рынке.

Целью статьи является проведение анализа развития международных и национальных гостиничных цепей в РФ и выявление основных тенденций в их развитии.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

• изучить основные теоретические понятия деятельности гостиничных цепей;

• определить основные способы формирования гостиничных цепей;

• выявить общие особенности и тенденции развития гостиничных цепей в

РФ;

• рассмотреть международные гостиничные цепи в РФ;

• проанализировать современное состояние национальных гостиничных цепей;

• определить проблемы и перспективы развития гостиничных сетей в России.

Основные понятия деятельности гостиничных цепей. На сегодняшний день в мировой индустрии гостеприимства происходят процессы интеграции и глобализации, которые выражаются в формировании международных гостиничных цепей. Специалисты дают различные определения понятию «гостиничная цепь» (табл. 1).

Изучив различные определения термина «гостиничная цепь (ГЦ)», мы можем определить ГЦ как объединение нескольких отелей, которые имеют единое руководство, единую маркетинговую стратегию, функционируют под единым брендом, соблюдают установленные стандарты и преследуют цель получения максимальной выгоды.

Таблица 1

Толкование термина «гостиничная цепь» некоторыми авторами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Определение Автор(ы) Источник

1 Цепь гостиничная - объединение нескольких гостиничных предприятий, принадлежащих одному владельцу, имеющих общее управление, выступающих под одним фирменным знаком и соблюдающим единые жесткие стандарты высококачественного обслуживания. Существуют национальные и транснациональные гостиничные цепи. Рябова И.А., Исмаев Д.К., Путилина С.Н. Словарь международных туристских терминов (русско-английско- французско-немецкий), М., «Книгодел»: МАТГР, 2005. С. 263.

2 Гостиничные цепи - это объединения нескольких гостиничных предприятий в коллективный бизнес, осуществляемый под единым руководством, в рамках единой концепции и под общей торговой маркой. Ушаков Д.С. Прикладной туроперей- тинг. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2004. 114 с.

3 Гостиничная цепь представляет собой группу отелей (два и более), имеющих общие руководство, концепцию продвижения продукта и торговую марку. Формы присоединения отелей к цепи различны. Это может быть покупка предприятий размещения гостиничной компанией, заключение с ними франшизных договоров или контрактов на управление. Александрова А.Ю. Международный туризм: учебник. М.: Аспект Пресс, 2002. 470 с.

Принадлежность к определенной ГЦ подразумевает организацию качественных услуг, которые должны предоставляться на одинаково высоком уровне во всех отелях, входящих в состав ГЦ. ГЦ имеют единые нормативы и параметры оснащения помещений, технологию и стандарты обслуживания. К главным признакам можно отнести следующие черты ГЦ: территориальное расположение; целостность стиля (экстерьер и интерьер); единство обозначений и внешней информации; целостность и скорость регистрации клиентов; присутствие конференц-зала; гибкая система предоставляемых тарифов; единый менеджмент, маркетинг и служба коммуникаций.

Выделяют следующие варианты объединения гостиниц:

1. Гостиничные консорциумы - это объединение нескольких отелей и небольших гостиничных групп разного класса. Консорциумы, не навязывая собственных стандартов сервиса, содействуют продвижению гостиниц на международные рынки, выражают их интересы в системах бронирования. Отели, вступившие в консорциум, обязаны выплачивать установленный процент прибыли или фиксированные ежегодные отчисления. На российском рынке в международные консорциумы входят отели бренда «Best Western Hotels» [2].

2. Ассоциации, которые объединяют гостиницы, соответствующие заданным требованиям. Отель получает маркетинговую систему продаж, а также узнаваемый бренд и привлекательный имидж. Ассоциации жестко осуществляют контроль за соблюдением установленных стандартов, однако не вторгаются в управление отелем, тем не менее сохраняют за собой право исключения его из ассоциации в случае грубых нарушений корпоративных норм.

Оплата услуг подобных компаний осуществляется за счет фиксированного ежегодного членского взноса, никак не зависящего от текущих доходов гостиницы, и комиссионного вознаграждения за осуществление услуг по бронированию. В ассоциацию «The Leading Hotels of the World» («Лучшие отели мира») входят такие отели как «Националь», «Балчуг Кемпински», «Астория» и «Гранд Отель Европа Кемпински».

3. Гостиницы, объединенные по принципу франчайзинга. ГЦ объединяют не только отели, являющиеся собственностью той или иной цепи, но и входящие в них на условиях франшизы (в настоящее время примерно 80 % гостиниц входят в цепи именно на условиях франчайзинга). Франчайзодатель (франчайзер) разрабатывает полную концепцию предприятия или методов организации работы на нем, а франчайзополучатель (франчайзи) покупает право на использование имеющихся наработок. Также франчайзер оказывает содействие франшизополучателю в осуществлении деятельности и контролирует ее в целях сохранения своей репутации [1].

Основными признаками ГЦ являются:

1. Формальные элементы, которые обеспечивают узнаваемость объектов, входящих в цепь, как визуальное единство. Обычно для этого используется общий логотип, цветовая гамма, элементы декора, название, что в сумме и является брендом торговой марки, который создает условия для повышения узнаваемости цепи.

2. Единство структурных элементов, из которых состоят отели цепи, а также единый уровень обеспечиваемого комфорта и обслуживания.

3. Единая стратегия функционирования, которая включает в себя стандартизацию всех процессов обслуживания, маркетинга и продаж, по средствам чего достигается одинаковый максимально качественный уровень функционирования всех объектов цепи.

4. Наличие специфической структурной надстройки над базисным элементом, состоящим из отдельных гостиниц, или управляющей компании, которая осуществляет общее стратегическое управление, обеспечивает контроль за соблюдением установленных стандартов и т.д. Она является отдельным юридическим лицом, которое связано с управляемыми ею отелями, заключив специальные договоры.

Для современных международных гостиничных цепей характерно большое количество разнообразных и сложных типов управления компаниями. К наиболее распространенным в международной практике формам управления гостиничными цепями можно отнести:

• управление по контракту - заключается между владельцем отеля и компанией, специализирующейся в гостиничном менеджменте, — оператором [1];

• управление через договор франчайзинга;

• аренда.

Гостиницы, входящие в международные ГЦ, обладают рядом явных преимуществ над несетевыми самостоятельными отелями [5]:

• Узнаваемость. Узнаваемый гостиничный бренд воспринимается клиентом как гарантия качества. Выбирая между неизвестным и известным брендом, покупатели склонны к выбору известного.

• Статус объекта. Использование международного бренда дает возможность повысить статус объекта.

• Безопасность. Иностранные туристы отдают предпочтение гостиницам, находящимся в составе цепи, имеющую известный международный бренд в «небезопасных» странах.

• Возможность использования услуг глобальных систем бронирования (Amadeus, Galileo, Sabre, Woldspan). Возможность бронирования через различные электронные каналы бронирования, обеспечение простоты поиска, допустимость бронирования без посредников.

• Организация единого маркетинга. Единый маркетинг для всех объектов гостиничной цепи позволяет значительно сократить затраты на продвижение бренда ввиду того, что отель представлен на сайте оператора, во всех системах бронирования оператора, каталогах и брошюрах.

• Программы лояльности. Различные преимущества, акции и скидки, предоставляемые постоянным клиентам, мотивируют гостя выбирать именно ту гостиничную цепь, членом программы лояльности которой он является.

• Уровень сервиса. Единые стандарты обслуживания и унификация систем управления и подготовки кадров в гостиницах, входящих в ГЦ, приводят к более высокому уровню обслуживания, чем в независимых гостиницах.

• Устойчивость в кризисных ситуациях. Формируется более стабильный спрос со стороны постоянных клиентов, предоставляется возможность управлять загрузкой за счет присутствия в глобальных системах бронирования, также наличие высококвалифицированных специалистов с опытом работы в условиях нестабильной экономической ситуации является конкурентным преимуществом.

• Более низкий уровень издержек. В сетевых отелях уровень издержек на расходные материалы, инженерное обслуживание, рекламу и маркетинг может быть сокращен за счет большого объема закупок товаров для всех отелей сети и распределения затрат на все гостиницы сети (то есть эффект масштаба -сокращение расходов за счет роста объемов).

• Снижение рисков инвестора. Наличие международного бренда снижает риски инвестора и является большим преимуществом при продаже объекта и получении банковского кредита.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Более высокая производительность труда. Производительность труда в сетевых гостиницах приблизительно на 50 % выше, чем в обособленных.

• Более высокий доход и загрузку. Статистические исследования показывают, что сетевые отели имеют на 60 % больше средний доход и на 8 % больше наполняемость, чем самостоятельные гостиницы [5].

Таким образом, объединение отелей в ГЦ имеет ряд конкурентных преимуществ на рынке гостиничных услуг.

К современным тенденциям развития ГЦ, получившим развитие в последнее десятилетие, как на зарубежном, так и на национальном рынках, следует отнести следующие:

• глобализация и централизация управления в области гостиничного бизнеса;

• рост, географическое расширение и развитие международных ГЦ;

• углубление специализации гостиничного предложения;

• увеличение спектра оказываемых гостиничных услуг, формирование уникального гостиничного продукта с применением индивидуального подхода;

• четкая сегментация рынка потребителей гостиничных услуг по различным признакам;

• интеграция ГЦ с другими предприятиями индустрии туризма;

• четкое позиционирование ГЦ на рынке гостиничных услуг;

• гибридизация гостиничного продукта;

• классификация предложения гостиничного продукта гостиничными цепями;

• применение новых методов привлечения клиентов [3].

Зарубежные ГЦ на гостиничном рынке РФ. Зарубежные ГЦ активно развиваются на российском рынке гостиничных услуг и обладают следующими конкурентными преимуществами перед несетевыми отелями: соотношение «качество услуг - цена», масштаб цепи в пределах страны, территориальное распространение, реклама бренда и его поддержка, квалификация персонала, уровень организации и доступность потребителям сайтов для онлайн -бронирования, программы лояльности. Было выявлено, что на данный момент на гостиничном рынке РФ функционируют 165 отелей в 35 городах, входящих в такие зарубежные гостиничные цепи как: Accor Hotels, Intercontinental Hotel Group, Rocco Forte Hotels, Kempinski Hotels, Carlson Rezidor Hotel Group, Hilton, Marriott, Best Western, Wyndham Hotel Group, Hyatt, и с каждым годом количество отелей увеличивается, и география их размещения расширяется. В 2018-2019 гг. планируется открытие минимум шесть новых отелей. ГЦ Accor Hotels вводит в эксплуатацию два новых отеля Mercure Saransk Center (март 2018 г.) и Novotel Архангельск (апрель 2018 г.), в свою очередь цепь Marriott объявила об открытии 4 отелей: Four Points by Sheraton Воронеж (март 2019 г.), Four Points by Sheraton Краснодар (июль 2018 г.), Four Points by Sheraton Москва Аэропорт Внуково (апрель 2018 г.), Four Points by Sheraton Саранск (апрель 2018 г.).

При анализе географии ГЦ в РФ, также можно отметить, что отели расположены крайне неравномерно. В столице число гостиниц под управлением зарубежных ГЦ достигает 62, поэтому она является безусловным лидером по данному критерию. Но при этом, во многих больших городах либо областных центрах не представлено ни одной гостиницы под управлением зарубежного гостиничного оператора (Тольятти, Барнаул, Владивосток, Томск, Оренбург) ввиду недостаточной аттрактивности или осведомлённости о данных городах в контексте видения их как бизнес- или турцентров, привлекающих турпотоки.

Таблица 2

Зарубежные ГЦ, представленные на территории РФ

Название сети, бренды Количество отелей в РФ Города присутствия Способ управления Стоимость франшизы

Accor Hotels (Европейская ГЦ): Sofitel universe (1), Pullman (1), Swissôtel (2), Novotel & Novotel Suites (8), Mercure (10), Adagio &Hipark by Adagio (2), Ibis (18), IbisBudget (1) 41 +2 в 2018 г. Москва 17, Санкт-Петербург 3, Ярославль 1, Воронеж 1, Нижний Новгород 1, Казань1, Самара 1, Екатеринбург 1, Тюмень 1, Омск 1, Красноярск 2, Сочи 4, Ростов-на-Дону 1, Липецк 1, Калининград 1, Иркутск 1, Чебоксары 1, Ступино 1, Краснодар 1 + Mercure Saransk Center (открытие в марте 2018 года) +Novotel Архангельск (открытие в апреле 2018 года) Контракт на управление (КНУ), франчай -зинг Паушальный взнос -$335 за каждый номер. Роялти -4%

Intercontinental Hotel Group (ЕвропейскаяГЦ): Holiday Inn 9, Holiday Inn Express5, Crowne Plaza 4, InterContinental Hotels 1, Hotel Indigo 1, Staybridge Suites 1 21 Москва 12, Санкт-Петербург 6, Самара 1, Уфа 1, Воронеж 1 Франчайзинг Паушальный внос -$50000 -$75000. Роялти -5-6%

Carlson Rezidor Hotel Group (Европейская ГЦ): Park Inn By Radisson 20, Radisson Blu 16 36 Москва 9, Санкт-Петербург 6, Сочи 5, Челябинск 1, Калининград 1, Ростов-на-Дону 1, Завидово 2, Екатеринбург 1, Ярославль 1, Новокузнецк 1, Волгоград 1, Мурманск 1, Новосибирск 1, Астрахань 1, Великий Новгород 1, Казань 1, Ижевск 1, Иркутск 1 КНУ, фран -чай-зинг, аренда Паушальный взнос -$100000. Роялти 67%

Hilton (АмериканскаяГЦ): Hilton Garden Inn 11, Hampton by Hilton 7, DoubleTree by Hilton 5, Hilton Hotels& Resorts 2 25 Москва 6, Екатеринбург 1, Калуга 1, Казань 1, Киров 1, Краснодар 1, Красноярск 1, Нижний Новгород 1, Новосибирск 1, Пермь 1, Санкт-Петербург 2, Самара 1, Тюмень 1, Уфа 2, Ульяновск 1, Волгоград 2, Воронеж 1 Фран- чай- зинг Паушальный взнос о $5000000. Роялти 5%

Marriott (АмериканскаяГЦ): Marriott 7, Courtyard 6, Sheraton 5, Renaissance 3, The Ritz-Carlton 1, St. Regis Hotels& Resorts 1, The Luxury Collection 1, Design Hotels 1 25 +4 в 20182019 г. Москва 13, Санкт-Петербург 3, Нижний Новгород 2, Иркутск 1, Самара 1, Сочи 1, Новосибирск 1, Воронеж 1, Уфа 1, Ростов-на-Дону 1 + Four Pointsby SheratonВоронеж (открытие в марте 2019 г.) + Four Pointsby Sheraton Краснодар (открытие в июле 2018 г.) + Four Pointsby Sheraton Москва Аэропорт Внуково (открытие в апреле 2018 г.) + Four Points by Sheraton Саранск (открытие в апреле 2018 г.) Фран- чай- зинг Паушальный взнос $5000000. Роялти 67%

Тем не менее, зарубежные ГЦ достаточно активно осваивают гостиничный бизнес РФ, одним из катализаторов этого процесса выступают события мирового

масштаба. Примером может служит Чемпионат мира по футболу 2018 г., который будет проводится в 11 городах России: Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Москве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Саранске, Сочи. На данный момент в 10 городах (кроме города Саранск) функционируют гостиницы, входящие в международные цепи. На ближайшее время запланировано открытие двух гостиниц в Саранске под управлением Accor Hotels и одного отеля, входящего в цепь Four Points by Sheraton. Данные о зарубежных ГЦ, брендах, которыми они представлены на территории РФ, количестве гостиниц, городах присутствия, способах управления представлены в таблице 2.

Ведущими городами РФ по количеству отелей, входящих в зарубежные ГЦ, являются: Москва (62 отеля), Санкт-Петербург (с количеством гостиниц менее, чем в 2 раза - 23), Сочи (12 отелей), Екатеринбург (5) и Воронеж (5) (рисунок 1). В каждом из других 30 городов, указанных в таблице 1, функционирует менее пяти сетевых гостиниц, что является достаточно низким показателем. В большинстве регионов РФ наблюдается увеличение количества сетевых отелей, уменьшение отмечается лишь в Крыму, где в условиях санкций международные гостиничные цепи покинули регион и в настоящее время сетевые гостиницы на курортах Республики отсутствуют [4].

Рисунок 1. Города-лидеры по присутствию зарубежных гостиничных цепей.

Национальные ГЦ РФ. На рынках большинства стран мира национальные ГЦ составляют значительно меньшую долю, чем гостиницы, находящиеся под международным управлением. Аналогичная тенденция наблюдается и на российском рынке: по данным на февраль 2018 г., гостиниц, работающих под международными брендами (165 гостиниц) практически в 2,5 раза больше, чем отелей, входящих в российские гостиничные цепи (61). Российским ГЦ в современных условиях еще достаточно сложно конкурировать с перспективно развивающимися транснациональными компаниям. Однако, уже сегодня, перенимая опыт иностранных гостиничных цепей, национальные ГЦ активно

развиваются на гостиничном рынке РФ, более того расширяют свою географию в странах ближнего зарубежья и Европы. Так, на данный момент в РФ функционируют 4 основные российские ГЦ: AZIMUT Hotels, Amaks Hotels&Resorts, HELIOPARK, Cronwell Hotels&Resorts с общим количеством отелей 61, из которых 54 отеля представлены в 35 городах и еще 7 отелей являются курортными и расположены вне больших городов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также следует отметить, что на территории РФ география национальных ГЦ шире (отели представлены в 42 городах), чем география зарубежных (в 35 городах). Так, можно отметить, что национальные ГЦ не боятся размещать свои отели в городах, которые не пользуются большим туристским спросом, в отличие от зарубежных ГЦ (например, Азов, Тамбов, Белгород, Пермь). Более того, прослеживается тенденция увеличения популярности курортных отелей в экологически чистых местностях (например, ГЦ Cronwell Hotels&Resorts открыла парк-отель в пос. Добрино, Тюменской области, он расположен на уникальной территории, которая отличается множеством экологически чистых озер и лесных массивов). Однако количественные показатели говорят о том, что число отелей под управлением национальных ГЦ совсем не велико - 54, и только в 10 городах находится более чем один отель под управлением российской ГЦ. Тем не менее, национальные ГЦ активно распространяют свое присутствие на гостиничном рынке РФ и имеют перспективы дальнейшего развития. ГЦ Amaks Hotels&Resorts имеет наибольшее количество отелей и самую широкую географию их распределения по городам РФ - 23 отеля в 23 городах. ГЦ AZIMUT Hotels представлена 21 отелем в 14 городах РФ, разместив по несколько отелей в самых популярных туристских центрах (Москва, Санкт-Петербург, Сочи). В свою очередь, ГЦ Cronwell Hotels&Resorts делает акцент на курортных отелях, в определении размещения которых ключевую роль играет экологически чистая территория. ГЦ Heliopark имеет самый низкий показатель по количеству отелей - шесть, два из которых являются бизнес-отелями, а остальные четыре -загородными отелями (например, спа-отель HELIOPARK Thalasso в г. Звенигород, Московская область - ориентирован на организацию оздоровительного отдыха) (таблица 3).

Ввиду того, что существует тенденция открытия курортных отелей, расположенных в загородных зонах, целесообразно рассмотреть в статье не только большие города, но и области, которые являются лидерами по количеству функционирующих гостиниц (рисунок 2). Так, в Москве и Московской области насчитывается наибольшее количество как городских, так и курортных отелей (10), затем - Ханты-Мансийский АО с показателем гостиниц 5, далее - Санкт-Петербург 4, Сочи 3, Воронеж 3, Уфа 2, Владивосток 2, Владимирская область 2, Пермь и Пермская область 2.

Таблица 3

Национальные ГЦ, представленные на территории РФ

Название гостиничной цепи Количество отелей в РФ Города присутствия и количество отелей Способ управления

AZIMUT Hotels 21 Москва 3, Санкт- Петербург 2, Сочи 3, Владивосток 2, Воронеж 2, Астрахань 1 , Кострома 1, Нижний Новгород 1, Новосибирск 1, Уфа 1, Мурманск 1, Кемерово 1, Якутск 1, Кызыл 1 Владение, контракт на управление

Amaks Hotels& Resorts 23 Омск 1, Тольятти 1, Йошкар-Ола 1, Красноярск 1, Курган 1, Великий Новгород 1, Азов 1, Валдай 1, Уфа 1, Казань 1, Пермь 1, Владимир 1, Ижевск 1, Старая Русса 1, Новый Уренгой 1, Воронеж 1, Тамбов 1, Ростов-на-Дону 1, Белгород 1. Подмосковье 1, Новгородская область 1, Пермский край 1, Ессентуки 1. Франчайзинг, контракт на управление

Heliopark 6 Солнечногорский (Мск. Обл.) 1, Звенигород (Мск. Обл.) 1, Суздаль 1, Пенза 2, Ярославская область1 Контракт на управление

Cronwell Hotels& Resorts 11 Санкт-Петербург 2, Ханты-Мансийский автономный округ 5, Московская обл. 4 Контракт на управление

Отелям российских ГЦ следует расширять географию городов присутствия, увеличивать количество гостиниц, проводить качественные PR-кампании и тем самым повышать узнаваемость и популяризировать бренды, чтобы иметь возможность конкурировать с отелями, находящимися под управлением международных ГЦ.

Рисунок 2. Города и области лидеры по присутствию национальных ГЦ

Заключение. В результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

• В настоящее время для РФ характерно стремительное развитие как зарубежных, так и российских ГЦ, которые стали важным сегментом гостиничной индустрии, и экономики в целом.

• Появление ГЦ ознаменовало начало качественно нового этапа в развитии гостиничного предложения, как на национальном, так и на зарубежном рынках.

• ГЦ расширяют свое присутствие двумя основными способами: заключая договора франчайзинга и контракты на управление.

• Отечественный рынок гостиничных услуг развивается в русле общемировых тенденций. Международные ГЦ расширяют свое присутствие в гостиничной индустрии России.

• Россия является одной из самых перспективных стран для развития гостиничного бизнеса и привлечения капитала иностранных гостиничных компаний.

• Расширение ГЦ на территории России - как отечественных, так и зарубежных - получило своё активное развитие в связи с проведением крупнейших событий, в том числе Чемпионата Мира по футболу в 2018 г.

• Национальные ГЦ активно развиваются, заявив о своем присутствии как на российском, так и на международном рынках. Однако они все еще уступают зарубежным сетям по ряду параметров.

• Существуют факторы, ограничивающие деятельность как зарубежных, так и национальных гостиничных операторов, которые необходимо устранять для дальнейшего активного развития гостиничного рынка РФ.

• Несмотря на то, что гостиничный бизнес РФ обладает очень большим потенциалом развития, на данный момент многие города до сих пор испытывают недостаток средств размещения, поэтому в ближайшей перспективе необходимо продолжать курс на наращивание отельной базы сетевых отелей с учетом пожеланий реальной и потенциальной потребительской аудитории.

• Наличие в России сетевых отелей высокого класса повышает общий уровень сервисных услуг, предоставляемых в гостиницах, и позволяет российскому гостиничному бизнесу развиваться более эффективно.

• ГЦ являются на данные момент очень сильным катализатором развития гостиничного, а, следовательно, и национального туристского бизнеса, обусловленного обостряющейся конкуренцией, которая сказывается как на качестве услуг, так и на цене. Так же стоит отметить, что российский гостиничный рынок включается в глобальные процессы, однако, проникновения мировых ГЦ на территорию нашей страны происходит очень медленно.

Список литературы

1. Александрова А.Ю. Международный туризм. М.: Кнорус, 2010. 470 с.

2. Амосова Г.М. Развитие международных гостиничных сетей. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербург, 2013. 218 с.

3. Анисенко А.В. Гостиничный бизнес: Классификация гостиничных и других средств размещения: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика 2008. 352 с.

4. Гуров С.А., Гавриленко В.В. Территориальная структура сети коллективных средств размещения в Крыму // «Молодая Наука»: сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых. Симферополь: Ариал. C. 148-149.

5. Голигузова Н.С. Тенденции развития гостиничного бизнеса в РФ / Голигузова Н.С., Куценко Е.И. // Экономическая наука сегодня: теория и практика: материалы IV Международная науч.-практическая. конференция, 30 апр. 2016 г., Чебоксары / Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высшего проф. образования «Чувашский гос. ун-т им. И. Н. Ульянова» [и др.]. Чебоксары: Интерактив плюс, 2016. С. 34-39.

6. Никольская Е. Ю., Кузьмин Ф. В. Перспективы развития гостиничных цепей в РФ // Мир науки и инноваций. Т.10, Вып. 2 (2). Иваново: Научный мир, 2015. С. 137-147.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Aleksandrova A.Yu. Mezhdunarodnyy turizm. M.: Knorus, 2010. 470 p.

2. Amosova G.M. Razvitie mezhdunarodnykh gostinichnykh setey. Dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk. Sankt-Peterburg, 2013. 218 p.

3. Anisenko A.V. Gostinichnyy biznes: Klassifikatsiya gostinichnykh i drugikh sredstv razmescheniya: Uchebnoe posobie. M.: Finansy i statistika 2008. 352 p.

4. Gurov S.A., Gavrilenko V.V. Territorialnaya struktura seti kollektivnykh sredstv razmescheniya v Krymu - «Molodaya Nauka»: sbornik nauchnykh trudov nauchno-prakticheskoy konferentsii dlya studentov i molodykh uchenykh. Simferopol: Arial. p. 148-149.

5. Goliguzova N.S. Tendentsii razvitiya gostinichnogo biznesa v RF / Goliguzova N.S., Kutsenko E.I. - Ekonomicheskaya nauka segodnya: teoriya i praktika: materialy IV Mezhdunarodnaya nauch.-prakticheskaya. konferentsiya, 30 apr. 2016 g., Cheboksary / Feder. gos. byudzhet. obrazovat. uchrezhdenie vysshego prof. obrazovaniya «Chuvashskiy gos. un-t im. I. N. Ulyanova» [i dr.]. Cheboksary: Interaktiv plyus, 2016. p. 34-39.

6. Nikolskaya E. Yu., Kuzmin F. V. Perspektivy razvitiya gostinichnykh tsepey v RF // Mir nauki i innovatsiy. T.10, Vyp. 2 (2). Ivanovo: Nauchnyy mir, 2015. p. 137-147.

Рецензенты:

Козырева Н.Е. - кандидат педагогических наук, доцент, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Угольников М.Н. - кандидат географических наук, доцент, ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет».

Работа поступила в редакцию: 12.01.2018 г.