АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В СФЕРЕ УСЛУГ
УДК 640.41
DOI: 10.24411/1995-042X-2018-10202
ДУХОВНАЯ Лилия Леонидовна
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ);
кандидат экономических наук, доцент; e-mail: [email protected]
СКАБЕЕВА Лариса Ивановна
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ);
кандидат педагогических наук, доцент; e-mail: [email protected]
Специфика функционирования международных и национальных гостиничных цепей на рынке гостиничного бизнеса в Российской Федерации
Глобальный процесс развития международных гостиничных цепей насчитывает не одно десятилетие. Исторически родиной международного гостиничного бизнеса принято считать Соединенные Штаты Америки. Международный сетевой гостиничный бизнес как направление достаточно быстро вышел за пределы североамериканского континент, продемонстрировав уже на начальных стадиях своего развитие удачный альянс с другими видами бизнеса. Несмотря на то, что понятие «гостиничная цепь» сегодня прочно вошло в терминологический аппарат, в различных источниках можно встретить понятие «гостиничная сеть». Отдельное внимание авторы статьи уделяют анализу данных понятий, рассматривая значительное количество авторских интерпретаций. В статье анализируются современные тенденции развития международного гостиничного бизнеса, проводится их ретроспективный анализ. Подробно исследованы специфические особенности присутствия на рынке гостиничного бизнеса наиболее значимых и влиятельных представителей международных гостиничных цепей, отражена положительная динамика увеличения числа гостиничных предприятий, принадлежащих международным гостиничным цепям в городах, где в последнее время проводились крупномасштабные политические и спортивные мероприятия, рассмотрены тенденции увеличения доли рынка в перспективе на ближайшие 5-10лет. Поскольку одним из конкурирующих сегментов на рынке гостиничного бизнеса являются гостиничные предприятия, относящиеся к национальным (российским) гостиничным цепям, в статье приводятся некоторые количественные и качественные характеристики, отражающие основные тенденции, проблемы и перспективы развития гостиничного бизнеса в рамках национальных гостиничных сетей.
Ключевые слова:
гостиничная цепь, гостиничная сеть, гостиничный бизнес, отель, гостиничный рынок, международная гостиничная цепь (сеть), национальная гостиничная цепь(сеть)
Духовная Л.Л., Скабеева Л.И.
Специфика функционирования международных и национальных гостиничных цепей на рынке гостиничного бизнеса в Российской Федерации
В заключении перечислены основные сдерживающие факторы развития национального сетевого гостиничного бизнеса и приведены рекомендации, которые при определенных обстоятельствах могли бы оказать позитивное влияние на расширение присутствия национальных гостиничных цепей в регионах РФ.
Введение. Гостиничный бизнес XXI века -одно из наиболее динамично развивающихся направлений в мировой экономике. По данным Всемирного экономического форума оборот туристской отрасли в 2017 году достиг рекордного показателя 7 трлн. долларов, составив 9,5 % мирового ВВП и 5,4% общемирового экспорта. По данным Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC) количество занятых в сфере туризма к 2020 году увеличится до 9,2%. При этом достаточно очевидно, что весьма существенная доля данных показателей мировой экономики принадлежит гостиничному бизнесу [13].
Значимым документом в процессе глобализации туризма стал «Глобальный этический кодекс туризма», концепция которого была представлена в 1997 году в Стамбуле и одобрена в 1999 году в Нью-Йорке. Установлен кодекс был в 1999 году в Сантьяго на Генеральной ассамблее WTO. Данный международный документ четко определяет основные пути и направления для развития мирового туризма [3].
В соответствии с «Глобальным этическим кодексом» процесс глобализации, активно проникнув во все составляющие туристской инфраструктуры, позволяет транспортным компаниям, предприятиям индустрии гостеприимства, консалтинговым компаниям успешно интегрироваться в мировом экономическом пространстве [7].
Перечисленные выше факторы позволяют сделать вывод, что одной из характерных тенденций развития мировой гостиничной индустрии на современном этапе, развивающиеся на фоне индустриализации, процессов глобализации и интеграции является дальнейшее успешное и поступательное развитие международных гостиничных цепей,
объединяющих сегодня десятки тысяч гостиниц в разных регионах мира.
В связи с активизацией деятельности международных гостиничных цепей на рынке гостиничного бизнеса и их усиливающейся ролью в экономике Российской Федерации, автор данной статьи ставит целью исследования изучить степень освещенности данной проблемы в научных публикациях российских и зарубежных авторов, уточнив и конкретизировав понятие «гостиничная цепь» и «гостиничная сеть»,. проанализировать структуру рынка международных гостиничных цепей в РФ в целом и в отдельно взятых регионах страны, выявить основные проблемы, тенденции и специфику развития и функционирования международных и российских гостиничных цепей [4].
Основная часть. Истории, проблемам, перспективам и современным тенденциям развития международных гостиничных цепей посвящены труды таких российских ученых, как Александровой А.Ю., Арифуллина М.В., Джаджугазовой Е.А., Зорина И.В., Кобяк М.В., Морозовой Л.С., Никольской Е.Ю., Путилиной Е.Л., а также зарубежных авторов О. Марто-релл Кунилла, П. Л. Ингрэма и др.
Существует достаточно широкий спектр трактовок понятия «гостиничная цепь», принадлежащий разным авторам.
Стоит отметить, что в настоящее время понятие «гостиничная цепь» недостаточно устоялось в научной терминологии. Объяснить неустойчивость понятия, а также многообразие его интерпретаций можно наличием значительного количества подходов к пониманию сетевых концепций управления в бизнесе. Разнятся также экономические, правовые и маркетинговые основы сетевых форм.
Экономический словарь содержит сле-
дующее определение данного понятия: «гостиничная сеть — это группа отелей, имеющих общее руководство, концепции продвижения продукта через системы управления и распределения гостиничного фонда».
Александрова А.Ю. вносит в данное понятие дополнение, которое указывает на то, что характерным признаком для объединяющихся в цепь гостиничных предприятий является общая торговая марка.
Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. определяют гостиничную цепь, как группу предприятий, которые осуществляют коллективный бизнес и находятся под непосредственным контролем руководства цепи. Цепь может иметь собственные здания или арендовать их. Руководство цепи имеет преимущества при разделе прибыли, но, в то же время, несет ответственность за все потери, возможные при любых (в частности финансовых) операциях, делая в данной формулировке понятия значительный акцент на особенности управления и руководства сетью [1].
Достаточно лаконичным видится определение авторов Немоляевой М.Э. и Ходор-кова Л.Ф., отмечающих, что «гостиничная цепь - это объединение гостиниц, находящихся в едином подчинении».
В то же время Катъкало В.С. и Мукба В.Н. предлагают понимать под гостиничной цепью «долгосрочное взаимовыгодное объединение гостиничных предприятий, а также фирм сопутствующих отраслей в единую структуру и систему стратегического сотрудничества с целью создания совместных отличительных компетенций.
Данная трактовка определяет, главным образом, субъектный состав гостиничных цепей, отличный от вышеуказанных определений (не только отели), а также делает акцент на цели объединения [5].
По мнению Путилиной Е.Л., «гостиничная цепь — это сложная многоуровневая система, состоящая из различных предприятий гостиничной отрасли и характеризующаяся их стратегическим сотрудничеством как основ-
ным свойством данной системы» [1].
Джанджугазова Е.А. рассматривая и анализируя специфику и особенность деятельности независимых отелей, не входящих ни одну гостиничную цепь, подчеркивает, что «... по сути, в цивилизованном мире нет ни одного отеля, который бы работал сам по себе, будь он большим или маленьким» [1].
В процессе изучения понятия «гостиничная цепь» автор неоднократно сталкивался с понятием «гостиничная сеть». Закономерен и вполне логичен вопрос: «Данные понятия разнятся или они тождественны?».
Значительное количество интерпретаций понятия позволяет сделать вывод, что понятие «цепь», «цепочка» и «сеть» являются синонимами.
Термин «(Hotel) Net» (от англ. - «сеть», «сетка») и термин «(Hotel) Chain» (от англ. -«цепь») по отношению к гостиничному бизнесу можно считать эквивалентными. Термин «цепочка» (производная от «цепь» в уменьшительно-ласкательном значении) следует трактовать не как «цепь» малых размеров, а как полный синоним термина «цепь» [2].
Рассматривая специфику терминологии, стоит обратить внимание на понятие «транснациональные гостиничные цепи», как разновидность транснациональных корпораций (ТНК). Данный тип международных гостиничных цепей характеризуется присутствием в значительном количестве государств и может служить примером успешной практики транснационализации, являющейся одной из характерных черт международного туризма [6].
Стоит отметить, что рассмотренные выше трактовки не всегда носят комплексный характер, в них нечетко прослеживаются общие черты, характерные для сетевой формы организации гостиничного бизнеса.
Автор считает, что для более детального понимания особенностей специфики концепции гостиничной цепи необходимо рассмотреть данное явление в контексте возникновения, основных этапов функционирования, современных тенденций и перспектив данной
Духовная Л.Л., Скабеева Л.И.
Специфика функционирования международных и национальных гостиничных цепей на рынке гостиничного бизнеса в Российской Федерации
формы гостиничного бизнеса с учетом международных и национальных особенностей.
Зарождение первых международных гостиничных цепей, в концепцию которых было положено использование имиджа единой торговой марки для формирования и продвижения гостиничного продукта для внутреннего и зарубежного рынка произошло в конце 1950-х гг. в Соединенных Штатах Америки.
Увеличение объема строительства гостиничных предприятий, явившееся следствием активизации и увеличения туристских потоков, дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры США стали главными предпосылками в процессе создания, функционирования и интенсивного распространения международных гостиничных цепей.
Первым опытом создания международной гостиничной цепи принято считать создания гостиничной цепи «Hilton», деятельность которой практические сразу «вышла» за пределы США, благодаря тесному и взаимовыгодному сотрудничеству с авиакомпанией «Pan American». Данная практика принадлежности или тесного взаимовыгодного сотрудничества между крупными международными гостиничными цепями и ведущими авиакомпаниями мира и сегодня широко распространена в международном туризме [8].
Таким образом, благодаря особенностям географии полетов, связанной с латиноамериканским регионом, гостиничная цепь «Hilton» стремительно и успешно шагнула за пределы североамериканского континента, в значительной степени обосновавшись в таких странах, как Пуэрто-Рико, Венесуэла, Бразилия, Уругвай, Чили, Колумбия, Мексика, Куба и Доминиканская Республика. Так начался новый период в развитии гостиничного бизнеса, характеризующийся появлением на рынке сетевых американских отелей со значительным спектром дополнительных услуг и едиными стандартами технологий обслуживания гостей. Управление этими гостиницами осуществлялось либо через прямое управление специалистами сети «Hilton», либо через при-
влечение бренда и самостоятельное управление (франчайзинг). Именно в эти годы начался масштабный процесс трансформации гостиничного бизнеса: от малых независимых частных отелей в современную сетевую индустрию.
Однако глобальная экспансия гостиничного рынка международными гостиничными цепями была осуществлена уже в конце XX века. Так в 1970-е гг. с появлением на международных линиях «Боинга-747» появились и начали активно распространяться в Северной Америке и за ее пределами международные гостиничные цепи Days Inn, Super 8 Motels и Comfort Inns, FourSeasons, Canadian Pacific, Marriott, Hyatt, Sheraton, Radisson, Ramada и другие сетевые структуры.
Сегодня на современном рынке гостиничного бизнеса присутствует 300 гостиничных цепей с номерным фондом более 7 млн. номеров, что составляет почти 50% от общего мирового номерного фонда.
Так, 195 штаб-квартир гостиничных цепей находятся в США, 17 - в Великобритании, 14 - в Японии, 11 - в Германии, 8 - в Гонконге, по 6 - во Франции и Сингапуре, что демонстрирует ведущие позиции США на рынке сетевого гостиничного бизнеса. Лидеры среди международных гостиничных цепей по объему номерного фонда представлены в табл. 1.
На современном этапе развития гостиничной индустрии сетевым отелям, безусловно, принадлежит главенствующая роль в процессе формирования и использования единых стандартов обслуживания, единого бренда, применения инновационных технологий и прогрессивных методов обучения персонала.
Для сетевого гостиничного бизнеса одной их характерных тенденций является динамичный процесс интеграции и глобализации.
Одним из наглядных примеров глобализации сетевого гостиничного бизнеса является опыт стран Персидского залива, чьи гостиничные предприятия уже давно отождествляются с роскошью и использованием высоких стандартов обслуживания.
Таблица 1 - Топ-10 мировых гостиничных цепей 1 Место Компания Кол-во номеров Кол-во отелей
1 Marriott International, США 1 164 668 5 952
2 Hilton Worldwide, США 796 440 4 875
3 IHG (InterContinental Hotels Group), Великобритания 767 135 5 174
4 Wyndham Hotel Group, США 697 607 8 035
5 Shanghai Jin Jiang International Hotel Group Co., Китай 602 350 5 977
6 Accor Hotels, Франция 583 161 4 144
7 Choice Hotels International Inc., США 516 122 6 514
8 BTG Homeinns Hotels Group, Китай 373 560 3 402
9 China Lodging Group, Китай 331 347 3 269
10 Best Western Hotels & Resorts, США 293 059 3 677
Сеть отелей Jumeirah Group - эта гостиничная цепь, в которые входят одни из самых роскошных отелей мира. Jumeirah Group -молодая гостиничная сеть, которая, тем не менее, считается одной из самых крупных отельных сетей в классе Luxury. Славу одного из самых богатых и влиятельных отельных операторов Jumeirah Group приобрела благодаря ряду грандиозных проектов. Наиболее известным проектом Jumeirah Group стал отель BurjalArab - легендарный парус на насыпном острове в водах Персидского залива. На момент постройки в конце 1990-х гг. он считался самым дорогим и инновационным отелем мира.
Сегодня отель-парус Burjal Arab - жемчужина коллекции Jumeirah Group и символ Дубаи. При этом в «короне» Jumeirah Group присутствует еще один яркий бриллиант - это отель Emirate Towers, один из самых высоких отелей мира.
Традиционная для Ближнего Востока тяга к роскоши нашла свое отражение и в других отелях отели Jumeirah Group. Madinat Jumeirah - целый гостиничный комплекс от Jumeirah Group для отдыха в Дубаи, который состоит из отеля Jumeirah Beach Hotel, парка водных развлечений Wild Wadi и гостиничный курорт Jumeirah BeachResort. Модная тема
Данные в табл. 1-2 и на рис. 1-3 приводятся по источнику: EY представила ежегодную сводную аналитику «International Hotel Brands in Russia 2018». URL: http://hotelier.pro/management/item/3199-ey// (дата обращения 01.03.2018).
СПА в сети Jumeirah Group представлена Bab Al Shams Desert Resort & Spa - отелем, построенным в пустыне в 50 километрах от Дубаи.
Политика Jumeirah Group по расширению сети не ограничивается лишь пределами ОАЭ. Отели арабской сети можно найти во Франкфурте, Нью-Йорке, Кувейте.
В амбициозные планы сети отелей Jumeirah Group входит открыть в ближайшие годы порядка полусотни роскошных гостиниц по всему земному шару. Jumeirah Group планирует развиваться как за счет строительства новых отелей, так и за счет покупки существующих гостиниц. В ближайших планах Jumeirah Group - покупка отеля в Гамбурге и завершение строительства отеля-курорта на Майорке2.
Трансконтинентальное движение капитала сегодня обеспечивает стабильную ситуацию в гостиничном секторе экономики. Именно благодаря этой тенденции можно наблюдать процесс возрождения за счет ближневосточных финансовых потоков одной из уникальных моделей гостиничного бизнеса- «модели Ритца». Ставка на роскошь - основа концепции Цезаря Ритца и гостиничные цепи стран ближневосточного региона это активно сегодня демонстрируют [12].
Одним из характерных векторов современных международных гостиничных цепей в наше время является существенная диверси-
2Отели Jumeirah. URL: http://www.city-of-hotels.ru/165/ hotel-chains-ru/jumeirah.html (дата обращения 03.03.2018)
Духовная Л.Л., Скабеева Л.И.
Специфика функционирования международных и национальных гостиничных цепей на рынке гостиничного бизнеса в Российской Федерации
фикация бизнеса, за счет чего в рамках одной цепи бизнес представлен в самых разных ценовых сегментах рынка под соответствующим многообразием гостиничных брендов. По данным журнала «HOTErS» самым большим номерным фондом владеют бренды Best Western, Holiday Inn Hotеls&Resorts, Hilton, Holiday Inn Express, Hampton Inn, Comfort Inn, Day Inn, Super 8.
История международного гостиничного бизнеса в Российской Федерации не так продолжительна, берет свое начало с 1992 г. и связана с приходом на российский гостиничный рынок крупнейшего и влиятельного гос-
тиничного оператора Rezidor Hotel Group, работающего на тот момент уже более 30 лет на рынке гостиничного бизнеса и делающего ставку на развивающиеся регионы - Россию, страны СНГ, страны Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.
На рис. 1 представлена динамика открытия новых гостиниц под международными брендами в РФ за последние 20 лет. Как видно из данного рисунка, в 1999-2000 гг. в Российской Федерации не было запущено в эксплуатацию ни одной брендированной гостиницы. Наиболее успешным можно считать период 2013-2015 гг.
Количество гостиниц
Источники: данные операторов, анализ компании ЕУ.
Рис. 1 - Динамика строительства новых гостиниц в РФ, работающих под международными брендами
Осуществляя на протяжении четверти века активную экспансию российского рынка, Rezidor Hotel Group имеет прочные и стабильные позиции, представленные более 50-ю действующих и строящихся отелей в крупных городах РФ - в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Мурманске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и др.
Наряду с Rezidor Hotel Group значительная доля рынка по объему номерного фонда
принадлежит таким международным гостиничным операторам - Accor, Marriott International, IHG, Hilton World Wide, Hyatt Hotel Corporation. Всего же рынок международного гостиничного бизнеса в Российской Федерации сегодня представлен деятельностью 22 международных гостиничных операторов, управляющих 179 гостиниц (38 705 номеров) в 38 городах РФ.
Рис. 2 - Распределение существующего номерного фонда под управлением международных гостиничных операторов по городам России (по данным компании EY на октябрь 2017 г.)
BSBIhhhh
н н ■ а н в
г <&° *
■ Carlson Rezidor Hotel Group s Marriott International
■ Sokos Hotels
■ Wyndham Hotel Group
■ Corinthia Hotels
■ Vienna House
□ Accor Hotels
■ Hilton Worldwide
■ Kempinski Hotels
■ Louvre Hotels Group
■ Rocco Forte Hotels
■ Domina Hotels
cT ó
□ Intercontinental Hotels Group
□ Best Western
■ Hyatt Hotels Corporation
■ Rixos
■ Four Seasons Hotels & Resorts
■ Mamaison Hotels & Residences
□ Belmond
■ Capella Hotel Group
□ Lotte Hotels & Resorts
Анализируя приоритетные позиции международных гостиничных операторов по объему принадлежащего им номерного фонда на российском рынке, стоит выделить главенствующие позиции таких международных гостиничных цепей, как Carlson Rezidor Hotels Group, Accor Hotels, Marriott International, IHG и др. Причем, по динамике ежегодного увеличения размера номерного фонда лидирует Accor Hotels.
При благоприятном прогнозе развития экономики к 2021 году на рынке гостиничного бизнеса Российской Федерации планируется функционирование 278 объектов с номерным фондом 59 970 номеров в 55 городах страны. Новые гостиницы, работающие под международными брендами, появятся в таких городах
РФ, где ранее на рынке гостиничного бизнеса не было ни одного подобного объекта. Это такие города, как Анапа, Архангельск, Барнаул, Белгород, Владивосток, Кемерово, Киров, Набережные Челны, Нижний Тагил, Новороссийск, Новокузнецк, Переславль-Залесский, Ставрополь, Тольятти, Томск, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Чебоксары и др.
Стоит отметить, что в таких городах, как Саранск, Ростов-на-Дону представители международных гостиничных цепей стали функционировать на рынке благодаря ЧМ по футболу 2018. Известно, что такие крупномасштабные мероприятия, как САММИТ АТЭС-2012, Универсиада- 013 в г. Казани, Олимпийские игры-2014 г и проведение этапа Формулы-1 в г. Сочи в свое время явились неким ка-
Духовная Л.Л., Скабеева Л.И.
Специфика функционирования международных и национальных гостиничных цепей на рынке гостиничного бизнеса в Российской Федерации
тализатором инвесторской активности в регионах. Так, в период 2012-2014 гг. в г. Сочи было построено 18 гостиниц (3 829 номеров), принадлежащих международным гостиничным цепям.
HCarlson Rezidor Hotels Group HIHG
HAccor Hotels H Hilton WorldWide
У Marriott International ы Другие операторы
Рис. 3 - Доля международных гостиничных операторов - распределение по существующему номерному фонду
Анализируя отдельные количественные показатели, а именно количество отелей в различных сегментах звездности, стоит отметить, что строительство значительного числа отелей, принадлежащих 4 и 5 * сегменту, столь характерное для начала 2000-х годов, уходит в прошлое. Ситуация коренным образом изменилась с появлением в крупных городах РФ значительного количества бюджетных сетевых средств размещения. Такие бренды как Ibis, Four Pointsby Sheraton, Holiday Express, Days Hotels за последние два года гостеприимно открыли свои двери в городах Москва, Краснодар, Иркутск, Ульяновск, Пере-славль-Залесский, что, несомненно, стратегически важно для развития различных видов туризма в данных регионах.
В большинстве стран мира (кроме США) национальные гостиничные бренды составляют значительно меньшую долю, чем гостиницы, находящиеся под международным
управлением. Аналогичная тенденция наблюдается и на российском рынке: в настоящий момент гостиниц, работающих под международными брендами (179 объектов), почти в 1,5 раза больше, чем отелей, принадлежащих национальным (российским) гостиничным цепям (101 объект) [10].
Несмотря на столь значимый приоритет международных гостиничных операторов на российском рынке гостиничного бизнеса, необходимо отдельно изучить и проанализировать структуру российских гостиничных цепей.
Возникшая в СССР первая в стране гостиничная цепь «Интурист» на протяжении многих десятилетий прочно удерживала позиции монополиста. Несмотря на то, что данная гостиничная цепь сохранила свои позиции и сегодня, количество отелей, входящие в сеть «Интурист» существенно сократилось.
«Новая эра» национальных гостиничных цепей в нашей стране началась в начале 2000-х годов с появлением наиболее успешных проектов «АЗИМУТ Сеть Отелей», пермской сети «Амакс Гранд Хотелс», сети Cronwell Hotels & Resorts, Heliopark Hotels & Resorts, Korston Hotels и других [11].
Анализируя рынок международных и национальных гостиничных цепей, можно сделать вывод о недостаточно большом количестве национальных гостиничных цепей на фоне ежегодного растущего количества гостиниц, открывающихся и продолжающих свое успешное функционирование под международными брендами на российском рынке. В чем же причина столь немногочисленного количества представителей национального сетевого гостиничного бизнеса на рынке?
По нашему мнению, к сдерживающим факторам активного и динамичного процесса развития национального сетевого гостиничного бизнеса следует отнести:
• отсутствие четкой законодательной базы, регулирующей вопросы национальных гостиничных цепей;
• сдержанные позиции инвесторов;
• высокая стоимость на землю, значи-
тельная налоговая нагрузка;
• отсутствие объективной статистической информации в туризме и как следствие, отсутствие возможности четкой сегментации туристских потоков по целям путешествий и другим признакам;
Перечисленные выше проблемы в значительной степени свойственны регионам Российской Федерации, где гостиничный бизнес испытывает значительные трудности в виду недостаточной инвестиционной и туристкой привлекательности территорий.
В то же время анализ въездных потоков иностранных туристов показывает, что например, за 2016 год в РФ прибыло 6.072.000 человек из них (по разным оценкам сотрудников сетевых гостиниц) более 80% приезжают с бизнес целями и поэтому месторасположени-
• упрощенная процедура покупки франшизы по сравнению с процессом создания собственного бренда;
• проблема подготовки и привлечения высококвалифицированных кадров в отдельно взятых регионах РФ.
ем сетевых гостиничных предприятий преимущественно является деловой и транспортный центр города. Таким образом, при выборе стратегии развития гостиничных комплексов девелопментские компании отдают предпочтение сетевой форме организации именно зарубежными сетевыми гостиничными компаниями по двум причинам:
- гарантированная загрузка - за счет продвижения брендов, а также гостиничных сетей в GDS, ресурсами которых пользуются корпоративный сегмент гостей;
Таблица 2 - Присутствие российских гостиничных операторов на российском и международном рынках (данные за октябрь 2017 года)
Название сети Число отелей в РФ / за рубежом Присутствие в РФ Присутствие за рубежом
ГОСТ Отель Менеджмент 26/2 Москва, МО, Сочи, Нижний Новгород, Нижегородская обл., Иркутск, Иркутская обл., Кисловодск, Хакасия, Абакан, Бурятия Украина, Австрия
Amaks Hotels & Resorts 19/4 Владимир, Белгород, Ростов-на-Дону, Рязань, Азов, Омск, Великий Новгород, Воронеж, Тамбов, Новый Уренгой, Пермь, Казань, Красноярск, Уфа, Ижевск, Тольятти, Йошкар-Ола, Курган, Валдай Беларусь
Azimut Hotels 18/8 Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Якутск, Владивосток, Воронеж, Астрахань, Мурманск, Уфа, Новосибирск, Нижний Новгород, Кострома Германия, Австрия
Cronwell Hotels & Resorts 11/3 МО, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский АО - Югра Греция
Heliopark Hotels & Resorts 7/1 Солнечногорск, Звенигород, Небуг, Пенза, Суздаль, Малые Соли Германия
Союз Маринс Групп 7/- Ялта, Сочи, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов, Новосибирск -
Cosmos Group 5/3 Москва, МО, Петрозаводск, Алтай Чехия, Италия, Намибия
Альянс Отель Менеджмент 5/- Москва, Обнинск, Саранск, Абакан, Туапсе -
Korston Hotels 3/- Москва, Казань, Серпухов -
ИТОГО: 101/21
Духовная Л.Л., Скабеева Л.И.
Специфика функционирования международных и национальных гостиничных цепей на рынке гостиничного бизнеса в Российской Федерации
- гарантированный возврат заемных средств при финансировании гостиничных проектов.
При этом основные причины сдерживающие проникновение зарубежных гостиничных сетей в регионы РФ:
- неразвитая деловая активность регионов;
- неразвитая транспортная инфраструктура и MICE - инфраструктура (на сегодняшний день основной сегмент иностранных гостей РФ).
Статистика по российским туристам (по данным Ростуризма) за 2016 г. которые пользовались коллективными средствами размещения (КСР) - более 48 млн. человек. При этом подавляющее большинство составили именно туристы, путешествующие с рекреационными и экскурсионными целями в популярные туристские центры РФ. При этом основные факторы при выборе ими средства размещения являются цена и близость к туристским ресурсам региона, таким как исторические объекты, оздоровительные центры, природные ресурсы и пр. Поэтому сетевым российским операторам стоит сосредоточиться на этом сегменте рынка и развивать проекты туристских и оздоровительных средств размещения 3*-4*.
Для международных гостиничных цепей в РФ свойственны же иные тенденции. К этим характерным особенностям современного зарубежного сетевого гостиничного бизнеса можно отнести:
• значительная активизация международного гостиничного бизнеса на региональных рынках, ввиду роста их инвестиционной привлекательности и роста деловой активности;
• «осторожная позиция» международного сетевого гостиничного бизнеса в отношении владения отелями, управление значительным количеством гостиничных предприятий на основе договорных отношений (франшиза, контракта на управления);
• заинтересованности девелоперов
(промышленных и сырьевых холдингов) в равноправном партнерстве с международными гостиничными сетями;
• выбор представителями международного сетевого гостиничного бизнеса экономичного «трехзвездочного» сегмента в регионах как наиболее востребованного;
В то же время существующие геополитические факторы оказывают влияние на расширение сетевого гостиничного бизнеса на один из самых привлекательных (с точки зрения туризма) регионов РФ - Крым. Поэтому сетевым гостиничным компаниям стоит рассматривать этот регион для своего развития, маркетинговых стратегий, продвижения своих брендов и стандартов обслуживания для завоевания гостиничного рынка. Особенно это будет актуально с 2018 года, т.к. открыто транспортное сообщение в связи со строительством и запуском моста, соединяющим Крым и остальные регионы России. В тоже время развитие гостиничного рынка Крыма с помощью сетевых технологий является важным преимуществом в сравнении с самодеятельным независимым управлением гостиницей, т.к. имеет свои стандарты обслуживания (как сервисные так и материально-технического оснащения), что актуально при проведении обязательной классификации в ближайшем будущем (2019-2020 годах) в РФ. Позиционирование на гостиничном рынке Крыме создаст преимущества для российских сетевых гостиничных компаний и дальнейшего развития на всей территории РФ.
Сетевые формы организации гостиничного бизнеса постепенно занимают ведущее место среди различных форм хозяйствующих систем. Несомненен и тот факт, что современные международные гостиничные сети как один из самых прибыльных элементов индустрии туризма и гостеприимства находятся в поиске оптимальных вариантов эффективного развития.
Подводя итог данного исследования, можно с уверенностью сказать, что будущее индустрии гостеприимства — за наиболее эф-
фективным способом ведения хозяйства в гостиничном бизнесе — международными гостиничными сетями.
На мировом гостиничном рынке все ярче проявляются тенденции эффективной организации бизнес-процессов гостиничных предприятий - собственники все чаще привлекают к управлению профессиональных гостиничных операторов, что отражается на росте международных гостиничных сетей и появлении новых брендов. В этой связи растет популярность сетевых форм организации гостиничной деятельности среди инвесторов [9].
Безусловно, сегодняшний современный мир- это мир без границ, мир, который с точки зрения развития туризма мы давно привыкли рассматривать как единое глобальное про-
странство. Идее глобальной интернационализации геопространства подчинена концепция международного гостиничного бизнеса, в основу которой положена сетевая форма бизнес-процессов.
Всеобщая популяризация туризма и растущие на этом фоне масштабы международных туристских потоков в значительной степени обеспечивают благоприятные условия для дальнейшего развития международного сетевого гостиничного бизнеса. Все больше гостиничных цепей становятся узнаваемыми, завоёвывают рынок, получая в обмен на использование высоких стандартов обслуживания доверие и потребительскую лояльность как своих гостей, так и надежных партнеров по бизнесу.
Список источников:
1. Аль-Робаи Ааливи С. Карар Развитие международных гостиничных цепей // Журнал международного права и международных отношений. 2012. №2. С. 89-94.
2. Арифуллин М.В., Морозова Л.С. Генезис понятий «Гостиничная цепь» и «Гостиничная сеть» // Сервис в России и за рубежом. 2012. №2(29). С. 53-63.
3. Гаврик Ю.С. Расширение международных гостиничных сетей как фактор ужесточения конкуренции на российском гостиничном рынке // ЦИТИСЭ. 2016. № 2 (6). С. 1.
4. Dukhovnaya L.L., Kholodtsova I.I., Polyakov V.V., Andreeva A.I., Seredina M.I. Practical experience of the art and exhibition activity at the enterprises of hotel services in the Russian Federation // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol.6.№5 S2. Pp. 58-64.
5. Духовная Л.Л., Кобелева О.В., Шпагина И.В. Малые гостиницы г. Москвы: проблемы и перспективы развития. Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 2 (63). С. 151-163.
6. Завертяев М. Ю. Специфика деятельности мировых гостиничных цепей в условиях российского рынка гостиничных услуг // Молодой ученый. 2014. №17. С. 270-275.
7. Малюшенкова Е. Д. Морозова М.А. Управление процессом формирования и развития гостиничных цепей на рынке туристских услуг // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2014. № 1. С.23-28
8. Миронова М.В., Солдатова Е.В. Глобализация индустрии гостеприимства // В сб.: Современные трансформации индустрии туризма и гостеприимства в России: Сборник науч. тр. по мат. I Междунар. науч.-практ. конф. НОО «Профессиональная наука», 2016. С. 54-66.
9. Бушуева И.В. Скабеева Л.И. О современных практико-ориентированных подходах к разработке общеобразовательных программ магистров по направлению «Гостиничное дело» // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. Т. 10. № 1. С. 12-20.
10. Ушаков К.А. Развитие международного гостиничного бизнеса и воздействие международных гостиничных цепей (сетей) на национальную экономику // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 4. № 4. С. 63-67.
11. Ушаков К.А. Зарубежный опыт гостиничного бизнеса и главные тенденции создания гостиничных цепей // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т.4. № 2. С.78-82.
12. Stabler M.A., Sinclair P.T. The Economics of Tourism. London: Routledge, 2010. 180 p.
Духовная Л.Л., Скабеева Л.И.
Специфика функционирования международных и национальных гостиничных цепей на рынке гостиничного бизнеса в Российской Федерации
13. Fedulin A.A., Zgonnik L.V., Lebedeva O.Ye., Dukhovnaya L.L., Ilkevich S.V. Methodological approaches to the assessment of historical and cultural resources in tourist destinations // Journal of Environmental Management and Tourism. 2017. Vol.8. № 6 (22). P. 1198-1204.
Liliya L. DUKHOVNAYA a, Larisa I. SKABEEVA b
a-b Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia); a PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected] b PhD in Pedagogic, Associate Professor; e-mail: [email protected]
SPECIFICS OF INTERNATIONAL AND NATIONAL HOTEL CHAIN IN THE MARKET OF HOTEL BUSINESS IN RUSSIA
Keywords:
hotel chain, hotel network, hotel business, hotel, hotel market, international hotel chain (network)
The global process of the international hotel chains development has more than one decade. Historically, the United States of America is considered the birthplace of the international hotel business. The international network hotel business as a direction quickly moved beyond the North American continent and has demonstrated already at the initial stages of its development a successful alliance with other types of business. Despite the fact the concept of "hotel chain" is main in the terminology, in various sources we can find the concept of "hotel network". The authors pay special attention to the analysis of these concepts, considering a significant number of authorial interpretations. The article analyzes modern development trends in the international hotel business, and retrospectively analyzes them. The authors examine in detail specific features of the presence in the hotel business market of the most significant and influential representatives of international hotel chains, consider positive dynamics of the increase in the number of hotel enterprises belonging to international hotel chains in cities, where large-scale political and sports events have been held recently, and describe the trends of increasing market share in the future for the next 5-10 years.
As one of the competing segments in the hotel business market is hotel companies related to national (Russian) hotel chains, the article presents some quantitative and qualitative characteristics reflecting the main trends, problems and prospects for the development of hotel business within the national hotel chains. In conclusion, the authors list the main factors constraining the development of the national network hotel business and gives recommendations, which under certain circumstances, could have a positive impact on the expansion of national hotel chains in the regions of the Russian Federation.
References
1. Al'-Robai, Aalivi S. Karar (2012). Razvitie mezhdunarodnyh gostinichnyh cepej [The international hotel chains development]. Zhurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnyh otnoshenij [Journal of International Law and International Relations], 2, 8994. (In Russ.).
2. Arifullin, M. V., & Morozova, L. S. (2012). Genezis ponyatij «Gostinichnaya cep'» i «Gostinichnaya set'» [Genesis of the concepts "Hotel network" and "Hotel chain"]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 2(29), 53-63. (In Russ.).
3. Gavrik, Yu. S. (2016). Rasshirenie mezhdunarodnyh gostinichnyh setej kak faktor uzhestocheniya konkurencii na rossijskom gostinichnom rynke [Expansion of international
-1 31
hotel chains as a factor of toughening competition in the Russian hotel market]. CITISEH [CITISE], 2(6), 1. (In Russ.).
4. Dukhovnaya, L. L., Kholodtsova, I. I., Polyakov, V. V., Andreeva, A. I., & Seredina, M. I.
(2015). Practical experience of the art and exhibition activity at the enterprises of hotel services in the Russian Federation. Mediterranean Journal of Social Sciences, 6(5), 58-64.
5. Dukhovnaya, L. L., Kobeleva, O. V., & Shpagina, I. V. (2016). Malye gostinicy g. Moskvy: problemy i perspektivy razvitiya [Small hotels in Moscow: The problems and development prospects]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 10(2), 151-163. (In Russ.).
6. Zavertyaev, M. Yu. (2014). Specifika deyatel'nosti mirovyh gostinichnyh cepej v usloviyah rossijskogo rynka gostinichnyh uslug [Specificity of activity of world hotel chains in the conditions of the Russian hotel services market]. Molodoj uchenyj [Young Scientist], 17, 270275. (In Russ.).
7. Malyushenkova, E. D., & Morozova, M. A. (2014). Upravlenie processom formirovaniya i razvitiya gostinichnyh cepej na rynke turistskih uslug [Managing the process of formation and development of hotel chains in the market of tourist services]. Nauchnyj zhurnal NIU ITMO. Seriya «Ekonomika i ekologicheskij menedzhment» [Scientific journal of NIU ITMO // The series "Economics and environmental management»], 1, 23-28. (In Russ.).
8. Mironova, M. V., & Soldatova, E. V. (2016). Globalizaciya industrii gostepriimstva [Globalization of the hospitality industry]. In coll.: Sovremennye transformacii industrii turizma i gostepriimstva v Rossii [Modern transformations of the tourism and hospitality industry in Russia]: A collection of scientific articles based on the materials of the I International Scientific and Practical Conference. NOO «Professional'naya nauka», 54-66. (In Russ.).
9. Bushueva, I. V., & Skabeeva, L. I. (2016). O sovremennyh praktiko-orientirovannyh podhodah k razrabotke obshcheobrazovatel'nyh programm magistrov po napravleniyu «Gostinichnoe delo» [On modern practice-oriented approaches to developing general educational programs for Masters' Degree students in the field of "Hospitality"]. Vestnik As-sotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin], 10(1), 12-20. (In Russ.).
10.Ushakov, K. A. (2017). Razvitie mezhdunarodnogo gostinichnogo biznesa i vozdejstvie mezhdunarodnyh gostinichnyh cepej (setej) na nacional'nuyu ekonomiku [The development of international hotel business and impact]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya [Economics and Management: The problems and solutions], 4(4), 63-67. (In Russ.).
11.Ushakov, K. A. (2017). Zarubezhnyj opyt gostinichnogo biznesa i glavnye tendencii sozdaniya gostinichnyh cepej [Foreign experience of the hotel business and the main trends in the creation of hotel chains]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya [Economics and Management: The problems and solutions], 4(2), 78-82. (In Russ.).
12.Stabler, M. A., & Sinclair, P. T. (2010). The Economics of Tourism. London: Routledge.
13.Fedulin, A. A., Zgonnik, L. V., Lebedeva, O. Ye., Dukhovnaya, L. L., & Ilkevich, S. V. (2017). Methodological approaches to the assessment of historical and cultural resources in tourist destinations. Journal of Environmental Management and Tourism, 8(6), 1198-1204.
Духовная Л.Л., Скабеева Л.И. Специфика функционирования международных и национальных гостиничных цепей на рынке гостиничного бизнеса в Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т. 12. Вып. 2. С. 20-32. DOI: 10.24411/1995-042X^018-10202.
Dukhovnaya, L. L., & Skabeeva, L. I. (2018). Specifics of international and national hotel chain in the market of hotel business in Russia. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 12(2), 20-32. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10202. (In Russ).