Научная статья на тему 'Развитие российского гостиничного хозяйства в контексте транснационализации мирового рынка гостиничных услуг'

Развитие российского гостиничного хозяйства в контексте транснационализации мирового рынка гостиничных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1174
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГОСТИНИЧНЫЕ ЦЕПИ / ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / РОССИЙСКОЕ ГО- СТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ / GLOBALIZATION / INTERNATIONAL HOTEL CHAINS / TRANSNATIONALIZATION / RUSSIAN HOSPITALITY MANAGEMENT / STATE REGULATION OF THE HOSPITALITY MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларионов В. А.

Современная мировая экономика характеризуется ростом масштабов и темпов процесса транснациона- лизации. Эти процессы оказывают влияние на все сферы мировой экономики, в том числе изменяют инсти- туциональную среду функционирования национальных рынков гостиничных услуг. В современных условиях международные гостиничные цепи играют системообразующую роль в формировании национальных гости- ничных хозяйств. В данном контексте автором проведен анализ развития российского гостиничного хозяй- ства по предложенной логической схеме, а также определены приоритеты в развитии государственного регулирования российского рынка гостиничных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE HOSPITALITY INDUSTRY IN THE CONTEXT OF THE WORLD MARKET OF HOTEL SERVICESS TRANSNATIONALIZATION

Transnationalization is one of the main characteristics of the World economy. This processes change all spheres of the world economy, including the national markets institutional environment of the hospitality industry. International hotel chains play a system-forming role in developing of national hotel farms. In this context, the author analyzes developing of the Russian hospitality industry. The author proposed a logical framework analysis. As a result, he defi ned the priorities in the development of state regulation of the Russian hospitality.

Текст научной работы на тему «Развитие российского гостиничного хозяйства в контексте транснационализации мирового рынка гостиничных услуг»

Publishing House of the ORAGS, 2010. 268р.

2. Mazur L. Rationale for assessment methodology of the economic potential of Russian regions in the development of regional anti-crisis programs.Srednerussky Bulletin of Social Sciences, 2011.No 1. Pp. 179-187.

3. HasanovRA, Khodachek VM. The principles of organization of crisis management at the regional level.Management Consulting. 2010. No 3. Pp. 111-121.

УДК 339.7

UDC 339.7

В.А. ЛАРИОНОВ

аспирант кафедры экономической теории Ростовского государственного экономического университета E-mail: [email protected]

V.A. LARIONOV

graduate student of chair of economic theory, Rostov state

economic university E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА В КОНТЕКСТЕ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ МИРОВОГО РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ

THE DEVELOPMENT OF THE HOSPITALITY INDUSTRY IN THE CONTEXT OF THE WORLD MARKET OF HOTEL SERVICES'S TRANSNATIONALIZATION

Современная мировая экономика характеризуется ростом масштабов и темпов процесса транснационализации. Эти процессы оказывают влияние на все сферы мировой экономики, в том числе изменяют институциональную среду функционирования национальных рынков гостиничных услуг. В современных условиях международные гостиничные цепи играют системообразующую роль в формировании национальных гостиничных хозяйств. В данном контексте автором проведен анализ развития российского гостиничного хозяйства по предложенной логической схеме, а также определены приоритеты в развитии государственного регулирования российского рынка гостиничных услуг.

Ключевые слова: глобализация, международные гостиничные цепи, транснационализация, российское гостиничное хозяйство, государственное регулирование рынка гостиничных услуг.

Transnationalization is one of the main characteristics of the World economy. This processes change all spheres of the world economy, including the national markets institutional environment of the hospitality industry. International hotel chains play a system-forming role in developing of national hotel farms. In this context, the author analyzes developing of the Russian hospitality industry. The author proposed a logical framework analysis. As a result, he defined the priorities in the development of state regulation of the Russian hospitality.

Keywords: globalization, international hotel chains, transnationalization, Russian hospitality management, state regulation of the hospitality market.

Современная мировая экономика характеризуется ростом масштабов и темпов процесса транснационализации, представляющего собой нарастание доли трансграничного движения капиталов, труда, технологий, информации в общем объеме их миграции. В условиях активизации процессов транснационализации повышается роль ТНК, международных (межнациональных) компаний и их альянсов, распространяющих экономическое влияние за рамки национальных границ и определяющих тренды как мировой экономики в целом, так и национальных экономик в частности. По данным ЮНКТАД, в 2010 году добавленная стоимость в рамках мирового производства ТНК составила приблизительно 16 трлн. долл. - около четверти глобального ВВП. На зарубежные филиалы ТНК приходилось более 10% глобального ВВП и треть мирового экспорта. [6]

Глобализация мирового рынка услуг сопровожда-

ется изменением его институциональной структуры, ростом функционального потенциала и его значимости в экономической системе. Исследование экономического развития в этом контексте - это анализ инноваций институтов, тех институциональных нововведений, которые снижают трансакционные издержки и издержки производства, в сравнении с альтернативными институциональными структурами. Это изучение инноваций институтов, которые делали возможными заключение все более сложных сделок, благодаря снижению тран-закционных (и производственных) издержек этих обме-нов.[4]

Международный рынок услуг сформировался как ответ на потребность со стороны все более активно развивающихся транснациональных корпораций (ТНК), действующих по единым или схожим стандартам на межстрановом уровне. Факторами развития междуна-

© В. А. Ларионов © V.A. Larionov

родного рынка услуг как альтернативы национальным рынкам являются: слабое регулирование; возможность оптимизации налогообложения; сокращение издержек для потребителей услуг - ТНК на различных национальных рынках; интеграция европейского рынка; равенство институциональных условий для всех участников рынка. Эти факторы влияют на логику формирования и развития мирового рынка услуг.

Сближение норм регулирования национальных рынков услуг, гармонизация норм и правил функционирования институциональных структур национальных и международного рынков снизит значение этих факторов.

Международный рынок гостиничных услуг в условиях глобализации мировой экономики развивается нарастающими темпами. По данным аналитиков Rezidor Hotel Group [11], индустрия международного туризма и гостиничного бизнеса восстанавливается от последствий глобального финансового кризиса 2008 года. Об этом свидетельствует рост показателя RevPAR1 в 2012 году в Европе в среднем на 2%, в США этот показатель составил около 7 %. В сравнении с данными 2009 года RevPAR в Европе вырос в среднем на 21%, но все еще ниже на 13% уровня докризисного 2007 года. Данная тенденция характерна и для рынков Восточной Европы и стран СНГ, в которых рост показателя RevPAR в 2012 году составил около 9%. Этот показатель также увеличился на 9% и в странах Ближнего Востока и Африки.

Национальные гостиничные хозяйства в условиях глобализации оказываются все более интегрированными в многозвенные сети ТНК - международных гостиничных цепей, чье взаимодействие и взаимосвязанность достигают высочайшего уровня (таблица 1).

Процесс транснационализации капитала участников рынка гостиничных услуг является основой формирования современного рыночного пространства. Транснационализация мирового рынка гостиничных услуг представляет собой сложный воспроизводственный процесс, основным механизмом которого является

привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Помимо непосредственного участия в капитале через ПИИ, процесс транснационализации предполагает сочетание различных форм трансграничного перемещения капитала, таких как стратегические международные альянсы, механизм IPO (SPO), соглашения о сотрудничестве, неакционерные формы экспансии.

Д. Норт в своих исследования отмечает выполнение роли института распределения риска интегрирующимися структурами - ТНК. [4] Способность интернали-зовать отношения и связи международного рынка услуг в свою внутрифирменную систему отношений определяет динамичное развитие финансово-промышленных групп и иных интегрированных корпоративных структур. В периоды кризисов именно это качество деятельности ТНК становится основным условием стабилизации и роста экономической деятельности интегрированных компаний.

Проявляя устойчивость в период кризисов, такие компании сами становятся «встроенными стабилизаторами» экономической системы, поддерживая, вместе с тем, устойчивость и рынков, на которых осуществляют деятельность эти компании и их дочерние, структурные подразделения, а также аффилированные с ними субъекты хозяйственной деятельности. Более того, они способны преодолевать негативные последствия ряда финансовых ограничений, институциональных норм, сдерживающих их рост. [1, с.27]

В своих исследованиях Mihir A. Desai, C.Fritz Foley, Kristin J. Forbes [12] подтверждают выводы о различиях во влиянии финансовых ограничений на рост ТНК и локальных фирм. Соисследователи обосновывают, что филиалы американских ТНК, в отличие от локальных фирм, на рынках развивающихся стран готовы преодолевать ограничения, обусловленные национальными нормами, а также вызванные экономическими кризисами.

Таким образом, мы можем прийти к выводу о том, что роль ТНК на мировом рынке гостиничных услуг

Таблица 1.

Рейтинг международных гостиничных цепей по данным Международной ассоциации гостиниц и ресторанов в 2013 году в мире и Европе [7]

Рейтинг крупнейших гостиничных цепей в мире Рейтинг крупнейших гостиничных цепей в Европе

№ Наименование Кол-во отелей Кол-во номеров № Наименование Кол-во отелей Кол-во номеров

1 INTERCONTINENTAL 4 602 6l6 000 1 ACCOR 2 396 258 000

2 HILTON 3 992 652 000 2 BEST WESTERN 1 312 90 600

3 MARRIOTT 3 6l2 639 000 3 INTERCONTINENTAL 5l4 89 200

4 WINDHAM l 342 62l 000 4 GROUPE DU LOUVRE 9l4 l0 400

5 CHOICE 6 198 49l 000 5 CARLSON REZIDOR 255 51 800

6 ACCOR 3 515 450 000 6 NH HOTELES 34l 50 800

l STARWOOD 1 121 328 000 l WITHBREAD 641 50 l00

S BEST WESTERN 4 024 312 000 S HILTON 205 46 600

9 HOME INNS 1 ll2 214 000 9 MELIA 195 44 l00

10 CARLSON REZIDOR 1 Oll 166 000 10 MARRIOTT 245 44 600

1 RevPAR (revenue per available room) - показатель, характе-

ризующий эффективность гостиничного бизнеса.

может быть реализована через выполнение роли института распределения риска. Локальные фирмы обладают недостаточными инвестиционными возможностями в период кризиса в отличие от интегрированных структур. При этом доступ филиалов и дочерних структур к инвестиционным ресурсам ТНК снимает эти ограничения. Помимо этого как в периоды кризисов, так и в период восстановления (рецессии), головные компании могут осуществлять инвестиционные вливания в филиалы.

Эти результаты показывают иную, особую роль прямых иностранных инвестиций через механизм интегрированных структур на развивающихся рынках, где ТНК ведут свою экономическую деятельность во время финансовых кризисов, тогда как локальные фирмы более ограничены в возможностях своего роста. Интегрированные международные гостиничные цепи, с одной стороны, являются проводниками глобализа-ционных процессов, с другой - их организация и взаимодействие выступают встроенными стабилизаторами, способными адаптироваться к новым изменениям в процессе глобализации. Таким образом, существующая сетевая структура мирового рынка гостиничных услуг опирается на интегрированные экономические субъекты и интеграционный механизм защиты от нестабильности.

Свойство интегрированных компаний проявлять устойчивость в периоды кризиса и выступать институтом стабилизации в экономике на основе интернационализации отношений проявляется в особенностях посткризисного развития национальных рынков.

Одной из характеристик современного рынка гостиничных услуг является обострение конкуренция как между мировыми игроками отрасли (крупными международными цепями и операторами), так и между отечественными и зарубежными цепями (управляющими компаниями). В такой ситуации повышается роль интеллектуального капитала, который обеспечивает соответствие инфраструктуры предприятия общемировой практике на фоне снижения значения непосредственного участия в капитале.

В условиях глобального финансового кризиса и посткризисной рецессии в наибольшей степени пострадавшими оказались именно локальные компании национальных гостиничных хозяйств. Гостиничные международные цепи оказались способными, в том числе, и за счет использования механизмов перераспределения инвестиционных ресурсов, устоять и сохранить влияние на рынке.

Особенностью деятельности современных транснациональных компаний является повышение доли таких способов экспансии на национальные рынки, как аутсорсинг, франшизинг, управление и другие типы договорных взаимоотношений, с помощью которых ТНК координируют деятельность национальных компаний принимающих стран, не участвуя в их капитале. Эта тенденция характерна особенно для развития сферы услуг в целом и рынка гостиничных услуг в частности. Процессы влияния ТНК на национальные экономику

слабо контролируемые регуляторами, особенно в условиях отсутствия прямого участия в капитале предприятий. Данные обстоятельства актуализируют вопросы изучения интернационализации российского рынка гостиничных услуг, модификацию состава его участников в контексте влияния процесса транснационализации мирового гостиничного хозяйства.

В целях проведения анализа современного состояния российского рыночного хозяйства в контексте влияния процесса транснационализации мирового рынка гостиничных услуг нами будет предложена логическая схема анализа (рисунок 1). Данная логическая схема может быть использована на разных уровнях мирового рынка гостиничных услуг - мировом, национальном, региональном. Анализ на каждом уровне должен вестись в контексте тенденций развития рынка более высокого уровня в условиях процесса глобализации мировой экономики.

В условиях нарастания процессов интернационализации и развития международного туризма, на российском рынке постепенно расширяется и гостиничная база. При этом развитие гостиничной индустрии в России происходит неоднородно, что характерно для развития российской экономики в целом. Рынок гостиничных услуг в России характеризуется концентрацией в столичных регионах в сочетании с активным присутствием глобальных гостиничных цепей.

Наиболее развит сегмент гостиничных услуг в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. По данным Российской гостиничной ассоциации, 70% рынка гостиничных услуг сосредоточено в этих городах. В то же время аналитики отмечают активизацию развития гостиничного хозяйства и в регионах. По прогнозам Всемирной туристской организации, до конца 2020г. Россия войдет в 20 самых посещаемых стран. Упрощение туристских формальностей, значительное расширение круга потенциальных выезжающих туристов, введение политики валютного регулирования - все это вызвало оживление туриндустрии, создание тысяч организаций и десятков тысяч рабочих мест. Однако развитие этой отрасли в России в настоящее время находится лишь на начальном этапе.[5]

В большинстве своем аналитики сходятся во мнении, что российский гостиничный сектор в целом восстанавливается после экономического кризиса 2008-2009 годов. Основные операционные показатели всех гостиничных сегментов за 2012 год оказались выше, чем планируемые. В Москве, например, загрузка отелей вышла на докризисный уровень, средняя цена за номер в основном стабилизировалась.[7]. Прогнозы развития рынка гостиничной недвижимости также оптимистичны.

В 2012 году в России заметно увеличился приток иностранных инвестиций в сферу гостиничных услуг. Согласно исследованиям компании «Ег^&Уоип^» эта тенденция будет прослеживаться и в 2013 году. Однако на фоне доминирования инвестиций в сферу телекоммуникации (главным образом мобильная телефонная связь) в добывающую и перерабатывающую промыш-

ленность, в банковское дело и электроэнергетику прямые инвестиции в гостиничный бизнес остаются незначительными (таблица 2).

международные гостиничные операторы предпочитают формы интеграции на российском рынке без непосредственного участия в капитале. Распределение

й

а

S 3 ё

а Я ш

к о

к л

s ^

rt

К S

с о

а я

я Л

ч

^ й

и я

(D о

а Я

S я

а о « я

s Я

К S

3 о

s я

^ ч

Ч о

й л

S й

а я

о ^

•е

(D

S о

к S

к й я

3

s ^ 4 й 5 и ^ ч о ^

а й

о 3

•е я

(D К S (D у я я я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S (D S и о о и

^

S

Рис. 1. Логическая схема анализа рынка гостиничных услуг на различных уровнях.

Приток ПИИ в Россию, страны СНГ и Грузию в 2011г. (выборочный анализ в отраслевом разрезе) [3, с.11]

Таблица 2.

Вид деятельности Прямые инвестиции России, млрд. долл Прямые инвестиции других стран СНГ и Грузии, млрд. долл Прямые инвестиции России, СНГ и Грузии млрд. долл

Телекоммуникации 10,79 0,10 10,89

Добыча сырой нефти и природного газа 6,19 6,19

Транспортировка и продажа газа 5,62 0,34 5,96

Производства чугуна, ферросплавов, стали и проката, а также кокса 4,15 0,12 4,27

Банковское дело 3,29 8,87 4,16

Электроэнергетика 3,17 - 3,17

Добыча руд цветных металлов, включая добычу золота 2,54 0,05 2,59

Гостиничный бизнес 0,6 0,76 1,36

Таким образом, несмотря на оптимистические прогнозы аналитиков в отношении развития российского рынка гостиничных услуг и нарастания его объемов2,

2 В 2013 году в России запланировано открытие сле-

дующих гостиниц крупных международных брендов: Radisson Hotel Chelyabinsk, Ibis Kaliningrad, Domina Inn Kaliningrad, Hilton Garden Inn Krasnodar, Park Inn Lipetsk, Domina Inn Lipetsk, Radisson Olympiysky Moscow, Four Seasons Hotel Moscow, DoubleTree by Hilton Mosow Leningradsky Riverside, Hilton Garden Inn Moscow New Riga, DoubleTree by Hilton Moscow Vnukovo Airport, Holiday Inn Crocus City, Kempinski Hotel Nikolskaya, Sheraton Moscow Sheremetyevo Airport , Astrum Hotel Schelkovo, Domina Novosibirsk, Days Hotel Pereslavl-Zalessky, Ramada Hotel Pereslavl-Zalessky, Park Inn Petrozavodsk, Mercure Rostov-on-Don, Mercure Sochi University Plaza, Pullman Sochi University Plaza, The Solis Hotel, Solis Suites, Radisson Rosa Khutor, Park Inn Imeretinskaya, Radisson Blu Resort & Congress Hotel Sochi, Swissotel Kamelia Sochi, Swissotel Sochi Gorky Gorod,

номерного фонда среди международных операторов представлено на рисунке 2.

Исследователи гостиничного рынка утверждают, что уже к 2018 году ситуация в индустрии гостеприимства России существенно изменится. Грядущие перемены касаются, прежде всего, международных гостиничных операторов. По мнению аналитиков, в 2018 году среди всех зарубежных отельных цепочек в России

Tulip Inn Omega Sochi, Hyatt Regency Sochi, Park Inn Sochi City Centre, Four Seasons Hotel Lion Palace St. Petersburg, Hotel Indigo St-Petersburg Tchaikovskogo, Lotte Hotel St. Petersburg, Courtyard by Marriott Hotel Pulkovo, Ibis Stupino, Domina Tomsk, Mercure Tyumen Maxim Center, Domina Inn Hotel Tyumen, Hilton Garden Inn Ulyanovsk, Hyatt Regency Vladivostok Golden Horn, Hyatt Vladivostok Burny, Hampton by Hilton Voronezh, Park Inn Yaroslavl. По сравнению с прошлым годом, общее количество проектов в 2013 году возросло на 26 единиц.

на второе место выйдет оператор «Accor». Корпорация «Rezidor», которая на сегодняшний день считается лидирующей международной гостиничной компанией на российском рынке, в ближайшие годы сохранит свои позиции. А вот сетям «Marriott» и «Intercontinental» придется уступить свои «места» корпорации «Accor».

I,

Рис. 2. Изменение доли в общем объеме номерного фонда среди иностранных брендов, в 2012-2013 г.г. [10]

По сообщениям kommersant.ru, под управлением международных операторов через шесть лет будет находиться порядка 215-ти российских гостиниц, совокупный номерной фонд которых превысит 46 тысяч номеров. На данный момент крупные зарубежные компании управляют 89 отелями России. Предполагается, что через шесть лет из тройки лидирующих на российском гостиничном рынке международных операторов выйдет американская корпорация «Marriott», которая на данный момент управляет почти тремя с половиной тысячами гостиничных комнат России. Удерживать лидирующие позиции на российском рынке «Marriott» не поможет даже увеличение номерного фонда в полтора раза. Ожидается, что к 2018 году под управлением американского гостиничного оператора будет находиться почти пять с половиной тысяч номеров. Однако доля компании на российском гостиничном рынке уменьшится почти на четыре процента.

Номерной фонд французской гостиничной сети «Accor», которая в ближайшие шесть лет должна потеснить на российском рынке «Intercontinental» и «Marriott», вырастет с 2149 номеров до 7699 номеров. Главным партнером «Accor» на российском рынке является компания «Russian Hotels Investments», которая строит в России гостиницы бренда Ibis. Гостиничная сеть «Accor», в отличие от многих других операторов, сейчас ориентируется на развитие в России сетей бюджетных гостиниц, которые создаются довольно быстро.[10]

По данным годовых отчетов международных операторов, реализующих наиболее активно свои проекты на территории России (Accor, Marriott, Rezidor), и проанализировав объемы ПИИ в проекты гостиничного бизнеса в России, можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев международные цепи используют стратегию сочетания присутствия как на развитых рынках, так и в странах с развивающейся рыночной экономикой. При этом, на рынках развивающихся стран гостиничные ТНК в основном используют такие формы как аренда, управление, франчайзинг.

Таким образом, актуализируется вопрос формирования благоприятной институциональной среды для привлечения иностранных инвестиций в гостиничный сектор. Среди факторов, сдерживающих активное привлечение иностранных капиталов, можно выделить:

- сохранения негативных эффектов глобального финансового кризиса: в кризисный 2009 г. в РФ загрузка отелей упала на 22,8% по сравнению с 2008 г. [несформированная законодательная база: процесс формирования национальных стандартов управления и функционирования гостиниц находится в начальной стадии и идет по пути адаптации и сближения с международными стандартами;

- нехватка квалифицированного персонала: в настоящее время этот вопрос решается на государственном уровне в контексте подготовки к проведению Зимней Олимпиады в Сочи 2014 году, а также Чемпионата мира по футболу в 2018 году;

- концентрация номерного фонда в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург): проблема неравномерности распределения номерного фонда является острой в условиях подготовки к проведению Зимней Олимпиады в Сочи 2014 году, а также Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

В условиях роста масштаба операций в процессе глобализации и транснационализации, развитие и инновации российского рынка гостиничных услуг имеют особое значение. В этой связи необходимым является согласование норм и правил (т.е. институтов) различных уровней воздействия (международного, регионального, национального) на российское гостиничное хозяйство. В этом контексте обеспечение транспарентности участников гостиничного бизнеса, внедрение стандартов корпоративного управления и стандартов качества обслуживания также являются институциональными нормами, обеспечивающими гарантии прав потребителей.

Таким образом, логика институционального развития заключается в необходимости придания формального статуса этим нормам, т.е. обязательному в рамках действующих правовых систем, статусу в глобальном масштабе.

Исходя из обозначенных проблемных зон, необходимо отметить, что вопросы формирования эффективной институциональной среды развития гостиничного бизнеса, привлечения иностранных инвестиций в индустрию гостеприимства в целом лежат в зоне интересов государства.

Повышение уровня внешнеэкономического потенциала страны невозможно без развитой инфраструктуры гостиничного бизнеса. При этом основной задачей государства видится формирование институциональной основы для использования частных инвестиций в инфраструктуре гостиничного и туристического комплекса.

Международная практика предполагает формирование нескольких моделей государственного регулирования развития гостиничного бизнеса (Таблица 3).

В России формирование модели государственного

Co

Ac

Hilton Wc

wood Hotels & Hyatt Resorts.

участия в развитии гостиничной инфраструктуры находится на начальной стадии. В контексте подготовки к проведению Зимних олимпийских игр в г. Сочи в 2014 году и Чемпионата мира по футболу в 2018 году задача формирования эффективной модели государственного участия в развитии рынка выходит на первый план.

При этом, с позиции автора наиболее приемлемой для современного этапа развития национального рынка является вторая модель, предполагающая сочетание элементов саморегулирования и участия государства. В настоящее время основным координирующим государственным органом в гостиничном сегменте выступает Федеральное агентстве по туризму Министерства культуры Российской Федерации (Ростуризм). В рамках деятельности Ростуризма реализуются:

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 -2020 годы;

- Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» Федеральная целевая программа «Юг России»;

- Региональные целевые программы развития туризма в субъектах РФ;

- Инвестиционные проекты туристско-рекреаци-онной направленности РФ [9]

Создана Рабочая группа по разработке и реализации мер по привлечению средств внебюджетных источников на развитие туристской инфраструктуры, внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации. Анализ результатов деятельности Ростуризма свидетельствует о достаточно фрагментарном подходе к развитию ин-

Модели государственного участия

дустрии гостеприимства. Отсутствие межотраслевого комплексного подхода определено наличием множества проблем и неразвитостью всех элементов индустрии.

Исходя из этого, видятся необходимыми следующие приоритеты государственного участия в развитии национального гостиничного рынка в контексте активизации процессов транснационализации мирового гостиничного хозяйства и нарастания конкуренции:

- образование и подготовка современных кадров с квалификацией международного уровня;

- организация технической помощи в реализации программ и стратегий устойчивого развития гостиничного рынка как обязательного условия активизации въездного туризма и привлечения объемов иностранных инвестиций;

- формирование и адаптация национальных стандартов устойчивого развития индустрии в контексте сохранения окружающей среды, экологической безопасности и т. д. к международной практики регулирования;

- развитие институтов саморегулирования и стимулирование формирования национальных отраслевых стандартов устойчивого развития и содействия профессиональным объединениям в реализации принципов отраслевого самоуправления с учетом положительного опыта развитых стран;

- поддержка внедрения инноваций, направленных на развитие гостиничного хозяйства, через инструменты бюджетного финансирования, представления государственных гарантий, а также в формате государственно-частного партнерства (ГЧП).

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что развитие национального рын-

Таблица 3.

в развитии рынка гостиничных услуг

Модель государственного участия Характеристика модели участия Особенности применения

Централизованное регулирование рынка Создается центральный госорган, в функции которого входит регулирование деятельности гостиничного бизнеса, а также жесткий контроль над этой деятельностью Характерна для стран с бюджетообразующей ролью гостиничной отрасли (Египет, Турция, Тунис и ряд др.); Предполагает реализацию государственных программ финансового стимулирования развития гостиничного бизнеса; На государственном уровне реализуется задача формирования благоприятного имиджа страны или местности на мировом рынке туристских и гостиничных услуг

Саморегулирование в сочетании с централизованной функцией государственного регулирования Роль государства определяется формированием институциональной среды развития гостиничного бизнеса, разработки правовой базы через создание государственного органа регулирования (координация, контроль за соответствием качества и безопасности услуг международным и национальным стандартам, поддержка инновационной деятельности, налоговое стимулирование и т.п.) Характерна в первую очередь для стран Европы; основные функции по регулированию и развитию гостиничного рынка переданы на уровень местных властей и саморегулируемым неправительственным организациям.

Саморегулирование Характеризуется отсутствием централизованной функции регулирования рынка Характерна для стран, в которых рыночные механизмы настолько развиты, что способны самостоятельно обеспечивать устойчивое развитие туристской индустрии и гостиничного хозяйства (например, США)

ка гостиничных услуг в контексте активной экспансии международных гостиничных цепей представляет собой сложный и многоаспектный процесс. Современные участники рынка должны обладать большой гибкостью, способностью быстро реагировать на изменение макроэкономической среды. Такой подход определяет приоритетность форм экспансии международных гостиничных цепей на рынок России, не предполагающих непосредственного участия в капитале (аренда, управление, франчайзинг).

Формирование институциональной среды национального гостиничного бизнеса находится на своем начальном этапе и характеризуется фрагментарным участием государства в стимулировании его развития. Наиболее перспективным с позиции современного состояния рынка видится развитие модели участия государства в расширении рынка гостиничных услуг, предполагающей сочетание институтов саморегулирования и государственного регулирования.

Библиографический список

1. Алифанова Е.Н. Институциональное развитие российского фондового рынка в условиях финансовой глобализации: Монография / РГЭУ «РИНХ». Ростов-на-Дону, 2005.

2. КовальчукА.П. Экономика, предпринимательство и право. 2012. - №4(15). С. 53-62.

3. Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ Санкт-Петербург, 2012.

4. Норт Д. Эволюция эффективных рынков в истории./ http://www.ie.boom.ru/Referat/North5.htm.

5. Артемова А.Н., Анпилогова В.В. Современные технологии стимулирования развития туризма в России // Российское предпринимательство. 2007. № 9 Вып. 2 (98). С. 169-173. / http://www.creativeconomy.ru/articles/12113/

6. Доклад о мировых инвестициях, 2011 год Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) / http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/investments2011.pdf

7. Данные официального сайта Международной ассоциации гостиниц и ресторанов / http://www.ih-ra.com

8. Данные аналитиков по компании AZIMUT Hotels по России и СНГ /http://azimuthotels.com/u/publication_file/6/28%20 03%20%20SPECPR0EKT_Nedvijimost.pdf

9. Данные официального сайта Ростуризма /http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140245/

10. Портал про гостиничный бизнес / www.prohotel.ru

11. Annual Report 2012 Rezidor Hotel Group - C. 16 // http//rezidor.com

12. DesaiMihir A., Foley C. Fritz, Forbes Kristin J. Financial Constraints and Growth: Multinational and Local Firm Responses to Currency crises. NBER Working Paper No.w10545 Issued in June 204 NBER Program(s)//http://papers.nber.org/papers/W10545

References

1. Alifanova E.N. Institutional development of the Russian stock market in the context of financial globalization: monograph/ RSUE (RINH). Rostov-na-Donu, 2005.

2. KovalchukA.P. Economy, Business and Law. 2012. № 4 (15). P. 53-62.

3. Monitoring of mutual investments in the UIS. Saint-Petersburg, 2012.

4. North D. Evolution of efficient markets in history./ http://www.ie.boom.ru/Referat/North5.htm.

5. Artemova А.К, Anpilogova V.V. Modern technologies encourage the development of tourism in Russia / / Russian Entrepreneurship. 2007. № 9. P.169-173. / http://www.creativeconomy.ru/articles/12113/

6. The world investment report, 2011 year of the United Nations Conference on trade and development (UNCTAD)/ http://www. un.org/ru/development/surveys/docs/investments2011.pdf

7. The official website of the International Association of hotels and restaurants / http://www.ih-ra.com

8. These analysts AZIMUT Hotels Company in Russia and UIS /http://azimuthotels.com/u/publication_file/6/28%2003%20%20 SPECPROEKT_Nedvijimost.pdf

9. These official website of the Federal Tourism Agency/http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140245/

10. Portal about the hotel business. / www.prohotel.ru

11. Annual Report 2012 Rezidor Hotel Group - C. 16 // http//rezidor.com

12. Desai Mihir A., Foley C. Fritz, Forbes Kristin J. Financial Constraints and Growth: Multinational and Local Firm Responses to Currency crises. NBER Working Paper No.w10545 Issued in June 204 NBER Program(s)//http://papers.nber.org/papers/W10545.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.