Научная статья на тему 'Территориальный аспект развития транснациональных компаний гостиничного бизнеса'

Территориальный аспект развития транснациональных компаний гостиничного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
563
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцева П. В.

Рассматриваются причины и формы развития транснациональных компаний (ТНК) гостиничного бизнеса, исследуется территориальное развитие этих компаний в мире на основании анализа современной территориальной организации следующих гостиничных сетей: Hyatt Hotels & Resorts, Marriott International Inc., Radisson SAS. Их территориальная организация и выбор направления развитая являются типичными для рынка гостеприимства, так как они занимают лидирующее положение на мировом рынке и обладают огромным опытом в управлении гостиничными предприятиями. Одним из критериев выбора таких сетей также было их присутствие на территории Российской Федерации. Библиогр. 11 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Territorial aspect of development of multinational corporations of the hotel business

This article forecasts the territorial development of hotel multinational companies all over the world by making the analysis of contemporary territorial organization of following hotel chains Hyatt Hotels & Resorts, Marriott International Inc., Radisson SAS.

Текст научной работы на тему «Территориальный аспект развития транснациональных компаний гостиничного бизнеса»

УДК 911.3:338.48

Вестник СПбГУ. Сер. 7,2007, вып. 1

П. В. Зайцева

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

В настоящее время международный туризм является одной из ведущих отраслей мирового хозяйства. Традиционно процессы транснационализации в этой отрасли рассматриваются на примере сектора размещения.

Согласно литературе по туризму [1], к транснациональным компаниям (ТНК) относятся компании, имеющие филиалы в двух или более странах независимо от юридической формы или сферы хозяйствования и осуществляющие координацию их деятельности. ТНК на рынке гостеприимства принимают вид гостиничных цепей, превратившихся в заметное явление международной жизни. Гостиничная цепь представляет собой группу отелей (два или более), имеющих общие руководство, концепцию продвижения продукта и торговую марку.

Гостиничные ТНК развивались под действием несколь-Таблица 1. Распределение туристического пото- ких ПрИЧИН ц начале зарождения гостиничного бизнеса на

ка по регионам мира (по данным на 2003 г. [5]) его размещение влияло развитие транспорта. Так, формиро-

вание сети железнодорожного транспорта привело к изменению территориальной организации гостиниц: они стали строиться ближе к вокзалам курортных городов. В результате автомобилизации появился специализированный вид гостиниц - мотели. Но наиболее активное развитие международных гостиничных корпораций началось с появлением на международных линиях самолетов «Боинга-707» в конце 1950-х годов и «Боинга-747» в начале 1970-х. Тогда началось быстрое внедрение международного бизнеса в индустрию туризма, которое вызвало, в свою очередь, расширение международных гостиничных сетей в странах мира. Следующей причиной развития гостиничных корпораций как внутри страны, так и за ее пределами является туризм, а туристические потоки определяют географию гостиничной индустрии. По данным Всемирной туристской организации, лидером по туристской привлекательности среди регионов является Европа (табл. 1). На Американский регион и Восточную Азию-Тихий океан приходится практически одинаковое число туристов. Затем следуют Африка, Ближний Восток (страны Западной и Юго-Западной Азии). _

Надо заметить, что присутствие туристических ТНК может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на экономику страны. С одной стороны, ТНК контролируют структуру туристического рынка, развивают туристическую инфраструктуру принимающей стороны и соответственно обеспечивают рабочими местами местное население. Но, с другой стороны, ТНК, особенно в туризме, поддерживают прочные связи со страной своего происхождения. Они ориентируются на прием «родных» посетителей. Такая стратегия называется импорт-замещением, когда посредством ТНК происходит утечка доходов от международного туризма из принимающей стороны.

Среди гостиничных цепей наиболее мощными считаются интегрированные гостиничные сети, состоящие из предприятий - полноправных корпоративных членов. Формы присоединения отелей к цепи различны: франчайзинг, партнерство, лизинг, синдицирование, управление по контракту, а также непосредственное приобретение отеля. Всемирному признанию и широкому распространению гостиничные цепи обязаны франчайзингу. По существу, франшиза - это прокат торговой марки. Корпорация, в частности гостиничная, предоставляет предпринимателю право вести собственное дело под ее вывеской и по единым стандартам. Она оказывает содействие франшизополучателю в осуществлении этой деятельности и контролирует ее в целях сохранения своей репутации. Таким образом, франчайзинг выгоден для компании, которая получает возможность эффективно развиваться, и для донора, у которого есть деньги и желание работать, но не хватает опыта и репутации в конкретной стране. Другой способ развития предприятия - партнерство - был использован фирмой Трэволодж (Тгауе1ос1§е). Согласно этому способу, происходит внесение половины стоимости отеля и получение половины доходов от операций предлрия-

Регион Количество туристов, млн чел.

Мир в целом 694

Европа 407,1

В том числе

Северная Европа 45,8

Западная Европа 136,1

Восточная Европа 78,4

Южная Европа 146,8

Америка 113,1

В том числе

Северная Америка 77,3

Страны Карибского бассейна 17.1

Центральная Америка 4,9

Южная Америка 13,8

Восточная Азия-Тихий океан 113,3

В том числе

Северо-Восточная Азия 61,7

Юго-Восточная Азия 36,2

Южная Азия 6,4

Австралия и Океания 9,0

Ближний Восток 29,5

Африка 31,0

© П. В. Зайцева, 2007 128

тия. Лизинг, или аренда, - это метод хозяйствования в гостиничной индустрии, который позволяет и арендатору, и компании выйти на рынок и укрепиться на нем. Этим методом пользуются и в настоящее время, хотя и намного реже. Есть вероятность, что при нехватке капитала на текущем рынке аренда может снова стать популярной. Синдицирование остается популярной формой финансирования отелей за счет привлечения капитала инвесторов. Оно обычно предусматривает объединение большой собственности со значительными инвестициями и поэтому, естественно, определенное распределение риска между участниками синдиката. Широкое распространение получила такая форма присоединения отелей к гостиничной сети как контракт на управление. Он заключается между владельцем отеля и компанией, специализирующейся в гостиничном менеджменте, т. е. оператором. В ситуации, когда собственник не имеет опыта или желания осуществлять менеджерские функции, но стремится получить доход с вложенных средств, он передает свое предприятие в профессиональное управление. По контракту владелец обязан не вмешиваться в процесс управления и несет все текущие расходы, а также финансовые и операционные риски, вытекающие из права собственности. Другая сторона, оператор, вступает в управление гостиницей без приобретения каких-либо прав на нее. Среди компаний, осуществляющих управление, выделяют два типа. Первый составляют гостиничные сети, осуществляющие управление своими членами по контракту. Компания, управляющая гостиничной сетью, в основном имеет дело только с гостиничной недвижимостью, объединенной единой торговой маркой. В таком случае владелец гостиницы выплачивает управляющей компании гонорары за услуги управления, а также за предоставление ряда иных услуг, в том числе за пользование торговой маркой. Ко второму типу относятся независимые управляющие компании, которые оказывают услуги разным гостиничным цепям. Независимая управляющая компания обычно имеет дело с несхожим гостиничным продуктом, представленным отелями различного уровня обслуживания и связанных (или не связанных) франчайзинговыми отношениями с другой компанией. В этом случае владелец гостиницы оплачивает услуги как управляющей компании, так и франчайзинговой - за использование ее торговой марки. Последний способ расширения гостиничной компании - непосредственное приобретение отеля.

Помимо наиболее мощных интегрированных гостиничных цепей, независимые отели объединяются в гостиничные консорциумы. Путем членства в таких организациях они получают доступ к услугам, ранее считавшимся привилегией интегрированных гостиничных цепей, и при этом остаются самостоятельными в правовом и экономическом отношениях. Среди мировых гостиничных ТНК родоначальниками считаются американские, поскольку они обладают огромным опытом в управлении гостиничными предприятиями и являются наиболее мощными среди предприятий гостиничного бизнеса. Это подтверждает рейтинг 20 крупнейших гостиничных компаний мира (по количеству номеров). Как следует из табл. 2, ведущее место занимают компании из США: их 14. Согласно этому рейтингу, американские гостиничные сети сосредоточивают 68% номерного фонда.

Таблица 2. Крупнейшие гостиничные компании мира (по числу номеров) (по данным на 2004 г. [7])

№ пп. Название компании Количество номеров Количество отелей Страна

1 InterContinntal Hotels Group 536 318 3520 Великобритания

2 Cendant Corporation 518 747 6402 США ’

3 Marriott International 490 564 2718 США

4 Accor 453 403 3894 Франция

5 Choice Hotels International 388 618 4810 США

6 Hilton Hotels Corp. 348 483 2173 США

7 Best Western International 310 245 4110 США

8 Starwood Hotels & Resorts Worldwide 229 247 738 США

9 Carlson Hospitality Worldwide 147 624 881 США

10 Hilton Group Public limited company 98 689 392 Великобритания

11 Hyatt Hotels/Hyatt International 89 602 208 США

12 Sol Meli SA 80 494 331 Испания

13 TUI AG/TUI Hotels & Resorts 76 000 290 Г ермания

14 Socit du Louvre 66 356 896 Франция

15 Interstate Hotels & Resorts 65 250 295 США

16 Wyndham International 50 980 190 США

17 Extended Stay America 50240 472 США

18 FelCor Lodging Trust 45 000 161 США

19 La Quinta Corporation 43 457 363 США

20 Westmont Hospitality Group 40 000 332 США

На долю европейских компаний приходится 32%. Гостиничные компании азиатской модели развития не присутствуют в рейтинге крупнейших гостиничных сетей.

Таким образом, американские компании занимают лидирующее положение на мировом рынке гостеприимства, поэтому их территориальная организация и выбор направления развития являются типичными. Исследование территориальной организации этих сетей позволяет говорить о тенденциях развития рынка гостеприимства.

Сравнительно-географический анализ современной территориальной организации гостиничных ТНК в мире на примере трех гостиничных сетей - Hyatt Hotels & Resorts, Marriott International Inc., Radisson SAS - позволил выделить крупнейшие регионы по количеству гостиниц: Северная Америка, Западная Европа, Восточная Азия-Тихий океан, Ближний Восток и страны Карибского бассейна, которые практически совпадают с крупнейшими регионами по потоку туристов из США, так как в выборе страны ТНК руководствуются не только общими туристическими тенденциями, но и прямой зависимостью туристических потоков из страны базирования гостиничной корпорации.

Учитывая современные тенденции в развитии международной торговли и туризма, можно предположить, в каком направлении будут развиваться международные гостиничные корпорации. Европа занимает ведущее место по туристическому потоку, причем значительная доля приходится на Западную Европу. Гостиничные ТНК будут продолжать появляться в Италии, Германии, Франции, Великобритании, а также предполагается развитие гостиничной индустрии в Восточной Европе, скорее всего, в Польше, Чехии и Венгрии.

Катализатором развития гостиничного бизнеса на Американском континенте является Североамериканский договор о зоне свободной торговли, заключенный между США, Канадой и Мексикой в 1994 г., в результате которого происходит более интенсивный обмен туристами между тремя заинтересованными государствами. На территории США, несмотря на события 2001 г., прогнозируются увеличение туристов и, как следствие, рост числа гостиниц во многих штатах, а также общее развитие гостиничного бизнеса.

В Азии наблюдается более заметная дифференциация стран по присутствию гостиничных ТНК. Наиболее динамично развивающейся страной является Китай, что, возможно, связано как с общим подъемом экономики страны, гак и с прохождением в стране Олимпийских игр в 2008 г. Гостиничная индустрия быстрыми темпами также развивается в Японии и Республике Корея. Вместе с тем осложнились отношения со странами исламского мира. В Индонезии и Малайзии, где ислам является одной из распространенных религий, также происходит спад роста гостиничной индустрии, что вызвано, скорее всего, событиями в 2001 г на территории США. Хотелось бы отметить страны Карибского бассейна, где намечается дальнейший рост гостиничных корпораций. Поток американских туристов в эти страны составляет значительную долю, уступая лишь Европе и странам Азии. Кроме того, большинство этих государств принадлежат к странам обслуживающей периферии, причиной роста которых является присутствие большой доли иностранного капитала в отраслях непроизводственной сферы.

Что же касается стран Ближнего Востока, то проекты новых гостиниц продолжают появляться в Саудовской Аравии, Кувейте и Египте. В остальных странах спрос на гостиницы уменьшился.

В Австралии и Океании по количеству гостиниц выделяется Австралия. Возможно увеличение гостиниц и в других странах региона, но только после разрешения геополитических конфликтов и урегулирования территориальных споров. В развивающихся странах, по мере достижения ими политической стабильности, развитие гостиничного дела идет параллельно с общим экономическим и социальным ростом.

В отдельный блок следует выделить Российскую Федерацию и страны СНГ. Существуют предпосылки для дальнейшего развития гостиничной индустрии в России и других республиках, прежде входивших в состав СССР. Среди стран СНГ лидерами присутствия международных гостиничных ТНК являются Казахстан, Армения, Азербайджан, Г рузия.

Россия является благоприятным рынком для развития иностранных гостиничных ТНК. В настоящее время в ряде ее регионов гостиничный бизнес развивается более динамично, чем другие сектора рынка недвижимости. Наибольшая активность гостиничного строительства отмечается в Москве и Санкт-Петербурге, городах-миллионерах (Самара, Екатеринбург и др.), а также в Краснодарском крае (Сочи). Особый интерес представляет московский рынок: по оценке экспертов компании Hotel Consulting and Development Group, здесь наблюдается исключительно благоприятная ситуация для вхождения на рынок новых компаний. Совершенно иная ситуация складывается в российских регионах. В отличие от рынка Москвы, там активно развивается сегмент мини-отелей и гостиниц среднего ценового уровня.

Развитие иностранных гостиничных ТНК на территории России в первую очередь зависит от внутренней политики и активности отечественных инвесторов. Как правило, западные гостиничные сети не вкладывают собственные средства и работают на условиях договора управления или франчайзинга. Для России из-за практического отсутствия отечественных гостиничных сетей приход иностранных компаний привнесет определенный опыт в развитие гостиничной индустрии, а также вовлечет страну в глобальный процесс развития рынка гостеприимства.

Таким образом, ТНК играют активную роль в глобальных интеграционных процессах. Отличительной чертой таких форм предприятий является то, что они охватывают значительную часть мирового пространства и используют не только свои ресурсы, но и ресурсы нескольких государств, что дает им значительный импульс для дальнейшего развития.

Summary

Zaytseva P. V. Territorial aspect of development of multinational corporations of the hotel business.

This article forecasts the territorial development of hotel multinational companies all over the world by making the analysis of contemporary' territorial organization of following hotel chains - Hyatt Hotels & Resorts, Marriott International Inc., Radisson SAS.

Литература

1. Александрова А. Ю. Международный туризм. М.,2001.2. Уокер Дж.Р. Введение в гостеприимство / Пер. с англ. Н. Н. Михайлова. М., 1999. 3. Гостиничный и туристический бизнес / Под ред. А. Д. Чудновского. М., 1998. 4. Карпова Г. А., Ковалев С. Н. Гостиничные цепи в Российской Федерации. СПб., 2002. S. World Tourism Organization. Tourism highlights. 2004 // www.world-tourism.org. 6. U.S. Immigration and Naturalization Service // www.ins.usdoj.gov. 7. Рейтинг РБК // www.rating.rbc.ru. 8. Rezidor SAS: Annual report. 2003 // www.radissonsas.com. 9. Marriott International Incorporation: Annual report. 2004 // www.marriott.com. 10. American Hotel & Lodging Association. Lodging industry profile. 2003 // www.ahla.com. 11. Hyatt Hotels & Resorts: Annual report. 2004 // www.hyatt.com.

Статья принята к печати 28 сентября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.