Научная статья на тему 'Современное состояние и возможности совершенствования системы обязательного страхования вкладов в России'

Современное состояние и возможности совершенствования системы обязательного страхования вкладов в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
224
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / БАНК / ВКЛАД / ГАРАНТИЯ / СОХРАННОСТЬ / OBLIGATORY INSURANCE / BANK / INVESTMENT / GUARANTEE OF SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николенко Ю.М.

В статье исследовано современное состояние и возможности совершенствования системы обязательного страхования вкладов в России. Проанализированы существующие правовые подходы и требования к системе обязательного страхования вкладов, а также разработаны рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article, the current status and the possibilities of improving the obligatory deposit insurance system in Russia are investigated. The present legal approaches and requirements for the obligatory deposit insurance system are analyzed, and the recommendations for its further improvement are developed.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и возможности совершенствования системы обязательного страхования вкладов в России»

<glb>

УДК 368.89

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ В РОССИИ

Ю.М. Николенко

Аннотация. В статье исследовано современное состояние и возможности совершенствования системы обязательного страхования вкладов в России. Проанализированы существующие правовые подходы и требования к системе обязательного страхования вкладов, а также разработаны рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию.

Ключевые слова: обязательное страхование, банк, вклад, гарантия, сохранность.

Abstract. In article, the current status and the possibilities of improving the obligatory deposit insurance system in Russia are investigated. The present legal approaches and requirements for the obligatory deposit insurance system are analyzed, and the recommendations for its further improvement are developed.

Keywords: obligatory insurance, bank, investment, guarantee of safety.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ В РОССИИ

Самой популярной и доступной банковской услугой для клиентов -физических лиц является размещение вкладов. Почти каждый банк может предложить целую линейку подобных продуктов. При этом вкладчик сталкивается с необходимостью защиты своих сбережений, хранившихся на банковских депозитах, от риска их невозврата в связи с банкротством финансового учреждения, лишения лицензии на проведение операций с вкладами, прекращения деятельности банка и другими обстоятельствами. Для осуществления защиты вкладчиков от потери банковских вложений реализуется система обязательного страхования вкладов.

В России институт обязательного страхования вкладов существует уже довольно продолжительный период времени (в 2003 г. был принят Федеральный закон №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [3]).

При этом страховая деятельность регулируется нормами Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 №4015-1 (далее - Закон о страховом деле) [9].

После экономического кризиса 2008 г. вопрос о защите прав заемщиков - физических лиц во взаимоотношениях с банками стал особенно актуальным. На сегодняшний день уже предприняты довольно удачные шаги по его решению.

Законодатель еще в 2008 г. внес изменения в ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности», которыми обязал банки указывать полную стоимость кредита в договорах с физическими лицами [4].

В течение 2006-2008 гг. несколько раз вносились законодательные изменения об увеличении величины суммы возмещения по вкладам (первоначально в 2003 г. эта сумма составляла не более 100 тыс. руб.) [5-7].

Так, в 2008 г. сумма возмещения по вкладам банков, в которых наступил страховой случай, была окончательно увеличена до 700 тыс. руб. [8].

Необходимо отметить, что Министерство экономического развития России размещало на сайте проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», предлагающий увеличить эту сумму до 1 млн руб., но это изменение не вошло в редакцию закона, и на сегодняшний день страховая сумма возмещения ограничена 700 тыс. руб.

При этом одна из самых важных гарантий - возможность получить свои денежные средства обратно по первому требованию - была закреплена законодательно еще с момента принятия Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) [2] в п. 2 ст. 837.

Страхование вкладов физических лиц гражданское законодательство относит к специальным видам страхования (ст. 970 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) [2]).

Возможно, рассматриваемый вид страхования можно также называть и государственной гарантией защиты прав вкладчиков, т.к. именно государство является инициатором создания данной системы.

<д|Ь>

Особенности данной системы страхования объясняются публичным характером ее целей, которыми являются как защита прав и законных интересов вкладчиков банков, так и укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирование привлечения в нее сбережений населения (ч. 1 ст. 1 Федерального закона №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [3]).

Страхование вкладов по своей сути находится ближе всего к имущественному страхованию. В обоих случаях страхуется имущество (ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) [1] относит к нему и деньги), но для договора имущественного страхования существенным условием будет являться соглашение сторон об определенном имуществе. Однако деньги нельзя назвать определенным имуществом, поэтому нельзя отождествлять эти виды страхования.

ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ

Эффективная система страхования депозитов должна базироваться на ряде внешних составляющих или выполнении определенного набора предварительных условий. Эти условия, хотя в большинстве случаев и находятся за пределами прямой компетенции системы страхования депозитов, оказывают на нее самое непосредственное влияние. В числе таких предварительных условий необходимо упомянуть следующие:

■ постоянное оценивание состояния экономики и банковской системы;

■ надлежащее корпоративное управление в ведомствах, образующих систему финансовой безопасности;

■ эффективное пруденциальное регулирование и надзор;

■ должным образом выстроенные и эффективно функционирующие правовая система, режимы бухгалтерского учета и раскрытия информации.

Указанные действия относятся к макроэкономическим факторам, касаются экономики в целом и должны осуществляться государственными органами. Все они оказывают непосредственное влияние на финансовую устойчивость банковской системы, а значит, косвенным образом влияют и на стабильность (финансовую обеспеченность) депозитных операций населения.

На наш взгляд, формула финансовой устойчивости определяется тремя простыми слагаемыми - ответственным поведением собственников и менеджмента банков, адекватным надзором и рационально выстроенной системой защиты потребителей финансовых услуг.

Причем на первое место следует поставить именно ответственное поведение руководителей и владельцев банков. Ежегодно сотрудниками Агентства по страхованию вкладов обнаруживается значительное число банковских учреждений, совершающих незаконные сделки и вывод активов «на сторону». Конечно, это касается определенного «среза» банков - тех, кто дошел до банкротства.

Думается, что без жестких мер, без введения уголовной ответственности за фальсификацию отчетности и бухгалтерских документов - как это происходит в большинстве зарубежных стран - данную проблему не решить. Надо добиваться принятия этой поправки в законодательство, которая ужесточала бы ответственность за банковские махинации, в том числе и с вкладами физических лиц.

Кроме этого, необходимо говорить об усилении также и рыночного контроля со стороны кредиторов, участников рынка и аналитиков. Здесь можно выделить два основных момента.

Во-первых, было бы полезным увеличить перечень и объем отчетности банков, подлежащий обязательному раскрытию для неограниченного круга лиц.

Во-вторых, выбрать единый источник, где заинтересованный пользователь может с этой информацией ознакомиться. Очевидно, что наиболее удобный формат - это официальный сайт Банка России. Но Банк России пока лишь рекомендует банкам согласиться на раскрытие информации на своем сайте. По нашему мнению, пора переходить от рекомендаций к обязывающим правовым нормам.

Следующее слагаемое финансовой устойчивости - банковский надзор и регулирование. Не останавливаясь на этом аспекте подробно, необходимо отметить, что в современных условиях в России, несмотря на не самый хороший макроэкономический фон, ситуация в отечественном банковском секторе остается достаточно стабильной.

На наш взгляд, это говорит о правильности тех действий в области регулирования и надзора, которые Банк России предпринимает для борьбы с кризисными явлениями. Это - и начало реализации новых подходов к оценке капитала в соответствии с требованиями Третьей части Базельского соглашения, и более пристальное внимание к банкам,

<д|Ь>

проводящим агрессивную процентную политику, повышение требований по созданию резервов по «непрозрачным» активам. В целом, можно наблюдать, что в надзорной политике Банка России основной акцент смещается в сторону обеспечения системной устойчивости банковского сектора, что является, по нашему мнению, абсолютно правильным.

Третье слагаемое - защита потребителей финансовых услуг. Сейчас можно констатировать, что в России за прошедшие 10 лет построена сбалансированная система защиты кредиторов банков, которая показала свою эффективность.

Текущую ситуацию деятельности Агентства по страхованию вкладов на рынке страхования вкладов физических лиц можно охарактеризовать как достаточно стабильную. Сегодня в России создана и эффективно работает система защиты банковских вкладчиков. Имеется как масштабная практика ликвидации и санации банков, так и хорошее правовое регулирование в этих сферах. Однако в остальных секторах финансового рынка этого всего, к сожалению, либо вообще нет, либо реализовано несистемно.

Между тем международные стандарты в этой сфере для стран Группы двадцати ^20) были установлены еще в 2011 г. Советом финансовой стабильности. Они носят название «Ключевые атрибуты эффективных режимов урегулирования несостоятельности финансовых институтов». И так как Россия в рамках G20 соответствующие обязательства на себя приняла, думается, пора это предметно обсуждать и переходить к комплексной защите кредиторов на других секторах финансового рынка.

С недавнего времени Агентство по страхованию вкладов назначено оператором системы пенсионных накоплений. Поскольку банковский рынок является наиболее развитым, целесообразно по максимуму использовать накопленный здесь опыт. Например, взять базовые принципы построения системы страхования вкладов и постараться адаптировать их для рынка пенсионных накоплений. Если подходить к решению этой задачи системно - такой подход наиболее предпочтителен.

Думается, что по аналогии с банками должна быть разработана и система санации и ликвидации негосударственных пенсионных фондов. Здесь также могут быть использованы уже отработанные технологии, применяемые на банковском рынке. Например, в период кризиса 2008-2009 гг. Агентство по страхованию вкладов использовало механизм передачи активов и обязательств проблемного банка в «здоровый». Этот механизм хорошо себя зарекомендовал, и, на наш взгляд, было бы

правильным использовать его для передачи пенсионных накоплений и резервов в случае банкротства пенсионного фонда.

При этом необходимо будет стандартизировать информацию о застрахованных лицах, по аналогии с тем, как это сделано в отношении вкладчиков. На сегодняшний день уже подготовлен ряд предложений по осуществлению данных действий со стороны Агентства по страхованию вкладов и Министерства экономического развития России. Согласно этим подходам пока систему гарантий предлагается распространить только на накопительную часть обязательного пенсионного страхования. По нашему мнению, на начальном этапе этого будет достаточно. Однако со временем было бы целесообразно подумать о комплексной системе защиты и по программам добровольного пенсионного страхования.

Логично ожидать, что этот шаг даст толчок к развитию всей пенсионной индустрии. Во всем мире пенсионные накопления - это длинные деньги для экономики. Думается, что и у нас со временем появится хороший источник внутренних долгосрочных инвестиционных ресурсов. А, значит, в выигрыше окажутся все, в том числе и банки, поскольку часть пенсионных резервов будет размещаться в депозиты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №32. Ст. 3301. с изм. и доп. от 05.05.2014 г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №5. Ст. 410. с изм. и доп. от 28.12.2013 г.

3. Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 г. №177-ФЗ // Российская газета. 2003. №261. с изм. и доп. от 02.04.2014 г.

4. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. №395-1 // Российская газета. 1996. №27. с изм. и доп. от 05.05.2014 г.

5. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов

<glb>

физических лиц в банках Российской Федерации» от 27 июля 2006 г. №150-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. №31 (1 ч.). Ст. 3449.

6. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 13 марта 2007 г. №34-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. №12. Ст. 1350.

7. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» от 13 октября 2008 г. №174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №42. Ст. 4699.

8. Федеральный закон «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» от 25 ноября 2009 г. №280-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. №48. Ст. 5730.

9. Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 №4015-1 // Российская газета. 1993. №6. с изм. и доп. от 28.12.2013 г.

Ю.М. Николенко,

начальник отдела развития Мосгосэкспертизы, Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: Nikolenko.YM@mge.mos.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.