Научная статья на тему 'Страхование вкладов в Индии'

Страхование вкладов в Индии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО ИНДИИ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ЗАКОН О СТРАХОВАНИИ ВКЛАДОВ / БАНКОВСКИЕ ДЕПОЗИТЫ / РЕЗЕРВНЫЙ БАНК ИНДИИ / КОРПОРАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артемьева Юлия Александровна

В статье представлен обзор законодательства, регламентирующего деятельность Корпорации по страхованию вкладов и кредитной гарантии в Индии (Deposit Insurance and Credit Guarantee Corporation (DICGC)). Исследуется история создания и последующего развития системы страхования вкладов. Анализируется процедура выплаты компенсаций вкладчикам при ликвидации или реорганизации банков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Insurance of deposits in India

The article provides an overview of the legislation regulating the activities of the Deposit Insurance and Credit Guarantee Corporation (DICGC). The history of creation and subsequent development of the deposit insurance system is investigated. The procedure for paying compensations to depositors during the liquidation or reorganization of banks is analyzed.

Текст научной работы на тему «Страхование вкладов в Индии»

3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО; ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03); ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС; АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.15)

3.1. СТРАХОВАНИЕ ВКЛАДОВ В ИНДИИ

Артемьева Юлия Александровна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра гражданского права и процесса и международного частного права. E-mail: kafedra gtp@mail.ru

Исследование подготовлено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №17-0300093 "а"

Аннотация: В статье представлен обзор законодательства, регламентирующего деятельность Корпорации по страхованию вкладов и кредитной гарантии в Индии (Deposit Insurance and Credit Guarantee Corporation (DICGC)). Исследуется история создания и последующего развития системы страхования вкладов. Анализируется процедура выплаты компенсаций вкладчикам при ликвидации или реорганизации банков.

Ключевые слова: право Индии, банковская система, закон о страховании вкладов, банковские депозиты, Резервный банк Индии, Корпорация страхования вкладов.

INSURANCE OF DEPOSITS IN INDIA

Artemieva Julia Alexandrovna, PhD at law. Position: Associate Professor. Place of employment: Russian Peoples' Friendship University. Department: Civil Law and Civil Process and Private International Law chair. E-mail: kafedra gtp@mail.ru

The reported study was funded by RFBR according to the research project №17-03-00093 "а"

Annotation: The article provides an overview of the legislation regulating the activities of the Deposit Insurance and Credit Guarantee Corporation (DICGC). The history of creation and subsequent development of the deposit insurance system is investigated. The procedure for paying compensations to depositors during the liquidation or reorganization of banks is analyzed. Keywords: Indian law, banking system, deposit insurance law, bank deposits, Reserve Bank of India, Deposit Insurance Corporation.

Директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард выступая 20 апреля 2017года заявила, что рост мировой экономики продолжается последовательно и неуклонно, однако глобальное восстановление экономики требует значительных мер предосторожности, т.к. обостренная финансовая уязвимость кредитных организаций, низкая производительность труда и растущее неравенство может в любой момент разрушить восстановление экономики.[3] Одним из таких мер предосторожности является система страхования вкладов. Многочислен-

ные финансовые кризисы 80х 90х годов 20 века и как следствие массовый отток вкладчиков из финансовых учреждений потребовали от финансистов пересмотреть старые правила к обеспечению интересов вкладчиков. Создание национальной системы страхования вкладов позволило усилить гарантии защиты прав вкладчиков и как следствие стимулировало приток денежных средств в банки. Суть данной системы заключалась в возможности вкладчика получить денежную компенсацию по вкладам в очень короткие сроки при наступлении страхового случая. Специально созданная организация, возместив вкладчику вместо банка определенную сумму его накоплений, становится кредитором банка, принимает необходимые меры для возврата средств и занимает его место в очереди кредиторов, а дальнейшем сама выясняет отношения с банком по возврату проблемной задолженности. По суммам, превышающим предельную сумму компенсации, установленную законом, расчеты проводятся в ходе ликвидационных процедур непосредственно с вкладчиков, т.е. вероятность возврата ему денег мала. Данное страхование действует в силу закона и не требует дополнительного оформления договора страхования. Действенность этого механизма была проверена временем во множестве стран мира. В настоящее время данный механизм существует более чем в девяносто пяти странах мира.[2;32] Директивой Европейского сообщества о системах гарантий по депозитам от 16 мая 1994 года (Directive 94/19/EC of the European Parliament and of the Council of 30 May 1994 on deposit-guarantee schemes, 94/19/ЕС) была установлена обязанность для всех стран, входящих в ЕС, законодательно закрепить систему страхования депозитов.[4] В связи с многочисленными вносимыми дополнениями данная директива с 4 июля 2015г. была отменена. В настоящее время действует Директива Европейского Парламента и Совета ЕС 2014/49/ЕС от 16 апреля 2014 г. о программах по защите банковских вкладов ( Directive 2014/49/UE du Parlement européen et du Conseil du 16 avril 2014 relative aux systèmes de garantie des dépôts). [5] В силу данной директивы все кредитные учреждения, входящие в программу гарантии депозитов обязаны оказывать друг другу взаимную поддержку в целях недопущения неплатежеспособности. В случае потери платежеспособности кредитной организации гарантируется возмещение вкладчиков сумм до 100.000 евро. Данный институт существует и в нашей стране. В соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»1 по состоянию на 10.07.2017г. вклады в 792 кредитных учреждениях находятся под защитой Агентства по страхованию вкладов (АСВ).2

1 Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"./ Российская газете" от 27 декабря 2003 г. N 261, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2003 г. N 52 (часть I) ст. 5029

2 Агентство страхованию вкладов (АСВ). Официальный сайт: https://www.asv.org.ru/insurance/ ( по состоянию на 111.07.2017г.).

Однако массовые банкротства банков в России 20152016г. значительные выплаты вкладчикам в этот период привели к существенному ухудшению финансовых показателей АСВ. Становится очевидным необходимость переосмысления действующих подходов к обеспечению защиты прав вкладчиков . В связи с этим представляется интересным изучить опыт Индии в обеспечении прав вкладчиков, особенно с учетом усиления наших торговых и экономических связей.

Банковский кризис 1948г. впервые привлек внимание в Индии к проблеме доверия вкладчиков на государственном уровне. Единственным решением, которое смогло принять правительство в этот период, ужесточить контроль со стороны Резервного банка Индии (RBI) за соблюдением финансовых показателей банками. Несмотря на одобрение банковского комитета (Rural Banking Enquiry Committee) концепции страхования банковских вкладов рассмотрение этого вопроса было отложено до 1960года. [6] Банкротство крупнейших банков Индии Palai Central Bank Ltd., and the Laxmi Bank Ltd. и массовые волнения мелких вкладчиков вынудили резервный банк и правительство Индии выйти с законопроектом о страховании вкладов в Индии. 21 августа 1960 года законопроект был рассмотрен и одобрен парламентом и 7 декабря 1961 года Закон о страховании вкладов, 1961 (Deposit Insurance Act, далее «Закон D^» ), был одобрен Президентом. Закон вступил в силу с 1 января 1962 года. Первоначально система страхования вкладов была распространена на все коммерческие банки, включая Государственный банк Индии (State Bank of India), его дочерние банки, филиалы иностранных банков, действующие в Индии. Поправки 1968г. распространили действие закона и на кооперативные банки (cooperative banks) (раздел 13 А Закон D^^H] Согласно данного закона банки были обязаны страховать отрываемые ими вклады в Корпорации страхования вкладов (DIC). В июле 1960 года с целью развития мелкого и среднего предпринимательства, поддержки сельского хозяйства Правительство Индии ввело схему кредитных гарантий. Агентом Правительства был назначен резервный Банк Индии (статья 17 (11 А) Закона о Резервном Банке ( of the Reserve Bank of India Act, 1934). Резервный банк становился организацией Credit Guarantee Organisation (CGO) гарантирующей возврат кредитов, предоставленных кредитными организациями в рамках правительственной программы развития малого и среднего бизнеса. Приоритетные направления требующие кредитования определялись резервным банком. 14 января 1971 года полномочия по кредитным гарантиям частично были переданы Credit Guarantee Corporation of India Ltd. (CGCI). 15 июля 1978г. полномочия Credit Guarantee Organisation и Credit Guarantee Corporation of India Ltd переданы вновь созданной Корпорации страхования вкладов и кредитов (Deposit Insurance and Credit Guarantee Corporation (DICGC), далее «Корпорация»). Закон о страховании вкладов был значительно изменен и переименован в Закон о страховании вкладов и кредитов ( Deposit Insurance and Credit Guarantee Corporation Act, далее «Закон DICGC»). [11]

Уставный капитал Корпорации был сформирован Резервным банком Индии (далее «RBI») и на момент создания составлял десять миллионов рупий в 1968г. он был увеличен до пятидесяти миллионов рупий, в настоящий момент уставной капитал равняется пятьсот миллионов рупий.[7] Руководство Корпорации осуществляется Советом директоров, избираемым на 4 года, Председатель совета одновременно является

заместителем Руководителя Резервного банка Индии. Кроме того, в Совет входят Исполнительный Директор (представитель Резервного банка), представители правительства, пять членов Совета, назначаемых Резервным банком после согласования кандидатур с правительством. Три из них должны обладать углубленными знаниями в области финансовых услуг, банковского дела, страховании, а два в области банковского менеджмента и управления. Кроме того, Правительство делегирует четырех директоров, обладающих специальными знаниями или практическим опытом в области сельского хозяйства и сельского хозяйства, промышленности, корпоративных услуг, юриспруденции или других вопросов, имеющих значение для эффективной работы Корпорации.

Головной офис Корпорации находится в Мумбаи. До 30 ноября 2000года у Корпорации имелось четыре филиала, в Калькутте, Ченнаи, Нагпуре и Нью-Дели. В связи с отказом банков от работы с схемами кредитных гарантий и урегулирование старых претензий по данным схемам, все филиалы, кроме филиала в Нью Дели, были закрыты. Полномочия перераспределены в пользу головного офиса и структурных подразделений, специально созданных в Департаменте планирования и кредитования сельского хозяйства резервного банка Индии (Rural Planning & Credit Department of the Reserve Bank of India).

Текущую оперативную деятельность в Корпорации осуществляет Исполнительный директор. В его подчинении находятся четыре Отдела, отдел банковских счетов, отдел страхования вкладов, отдел гарантий и отдел администрирования кредитов. Поступаемые в корпорацию денежные средства разделяются между фондом страхования вкладов, фондом гарантирования кредитов и общим фондом. Как следует из названия первые два фонда формируются за счет страховых премий и гарантийных платежей и расходуются для урегулирования соответствующих требований. Общий фонд предназначен для покрытия административных расходов Корпорации. Однако, в случае недостатка средств, деньги из одного фонда могут быть временно направлены на погашение оперативных платежей другого фонда. Полученные Корпорацией средства могут быть инвестированы только в ценные бумаги Центрального правительства Индии. Контроль за финансовым состоянием Корпорации осуществляется Аудитором назначаемым Советом директоров по рекомендации Резервного банка Индии. Аудиторское заключение и отчет о работе Корпорации должны быть представлены в RBI в течение 3 месяцев с 31 марта ( т.е. 3 месяцев с момента закрытия счетов). Одновременно копии указанных документов направляются Центральному правительству для подготовки ежегодного отчета перед парламентом.

Действие Закона DICGC распространено на все коммерческие банки, действующие в Индии, включая филиалы иностранных банков, местные банковские учреждения (Local Area Banks (LABs)), региональные сельскохозяйственные банки (Regional Rural Banks (RRBs)). В настоящее время все кооперативные банки ( cooperative bank), так же включены в систему страхования вкладов и кредитных гарантий ( раздел 2 Закона о DICGC). Вновь создаваемые коммерческие и кооперативные банки после получения в порядке ст. 22 Закона о регулировании банковской деятельности, 1949., лицензии Резервного банка обязаны зарегистрироваться в Корпорации (раздел 11 Закона о DICGC). После принятия Закона о региональных сельскохозяйст-

венных банках (Régional Rural Banks Act, 1976) сельскохозяйственные банки (Régional Rural Banks) не позже 30 дней с момента создания обязаны представить документы в Корпорацию для регистрации (раздел 11А Закона о DICGC). Первичное кооперативное кредитное общество при достижении размера собственного капитала 1 лакх ( lakh) (отношение лакха к индийской рупии как 1:100000) должно пройти преобразоваться в кооперативный банк, получить соответствующую банковскую лицензию и в течение трех месяцев с момента получения лицензии представить документы в Корпорацию.

После получения документов от банка Корпорация в течение 30 дней должна дать ответ о возможности включения банка в систему страхования вкладов. В письме указываются: регистрационный номер в системе страхования, требования, которые должен выполнять Банк, входящий в систему страхования вкладов, порядок уплаты страховой премии, процедура выплаты компенсации вкладчикам и т.д. (раздел 14 Закона о DICGC). Копия письма направляется в Резервный банк Индии. Если речь идет о региональных банках, дополнительно копия письма направляется в Национальный банк сельского хозяйства и развития сельских районов (National Bank For Agriculture and Rural Development (NABARD)).

Первоначальная ставка премии, выплачиваемой банками, была установлена на уровне 0,05 процента годовых от суммы вклада. Однако финансовые трудности ряда крупных банков и значительные финансовые выплаты, произведенные вкладчикам, вынудили Резервный банк Индии последовательно увеличивать размер страховой премии. В настоящее время премия составляет 0,1 процент. Необходимо подчеркнуть Банки не вправе переносить на вкладчиков расходы по страхованию вкладов. Авансовые платежи перечисляются в течение двух месяцев с начала каждого финансового полугодия, расчет производится по состоянию на конец предыдущего полугодия. Нарушение сроков перечисления средств влечет обязанность Банков оплатить повышенный размер страховой премии. Кроме того, если средства в течение полутора лет не перечислялись корпорация имеет право прекратить регистрацию банка в системе страхования ( статья 15A Закона DICGC). Безусловно, невозможность оперативно реагировать на нарушение банками платежной дисциплины негативно сказывается на финансовом состоянии Корпорации.

Закон предусматривает исчерпывающей перечень оснований прекращения регистрации в системе страхования вкладов. Это происходит: -при запрете Резервного банка принимать вклады; -аннулировании лицензии или отказа Банка от лицензии;

-при прекращении статуса банковской компании или кооперативного банка в порядке, установленном разделом 36А (2) Закона о банковском регулировании 1949 года;

-переводу депозитных обязательств в порядке, установленном законом; - реорганизации банка

В случае аннулирования регистрации депозиты банка по-прежнему покрываются страхованием по состоянию на дату аннулирования.

Страхованием вкладов покрываются все виды депозитов, за исключением депозитов: -иностранных правительств; -государственных органов; -межбанковских;

-Государственных банков развития земель с государственными кооперативными банками; - полученных за пределами Индии -по согласованию с Резервным банком Индии, выведенных из системы страхования.

В случае прекращения деятельности или ликвидации застрахованного банка каждый вкладчик имеет право на выплату суммы, равной его депозитам, хранящимся во всех филиалах этого банка. Однако выплаты ограничены размеров страхового (раздел 16 (1),( 3) Закона DICGC).

Положениями раздела 17 (1) Закона DICGC предусмотрена обязанность ликвидатора застрахованного банка представить в DICGC сведения в отношении каждого вкладчика и сведения о финансовом состоянии банка в течение трех месяцев со дня его вступления в должность. В случаях реорганизации банка такие сведения должны быть представлены главным исполнительным должностным лицом в течение трех месяцев с момента утверждения процедуры реконструкции (Раздел 18 (1) Закона DICGC).

В свою очередь DICGC обязан выплатить сумму, предусмотренную законодательством в течение двух месяцев с даты получения такой информации. Необходимо подчеркнуть Корпорация не производит выплаты непосредственно вкладчиком, средства перечисляются ликвидатору или уполномоченному исполнительному органу. Выплаченные средства впоследствии должны быть возвращены после реализации банковских активов.

Правовой статус Корпорации вызвал в Индии оживленную полемику. Ряд специалистов считает, что анализ Закона «О страховании депозитов и кредитных гарантий» (DICGC Act, 1961) и Общих правил о Корпорации (DICGC General Regulations, 19б1) позволяет прийти к выводу, что это уставная организация «statutory body», осуществляющая по поручению государства социально значимую деятельность. Резервный банк Индии (RBI) является единоличным владельцем Корпорации по страхованию вкладов и кредитных гарантий, а уставной капитал RBI в свою очередь полностью принадлежит Правительству Индии. Корпорация по сути осуществляет не страховую деятельность, а гарантирует возмещение вкладчику денежных средств в пределах суммы определенной законодательно. В юридической литературе существует определение договора страхования как соглашения о возмещении, при котором застрахованный немедленно получает компенсацию убытка, чтобы восстановить свое положение как до страхового случая. [8;8] По договору страхования одна сторона возмещает убытки, которые будут понесены другим, в размерах, установленных договором. Первая сторона обязана заплатить деньги или предоставить ее эквивалент, если произойдет какое-либо неопределенное страховое событие. Другая сторона, застрахованная, должна иметь страховую заинтересованность в имуществе, жизни или ответственности, которая подлежит страхованию. Отсутствие требуемых отношений сделает договор незаконным, недействительным или просто не имеющим законной силы, в зависимости от типа страхова-ния.[9;12] Таким образом, для наличия страховых правоотношений необходимо: -наличие договорных отношений; -возмещение убытков производится при наступлении события вероятность наступление которого не очевидна.

-застрахованный должен иметь материальную заинтересованность в застрахованном объекте собственности.

-страховщик обязан заплатить деньги при наступлении страхового случая.

В данном случае договорных отношений между Корпорацией и Банками или вкладчиками нет. Не существует страхового полиса или договора, Банки после регистрации в Корпорации обязаны платить определенные в разд. 15 Закона DICGC сборы, а не установленные произвольно Корпорацией. Взимаемые сборы не являются компенсацией Банков за осуществляемую деятельность, по своей правовой природе они являются нормативными, регулирующими сборами Корпорации для осуществления последней своих уставных обязанностей по обеспечению стабильности банковской системы, защиты интересов мелких вкладчиков.

Неспособность Банка возвратить сумму вклада не является страховым риском Банка. По общему правилу страховая компания вправе отказаться от страхования такого права у DICGC нет. При стандартном страховании возмещение выплачивается держателям полисов, а не любому другому лицу, тогда как в данном случае выплаты, согласно разд. 16 Закона DICGC, производятся непосредственно вкладчику, а не банкам.

Разделом 43 Закона DICGC указывается, что правовые нормы, установленные Законом о компаниях 1956 года (Companies Act, 1956) [10] или Законом о страховании 1938 года (Insurance Act, 1938) [11] не могут быть применены к Корпорации. Корпорация не ведет предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли. Получаемые (в порядке, предусмотренном законом и под контролем Резервного банка Индии) от инвестиций в различные ценные бумаги доходы расходуются в порядке и на условиях установленных законом и уставом. Верховный суд Индии указал, что хотя понятие «предпринимательская деятельность» не определено исчерпывающим образом в Законе, но анализ сути ведения бизнеса позволяет сделать вывод, что это деятельность с целью получения прибыли. Ведение бизнеса означает зарабатывание прибыли в процессе производства.[12] Т.е. Корпорация не ведет предпринимательскую деятельность, она выполняет обязанности по поддержанию финансовой стабильности в обществе.

Однако тщательное изучение правовых актов Индии показывает, что все не так однозначно. В преамбуле к Закону о DICGC, 1961, указывается, что DICGC создается с целью страхования депозитов и гарантирования кредитных рисков. В разделе 2 (i) и (J) Закона DICGC устанавливается обязанность Банка для получения банковской лицензии в соответствии с разделом 22 Закона о регулировании банковской деятельности 1949г. (Banking Regulation Act, «BRA»), застраховать депозит или его часть в DICGC.[16] Изучение раздела 15 Закона DICGC позволяет прийти к выводу что банковский депозит имеет страховку в Корпорации до установленных законом пределов. Установленные законом премии выплачиваются Банком в фонд Корпорации для возмещения вкладчиком в случае ликвидации банка. Премии, страховые взносы выплачиваются Банком, но от имени и в интересах вкладчиков позволяя уменьшить риски потерь вкладчиков их собственности. Таким образом, имеют место все основные признаки страховой сделки: определение риска, продолжительность риска, премии и суммы страхования.

Отсутствие добровольности и свободы в установлении условий договора страхования не может свидетельствовать об отсутствии договорных отношений. Верховный Суд в ряде судебных решений подчеркнул, что осуществление сделки во исполнение закона может являться договорной сделкой. [15] Верховный суд Индии (Supreme Court of India) подчеркнул, что при осуществлении сделок установленных законом есть элемент принуждения и согласие стороны является не свободным волеизъявлением, тем не менее согласие сторон все же есть.[17,32] И это согласие выражалась в выборе рода деятельности и последующем выполнении всех условий установленных законом. Анализ общих понятий установленных в преамбуле к Закону о DICGC, позволяет говорить о договорном характере сделок страхования депозитов между Корпорацией и Банками.

Что касается вопроса можно ли назвать деятельность Корпорации предпринимательской, то необходимо исходить из широкого понятия предпринимательской деятельности. В словаре общих юридических терминов указывается, что ведение бизнеса любой вид деятельности, занимающий время, внимание и труд людей с целью получения прибыли или иным образом. [17;29] Рассматривая дело Narain Swadeshi Weaving Mills vs The Commissioner Of Excess ... on 25 October, 1954 Верховный суд Индии указал предпринимательская деятельность это реальная, существенная систематическая организованная деятельность с заданной целью. [16] Таким образом, можно говорить, что деятельность Корпорации является ведением бизнеса общего страхования в понимании разделов 65 (49), 65 (105) (d) Закона о финансах 1994 года (Finance Act, 1994.).

Анализ законодательства Индии в области страхования вкладов позволяет прийти к выводу, что созданная система страхования, находящаяся под косвенным влиянием государства, обеспечивает эффективный контроль за действующей банковской системой и позволяет гарантировать вкладчикам защиту их интересов при сложном экономическом положении банка. Механизм страхования вкладов, заключающийся в создании фонда, пополняемого кредитными организациями соответствующими отчислениями и выплате за счет средств этого фонда страхового возмещения при наступлении страхового случая имеет безусловные преимущества перед другими системами гарантирования вкладов. Однако, незначительная сумма финансовой гарантии в Индии защищает интересы только мелких вкладчиков и не позволяет в должной степени обеспечить значительный приток денежных средств от населения в кредитные организации.

Список литературы:

1. Ходанчик Г.Э. Страхование депозитов: зарубежный опыт и возможности его применения в России // Финансы. 2001. №11.С.62.

2. Новиков Р.Н. Проблемы страхования денежных средств на счетах нотариусов и адвокатов. "Юрист ВУЗа", 2011, N 12

3. Transcript of Press Conference by IMF Managing Director Christine Lagarde. April 20, 2017 https://www.imf.org/en/News/Articles/2017/04/20/tr042017 -press-conference-by-imf-managing-director-christine-lagarde. / (date of the application 18.08.2017).

4. Directive 94/19/EC of the European Parliament and of the Council of 30 May 1994 on deposit-guarantee schemes, 94/19/ЕС .// Official Journal of the European

Communities L 135, 31.05.1994, р. 5-14 http://eur-lex.europa.eu/legal-

content/EN/TXT/?uri=OJ:L:1994:135:TOC. / (date of the application 18.08.2017).

5. Directive 2014/49/UE du Parlement européen et du Conseil du 16 avril 2014 relative aux systèmes de garantie des dépôts .// Official Journal of the European Communities N L 173, 12.6.2014, р. 149. http://eur-lex.europa.eu/legal-

content/FR/TXT/HTML/?uri=0J:L:2014:173:FULL&from=F R. / (date of the application 18.08.2017).

6. Rais Ahmad,Mahmudur Rahman. Rural Banking and Economic Development./Mittal publications/ New Delhi-110059/ India/ 1998. / (date of the application 28.08.2017).

7. Официальный сайт Deposit Insurance and Credit Guarantee Corporation https://www.dicgc.org.in/AU_Profile.html&usg=ALkJrhhidq Kc8CRRR3gzy5QpfPadKM8MbA. / (date of the application 28.08.2017).

8. Merkin, Robert M. (2009) Colinvaux's law of insurance. 8th edition, 2nd supplement, London, UK, Sweet & Maxwell, 8 pp.

9. Rajiv Jain & B.P.Bhargava (Ed.) INSURANCE Law & Practice. Hard Back 2nd Edition, 2006. Р.р.12

10. Companies Act, 1956./The Internet Site, Ministry of Law and Justice, 2017. http://www.mca.gov.in/ Ministry/ pdf/ Companies_Act_1956_13jun2011.pdf. / (date of the application 28.08.2017).

11. Insurance Act, 1938. The Indian Code Internet Site. http://www.indiacode.nic.in/acts-in-pdf/2015/201505.pdf. / (date of the application 28.08.2017).

12. Honble Supreme Court in case of Senairam Doongarmal Vs. CIT 1961 (42) ITR 392 (SC)]. https://indiankanoon.org/doc/1736414/. / (date of the application 28.08.2017).

13. Ramanatha Aiyar. The Major Law Lexicon, 4th edn 2010 in 6 Vols.// 2015, р.912http://www. helplinelaw.com/docs// the -banking-regulation-act. (date of the application 28.08.2017).

14. Case Commentary - Coffee Board v. Commissioner of Commercial Tax/Supreme Court of India/AIR 1968 SC 599; AIR 1972 SC87; AIR 1978 SC 499-; AIR 1988 SC 1487/ https://www.lawctopus.com/academike/case-commentary-coffee-board-v-commissioner-commercial-tax/ (date of the application 28.08.2017).

15. Официальный сайт Резервного банка Индии (Центрального банка Индии) RBI. https://www.rbi.org.in/. (date of the application 28.08.2017.)

16. Banking Regulation Act (1949). http://www.helplinelaw.com/docs// the -banking-regulation-act (date of the application 28.08.2017.

17. Гражданский процесс и гражданское законодательство в странах азиатско- тихоокеанского региона. Безбах В.В., Беликова К.М., Бадаева Н.В., Ермакова Е.П., Ивановская Н.В., Кривенко О.А., Протопопова О.В., Русакова Е.П., Ситкарева Е.В. Москва, 2015.

18. Фролова Е.Е., Галкина М.В., Войкова Н.А. К вопросу о придании статуса резервной валюты юаню.// МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 4-2 (24). С. 336-340.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»;

Оригинальность текста - 95,79%

Рецензия

на статью к.ю.н., доцента кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института Российского университета

дружбы народов (РУДН) Артемьевой Юлии Александровны «Страхование вкладов в Индии»

Многочисленные банковские кризисы, сотрясающие мировую экономику вынуждают граждан с подозрением относится к размещению своих средств в банках. Между тем для последовательного развития экономики необходимо привлечение средств граждан в кредитных учреждениях. Это вынуждает более тщательно относится к развитию механизмов гарантий возврата вкладов граждан. Практика показала, что система страхования (гарантирования) банковских вкладов является действенным инструментом для решения комплекса социальных и макроэкономических задач, обеспечивая стабильность работы банковской системы и создавая условия к размещению средств в долгосрочных вкладах. В настоящее время системы страхования вкладов, действующих по различным принципам, существуют более чем в ста странах. Существует такая система и в нашей стране. В последнее время, все чаще раздается критика в адрес российского АСВ. Данная статья представляет собой несомненный интерес. Индия является одним из значительных экономических партнеров России. При этом научных работ по исследованию финансовой системы, правовому регулированию банковской системы крайне мало. В работе исследуются малоизученные вопросы системы страхования вкладов в Индии, анализируется правовой статус DICGC. Необходимо подчеркнуть автор обращается к нормативным актам, материалам судебной практики ранее не изученной российскими правоведами.

Автором проведено системное исследование нормативных источников Индии, публикаций в научных журналах и периодической печати, информационных материалов. Исследуемые вопросы изложены полно, материал анализируется всесторонне.

Данная статья является, интересной авторской работой, имеющее теоретическое и практическое значение.

Статья может быть рекомендована для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась. Оригинальность текста составляет более 95%. Цитирование других авторов оформлено корректно.

Кандидат юридических наук Иванова Е.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.