Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2018. № 43
УДК 336.711
DOI: 10.17223/19988648/43/13
А.А. Земцов, В.Ю. Цибульникова
СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМ СТРАХОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
В статье рассмотрены аспекты функционирования систем страхования банковских вкладов в развивающихся странах, среди которых особое внимание уделено странам, входящим в БРИКС и СНГ. Раскрыты различия систем страхования вкладов в этих странах, приведен их сравнительный анализ и поднят вопрос о наличии такого фактора, как «моральный риск» в деятельности банков. Несмотря на наличие критики компенсационного механизма в банковской сфере, в статье подтверждается эффективность систем страхования вкладов на примере различных стран.
Ключевые слова: страхование вкладов, развивающиеся страны, банк, вкладчик, компенсационный механизм.
По данным Международной ассоциации страховщиков депозитов IADI (в которой состоит и Россия), к настоящему моменту системы страхования депозитов созданы в 139 странах мира и характеризуются большим многообразием форм и основных параметров. Еще в 29 странах системы страхования депозитов находятся на различных этапах создания. В подавляющем большинстве стран действует единая государственная организация, на которую возложены обязанности по страхованию вкладов. При этом системы некоторых стран имеют существенные особенности.
В наших предыдущих исследованиях мы рассмотрели историю создания FDIC в США и АСВ в России, проанализировали ключевые особенности российской, американской и европейской систем страхования вкладов [1-4]. С целью дальнейшего исследования особенностей систем страхования вкладов и функционирования компенсационного механизма необходим анализ опыта развивающихся стран.
Развивающаяся, или, что более корректно, менее развитая страна - это страна, имеющая более низкий уровень ВВП на душу населения по сравнению с другими странами, характеризуется слабо развитой индустрией и высокой степенью экономической зависимости от развитых стран. Большинство развивающихся стран испытывает сильную зависимость от первичных секторов экономики в производственной сфере и еще большую в сфере внешней торговли. Во многих таких странах наблюдаются низкие средние показатели доходов, хотя отдельные из малых стран - экспортеров нефти, например Кувейт, имеют доходы на душу населения, сопоставимые с доходами в промышленно развитых странах [5].
Отнесение страны к категории развивающихся является достаточно условным. Многие страны Африки в зоне Сахары являются развивающимися странами по всем параметрам. При этом новые индустриальные страны, например Китай, отличаются сочетанием весьма отсталых первичных секторов производства и более развитых отраслей промышленности. Страны - члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) не классифицируются как развивающиеся страны, хотя Турция, входящая в эту организацию, имеет более низкий доход на душу населения по сравнению с некоторыми новыми индустриальными странами. Аналогичные проблемы с классификацией возникают в отношении стран СНГ и в Восточной Европе. Так, Таджикистан, безусловно, является развивающейся страной, в то время как Чешскую Республику и Россию в полной мере уже нельзя отнести к развивающимся странам.
Мы остановимся на странах, входящих в БРИКС, и некоторых странах ближнего зарубежья. БРИКС (ВЫСБ) объединяет 5 стран: Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР, характеризующихся как страны с развивающейся экономикой, которые, по некоторым прогнозам, в 2050 г. могут обогнать страны «Большой восьмерки» по уровню экономического развития. В странах БРИКС живет около трети населения Земли, объединенный ВВП этих стран составляет около $13,6 трлн, а их валютные резервы достигают $4 трлн. Важность стран БРИКС для инвесторов растет благодаря их высокому потенциалу дальнейшего роста и экономическим показателям [6].
В табл. 1 приведен краткий обзор параметров систем страхования вкладов в странах БРИКС.
В Китае система страхования вкладов на государственном уровне заработала совсем недавно. При этом достаточно продолжительное время многие банки самостоятельно осуществляли услугу по страхованию вкладов, поскольку это рассматривается вкладчиками как признак надежности кредитной организации. Страховое возмещение по вкладам в банке, включающее сумму основного вклада и проценты, начисленные по нему, составляет до 500 000 юаней ($81 400), а вклады в пределах этой суммы составляют 99,63% от всех банковских вкладов в КНР. Отметим, что банковская система Китая является одной из крупнейших в мире, объем банковских депозитов которой превышает 19 трлн долл. США.
Система страхования вкладов в Китае распространяется на коммерческие банки, сельские кооперативные банки, сельские кредитно-кооперативные банки. Денежная компенсация, выплачиваемая страхователю, в отношении которого наступил страховой случай, должна быть перечислена в течение 7 рабочих дней.
Целесообразно также рассмотреть системы страхования вкладов в некоторых странах СНГ (табл. 2).
Исследование показывает, что в большинстве стран принята единая система страхования депозитов в лице государственной системы по защите прав вкладчиков и основным объектом защиты являются депозиты физических лиц [7].
Таблица 1. Банковский компенсационный механизм в странах БРИКС
Страна Организация по страхованию депозитов Год создания системы Сумма страхового возмещения* Что застраховано Количество институтов -участников системы Застрахованная сумма на депозитах по отношению к общему объему средств на депозитах, %
Бразилия Фонд Гарантирования банковских депозитов и Фонд гарантирования депозитов в кредитных кооперативах. Независимая от центрального банка система 1995 250 ООО бразильских риалов (77 500 USD) Депозиты и счета физических лиц, также счета юридических лиц, которые предназначены для выплат заработной платы и других обязательств, депозитные сертификаты, закладные 867 90
Россия Агентство по страхованию вкладов, государственная корпорация. Датируется государством, прямое подчинение ЦБ РФ 2004 1400 000 рублей (23 620 USD) Сберегательные и текущие счета, депозиты в иностранной валюте только физических лиц и ИП 780 68
Индия Государственная корпорация по страхованию вкладов и гарантированию кредитов, организованная и подчиняющаяся Центральному банку 1962 100 000 индийских рупий (до 1 540 USD) Сберегательные и текущие счета, депозиты в иностранной валюте только физических лиц 2 127 30
Китай (КНР) Фонд страхования вкладов, которым временно управляет Народный банк Китая. В дальнейшем в КНР планируется создать специализированную организацию, которой будут переданы полномочия в данной области 2015 500 000 юаней (75 500 USD) Депозиты организаций и физических лиц, за исключением: межбанковских вкладов и вкладов руководителей высшего звена в управляемом ими банке. Застрахованный вклад может быть в любой валюте, в 4 398 98
Страна Организация по страхованию депозитов Год создания системы Сумма страхового возмещения* Что застраховано Количество институтов -участников системы Застрахованная сумма на депозитах по отношению к общему объему средств на депозитах, %
которой китайский банк принимает вклады
Китайский Тайбэй (Китайская Республика) Центральная корпорация по страхованию вкладов, организованная и подчиняющаяся Центральному банку Китайской Республики и Министерству финансов 1985 3 млн новых тайваньских долларов (100 ООО USD) Сберегательные и текущие счета, депозиты в иностранной валюте, депозитные сертификаты как физических, так и юридических лиц, за некоторым исключением 397 98
Южная Африка В настоящее время системы страхования вкладов не существует. При этом она находится в процессе создания, что подтверждается информацией на сайте Международной ассоциации страхователей депозитов
* Обменный курс валют по состоянию на 28.01.2018 г.
Таблица 2. Банковский компенсационный механизм в странах СНГ
Страна Организация по страхованию депозитов Год создания системы Сумма страхового возмещения* Что застраховано Количество застрахованных институтов
Азербайджан Азербайджанский фонд страхования вкладов, управляется государством 2007 30 000 манатов (17 700 USD) Вклады по ставке 3% в иностранной валюте и по ставке до 12% в национальной валюте застрахованы полностью до 2019 г. 43
Армения Армянский фонд гарантирования депозитов, управляется государством 2005 10 000 000 армянских драм (21 000 USD) Депозиты и текущие счета физических лиц в национальной и иностранной валютах в коммерческих банках 20
Беларусь Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц 2008 Лимит не ограничен Депозиты и текущие счета физических лиц в национальной и иностранной валютах 24
Страна Организация по страхованию депозитов Год создания системы Сумма страхового возмещения* Что застраховано Количество застрахованных институтов
Казахстан Казахстанский фонд гарантирования депозитов 1999 До 10 млн тенге (30 000 USD)-по депозитам в национальной валюте, до 5 млн тенге (15 000 USD) - по депозитам в иностранной валюте Депозиты физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей в национальной и иностранной валютах, независимо от их гражданства, также срочные депозиты, депозиты до востребования, условные депозиты, деньги на текущих счетах и платежных картах 30
Украина Фонд гарантирования депозитов 1998 До 200 000 гривен (7 600 USD) Депозиты и текущие счета физических лиц в национальной и иностранной валютах 99
Киргизия Агентство защиты депозитов Республики Киргизия, управляется государством 2008 100 000 киргизских сом (1 430 USD) Вклады физических лиц в коммерческих и исламских банках, сберегательные счета в национальной и иностранной валютах 25
Молдавия Фонд гарантирования депозитов в банковской системе, управляется государством 2004 6 000 молдавских лей (432 USD) Все виды счетов и вкладов физических и юридических лиц в коммерческих банках 11
Таджикистан Фонд страхования депозитов физических лиц, управляется государством 2004 14 000 таджикских сомони (1 582 USD) Сберегательные счета в национальной и иностранной валютах в коммерческих банках и микрофинансовых организациях, только для физических лиц 14 банков и 37 МФО
Узбекистан Фонд страхования депозитов физических лиц, управляется государством 2002 Лимит не ограничен Сберегательные счета в национальной и иностранной валютах в коммерческих банках, только для физических лиц 25
* Обменный курс валют по состоянию на 28.01.2018 г.
Потребности экономического развития разных стран во многом обусловливают сроки появления систем страхования депозитов. Так, ранее всех среди развивающихся стран системы страхования депозитов появились в Индии (1961 г.), в Доминиканской Республике (1962 г.), в Микронезии и на Филиппинах (1963 г.), в Ливане (1967 г.) [8, 9].
После выхода в 1986 г. Рекомендаций Европейской комиссии по созданию систем страхования депозитов в странах ЕС [10] процесс создания компенсационных банковских механизмов ускорился. Системы страхования депозитов активно стали создаваться в странах Центральной и Восточной Европы, включая государства, возникшие на постсоветском пространстве, а также в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и ряде африканских стран.
Важным вкладом в обобщение и систематизацию передовой международной практики в области страхования депозитов стала деятельность международной исследовательской группы, созданной в ноябре 1999 г. Форумом финансовой стабильности - организацией, учрежденной в апреле 1999 г. странами «Большой семерки». Были обобщены опыт создания и передовая практика в области страхования депозитов в разных странах и распространены через «Руководство по созданию эффективных систем страхования депозитов». Это способствовало интенсификации процесса развития систем страхования вкладов в странах Азии, Восточной Европы, в арабских странах после кризиса 2008 г. [11].
Как показано в табл. 1 и 2, в странах БРИКС и СНГ системы страхования банковских вкладов также в основном условно разделяются на два типа: американский и германский. В большинстве стран действует одна корпорация по страхованию вкладов, имеющая сильную государственную поддержку, а участие в ней для банков носит обязательный характер. Средства системы формируются за счет отчислений коммерческих банков с учетом риска проводимых ими операций. Отметим, что в целом банковские системы развивающихся стран (например, Индии, Филиппин, Аргентины) отличаются неустойчивостью, повышенными рисками для вкладчиков.
Можно выделить основные черты систем страхования вкладов, характерные для большинства развивающихся стран, в том числе и России:
- страховой принцип защиты вкладчиков (принцип образования страхового фонда);
- определяющую роль государства, в том числе его участие в выплате страхового возмещения вкладчикам;
- относительно невысокий предел страхования вкладов (как правило, не выше эквивалента 4-5 тыс. долл.);
- обязательное участие в системе страхования вкладов коммерческих банков;
- ограниченную роль органов гарантирования в санации и реорганизации банков.
Следует также обратить внимание на опыт Республики Казахстан (далее - РК) по развитию системы страхования вкладов, которая пришла к
пониманию необходимости защиты вкладчиков гораздо раньше России. Так же как и в России, в РК действует государственный фонд гарантирования вкладов. При этом сумма страхового возмещения отличается в зависимости от валюты вклада. В систему страхования вкладов в РК входит лишь 30 банков, что составляет 88% от общего числа банков (всего 34), так называемые исламские банки в нее не включены. Общая сумма обязательств по вкладам в банках РК по состоянию на конец 2017 г. составляет более 50,5 млрд долл. США. В остальном наши системы схожи.
Интересен и опыт Республики Беларусь, где при базовой схожести наших систем (единое агентство по страхованию, защита только счетов физ.лиц и ИП) значительно различается подход к сумме возмещения. Государство гарантирует возмещение 100% суммы денежных средств физических лиц в белорусских рублях и иностранной валюте, размещенных на счетах и во вклады в банках Республики Беларусь. Стоит отметить, что Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц является подразделением Национального банка Республики Беларусь, а не самостоятельной организацией. В самой системе насчитывается 24 банка, что составляет 89% от общего числа банков (всего 27 банков).
Рассматривая опыт Украины в области страхования вкладов, отметим, что в систему входит 100% банков, которых по состоянию на конец 2017 г. было всего 86.
Стоит обратить внимание на опыт Южной Кореи, где действует разветвленный механизм страхования вкладов, созданный в 1996 г. Его основу составляет Корейская корпорация по страхованию вкладов (Korea Deposit Insurance Corporation), дополнительно также действует еще 5 компенсационных схем: Фонд гарантирования кредитных кооперативов (Credit Union Guarantee Fund), Фонд защиты сельскохозяйственных кооперативов (Agricultural Cooperatives Mutual Credit Depositor Protection Fund), Страховой фонд защиты кредитных кооперативов (Community Credit Cooperatives Safety Fund), Страховой фонд защиты рыболовства (Fisheries Cooperatives Mutual Credit Depositor Protection Fund), Страховой фонд защиты кооперативов в сфере лесничества (Forestry Cooperatives Mutual Credit Depositor Protection Fund). Сумма возмещения составляет более 45 000 USD, а страхованию подлежат вклады физических и юридических лиц, как в банках, так и в страховых, инвестиционных компаниях, сберегательных банках.
Рассматривая опыт различных стран по развитию компенсационных механизмов в банковской сфере, необходимо отметить и противоречия, которые возникают в рамках данного процесса. Одним из ключевых вопросов организации системы страхования вкладов является вопрос о том, какие границы ответственности в нивелировании рисков невозврата банковских вкладов должны быть возложены на государство, а какие риски должны принимать на себя вкладчики самостоятельно. Ведь любые договоры, в том числе договор банковского депозита, связаны с риском, который в той или иной степени должны нести вкладчики самостоятельно.
Современные экономисты и исследователи утверждают, что основными требованиями к системе страхования вкладов являются привлечение достаточного количества ресурсов для обеспечения соответствующего уровня компенсации убытков вкладчиков и честная конкуренция на рынке [12]. Однако объединить эти две задачи крайне сложно.
Основными преимуществами создания системы страхования вкладов, по мнению большинства современных экономистов, пользуются не большие и стабильные банковские учреждения, которые самостоятельно привлекают значительные объемы депозитных средств, а в основном небольшие рискованные и в недостаточной степени капитализированные банки, которые с помощью системы страхования вкладов могут привлекать депозиты под условно низкую норму процента.
В ситуации, когда мелкие и большие банковские учреждения обязаны выплачивать в одинаковом размере установленную процентную ставку за использование депозитных средств, могут возрастать стимулы к уменьшению затрат, которые идут на управление кредитными, рыночными, а также операционными рисками. Опыт США демонстрирует, что ситуация на банковском рынке, когда наблюдается рост конкуренции совместно с функционированием системы страхования вкладов, может привести к значительному снижению доли собственных ресурсов в капитале банков. Что в свою очередь, может вызвать возрастание рисковых активов в структуре баланса банков [13].
Поэтому важной проблемой при формировании эффективной системы страхования вкладов является проблема так называемого «морального риска», суть которой заключается в том, что коммерческие банки и небанковские финансовые учреждения начинают вести свои операции более рискованно, когда осознают, что в случае кризисной ситуации публичная система страхования вкладов возьмет всю ответственность на себя. В общем понимании моральный риск, или риск недобросовестного поведения, -представление о том, что одна из сторон, каким-то образом защищенная от риска, будет действовать иначе, чем в отсутствие такой защиты [14].
На сегодняшний день в подавляющем большинстве мировой опыт демонстрирует положительное влияние введения системы страхования вкладов на развитие финансового и банковского секторов в стране.
По нашему мнению, воздействие системы страхования вкладов на финансовый рынок, ее характер и интенсивность зависят в первую очередь от причин и мотивов, лежащих в основе ее формирования, а также в связи с существующей макроэкономической ситуацией, которая способствует процессу создания и дальнейшего развития системы страхования вкладов. Само по себе создание системы страхования вкладов не может выступать гарантией стабильного роста финансового и банковского рынков в стране. Система страхования вкладов может положительно влиять на институциональную структуру финансового рынка только в условиях достижения необходимых показателей макроэкономической стабильности, а также установления качественных и количественных характеристик как для финансового рынка, так и банковского сектора в качестве главного его элемента.
Исследования экономиста Роберта Калла по анализу индикаторов экономического развития 42 стран мира за период 1980-1995 гг. показали существование устойчивой положительной связи между системой страхования вкладов, ростом и стабильностью финансового рынка страны и темпами экономического развития. Калл доказал, что страны, в которых была введена система страхования вкладов, также характеризуются высокими темпами экономического роста и стабильностью финансового сектора [15].
Но в то же время, по мнению ряда исследователей, отсутствуют какие-либо доказательства того, что наличие принудительной публичной системы страхования вкладов для банковских или небанковских финансовых учреждений положительно влияет на экономику, а отсутствие такой системы - отрицательно. Так, например, в таких странах, как Австралия и Новая Зеландия, до 2008 г. не было государственных систем страхования вкладов.
Когда в 2008 г. начался мировой финансовый кризис, Австралия с Новой Зеландией в соответствии с общемировыми тенденциями сформировали собственные системы страхования вкладов. Однако Австралия впоследствии снизила сумму возмещения по вкладам с 1 млн до 250 тыс. долл. США и по заявлению правительства намерена снижать ее и в дальнейшем. В свою очередь, Новая Зеландия изначально рассматривала национальную систему страхования вкладов как временную, введенную на 2 года кризиса. В декабре 2011 г. запланированный срок действия системы страхования вкладов закончился, правительство его не продлило, ликвидировав систему. В частности, Резервный банк Новой Зеландии заявил, что сохранение системы страхования вкладов могло бы ослабить рыночную дисциплину и обострить моральный риск, а «щедрая» система страхования вкладов может ослабить стимулы вкладчиков принимать решение относительно собственных вложений исходя из соображений рискованности и безопасности [7].
Подобная ситуация также имела место в Исландии, где население на общенациональном референдуме дважды отклонило идею покрыть за государственные средства долги зарубежного интернет-филиала Ландсбан-кин перед иностранными вкладчиками, преимущественно английскими и голландскими, которых привлекали завышенные ставки по депозитам данного филиала.
К тому же некоторые экономисты отмечают, что в США в конце XIX -начале XX в. гораздо надежнее среди различных систем страхования вкладов, которых было довольно много на уровне отдельных штатов, работали именно частные саморегулирующиеся системы страхования, члены которых несли полную солидарную ответственность по обязательствам друг друга [16].
В свою очередь, экономисты X. Бики и Ю. Уайт считают, что система страхования вкладов отражает худшие черты банковской практики и неприемлема для стран с переходной экономикой. По их мнению, во-первых, система защиты вкладов связана со значительными проблемами морального и материального поощрения, введением ряда специальных законода-
тельных актов и усилением банковского надзора. Во-вторых, в процессе функционирования системы страхования вкладов и банковского регулирования возникает мощное банковское лобби, которое впоследствии стремится добиться определенных преференций для конкретных банков или банковских групп. В-третьих, исторический опыт страхования вкладов (прежде всего США и Канады) демонстрирует невозможность избегания проблемы морального риска, которая заключается в том, что одна сторона деловой операции заинтересована в деятельности, которая может повредить другой [17].
По мнению профессора Хесуса Уэрта де Сото, деятельность фондов страхования вкладов влечет эффект, обратный тому, который ожидается при их образовании. Фонд страхования вкладов побуждает частные банки осуществлять менее здравомыслящую и ответственную политику, предоставляя клиентам ложную уверенность в том, что их вклады «застрахованы». В результате клиенты считают, что им не следует прилагать усилия на изучение того, насколько можно доверять тому или другому институту. Эти же фонды убеждают банкиров в том, что в конце концов любое их поведение не может серьезно повредить клиентам [12].
Джефри Р. Хуммель отмечает, что правительственное страхование вкладов снизило риск паники вкладчиков, но за счет повышения другой опасности, так как у самих банковских учреждений уменьшается стимул избегать рискованных действий. По мнению ученого, если бы государственные институты были заинтересованы в защите «мелкого вкладчика», они закрыли бы неплатежеспособные учреждения и оплатили вклады непосредственно вкладчикам. Вместо этого они присоединяют неплатежеспособные банки к более крупным и стабильным банковским учреждениям. Однако это лишь откладывает проблему, впоследствии кризис достигает таких пропорций, что ресурсов начинает не хватать даже для слияния, при этом рост уровня банкротств приводит к росту процентных ставок на рынке. Ведь без достаточного дохода от привлеченных займов обанкротившиеся, но еще работающие институты могут выплачивать проценты действующим вкладчикам только за счет новых вкладчиков. Таким образом, регуляторы лишь санкционируют цепочку эскалации конфликта. Впоследствии правительство уже ничего не может сделать без заимствований из внешних фондов [18].
Таким образом, кризис кредитно-депозитной сферы - только верхушка айсберга морального риска. Система страхования вкладов может создавать искаженные стимулы для коммерческих банков. Мировой финансовый кризис 2008 г. и последующих лет частично подтверждает результаты исследований о том, что американская модель системы страхования вкладов с каждым годом становиться все более зависима от государственного эмиссионного обеспечения. Также эту точку зрения частично можно подтвердить фактами предбанкротного состояния таких крупнейших банков России, как ПАО Банк «ФК Открытие», ПАО «Бинбанк», ПАО «Промсвязьбанк», и назначения временной администрации в конце 2017 г.
В действующем праве ЕС Директива 94/19/ЕС обязывает государства -члены ЕС гарантировать возврат средств по вкладам в банковских и небанковских финансовых учреждениях. Однако некоторые экономисты отмечают, что в праве ЕС есть немало чисто лоббистских норм, а поэтому к заимствованию опыта построения систем страхования вкладов в странах ЕС развивающимся странам следует подходить взвешенно и осторожно [19].
Функционирование системы страхования вкладов может в значительной мере влиять на рыночную дисциплину участников финансового рынка. Ее введение в полной мере положительно скажется на формировании и функционировании финансового рынка страны только в том случае, если:
- будут существовать реальные предпосылки для стабильного институционального развития;
- банковская система будет отличаться стабильностью и надежностью;
- будут отсутствовать какие-либо кризисные тенденции как на национальном, так и на международном финансовом рынке;
- в стране сложатся определенные традиции в законотворческой сфере, будет функционировать сильная и действенная судебная ветвь власти, сформируется широкая и эффективная нормативно-правовая база.
В то же время всегда возникает вопрос: кто будет нести основное бремя финансирования такой системы? Так, по заключению экспертов, порядок установления и взимания взносов, обеспечивающих сохранность накоплений в России, не нуждается в существенных изменениях [20]. При этом рассматриваются предложения, направленные на ужесточение правил. В частности, обсуждается возможность установления ставки взносов не самим администратором, а Банком России по согласованию с Минфином России или Правительством РФ, а также выполнение более тщательного аудита уровня рисков устойчивости гарантийных фондов с использованием методов актуарной оценки.
Подводя итог исследованию систем страхования вкладов в различных странах, отметим, что, несмотря на критику компенсационного механизма в системе банковских вкладов [21, 22], очевидны его преимущества, помогающие поддерживать стабильность финансовых институтов, способствовать развитию банковской системы. В то же время исследования уровня развития систем в странах БРИКС и СНГ подтверждают, что уровень экономического развития страны отражается на сумме страхового возмещения и степени страхового покрытия размещенных банковских вкладов.
Литература
1. Земцов А.А., Цибульникова В.Ю. Система страхования банковских вкладов в России: становление и развитие // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2017. № 1 (37). С. 131-152.
2. Цибульникова В.Ю., Земцов А.А. Анализ этапов развития Федеральной Корпорации по Страхованию Вкладов США // Фундаментальные исследования. 2017. № 4 (часть 2). С. 344-350.
3. Земцов А.А., Цибульникова В.Ю. Деятельность Федеральной корпорации по страхованию вкладов США в компенсационном механизме защиты вкладчиков // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Т. 7, № 3а. С. 186-196.
4. Земцов А.А., Цибульникова В.Ю. Об особенностях системы страхования банковских вкладов в странах Европейского Союза // Фундаментальные исследования. 2017. № 6. С. 204-209.
5. Пояснение понятия «развивающиеся страны». URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%A 0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E% D1 %89%D0%B 8%D0%B5%D 1%81 %D1%8F_%D 1%81 %D 1 %82%D 1 %80%D0%B0%D0 %BD%D1%8B (дата обращения: 28.01.2018).
6. Пояснение понятия «Страны БРИКС». URL: https://ria.ru/infografika/ 20150323/1053966117.html (дата обращения: 28.01.2018).
7. Диденко В.Ю. Интеграция систем страхования депозитов стран - участниц ЕАЭС для формирования торговых отношений в банковском деле // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 3. С. 127-131. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/integratsiya-sistem-strahovaniya-depozitov-stran-uchastnits-eaes-dlya-formirovaniya-torgovyh-otnosheniy-v-bankovskom-dele
8. Турбанов А., Нестратенко Е. Системы страхования депозитов: мировая практика и тенденции развития // Финансовое право. 2004. № 1. С. 36-52.
9. Кротов Н.И. История создания российской системы страхования банковских вкладов (Свидетельства очевидцев. Документы). М. : Экономическая летопись, 2009. 568 с.
10. Directive 94/19/ЕС of the European Parliament and of the Council of 16 May: federal law. Approved may 16, 1994. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do? uri=CELEX:31994L0019:EN:HTML (access date: 28.01.2018).
11. Евстратенко Н.Н. Российская система страхования вкладов в контексте мирового опыта // Деньги и кредит. 2007. № 3. С. 48-53.
12. Де Сото Х.У. Деньги, банковский кредит и экономические циклы. Челябинск, 2008. 663 с.
13. Коноваленко Н. Мировой опыт страхования депозитов // Банковская практика за рубежом. 2001. № 3. С. 50-57.
14. Пояснение понятия «Моральный риск». URL: https://www.investopedia.com/ask/ answers/09/moral-hazard.asp (дата обращения: 28.01.2018).
15. ^ll R. The effect of deposit insurance on financial debt: a cross-country analysis. Washington : World Bank, 1998. 30 p.
16. Schuler K. Deposit Insurance Déjà vu The Freeman // Ideas on Liberty. July 1989. Vol. 39, is. 7.
17. Бики X., Уайт Ю. Страхование депозитов // Вестник Национального банка Украины. 1997. № 1. С. 20-24.
18. Hummel J.R. Privatize Deposit Insurance The Freeman July 01, 1989. URL: http://www.fee.org/the_freeman/detail/privatize-deposit-insurance (access date: 28.01.2018).
19. Labaton S.F.D.I.C. May Borrow Funds From Banks // The New York Times. 2009. September 21. URL: http://www.nytimes.com/2009/09/22/business/22bailout.html?_ r=0&adxnnl=1 &adxnnlx= 1418569825-Uk5u0Bj 3PmOHv1 stgR0tww (access date: 28.01.2018).
20. Налоговая реформа: ревизия «параллельной налоговой системы». М., 2015. 120 с.
21. Хузин Н. Страхование вкладов: грядет реформа - какой она будет? 1 сентября 2016. URL: https://finance.rambler.ru/news/2016-09-01/strahovanie-vkladov-gryadet-reforma (дата обращения: 28.01.2018).
22. Божко М., Мархулия Е. ЦБ отказался от страхования средств юрлиц в банках. 14.03.2017. URL: https://www.rbc.ru/finances/14/03/2017/ 58c6a3e69a7947eef4854662 (дата обращения: 28.01.2018).
210
A.A. Земцов, B№. ^u6ynmuKOBa
Zemtsov A.A., National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). Е-mail: fbd@bk.ru
Tsibul'nikova V.Yu., National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). Е-mail: tuv82@bk.ru
CREATION AND FUNCTIONING OF BANK DEPOSITS INSURANCE SYSTEMS IN DEVELOPING COUNTRIES
Keywords: Deposit insurance; developing countries; bank; investor; compensation mechanism.
In this article are considering some aspects of bank deposits insurance systems functioning in developing countries, among which special attention is paid to the BRICS and CIS countries. In the article differences of deposit insurance systems in these countries are disclosed, their comparative analysis is provided and the question of existence of such factor as "moral risk" in activity of banks is brought up. Despite of criticism on the compensation mechanism in the bank sphere, in the article the efficiency of deposit insurance systems on the example of various countries is confirmed.
References
1. Zemcov A. A., Cibul'nikova V. YU. Sistema strahovaniya bankovskih vkladov v Ros-sii: stanovlenie i razvitie // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. 2017. № 1(37). S. 131-152.
2. Cibul'nikova V.YU., Zemcov A.A. Analiz ehtapov razvitiya Federal'noj Korporacii po Strahovaniyu Vkladov SSHA // Fundamental'nye issledovaniya. 2017. № 4 (chast' 2). S. 344350.
3. Zemcov A. A., Cibul'nikova V. YU. Deyatel'nost' Federal'noj korporacii po strahovaniyu vkladov SSHA v kompensacionnom mekhanizme zashchity vkladchikov // Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra, T.7. № 3a, 2017. - s. 186-196.
4. Zemcov A.A., Cibul'nikova V.YU. Ob osobennostyah sistemy strahovaniya bankovskih vkladov v stranah Evropejskogo Soyuza // Fundamental'nye issledovaniya. 2017. № 6. s. 204209.
5. Poyasnenie ponyatiya «razvivayushchiesya strany». URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%A 0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1% 8E%D 1%89%D0%B8%D0%B5%D 1%81 %D1%8F_%D 1%81%D1%82%D 1 %80%D0%B0 %D0%BD%D1%8B (data obrashcheniya: 28.01.2018).
6. Poyasnenie ponyatiya «Strany BRIKS». URL: https://ria.ru/ infografi-ka/20150323/1053966117.html (data obrashcheniya: 28.01.2018).
7. Didenko V.YU. Integraciya sistem strahovaniya depozitov stran - uchastnic EAEHS dlya formirovaniya torgovyh otnoshenij v bankovskom dele. Ekonomika.Nalogi.Pravo. № 3, 2017. S.127-131. https://cyberleninka.ru/article/n7integratsiya-sistem-strahovaniya-depozitov-stran-uchastnits-eaes-dlya-formirovaniya-torgovyh-otnosheniy-v-bankovskom-dele
8. Turbanov A. Sistemy strahovaniya depozitov: mirovaya praktika i tendencii razvitiya / A.Turbanov i E.Nestratenko// Finansovoe pravo. 2004. № 1. S. 36-52.
9. Krotov N. I. Istoriya sozdaniya rossijskoj sistemy strahovaniya bankovskih vkladov (Svidetel'stva ochevidcev. Dokumenty). M.: EHkonomicheskaya letopis', 2009. 568 s.
10. Directive 94/19/ES of the European Parliament and of the Council of 16 May [Electronic resource] : federal law. Approved may 16, 1994. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:31994L0019:EN:HTML (access date: 28.01.2018).
11. Evstratenko N.N. Rossijskaya sistema strahovaniya vkladov v kontekste mirovogo opyta // Den'gi i kredit. 2007. № 3. S. 48-53.
12. De Soto H. U. Den'gi, bankovskij kredit i ehkonomicheskie cikly [Tekst] / H.U. De Soto. CHelyabinsk, 2008. 663 s.
13. Konovalenko N. Mirovoj opyt strahovaniya depozitov / N. Konovalenko //Bankovskaya praktika za rubezhom. 2001. № 3. S. 50-57.
14. Poyasnenie ponyatiya «Moral'nyj risk» URL: https://www.investopedia.com/ ask/answers/09/moral-hazard.asp (data obrashcheniya: 28.01.2018).
15. Sull R. The effect of deposit insurance on financial debt: a cross-country analysis. Washington: World Bank, 1998. 30 pp.
16. Schuler K. Deposit Insurance Déjà vu The Freeman / Ideas on Liberty. Vol. 39. Issue 7. July 1989.
17. Biki X. Strahovanie depozitov / X. Biki, YU. Uajt // Vestnik Nacional'nogo banka Uk-rainy. 1997. № 1. S. 20-24.
18. Hummel J. R. Privatize Deposit Insurance The Freeman July 01, 1989. URL: http://www.fee.org/the_freeman/detail/privatize-deposit-insurance (data obrashcheniya: 28.01.2018).
19. Labaton S. F.D.I.C. May Borrow Funds From Banks // The New York Times. 2009. September 21. Rezhim dostupa: http://www.nytimes.com/2009/ 09/22/business/22bailout.html?_r=0&adxnnl=1&adxnnlx=1418569825-
Uk5u0Bj 3Pm0Hv1stgR0tww (data obrashcheniya: 28.01.2018).
20. Nalogovaya reforma: reviziya «parallel'noj nalogovoj sistemy», TPP RF. Moskva,
2015. 120 s.
21. Huzin N. Strahovanie vkladov: gryadet reforma - kakoj ona budet? 1 sentyabrya
2016. URL: https://finance.rambler.ru/news/2016-09-01/strahovanie-vkladov-gryadet-reforma (data obrashcheniya: 28.01.2018).
22. Bozhko M., Marhuliya E. CB otkazalsya ot strahovaniya sredstv yurlic v bankah. 14.03.2017. URL: https://www.rbc.ru/finances/14/03/2017/ 58c6a3e69a7947eef4854662 (data obrashcheniya: 28.01.2018).
For referencing:
Zemtsov A.A., Tsibul'nikova V.Yu. Sozdanie i funkcionirovanie sistem strahovaniya bankov-skih vkladov v razvivayushchihsya stranah [Creation and functioning of bank deposits insurance systems in developing countries]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics, 2018, no 43, pp. 198-211.