Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВГОРОДСКОМОКРУГЕГОРОДНОВОАЛТАЙСК'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВГОРОДСКОМОКРУГЕГОРОДНОВОАЛТАЙСК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОСТОЯНИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ / Г. НОВОАЛТАЙСК / SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP / STATE OF AFFAIRS / PROSPECTS / NOVOALTAYSK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисов Александр Дмитриевич

В данной статье рассмотрено современное состояние малого и среднего предпринимательства в городе Новоалтайск. Проанализированы характерные особенности территории и показаны преимущества развития предпринимательства в городе Новоалтайск в статусе ТОСЭР. В ходе проведенного исследования был выявленряд проблем,на основе которых автором была разработана модель механизма развития предпринимательства в городском округе город Новоалтайск, сформулированы задачи, решения, а также обозначеныперспективыeq информирование развитияeq систему малого и среднего предпринимательства в городе Новоалтайск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисов Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE AND OPPORTUNITIES FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE URBAN DISTRICT OF THE CITY OF NOVOALTAISK

The article considers the current state of small and medium-sized businesses in the city of Novoaltaysk. The characteristic features of the territory are analyzed and the advantages of the development of entrepreneurship in the city of Novoaltaysk in the status of TASED are shown. In the course of the study, a number of problems were identified, on the basis of which the author developed a model of the mechanism to develop entrepreneurship in the urban district of the city of Novoaltaysk, formulated tasks and solutions, and also outlined the prospects for the development of the small and medium-sized business system in the city of Novoaltaysk.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВГОРОДСКОМОКРУГЕГОРОДНОВОАЛТАЙСК»

УДК 338.24

Александр Дмитриевич Борисов, директор муниципального бюджетного учреждения культуры «Городской центр культуры «Современник» город Новоалтайск (Новоал-тайск, Россия)

В данной статье рассмотрено современное состояние малого и среднего предпринимательства в городе Новоалтайске. Проанализированы характерные особенности территории и показаны преимущества развития предпринимательства в городе Новоалтайске в статусе ТОСЭР. В ходе проведенного исследования был выявлен ряд проблем, на основе которых автором была разработана модель механизма развития предпринимательства в городском округе город Новоалтайск, сформулированы задачи, решения, а также обозначены перспективы и среднего предпринимательства в городе Новоалтайске.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, состояние, перспективы, г. Новоалтайск.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ГОРОД НОВОАЛТАЙСК

THE CURRENT STATE AND OPPORTUNITIES FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE URBAN DISTRICT OF THE CITY OF NOVOALTAISK

Решение социально-экономических проблем - обеспечения занятости, роста реальных доходов населения, снижения социальной напряженности - невозможно без развития малого и среднего предпринимательства, являющегося катализатором экономического роста муниципальных образований. Развитие малого и среднего предпринимательства имеет большое значение и в решении социально-экономических задач городского округа город Новоалтайск.

Новоалтайск является крупным транспортным узлом Сибирского региона, как железнодорожным (сортировочная железнодорожная станция Алтайская входила в число 100 крупнейших железнодорожных станций России), так и автомобильным (фактически в черте города находится транспортная развязка дорог федерального значения на Новосибирск, Кузбасс, Бийск, Барнаул). Благодаря выгодному географическому положению транспортный узел имеет большие потенциалы развития по обеспечению потребностей не только города и края, но и региона. Новоалтайск по функциональному типу является промышленным городом. В настоящее

1

время основу экономики города составляет промышленность, в которой более 94% объемов производства приходится на отрасли обрабатывающих производств, в том числе производство пищевых продуктов, обработку древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство, производство транспортных средств и оборудования.

Развитие предпринимательства в городе Новоалтайске на протяжении пяти лет характеризуется положительной динамикой (рис. 1, 2). Снижение количества количество субъектов предпринимательства в 2015 г. объясняется сокращением количества индивидуальных предпринимателей, причинами чему стали закрытие ИП, фактически не осуществляющих деятельность; смена организационно-правовой формы, перерегистрация индивидуальных предпринимателей в качестве микропредприятий и малых предприятий; запрет торговли подакцизными товарами в киосках, ларьках; ликвидация нестационарных торговых объектов; переоценка кадастровой стоимости земли, которая привела к увеличению налога на землю.

-г*>

#

По данным налоговой службы, в 2016 г. число субъектов малого и среднего предпринимательства составляло 1694 единицы, в том числе 922 индивидуальных предпринимателя и 772 юридических лица. В 2017 г. отмечен рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства (табл.1).

Малый и средний бизнес охватывает практически все основные виды экономической деятельности. В его сферу прямо или косвенно вовлечены все социальные группы жителей города. Большая доля (37,1%) в структуре СМСП приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

На втором месте в отраслевой структуре предпринимательства - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (21,1%), на третьем - строительство (13,9%) и др. (рис. 3).

С учетом специфики территории городского округа города Новоалтай-ска структура среднего предпринимательства по видам экономической деятельности в 2017 г. выглядела следу-

2500

2000

=г 1500 £

3" юоо

500

2165

2013

2014

2015

2016

2017

Рис. 1. Динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Новоалтайск в 2013-2017 гг.

2013 2014 2015 2016 2017

малые предприятия (в т.ч. микропредприятия) ■ индивидуальные предприниматели

Рис. 2. Динамика количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в городском округе город Новоалтайск в 2013-2017 гг.

Динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Новоалтайск в 2016-2017 гг.

Таблица 1

2016 2017 Темп роста

Количество СМСП, в т.ч. 1694 2165 1,28

Индивидуальных предприниматели 922 1200 1,30

Юридические лица 722 965 1,34

ющим образом: обрабатывающее производство - 10%, строительство - 10%, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 20%, прочие виды эко-

номической деятельности - 20%, транспорт и связь - 40% (рис. 4).

В субъектах малого предпринимательства занято около 21% всех занятых в экономике города, на долю среднего предпринимательства приходится око-

ло 6% занятых (табл. 2). Надо отметить, что, к 2017 г. произошло снижение численности занятых в экономике города (темп снижения - 6%). При этом численность занятых у субъектов малого предпринимательства, а также индивидуаль-

здравоохранение и предоставление социальных услуг

прочие виды экономическое деятельности (гостиницы, кафе, образование) 6,4

обрабатывающее произведет 12,8

предоставление прочих транспорт и связь коммунальных, социальных и

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

оптовая, розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 37,1

строительство 13,9

операции с недвижимым имуществом 21%

Рис. 3. Отраслевая структура субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Новоалтайск в 2017 г.

прочие виды экономической

транспорт и связь; 40%

обрабатывающее производство; 20%

Ъптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,бытовых изделий; 20%

Рис. 4. Структура среднего предпринимательства городского округа город Новоалтайск по видам экономической деятельности в

2017г. (сучетом специфики территории), %

ных предпринимателей, по сравнению с 2014 г., выросло, тогда как у субъектов среднего предпринимательства снизилось на 4%.

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника СМСП г. Новоалтайска ниже, чем в среднем по Алтайскому краю: в субъектах среднего предпринимательства - на 4%,

в субъектах малого (в т.ч. микро-) предпринимательства - на 30,1% (табл. 3).

В бюджет города Новоалтайска за 2017 г. от субъектов предпринимательства поступило 66123,6 тыс. руб., что на 13,1% больше по сравнению с 2016 г. Кроме этого, предприниматели осуществляют платежи по имущественным и земельным налогам, и это тоже

существенные поступления в бюджет города. Поступления по патентной системе с 2016 по 2017 г. увеличились на 61,3%, упрощенной системе налогообложения - на 25,1%, по единому сельхозналогу - на 40,6%. Вместе с тем по единому налогу на вмененный доход произошло сокращение поступлений в бюджет города на 3,8% (табл. 4).

2

Таблица 2

Число занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Новоалтайск в 2014-2017 гг. (чел.)

Показатель 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год Темп роста 2017/2014

Среднегодовая численность занятых в экономике города 24848 25275 23810 23245 0,94

Общее количество занятых в малом

предпринимательстве, в т.ч.: 4930 5167 5114 5025 1,02

на малых предприятиях (в т.ч. микропредприятия) 2590 2779 2782 2900 1,12

Занятых у индивидуальных предпринимателей 870 900 935 940 1,08

Занятых в крестьянских (фермерских) хозяйствах 4 4 4 5 1,25

Общее количество занятых в среднем предпринимательстве 1570 1490 1493 1500 0,96

Таблица 3

Показатели среднемесячной начисленной заработной платы одного работника у субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Новоалтайск и среднемесячной заработной платы одного работника в

Алтайском крае в 2013-2017 гг. (руб.)

Показатель 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника малого предприятия (включая микропредприятия) 13645 13927 13482 14217 15210

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника микропредприятия 12647 13051 13262 13609 14500

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника среднего предприятия 13906 15467 16278 19239 21243

Среднемесячная заработная плата одного работника в Алтайском крае 18011 19456 20090 21202 22035

Таблица 4

Поступление налогов от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет города Новоалтайска в 20152017 гг. (тыс. руб.)

Наименование показателя

Показатели в динамике, тыс. руб.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Уровень к 2016 году, %

Патентная система

УСН

ЕНВД

ЕСХН

ИТОГО

12 26145 30581

23 56761

64 28937 28417

7

57425

165,7 38 638,7 27 316 11,8 66 132,6

+ 61,3 + 25,1 - 3,8 + 40,6 + 13,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обобщив изложенное, можно сделать вывод о том, что несмотря на замедление некоторых процессов развития и появления новых субъектов малого и среднего бизнеса, тенденцию развития предпринимательства в городском округе город Новоалтайск в целом можно назвать положительной. При этом есть проблемы и среднего предпринимательства в городе:

- недостаток ;

- сложность привлечения для создания и развития , высокая ресурсов;

- ограниченное количество производственных помещений, высокотехнологического оборудования;

- затрудненный доступ из-за высокой стоимости к энергосберегающим технологиям;

- недостаточная деятельность со стороны государства по информационному обеспечению программ энергосбережения;

- дефицит и доступных для субъектов сбытовых на , межрегиональных и рынках;

- сложности в получении информации, необходимой для обеспечения конкурентоспособности предприятия, в том числе о текущей обстановке на товарных рынках, существующих предпочтениях потребителей и др.

Для решения выявившейся проблематики в развитии и среднего в городе не стоит ограничиваться уже имеющейся системой поддержки субъектов предпринимательства, так как современные условия развития, требующие углубления рыночных принципов хозяйствования, характеризуются проблемой даль-

нейших структурных преобразований экономики регионов. В связи с этим актуальным становится необходимость трансформации экономики города путем внедрения тех или иных экономических и организационных механизмов, которые бы позволили видоизменить и повысить эффективность их экономической структуры.

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. [1] в качестве основных задач определяет создание конкурентоспособной на мировом уровне, гибкой и адаптивной современной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость, а также является основой для устойчивого повышения качества жизни населения и роста числа граждан Российской Федерации, относящихся к среднему классу, путем развития сферы малого и среднего предпринимательства.

Управляющий орган сталкивается с задачей рационального выбора того или иного ресурса в процессе формирования системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства. Привлечение того или иного ресурса необходимо для улучшения предпринимательского климата и увеличения основных социально-экономических показателей предпринимательства, где результат конкретного ресурса определяет влияние на использование в процессе формирования мер государственного регулирования и поддержки других ресурсов. Например, на создание свободных экономических зон имеет сильное влияние

развитие государственных инструментов налогового и таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства (институциональный ресурс), в том числе с привлечением иностранных инвестиций (материальный ресурс), а это, в свою очередь, ведет к созданию и развитию технологической инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства (технический ресурс). Стоит учитывать, что если на освоение ресурса в процессе формирования системы государственного регулирования и поддержки субъектов предпринимательства со стороны остальных используемых в этом процессе ресурсов оказывается влияние в меньшей степени, то ресурс обладает большей экономической эффективностью. Например, создание и развитие системы обучения населения навыкам ведения предпринимательской деятельности (человеческий ресурс) не требует дополнительных затрат по субсидированию субъектов предпринимательства (технический ресурс).

Развитие малого и среднего предпринимательства нуждается и в дальнейшем стимулировании. Для этого стоит обращаться к различным моделям управления его развитием, учитывая экономические интересы органов местного самоуправления и местного сообщества. Для решения вопроса развития малого предпринимательства в городском округе город Новоалтайск предлагаем следующую модель механизма (рис. 5).

В соответствии с предлагаемой моделью основными функциями городского округа город Новоалтайск являются: повышение занятости населения; устойчивый рост доходов местного бюджета;

повышение уровня благосостояния населения; социально-экономическое развитие территории.

Основной целью посредством создания благоприятного климата, направленного на развитие субъектов предпринимательства, является достижение экономического процветания города Новоалтайска.

Основными задачами органов местного самоуправления города Новоалтай-ска по развитию субъектов предпринимательства являются:

- активизация предприимчивости населения;

- создание условий для развития приоритетных сфер деятельности субъектов предпринимательства;

- предоставление равных возможностей ведения деятельности субъектами предпринимательства;

- создание оптимальных экономических и социальных условий функционирования бизнеса;

- оптимизация взаимодействия между местной администрацией и региональными органами власти.

На сегодняшний день субъекты малого и среднего бизнеса получают государственную поддержку как на региональном, так и на муниципальном уровне. Правительством Алтайского края разработан ряд мер государственной поддержки малого бизнеса, это создание сети бизнес-инкубаторов, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, субсидированное кредитование и микрокредитование. Поддержка субъектов предпринимательства в муниципальных образованиях осуществляется в рамках реализации муниципальных целевых программ. НеТаблица 5

Предлагаемый инструментарий развития малого и среднего предпринимательства в городском округе город Новоалтайск

Решаемые задачи Используемые инструменты, методы, мероприятия

Использование возможностей статуса г. Новоалтайска как ТОСЭР Использование налоговых льгот, снижение налогового бремени, создание производств на базе индустриального парка «Новоалтайск Южный»

Установление льготных ставок по местным налогам Установление широкого перечня понижающих коэффициентов, используемых для определения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 и учитывающих различные особенности ведения предпринимательской деятельности

Создание новых рабочих мест Организация системной работы по предупреждению нелегальной предпринимательской деятельности (в том числе информирование о патентной системе налогообложения)

Усиление интеграционных связей, налаживание коммуникаций между хозяйствующими на территории предпринимательскими структурами, местной властью, общественностью; расширение круга вовлеченных лиц Организация взаимодействия с бизнес-сообществом через официальный сайт администрации г. Новоалтайска

Рис. 5. Предлагаемая модель механизма развития предпринимательства в городском

округе город Новоалтайск

достатком муниципальных программ является их дублирование региональной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2015-2020 гг. без учета местных особенностей. Такие виды деятельности, как организация выставок и ярмарок, сбор и распространение интересующей предпринимателей информации, разрешение конфликтов между ними, не являются достаточными в решении вопросов экономического развития муниципалитета в функционировании общественных организаций, входящих в инфраструктуру поддержки бизнеса, совместно с администрацией.

Для решения указанных проблем предлагаем следующий инструментарий развития малого и среднего предпринимательства в городском округе город Новоалтайск (табл. 5).

Во-первых, необходимо использовать возможности города Новоалтайска как ТОСЭР.

Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2018 г. № 273 [3] создана тер-

ритория опережающего социально-экономического развития «Новоалтайск», а также определено, что создание данной территории будет способствовать диверсификации экономики города, повышению инвестиционной привлекательности города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, привлечению инвестиций, созданию новых рабочих мест.

С целью развития и формирования промышленного пояса моногорода Новоалтайска, способного обеспечить диверсификацию экономики путем развития малого бизнеса и создания конкурентоспособных производств, был создан индустриальный парк «Новоалтайск Южный», его общая площадь составляет 94,467 га. Для размещения производственных объектов предполагается использование территории площадью 65,10 га, из которых на сегодняшний день 44,35 га заняты существующими резидентами, при этом будет допускаться IV класс опасности размещаемых производств.

Для реализации инвестиционных проектов конкурентным преимуществом г. Новоалтайска также является наличие богатого ресурсного потенциала, развитое сельское хозяйство в прилегающих муниципальных районах (традиционно производится мясо, молоко, зерно, выращиваются соя, рапс, хмель, лен-долгунец, лен масленичный, подсолнечник, сахарная свекла), что позволяет развивать производства по переработке сельскохозяйственной продукции; имеются месторождения нерудных полезных ископаемых (торф, щебень, бокситы, известняки высокого качества, строительные пески, глины), разработка которых позволяет развивать производство строительных материалов; лесные ресурсы - хвойные (Озерский и Бобровский лесхозы) и лиственные леса.

Законом Алтайского края от 26 декабря 2017 г. № 107-ЗС [2] установлены налоговые льготы для резидентов территории опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Алтайского края (табл. 6). То есть производствам и перерабатывающим отраслям, будучи резидентом ТОСЭР, будет экономнее по налогам начинать новый проект, а также позволит законно снизить налоговое бремя значительной суммы добавочной стоимости (до 37% пунктов).

В настоящее время заключены соглашения о намерениях по реализации следующих инвестиционных проектов:

- строительство завода по производству функциональных натуральной косметики и продуктов питания на основе алтайского возобновляемого природного сырья (ООО НПФ «Алтайский букет»);

- строительство промышленного предприятия для производства установок и систем котельного и энергетического оборудования (ООО «Президент Нева» Энергетический центр»);

- строительство производственного комплекса по глубокой переработке пшеницы до субстанции сорбита, крахмала, клейковины, глюкозы, аскорбиновой кислоты (ООО «Биофарматор»);

- строительство комплекса производств по ремонту и изготовлению электротехнического оборудования (ООО «Маяк») и др.

По состоянию на 01 августа 2018 г. первым действующим резидентом ТОСЭР стало ООО «Покровская

Таблица 6

Льготы, предоставляемые резидентам территории опережающего социально-экономического развития город Новоалтайск

Вид налога, До присвоения статуса Резиденты

страховые взносы ТОСЭР ТОСЭР город Новоалтайск

Налог на прибыль, в том числе: 20% 5% в течение 5 лет

- федеральный бюджет 2% 0% в течение 5 лет

- региональный бюджет 18% 5% в течение 5 лет

Налог на имущество 2,2% 0%

Земельный налог 1,5% 0%

Страховые взносы 30% 7,6% в течение 10 лет

ПФР 22% 6% в течение 10 лет

ФСС 2,9% 1,5% в течение 10 лет

ФОМС 5, % 0,1% в течение 10 лет

сыроварня». По словам Губернатора Алтайского края В.П. Томенко, «в организацию данного производства было вложено более 165 млн руб. С выходом предприятия на полную мощность здесь будут трудиться более 40 человек. Здесь работает несколько механизмов, которые объединяют интересы государства и бизнеса: средства действующего предприятия вкладываются в развитие территории, а в городе появились новые рабочие места, они стали хорошим приростом к показателям этой отрасли экономики» [4].

Важным результатом создания территории опережающего развития станет диверсификация экономического комплекса города Новоалтайска, что будет способствовать активизации всех сфер его хозяйственной деятельности: обрабатывающих производств, строительства, логистики, торговли, обслуживания и др.

Создание территории опережающего развития является дополнительным конкурентным преимуществом г. Ново-алтайска для привлечения инвесторов, в том числе для локализации и размещения зарубежных производств, которые ориентированы на экспорт. Реализация инвестиционных проектов по созданию высокотехнологичного бизнеса позволит привнести новые компетенции, в перспективе освоение которых будет способствовать инновационному развитию моногорода. В свою очередь, привлеченные инвестиции помогут в создании новых рабочих мест. Учитывая нестабильную ситуацию на рынке вагоностроения и угрозу массового сокращения работников из-за остановки производства, а также существующее экономическое положение градообразующего предприятия АО «Алтайвагон», создание новых производств позволит

1

увеличить занятость в г. Новоалтайске или сохранить ее в случае высвобождения работников градообразующего предприятия, что поможет в снижении социальной напряженности в моногороде.

Диверсификация экономического комплекса г. Новоалтайска является важнейшим внешним эффектом создания территории опережающего развития. Помимо этого, создание территории опережающего развития имеет мультипликативный эффект, так как ее развитие позволяет активизировать все сферы хозяйственной деятельности: строительство, логистику, обрабатывающие производства, торговлю, обслуживание и др. То есть создание ТОСЭР на территории г. Новоалтайска и ее функционирование в перспективе позволит обеспечить достижение стабильного социально-экономического развития муниципального образования путем привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест.

Во-вторых, с целью установления льготных ставок по местным налогам необходимо установить широкий перечень понижающих коэффициентов, используемых для определения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 и учитывающих различные особенности ведения предпринимательской деятельности, в том числе: вид деятельности, ассортимент реализуемых товаров, площадь торгового зала (зала обслуживания, стоянки автотранспортных средств), площадь и тип рекламоносителя, уровень выплачиваемой среднемесячной заработной платы и другие. В зависимости от значений данных коэффициентов может варьироваться степень стимулирования того или иного вида деятельности.

Для следующих видов деятельности налоговая нагрузка по единому налогу

на вмененный доход может быть снижена более чем в два раза:

- оказание бытовых услуг, а именно: ремонт, окраска и пошив обуви; ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов; услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий; услуги парикмахерских; услуги предприятий по прокату; обрядовые услуги; прочие услуги непроизводственного характера;

- оказание ветеринарных услуг и розничная торговля через ветеринарные аптеки;

- оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомо-тотранспортных средств;

- пассажирские перевозки транспортным средством свыше 9 посадочных мест;

- розничная торговля газетами, журналами, прочей печатной продукцией, семенами;

- оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспорт-ных средств, а также по хранению авто-мототранспортных средств на платных стоянках общей площадью свыше 1000 квадратных метров и др.

В диапазон значений коэффициентов от 0,55 до 0,8 могут войти следующие виды деятельности:

- оказание бытовых услуг, а именно: ремонт и изготовление металлоизделий и ювелирных изделий; ремонт мебели; химическая чистка и крашение, услуги прачечных; ремонт и строительство жилья и других построек, за исключением

строительства индивидуальных домов; услуги бань и душевых;

- услуги питания закусочной без реализации пива и (или) другой алкогольной продукции;

- услуги питания столовой;

- пассажирские перевозки транспортным средством от 5 до 9 посадочных мест;

- грузовые перевозки транспортным средством грузоподъемностью до 2 тонн включительно;

- оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспорт-ных средств, а также по хранению авто-мототранспортных средств на платных стоянках общей площадью до 1000 квадратных метров;

- розничная торговля цветами, фруктами, овощами, книгами, канцелярскими товарами, товарами детского ассортимента, прочими продовольственными товарами через объекты нестационарной и стационарной торговой сети.

Таким образом, ни один субъект малого и среднего бизнеса, применяющий систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход на территории города Новоалтайска, не получит значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 выше 0,8, что является существенным механизмом стимулирования предпринимательской деятельности на территории города Но-воалтайска. Подобная практика установления льготных ставок по местным налогам успешно реализуется в г. Рубцовске.

В-третьих, с целью создания новых рабочих мест необходима организация системной работы по предупреждению нелегальной предпринимательской деятельности (в том числе - информирование о патентной системе налогообложения). В целях снижения неформальной занятости и легализации неофициальной заработной платы работников организаций города Новоалтайска администрацией города должна быть организована системная работа по анализу всех категорий работодателей, планирование контрольных мероприятий, социологических

обследований с выходом в организации и к индивидуальным предпринимателям. В выявлении неформальной занятости необходимо активно задействовать Общественный совет по развитию предпринимательства при главе администрации города, который осуществляет встречи и беседы с предпринимательским сообществом, также в этой работе должны принимать участие представители полиции, налоговых органов, службы занятости, пенсионного фонда.

Например, практика использована для снижения присутствия нелегального бизнеса в деятельности бытового обслуживания населения должна включать следующие шаги:

- сбор и обобщение информации о лицах, работающих в «теневом» формате;

- разработка опросных форм для проведения анкетирования «теневиков» на предмет наличия препятствий, не позволяющих войти в легальный сектор;

организация совместных с предпринимателями и представителями правоохранительных органов, государственных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления совещаний;

- подготовка по итогам проведенных совещаний методических рекомендаций, содержащих в том числе информацию о социальных гарантиях, предоставляемых зарегистрированным предпринимателям. Выработка мер по созданию экономических стимулов для интеграции бизнеса в легальную экономику;

- привлечение вышеназванных лиц к участию в мероприятиях государственной и муниципальной поддержки, проведение необходимой разъяснительной работы и распространение методических рекомендаций;

- освещение на постоянной основе в СМИ проводимой в данном направлении работы, информирование населения о новых возможностях развития бизнеса, использования специальных режимов налогообложения и т.п.;

- постоянный мониторинг влияния принимаемых законов и нормати-

вов на изменение совокупной нагрузки на бизнес, то есть расчет себестоимости законной экономической деятельности.

В-четвертых, с целью создания системы постоянной обратной связи с предпринимателями необходима организация взаимодействия с бизнес-сообществом через официальный сайт муниципального образования (наличие форм обратной связи, онлайн чатов, опросов и т.д.), с обязательной обратной связью от органов власти, а также через взаимодействие с общественными объединениями предпринимателей.

Подобное совершенствование механизмов взаимодействия органов местного самоуправления г. Новоалтайска с субъектами предпринимательства позволит обеспечить расширение масштабов предпринимательской деятельности, рост занятости и рост налоговых поступлений в бюджет городского округа, позволит увеличить вклад малого и среднего бизнеса в валовой региональный продукт.

1. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 г. № 1083-р (ред. от 30.03.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 24. - Ст. 3549.

2. Об установлении налоговых льгот для резидентов территории опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Алтайского края: закон Алтайского края от 26 декабря 2017 г. № 107-ЗС // Сборник законодательства Алтайского края. - 2017. -№ 167. - С. 14.

3. О создании территории опережающего социально-экономического развития «Новоалтайск»: постановление Правительства РФ от 16 марта 2018 г. № 273 // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 13. - Ст. 1793.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Лукьянова С.Т. Тестовую проверку прошло новое производство в Новоал-тайске // Наш Новоалтайск. - 2018. - № 84.

Alexander Dmitrievich Borisov, Director of the Municipal Budgetary Institution of Culture "City Center of Culture "Sovremennik" of Novoaltaysk (Novoaltaysk, Russia).

The article considers the current state of small and medium-sized businesses in the city of Novoaltaysk. The characteristic features of the territory are analyzed and the advantages of the development of entrepreneurship in the city of Novoaltaysk in the status of TASED are shown. In the course of the study, a number of problems were identified, on the basis of which the author developed a model of the mechanism to develop entrepreneurship in the urban district of the city of Novoaltaysk, formulated tasks and solutions, and also outlined the prospects for the development of the small and medium-sized business system in the city of Novoaltaysk.

Keywords: small and medium entrepreneurship, state of affairs, prospects, Novoaltaysk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.