Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ "НОВОАЛТАЙСК"'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ "НОВОАЛТАЙСК" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОГОРОД / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТОСЭР) / ТОСЭР "НОВОАЛТАЙСК" / ТОСЭР "КУМЕРТАУ"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ретивых Инга Викторовна, Шабанов Сергей Васильевич

В статье приведены результаты функционирования ТОСЭР «Новоалтайск», выявлены некоторые проблемы. Для поиска направлений совершенствования деятельности ТОСЭР «Новоалтайск» проведен сравнительный анализ функционирования и организации управления деятельностью ТОСЭР «Кумертау», входящей в ТОП-10 по уровню социально-экономического развития. Проведенный анализ позволил выявить возможные направления совершенствования функционирования ТОСЭР «Новоалтайск».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND DIRECTIONS FOR IMPROVING THE FUNCTIONING OF THE NOVOALTAISK TERRITORY OF ADVANCED SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

The article presents the results of the functioning of the Novoaltaisk TAD and identifies some problems. To search for areas for improving the activities of the Novoaltaisk TAD, a comparative analysis of the functioning and organization of management of the activities of the Kumertau TAD, which is included in the TOP-10 in terms of socio-economic development, was carried out. The analysis made it possible to identify possible directions improve the functioning of the Novoaltaisk TAD.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ "НОВОАЛТАЙСК"»

УДК 332.1

Инга Викторовна Ретивых, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Алтайского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия)

Сергей Васильевич Шабанов, директор ООО «Альфа» (Барнаул, Россия)

В статье приведены результаты функционирования ТОСЭР «Новоалтайск», выявлены некоторые проблемы. Для поиска направлений совершенствования деятельности ТОСЭР «Новоалтайск» проведен сравнительный анализ функционирования и организации управления деятельностью ТОСЭР «Кумертау», входящей в ТОП-10 по уровню социально-экономического развития. Проведенный анализ позволил выявить возможные направления совершенствования функционирования ТОСЭР «Новоалтайск».

Ключевые слова: моногород, территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), ТОСЭР «Новоалтайск», ТОСЭР «Кумертау».

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «НОВОАЛТАЙСК»

CURRENT STATE AND DIRECTIONS FOR IMPROVING THE FUNCTIONING OF THE NOVOALTAISK TERRITORY OF ADVANCED SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

В настоящее время в условиях территориальной конкуренции в особо уязвимом положении оказываются моногорода. В целях диверсификации экономики монопрофильных муниципальных образований в Российской Федерации с 2015 года создаются территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), механизм функционирования которых позволяет стимулировать внутренние предпринимательские ресурсы и повысить привлекательность моногородов для внешних инвесторов.

Территория опережающего социально-экономического развития -

часть территории субъекта Российской Федерации, которая включает в себя административно-территориальное образование закрытого типа, на которой установлен специальный правовой режим ведения предпринимательской деятельности, предусматривающий ряд налоговых льгот и административных преференций для резидентов данной территории (рис. 1) [1].

В 2018 г. в целях диверсификации экономики города Новоалтайска и снижения ее зависимости от деятельности градообразующего предприятия была создана территория опережаю-

щего социально-экономического развития «Новоалтайск» [3].

Плановые показатели функционирования ТОСЭР «Новоалтайск» формировались в 2018 г. при составлении заявки. Основу плана составили данные, полученные от потенциальных резидентов, подтвердивших готовность реализовывать свои инвестиционные проекты на ТОСЭР. Таких организаций было семь (табл. 1).

Практически все потенциальные инвесторы приобрели в собственность земельные участки под будущее строительство своих объектов, однако реализовать до конца инвестиционный про-

яш т -'ш Я^т*

алтайский вестник государственной и муниципальной службы

19

2021

Преференции

А

Освобождение от уплаты

налога на имущество организаций и земельного налога в течение 5 лет

А

Снижение страховых взносов с 30% до 7,6%

Снижение налога на прибыль организаций: в федеральный бюджет - 0%; в региональный бюджет - не более 5% в течение первых 5-х лет с момента получения прибыли и не менее 10% в течение следующих 5 лет

Рис.1. Преференции для резидентов ТОСЭР

ных в Алтайском крае. ООО «АСК» (в собственности участок 2,0 га), имея в Первомайском районе (с. Санниково, с. Журавлиха) действующее производство, приостановило свой проект в связи с финансовыми проблемами. ЗАО «Редукционно-охладительные установки» не нашло свободные мощности электроэнергии для своего производства (литье металлов), обеспечить требуемое количество можно было только при строительстве новой подстанции.

Сдерживающим фактором, не позволившим реализовать крупные инвестиционные проекты, являлись финансовые сложности потенциальных

Таблица 1

Информация об инвестиционных проектах, ранее планируемых к реализации на территории г. Новоалтайска

Наименование организации Виды деятельности Число рабочих мест Объем инвестиций, млн руб.

ООО НПФ «Алтайский букет» Переработка фруктов и орехов Производство растительных соков и экстрактов. 287 1200,0

ООО «Алтайская сельскохозяйственная компания» (ООО «АСК») Производство растительных масел, животных и растительных жиров и их фракций. 60 110,0

ООО «Кипринский молочный завод» Производство сыра и сырных продуктов. 140 602,9

ООО «Покровская сыроварня» Производство молока и молочной продукции. 45 172,5

ООО «Сибэкспорт» Производство готовых кормов и кормовых добавок 65 320,0

ООО «Ягоды Алтая» Выращивание прочих плодовых и ягодных культур. 40 300,0

ЗАО «Редукционно-охладительные установки» Литье металлов. Производство прочих кранов и клапанов. 300 656,5

ИТОГО - 937 3361,9

ект удалось только ООО «Покровская сыроварня». Причины, по которым остальные потенциальные резиденты отказались от своих планов по участию в ТОСЭР «Новоалтайск», у всех разные. Например, ООО НПФ «Алтайский букет», имея в собственности участок площадью 6 га, на момент присвоения городу статуса ТОСЭР уже завершил реализацию I этапа своего проекта (были построены производственный корпус, холодильный комплекс, частично оплачено оборудова-

ние) но, несмотря на многочисленные попытки, не смог добиться привлечения средств НО «Фонд развития моногородов» для решения своих инфраструктурных проблем. К тому же на тот момент у руководства возникли финансовые проблемы.

ООО «Кипринский молочный завод» (в собственности участок площадью 12,1 га) приостановило реализацию проекта в пользу модернизации уже существующих своих шести маслосырзаводов, расположен-

резидентов, в том числе, связанные с отсутствием свободных мощностей в составе объектов инженерной инфраструктуры города (особенно по электроснабжению), большая степень износа объектов тепловодоснаб-жения (65%).

В целях снятия инфраструктурных ограничений для реализации новых инвестиционных проектов планировалось привлечение средств некоммерческой организации «Фонд развития

41

Таблица 2

Выполнение плана функционирования ТОСЭР «Новоалтайск»

Наименование показателя 2018 год 2019 год

прогноз факт прогноз факт

Количество рабочих мест, созданных резидентами ТОСЭР (ед.) 125 46 234 157

Объем инвестиций, осуществленных участниками ТОСЭР, в соответствии с соглашениями и об осуществлении деятельности в (млн. руб.) 199 29,3 1182,13 139,6

Объем капитальных вложений, осуществленных участниками ТОСЭР, в соответствии с соглашениями об осуществлении деятельности в (млн. руб.) 168,64 8,1 1001,80 80,7

Объем выручки, от продажи товаров, работ, услуг, полученных участниками ТОСЭР(млн. руб.) 961 18,6 2489,75 103,6

моногородов» по следующим направлениям:

- софинансирование строительства сетей водоотведения и электроснабжения, трансформаторной подстанции к площадке ООО НПФ «Алтайский букет».

- софинансирование строительства объектов электросетевого хозяйства для обеспечения электроснабжением заявленных и перспективных новых инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории моногорода Новоалтайск, а именно, строительства электрической подстанции ПС 110/10 кВ мощностью трансформаторов 2х25 МВА и сетей электроснабжения на территории индустриального парка «Новоалтайск Южный».

Кроме того, согласно обосновывающим материалам к заявке на создание ТОСЭР «Новоалтайск», на льготные займы от НО «Фонд развития моногородов» рассчитывали и такие потенциальные резиденты, как ООО «Кипринский молочный завод», ЗАО «Редукционно-охладительные установки» и ООО «Алтайская сельскохозяйственная компания». Однако привлечь средства фонда в город не удалось.

Оценивая показатели функционирования ТОСЭР «Новоалтайск», можно отметить невыполнение плана по ключевым показателям (табл. 2).

Как видно, по итогам 2019 г. по количеству рабочих мест план выполнен только на 67%, по объему капитальных

инвестиций - только на 8%, по объему выручки также - только на 4,1% от плана. По количеству резидентов также план не выполнен (только 6 из 7).

Эксперты Академии городских технологий «БКЕЭА» пришли к выводу, что низкая наполняемость и невыполнение планов развития на многих территориях сигнализируют в первую очередь о том, что на местах сталкиваются с недостатком внутренних управленческих ресурсов, что снижает качество администрирования и координации работы с инвесторами.

Для определения направлений совершенствования функционирования ТОСЭР «Новоалтайск» считаем важным проанализировать успешный опыт деятельности территорий социально-экономического развития. Для примера и изучения опыта нами выбрана ТОСЭР «Кумертау» (Республика Башкортостан). Кумертау является моногородом, сопоставимым с Новоалтайском по показателю численности населения (2019 г.: Кумертау - 63,6 тыс. чел, Новоалтайск -73,7 тыс. чел).

ТОСЭР «Кумертау» была создана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 1550.

Стартовые условия города характеризовались тем, что предприятиями, помимо градообразующего, производилось крайне малое количество товаров и услуг для продажи во внешнюю среду экономики. Слабо были развиты местная промышленность и малый биз-

нес. Большая часть населения потребляла товары и услуги за территорией городского округа, тем самым, выводя денежные средства в другие регионы минуя реальный сектор экономики городского округа.

С момента создания ТОСЭР «Кумертау» к 2020 г. были достигнуты следующие показатели:

- количество резидентов (ед.) - 27;

- количество рабочих мест, созданных резидентами ТОСЭР (ед.) - 1346;

- объем капитальных вложений, осуществленных участниками ТОСЭР, в соответствии с соглашениями об осуществлении деятельности (в млн руб.) - 2400.

По нашему мнению, достижению указанных показателей способствовала постоянная и эффективная работа Администрации городского округа по информированию о возможностях ТОСЭР и привлечению новых потенциальных резидентов, а также по принятию решений, направленных на расширение преференций для резидентов ТОСЭР.

Так, в мае 2017 г. Правительство Республики Башкортостан, а затем и Министерство экономического развития России согласовало предложение о снижении в два раза порога для потенциальных резидентов (объем финансовых вложений и количество рабочих мест), для обеспечения входа на территорию ТОСЭР более мелким представителям бизнеса; в сентябре 2018 г. Правительство Башкортостана поддержало инициативу города

алтайским вестник государственной и муниципальной службы

2017

2018

2019

2020

общее количество резидентов I прирост

Рис. 2. Динамика количества резидентов ТОСЭР «Кумертау»

по снижению в три раза налоговых ставок предпринимателям, которые работают по упрощенной системе налогообложения и являются резидентами ТОСЭР «Кумертау» (объект налогообложения «доходы» - снижение ставки с 6% до 2%; объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» - с 15% до 5%). Данные меры способствовали существенному привлечению резидентов в ТОСЭР (рис. 2).

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1881 был значительно расширен перечень видов экономической деятельности,

осуществление которых допускается в ТОСЭР «Кумертау» (с 22 до 43). Вследствие этого в декабре 2019 г. список резидентов ТОСЭР «Кумертау» расширился еще на 6 участников [9], суммарный объем инвестиций которых превышает 70 млн руб., а количество создаваемых новых рабочих мест -более 120.

Сравнивая функционирование ТОСЭР «Кумертау» и «Новоал-тайск», необходимо отметить, что успех развития ТОСЭР «Кумертау», по нашему мнению, обусловлен эффективной организацией управления. Так, в Кумертау:

Федеральный уровень

1. Расширение списка разрешенных видов деятельности ТОСЭР.

2. Реализация новой госпрограммы поддержки моногородов.

Региональный уровень

*

1. Возможность предоставления снижения региональных налогов.

2. Увеличение площадей.

свободных

дополнительного

производственных

Местный уровень

1. Активная позиция администрации Новоалтайска по предоставлению дополнительных преференций резидентам ТОСЭР (как это делают в Кумертау).

2. Создание выделенной структуры по развитию ТОСЭР «Новоалтайск», аналогично «Кумертау».

3. Обучение сотрудников администрации Новоалтайска. Обмен опытом с другими моногородами из ТОП-Ю.

4. При входе в ТОСЭР большого инвестора заявка на получении субсидии из фонда поддержки ТОСЭР на создание инфраструктуры

Рис. 3. Рекомендации по развитию ТОСЭР «Новоалтайск»

Во-первых, было создано муниципальное автономное учреждение «Агентство по развитию территории», деятельность которого направлена на помощь в разработке инвестиционных проектов, бизнес-проектов и бизнес-планов, связанных с развитием предприятий, малого и среднего предпринимательства именно в г. Кумертау, сопровождение этих проектов на всех этапах. Кроме того, МАУ «Агентство по развитию территории» обеспечивает эффективное взаимодействие органов власти, инвесторов и местного бизнеса по вопросам реализации инвестиционных проектов [10].

Во-вторых, при Администрации городского округа город Кумертау действует на постоянной основе Общественно-экономический совет по рассмотрению и поддержке инвестиционных и иных бизнес-проектов.

В-третьих, создан Инвестиционный портал города Кумертау (www. admkumertau.ru), который переведен на английский и китайский языки. Портал содержит информацию об инвестиционных проектах и инвестиционных возможностях города.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-четвертых, работа муниципального проектного офиса МАУ «Агентство развития территории» синхронизирована через автоматизированную базу с работой Департамента программ развития моногородов (проектным офисом) НО «Фонд развития моногородов». Все вышеуказанное по-

43

управление

зволяет более динамично развиваться ТОСЭР «Кумертау».

К сожалению, в г. Новоалтайске ситуация противоположная: нет структуры, которая бы непосредственно занималась вопросами развития территории. Более того, специалисты, проходившие обучение на базе Московской школы управления «Сколко-во» по образовательной программе профессиональной переподготовки «Обучение команд, управляющих проектами развития моногородов», организованной в конце 2016 г. НО «Фонд развития моногородов» и защитившие проект развития города на 20162025 гг., в настоящее время в администрации г. Новоалтайска не работают.

Соответственно, считаем возможным перенять опыт г. Кумертау в части организации управления развитием г. Новоалтайска.

В целом проведенный анализ функционирования ТОСЭР «Но-воалтайск» и «Кумертау» показал, что рекомендации по развитию ТОСЭР «Новоалтайск» необходимо реализовать на трех уровнях (рис. 3).

Реализация указанных мер при должной мотивации администрации города должна способствовать совершенствованию функционирования ТОСЭР «Новоалтайск» и, соответственно, достижению поставленных целей диверсификации экономики города.

1. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-Ф3 // Официальный сайт города Новоалтайска [Электронный ресурс]. - URL: http://

www.novoaltaysk.ru/ (дата обращения: 12.09.2020).

2. Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов): Постановление Правительства РФ от 22.06.2015 № 614 // Официальный сайт города Новоалтайска [Электронный ресурс]. - URL: http://www.novoaltaysk.ru/ (дата обращения: 12.09.2020).

3. О создании территории опережающего социально-экономического развития «Новоалтайск»: Постановление Правительства РФ от 16.03.2018 № 273 // Официальный сайт города Новоалтайска [Электронный ресурс]. -URL: http://www.novoaltaysk.ru/ (дата обращения: 12.09.2020).

4. Об установлении налоговых льгот для резидентов территории опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях мо -нопрофильных муниципальных образований (моногородов) Алтайского края: Закон Алтайского края от 26.12.2017 № 107-ЗС // Официальный сайт города Новоалтайска [Электронный ресурс]. -URL: http://www.novoaltaysk.ru/ (дата обращения: 12.09.2020).

5. О Порядке рассмотрения заявок юридических лиц на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Алтайского края: Приказ Минэкономразвития Алтайского края от 01.06.2018 № 8 // Официальный сайт города Новоалтайска [Электронный ресурс]. - URL: http://www.novoaltaysk. ru/ (дата обращения: 12.09.2020).

6. Об обеспечении функционирования территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территории Алтайского края: Постановление Правительства Алтайского края от 28.05.2018 № 187 // Официальный сайт города Новоал-тайска [Электронный ресурс]. - URL: http://www.novoaltaysk.ru/ (дата обращения: 12.09.2020).

7. Официальный сайт Министерства экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан // ТОСЭР Кумертау [Электронный ресурс]. - URL: https:// economy.bashkortostan.ru/dej atelnost/ territorialnoe-razvitie/monogoroda/ territorii-operezhayushchego-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-toser/toser-kumertau/?PAGEN_1=2 (дата обращения: 06.10.2020).

8. Официальный сайт г. Но-воалтайска // ТОСЭР Новоалтайск [Электронный ресурс]. - URL: http://www.novoaltaysk.ru/index.php/ toser-novoaltajsk (дата обращения: 06.10.2020).

9. Список резидентов ТОСЭР «Кумертау» расширился еще на 6 участников [Электронный ресурс]. - URL: https://www. admkumertau.ru/ru/administratsiya-gorodskogo-okruga/novosti/ ekonomika/2785-spisok-rezidentov-toser-kumertau-rasshirilsya-eshche-na-6-uchastnikov (дата обращения: 06.10.2020).

10. Официальный сайт МАУ «Агентство по развитию территории» [Электронный ресурс]. - URL: https://art-kumertau.ru/агентство/ цели-и-задачи.Ы:ш1 (дата обращения: 06.10.2020).

Inga Viktorovna Retivykh, Senior Lecturer of the Department of State and Municipal Administration of the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia)

Sergey Vasilyevich Shabanov, Director of the Alpha LLC (Barnaul, Russia)

The article presents the results of the functioning of the Novoaltaisk TAD and identifies some problems. To search for areas for improving the activities of the Novoaltaisk TAD, a comparative analysis of the functioning and organization of management of the activities of the Kumertau TAD, which is included in the TOP-10 in terms of socio-economic development, was carried out. The analysis made it possible to identify possible directions improve the functioning of the Novoaltaisk TAD.

Keywords: single-industry town, territory of advanced social and economic development (TAD), the Novoaltaisk TAD, the Kumertau TAD.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.