СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТОСЭР РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: УСЛОВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Э.И. Тагирова, аспирант, младший научный сотрудник
Институт социально-экономических исследований - обособленное структурное подразделение ФГБНУ УФИЦ РАН (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-5-3-112-114
Данное исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-00504-21-00 на 2021 г.
Аннотация. Сравнительный анализ ТОСЭР Республики Башкортостан показал, что создание ТОСЭР не способствовало ожидаемому социально-экономическому росту. Предложения для успешного развития ТОСЭР на территории Республики Башкортостан могут быть следующие: рост заработной платы; осуществление программ по реконструкции инфраструктуры; внедрение сайта для каждого ТОСЭР; привлечение резидентами на территорию ТОСЭР выпускников ВУЗов г. Уфа и г. Стерлитамак. Разработанные предложения позволят повысить конкурентоспособность ТОСЭР, сделать их более привлекательными для потенциальных резидентов, а также позволят выйти из кризисной ситуации и установить социально-экономический рост на территории.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, перспективы развития, эффективность, проблемы, ТОСЭР, инфраструктура, Республика Башкортостан.
По Постановлению Правительства Российской Федерации о создании ТОСЭР в городах Республики Башкортостан [1-5] было образовано 5 ТОСЭР: Белебей, Бело-рецк, Благовещенск, Кумертау, Нефтекамск. Их цель: установление стабильной
социально-экономической ситуации внутри данной территории. Льготы для резидентов ТОСЭР представлены в таблице 1.
Требования к резидентам ТОСЭР представлены в таблице 1.
Таблица 1. Требования к резидентам ТОСЭР
ТОСЭР Объём инвестиций, млн. руб. Новые рабочие места, ед. Не предусматривается
Белебей 5 20 Производство подакцизных товаров, производство товаров и (или) оказание услуг, выполнение работ по видам экономической деятельности, в которых занято 20 или более процентов среднесписочной численности работников всех организаций моногорода
Белорецк 2,5 10
Благовещенск 2,5 10
Кумертау 2,5 10
Нефтекамск 2,5 10
Далее представлен сравнительный анализ по ТОСЭР РБ (табл. 2).
Таблица 2. Сравнительный анализ ТОСЭР Республики Башкортостан
Показатель/Город Белебей Белорецк Благовещенск Кумертау Нефтекамск
201б-2020 2019-2020 2019-2020 201б-2020 2019-2020
Кол-во заявленных резидентов, шт. 21 1 7 31 5
Заявленные инвестиции, млн. руб. 22417 S6,4 9S60 9324 95,2
Заявленные рабочие места, шт. 2507 10S 571 217б S97
Кол-во зарегистрированных резидентов, шт. 1б 1 1 14 2
Кол-во зарегистрированных и функционирующих резидентов, шт. S 1 1 11 2
Созданные рабочие места по всем действующим резидентам, шт. 311 Зб 24 125S 42S
ТОСЭР г. Белебей за период функционирования (2017-2020 гг.) выполнил заявленный план на 12,4%, что является недостаточным для такого периода времени. ТОСЭР г.Белорецк выполнил план на 33,3%, однако в нём всего зарегистрирован 1 резидент, если в ближайшее время не зарегистрируется новый резидент, то ТОСЭР будет подлежать ликвидации. ТОСЭР г.Благовещенск выполнил план на 4,2% за год функционирования и имеет перспективные планы, однако, если в ближайшее время не будет нового резидента, то также ТОСЭР подлежит ликвидации. Успешно развивающимся ТОСЭР является г.Кумертау, который за 3 года функционирования выполнил план на 57,8%, причём большое количество резидентов находятся на стадии рассмотрения, что говорит о привлекательности территории. Динамично развивающимся ТОСЭР является г. Нефтекамск, который за год функционирования выполнил план на 47,7%, причём в стадии рассмотрения находятся ещё другие резиденты.
Сравнительный анализ ТОСЭР Республики Башкортостан показал, что создание ТОСЭР не способствовало ожидаемому социально-экономическому росту, так как во всех городах, за исключением г. Нефтекамск, наблюдается миграционный отток. За анализируемый период г. Белорецк не является привлекательным для резидентов, так как там нет потенциальных резидентов. Данные резиденты не производят инновационную продукцию и создают большинство рабочих мест для
населения со средним специальным образованием.
В ходе анализа были определены следующие проблемы развития ТОСЭР:
1) зарегистрированные резиденты и потенциальные резиденты не предусматривают применение инновационных технологий, соответственно без применения инноваций не будет экономического роста и роста заработных плат, так как трудоустройство предусмотрено для населения со средним профессиональным образованием;
2) отсутствие развитой инфраструктуры ТОСЭР, которая не способствует привлекательности для потенциальных резидентов;
3) отсутствие сайта каждого ТОСЭР, на котором была бы доступна представлена информация о свободных инвестиционных площадках, действующих резидентах и информации о льготах [6].
Условиями повышения привлекательности ТОСЭР являются: высокая заработная плата; трудоустройство высококвалифицированного населения; применение инновационных технологий; развитая инфраструктура территорий.
Предложения для успешного развития ТОСЭР на территории Республики Башкортостан могут быть следующие: рост заработной платы; осуществление программ по реконструкции инфраструктуры; внедрение сайта для каждого ТОСЭР; привлечение резидентами на территорию ТОСЭР выпускников ВУЗов г. Уфа и г. Стерлитамак [7].
Разработанные предложения позволят лят выйти из кризисной ситуации и уста-повысить конкурентоспособность ТОСЭР, новить социально-экономический рост на сделать их более привлекательными для территории. потенциальных резидентов, а также позво-
Библиографический список
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 1536 О создании территории опережающего социально-экономического развития "Белебей".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2019 года № 121 О создании территории опережающего социально-экономического развития "Белорецк".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2019 года № 127 О создании территории опережающего социально-экономического развития "Благовещенск".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 1550 О создании территории опережающего социально-экономического развития "Ку-мертау".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2019 года № 129 О создании территории опережающего социально-экономического развития "Нефтекамск".
6. Сафиуллин Р.Г., Сафиуллина Р.М. Эффективность территориального развития России: теория, реальность, проблемы // В сб.: Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН. 2015. - С. 3747.
7. Тагирова Э.И. Механизм управления депрессивными территориями: опыт и проблемы // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - № 10-2. - С. 187-192.
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE TOSER OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN: CONDITIONS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
E.I. Tagirova, Post-Graduate Student, Junior Researcher
Institute of Socio-Economic Research - a Separate Structural Division of the Federal State Budgetary Institution of the UFIC RAS (Russia, Ufa)
Abstract. A comparative analysis of the TOSER of the Republic of Bashkortostan showed that the creation of the TOSER did not contribute to the expected socio-economic growth. Proposals for the successful development of TOSER on the territory of the Republic of Bashkortostan can be as follows: wage growth; implementation of infrastructure reconstruction programs; introduction of a website for each TOSER; attraction of graduates of Ufa and Sterlitamak universities by residents to the territory of TOSER. The developed proposals will increase the competitiveness of the TOSER, make them more attractive to potential residents, and will also help to overcome the crisis situation and establish socio-economic growth in the territory.
Keywords: socio-economic development, development prospects, efficiency, problems, TOSER, infrastructure, Republic of Bashkortostan.