Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ Г. НОВОАЛТАЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ)'

УСЛОВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ Г. НОВОАЛТАЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
58
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА / РЕГИОН / НАЛОГИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Борисов Александр Дмитриевич

В статье автором рассматривается вопросы о создании и перспективах территории опережающего социально-экономического развития в г. Новоалтайске Алтайского края, ее преимуществах для региона и для резидентов, входящих в неё.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Борисов Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ Г. НОВОАЛТАЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ)»

УДК 631.1.016

Борисов Александр Дмитриевич

Условия и перспективы формирования территорий опережающего социально-экономического развития в регионе (на примере г. Новоалтайска Алтайского края)

Аннотация. В статье автором рассматриваются вопросы о создании и перспективах территории опережающего социально-экономического развития в г. Новоалтайске Алтайского края, ее преимуществах для региона и для резидентов, входящих в неё.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, экономика, регион, налоги, экономический рост.

Современные условия развития, требующие углубления рыночных принципов хозяйствования, характеризуются проблемой дальнейших структурных преобразований экономики регионов. В связи с этим актуальным становится необходимость трансформации экономики каждого из субъектов РФ путем внедрения тех или иных экономических и организационных механизмов, которые бы позволили видоизменить и повысить эффективность их экономической структуры. Территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) являются на ближайший период эффективным инструментом государственной политики территориального развития.

В настоящее время в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [1] статус ТОСЭР присвоен двум моногородам Алтайского края - г. Новоалтайску и г. За-ринску.

Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2018 г. № 273 [2] создана территория опережающего социально-экономического развития «Новоалтайск», а также определено, что создание данной территории будет способствовать диверсификации экономики города, повышению инвестиционной привлекательности города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, привлечению инвестиций, созданию новых рабочих мест.

Предпосылками для создания территории опережающего развития явились географические и экономические преимущества территории для реализации инвестиционных проектов в сфере промышленности и услуг, так как г. Новоалтайск расположен в северо-восточной части Алтайского края в 12 км от краевого центра г. Барнаула. На расстоянии до 500 км от г. Новоалтайска расположено большинство крупных городов Сибири

(Новосибирск, Кемерово, Новокузнецк, Томск). В пределах городской черты площадь земель города составляет 7494 га.

Удобное географическое положение г. Новоалтайска позволяет создать широкие возможности доступа к разнообразным рынкам сбыта и источникам сырья, что в свою очередь помогает осуществлять поставки продовольственных товаров в другие регионы страны. Внешняя транспортная связь моногорода осуществляется с помощью железнодорожного и автомобильного транспорта. Новоалтайск является крупным транспортным узлом Сибирского региона как железнодорожным, так и автомобильным - в черте города фактически расположены крупный железнодорожный узел - станция Алтайская, в том числе транспортная развязка дорог федерального значения на города Барнаул, Бийск, Кузбасс, Новосибирск. Выгодное географическое положение позволяет использовать транспортный для обеспечения потребностей города и региона.

С целью развития и формирования промышленного пояса моногорода Новоалтайска, способного обеспечить диверсификацию экономики путем развития малого бизнеса и создания конкурентоспособных производств, был создан индустриальный парк «Новоалтайск Южный», его общая площадь составляет 94,467 га. Для размещения производственных объектов предполагается использование территории площадью 65,10 га, из которых на сегодняшний день 44,35 га заняты существующими резидентами, при этом будет допускаться IV класс опасности размещаемых производств [3].

Для реализации инвестиционных проектов конкурентным преимуществом г. Новоалтайска также является наличие богатого ресурсного потенциала, развитое сельское хозяйство в прилегающих муниципальных районах (традиционно производится мясо, молоко, зерно, выращиваются соя, рапс, хмель, лён-долгунец, лён масленичный, подсолнечник, сахарная свёкла), что позволяет развивать производства по переработке сельскохозяйственной продукции; имеются месторождения нерудных полезных ископаемых (торф, щебень, бокситы, известняки высокого качества, строительные пески, глины), разработка которых позволяет развивать производство строительных материалов; лесные ресурсы - хвойные (Озерский и Бобровский лесхозы) и лиственные леса.

Законом Алтайского края от 26 декабря 2017 г. № 107-ЗС [4] установлены налоговые льготы для резидентов территории опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Алтайского края (таблица 1).

Таблица 1 - Льготы, предоставляемые резидентам территории опережающего социально-экономического развития г. Новоалтайск

Вид налога, До присвоения Резиденты

страховые взносы статуса ТОСЭР ТОСЭР г. Новоалтайск

Налог на прибыль, в том 20% 5% в течении 5 лет

числе:

- федеральный бюджет 2% 0% в течении 5 лет

- региональный бюджет 18% 5% в течении 5 лет

Налог на имущество 2,2% 0%

Земельный налог 1,5% 0%

Страховые взносы 30% 7,6% в течении 10 лет

ПФР 22% 6% в течении 10 лет

ФСС 2,9% 1,5% в течении 10 лет

ФОМС 5,1% 0,1% в течении 10 лет

То есть производствам и перерабатывающим отраслям, будучи резидентом ТОСЭР, будет экономнее по налогам начинать новый проект, а также позволит законно снизить налоговое бременя значительной суммы добавочной стоимости (до 37% пунктов).

В настоящее время заключены соглашения о намерениях по реализации следующих инвестиционных проектов:

- строительство завода по производству функциональных натуральной косметики и продуктов питания на основе алтайского возобновляемого природного сырья (ООО НПФ «Алтайский букет»);

- строительство промышленного предприятия для производства установок и систем котельного и энергетического оборудования (ООО «Президент Нева» Энергетический центр»);

- строительство производственного комплекса по глубокой переработке пшеницы до субстанции сорбита, крахмала, клейковины, глюкозы, аскорбиновой кислоты (ООО «Биофарматор»);

- строительство комплекса производств по ремонту и изготовлению электротехнического оборудования (ООО «Маяк») и др.

По состоянию на 01 августа 2018 г. первым действующим резидентом ТОСЭР стало ООО «Покровская сыроварня». По словам Губернатора Алтайского края В.П. Томенко «В организацию данного производства было вложено более 165 млн. руб. С выходом предприятия на полную мощность здесь будут трудиться более 40 человек. Здесь работает несколько механизмов, которые объединяют интересы государства и бизнеса: средства действующего предприятия вкладываются в развитие территории, а в городе появились новые рабочие места, они стали хорошим приростом к показателям этой отрасли экономики» [5].

Таким образом, создание территории опережающего развития будет являться дополнительным конкурентным преимуществом г. Новоалтай-ска для привлечения инвесторов, в том числе для локализации и размещения зарубежных производств, которые ориентированы на экспорт. Реализация инвестиционных проектов по созданию высокотехнологичного бизнеса привнесет новые компетенции, в перспективе освоение которых будет способствовать инновационному развитию моногорода.

В свою очередь привлеченные инвестиции помогут в создании новых рабочих мест. Учитывая нестабильную ситуацию на рынке вагоностроения и угрозу массового сокращения работников из-за остановки производства, а также существующее экономическое положение градообразующего предприятия АО «Алтайвагон», создание новых производств позволит увеличить занятость в г. Новоалтайске или сохранить её в случае высвобождения работников градообразующего предприятия, что поможет в снижении социальной напряженности в моногороде.

Диверсификация экономического комплекса г. Новоалтайска будет являться важнейшим внешним эффектом создания территории опережающего развития. Помимо этого, создание территории опережающего развития имеет мультипликативный эффект, так как ее развитие позволяет активизировать все сферы хозяйственной деятельности: строительство, логистику, обрабатывающие производства, торговлю, обслуживание и др. То есть создание ТОСЭР на территории г. Новоалтайска и её функционирование в перспективе позволит обеспечить достижение стабильного социально-экономического развития муниципального образования путем привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест.

Библиографический список

1. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 1 (часть I). - Ст. 26.

2. О создании территории опережающего социально-экономического развития «Новоалтайск» [Текст]: постановление Правительства РФ от 16 марта 2018 г. № 273. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2018. - № 13. - Ст. 1793.

3. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае. - (http://www.altsmb.ru/index.php/ working/place).

4. Об установлении налоговых льгот для резидентов территории опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Алтайского края [Текст]: закон Алтайского края от 26 декабря 2017 г. № 107-ЗС. - (http://docs.cntd.ru/document/446606761).

12

5. Тестовую проверку прошло новое производство в Новоалтайске. -

(httpk://atun24.ru/news/391723/).

УДК 349.3

Гооге Ольга Анатольевна Реализация права на материнский (семейный) капитал

Аннотация. В статье рассмотрены предпосылки формирования материнского капитала, его размер и направления распоряжения.

Ключевые слова: материнский (семейный) капитал, государственные услуги, меры государственной поддержки.

В числе наиболее популярных вопросов, задаваемых гражданами, президенту в программе «Прямая линия с В.В. Путиным» обозначены проблемы социального обеспечения и соцзащиты населения, в том числе судьба материнского капитала после 2018 года и перспективы изменения правил действия программы. Демографическая политика государства и существующие проблемы социальной поддержки семей с детьми очень волнует россиян.

Словосочетание «материнский капитал» впервые прозвучало 10 мая 2006 г. в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ. В своем выступлении перед парламентариями Президент РФ особое внимание уделил демографическим проблемам и предложил, в частности, повысить выплаты матерям по уходу за детьми, увеличить льготы для многодетных семей и учредить так называемый материнский капитал для тех, у кого родился второй ребенок, с целью стимулирования рождаемости в стране. Уже с 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», устанавливающий дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Так был дан старт важнейшему национальному проекту, призванному обеспечить выход страны из демографического кризиса [1].

Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

С 2007 г. по 2016 г. сумма материнского (семейного) капитала выросла с 250 тыс. руб. до 429,4 тыс. руб. С 01.01.2018 г. до 01.01.2020 г. будет приостановлено действие ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ в части индексации размера материнского (семей-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.