Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ТОСЭР НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА'

ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ТОСЭР НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МОНОГОРОД / ИНВЕСТОРЫ / Г. НОВОАЛТАЙСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабанов Сергей Васильевич

На современном этапе перед Россией особенно остро стала проблема перехода к новому типу экономики, уходу от сырьевой зависимости, активизации инновационного развития и инвестиций в реальный сектор экономики. Одним из механизмов стимулирования территориального развития должно стать создание территорий опережающего социально-экономического развития. Однако реализация данной программы сопряжена со множеством проблемных аспектов, которые будут рассмотрены на примере формирования ТОСЭР на территории города Новоалтайска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ТОСЭР НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА»

иИЬ: https://altk.fas.gov.ru/sites/altk.f.isfb.ru/files/analytic/2019/08/13/ruk-vo_po_profilaktike_karteley_na_torgah-1556450488.pdf (дата обращения: 14.09.2019).

4. Овсипян, М.В. Проблемы организации государственных закупок / М.В. Овсипян // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 9 - С. 31-33.

5. Об утверждении Положения об инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края: Указ губернатора Алтайского края от 13 ноября 2018 г. № 73-83 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.11.2018.

6. Об утверждении Положения об осуществлении краевым государственным казенным учреждением «Центр государственных закупок Алтайского края» консультационной поддержки в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: Приказ Минэкономразвития Алтайского края от 06.03.2017 г. № 1 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.03.2017.

УДК 332.02

Шабанов Сергей Васильевич

Оценка реализации программы ТОСЭР на территории города Новоалтайска

Аннотация. На современном этапе перед Россией особенно остро встала проблема перехода к новому типу экономики, уходу от сырьевой зависимости, активизации инновационного развития и инвестиций в реальный сектор экономики. Одним из механизмов стимулирования территориального развития должно стать создание территорий опережающего социально-экономического развития. Однако реализация данной программы сопряжена со множеством проблемных аспектов, которые будут рассмотрены на примере формирования ТОСЭР на территории города Новоалтайска.

Ключевые слова: территориальное развитие, территория опережающего социально-экономического развития, моногород, инвесторы, г. Новоалтайск.

Идея стимулирования экономического развития отдельных территорий для России не нова, так, частично она получила воплощение в создании особых экономических зон. Ключевым отличием ТОСЭР от ОЭЗ является то, что ТОСЭР представляет собой не просто экономи-

ческую площадку, она призвана стимулировать и социальную сферу, сочетая в себе жилую, рекреационную и промышленно-производственные площадки.

Территория опережающего развития представляет собой административно-территориальное образование закрытого типа, расположенное на части выделенной территории одного из субъектов страны. Характерной чертой территории опережающего развития выступает установление специально назначенного правового режима, стимулирующего развитие предпринимательской деятельности [1].

Реализация идеи ТОСЭР потребовала внесения изменений в большинство кодексов: Гражданский, Градостроительный, Трудовой, Земельный, Лесной кодексы Российской Федерации, а также в федеральные законы о законодательных и исполнительных органах власти субъектов РФ, о местном самоуправлении, о приватизации, об обязательном страховании, об иностранцах, о лицензировании, об экологической экспертизе, о таможенных отчислениях и другие законодательные акты Российской Федерации [2].

Первые ТОСЭР были созданы на Дальнем Востоке в 2014 г. после принятия Государственной Думой Федерального закона Российской Федерации № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР) в Российской Федерации». За прошедший период времени число ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе достигло 18, в них вошло 192 резидента, а объём привлечённых инвестиций превысил 2,1 трлн рублей. В Приволжском федеральном округе создано 11 ТОСЭР, в Сибирском - 6. Одним из самых успешных проектов стал моногород Тольятти, который ещё в 2010 г. получил статус ОЭР. В 2017 г. данный проект был отмечен в ежегодном глобальном рейтинге «Свободные экономические зоны-2017» по версии авторитетного международного журнала fDI, входящего в группу Financial Times в номинации «Потенциальные конкуренты» [3].

Как и Тольятти, г. Новоалтайск является моногородом, инфраструктура и экономика которого находятся в прямой зависимости от эффективности деятельности градообразующего предприятия, в г. Новоалтайск это АО «Алтайвагон». Присвоение городу статуса ТОСЭР призвано диверсифицировать экономику города, снизить ее зависимость от градообразующего предприятия, привлечь инвестиции в объеме 2,4 млрд руб. и создать более 900 рабочих мест.

В 2018 г. в число резидентов вошло 4 предприятия, в марте 2019 г. добавилось еще одно, сегодня резидентами ТОСЭР г. Новоалтайск являются:

- ООО «Покровская Сыроварня»;

- ООО «ТРАМОНИ»;

- ООО «АлтайПродукт»;

- ООО «ЗМ ИНЖИНИРИНГ»;

- ООО «Свит-Текстиль».

Однако уже по итогам 2018 г. можно отметить, что функционирование территории опережающего социально-экономического развития «Новоалтайск» сопряжено с определёнными проблемами. Их наличие характеризует невыполнение плановых показателей, так, на 2018 г. при разработке ТОСЭР «Новоалтайск» было запланировано создание 125 новых рабочих мест, однако плановый показатель исполнен лишь на 36,8%, так как фактически создано было в 2018 г. 46 новых рабочих мест (рис. 1), к концу первого полугодия 2019 г. число рабочих мест, созданных резидентами ТОСЭР, достигло 85 [4].

число рабочих мест, созданных резидентами ТОСЭР

запланировано на 2018 г фактически достигнуто

Рисунок 1. - Исполнение плановых показателей по числу созданных резидентами рабочих мест

Удалось достичь исполнения только одного планового показателя - привлечено, как и было запланировано, 4 резидента. Объём инвестиций, осуществлённых резидентами, вместо запланированных 199 млн руб. составил лишь 29,3 млн руб., - 14,7% от запланированного объема (рис. 2).

Рисунок 2. - Исполнение плановых показателей по объёму инвестиций резидентов ТОСЭР «Новоалтайск» в 2018 г.

Фактический объём капитальных вложений, осуществлённых резидентам ТОСЭР «Новоалтайск» составил всего 4,8% от запланированного объёма (рис. 3).

Рисунок 3. - Исполнение плановых показателей по объёму капитальных вложений резидентов ТОСЭР «Новоалтайск» в 2018 г.

Фактическая сумма полученной выручки составила лишь 1,9% от запланированного показателя (рис. 4).

Рисунок 4. - Исполнение плановых показателей по объёму выручки резидентов ТОСЭР «Новоалтайск» в 2018 г.

Статус ТОСЭР городу Новоалтайску был присвоен 16 марта 2018 г., но трое резидентов вошли в его состав только в середине четвёртого квартала 2018 г., поэтому большая часть фактических показателей формировалась по результатам четвёртого квартала. Достигнуть запланированных показателей за столь короткий срок было невозможно.

Сдерживающим фактором выступает и нехватка инвесторов. Ещё одной проблемой является предоставление преференций резидентам ТОСЭР только в первые три года. Таким образом, те, кто войдёт в состав резидентов в 2019 г., смогут лишь два года пользоваться этой преференцией, а те, кто присоединится к резидентам в 2020 г., смогут пользоваться льготами лишь один год. С одной стороны, такой подход снижает заинтересованность резидентов. Но эта проблема имеет и обратную сторону: трёхлетний срок был установлен с той целью, чтобы стимулировать приход резидентов именно в первые три года, чтобы повысить активность, т.е. приходите сейчас, пока выгодно, потом таких условий не будет. Правительство не рассматривает возможности продления периода предоставления преференций исходя из того, что трёхлетний период - оптимальный срок для того, чтобы определить, востребован проект и его надо развивать, или он не востребован и его надо закрывать.

Ещё одной причиной, по которой вопрос продления срока льгот не рассматривается, является тот факт, что предоставление этих льгот отражается на объёме страховых взносов по социальному страхованию. Так, будучи секретарем Федерации независимых профсоюзов РФ, руководитель Департамента социально-трудовых отношений и

социального партнёрства ФНПР Олег Соколов высказывал мнение о том, что введение таких льгот нивелирует действие всех государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях. Потому что, по сути дела, это же пенсионные права, резидент, который пришёл в первые три года, выплачивает взносы 7,6% вместо 30. Таким образом, если работники не сформировали свои пенсионные права, то кто за них будет платить: либо другие участники, которые платят по полной ставке, либо бюджет, т.е. здесь наблюдается некая несправедливость.

Ещё одним весомым фактором является отсутствие компенсаторного механизма для бюджета, который во время действия льгот недополучает эти доходы. В условиях зависимости бюджетов большинства регионов и муниципальных образований от дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящего бюджета потеря потенциальных налоговых доходов является ощутимой. Эта проблема актуальна и для г. Новоалтайска, бюджет которого лишь на 40,2% формируется за счёт собственных доходов.

Ещё одной проблемой, с которой столкнулись другие регионы, реализующие ТОСЭР, является наличие бюрократических препон в случае изменения или добавления разрешённого вида деятельности. Так, один из резидентов ТОСЭР Кемеровской области готов реализовать крупный социальный проект - вложить инвестиции в строение Ледового дворца, однако реализация социальных проектов не предусмотрена в перечне разрешённых видов деятельности, но и не запрещена. Однако изменение перечня видов деятельности ТОСЭР занимает год. Сначала регион готовит предложения по внесению изменений, подписывает их у руководства региона, затем направляет эти документы в Министерство экономического развития РФ, которое их рассматривает, собирает комиссию и принимает решение поддержать или не поддержать этот вид деятельности, направляет на согласование в Министерство финансов. Минфин рассматривает эти документы в течение регламентных сроков, может запрашивать дополнительную информацию, затем возвращает в Министерство экономического развития. Наличие этих бюрократических проволочек также сдерживает развитие ТОСЭР. Главы регионов, где возникли подобные проблемы, предлагают сформировать не подлежащий расширению перечень видов деятельности, запрещённый в ТОСЭР, а остальные виды деятельности по умолчанию считать разрешёнными.

ТОСЭР «Новоалтайск» существует уже 1,5 года, половина льготного периода осталась позади. В качестве дальнейших перспектив развития ТОСЭР можно назвать планируемое привлечение крупного ин-

вестора с масштабным проектом на инвестиционную площадку № 1 (132 га, бывшая воинская часть). Это даст возможность обратиться в НК «Фонд развития моногородов», формы поддержки которого позволяют компенсировать до 95% затрат на строительство инженерных коммуникаций. Компенсация затрат на строительство инженерных коммуникаций должна стать весомым стимулом для потенциального резидента.

Библиографический список

1. Заусаев, В.К. Территории опережающего развития: работа над ошибками / В.К. Заусаев, Г.И. Бурдакова, Н.А. Кручак // ЭКО. -2015. - № 2. - С. 76-86.

2. Балашова, С.П. Территории опережающего развития как пространственная трансформация социально-экономической системы региона / С.П. Балашова, М.В. Сиротенко // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2016. - № 10. - С. 179-182.

3. Ларченко, О.В. Функционирование территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах: проблемы и перспективы (на примере Республики Карелия) / О.В. Ларченко // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. - 2018. - № 2. - С. 106-113.

4. Отчет (квартальный) о функционировании территории опережающего социально-экономического развития «Новоалтайск» (IV квартал 2018 года) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.econom22.ru/investment/investoram/reestr-prioritetnykh (дата обращения: 25.09.2019).

5. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-Ф3 // Российская газета. - 2014. - № 299.

6. Концепция Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года (Проект) [Электронный ресурс]. -URL: http://карьеры-евразии.рф/uploadedFües/fües/ Kontseptsi-ya_SPR.pdf (дата обращения: 25.09.2019).

УДК 334.02

Шалгин Денис Васильевич Информационное пространство организации

Аннотация. В статье сделана попытка дать наиболее общее определение понятию «информационное пространство», отражающее его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.