Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В АЛТАЙСКОМ КРАЕ'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В АЛТАЙСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чаус Артём Игоревич

В современной экономике Российской Федерации в связи с потребностью увеличения эффективности и контроля расхода бюджетных средств в Алтайском крае наиболее актуальным становится вопрос повышения эффективности бюджетных расходов при осуществлении закупок государственными и муниципальными органами и повышения уровня государственных (муниципальных) услуг. Предметом исследования является определение некоторых проблем осуществления государственных закупок в Алтайском крае и методы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чаус Артём Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В АЛТАЙСКОМ КРАЕ»

легковом автомобильном транспорте. Данные мероприятия позволят обеспечить льготные категории граждан земельными участками, устранить очерёдность многодетных семей на земельные участки, обеспечить их инженерной инфраструктурой.

Библиографический список

1. Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ: Закон Республики Алтай от 13 января 2005 г. № 10-РЗ (ред. от 31.03.2015) // Сборник законодательства Республики Алтай. - 2004. - № 22 (28). - С. 209.

2. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 (ред. от 29.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.

3. О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай: закон Республики Алтай от 10 ноября 2015 г. № 68-РЗ, (ред. от 18.03.2019) // Звезда Алтая. - 2015. - № 265-269.

УДК 658.7.011.1

Чаус Артём Игоревич

Некоторые проблемы осуществления государственных закупок в Алтайском крае

Аннотация. В современной экономике Российской Федерации в связи с потребностью увеличения эффективности и контроля расхода бюджетных средств в Алтайском крае наиболее актуальным становится вопрос повышения эффективности бюджетных расходов при осуществлении закупок государственными и муниципальными органами и повышения уровня государственных (муниципальных) услуг. Предметом исследования является определение некоторых проблем осуществления государственных закупок в Алтайском крае и методы их решения.

Ключевые слова: региональные финансы, государственные закупки, бюджетные учреждения.

Все чаще в Алтайское краевое Управление федеральной антимонопольной службы поступают жалобы, связанные с проведением государственных закупок. Значительная часть этих жалоб признаются обоснованными. По итогам 2018 г. в ведомстве были рассмотрено 493 жалобы, из которых 112 признаны обоснованными. Сотрудники

Управления выявили 108 нарушений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ [1].

Непосредственно участники закупок жалуются на нарушение своих законных прав и интересов при проведении соответствующих процедур заказчиками. Заказчиками выступают, как правило, государственные органы и органы местного самоуправления, кроме того, государственные бюджетные учреждения, казённые учреждения, муниципальные и унитарные госпредприятия. И порой нарушения совершаются по незнанию, как, например, неправильно составленное техническое задание. Иногда заказчикам сложно описывать потребности, которые у них существуют на определенный товар. Многие перекладывают свой житейский опыт на требования технического задания, но фактически при этом уходят от требований, предусмотренных законом о контрактной системе. В настоящее время нарушения чаще допускают в тех сферах, которые обжалуются, а жалуются больше на то, на что больше выделяется бюджетных средств - в медицинской и строительной сферах.

В 2018 г. к административной ответственности было привлечено 176 должностных лиц, общая сумма наложенных штрафов -3 млн 38 тыс. руб. Омбудсмен по защите прав предпринимателей в Алтайском крае Павел Нестеров на встрече с предпринимателями Алтайского края в 2018 г. рассказал о долгах муниципалитетов перед предпринимателями по контрактам и отметил, что это серьёзная проблема для бизнеса [2].

В настоящее время в современной экономике Алтайского края угрозой конкуренции на рынке государственных закупок является сговор участников закупок между собой или с организаторами закупок. Опасность таких антиконкурентных соглашений среди участников государственных закупок заключается в преступном подавлении развития рыночной конкуренции среди участников государственных закупок; создании препятствующих условий для получения доступа на рынок государственных закупок новых конкурентоспособных компаний; установлении монополии на рынке сбыта товара, снижение его качества и ассортимента. Так, в 2019 г. Управлением федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю выявлено более 15 картельных сговоров [3].

Рассматривая тему совершенствования системы государственных закупок в Алтайском крае, необходимо заострить внимание на ответственности каждой из сторон за надлежащее исполнение государ-

ственного контракта. Методы недобросовестных поставщиков для получения государственных контрактов «преступными способами», в том числе и сильное занижение начальной максимальной цены контракта, часто приводят к поставке товаров ненадлежащего качества или к нарушению сроков исполнения контракта.

Действующий реестр недобросовестных поставщиков не в полной мере может защитить государственных и муниципальных заказчиков от действий таких поставщиков, ведь после внесения в данный реестр учредители данного юридического лица регистрируют новую организацию и беспрепятственно участвуют в конкурентных процедурах. Сроки на возмещение убытков, понесённых заказчиками, затягиваются претензионными процедурами и судебными разбирательствами. Кроме того, всё чаще юридические лица проводят процедуру банкротства. Низкие суммы штрафов, применяемые к должностным лицам государственных и муниципальных заказчиков, при административной ответственности буквально не решают проблемы государственных конкурентных процедур.

Уголовной ответственности по ст. 178 УК РФ («Ограничение конкуренции») и 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»), для решения проблем и создания условий для работы, как государственных заказчиков, так и организаций, участвующих в государственных закупках, недостаточно, необходимы новые методы борьбы с недобросовестной конкуренцией [4].

Непосредственно при совершенствовании бюджетных процессов в сфере закупок Алтайского края в том числе необходимо оптимизировать взаимодействие контролирующих органов государственной власти. Для решения данной проблемы в соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 16.10.2018 г. № 392 «Об органах исполнительной власти Алтайского края» образована Инспекция финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края (далее - Инспекция). Функции по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Алтайского края, переданы Инспекции от Министерства финансов Алтайского края.

Инспекция реализует следующие полномочия:

- контролирует соблюдение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг);

- проводит аудит и контроль закупок при организации и осуществлении деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах [5].

Кроме того, для обеспечения принципа открытости государственных закупок и повышения уровня конкуренции в настоящее время государственные заказчики на территории Алтайского края проводят закупочные процедуры при поддержке краевого государственного казенного учреждения «Центр государственных закупок Алтайского края».

Сотрудники учреждения осуществляют методическую помощь при обеспечении государственных и муниципальных заказчиков, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также государственных и муниципальных бюджетных учреждений товарами, работами, услугами.

Основная цель деятельности учреждения: на основании заключённых соглашений методическое и технологическое сопровождение государственных, государственных унитарных предприятий, государственных бюджетных учреждений Алтайского края, а также муниципальных заказчиков, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных бюджетных учреждений Алтайского края при осуществлении государственных закупок. Задачи учреждения:

- обеспечение открытости и прозрачности закупок для нужд государственных заказчиков, государственных унитарных предприятий, государственных бюджетных учреждений Алтайского края, а также муниципальных заказчиков, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных бюджетных учреждений Алтайского края, в том числе путём размещения сведений о закупках на официальном сайте и в информационной системе;

- создание равных условий для обеспечения открытой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;

- осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд государственных заказчиков, государственных унитарных предприятий, государственных бюджетных учреждений Алтайского края, а также муниципальных заказчиков, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных бюджетных учреждений Алтайского края на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок;

- обеспечение единых подходов и принципов при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд Алтайского края [6].

Ещё одна проблема государственных закупок Алтайского края -излишний акцент на стоимости закупки. Государственные органы стимулируют заказчиков экономить бюджетные средства и выбирать самого дешевого поставщика. В результате страдает качество, и в итоге заказчики переплачивают. Считаем, что организованная система контроля обоснованности бюджетных издержек на всех этапах государственных и муниципальных закупок послужит сокращению данных затрат государственных и муниципальных заказчиков Алтайского края. Указанная система контроля утверждения начальной максимальной цены контракта и гражданско-правовых договоров при размещении государственных заказов, оплата которых производится за счёт бюджетных средств, позволит государственным и муниципальным заказчикам Алтайского края до торговых процедур получить информацию от экспертной организации о проверке достоверности определения начальной максимальной цены контракта, что в дальнейшем позволит сформировать базу актуальную базу поставщиков Алтайского края и Российской Федерации.

Таким образом, проведённое исследование позволяет говорить о необходимости оказания методологической и консультационной поддержки государственных заказчиков Алтайского края, а также о повышении квалификации сотрудников сферы закупок в Алтайском крае. В настоящее время законодательство в сфере государственных закупок находится на стадии серьёзного обновления всей системы. Данная работа ведётся на федеральном уровне, в том числе и с изучением практики работы контролирующих органов Алтайского края, бизнес-сообществ, общественности.

Библиографический список

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) // Российская газета. - 2013. - № 80.

2. Кочетков, А.В. Как нарушают закон во время госзакупок в Алтайском крае [Звукозапись] / А.В. Кочетков. - Барнаул: Эхо Москвы в Барнауле, 2019. - 1 мк.

3. Руководство по выявлению и профилактике картелей на торгах / А.Ю. Цариковский. - Казань: ФГАУ «Учебно-методический центр» Федеральной антимонопольной службы» [Электронный ресурс]. -

иИЬ: https://altk.fas.gov.ru/sites/altk.f.isfb.ru/files/analytic/2019/08/13/ruk-vo_po_profilaktike_karteley_na_torgah-1556450488.pdf (дата обращения: 14.09.2019).

4. Овсипян, М.В. Проблемы организации государственных закупок / М.В. Овсипян // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 9 - С. 31-33.

5. Об утверждении Положения об инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края: Указ губернатора Алтайского края от 13 ноября 2018 г. № 73-83 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.11.2018.

6. Об утверждении Положения об осуществлении краевым государственным казенным учреждением «Центр государственных закупок Алтайского края» консультационной поддержки в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: Приказ Минэкономразвития Алтайского края от 06.03.2017 г. № 1 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.03.2017.

УДК 332.02

Шабанов Сергей Васильевич

Оценка реализации программы ТОСЭР на территории города Новоалтайска

Аннотация. На современном этапе перед Россией особенно остро встала проблема перехода к новому типу экономики, уходу от сырьевой зависимости, активизации инновационного развития и инвестиций в реальный сектор экономики. Одним из механизмов стимулирования территориального развития должно стать создание территорий опережающего социально-экономического развития. Однако реализация данной программы сопряжена со множеством проблемных аспектов, которые будут рассмотрены на примере формирования ТОСЭР на территории города Новоалтайска.

Ключевые слова: территориальное развитие, территория опережающего социально-экономического развития, моногород, инвесторы, г. Новоалтайск.

Идея стимулирования экономического развития отдельных территорий для России не нова, так, частично она получила воплощение в создании особых экономических зон. Ключевым отличием ТОСЭР от ОЭЗ является то, что ТОСЭР представляет собой не просто экономи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.