Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ЗАКУПОК В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОДА БИЙСКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ'

ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ЗАКУПОК В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОДА БИЙСКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ЗАКУПОК / ПЛАНИРОВАНИЕ / ЗАКАЗЧИК / ПОСТАВЩИК / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ГОРОД БИЙСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богдан Юлия Альбертовна

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что реальное повышение эффективности расходования бюджетных средств подразумевает, в том числе и совершенствование системы закупок на муниципальном уровне. В построении эффективной закупочной системы централизация закупок играет немаловажную роль. Муниципальный заказ выполняет задачу обеспечения муниципальных нужд и социально-экономического развития муниципального образования. Сокращение издержек муниципальных образований является особо актуальным вопросом для муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ЗАКУПОК В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОДА БИЙСКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ»

УДК 352.075.26

Богдан Юлия Альбертовна

Практика осуществления централизованных закупок в муниципальном образовании города Бийска: актуальные вопросы изменения закона о контрактной системе

Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что реальное повышение эффективности расходования бюджетных средств подразумевает, в том числе, и совершенствование системы закупок на муниципальном уровне. В построении эффективной закупочной системы централизация закупок играет немаловажную роль. Муниципальный заказ выполняет задачу обеспечения муниципальных нужд и социально-экономического развития муниципального образования. Сокращение издержек муниципальных образований является особо актуальным вопросом для муниципального управления.

Ключевые слова: закон, муниципальные закупки, централизация закупок, планирование, заказчик, поставщик, муниципальные учреждения, город Бийск.

Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1] (далее - Закон 44-ФЗ) муниципальным образованиям предоставлена возможность централизации закупок путем создания казенного учреждения или органа, уполномоченного на определение поставщиков. Стоит отметить, что вопрос централизации закупок на муниципальном уровне стоит особенно остро, поскольку во многих случаях у муниципальных заказчиков (домов культуры, школ, детских садов, библиотек и т.п.) нет достаточного кадрового потенциала для осуществления полномочий на определение поставщиков. Закон 44-ФЗ предоставляет муниципальным образованиям право заключать соглашения с субъектами Российской Федерации и передавать полномочия по проведению закупок.

Решение вопросов местного значения муниципального образования город Бийск, предусмотренных действующим законодательством, невозможно без осуществления закупок товаров (работ, услуг) для организации деятельности муниципальных учреждений.

В 2006 и 2007 гг. муниципальные учреждения в городе Бийске осуществляли закупки самостоятельно.

Проанализировав ошибки, которые допускали муниципальные учреждения при самостоятельном размещении закупок и при исполнении договоров и контрактов, Администрацией города Бийска было принято

решение о необходимости централизации размещения муниципальных закупок.

В связи с этим в структуре Администрации города был сформирован отдел муниципальных закупок, который с января 2008 года осуществляет свою деятельность.

Отдел муниципальных закупок осуществляет взаимодействие с заказчиками согласно Регламенту, утвержденному распоряжением Администрации города Бийска № 548-р от 11.05.2018 г. и Положением об отделе муниципальных закупок Администрации города Бийска, утвержденным постановлением Администрации города Бийска от 4 июля 2018 г. № 885.

Отдел возглавляет начальник отдела, который имеет в подчинении и контролирует работу трех муниципальных служащих и двух специалистов, занимающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы.

Отдел взаимодействует с 11-ю муниципальными казенными учреждениями и более чем 100 муниципальными бюджетными учреждениями (в том числе общеобразовательные, дошкольные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования), муниципальным автономным учреждением «Редакция газеты «Наш Бийск».

Отдел формирует для заказчиков документацию по их заявкам, а также проводит конкурентные процедуры в виде конкурсов и электронных аукционов (в том числе размещает в единой информационной системе документацию о закупках и прочую обязательную информацию).

В рамках своих полномочий отдел осуществляет взаимодействие с контрольными органами в сфере закупок.

При осуществлении закупок в рамках реализации мероприятий федеральных, ведомственных целевых программ, краевых государственных программ, муниципальных программ, краевой адресной инвестиционной программы и иных реализуемых на территории Алтайского края программ, для организации и проведения совместных аукционов или конкурсов, организатор, уполномоченное учреждение и заказчики и заключают между собой соглашение о проведении совместных аукционов или конкурсов [2].

В 2018 г. на основании трехстороннего соглашения Управлением капитального строительства Администрации города Бийска принимало участие в совместных аукционах и конкурсах. При формировании заявок на участие в таких процедурах часто возникают технические проблемы, решению которых активно способствует Центр закупок Алтайского края.

С 1 июля 2018 г. вступили в силу существенные изменения в Закон 44-ФЗ, которые внесли Федеральным законом от 31.12.2017 г. № 504-ФЗ (далее - Закон 504-ФЗ) [3].

Переход к конкурентным закупкам в электронной форме стал основным новшеством в Законе 44-ФЗ. Заказчики добровольно проводят в электронной форме открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений и запрос котировок уже с 1 июля 2018 г., с 1 января 2019 г. это станет для них обязательным.

Добавлен новый пункт в единые требования к участникам закупки. Каждый поставщик, исполнитель или подрядчик должен подтверждать, что законодательство не ограничивает его участвовать в закупке. Отдел муниципальных закупок с 1 июля 2018 г. устанавливает данное требование в извещении и документации.

Грамотное формирование описания объекта закупки (технического задания), установление четких требований к качественным техническим, эксплуатационным и функциональным характеристикам объекта закупки, графикам выполнения работ, в отдельных случаях - установление этапов выполнения работ для осуществления промежуточного контроля и приемки, позволяют заказчикам на стадиях исполнения контрактов эффективно использовать бюджетные и собственные средства.

Законом № 504-ФЗ внесены изменения в правила описания объекта закупки. Правило о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, исключено.

В описании объекта закупки допускается использовать указание на товарный знак, но при условии:

1) сопровождения словами «или эквивалент», либо

2) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Указывать требования к товарам, работам или услугам, которые ограничат конкуренцию, не допускается. Ограничением количества возможных участников будет описание в объекте закупки товара конкретного производителя.

В случае, если продукция технологически и функционально связана - заказчик вправе купить ее одним лотом.

Необоснованным сокращением количества участников будет объединение в один лот технологически и функционально несвязанных между собой работ, товаров и услуг.

Заказчики в описании объекта закупки используют стандартные показатели из ГОСТов, СНиПов, технических регламентов:

1. Указывать необходимо не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. В случае указания только названия товара и ссылки на ГОСТ,

участнику будет трудно понять, какой именно товар необходим, какие именно характеристики являются для заказчика важными.

Например, заказчик включил в аукционную документацию требование, что используемые материалы для ремонта дорог должны отвечать определенным ГОСТам. Конкретных показателей в описании объекта закупки заказчик не указал. Контролирующие органы могут посчитать это нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона 44-ФЗ.

2. ГОСТы в описании объекта закупки должны быть действующими. Указание недействующего ГОСТа может явиться основанием для обжалования участниками закупки в Управлении Федеральной антимонопольной службы.

3. ГОСТ должен подходить для объекта закупки. Необходимо изучить стандарт и посмотреть, когда применяют данный ГОСТ.

4. Важно проверить, чтобы ГОСТ и показатели товара не противоречили друг другу.

Изменения коснулись и части 13 статьи 34 Закона 44- ФЗ, теперь в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта (если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком). В разделе контракта «ответственность» слова «ставка рефинансирования» заменили «ключевой ставкой».

Отделом муниципальных закупок проверяется проект контракта на соответствие требованиям действующего законодательства, обоснованность предлагаемого заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), правомерность применения предлагаемых критериев и величины значимости оценки заявок на участие в конкурсе, информация о закупке на соответствие показателям плана закупок и плана-графика, а также на наличие лимитов бюджетных обязательств у казенных учреждений. Отдел разрабатывает проекты типовых контрактов (договоров) на оказание услуг по водоотведению, теплоснабжению, водоснабжению, энергоснабжению, газоснабжению, поставку электрической энергии для унитарных предприятий и муниципальных учреждений и предварительно согласовывает их с поставщиками.

При закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) проекты договоров и контрактов предоставляются в отдел на согласование до подписания заказчиками. Это позволяет при обнаружении нарушений исправить их на данном этапе и заключить контракт (договор) без нарушений действующего законодательства, а также осуще-

ствить предварительный контроль неэффективного или необоснованного расходования бюджетных и собственных средств заказчиков.

На стадии согласования проекта контрактов отделом проводится маркетинг цен по единственному поставщику, который позволяет снизить цену контракта до 50 %.

К сведению. В силу ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [4] утверждение конкурсной документации, документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных Законом 44-ФЗ, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 3000 руб.

Кроме того, с 04.05.2018 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 23.04.2018 г. № 99-ФЗ в Уголовный кодекс РФ [5]. Теперь за нарушение законодательства о закупках, помимо административной ответственности, предусмотрена уголовная ответственность.

Так, ст. 200.4, 200.5, 304 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность:

- за злоупотребления в сфере закупок;

- за провокацию подкупа в сфере закупок;

- за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок [6].

Работники отдела постоянно оказывают консультационную помощь заказчикам на основе проведенного анализа нормативных документов, судебной практики, опыта работы. Эта мера чрезвычайно необходима, так как Закон 44-ФЗ постоянно подвергается изменениям, неоднократно изменялись и подзаконные акты, появляется новая судебная практика, все это необходимо учитывать заказчикам при осуществлении закупок и постоянно отслеживать изменения в законодательстве.

В настоящее время отделом муниципальных закупок разрабатываются типовые контракты для обеспечения муниципальных нужд с целью исключения коррупционной составляющей, недопустимости ограничения участников закупок, упрощения работы заказчиков.

Благодаря системе централизованных закупок, проблемы, возникающие в процессе взаимодействия заказчика носят единичный характер, оперативно устраняются в максимально короткий срок, на законность и расходование бюджетных средств не влияют.

В результате централизации закупочных процедур:

- сформирована прозрачная система определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

- осуществляется предварительная проверка обоснованности расходования заказчиками бюджетных средств и средств из внебюджетных источников финансового обеспечения;

- не допускается необоснованное принятие заказчиками денежных обязательств;

- процедуры по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) проводятся без нарушения положений Закона № 44-ФЗ в связи со своевременным их выявлением на предварительных этапах, в том числе на этапе проверки отделом муниципальных закупок заявок заказчиков.

Библиографический список

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, муниципальных нужд: федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1652.

2. Об утверждении Порядка организаций совместных конкурсов и аукционов для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд Алтайского края: постановление Администрации Алтайского края от 27.03.2015 г. № 116 (ред. от 23.01.2017) // Первоначальный текст документа опубликован в издании Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.03.2015 г.

3. О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 31.12.2017 г. № 504-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 1 (ч. I). - Ст. 88.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 02.10.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № бЗ-ФЗ (ред. от 03.10.2018 г.) / Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. № 25, ст. 2954

6. Шадрина, Т. Обзор изменений в законодательстве о закупках / Т. Шадрина // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2018. -№ 8. - С. 23-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.