УДК 338.242 ТАЛАНЦЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
к.э.н., профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»,
e-mail: [email protected]
АЛЕКСАНДРОВА МАРИЯ КОНСТАНТИНОВНА
магистрант направления «Региональное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», e-mail: [email protected]
DOI: 10.26726/1812-7096-2018-11-100-107 ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ДЛЯ НУЖД МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Аннотация. Цель работы. Целью настоящей работы является исследование возможностей органов местного самоуправления по совершенствованию организации закупок товаров и услуг для нужд муниципальных учреждений образования Артемовского городского округа Приморского края. Метод и методология проведения работы. Исследование базируется на анализе документов (нормативно-правовые документы: 44-ФЗ, №273-Ф3, № 131-Ф3), анализе реестров закупок товаров, работ и услуг за 2014—2018 годы тремя заказчиками — муниципальными учреждениями образования АГО, интервью (с заказчиками — муниципальными учреждениями образования), опросе (среди учащихся исследуемых образовательных учреждений). Область применения результатов. Данное исследование позволит использовать органам местного самоуправления муниципальными учреждениями образования единую схему организации закупок товаров и услуг, следование которой способно обеспечить достижение целей закупок и позволит учитывать изменения жизненных потребностей и повышение запросов к качеству предоставляемых товаров, работ и услуг. Результаты. Систематизированы функции и полномочия представительных и исполнительных органов местного самоуправления по организации деятельности муниципальными учреждениями образования. Определена эффективность существующих форм и способов закупок товаров и услуг для обеспечения нужд муниципальных образований Артемовского городского округа с учетом специфики образовательных учреждений. Разработана дорожная карта по организации и проведению централизованных закупок товаров и услуг для нужд образовательных учреждений Артемовского городского округа. Вывод. Разработанные алгоритмы и дорожные карты позволят муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждениям Артемовского городского округа проводить эффективные закупки.
Ключевые слова: закупка товара, работы, услуги, электронный аукцион, закупка у единственного поставщика, муниципальные нужды, муниципальные учреждения образования, централизованные закупки.
TALANTSEV VLADIMIR IVANOVICH
Ph. D. in Economics, Professor of the Department of State and municipal management»
Of the "far Eastern Federal University», e-mail: [email protected]
ALEXANDROVA MARIA KONSTANTINOVNA
graduate student of the direction "Regional and municipal management" of the "far Eastern Federal University"
e-mail: [email protected]
PURCHASES OF GOODS, LABOR AND SERVICES FOR THE NEEDS OF MUNICIPAL INSTITUTIONS OF EDUCATION: PROBLEMS AND WAYS OF IMPROVEMENT
Abstract. The goal of the present study is researching the abilities of local self-governance authorities to improve the organization of purchases of goods and services for the needs of municipal institutions of education of Artemovsky City District of the Primorsky Krai. We have systematized the functions and competencies of representative and executive authorities of local self-governance on organization of activity of municipal institutions of education. We have determined the effectiveness of the existing forms and ways of purchasing goods and services to provide for the needs of municipal institutions of Artemovsky City District taking into account the specific features of educational institutions. We have developed a roadmap on organization and undertaking of centralized purchases of goods and services for the needs of educational institutions of Artemovsky City District.
Keywords: purchasing goods, labor, services, an electronic auction, purchasing from the only supplier, municipal needs, municipal institutions of education, centralized purchases
Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников финансирования. Заказчики совершают закупки для обеспечения муниципальных нужд и нужд муниципальных учреждений в целях выполнения функций и полномочий муниципальных органов и учреждений.
Многие зарубежные и российские исследования посвящены различным аспектам организации государственных закупок. Проблемным вопросам управления и регулирования в сфере государственных и муниципальных закупок посвящены труды И. О. Демьянова, Н. А. Бондаренко [2], М. В. Овсипян [8], Д. И. Паниченко [10], Н. М. Латушкиной [6], С. С. Матевосян [7].
Значение государственных закупок в системе государственного регулирования экономики рассмотрено в работах зарубежных авторов Дж. Гэлбрейта [1], Дж. Кейнса [5], Д. Норта [20], Дж. Робинсон [13], , Р. Харрода [18], Ра^иссо, А. S., Luzzini, D. Ronchi, S. [21], №^оп, J. [19].
В целом изучению контрактной системы уделяется достаточно внимания, однако существует мало работ, где рассматривается проблематика закупок товаров, работ и услуг в образовательных учреждениях [12].
Образовательные учреждения выполняют важнейшие функции в деле воспитания, обучения и развития каждой личности в интересах ее самой и интересах общества [4]. Эти функции определены федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ. К основным функциям следует отнести воспитательную, образовательную, производственную, социальную и другие [4].
Для организации деятельности образовательных учреждений необходимо материально-техническое обеспечение, которое реализуется путем проведения закупок товаров и услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования [3]. Закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд учреждений образования способствуют развитию инфраструктуры образования, обеспечивают безопасное и комфортное пребывание детей в школах.
Каждое муниципальное бюджетное учреждение, являясь юридическим лицом, закупает товары с разными свойствами самостоятельно. В этом процессе оно выступает как самостоятельный заказчик и действует по правилам, установленным федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ [3]. На территории Артемовского городского округа действует 22 общеобразовательных учреждения.
В процессе исследования нами было рассмотрено 3 школы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» «Средняя общеобразовательная школа № 1», «Средняя общеобразовательная школа № 17» Артемовского городского округа. Эти школы выступают как заказчик, в интересах и за счет средств которого осуществляются закупки. Школы выступает юридическим лицом, обладая само-
стоятельным балансом, наделены бюджетными средствами, также могут иметь внебюджетные источники финансирования. Каждое из учреждений осуществляет закупки самостоятельно.
Исходными данными для нашего исследования служил массив закупок, заключенных заказчиками - МБОУ СОШ №1, 11 и 17 с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок [9]. Эта информация была систематизирована в формате реестра закупок в виде электронных таблиц (табл. 1).
При исследовании существующей организации было важно проанализировать из реестра закупок товаров, работ и услуг за 2014-2017 годы количество закупок трех выбранных нами школ в зависимости от способа определения поставщика (конкурентные и неконкурентные), долю количества закупок, общую сумму закупок и долю общей суммы закупок.
Таблица 1
Количество закупок, общая сумма закупок МБОУ СОШ №1, 11, 17 Артемовского городского округа за 2014-2017 годы
МБОУ СОШ № 1 МБОУ СОШ № 11 МБОУ СОШ № 17
Количество закупок 10 21 17
Общая сумма закупок 3 177 342,89 □ 29 116 042,69 □ 6 564 202,70 □
Источник: составлено автором.
За 2014-2017 годы МБОУ СОШ № 1 было проведено 10 закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд учреждений образования. Закупки на конкурентной основе составили лишь 10 процентов от общей доли количества закупок. Доля общей суммы закупок неконкурентных процедур составляет 83,3 %.
За 2014-2017 годы МБОУ СОШ № 11 была проведена 21 закупка товаров, работ, услуг. Закупки на конкурентной основе составили 52,4 % от общей доли количества закупок. Доля общей суммы закупок неконкурентных процедур составила 24,1 %.
За 2014-2017 годы МБОУ СОШ № 17 было проведено 17 закупок товаров, работ, услуг. Закупки на конкурентной основе составили 35,3 % от общей доли количества закупок. Доля общей суммы закупок неконкурентных процедур составила 51,7 %.
Реестр контрактов и закупок товаров, работ и услуг для нужд муниципальных учреждений образования за 2014-2017 годы показал, что число неконкурентных процедур преобладает над конкурентными в МБОУ СОШ № 1 и № 17 . Заказчики чаще всего заключали контракты посредством проведения закупки у единственного поставщика с подрядчиком, с которым уже ранее осуществлялось сотрудничество, давшее положительный результат.
Приоритетной формой проведения закупок, обеспечивающей рациональное и эффективное использование бюджетных средств, является аукцион в электронной форме [15]. Но не стоит забывать, что экономия нас должна настораживать, при резком снижении возможна поставка дешевого и некачественного товара [14]. Будет ли соответствовать качество выполняемых работ или предоставляемых услуг при таком снижении?
Существующая система предусматривает две формы организации питания учащихся в школе: за счет бюджетных средств и средств родителей. Ассортимент блюд питания за счет средств родителей значительно насыщеннее. Был проведен опрос по оценке организации питания учащихся муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений «Средняя общеобразовательная школа № 11 », «Средняя общеобразовательная школа № 1 », «Средняя общеобразовательная школа №17». Опрос составлен на основании санитарно-эпидемиологические правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и направлен на выявление нарушений и проблем при закупке по организации питания для нужд учреждений образования. Список некоторых вопросов опроса иллюстрирует рисунок 1.
С-кялька Паи лет?
Устраивает ли Вас набор продуктов17
Чтобы Вы хотели, чтобы было в ассортименте?
Кав13ы оцениваете вдартниевт организации питания 1а счет средств родителей'.'
Рис. 1. Список некоторых вопросов при анкетировании учащихся.
Результаты опроса показали, что меню обеда не совсем отвечает тем требованиям, которые прописаны в СанПиНе 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Небольшой процент детей довольны тем набором продуктов, которые закупают школы. По предпочтениям в желаемом меню ответы говорят о том, что дети недополучают предписанные Минздравом порции овощей, фруктов и мясомолочных продуктов. Однако по вопросу оценки ассортимента по 5-балльной шкале за счет средств родителей, больший процент заняла оценка 4, что говорит о том, что ассортимент за счет средств родителей намного насыщеннее.
Для получения релевантной информации были проведены интервью с заказчиками, непосредственно занимающимися закупками, а также изучены соответствующие вторичные источники. Результаты интервью с заказчиками муниципальных учреждений образования показали, что заказчики сталкиваются со следующими проблемами в организации и проведении электронных аукционов:
- определение потребительских свойств товаров, что требует наличия знаний, относящихся к объекту закупки (оргтехника, программное обеспечение, ремонт помещений, поставка мебели, организация питания);
- подготовка и утверждение документации (извещение, аукционная документация с технической частью, проект контракта), что требует не только специальных знаний, но и юридической подготовки;
- размещение информации в ЕИС;
- оформление ЭЦП;
- рассмотрение поданных заявок на соответствие требований технической части документации;
- оформление протоколов и их размещение в ЕИС;
- рассмотрение запросов участников и подготовка профессиональных ответов;
- заключение контракта с соблюдением требований 44-ФЗ и ГК РФ;
- организация приемки товаров и проверка их соответствия требованиям технической части документации и контракту;
- оформление актов приемки-передачи.
Состав аукционных комиссий в исследуемых школах включает председателя, заместителя председателя, членов комиссии и секретаря [2]. Большинство состава комиссии - это педагоги и учителя, представители других учебных заведений. Учителя, заместители директора по УВР, по АХЧ не обладают профессиональными знаниями в области закупок товаров, работ и услуг для нужд образовательных учреждений.
Современное законодательство о закупках является комплексным, сложным, требующим высокого уровня профессионального мастерства. Специалист по государственным и муни-
ципальным закупкам должен обладать глубокими знаниями в сфере законодательства о закупках, гражданского и бюджетного законодательства, информационных технологий, экономики, высшей математики. Наличие значительного обученного высокопрофессионального штата специалистов по закупкам у каждого заказчика невозможно. Такой штат можно создать только в условиях уполномоченного органа, что позволит значительно повысить эффективность закупок.
Централизованная система организации закупок позволила бы направить структурным подразделениям школ информацию по определению потребности в товарах в Управление образования администрации Артемовского городского округа, которое, в свою очередь, могло бы разработать документацию, разместить информацию в ЕИС, создать профессиональную комиссию по закупкам, принять и рассмотреть все заявки и определить победителя [11]. Администрация осуществила бы жесткий контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Управление образованием администрации Артемовского городского округа регулирует деятельность муниципальных образовательных организаций в целях обеспечения эффективного функционирования и развития системы образования, расположенных на территории Артемовского городского округа, по вопросам:
- планирования и осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (в ред. решения думы Артемовского городского округа от 26.09.2013 № 169);
- обеспечения материально-технической базы, оснащения образовательного процесса, оборудования помещений в соответствии с государственными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах выделяемых и привлеченных финансовых средств;
- создания необходимых условий для организации школьного питания, медицинского обслуживания, организации работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников;
- организации обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройства прилегающих к ним территорий (абзац введен решением думы Артемовского городского округа от 27.06.2013 № 132).
Таким образом, представительный орган предусмотрел возможность организации централизованных закупок, но это решение в полной мере не реализовано.
Организация закупок товаров, работ и услуг включает следующие этапы:
- планирование закупок;
- обоснование закупок;
- нормирование закупок;
- общественное обсуждение закупок;
- определение поставщика;
- антидемпинговые меры;
- заключение контракта;
- приемка товара, работ, услуг;
- оплата заказчиком поставленного товара, работ, услуг;
- осуществление контроля заказчика: расторжение, изменение контракта;
- применение мер ответственности;
- размещение информации в ЕИС.
Все эти этапы при существующей организации закупок товаров, работ и услуг осуществляют школы Артемовского городского округа самостоятельно.
Предлагаемая нами схема организации централизованных закупок оставляет за школой: определение потребности, составление планов закупок и планов-графиков закупок, подписание контракта, контроль исполнения контракта и подписание акта приемки-передачи. Это освободит сотрудников школы от не свойственных им функций, повысит отдачу по основной деятельности и решит главную проблему заказчиков - отсутствия специально подготовленных специалистов.
Дорожная карта для Управления администрации Артемовского городского округа представлена на рисунке 8, для муниципальных учреждений образования - на рисунке 9.
Рис. 8. Дорожная карта Управления образования администрации Артемовского городского округа.
Контроль ИСПО 1НГННИ кощраьтл н а»|пи< анмг акта П|)игчк11 игре- мчи
Рис. 9. Дорожная карта муниципальных учреждений образования Артемовского городского округа.
Разграничение функций и полномочий между учредителем образовательного учреждения - администрацией муниципального образования и непосредственно заказчиком - шко-
лой - путем организации и проведения централизованных закупок повысит эффективность управления закупками товаров и услуг, приведет к экономии бюджетных средств, а также будет способствовать развитию конкуренции среди участников за счет значительного увеличения объема лотов товаров [16].
Исследование выявило насущные проблемы существующей системы организации закупок товаров, работ и услуг и позволило определить более эффективные схемы организации закупок для нужд учреждений образования Артемовского городского округа.
Введение в действие предлагаемой системы закупок возможно лишь при самостоятельном принятии решений школой об обосновании каждой закупки и последующей ответственности за правомерность, целесообразность, эффективность и результативность закупок [17]. Бюджетный процесс в школе должен быть построен так, чтобы приобретенные товары в итоге обеспечивали или развивали образовательную деятельность, качество преподавания, которые ведут конкретные учителя и учительские сообщества. Учредители -органы местного самоуправления -несут ответственность за эффективное и рациональное использование средств на развитие образовательных учреждений, предусмотренные местным бюджетом.
Предлагаемая нами схема организации централизованных закупок освободит педагогов и иных сотрудников школы от не свойственных им функций, повысит отдачу по основной деятельности и решит главную проблемы заказчиков - отсутствие специально подготовленных специалистов.
Разработанные алгоритмы и дорожные карты позволят муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждениям Артемовского городского округа проводить эффективные закупки.
Литература
1. Гэлбрейт Д. К. Экономические теории и цели общества. -М.: Прогресс, 1979. - С. 408.
2. Демьянова И. О., Бондаренко Н. А. Проблемы в сфере системы государственных закупок и направления их решения // Ученые системы заметки ТОГУ. - 2016. - № 4. - С. 549-553.
3. Закон Российской Федерации «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44 // Собрание законодательства Российской Федерации. Ст. 17.
4. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 // Собрание законодательства Российской Федерации. Ст. 23 с изм. и допол. в ред. от ред. от 07.03.2018.
5. Кейнс Д. М. Общая теория занятости, процента и денег. -М.: Эксмо, 2007. - С. 960.
6. Латушкина Н. М., Черкашина Д. А. Проблемы и риски участников в системе государственных заказов //ВАК. - 05.02.2015. - № Экономический анализ | (74) УЭкС, 2/2015.
7. Матевосян С. С. Эффективность закупок для государственных и муниципальных нужд. Правовое регулирование и порядок реализации / C. C. Матевосян // Финансовое право. - 2016. - № 6. - С. 1215.
8. Овсипян М. В. Проблемы в организации государственных и муниципальных закупок // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 9. - С. 31-33.
9. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html, свободный. - Загл. с экрана.
10. Паниченко Д. И Формирование института нормирования государственных закупок в Российской Федерации //ВАК. 12.07.2016. № Экономический анализ | (89) УЭкС, 7/2016.
11. Полномочия органов местного самоуправления в рамках определения ключевых моделей организации управления централизованными закупками для муниципальных нужд // Киберленинка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/polnomochiya-organov-mestnogo-samoupravleniya-v-ramkah-opredeleniyaklyuchevyhmodeley-organizatsii-upravleniya-tsentralizovannymi (дата обращения: 13.04.2018) , свободный. - Загл. с экрана.
12. Рафиев Р. Б. Особенности осуществления закупок в сфере образования // Молодой ученый. -2018. - № 19. - С. 68-70.
13. Робинсон Д. В. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: Прогресс, 1986. - С. 473.
14. Система управления государственными закупками на современном этапе: механизмы и инструменты // Киберленинка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/sistema-upravleniya-gosudarstvennymi-zakupkami-na-sovremennom-etape-mehanizmy-i-instrumenty (дата обращения: 13.04.2018), свободный. - Загл. с экрана.
15. Таланцев В. И. Управление закупками для государственных и муниципальных нужд: цели и проблемы их достижения // Современные тенденции, перспективы развития экономики и управления в странах АТР: материалы III евразийской научно-практической конференции с международным участием. Владивосток: Приморский фил. РАНХиГС, 2016. С. 167-172.
16. Bel G., Fageda X., Mur M. Why Do Municipalities Cooperate to Provide Local Public Services? An Empirical Analysis // Local Government Studies. 2013. No. 39 (3). P. 435-454.
17. Fisher R. C., Wassmer R. W. An Analysis of State-Local Government Capital Expenditure During the 2000s //Public Budgeting and Finance. 2015. No. 35 (1). P. 3-28.
18. Harrod R. F. The Trade Cycle //Revue canadienne de science politique. 1936. No. 1. P. 234.
19. Nilsson J. Local Political Decision-Making: A Case of Rationality or Appropriateness? // Local Government Studies. 2015. No. 41 (6). P. 917-936.
20. North D. C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. P. 159.
21. Patrucco A. S., Luzzini D., Ronchi S. Evaluating the Effectiveness of Public Procurement Performance Management Systems in Local Governments //Local Government Studies. 2016.
References:
1. Bel G., Fageda X., Mur M. Why Do Municipalities Cooperate to Provide Local Public Services? An Empirical Analysis //Local Government Studies. 2013. No. 39 (3). P. 435-454.
2. Demyanova I. O., Bondarenko N. A. Problems in the field of public procurement and their solutions // Scientific systems notes PNU. 2016. No. 4. P. 549-553.
3. Fisher R. C., Wassmer R. W. An Analysis of State-Local Government Capital Expenditure During the 2000s //Public Budgeting and Finance. 2015. No. 35 (1). P. 3-28.
4. Galbraith D. K. Economic theories and goals of society. M.: Progress, 1979. P. 408.
5. Harrod R. F. The Trade Cycle //Revue canadienne de science politique. 1936. No. 1. P. 234.
6. Keynes D. M. The general theory of employment, interest and money. M.: Eksmo, 2007. P. 960.
7. Latushkina N. M., Cherkashina D. A. Problems and risks of participants in the system of state orders // VAK. 02.05.2015. No. Economic analysis | (74) UEKS, 2/2015.
8. Matevosyan S. S. Procurement Efficiency for State and Municipal Needs. Legal regulation and implementation procedure / C. C. Matevosyan //Financial Law. 2016. No. 6. P. 12-15.
9. Nilsson J. Local Decision Making: A Case of Rationality or Appropriateness? // Local Government Studies. 2015. No. 41 (6). P. 917-936.
10. North D. C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. P. 159.
11. Official website of the Unified Procurement Information System [An electronic resource]. Access mode: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html, free. Heading from the screen.
12. Ovsipyan M. V. Problems in the organization of state and municipal procurements // International Scientific Research Journal. 2017. No. 9. P. 31-33.
13. Panichenko D. I. Formation of the institution of rationing ofpublic procurement in the Russian Federation // VAK. 07.12.2016. No. Economic analysis | (89) UEU, 7/2016.
14. Patrucco A. S., Luzzini D., Ronchi S. Evaluating the Local Government // Local Government Studies. 2016.
15. Powers of local governments in determining the key models of the organization of centralized procurement management for municipal needs // Cyberleninka. [An electronic resource]. Access mode: cyberlenin-ka.ru/article/n/polnomochiya-organov-mestnogo-samoupravleniya-v-ramkah-
opredeleniyaklyuchevyhmodeley-organizatsii-araftra (the date of the appeal: 13.04.2018), free. Heading from the screen.
16. Rafiev R. B. Features of procurement in education // Young scientist. 2018. No. 19. P. 68-70.
17. Robinson D. V. Economic theory of imperfect competition. M.: Progress, 1986. P. 473.
18. Talantsev V. I. Procurement management for state and municipal needs: goals and problems of their achievement // Modern trends, prospects for the development of the economy and management in the APR countries: Proceedings of the 3rd Eurasian Scientific and Practical Conference with international participation. Vladivostok: Primorsky fil. RANEPA, 2016. P. 167-172.
19. The Law of the Russian Federation «On Education in the Russian Federation» dated December 29, 2012. No. 273 // Collected Legislation of the Russian Federation. Art. 23 rev. and add. in ed. from ed. from 03.07.2018.
20. The Law of the Russian Federation «On the contract system in the field ofprocurement of goods, works, services for state and municipal needs». 05.04.2013 No. 44 // Collected Legislation of the Russian Federation. Art. 17.
21. The state procurement management system at the present stage: mechanisms and tools // Cyberleninka. [An electronic resource]. Access mode: cyberleninka.ru/article/n/sistema-upravleniya-gosudarstvennymi-zakupkami-na-sovremennom-etape-mehanizmy-i-instrumenty (reference date: 13.04 . 2018), free. Heading from the screen.