Научная статья на тему 'АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРИМОРСКОГО КРАЯ'

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
472
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / ПЛАНИРОВАНИЕ / АНАЛИЗ / ОБЪЕКТ АНАЛИЗА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ЭКОНОМИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА / ФИНАНСЫ / БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слесарева Маргарита Алексеевна, Титова Наталья Юрьевна

Авторы раскрывают актуальную на данный момент тему анализа и оценки эффективности осуществления государственных закупок в государственных организациях Приморского края. Изучение данного вопроса имеет большое значение с точки зрения грамотного и целенаправленного расходования бюджетных средств. Бюджетная система является важным элементом государственного регулирования экономики и перераспределения национального дохода. При этом ее основным инструментом выступает контрактная система, поскольку именно путем осуществления государственных закупок бюджетными учреждениями реализуются государственные функции в различных сферах. Анализ эффективности осуществления государственных закупок Приморского края позволяет оценить текущее состояние контрактной системы Приморского края и выявить проблемы, препятствующие эффективному функционированию контрактной системы. Проблемы и несовершенства контрактной системы, выявленные в ходе анализа, лягут в основу формирования путей совершенствования контрактной системы. В данной работе также рассмотрены теоретические аспекты анализа эффективности осуществления государственных закупок: объекты анализа, основные экономические показатели при осуществлении анализа контрактной системы. Авторами предлагаются коэффициенты, позволяющие оценить влияние факторов (эффективности планирования, конкурентности на этапе проведения закупки, экономичности и соблюдения законодательства на всех этапах проведения закупки) на государственную контрактную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Слесарева Маргарита Алексеевна, Титова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF PUBLIC PROCUREMENT IMPLEMENTATION IN STATE ORGANIZATIONS OF THE PRIMORSKY KRAI

The authors reveal the current topic of analysis and assessment of the effectiveness of public procurement in government organizations of the Primorsky Territory. The study of this issue is of great importance from the point of view of competent and purposeful spending of budget funds. The budget system is an important element of state regulation of the economy and the redistribution of national income. At the same time, its main instrument is the contractual system, since it is through the implementation of public procurement by budgetary institutions that state functions in various areas are implemented. Analysis of the effectiveness of public procurement in the Primorsky Territory makes it possible to assess the current state of the contract system of the Primorsky Territory and identify problems that hinder the effective functioning of the contract system. The problems and imperfections of the contract system identified during the analysis will form the basis for the formation of ways to improve the contract system. This paper also discusses the theoretical aspects of analyzing the effectiveness of public procurement: the objects of analysis, the main economic indicators in the analysis of the contract system. The authors propose coefficients that make it possible to assess the influence of factors (planning efficiency, competitiveness at the procurement stage, economy and compliance with the legislation at all stages of the procurement) on the state contract system.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРИМОРСКОГО КРАЯ»

V7TK" 44iV?79 881 1 [7=ч~7Я5ГШ>202 1 Контент доступен по лпцетни СС В Y-NC 4.0

у A14 JJU.J/Z.OOI.I |(сс) tjJCSj This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI: 10.26140/anie-2021 -1002-0062 **"*™'h^s://crea°vecommons-°rg/licenses/by-nc/4-0/)

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРИМОРСКОГО КРАЯ © Автор(ы) 2021 SPIN: 3055-9871 ORCID: 0000-0002-0129-4296

СЛЕСАРЕВА Маргарита Алексеевна, магистрант кафедры «Экономика и управление»

SPIN: 9593-1589 AuthorlD: 764953 ORCID: 0000-0002-0263-8636 ScopusID: 57205540765

ТИТОВА Наталья Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя 41, e-mail: titova_2010@mail.ru) Аннотация. Авторы раскрывают актуальную на данный момент тему анализа и оценки эффективности осуществления государственных закупок в государственных организациях Приморского края. Изучение данного вопроса имеет большое значение с точки зрения грамотного и целенаправленного расходования бюджетных средств. Бюджетная система является важным элементом государственного регулирования экономики и перераспределения национального дохода. При этом ее основным инструментом выступает контрактная система, поскольку именно путем осуществления государственных закупок бюджетными учреждениями реализуются государственные функции в различных сферах. Анализ эффективности осуществления государственных закупок Приморского края позволяет оценить текущее состояние контрактной системы Приморского края и выявить проблемы, препятствующие эффективному функционированию контрактной системы. Проблемы и несовершенства контрактной системы, выявленные в ходе анализа, лягут в основу формирования путей совершенствования контрактной системы. В данной работе также рассмотрены теоретические аспекты анализа эффективности осуществления государственных закупок: объекты анализа, основные экономические показатели при осуществлении анализа контрактной системы. Авторами предлагаются коэффициенты, позволяющие оценить влияние факторов (эффективности планирования, конкурентности на этапе проведения закупки, экономичности и соблюдения законодательства на всех этапах проведения закупки) на государственную контрактную систему.

Ключевые слова: финансирование, бюджет, планирование, анализ, объект анализа, экономические показатели, экономика, национальная экономика, экономическая наука, финансы, бюджетное планирование, контрактная система, государственные закупки.

ANALYSIS AND EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF PUBLIC PROCUREMENT IMPLEMENTATION IN STATE ORGANIZATIONS OF THE PRIMORSKY KRAI

© The Author(s) 2021

SLESAREVA Margarita Alekseevna, a student of the department «Economics» TITOVA Natalia Yurevna, candidate of economic sciences, associate professor of the department «Economics» Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol St. 41, e-mail: titova_2010@mail.ru) Abstract. The authors reveal the current topic of analysis and assessment of the effectiveness of public procurement in government organizations of the Primorsky Territory. The study of this issue is of great importance from the point of view of competent and purposeful spending of budget funds. The budget system is an important element of state regulation of the economy and the redistribution of national income. At the same time, its main instrument is the contractual system, since it is through the implementation of public procurement by budgetary institutions that state functions in various areas are implemented. Analysis of the effectiveness of public procurement in the Primorsky Territory makes it possible to assess the current state of the contract system of the Primorsky Territory and identify problems that hinder the effective functioning of the contract system. The problems and imperfections of the contract system identified during the analysis will form the basis for the formation of ways to improve the contract system. This paper also discusses the theoretical aspects of analyzing the effectiveness of public procurement: the objects of analysis, the main economic indicators in the analysis of the contract system. The authors propose coefficients that make it possible to assess the influence of factors (planning efficiency, competitiveness at the procurement stage, economy and compliance with the legislation at all stages of the procurement) on the state contract system.

Keywords: financing, budget, planning, analysis, object of analysis, economic indicators, economics, national economy, economic science, finance, budget planning, contract system, public procurement.

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность осуществления государственных закупок - это отражение системы отношений, складывающихся в процессе достижения результата по реализации государственных функций к объему расходованных бюджетных средств.

Оценка данной эффективности может быть приме-нительна, как к закупкам государственного уровня, регионального (отраслевого), муниципального (местного), так и процесса осуществления государственных закупок учреждений (хозяйствующих субъектов).

Говоря об анализе и оценки эффективности осуществления государственных закупок, нельзя не обратиться к статье 12 Федерального закона №44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №44-ФЗ, Закон №44-ФЗ), которая гласит, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Федеральным законом №44-ФЗ, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных

нужд [1].

При планировании и осуществлении процесса государственных закупок необходимо исходить из цели

- достижение заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Расходование бюджетных средств (вне зависимости от уровня бюджета) должно осуществляться исключительно на достижение определенных государственных и муниципальных нужд. Обеспечение и достижение данной цели ведет к неукоснительному выполнению функций государства.

Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами [1].

Ответственность и контроль являются неотъемлемыми составляющими правильного процесса осуществления государственных закупок. Должностные лица государственных учреждений несут персональную ответственность за эффективность планированию и осуществления государственных закупок.

Обращение к нормам Федерального закона №44-ФЗ было не случайно, ведь говоря об эффективности осуществления государственных закупок необходимо акцентировать внимание на принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.

Также стоит отметить, что нормы федерального закона позволяют проводить общественный контроль за соблюдением эффективности социально значимой закупочной деятельностью, в том числе и с привлечением добровольных объединений граждан [1].

МЕТОДОЛОГИЯ

Говоря целостно об эффективности осуществления закупки государственными учреждениями, можно выделить ряд факторов, которые оказывают влияние на степень достижения поставленных целей. К таким факторам можно отнести: эффективность планирования, конкурентность на этапе проведения закупки, экономичность и соблюдение законодательства на всех этапах поведения закупки.

Итак, начиная с фактора - эффективность планирования - необходимо отметить, что каждая организация (учреждение) может сформировать свои критерии и показатели, характеризующие эффективность планирования в целом. Как правило, планирование оценивается по степени прогнозируемых рисков, связанных с определением поставщика (подрядчика, исполнителя), правильностью определения объема работ (товара) и правильности оценки затрат на всех этапах проведения государственной закупки.

Умение и возможность спрогнозировать, вычислить, определить объем работ, количество товара - является одной из самых главных целей заказчика, как лица, расходующего бюджетные средства. Чем ближе спрогнозируемое количество заказанных товаров будет равно числу расходуемых, тем выше эффективность закупки и расходования средств в целом. Нехватка или переизбыток является показателем низкой эффективности планирования закупки.

Несомненно, важным является соотношение числа предсказанных рисков к числу оправдавшихся предсказаний. Чем меньше расхождений в этих числах, тем выше эффективность проведённой закупки.

Следующий показатель эффективности проведения государственной закупки - обеспечение конкурентности на этапе проведения закупки. Статья 8 Федерального закона №44-ФЗ закрепляет данный принцип.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Прямая обязанность должностных лиц заказчика

обеспечить все условия для обеспечения принципа конкурентности, справедливости и равенства. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок [2].

Оценить соблюдение данного принципа можно исходя из количества поданных заявок на участие, количества торгов при проведении аукциона, количества несостоявшихся торгов. Чем выше число корректно сформированных заявок на участие в аукционе (конкурсе), тем выше конкурентность проведенной закупки и выше вероятность заключения выгодного контракта.

Также стоит отметить тот факт, что изредка большое число понижения цены на один лот может говорить об изначальном завышении начальной максимальной цене контракта (далее - НМЦК) (лота).

Часто, налаживание крепких устойчивых связей с надежными поставщиками позволяют формировать максимально понятные и однозначные критерии качества товаров, работ, услуг, что ни в ком случае не нарушает принцип конкурентности, а скорее наоборот повышает её. Ведь на понятную и максимально однозначную закупки «выйдут» большее число поставщиков.

Немаловажным показателем эффективности осуществления закупки, а скорее самым важным является показатель соблюдения законодательства на всех этапах проведения закупки. Составляющие, характеризующие соблюдение законодательства множества, главные из которых - формирование и утверждение документации о проведении закупочной процедуры, проведение закупки без нарушения принципа конкурентности, корректная работа комиссии по рассмотрению заявок на участие и заключение государственного (муниципального) контракта (договора) без нарушений действующего законодательства. Безусловно, к данным критериям можно добавить и этап приемки товаров, работ, услуг, либо процесс грамотного расторжения контракта в связи с разными причинами. Но в данных процессах «включается» гражданское законодательство и иные нормативно-правовые акты, не прямо относящиеся к Федеральному закону №44-ФЗ.

К соблюдениям требований Федерального закона №44-ФЗ относится соблюдение регламента рассмотрения обеих частей заявок, обоснование НМЦК, способа закупки, а также количества и ассортимента товаров, работ, услуг.

Совокупность вышеприведенных факторов, влияющих на оценку осуществления государственных закупок, дают целостный анализ контрактной системе.

Автором предлагаются следующие коэффициенты, позволяющие оценить влияние вышеназванных факторов на государственную контрактную систему:

- доля государственных контрактов в стоимостном выражении, заключенных с СМП и СОНКО в общем количестве заключенных контрактов, заключенных по результатам всех форм закупочных процедур:

(1)

где N , - это количество заключенных контрак-

смп/сонко А

тов в стоимостном выражении с субъектами малого и

среднего предпринимательства (далее - СМП) и социально ориентированными некоммерческими организациями (далее - СОНКО);

N общ - общее количество заключенных контрактов в стоимостном выражении в отчетном периоде;

- доля государственных контрактов в стоимостном выражении, заключенных с СМП и СОНКО в общем количестве заключенных контрактов, заключенных по результатам конкурентных способов закупочных процедур:

(2)

где N

это количество заключенных контрак-

тов в стоимостном выражении с СМП и СОНКО;

N - общее количество заключенных контрактов в

конк А

стоимостном выражении, заключенных по результатам конкурентных способов закупочных процедур, в отчетном периоде;

- доля опубликованных закупок в электронной форме в общем количестве закупок всех способов размещения заказа

(3)

где 8элекг - это сумма государственного заказа, опубликованного электронным способом размещения закупки;

8о6щ - сумма государственного заказа, опубликованного в отчетном периоде всеми формами размещения закупки;

Проведем оценку эффективности осуществления контрактной системы Приморского края с использованием вышеприведенных коэффициентов, предложенных автором (таблица 1).

Таблица 1 - Исходные данные для расчета показателей эффективности осуществления государственных закупок Приморского края за 2019-2020 года [3].

Показатель 2019 год, в тыс. руб. 2020 год (на 17.11.2020), в тыс. руб.

N , смп/сонко 1 008 613,7 915 661,1

N общ 13 816 626,0 14 019 195,1

N конк 7 526 967,9 4 300 804,6

S электр 37 654,8 31 963,6

S^ 38 819,38 31 963,6

Таблица 2 - Оценка эффективности осуществления государственных закупок Приморского края за 2019-2020 года

Показатель 2019 год 2020 год (на 17 11 2020) Динамика

0,073 0,077 +0,004

K2 0,134 0,237 +0,1,3

K3 0,97 1 +0,03

Выше представленный анализ показывает, что значение показателя К1 ещё значительно низок, хоть и по отношению к 2019 году появилась незначительная положительная динамика. Это говорит о сохранении государственно-монопольных тенденций в региональной экономике, а также о барьерах для представителей СМП и СОНКО.

Показатель К2 дает четкое понимание, что проведение закупочных процедур в форме конкурентных форм дает большую возможность для СМП и СОНКО и значительно увеличивает их шансы на заключение государ-

ственного контракта. Значение данного коэффициента на дату проведения анализа равно 0,24, что говорит о его положительной динамике, по отношению к предыдущему году. В тоже время стоит отметить, что сохраняется проблема увеличения заключенных контрактов с единственным поставщиком.

Последний показатель, отражающий долю опубликованных закупок в электронной форме в общем количестве закупок всех способов размещения заказа, имеет положительное значение, как в текущем периоде, так и в предшествующем периоде. Данный факт обусловлен практически полном переходе от «бумажных» закупочных процедур к электронным формам.

Развитие малого и среднего предпринимательства вопрос, который затрагивает важные сферы экономики современного мира. Ведь именно от уровня и качества ведения малого и средства предпринимательства зависит появление новых рабочих мест, самозанятость и, как следствие, рост валового внутреннего продукта, рост налогов, поступающих в бюджет. Данные факторы влияют в целом на качество жизни населения. Также стоит отметить, что именно субъекты малого и среднего предпринимательства более гибки в удовлетворении спроса рынка.

Аналитические данные показывают отрицательную динамику количества субъектов малого и среднего предпринимательства в период экономических кризисов. Данные субъекты экономики находятся в прямой зависимости от покупательской способности внутреннего рынка, ориентированного на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в Российской Федерации.

В целом данная отрицательная динамика усугубляется следующими проблемами развития рассматриваемого сектора: недостаток необходимых навыков и опыта работы у начинающих предпринимателей; отсутствие необходимых ресурсов и затрудненный доступ к источникам финансирования; отсутствие либо недостаточность государственной поддержки бизнеса.

Проблема стагнации развития малого и среднего предпринимательства основана на имеющихся неблагоприятных условиях, которые в зависимости от региона, могут отличаться: отсутствие модели сотрудничества малого и среднего бизнеса; недостаточность и нерегулярность гарантированных стимулирующих программ поддержки и развития бизнеса на региональном и государственном уровне; наличие административных барьеров.

Сохранение тенденции роста заключенных контрактов с единственным поставщиком ещё одна из проблем современной контрактной системы, которая приводит к снижению уровня прозрачности и уровня конкуренции в сфере государственных закупок.

Считается, что институт единых поставщиков был сформирован в отношении естественных монополий, действующих на неконкурентном рынке. Но в настоящее время единственные поставщики работают, захватывая конкурентные рынки, поэтому государственные ресурсы в больших количествах обходят конкурентные процедуры [4].

Эти и другие проблемы развития конкуренции на государственном уровне лежат в основе национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы.

Важным этапом к совершенствованию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг будет являться реализация мероприятий по повышению эффективности контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Важным целевым показателем антимонопольного органа в сфере контроля над закупками товаров работ, услуг является «доля закупок (в стоимостном выраже-

нии) товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в общем ежегодном объеме закупок (в стоимостном выражении), произведенных государственными и муниципальными заказчиками». Данный показатель составил 41,7% в 2019 году, при плановом значении - 16,5%, что свидетельствует о его положительной динамике как по отношению к плановому значению, так и по отношению за аналогичный период 2018 года (29,75%).

Аналогичная положительная тенденция наблюдается по отношению к значениям показателя «доля закупок (в стоимостном выражении) товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок (в стоимостном выражении) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», значение которого в 2019 году составило 23,4% при планируемом значении - 18%. Также данный показатель вырос на 12,61%, по отношению к аналогичному периоду 2018 года [5].

Безусловно, важным мероприятием, способствующим совершенствованию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц является разработка и внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий введение административной ответственности за нарушение заказчиком срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства, установленного Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данные изменения в части совершенствования законодательства контрактной системы позволят повысить доступность государственных закупок для бизнеса любого уровня (в том числе малого и среднего предпринимательства), поддерживать условия грамотного и комфортного ведения диалога «заказчик - исполнитель» в сфере государственных закупок.

Немаловажным является факт увеличения количества заключаемых государственных контрактов в рамках федерального закона №44-ФЗ и федерального закона №223-Ф3 субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты СМП). Прозрачность и открытость государственных закупок позволяет субъектам бизнеса разного уровня принимать конкурентное участие на право заключения контрактов.

Вновь созданные субъекты СМП и уже ведущие свою деятельность ни один год все чаще ставят своей целью участие в государственных закупках, а реализацию государственных контрактов приоритетным видом деятельности предприятия.

В то же время государственные закупки называют одним из главных в стране индикаторов уровня коррупции, которая является угрозой экономической безопасности любого государства [6]. Государственные закупки охватывают абсолютно все сферы деятельности общества: начиная с социальной (детские сады, школы, больницы), заканчивая сферой НИОКР (разработка и внедрение инноваций и технологий). На законодательном уровне предпринимаются все меры по доступности, открытости данных, связанных с государственным заказом.

Глава ФАС России 28 сентября 2020 года предложил создать единый электронный ресурс, позволяющий реализовать госимущество прозрачно, открыто и конкурентно, что является целью деятельности антимоно-

польного органа. Инициатива была поддержана главой государства [7, 8].

Именно благодаря открытости данных и информации, связанных с государственными закупками граждане и общественные организации могут проводить мониторинг и контроль процесса государственных закупок. Они могут отслеживать все государственные заказы, которые осуществляют органы государственной власти для своих нужд и предъявлять претензии в случае излишней роскошности приобретаемого. У людей есть возможность отслеживать предложения потенциальных исполнителей, выяснять их репутацию, и в случае, если контракт хотят заключить с компанией, находящейся в реестре недобросовестных исполнителей (поставщиков, подрядчиков), требовать отказа от услуг данной фирмы

[9].

Экспертный центр Федеральной антимонопольной службы обозначил, что современное антимонопольное законодательство недостаточно эффективно для цифровой экономики [10]. Так, согласно индексу сетевой готовности, который оценивает факторы, политику и институты, позволяющие стране полностью использовать информационные и коммуникационные технологии, для повышения конкурентоспособности и благосостояния, Россия занимает 41-е место [11]. Данный факт также отмечен в докладе Всемирного банка о глобальном развитии, где делается акцент на особое значение инвестиций в инновации наряду с развитием инфраструктуры, навыков и эффективных рынков.

ВЫВОДЫ

Следовательно, наряду с необходимостью повышения эффективности расходования бюджетных средств, удовлетворением государственных и муниципальных нужд, стоит задача снижения существенных барьеров, созданных на основе регуляторной и нормативной среды, при проведении государственных закупок. Результат - дебюрократизация осуществления конкурентных процедур. Решение данной задачи возможно, по мнению автора, исключительно за счет внедрения новых информационных технологий.

Технологии позволяют снизить барьеры для участников контрактной системы. Мониторинг существующих инновационных решений показал ряд онлайн-продук-тов, которые реализуются в сфере государственных закупок: юридический цифровой интерфейс «МегаФон» позволяет проводить проверку документации закупки без участия юриста, а при необходимости формировать запросы на разъяснения либо жалобы в контролирующий государственный орган. Внедрение технологий блокчейн-сети при проведении электронного аукциона по продаже конфискованного имущества [12, 13].

Корпорация «Газпром» шагнуло на шаг вперед, и создала для корпоративного пользования интерфейс с использованием нейросетей и алгоритмов искусственного интеллекта для каталогизации своих закупок, нивелирования ошибок при формировании прогнозов и повышения прозрачности системы закупок [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Понимание важности внедрения технологий и инноваций в систему государственных закупок стоит в приоритетности задач для Правительства Российской Федерации и ФАС России в частности.

Таким образом, внедрение комплекса передовых технологий и алгоритмов [15, 16], основанных на нейронных сетях, генетической стабилизации и математическом моделировании все прочнее входят в систему государственных закупок, что позволяет на высоком уровне быть полноценным участником государственной контрактной системы (организациям всех форм собственности, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам).

С целью сохранения и развития эффективности функционирования контрактной системы и повышения конкурентности важно вести непрерывный диалог с непосредственными участниками контрактной системы

для оперативного создания условий законности, равенства и справедливости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=324349-2050&rnd=069343F0349 F489EEFDE353B341FC05E&req=doc&base=LAW&n=342380&REFD OC=324349&REFBASE=LAW#1qfXnlzbwvl

2. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 15.05.2020) «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_48611/

3. Отчетность региональной информационной системы в сфере закупок Приморского края [Электронный ресурс] // Специализированный информационный сайт региональной информационной системы в сфере закупок Приморского края — Режим доступа: https://torgi.primorsky.ru/portal/Menu/Page/28

4. Николаева В.И. Направления совершенствования управления государственными закупками // Современные научные исследования. Сборник научных трудов по материалам XVI Международной научно-практической конференции. 2020. С. 45-48.

5. Доклад о реализации плана деятельности ФАС России в 2019 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России — Режим доступа: https://fas.gov.ru/ documents/686490

6. Лапшина А.И. Общественный контроль и иные институты контроля общества за деятельностью органов государственной власти // Правовое государство: теория и практика. 2014. №2. С. 136140.

7. Биография Артемьева Игоря Юрьевича [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России — Режим доступа: https://fas.gov.ru/people/64 — Дата обращения: 11.10.2020

8. Встреча с главой ФАС России Игорем Артемьевым [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Президента России — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/64104 — Дата обращения: 11.10.2020

9. Шумик Е.Г., Куприянов Б.Е. Проблемы становления и перспективы развития общественного контроля в государственных закупках // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2016. Т. 26. № 3. С. 59-65.

10. Экспертный центр электронного государства [Электронный ре-сурс] // Официальный сайт Экспертный центр электронного государства Федеральной антимонопольной службы России — Режим доступа: http://d-russia.ru/fas-sovremennoeantimonopolnoe-zakonodatelstvo-nedostatochno-effektivno-dlya-tsifrovoj-ekonomiki.html — Дата обращения: 12.10.2020).6 Корень А.В., Проценко Ю.А. Роль налога на доходы физических лиц в обеспечении условий динамичного развития регионов Дальневосточного федерального округа// Фундаментальные исследования. — 2015. — № 6-1. — С. 129—133.

11. Global Information Technology Report 2016. году [Электронный ресурс] // Официальный сайт Международного экономического форума — Режим доступа: http://reports.weforum.org/global-information-technology-report-2016/—Дата обращения: 12.10.2020)

12. Электронный аукцион на базе технологии блокчейн [Электронный ресурс] //Журнал ForkLog. — Режим доступа: https:// forklog.com/v-ukraine-ofitsialno-zapushhen-elektronnyj-auktsion-na-baze-tehnologii-blokchejn/—Дата обращения: 10.10.2020

13. Запуск юридического сервиса МегаФон [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсантъ», 27.11.2017, № 220. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3479797—Дата обращения: 10.10.2020

14. ИИ подумает над закупками «Газпрома» [Электронный ресурс] // ComNews — Режим доступа: http://www.comnews.ru/ content/110511/2017-11-16/ii-podumaet-nadzakupkami-gazproma — Дата обращения: 12.11.2020

15. Минэкономразвития России начало тестирование блок-чейна в своей закупочной деятельности [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Rambler News Service (RNS)» — Режим доступа: https://rns.online/economy/Minekonomrazvitiya-nachal-testirovanie-blokcheina-vsvoei-zakupochnoi-deyatelnosti-2020-10-01/ — Дата обращения: 01.10.2020

16. ГИС «Независимый регистратор» на электронных аукционах [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России — Режим доступа: https://fas.gov.ru/pages/ nezavisimiy-registrator — Дата обращения: 16.11.2020

Статья поступила в редакцию 24.12.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.