Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГЛОМЕРАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ БАРНАУЛЬСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ)'

ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГЛОМЕРАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ БАРНАУЛЬСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
116
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ / УРБАНИЗАЦИЯ / ТОСЭР / ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / МАЯТНИКОВАЯ МИГРАЦИЯ / CITY AGGLOMERATIONS / URBANIZATION / TOSER / ALL-RUSSIAN CONFERENCE / PENDULUM MIGRATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зверев Никита Святославович, Стрижкина Валентина Николаевна

Интерес к проблемам городской агломерации связан с возникновением новых процессов развития крупных городских систем. Сегодня, в кризисное время, эта проблематика приобретает особо приоритетное значение, что связано с проведением в России новой территориальной политики, предполагающей формирование регионов, конкурентоспособных в мировой хозяйственной системе. В статье рассматриваются особенности и основные направления развития Барнаульской агломерации, позволяющие проследить и оценить вектор развития агломерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Зверев Никита Святославович, Стрижкина Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND MAIN DIRECTIONS OF THE DEVELOPMENT OF AGGLOMERATIONS (ON THE EXAMPLE OF THE BARNAUL AGGLOMERATION)

Interest in the problems of urban agglomeration is associated with the emergence of new processes of development of large urban systems. Today, in crisis time, this problem becomes especially topical, which is connected with the holding in Russia of a new territorial policy that presupposes the formation of regions that are competitive in the world economic system. The article considers the features and main directions of the development of the Barnaul agglomeration, allowing to trace and evaluate the vector of agglomeration development

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГЛОМЕРАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ БАРНАУЛЬСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ)»

алтайский вестник государственной и муниципальной службы

Пб^т

2018

УДК 332.1

Никита Святославович Зверев, магистрант направления «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» (Барнаул, Россия)

Валентина Николаевна Стрижкина, доцент кафедры региональной экономики и управления ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» (Барнаул, Россия), кандидат экономических наук, доцент

Интерес к проблемам городской агломерации связан с возникновением новых процессов развития крупных городских систем. Сегодня, в кризисное время, эта проблематика приобретает особо приоритетное значение, что связано с проведением в России новой территориальной политики, предполагающей формирование регионов, конкурентоспособных в мировой хозяйственной системе. В статье рассматриваются особенности и основные направления развития Барнаульской агломерации, позволяющие проследить и оценить вектор развития агломерации.

Ключевые слова: городские агломерации, урбанизация, ТОСЭР, Всероссийская конференция, маятниковая миграция.

ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

v _ ___ _ ____**

АГЛОМЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БАРНАУЛЬСКОЙ

АГЛОМЕРАЦИИ)

FEATURES AND MAIN DIRECTIONS OF THE DEVELOPMENT OF AGGLOMERATIONS (ON THE EXAMPLE OF THE BARNAUL

AGGLOMERATION)

В исторической эволюции форм расселения на смену традиционным типам населенных мест - городским и сельским поселениям, развивающимся относительно автономно, - приходят новые «групповые» формы высококонцентрированного расселения, образующиеся при территориально сближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей. Эти городские агломерации, быстро развивающиеся во всём мире, и состоящие нередко из десятков, а иногда и сотен населенных пунктов, включая и сельские поселения, тесно связаны друг с другом.

Иногда ряд поселений может сливаться в единую череду промышленных и жилых зон. Расположенные рядом города и пригороды начинают постепенно сближаться, создавать единое экономическое, транспортное, социальное, культурное пространство. Этот процесс получил название «агломерирование». В дальнейшем эволюция форм расселения под

воздействием процессов развития и концентрации производства приводит к сближению и срастанию агломераций, формированию мегалополисов.

Непосредственно термин «агломерация» применительно к расселению был введен французским географом М. Руже в 1973 г. Агломерация, по Руже, возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется за соседние населенные пункты1.

Городская агломерация - компактное скопление населенных пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединенных в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными, трудовыми и культурно-бытовыми связями.

Тенденцией последнего столетия в мировом развитии стал рост роли городов. Процесс урбанизации затронул все страны мира и характеризуется, во-

первых, быстрыми темпами увеличения городского населения и, во-вторых, ускоренным ростом крупных городов. В 1900 г. в городах проживало 13% мирового населения, в 1950 г. - 29, в 1990 - 46, а в 2010 г. - свыше 50%. По прогнозам экспертов, к 2030 г. численность городского населения увеличится до 5 млрд чел., а города развивающихся стран будут охватывать 81% городского населения мира. Изменение системы расселения в пользу городов является значимой характеристикой и составляющей экономической динамики России. Города характеризуются более развитым и гибким рынком труда, что способствует широкому удовлетворению спроса со стороны бизнеса2.

Россию можно отнести к странам с высоким уровнем урбанизации. В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики, в 2017 г. доля городского населения в стране составила 74% (109 млн.). В Московской

Ж

экономика и Финансы

агломерации проживает около 20 млн. чел., Нижегородской - 2,1 млн., Санкт - Петербургской - 6,9 млн., Самарско -Тольяттинской - 3,9 млн., Екатеринбургской - 2,6 млн., Ростовской - 1,7 млн., Новосибирской - 2 млн.3Это только ряд самых крупных агломераций миллионеров (39,2 млн., чел.). Помимо выше названных агломераций существует ещё 15 агломераций миллионеров. Из чего можно сделать вывод, что больше половины населения проживает в городских агломерациях. Всего в России насчитывается, на 2017 год, 76 агломераций.

Стратегией социально - экономического развития Алтайского края до 2025 г., впервые в практике долгосрочного планирования региона, применяется термин агломерация. Именно Барнаульская агломерация в главном документе стратегического развития региона обозначается, как инструмент формирования конкурентоспособной хозяйственной системы и ухода от монопрофильности.

В 2009 г. три муниципальных образования Алтайского края подписали соглашение о создании Барнаульской агломерации, которым был определён её состав и основные принципы функционирования. В агломерацию вошли городские округа Барнаул и Новоалтайск, а также Первомайский район. Межмуниципальным соглашением была определена главная цель - создание компактной пространственной организации населённых пунктов, обладающих промышленными, транспортными, торговыми, культурными и социально - бытовыми связями.

Барнаульская агломерация зарегистрирована Управлением Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю 12 ноября 2012 г. как некоммерческая организация Ассоциация «Барнаульская агломерация интеграционного развития территорий» Первым реализованным шагом в создании Барнаульской агломерации стала разработка схемы ее территориального планирования, которая утверждена Постановлением Администрации Алтайского края от 26.11.2012 № 6444. Барнаульская агломерация состоит из двух территориальных частей, разделенных широкой (до 11 км) поймой р. Оби. Площадь агломерации - составляет около 4,6 тыс. кв. км (Барнаул - 0,9, Ново-алтайск - 0,08, Первомайский район - 3,6 тыс. кв. км.).

Общая численность населения Барнаульской агломерации на начало 2017 г. составила 825 тыс. чел. - более трети населения Алтайского края. На территории Барнаульской агломерации находятся более 80 населенных пунктов, из них более

35 % расположены в границах городских округов.

В Барнауле и Новоалтайске сходятся все транзитные направления автомобильных и железных дорог края, из 22 тысяч трудоспособного населения Первомайского района около 7 тысяч работает и служит в войсковых частях в Барнауле и Новоалтайске, на этих территориях сложился единый рынок труда с общими требованиями к стоимости труда и его квалификации. Так в рамках агломерационного взаимодействия по работе вывода малого бизнеса из «тени» в г. Барнауле, получены следующие результаты: 1) легализация трудовых договоров (более 1,5 тыс. работников); 2) повышена заработная плата работникам (более 22,5 тыс. работникам); 3) средний темп роста заработной платы по итогам 2017 г. на малых предприятия составляет 115,8%5. На основании данных результатов можно сделать вывод, что агломерационное взаимодействие позволяет снизить количество теневых предприятий, и повысить тем самым стоимость труда.

На территории Первомайского района ведётся компактное строительство малоэтажного индивидуального жилья жителями городов Барнаула и Новоал-тайска. Также в районе расположены детские оздоровительные лагеря, ведомственные санатории, базы отдыха, около 43 тысяч садовых участков жителей городов Барнаула и Новоалтайска.

Около 10% трудоспособного населения г. Новоалтайска работает и учится в г. Барнауле. Сельскохозяйственная продукция, производимая на территории Первомайского района, перерабатывается и реализуется прежде всего в Барнауле и Новоалтайске.

Схемой территориального планирования Барнаульской агломерации и концепцией развития агломерации до 2035 года предлагаются следующие направления:

1. Агломерация как значимый агропромышленный узел Сибири (наука, производство и переработка сельхозпродукции, биофармкластер);

2. Агломерация как отраслевой центр промышленного производства (машиностроение, энергомашиностроение, грузовые железнодорожные вагоны, производство шин и асбо-резинотехнических изделий, деревообработка);

3. Агломерация как центр взаимодействия России со странами Центральной Азии, Ближнего Востока, Монголии и Китая (торгово-экономические отношения, образовательные проекты, научно-техническое и культурное сотрудничество,

высокотехнологическая медицинская помощь);

4. Агломерация как «опорная точка» в освоении туристического потенциала Алтая (культурно-познавательная, лечебно-оздоровительный и школьный туризм, выставочная деятельность).

Суть некоторых проектов: строительство так называемого Северного обхода Барнаула с мостом через р. Обь; капитальный ремонт старого коммунального моста; строительство путепровода через ж/д пути в г. Барнауле; пуск троллейбуса с возможностью автономного хода по маршруту Барнаул

- Новоалтайск; строительство очистных сооружений ливневой канализации в г. Барнауле; строительство конгрессно

- выставочного центра для позиционирования региона в целом и, естественно, его столицы;формирование медкластера, в том числе и на территории г. Новоал-тайска и Первомайского района; строительство предприятий по производству биодобавок, функциональных продуктов и продуктов специального назначения из алтайского возобновляемого сырья; выхода на правобережье многоэтажной жилой застройки; решение проблемы канализования стоков существующих и предполагаемых к строительству объектов на правом берегу Оби путём использования очистных сооружений г. Новоал-тайска и др.

В рамках реализации приоритетных инвестиционных и инфраструктурных проектов выполнено:

- заключён контракт на разработку проектно - сметной документации на строительство автомобильной дороги «Обход г. Барнаула с мостом через р. Обь» на сумму 682 млн. руб. за счёт краевого бюджета. Срок исполнения работ - до 01.11.2017 года;

- для организации пассажирских перевозок троллейбусами между городами Барнаул, Новоалтайск и частью поселений Первомайского района подготовлена проектная документация (финансирование за счёт бюджета г. Новоалтайска), а также закуплены 4 троллейбуса с возможностью автономного хода (за счёт бюджета г. Барнаула). Осуществляется эксплуатация машин в тестовом режиме;

- определён земельный участок для строительства конгрессно - выставочного центра на правом берегу р. Обь;

- Администрацией Алтайского края проведено совещание и даны соответствующие поручения для определения и резервирования земельных участков под строительство инженерных сетей на правом берегу Оби на территориях

К

ДЛТДИСКНИ ВЕСТНИК

государственной и муниципальной слум6ы

Пб^т

2018

муниципалитетов, входящих в состав агломерации;

- в связи с планируемым строительством конгрессно - выставочного центра на правом берегу реки Обь в рамках создания Барнаульского туркластера выполнен проект планировки и межевания территории под строительство, разработана проектно - сметная документация на формирование земляного сооружения (стоимость сооружения 273,1 млн. руб.), запрошены и получены в соответствии с Концепцией Барнаульской агломерации технические условия на приём сточных вод от проектируемых и уже существующих объектов правобережья очистными сооружениями МУП «Водоканал» г. Но-воалтайска;

- ведётся строительство биофар-мпредприятия на территории индустриального парка «Новоалтайск - Южный».

Стратегия развития Северо-Восточной зоны Алтайского края на период до 2025 г., утверждённая постановлением Администрации Алтайского края от 19.01.2016 г. № 16, предполагает совершенствование системы межмуниципального взаимодействия для использования Барнаульской агломерации в качестве механизма опережающего развития ядра территории Северо - Восточной зоны, порождающего мультипликативные эффекты для развития соседних муниципальных образований.

При этом следует отметить, что Схема территориального планирования и концепция развития агломерации предусматривает и дальнейшее территориальное расширение за счёт ближайших сельских районов - Павловского, Калманского, Косихинского и Тальменского. В случае вхождения данных территорий на втором этапе в состав Барнаульской агломерации, её численность достигнет 1 млн. человек. Данное межмуниципальное сотрудничество позволит жителям данной агломерации пользоваться услугами, которые доступны в крупных городах, а также представлять более широкий спектр выбора места работы, чем в отдельном поселении.

В ходе «Медиалога» глава региона Александр Карлин, рассказал о дальнейших перспективах развития Барнаульской агломерации. Сегодня она включает в себя городские округа Барнаул, Новоал-тайск и Первомайский район.

«На следующем этапе я вижу в числе муниципалитетов, которые будут включены в агломерацию, - Павловский и Тальменский районы. Калманский район в перспективе в ее составе также прос-

матривается», - рассказал Александр Карлин.

По его словам, это будет означать для включенных в агломерацию муниципалитетов «наполнение сложившихся взаимосвязей новым содержанием»: развитие новой инфраструктуры, в том числе социальной. Участок дороги от Барнаула до Павловска будет соответствовать самой высокой категории региональных магистралей. «Мы также создаем возможности для наполнения транспортного потока между Павловском и Барнаулом со всеми вытекающими последствиями: трафиком товаров, продукции, транспортной доступностью для людей», -отметил Губернатор. У жителей агломерации больше возможностей для выбора работы и места проживания6.

Значимым социальным проектом в рамках Барнаульской агломерации стало создание единой службы скорой медицинской помощи. Накопленный опыт применен на территории Павловского района: поселок Новые Зори с начала 2016 г. обслуживается барнаульской поликлиникой.

Расширение агломерации откроет для ее жителей большие возможности вхождения в федеральные программы поддержки, которые часто ориентированы на крупные объединения населенных пунктов. К таким программам относится, например, федеральный проект «Безопасные и качественные дороги».

Отдельно необходимо затронуть город Новоалтайск, который 16 марта 2018 г. официально стал ТОСЭР (территория опережающего социально - экономического развития). Механизм ТОСЭР позволяет существенным образом повысить привлекательность моногородов для ведения бизнеса, способствует реализации инвестиционных проектов, созданию новых рабочих мест, ускоренному развитию экономики и повышению качества жизни населения. Режим его функционирования предусматривает льготы инвесторам по уплате налога на имущество и прибыль, сокращение более чем в три раза объема страховых взносов. Участие в этом проекте позволяет не только привлекать частные инвестиции, но и получать федеральное финансирование на развитие инфраструктуры: газификацию, дорожное строительство, благоустройство.

В документах Правительства федерального уровня отмечается, что по Новоалтайску «планируется создание научно- производственного центра инновационных разработок в области биорегуляции, специализированного питания,

производственного комплекса по выпуску инновационных высокоэффективных кормов для рыб на основе глубокой переработки льняного жмыха, предприятий по производству мягких сыров и масла, экспериментального тепличного комплекса для выращивания и интродукции лекарственного сырья, саженцев плодово-ягодных культур и овощей, а также организация производства кормовых добавок». В рамках подготовки заявки на создание ТОСЭР в Новоалтайске предварительные соглашения о намерении разместить новые и расширить действующие производства в моногороде заключены с семью потенциальными инвесторами. Одним из результатов их деятельности станет организация в городе более 900 рабочих мест7.

Намерения по реализации инвестиционных проектов в статусе резидента ТОСЭР «Новоалтайск» также подтверждают девять компаний, которые планируют создание машиностроительного производства, развитие производства готовых текстильных изделий, организацию вторичной переработки полимерных материалов, производство органических удобрений и кормов для непродуктивных животных. Таким образом, в период действия статуса ТОСЭР в моногород может быть привлечено порядка трех миллиардов рублей внебюджетных инве-стиций8.

Таким образом, присвоение статуса ТОСЭР Новоалтайску и влияние в будущем на общее развитие Барнаульской агломерации, сравнима с концепцией увеличения совокупного дохода семьи, т.е. когда увеличение дохода одного из членов семьи, ведёт к увеличению совокупного дохода всей семьи. Сутью ТОСЭРа является привлечение инвесторов, что, в свою очередь, сопровождается инвестициями, которые и являются тем самым фактором увеличения дохода территории.

Присвоения данного статуса не только позволит уйти от моно-профильности данной территории, но и благодаря данному уходу может снизиться уровень маятниковой миграции. Снижение уровня маятниковой миграции, будет возможно благодаря организации новых рабочих мест, что повлияет на приток рабочей силы в новые организации. В данном аспекте снижение маятниковой миграции будет означать начало планомерного развития агломерации, исключая абсолютное доминирование центра в плане перераспределения рабочей силы и предоставления социальных, культурных и иных услуг.

экономика и финансы

Помимо увеличения дохода и количества рабочих мест это в совокупности повысит инвестиционную привлекательность данной территории, и поскольку Новоалтайск является городом - спутником Барнаула и активно с ним взаимодействует, то развитие Новоалтайска в связи с присвоением ему статуса ТОСЭР, повлияет и на активное межмуниципальное сотрудничество обоих муниципалитетов, что может привести к благоприятному развитию всей агломерации.

Также 16-17 мая 2017 г. в г. Новосибирске проводилась IV Всероссийская конференция «Развитие городских агломераций России: стратегическое планирование и пространственное развитие».

По результатам обсуждения были выработаны рекомендации, необходимые для дальнейшего эффективного развития городских агломераций России:

1. Министерству экономического развития РФ при подготовке и реализации Стратегии пространственного развития РФ учесть предложения о формировании пространственного каркаса агломерации межрегионального уровня с учётом предложений субъектов РФ.Приоритетным направлением, в ходе данной конференции является, формирования каркаса агломерации посредствомсоздания точек роста на базе транспортных хабов, транс-портно-пересадочных узлов агломерационного, конурбационного (городская агломерация полицентрического типа, имеющая в качестве ядер несколько более или менее одинаковых по размеру и значимости городов или городских территорий при отсутствии явно доминирующего центра) и межагломерационного уровней.

2. Министерству экономического развития РФ совместно с субъектами РФ разработать пакет законодательных и нормативных правовых актов, обеспечивающих процесс формирования малых и средних агломераций (групп городов), определения комплексной оценки эффективности формирования агломераций и групп взаимосвязанных населённых пунктов для экономического развития территории.

3. Внедрить субъектам РФ автоматизированную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, либо информационную аналитическую систему управления развитием регионов и агломераций на региональном уровне, обеспечивая их функционирование региональной законодательной базой.

4. Рассмотрение субъектами РФ возможности установления региональным законом обязанности муниципальных образований, вошедших в агломерацию, совместно разрабатывать документы территориального планирования в форме «бесшовного генплана» (основа для принятия согласованных решений по развитию муниципальных инфраструктур в пределах агломерации).

5. Необходимо субъектам РФ поддержать формирование системы реализации проектов муниципально-частного партнёрства путём разработки шаблонов нормативно-правовых актов муниципальных образований.

6. Рассмотреть субъектам РФ возможность предоставления мер государственной поддержки для организации транспортно-логистических комплексов и логистических парков в срединной зоне агломерации (в пригородной зоне) с учётом формирования международных транспортных коридоров евразийского экономического пространства.

7. В пределах агломерации субъектам РФ рассмотреть возможность утверждения единой программы комплексного развития транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, включающей региональные и муниципальные блоки9.

Таким образом, агломерации являются драйвером экономики и точками притяжения трудовых ресурсов. Они способны давать прирост в 5-7 процентов ВВП и не должны решать совместные задачи только за счёт собственных бюджетов. Нужно запустить отдельную государственную программу. Нам представляется, что её создание могло бы обеспечить финансовое вливания в развитие инфраструктуры агломерации.

1 Гипрогор. Развитие городских агломераций: аналитический обзор. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.giprogor.ru/2017-12-13-12-01-02/2018-01-26-13-34-51.

2 Мищенко В.В., Мищенко И.В. Городские агломерации: формирование и перспективы развития (на примере Барнаульской агломерации) // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. -2015. - № 5. - С. 68-79.

3 Агломерации России // Википедия. [Электронный ресурс]. - URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Агломерации_России.

4 Конев А.В., Стрижкина Н.В. Проблемы создания агломерации в Алтайском крае // Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края. - 2015. - № 7. -С. 6-14.

5 Химочка В.С. Барнаульская агломерация как инструмент социально - экономического развития региона // Материалы XIII Всероссийской научной конференции с международным участием. - Барнаул: ООО «МЦ ЭОР». - 2017. - С. 321.

6 Губернатор Александр Карлин: Барнаульская агломерация в перспективе будет расширена за счет Павловского, Тальменского и Калманского районов // Официальный сайт Алтайского края. - 2017.

- 4 октября. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.altairegion22.ru/region_news/ gubernator-aleksandr-karlin-barnaulskaya-aglomeratsiya-v-perspektive-budet-rasshirena-za-schet-pavlovskogo-talmenskogo-i-kalmanskogo-raionov_624469.html.

7 Заринск и Новоалтайск официально стали Территориями опережающего развития // ПолитСибРу. - 2018. - 16 марта. [Электронный ресурс]. - URL: http://politsib.ru/ news/102294.

8 Моногородам Алтайского края присвоен статус территорий опережающего социально-экономического развития // Официальный сайт Алтайского края. -2018. - 16 марта. [Электронный ресурс].

- URL: http://www.altairegion22.ru/region_ news/monogorodam-zarinsk-i-novoaltaisk-prisvoen-status-territorii-operezhayuschego-sotsialnoekonomicheskogo-razvitiya_663950.html?sphrase_id=464724.

9 Резолюция по итогам IV Всероссийской конференции « Развитие городских агломераций России: стратегическое планирование и пространственное развитие». - 2017.

- 16-17 мая.

Nikita Sviatoslavovich Zverev, Master's Degree student of Altai State University (Barnaul, Russia)

Valentina Nikolaevna Strizhkina, Associate Professor of The Department of Regional Economy and Management of Altai State University (Barnaul, Russia), Candidate of Economic Sciences

Interest to the problems of urban agglomeration is associated with the emergence of new processes of development of large urban systems. Today, in crisis time, this problem becomes especially topical, which is connected with the realization in Russia of a new territorial policy that presupposes the formation of regions competitive in the world economic system. The article considers the features and main directions of the development of the Barnaul agglomeration, allowing tracing and evaluating the vector of the agglomeration development.

Keywords: city agglomerations, urbanization, TAD, All-Russian Conference, pendulum migration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.