Научная статья на тему 'Городские агломерации: формирование и перспективы развития (на примере Барнаульской агломерации)'

Городские агломерации: формирование и перспективы развития (на примере Барнаульской агломерации) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2040
618
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЛОМЕРАЦИЯ / ДЕЛИМИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / AGGLOMERATION / DELIMITATION / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мищенко В.В., Мищенко И.В.

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития агломераций, дается комплексная методика их делимитации; проведена оценка социальноэкономического развития Барнаульской агломерации и выявлены ее преимущества по отношению к другим муниципальным образованиям. Это, в свою очередь, позволило выработать предложения по дальнейшему развитию агломерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urban agglomeration: the formation and prospects of development (on the example of the Barnaul agglomeration)

The article considers the questions of formation and development of agglomerations, as well as a comprehensive method of their delimitation; the evaluation of socio-economic development of the Barnaul agglomeration and reveales its advantages in relation to other municipalities. In turn, it helped to develop proposals for the further development of the agglomeration.

Текст научной работы на тему «Городские агломерации: формирование и перспективы развития (на примере Барнаульской агломерации)»

Городское строительство

Городские агломерации: формирование и перспективы развития (на примере Барнаульской агломерации)1

В.В. Мищенко, И.В. Мищенко

Тенденцией последнего столетия в мировом развитии стал рост роли городов. Процесс урбанизации затронул все страны мира и характеризуется, во-первых, быстрыми темпами увеличения городского населения и, во-вторых, ускоренным ростом крупных городов. В 1900 г. в городах проживало 13% мирового населения, в 1950 г. — 29, в 1990 — 46, а в 2010 г. — свыше 50%. По прогнозам экспертов, к 2030 г. численность городского населения увеличится до 5 млрд чел., а города развивающихся стран будут охватывать 81% городского населения мира1 2.

Очевидно, что для мировой практики агломерации не являются новшеством. Между тем для Российской Федерации такое явление, как территориально-экономическое объединение городов, иных муниципальных образований, по сути, явление новое. Наша страна только в ХХ! в. приступила к формированию пилотных проектов — таких, например, как Красноярская агломерация.

Изменение системы расселения в пользу города стало значимой характеристикой и составляющей экономической динамики России. Города характеризуются более развитым и гибким рынком труда, причем чем крупнее город, тем шире его возможности в удовлетворении спроса со стороны бизнеса. Представляется, что развитие экономики страны в перспективе будет связано с развитием городов, возникновением и дальнейшим ростом агломераций.

Теоретические подходы к понятию «агломерация»

Идея городов как источников экономического роста была сформулирована в книге Джейн Джекобс «Смерть и жизнь больших американских городов» (1961 г.). С тех пор эта гипотеза нашла применение в исследованиях ученых по всему миру. Автором впервые были сформулированы аргументы против город-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект «Мониторинг отраслевых и пространственных трансформаций в хозяйственной системе региона»).

2 Коломак Е.А. Оценка влияния урбанизации на экономический рост в России // Регион: экономика и социология. 2011. № 4. С. 59.

68

Выпуск 5 2015

В.В. Мищенко, И.В. Мищенко

ского планирования, которое руководствуется абстрактными идеями и игнорирует повседневную жизнь горожан. По мнению Дж. Джекобса, живой и разнообразный город, основанный на спонтанном порядке и различных механизмах саморегулирования, во всех отношениях куда более пригоден для жизни, чем реализация любой рациональной градостроительной теории3.

Ряд авторов показывают, как возрастает экономическая эффективность бизнеса, работающего внутри агломераций: увеличение размера города в два раза приводит к более значительному увеличению продуктивности фирм4.

Большой вклад в теорию и практику развития агломераций внесли и российские ученые: Е.Г. Анимица, В.А. Воротилов, В.Л. Глазычев, А.Г. Гранберг, Е.Б. Дворядкина, Б.С. Жихаревич, Н.В. Зубаревич, В.Н. Княгинин, А.Е. Ко-гут, Е.А. Коломак, И.В. Лазарева, Г.М. Лаппо, В.Н. Лексин, Л.Э. Лимонов, О.П. Литовка, A.M. Лолы, Т.В. Малеева, М.Н. Межевич, Н.М. Межевич, Н.И. Най-марк, В.Ф. Назаров, Т.Г. Нефедова, Н.В. Петров, П.М. Полян, О.С. Пчелинцев, В.М. Разумовский, В.Е. Рохчин, И.И. Сигов, И.В. Стародубровская, А.И. Чисто-баев, А.Н. Швецов, В.А. Щитинский и др.

Термин «агломерация» применительно к расселению был введен французским географом М. Руже в начале XIX в. Агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется на соседние населенные пункты5.

В отечественной литературе понятие «городская агломерация» использовалось достаточно широко уже в начале ХХ в., хотя и под разными названиями: «хозяйственный округ города» А.А. Крубера, «агломерация» М.Г. Диканского и «экономический город» В.П. Семенова-Тян-Шанского.

Кроме того, в научных кругах нет единого подхода и к определению данного понятия. Так, Н.В. Петров предлагает называть городскими агломерациями компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи6. В 1970-х гг. в СССР городские агломерации стали рассматриваться с точки зрения геоурбанистики как места не только расселения, но и приложения труда. В это же время усиливались тенденции изучения социально-экономических проблем развития общества, поэтому городские агломерации стали рассматриваться как совокупность, взаимосвязь всех

3 Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов / пер. с англ. М.: Новое издательство, 2011. 460 с.

4 Stuart S. Rosenthal, William C. Strange. Evidence on the Nature and Sources of Agglomeration Economies // the Handbook of Urban And Regional Economics, V. 4. 2004. P. 1-62 // http://siteresources.worldbank. org; Melo P., Graham D., Noland R. A meta-analysis of estimates of urban agglomeration economies // Regional Science and Urban Economics. 2009. V. 39, No.3. P. 332-342; Ciccone A., Hall R. Productivity and the density of economic activity // The American Economic Review. 1996. V. 86. No.1. P. 54-70.

5 Лаппо Г.М. География городов. М.: ВЛАДОС, 1997. С. 18-20.

6 Петров Н.В. Городские агломерации: состав, подходы к делимитации // Проблемы территориальной организации пространства и расселения в урбанизированных районах. Свердловск, 1988. С. 15-16.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

69

Городское строительство

сфер жизнедеятельности людей, обеспечивающих их комфортное проживание (В.М. Харитонов, А. Салиев, Ю.Г. Саушкин, Г.М. Лаппо и др.). Представителем данного направления является и Е.Н. Перцик. По его мнению, городская агломерация — это система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой. Это качественно новая форма расселения. Она возникает как преемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации7. Другими словами, крупные городские агломерации рассматриваются в первую очередь как важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные и проективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры.

Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению ее важнейшего параметра — дальности ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда. В рамках пространственной самоорганизации этих передвижений их дальность растет пропорционально увеличению скорости транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно. В связи с этим ключевым моментом проводимых исследований являлось определение границ агломераций, или процесс делимитации. По мнению Г.М. Лаппо, наличие различных подходов к делимитации объясняется многоас-пектностью развития городских агломераций. Основой существования и развития агломераций являются межселенные связи в различных сферах: производственной, социальной, экологической и других, фокус которых — центральный город и основные подцентры8. В целом, комплексная методика делимитации выглядит следующим образом.

На первом этапе определяются потенциальные центры агломераций — города с численностью населения от 100 тыс. человек. При этом в различных странах используются разные подходы к данному показателю. Так, во Франции в качестве критерия выступает обеспеченность внутри агломерации рабочими местами — центральный город должен иметь более 5 тыс. рабочих мест.

На втором этапе устанавливается зона потенциального действия агломерационных связей, или транспортная доступность: 1,5-2-часовую транспортную доступность как минимум до двух других городов или поселков городского типа, тяготеющих к ядру. Более того, важным признаком агломерации является наличие развитой транспортной инфраструктуры внутри городской агломерации. Здесь учитываются объемы как пассажирских, так и грузовых перевозок всеми видами транспорта и диверсификация видов транспорта (автобус пригородный, междугородний, железнодорожное сообщение, водный транспорт, автомобильный, воздушный).

7 Перцик Е.Н. Города мира: география мировой урбанизации. М.: Международные отношения, 1999. C. 9-10.

8 Лаппо Г., Полян П., Селиванова Т. Агломерации России в XXI веке // Вестник Фонда регионального развития Иркутской области. 2007. № 1. С. 46-48.

70

Выпуск 5 2015

В.В. Мищенко, И.В. Мищенко

Еще одним критерием является интенсивность связей поселений внешней зоны с главным городом агломерации. Интенсивность определяется наличием устойчивых трудовых маятниковых корреспонденций с главным городом, наличием и границами пороговых межселенных связей населения. В пределах агломерации наблюдается взаимосвязанное расселение, происходят ежедневные маятниковые трудовые миграции между главным городом и поселениями пригородной зоны, а также между этими поселениями9.

Немаловажным признаком городской агломерации считаются социальноэкономические связи города-ядра с внешним окружением. Под этим признаком подразумеваются целостный рынок недвижимости, труда, земли, плотность и непрерывность застройки, а также плотность дорожной сети. При всем этом уровень качества жизни города-ядра должен быть сопоставим с уровнем качества жизни остальных поселений городской агломерации.

Анализ социально-экономического развития агломерации

Россию можно отнести к странам с высоким уровнем урбанизации. В соответствии с данными Федеральной службы статистики, в 2014 г. доля городского населения в стране составила 74%. Практически половина населения проживает в городских агломерациях10 11.

В России насчитываются 22 агломерации-миллионера и 12 прочих агломераций, включая и Барнаульскую. Особенность российских агломераций — освоение и обустройство крупными городами обширных зон неблагоустроенной сельской местности с организацией производства и промышленной переработки сельскохозяйственной продукции, а также уникальная российская форма сезонного расселения многомиллионных групп горожан в объединениях садоводства, огородничества и дачного строительства11.

Барнаульская агломерация образована с целью создания в Алтайском крае компактной пространственной группировки населенных пунктов, обладающих промышленными, торговыми, культурными и социально-бытовыми связями; развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и увеличения объемов жилищного строительства. Соглашением от 14 октября 2009 г., заключенным между муниципальными образованиями Алтайского края, был определен состав Барнаульской агломерации, включающий городские округа Барнаул и Новоалтайск, а также Первомайский муниципальный район с центром в городе Барнауле. В 2015 г. на территории Барнаульской агломерации проживали 823 647 человек, или более трети населения Алтайского края12.

9 Яроцкая Е.В. К вопросу о критериях идентификации городской агломерации в условиях инновационного развития регионов // Вестник науки Сибири. 2012. № 5 (6). С. 188.

10 Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru.

11 Малеева Т.В., Селютина Л.Г. Перспективы развития агломераций в России // Теория и практика общественного развития. 2014. № 10. С. 125.

12 Основные показатели социально-экономического положения муниципальных образований // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю [сайт] // http://akstat.gks.ru/wps/wcm/connect/.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

71

Городское строительство

По территории агломерации проходят две федеральные автомобильные дороги: М52 — Чуйский тракт (Новосибирск - Ташанта - государственная граница с Монголией), пересекающий территорию трех субъектов РФ (Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай), и А349 (Барнаул - Рубцовск -граница с Республикой Казахстан), являющиеся частью азиатского маршрута AH4. Положение территории Барнаульской агломерации на пересечении транзитных грузовых и пассажирских потоков в непосредственной близости к крупным сырьевым и перерабатывающим районам позволяет активно участвовать в международном обмене.

По оценкам экспертов, с учетом развития автотранспортной и железнодорожной сети в состав агломерации могут войти еще Тальменский, Павловский, Косихинский и Калманский районы, а также город Заринск, что объединит население численностью до 1,14 млн чел. (практически половину всего населения Алтайского края) и составит площадь до 40 тыс. кв. км13. Отметим, что Алтайский край по численности населения (по состоянию на 1 января 2015 г. — 2384,8 тыс. чел.) занимает 22-е место в России и 5-е место в Сибирском федеральном округе.

В изменении численности населения наблюдаются разнонаправленные тенденции. Так, сокращение числа жителей наблюдается в 80% муниципальных образований края (рис. 1).

Рис. 1. Динамика численности населения Алтайского края в 2010-2014 гг., тыс. чел.

Вместе с тем в агломерации наблюдается рост численности населения. Это происходит в основном за счет миграции экономически активного населения из сельской местности в пригородные территории края (рис. 2).

13 Постановление Администрации Алтайского края № 644 от 26.11.12 «Об утверждении схемы территориального планирования Барнаульской агломерации» // Официальный сайт Алтайского края // http://www.altairegion22.ru/upload/iblock/bcd/644_12.PDF.

72

Выпуск 5 2015

В.В. Мищенко, И.В. Мищенко

770 000 760 000 750 000

2010 г.

2013 г. 2014 г.

Барнаульская агломерация

2015 г.

Рис. 2. Динамика численности населения Барнаульской агломерации в 2010-2015 гг., человек

На территории Барнаульской агломерации сосредоточено более 40% промышленного производства и инвестиций Алтайского края; около 70% основных фондов организаций края; более 65% объема розничной торговли и предоставляемых населению услуг. Территория привлекает половину всех инвестиций в основной капитал. Так, в 2012 г. один Барнаулький округ привлек инвестиций в основной капитал больше, чем все муниципальные районы края (15 529 млн руб. в Барнаульском округе против 14 973 млн руб. в сельских муниципальных образованиях края)14.

Внутри агломерации функционируют крупнейшие машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия (Алтайдизель, Алтайский приборостроительный завод «Ротор», Барнаултрансмаш, Барнаульский вагоноремонтный завод, Алтайвагон, Алтайавтодор), также высоко развита химическая и нефтеперерабатывающая (Барнаульский шинный завод, Барнаульский завод резинотехнических изделий), легкая (Барнаульский меланжевый комбинат) и пищевая (Алтайхолод, Барнаульский пивоваренный завод, кондитерская фабрика «Алтай», Алтайские макароны, Барнаульский хлебокомбинат, Кипринский молочный завод) промышленность. Агломерация располагает потенциалом для развития культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного, детского и взрослого оздоровительного, делового и конгрессного, рыболовно-охотничьего, паломнического видов туризма.

Более 58% общей площади агломерации составляют земли сельскохозяйственного назначения, 86% которых находятся в пределах Первомайского района, где на них приходится 50% общей площади. На территории Барнаульского городского округа земли сельскохозяйственного назначения занимают более 40%, значительная часть которых — особо ценные земли опытных хозяйств и научных институтов. Земли лесного фонда составляют 24,5% общей площа-

14 Основные показатели социально-экономического положения муниципальных образований // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. См. там же.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

73

Городское строительство

ди агломерации. Подавляющая их часть находится в пределах Первомайского района (более 28% его площади). В пределах Барнаульского городского округа леса занимают около 11% территории15.

Приток населения во многом определяет потребность во вводе жилья. Так, в Барнаульской агломерации вводится в строй практически в три раза больше жилья, чем во всех сельских муниципальных образованиях края (рис. 3).

□ БД ■ сельские территории

Рис. 3. Динамика ввода жилья в 2006-2013 гг., кв. м

Миграция населения в города обусловлена в первую очередь наличием мест приложения труда и более высокой по сравнению с сельскими населенными пунктами заработной платой в крупных городах. Уровень зарегистрированной безработицы по Алтайскому краю за 2014 г. составил 1,8% от численности экономически активного населения, что на 0,1 процентного пункта ниже, чем на соответствующую дату предыдущего года (на 01.01.2014 — 1,9%). Вместе с тем во всех муниципальных образованиях, входящих в Барнаульскую агломерацию, наблюдается невысокий уровень безработицы по сравнению с другими муниципальными образованиями края. Отношение уровня безработицы к численности экономически активного населения на ее территории составило 0,96. Это достигается за счет развития сферы услуг и перерабатывающих производств, более благоприятной ситуации на рынке приложения труда, более высокого уровня оплаты и лучших условий труда на рабочих местах. Среднемесячная заработная плата по краю за 2014 г. составила 19 456 руб., при этом по сельским территориям — 14 987 руб. Заработная плата в Барнаульской агломерации на треть выше, чем в сельских районах края и на 5-7% выше среднекраевых (рис. 4).

Вместе с тем уровень заработной платы в Алтайском крае один из самых низких по Сибирскому федеральному округу. Это во многом определяет отток населения в другие крупные города России.

15 Официальный сайт Алтайского края // http://www.altairegion22.ru/.

74

Выпуск 5 2015

В.В. Мищенко, И.В. Мищенко

» Алтайский край —■— Муниципальные районы

Вис. 4эарараЛю:мн аялимарваив коммерческих организациях, в 2011-2014 гг., руб.

Важную роль для привлекательности территории имеют объекты социальной инфраструктуры. Так, на территории агломерации функционируют 10 высших учебных заведений, более 140 общеобразовательных организаций (школ) и 188 организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам дошкольного образования. Вузы агломерации характеризуются высоким научно-исследовательским и кадровым потенциалом, сохранившемся еще с советских времен. Перспективной нишей может стать развитие аграрного, гуманитарного и естественно-научного направлений образования.

Активно развиваются кластерные инициативы в социальной сфере — функционируют медицинский, образовательный кластеры; с принятием Концепции «Барнаул — культурная столица Юга Сибири» на 2012-2017 гг. начал активно оформляться культурный кластер. Среди основных преимуществ Барнаульской агломерации также можно выделить следующие:

- самые благоприятные для Сибири климатические условия;

- технологические заделы и квалифицированные кадры в машиностроении, деревообработке, химии, производстве продуктов питания;

- транспортный потенциал (через Барнаул проходят две федеральные автомобильные трассы в Монголию и Казахстан);

- развитые сферы дошкольного и общего образования, медицины;

- достаточно благоприятная экологическая обстановка.

Вместе с тем имеются и значительные ограничения, негативно влияющие на развитие агломерации:

- недостаточные возможности привлечения бюджетных средств (федеральных, региональных и местных инвестиций) и различных внебюджетных инвестиций для реализации проектов;

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

75

Городское строительство

- относительно невысокая инвестиционная привлекательность в сравнении с иными сибирскими агломерациями;

- занятость населения обеспечивается преимущественно «традиционными» отраслями экономики и госсектором;

- увеличивающееся несоответствие транспортной системы потребностям динамично растущего города.

Одним из основных условий успешного развития агломерации является создание высокооплачиваемых рабочих мест, продуцирующих спрос на высококвалифицированную рабочую силу и задающих высокий стандарт потребления. Если учитывать текущую функциональную специализацию муниципальных образований, входящих в состав Барнаульской агломерации, то в среднесрочной перспективе основной специализацией ее территории будет индустриальная специализация с постепенным ростом постиндустриальных функций, свойственных более зрелым стадиям развития агломераций.

Роль городских агломераций в развитии экономики региона

В современных условиях городские агломерации прежде всего могут использоваться в качестве антикризисного инструмента для территорий региона и страны в целом. Благодаря им может происходить сглаживание диспропорций в освоенности территории и укрепление экономических связей за счет создания новых производств на новых территориях, что формирует более комфортную среду для развития бизнеса, обеспечивает повышение качества жизни населения.

Далее, агломерации позволяют преодолевать ограниченность территориальных ресурсов и возможных направлений развития в ее внешней зоне. Зачастую города не имеют резервов территории для дальнейшего освоения без реорганизации промышленных зон. Агломерации помогают в реструктуризации и модернизации градообразующей базы города, в развитии его «центральных» функций и производств, определяющих научно-технический прогресс всего региона. Для жителей агломераций становятся доступны широкий выбор финансовых услуг и инвестиционные ресурсы. Агломерация предоставляет населению дополнительные возможности получения научной, производственной и культурной информации, выбора вида работ, доступа к учебным, медицинским и культурным заведениям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данная форма территориальной организации позволяет более оперативно разрешить проблемы жилищного фонда, в том числе модернизации зон малоэтажной старой жилой застройки, ветхого, аварийного жилья, создания районов нового типа застройки. Кроме того, ключевую роль в решении проблемы занятости играет реализация инфраструктурных, транспортных, инженерных проектов. Проекты введения новых энергомощностей, строительства крупных транспортных комплексов — портов, аэропортов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов — оправданны и имеют большую экономическую отдачу именно для агломераций. То же касается образовательной и особенно инновационной инфраструктуры.

76

Выпуск 5 2015

В.В. Мищенко, И.В. Мищенко

Для бизнеса интерес к агломерациям объясняется ростом конкурентоспособности, основанным на высокой степени концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность16. Эффект масштаба благоприятно влияет на развитие региональной экономики, при этом возникают современные форматы торговли, перспективные производства товаров потребительского рынка и сектор услуг. Агломерационный эффект создает возможности как прихода в регион крупного бизнеса, так и роста местных компаний до уровня лидеров рынка.

По словам Т.Г. Нефедовой, несмотря на то что факторы «первой природы» (наличие плодородных почв, пашен и пастбищ) играют ключевую роль в сельском хозяйстве, для обеспечения устойчивого развития территорий их недостаточно. Важное влияние на развитие сельских поселений в России оказывают факторы «второй природы», а именно близость к городу17.

Учитывая достаточно напряженную ситуацию на предприятиях машиностроения России и Алтайского края с обеспечением квалифицированными кадрами, администрация края совместно с промышленными предприятиями осуществляет реализацию инновационной программы подготовки кадров. Высшее профессиональное образование для специалистов в области машиностроения предлагает Алтайский государственный технический университет. В настоящее время в сфере машиностроения в нем обучается порядка 2 тыс. студентов. В целом агломерация обладает определенным технологическим заделом и производственными мощностями по развитию железнодорожного, энергетического и прочих отраслей машиностроения. В связи с аграрной специализацией края актуальна организация производства сельскохозяйственной техники и современного оборудования для животноводства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Весьма востребовано развитие различных производств для нужд городского жилищного и коммунального хозяйства.

Агломерация стимулирует развитие систем кооперации, субконтрактации, центров инжиниринга, а также инновационной инфраструктуры (технопарки, инновационные центры и площадки) и центров промышленного дизайна.

Еще одним важным преимуществом агломераций является концентрация квалифицированных кадров, что дает возможность ускоренного наращивания человеческого капитала. В настоящее время становится особо актуальным вопрос установления тесных связей производства с наукой и учебными центрами путем интеграции потенциалов ведущих вузов Алтайского края и научно-исследовательских институтов Сибирского отделения РАН. Дополнительный импульс инновационному развитию сельского хозяйства придаст создание на территории агломерации агротехнопарка, что будет, в свою очередь, способствовать повышению эффективности использования инновационных разработок в аграрном секторе, технической и технологической модернизации отрасли.

С учетом значительного экспортного потенциала края по продовольственной группе товаров, частого изменения «правил игры» и условий доступа на ры-

16 Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации. М.: ТЕИС, 2004.

17 Нефедова Т.Г. Сельская Россия на перепутье: географические очерки. М., 2003.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

77

Городское строительство

нок требуется создание специализированного Центра мониторинга конъюнктуры аграрных рынков, который будет целенаправленно заниматься вопросами анализа и прогнозирования развития международных, российских, региональных и локальных рынков, готовить предложения по участию в интервенционных торгах, продвижению продукции на перспективные рынки.

Кроме того, Барнаульская агломерация может выступать «опорной точкой» в освоении туристического потенциала Алтая, Монголии и Казахстана. В настоящее время продолжаются работы по обустройству особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», а также игорной зоны «Сибирская монета». Ежегодно увеличивается количество туристов в Алтайский край. Большая часть этого потока идет по трассе М52 и в той или иной степени проходит по территории агломерации (сезонный на степные озера края и в Горный Алтай, круглогодичный — на курорт федерального значения Белоку-риха). На территории агломерации существует объективная возможность строительства кемпингов, мотелей, современных пунктов общественного питания.

При проведении реконструкции исторической части города Барнаула, восстановлении ряда памятников архитектуры сельских районов появится объективная возможность «задержать» часть туристического потока на территории агломерации. Общепринятой мировой практикой развития туризма, от которого можно получить серьезный мультипликативный эффект, является создание тематических парков, национальных деревень, парков развлечений для детей и взрослых, современного зоопарка, развитие экотуризма.

Учитывая вышесказанное, отметим, что развитие городских агломераций — это объективный процесс, обусловленный центростремительными тенденциями развития пространства, в результате чего территория приобретает конкурентные преимущества: развитие транспортной, социально-бытовой инфраструктуры, концентрацию денежных потоков в регионе, укрепление научно-технической базы, разнообразие мест приложения труда и т. д. Причем сразу виден результат — снижение экономических издержек, расширение рынка труда и сбыта продукции.

Создание агломерации дает преимущества всем ее субъектам в привлечении в том или ином виде бюджетных средств и средств частных инвесторов, участии в федеральных инвестиционных программах. Если объединить финансовые возможности территорий, входящих в агломерацию, консолидировать и аккумулировать собственные, пока раздробленные ресурсы, то можно привлечь значительно больше федеральных средств, что позволит решать более масштабные и серьезные задачи. Сочетание всех этих факторов может дать кумулятивный эффект для развития агломерации в целом и каждой территории в отдельности.

Список используемых источников

1. ДжекобсД. Смерть и жизнь больших американских городов / пер. с англ. М.: Новое издательство, 2011. 460 с.

2. Лаппо Г., Полян П., Селиванова Т. Агломерации России в ХХ! веке // Вестник Фонда регионального развития Иркутской области. 2007. № 1.

78

Выпуск 5 2015

В.В. Мищенко, И.В. Мищенко

3. Лаппо Г.М. География городов. М.: ВЛАДОС, 1997. 478 с.

4. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации. М.: ТЕИС, 2004. 526 с.

5. Коломак Е.А. Оценка влияния урбанизации на экономический рост в России // Регион: экономика и социология. 2011. № 4.

6. Малеева Т.В., Селютина Л.Г. Перспективы развития агломераций в России // Теория и практика общественного развития. 2014. №10. С. 124-126.

7. Нефедова Т.Г. Сельская Россия на перепутье: географические очерки. М., 2003. 408 с.

8. Основные показатели социально-экономического положения муниципальных образований // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю // http://akstat.gks.ru/wps/wcm/connect/.

9. Официальный сайт Алтайского края // http://www.altairegion22.ru/.

10. Перцик Е.Н. Города мира: география мировой урбанизации. М.: Международные отношения, 1999. 382с.

11. Петров Н.В. Городские агломерации: состав, подходы к делимитации // Проблемы территориальной организации пространства и расселения в урбанизированных районах. Свердловск, 1988.

12. Постановление Администрации Алтайского края №644 от 26.11.12 «Об утверждении схемы территориального планирования Барнаульской агломерации» // Официальный сайт Алтайского края // http://www.altairegion22.ru/upload/iblock/bcd/644_12.PDF/.

13. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/.

14. Яроцкая Е.В. К вопросу о критериях идентификации городской агломерации в условиях инновационного развития регионов // Вестник науки Сибири. 2012. № 5 (6).

15. Ciccone A., Hall R. Productivity and the density of economic activity // The American Economic Review. 1996. V. 86. No.1.

16. Melo P., Graham D., Noland R. A meta-analysis of estimates of urban agglomeration economies // Regional Science and Urban Economics. 2009. V. 39, No. 3.

17. Stuart S. Rosenthal William C. Strange Evidence on the Nature and Sources of Agglomeration Economies // the Handbook of Urban And Regional Economics, V. 4. 2004 // http:// siteresources.worldbank.org/.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.