УДК 711.2 КОЛЯСНИКОВ В. А.
Развитие понятия «городская агломерация»
В статье рассматривается эволюция понятия «городская агломерация». Анализ показывает непрерывность разработки новаторских идей формирования агломераций и внедрения таких идей в практику территориального планирования расселения. Вводится новое понятие «инновационная агломерация».
Ключевые слова: городская агломерация, инновационная инфраструктура, инновационная агломерация, архитектурно-планировочная организация, градостроительная композиция.
KOLYASNIKOV V. A.
THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF «URBAN AGGLOMERATION»
The article examines the evolution of the term «urban agglomeration». The analysis shows the continuous development of innovative ideas on the formation of agglomerations and implementation of such ideas in practice of territorial planning of resettlement. The new concept of «innovation agglomeration».
Keywords: urban agglomeration, innovation infrastructure, innovation infrastructure, innovation, agglomeration, architectural and planning organization, urban composition.
Колясников Виктор
Александрович
доктор архитектуры, профессор УралГАХА, руководитель лаборатории градостроительства Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект
e-mail:
kolyasnikov_viktor@mail.ru
Актуальность проблемы обновления терминологического аппарата в области теории и практики агломерационного расселения сегодня определяется необходимостью разработки и реализации Градостроительной доктрины России.
Стратегия развития городских агломераций и крупных городов-метрополий, представленная в Национальной доктрине градостроительства России (проект РААСН, 2001), предусматривала реализацию на практике «новой концепции планирования и управления градостроительным развитием крупнейших городов и агломераций, ответственной за формирование благоприятной урбанизированной среды обитания» [20, 69]. Такая реализация для городов-метрополий означала переход от массированного расширения застройки на свободных землях к стратегии комплексной реконструкции городов, развитию агломераций как целостных организмов с использованием потенциала поселений в зоне влияния метрополий для устранения диспропорций в качестве жизни населения и окружающей среды. Планировалось осуществление программ развития и возрождения российского села и малого города как основы связующей ткани всего каркаса расселения страны.
До настоящего времени существенного движения в указанном направлении не произошло. Более того, метрополии стали активно осваивать новые территории и поглощать трудовые ресурсы малых поселений. Примером служит расширение Москвы до границ Калужской об-
ласти, «дорожная карта» о переселении людей из моногородов, предложение Министерства экономики России о концентрации сил и ресурсов в пределах 20 крупных агломераций страны. Специалисты видят в этом процессе «сужение пространства» Российской Федерации, угрожающее ее национальной безопасности [18].
В новом проекте «Градостроительная доктрина Российской Федерации» (РААСН, 2014) в перечне приоритетных объектов исследования и проектирования указаны: крупнейшие и крупные агломерации в наиболее урбанизированных регионах России; портовые агломерации; сельско-городские формы расселения (они существуют в агломерациях и за их пределами); коммуникационные каркасы; кластеры; «открытые архитектурно-планировочные структуры» (ориентированные на инновационное развитие), а также новые городские образования, которые должны быть созданы вдоль транспортных коммуникаций. При этом отмечается необходимость «превращения градостроительства из потребителя инноваций, созданных в других отраслях и сферах деятельности, в источник инноваций для экономики, культуры и технологий» [8, 12].
Сегодня проблему развития существующих поселений и координации нового строительства в агломерации следует рассматривать во взаимосвязи с общими задачами инновационно-стратегического преобразования данной формы расселения. В связи с этим необходимо раскрыть эволюцию понятия «агломерация»
Иллюстрация 1. Модели расселения в зоне влияния города-центра: а — Большая Москва, В. Сакулин, 1918; б — Большая Москва с системой спутников, С. Шестаков, 19211924 (а, б по П.А. Володину); в — модель большого города со спутниками, Р. Энвин, Англия, 1922; г — система городов-промышленных спутников, Р. Уиттен, США, 1923 (в, г по И. Грузе)
в теории расселения и градостроительства, дать современную трактовку указанного понятия с позиции инновационно-стратегического подхода [10].
По отношению к определению понятия «агломерация» и первенства его введения у исследователей нет единой точки зрения. Так, один из ведущих экономико-геогра-фов России Е. Н. Перцик отмечает, что под городской агломерацией часто понимаются «быстро развивающиеся во всем мире скопления населенных мест», для обозначения которых не существует единой терминологии [22, 29].
Уральские исследователи
Е. Г. Анимица и Н. Ю. Власова считают, что термин «агломерация» применительно к расселению введен французским географом М. Руже, а в дальнейшем он стал синонимом английского понятия «конурбация» — «группа пригородов, слившихся с главным городом или несколько слившихся мелких городов». Ученые отмечают ряд обстоятельств эволюции понятия «агломерация» в отечественной науке: 1) в нашей стране родоначальником внесения в науку понятия «городская агломерация» является П. И. Дубровин (1959); 2) в развитии указанного понятия активно участвовали В. Г. Давидович (1960), Д. И. Богорад (1960), Г. М. Лаппо (1961), Ф. М. Листенгурт (1973) и другие исследователи; 3) понятие «городская агломерация» утвердилось к концу 1970-х — началу 1980-х гг. не только в специальной литературе, но и в обиходном словоупотреблении [1]. Развитие понятия сопровождалось разработкой методики выделения границ и моделей агломераций.
Однако первенство в определении понятия «городская агломерация» следует отдать основоположнику современной теории градостроительства, шотландскому профессору П. Геддесу, который ввел в 1903 г. термин «конурбация» как новой формы группировки населения, а также термин «конгломерация» как «конурбации агломераций» (лат. aglomerare — присоединять, прибавлять; рус. — «сгусток городов») [12, 19]. В конурбации происходит сближение городов, развивающихся самостоятельно и обособленно; в агломерациях — под влиянием одного города-центра. Возникновение концепции агломерации также восходит к трудам А. Вебера. В начале ХХ в. он связал процесс размещения промышленности с усилением агломерационных тенденций [1].
Вместе с тем в отечественной практике градостроительного проектирования расселения «агломерация» как объект планирования появилась еще в 1918 г., когда архитектор Б. Сакулин разработал «Схему организации Москвы и прилегающего к ней района». Б. Сакулин по существу предлагал создать крупную городскую агломерацию (хотя и не использовал этот термин) с городами-спутниками, которые тремя кольцами опоясывают Москву. При внешнем сходстве схем Б. Сакулина и Э. Говарда (1898) их главное различие состояло в функциях городов-спутников: в схеме Б. Сакулина спутниками были промышленные города, а в схеме Э. Говарда — города-сады. Новаторская идея создания расселения в виде кольцевой системы городов-спутников получила свое развитие в проекте С. Шестакова «Большая Москва» (1921-1924). Одновременно с проектом С. Шестакова, но позднее его работы, Р. Энвином (Англия) и Р. Уит-теном (США) составлены схемы формирования городов-спутников Лондона и городов-промышленных спутников в США (Иллюстрация 1).
В 1930-е гг. основой создания «агломераций» в нашей стране становятся авангардные проекты Больших городов, Промышленных районов и узлов, Зеленых городов — социально-рекреационных комплексов
с маятниковыми перемещениями рабочих (Иллюстрация 2). Творческие коллективы отечественных и зарубежных (в основном из Баухауза) специалистов разрабатывают целый ряд таких проектов:
1 Большой Свердловск (С. В. Домб-ровский и др., 1930);
2 Пермский промышленный узел (В. Н. Семенов, 1930);
3 Большой Тагил (А. Мостаков и др., 1932);
4 схемы расселения г. Горький, вариант «город, состоящий из городов-сателлитов» (А. П. Иваниц-кий, 1932);
5 Черниковский промышленный узел и Большая Уфа (рук. М. Я. Гинзбург, 1933);
6 Орско-Халиловский промышленный узел и Большой Орск (М. Стам, Г. К. Шмидт и др., 1934);
7 Челябинский промышленный узел (Эйсмонт, 1935);
8 Большие Березники (институт «Свердоблпроект», 1937).
Работы по реализации указанных проектов осуществлялись до начала Великой Отечественной войны.
1970-1980-е гг. — время активной разработки в СССР теории агломераций и внедрения этой теории в практику проектирования Генеральной схемы расселения. Развиваются терминологическая и методологическая
Иллюстрация 2. Проект Большой Уфы, рук. М. Я. Гинзбург, 1933: а — схема расселения; б — Северный район; в — эскиз расселения Черниковского района (по И. Грузе)
базы исследования агломераций. Осуществляется переход от рассмотрения городской агломерации как совокупности только мест жительства и мест приложения труда к анализу и моделированию всех видов повседневной жизнедеятельности людей, включая отдых и социальное общение. Устанавливаются связи агломераций с территориально-производственными комплексами и промышленными узлами.
Создается классификация и типология агломераций: в соответствии с решениями Генеральной схемы расселения городские агломерации СССР делятся по численности проживающего в них населения на крупнейшие, крупные и большие; внутри каждой из этих градаций различают агломерации, находящиеся на различных стадиях развития групповых форм расселения (сложившиеся, складывающиеся и потенциальные) [11].
Исследуются негативные и позитивные стороны агломерационных процессов. Разрабатываются концепции, идеальные модели и реальные проекты формирования
и регулирования расселения в агломерациях (Иллюстрация 3).
В публикациях того времени исследователи дают различные определения понятия «городская агломерация». Так, в 1974 г. архитектор-градостроитель Я. В. Косицкий в книге «Архитектурно-планировочные принципы проектирования городов (Урбанистика)» пишет, что «агломерация — это крупный город, окруженный спутниками и продолженный своими местами отдыха»; в агломерации «взаимосвязь отдельных частей с центральным ядром выражена маятниковыми поездками на работу»; «агломерация подразделяется на 3 зоны — центральную, среднюю и внешнюю, — в которых доля городского населения, не занятого в сельском хозяйстве, соответственно составляет 90%, 70-80% и 50%»; «плотность населения агломерации снижается с 13-25 тыс. человек на кв. м в центральной зоне до 0,2-0,4 тыс. во внешней зоне» [12, 19]. Это толкование понятия «агломерация» можно сравнить с его трактовкой географом Г. М. Лаппо (1987): «Агломерация — компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединенных в сложную динамическую локальную систему многообразными интенсивными связями — коммунально-хозяйственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными, а также совместным использованием данного ареала и его ресурсов» [16]. При этом речь идет об ареалах трех зон влияния города-центра агломерации (ближняя, средняя, дальняя или внешняя).
Сопоставление опыта исследования проблем развития агломераций учеными СССР и стран Запада показывает, что в объяснениях термина «городская агломерация» особых расхождений нет. Общее признание получают идеи выделения в агломерации трех зон, поселений-спутников, связей населенных мест с городом-центром; количественных критериев оптимизации агломерации, сохранения и развития индивидуальности отдельных ее частей. Это сходство позиций говорит об объективности агломерационных процессов. Ж. Боже-Гарнье (1960) отмечает, что «различия в развитии сети городов в социалистических странах и свободного предпринимательства не столько уже категоричны» [3, 413].
В постсоветский период развития отечественного градостроительства агломерация не получила законодательного признания. Однако кризис сельскохозяйственных форм расселения, малых поселений и многочисленных моногородов, а также стихийное строительство жилья в пригороде обусловили повышенный интерес к проблеме координации развития агломераций нашей страны.
Проблемы формирования и регулирования развития агломераций крупных городов России сегодня находятся в центре внимания федеральных, региональных и местных органов власти, специалистов в области градостроительства, социологии, экономики, экологии, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и других сфер деятельности. Такое внимание к проблеме в нашей стране связано не только с угрозой «сужения пространства» расселения России, но и с основным международным вектором современного развития градостроительства. В 2003 г. Европейским советом градостроителей принята Новая Афинская хартия. В ней сформулирована концепция взаимосвязанных городов, в которых процессы развития территорий ориентированы на усиление партнерского взаимодействия и обмена между городами в социальном, политическом, экономическом и технологическом, экологическом и градостроительном отношениях [23].
В нашей стране осуществляется модернизация теоретико-методологической базы расселения и градостроительства в русле градостроительного обоснования и обес-
Иллюстрация 3. Модели агломераций: а — территориальная структура крупной агломерации (по Г М. Лаппо): 1 — центральный город, 2 — замыкающие спутники, 3 — прочие спутники, 4 — агломерации второго порядка, 5 — первый, 6 — второй пояса спутников, 7 — периферийная зона, 8 — узлы-противовесы, 9 — транспортные линии; б — схема ГСНМ с городом-центром [6]
печения взаимодействия населенных мест в агломерациях. Развивается понятие «агломерация», разрабатываются новые концепции, модели и проекты агломерации страны.
В контексте инновационно-стратегического подхода к территориальному планированию расселения и населенных мест определенный интерес представляют понятия агломерации, трактовки которых даются в работах Е. Н. Перцика и М. Я. Виль-нера. Е. Н. Перцик рассматривает городскую агломерацию как «систему территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой»; качественно новую форму расселения, «особый продукт современной урбанизации» [22, 32]. Автор книги дает новый ответ на сложный вопрос о делимитации границ агломерации: «Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации — дальности ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда: в рамках пространственной самоорганизации этих передвижений их дальность растет пропорционально увеличению скорости средств транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно» [Там же, 33].
В представлениях Е. Н. Перцика об агломерации находят отражение основные принципы ее современного и перспективного конструирования и развития как «нового продукта»: системность, инфраструктурность, социально-экономическая и техническая обусловленность, синер-гетичность (учет закономерностей
Иллюстрация 4. Моделирование планировочной композиции агломерации, Ю. Н. Бе-локонь: а — формы расселения городских агломераций; б — Киевская агломерация в надобластной территориальной системе; в — модель радиальной структуры Киевской агломерации с формированием групп пригородных поселений[2]
синергетики). Такой подход к пониманию агломерации проявляется и в фундаментальной монографии М. Я. Вильнера «Основы территориального планирования в Российской Федерации». Согласно автору монографии, «городская агломерация — саморазвивающаяся, дающая
синергетический эффект стимулирования социально-экономического развития групповая форма расселения населения — сосредоточение городов и других населенных мест, иногда срастающихся, объединенных общими инфраструктурами, интенсивными и ежедневными трудовыми,
Иллюстрация 5. Эскизы композиции расселения, З. Н. Яргина, 1998 [4]: а — Израиль, схема расселения; б — Символы земли, Дерево жизни, Менора; в, г — схемы освоения и обводнения пустыни Негев
производственными, социальными и культурными связями» [5, 27].
Синергетическая позиция М. Я. Вильнера по отношению к агломерации выступает в связке с преемственным развитием концепции создания групповых форм населенных мест, разработанной в рамках Генеральной схемы расселения СССР. Традиция в данном случае может рассматриваться как источник инновационных поселений.
Инновационный потенциал содержится в архитектурно-планировочной организации агломераций. В такой организации осуществляется синтез функциональных, инженерных, экологических и эстетических решений путем оптимизации и композиционного упорядочения планировочной и объемно-пространственной структур расселения, его среды жизнедеятельности людей в целом.
В ХХ в. архитектурно-планировочная организация расселения как предмет деятельности находилась в сфере повышенного внимания таких известных исследователей и проектировщиков, как В. Н. Семенов, А. П. Иваницкий, М. Я. Гинзбург, А. В. Иконников, А. Э. Гутнов,
И. Г. Лежава, П. Аберкромби, К. Линч и др. [4, 9, 17]. Архитектурную и градостроительную деятельность сближают единство их объектов, целей, методологий и принципов [2]. Исследование эволюции представлений об агломерации показывает движение понимания ее как объекта (от скопления населенных мест к среде), развитие методологии (от социаль-но-аспектного подхода к системному, синергетическому, стратегическому и другим подходам) и принципов (от «гармонизации функций» к системной организации).
В отечественной практике территориального планирования расселения постсоветского периода архитектурно-планировочная организация агломераций в основном ограничилась использованием методов структурирования (зонирование, выделение каркасов) и нормирования развития территорий. Под влиянием Градостроительного кодекса РФ (2004), исключившего архитектурные знания и требования из области территориального планирования расселения и населенных мест, из арсенала проектировщиков по существу выпали важнейшие методы модели-
рования концептуально-художественных, планировочно-морфологи-ческих, объемно-пространственных и знаково-информационных структур композиции систем расселения, включая их агломерационные формы. Оказался неиспользованным инновационный потенциал композиции как средства гармонизации среды и творческого метода работы зодчего.
Несмотря на недостатки в законодательстве, в отечественной теории градостроительства (в полной мере включившей в себя исследования в области бывшей «районной планировки») архитектурно-планировочное направление организации расселения получило дальнейшее развитие. Ю. Н. Белоконь (2003) разработал модели планировочных композиций расселения на территории таких стран, как Кувейт (централизованная композиция), Бенилюкс (децентрализованная композиция), Польша (композиция с равномерно размещенными урбанизированными зонами и радиально-сетевой структурой коммуникаций), Иордания (композиция с неравномерной урбанизацией и линейной структурой коммуникаций). Исследователь выделил одноцентровые, радиальные, радиально-кольцевые, многоцентровые, линейные и сетевые формы агломераций (Иллюстрация 4).
В книге А. Г. Большакова «Основы теории градостроительства и районной планировки» (2004) существенная роль в архитектурно-планировочной организации агломераций как групповых систем населенных мест отводится регулированию взаимодействия планировочной структуры расселения и природного ландшафта на основе принципов их поляризации, функциональной и эстетической оптимизации данного взаимодействия, прерывности урбанизированного и непрерывности природно-экологического каркасов. Исследователь отмечает особенность агломерации: размещение населения в ее поселениях преследует экономические, социальные и экологические цели в рамках специализации, социально-культурной специфики и конкретных природных условий региона [4].
В центре исследования автора находится ландшафт, градостроительная организация которого включает в себя функциональные и композиционные решения, ведет к устойчивому развитию территорий. Большой интерес в работе А. Г. Большакова в отношении определения возможностей гармонизации среды в агломерации представляют эскизы планировочных
и объемно-пространственных структур композиции расселения, выполненные в 1998 г. известным в нашей стране ученым З. Н. Яргиной. Автор эскизов наполняет форму композиционных структур определенным художественным содержанием, выраженным в символах (Иллюстрация 5).
В своем фундаментальном научном труде Я. В. Косицкий (2005) обосновал принцип географического детерминизма как в глобальной урбанизации, так и в архитектурно-планировочном развитии городов и агломераций. Он разработал графические модели трех типов «орбитальной структуры» агломераций: концентрический, эксцентрический и аквацентрический. Эти типы характерны для многих агломераций мира (включая Екатеринбургскую). Исследователь отмечает, что «концентрическая агломерация» с несколькими орбитами вполне согласуется с традиционным географическим ее делением на центральную, среднюю и внешнюю зоны, аграрная занятость населения которых не превышает, соответственно, 10-30-50% [12, 634]. Выделение Я. В. Косицким орбитальных структур агломераций демонстрирует закономерности их самоорганизации.
Заключение
Исследование эволюции понятия «городская агломерация» показывает, что с самого начала его появления речь шла о новаторском подходе к решению проблем расселения, новой форме регулирования взаимодействия населенных мест между собой и с природой.
Представления об агломерации особенно активно развивались в нашей стране в 1920-1930-е и 1970-1980-е гг. Новые знания об агломерации оформлялись в виде теоретических моделей и конкретных проектов.
Предпосылки создания современных агломераций России содержатся в концепциях и моделях групповых систем населенных мест, выделяемых в Генеральной схеме расселения СССР на основе территориально-промышленных, аграрно-промыш-ленных, социально-культурных и рекреационных комплексов. В современных условиях стратегического управления развитием территорий и совершенстованием рыночных отношений эти комплексы становятся базой формирования инновационных кластеров и зон ускоренного социально-экономического развития.
Обобщение различных трактовок городской агломерации с позиции
формирования ее как инновационной архитектурно-планировочной системы дает возможность ввести понятие «инновационная агломерация». Это компактная пространственная группировка поселений, обладающая объектами инновационной производственной, социальной, экологической, транспортной и инженерно-технической инфраструктуры, а также объединенная маятниковыми функциональными и композиционными связями в динамическую и экономически эффективную систему.
Инновационная агломерация — это система расселения, в архитектурно-планировочную организацию которой внедрены научные, технические, художественные и проектно-творче-ские новшества в целях получения социально-экономического эффекта от градостроительной координации развития населенных мест, устойчивого повышения качества жизни людей и среды поселений. Особую роль в организации инновационной агломерации должна играть градостроительная композиция. В условиях развития рынка ее следует рассматривать не только источником новых решений гармонизации функционально-планировочной структуры агломераций, но и средством реализации маркетинговых стратегий формирования привлекательного имиджа поселений, условий эффективного использования достопримечательностей и человеческого капитала.
Стратегическое управление агломерационными системами должно осуществляться с учетом закономерностей их самоорганизации, закономерностей цивилизационных и биосферных процессов, а также значения агломераций в создании и развитии опорного каркаса единой инновационной системы расселения России и отдельных регионов страны.
Список использованной литературы
1 Анимица Е. Г., Власова Н. Ю. Гра-доведение. Екатеринбург, 2008.
2 Белоконь Ю. Н. Региональное планирование (теория и практи-ка)/под ред. И. А. Фомина. Киев, 2003.
3 Боже-Гарнье Ж., Шабо Ж. Очерки по географии городов. М., 1967.
4 Большаков А. Г. Основы теории градостроительства и районной планировки. Иркутск, 2004.
5 Вильнер М. Я. Основы территориального планирования в Российской Федерации. М., 2013.
6 Владимиров В. В., Неймарк Н. И. Проблемы развития теории расселения в России. М., 2002.
7 Город XXI века: управление развитием. Екатеринбург, 2014.
8 Градостроительная доктрина Российской Федерации. М., 2014.
9 Гутнов А. Э., Лежава И. Г. Будущее города. М., 1997.
10 Колясников В. А. О новом подходе к территориальному планированию России // Управление развитием территории. 2014. № 4. С. 46-50.
11 Комплексная районная планировка. М., 1980.
12 Косицкий Я. В. Архитектурно-планировочные принципы проектирования городов (урбанистика). Москва ; Харьков, 1974.
13 Косицкий Я. В. Архитектурно-планировочное развитие городов : учеб. пособие. М., 2005.
14 Кудрявцев О. К. Расселение и планировочная структура крупных городов агломераций. М., 1985.
15 Лаврик Г. И. Методические основы районной планировки. Белгород, 2007.
16 Лаппо Г. М. Города и пути в будущее. М., 1987.
17 Линч К. Образ города. М., 1982.
18 Любовный В. Я. Курс на «сжатие пространства» — угроза целостности и безопасности России // Развитие городов в условиях глобализации. Екатеринбург, 2012. С. 24-46.
19 Малоян Г. А. Агломерация — градостроительные проблемы. М., 2010.
20 Национальная доктрина градостроительства России. М., 2001.
21 Основы теории градостроительства. М., 1986.
22 Перцик Е. Н. Города мира. География мировой урбанизации. М., 1999.
23 Потаев Г. А. Градостроительство: теория и практика. М., 2014.