Научная статья на тему 'Теоретические и практические подходы к исследованию процессов формирования городских агломераций'

Теоретические и практические подходы к исследованию процессов формирования городских агломераций Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3088
558
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / ТИПОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Волчкова И. В.

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования городских агломераций. Предложена система факторов, оценивающая возможность формирования городских агломераций. Разработана типология формирующихся городских агломераций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические подходы к исследованию процессов формирования городских агломераций»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 332.122

теоретические и практические подходы к исследованию процессов формирования городских агломераций

и. в. волчков а,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления городским хозяйством E-mail: volchkovairina@sibmail. com Томский государственный архитектурно-строительный университет

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования городских агломераций. Предложена система факторов, оценивающая возможность формирования городских агломераций. Разработана типология формирующихся городских агломераций.

Ключевые слова: городская агломерация, формирование, типология.

Рассматривая различные аспекты генезиса городских агломераций, можно выделить два наиболее типичных направления их формирования.

Формирование агломерации «от города» предполагает то, что агломерация является более совершенной стадией развития крупного города, который в результате своего формирования ощущает все большую потребность в новых ресурсах (территория, инфраструктура и т. д.). Однако в пределах городской черты они оказываются исчерпанными или близкими к исчерпанию. Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряжено с негативными последствиями.

Исходя из этого центр тяжести развития перемещается на прилегающие территории, возникают поселения — сателлиты (по существу, это части

ядра) различной специализации. Исследователь Г. М. Лаппо описывает этот процесс следующим образом: «С одной стороны, все то, что не помещается в ядре, выносится за его пределы (объекты, составляющие градообразующую базу спутников, как бы отпочковываются от сложившегося народнохозяйственного комплекса ядра), с другой — многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах» [7]. Таким образом, агломерация формируется как бы двумя встречными потоками.

Формирование агломерации «от района». По мнению Г. М. Лаппо, подобное формирование агломерации «характерно для ресурсных зон, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации» [7]. Со временем одно из подобных поселений, имеющее благоприятные условия развития и расположенное выгоднее по отношению к ареалу расселения, притягивает к себе иные объекты, постепенно возвышается в территориальной группе поселений и становится хозяйственным, культурным, научным, транспортным центром городской агломерации. Характерной чертой поселений — сателлитов подобной агломерации является замкнутый трудовой баланс (жители поселения работают, как правило,

на расположенных в поселении предприятиях). Трудовые связи с ядром слабее, чем в агломерациях, формирующихся «от города». «По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности ядра различия между агломерациями, формируемыми «от города» и «от района», ослабевают, хотя остается существенная разница в характере использования территории» [7].

Процесс становления и развития городских агломераций очерчен в различных градостроительных теориях развития городов. В период Средневековья и эпохи Возрождения зародились такие направления научной мысли, как «Идеальный город Аристотеля», «Идеальный город Гиппократа», «Идеальные города Ренессанса» и др. [3]. Согласно теории Аристотеля, в рамках прямоугольной формы организации городской агломерации происходит выделение трех частей: священной, общественной и частной. В теории Гиппократа описан учет в планировке городской агломерации особенностей рельефа и ландшафта территории. С точки зрения теории «Идеальные города Ренессанса» пространственная форма городской агломерации представлялась в виде звезды или круга, вследствие чего она носила преимущественно мифологический характер.

В 1920—1930-х гг. прошлого столетия появились три группы градостроительных теорий [4]. К первой группе относятся «Теории расселения», основу которых составляют дезурбанистические концепции (существует два альтернативных варианта развития городских агломераций: укрупнение городов, состоящих из домов-коммун, и разукрупнение существующих городов с приближением поселений нового типа к сельским территориям).

«Теории планировочной структуры городов» относятся ко второму направлению градостроительных идей. Они предполагают формирование городской агломерации в одной из двух альтернативных пространственных форм: континуальной (непрерывной), при которой функциональные зоны последовательно чередуются, и дискретной (прерывной) формы. Так, основной идеей концепции «Непрерывного линейного города» А. Сориа-и-Мата является признание транспортной системы в качестве ядра городской агломерации, относительно которого размещаются объекты городской инфраструктуры.

Концепция К. Доксиадиса «Экуменополис» описывает формирование сверхагломерации или глобальной агломерации, образующей сплошную

сеть расселения на поверхности Земли. Согласно концепции В. Кристаллера, пространственная организация городской агломерации предполагает сложную многоуровневую иерархию населенных пунктов от малого аграрного поселения до крупного города.

Концепция Ле Корбюзье «Три формы расселения» предполагает прерывистую систему планировки городской агломерации с применением одной из трех форм расселения, имеющих индивидуальное функциональное назначение. Первая форма включает в себя два элемента: «технические центры полей» и «единицы сельскохозяйственного производства» и учитывает пространственное расположение данных элементов с учетом их территориальной протяженности. Вторая форма: «линейный город промышленного производства» предполагает размещение промышленных объектов относительно транспортных магистралей. Третья форма: «ра-диально-концентрический город материального и духовного обмена» предполагает сосредоточение объектов торговли, науки, культуры, администрации и общественной деятельности, располагаемых на пересечении транспортных магистралей.

Согласно утопической схеме Э. Глойдена «Круглый город», пространственной формой организации городской агломерации является конурбация, состоящая из нескольких десятков отдельных городов, имеющих круглую планировку, ограниченную численность населения и территориальную протяженность границ.

К третьей группе градостроительных теорий начала ХХ в. относятся «Архитектурные теории», основная идея которых состоит в оптимизации архитектурных форм, минимизации декоративных элементов, отрицании любых украшений.

В 1950—1960-х гг. активно разрабатывались идеи, связанные с «Теориями расселения». Согласно данным теориям, архитектурная планировка городских агломераций предопределяется активизацией процессов индустриализации строительства и массовой автомобилизацией. Среди градостроительных теорий середины прошлого столетия можно выделить «Концепцию нового элемента расселения» (НЭР), которая обосновывала формирование НЭРов как самоограничивающихся целостных единиц, автономных образований. «Сетевая концепция расселения» предполагает непрерывное развитие городов в соответствии с потребностями социума и необходимостью развития естественной природной

среды. Согласно теории «Кинетическая система расселения», процесс расселения происходит в трех направлениях, предусматривающих упорядочение пространственного развития, объединение места труда, жилья и отдыха в комплексных районах и сочетание различных систем транспорта.

Среди современных концепций идеального города можно выделить теорию «Экологический город», согласно которой формирование городских агломераций как ареалов жизнедеятельности населения должно осуществляться с учетом особенностей развития природной среды. Основной идеей «Технополисной концепции» является создание технополисов как организационной формы объединения коммерческих предприятий, инновационных компаний, высших учебных заведений, консультационных, инновационных и других предприятий сферы услуг, соответствующих подразделений государственных и муниципальных органов в единый механизм.

Концепция «Гуманополис» обосновывает роль городских агломераций как инструмента самореализации личности. «Концепция городского метаболизма» предполагает отказ от радиально-кольцевой структуры города и формирование высокоразвитых городов, создающих среду для активного метабо-листического развития общества. Идея концепции П. Ромера «Города-хартии» заключается в искусственном создании независимых городов и агломераций на основе заключения хартии между странами. Концепция «Акваполисы» предполагает возможность создания городских агломераций на поверхности водных объектов. Идея концепции «Космополисы» состоит в обосновании возможности развития городских агломераций в космическом пространстве и на других планетах.

Таким образом, принимая во внимание главные постулаты градостроительных концепций, можно выделить основные факторы, определяющие возникновение и развитие городских агломераций:

- территориальный фактор — расширение территориальных границ населенных пунктов (за счет роста «ядра» городской агломерации и вовлечения в свою орбиту новых территорий);

- правовой фактор — наличие правовой базы для создания и функционирования агломерации;

- инфраструктурный фактор — наличие достаточного количества социальных и общественных объектов (образование, медицина, спорт, культура), объектов ЖКХ (теплоснабжение, водопроводы

и газовые сети, канализационные сети), а также транспортной инфраструктуры для развития территории;

- человеческий фактор — концентрация в «ядре» больших масс населения, маятниковая миграция в пределах городской агломерации.

Исходя из основных факторов, способствующих возникновению и развитию городских агломераций, можно выделить их свойства и критерии.

К основным свойствам агломерации относятся [9]:

- компактность территориально сближенных поселений;

- наличие транспортных коридоров, обеспечивающих взаимодействие транспорта;

- доступность, позволяющая при наличии развитой системы транспортных коридоров расширить границы агломерации;

- концентрация населения, производственной деятельности и сферы услуг;

- неоднородность территории по функциям и их плотности (сложная функциональная и пространственная структура);

- тесные административно-политические и организационно-хозяйственные, экономические, трудовые, культурно-бытовые и рекреационные связи;

- комплиментарность (взаимодополняемость) видов деятельности и территориальных единиц в городской агломерации (что предопределяет развитие связей внутри агломерации);

- целостность рынков труда, недвижимости, земли;

- динамизм развития (темпы развития городских агломераций выше темпов развития городов в целом).

Что касается критериев выделения городских агломераций, то Е. Н. Перцик определяет следующие их признаки [12]:

- плотность городского населения и непрерывность застройки;

- наличие большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тыс. чел.);

- интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок;

- удельный вес несельскохозяйственных рабочих;

- доля работающего населения вне места жительства;

- количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром;

- число телефонных разговоров с центром;

- производственные связи;

- связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и пр.).

Подобной точки зрения придерживаются геоурбанисты Е. Г. Анимица и Н. Ю. Власова [2]. В качестве критериев выделения агломераций Н. И. Наймарк предлагает использовать следующие признаки [11]:

- людность наибольшего из городов агломерации должна быть не менее 100 тыс. чел.;

- в зоне влияния наибольшего из городов (в 2-часовой транспортной доступности) должно располагаться как минимум еще два городских поселения (города или поселки городского типа).

Основные критерии выделения городских агломераций по наиболее известным методикам представлены в табл. 1.

Далее, исходя из указанных критериев, рассмотрим основные подходы к построению типологии городских агломераций:

1-й подход — по величине городских агломераций. Указанный подход условно включает в себя четыре признака. В качестве основного типологического признака при такой классификации выступает показатель людности города—центра («ядра»).

Исследователь Г. М. Лаппо выделяет следующие группы городов [8]:

- крупнейшие — более 1 000 тыс. чел.;

- крупные — 500—1 000 тыс. чел.;

- большие — 250—500 тыс. чел.;

- средние — 100—250 тыс. чел.

В современной экономической литературе значимость данного критерия признавалась многими исследователями, однако единого мнения не существует. Так, Е. Н. Перцик выделяет следующие типы городов [12]:

- крупнейшие — 500 тыс. чел. и выше, города-миллионеры;

- крупные — 100—500 тыс. чел.;

- средние — 20—100 тыс. чел.;

- малые — до 20 тыс. чел.

Еще одна точка зрения принадлежит О. А. Константинову [6]. Этот исследователь выделяет помимо больших (свыше 100 тыс. чел.), средних (20— 1 000 тыс. чел.) и малых городов (менее 20 тыс. чел.) мелкие городские поселения (менее 5 тыс. чел.), а также крупные города. При этом он замечает, что дробить города с населением свыше 100 тыс. чел. не имеет смысла, так как крупные города бывают подчас настолько индивидуальны, что их нельзя подвести под тот или иной тип.

Таблица 1

Критерии выделения городских агломераций по ряду методик

Критерий Методика игран (Г. Лаппо, П. Полян) Методика ЦНИИПград (Ф. Листенгурт) Унифицированная методика (П. М Полян, Н. И. Наймарк, И. Н. Заславский)

Крупногородские агломерации Большегородские агломерации

Численность населения центра Не менее 250 тыс. чел. Не менее 100 тыс. чел. Не менее 250 тыс. чел. Не менее 100 тыс. чел.

Временная доступность от окраин до центра Не более 1,5 ч Не более 2 ч Не более 1,5 ч Не более 1 ч

Доступность от периферийных больших и средних городов до центра Не более 0,5 ч (от больших и средних) Не более 0,5 ч (от средних)

Количество городских населенных пунктов агломерационной зоны Не менее 5 Не менее 3 Не менее 4 Не менее 4

Совокупная численность населения городов-спутников Не менее 50 тыс. чел. — — —

Численность городского населения в городской агломерации — Не менее 110 тыс. чел. — —

Доля населения городских населенных пунктов агломерационной зоны Не менее 10 % от общей численности городского населения

Коэффициент развитости городской агломерации (агло-меративности) Не менее 1 Не менее 0,1 Не менее 1 Не менее 2

2-й подход — по уровню сформированности и развитости внешней зоны (типологический признак — индекс агломеративности).

Коэффициент агломеративности представляет собой отношение плотности сети городских поселений к среднему кратчайшему расстоянию между ними и рассчитывается по следующей формуле (согласно методике ЦНИИПград):

к = £. ь,

где N — число городских населенных пунктов на территории городской агломерации;

— площадь территории городской агломерации;

Ь — кратчайшее расстояние между городскими населенными пунктами на территории городской агломерации.

Отношение численности городского населения внешней зоны к городскому населению всей агломерации характеризуется индексом агломеративности и рассчитывается следующим образом:

/= Р,

а р

а

где Р — численность городского населения зоны спутников;

Ра — численность городского населения агломерации.

В соответствии со значением коэффициента агломеративности выделяют следующие типы городских агломераций:

- наиболее развитые;

высокоразвитые; развитые; - слаборазвитые.

Исходя из методики ИГРАН, коэффициент развитости городской агломерации представляет собой следующее произведение: Ка = Р(Мт + Нп),

где р — численность населения городской агломерации, млн чел.;

М — число городов в городской агломерации; т — доля численности населения городов в численности населения городской агломерации;

N — число поселков городского типа в городской агломерации;

п — доля численности населения поселков городского типа в численности населения городской агломерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Классы развитости городской агломерации по методике ИГРАН определяют исходя из значения коэффициента развитости:

- более 50 — наиболее развитые;

- от 10 до 50 — сильно развитые;

- от 5 до 10 — развитые;

- от 2,5 до 5 — слабо развитые;

- менее 2,5 — наименее развитые;

- городские агломерации, не отвечающие ни одному из критериев — потенциальные.

3-й подход — динамическая типология. Типологическим признаком в данном случае признаются темпы развития городской агломерации.

Исходя из данного критерия исследователи Н. И. Наймарк и И. Н. Заславский выделяют следующие типы городских агломераций [10]:

- нединамичные (среднегодовые темпы роста городского населения за 20 лет ниже 1 %);

- слабодинамичные (1—2 %);

- среднединамичные (2—4 %);

- высокодинамичные (4—5 %);

- особо динамичные (более 5 %).

4-й подход — по структуре (типологический признак — количество ядер). Указанный критерий подразделяет городские агломерации:

- на моноцентрические (сформировавшиеся вокруг одного крупного города-ядра, например, Московская агломерация);

- на полицентрические (имеющие несколько сравнительно независимых городов-ядер, например, скопления городов в Рурском бассейне Германии, городская агломерация Рандстад Хол-ланд в Нидерландах, в Японии — мегалополис Токайдо).

Таким образом, разрабатывая типологии агломераций, исследователи, при выделении большинства типологических признаков, использовали главным образом основные количественные характеристики: численность населения, количество поселений, площадь территории, а также различные производные от них. Примером такого подхода могут служить представленные ранее типологии ученых Г. М. Лаппо, Е. Н. Перцика, Н. И. Наймарка, И. Н. Заславского, и т. д.

Ярким примером «количественного» подхода при выделении типологических признаков является классификация агломераций по размеру, в которой основным критерием определения размера агломерации является людность ее центрального поселения (Г. М. Лаппо, Е. Н. Перцик).

При определении коэффициента агломера-тивности согласно методике ЦНИИПград также используются количественные характеристики агломерации (число городских населенных пунктов на территории агломерации, площадь агломерации, кратчайшее расстояние между городскими населенными пунктами). Для расчета коэффициент развитости агломерации (согласно методике ИГРАН) используются численность населения агломерации, число городов и поселков городского типа в агломерации.

Определяя динамическую типологию, авторы Н. И. Наймарк и И. Н. Заславский в качестве типологического признака выделяют темпы развития агломерации, определяемые на основе расчета среднегодовых темпов роста городского населения агломерации за 20 лет.

Структурная типология подразумевает выделение агломераций по количеству ядер и разделяет их на моноцентрические и полицентрические.

Таким образом, при всем многообразии количественных и качественных характеристик городских агломераций критерии их типологизации замыкаются на использовании преимущественно ограниченного перечня количественных показателей. Поэтому возникает необходимость проведения типологизации агломераций, основанной главным образом на качественных критериях функционирования и развития территории.

По мнению географа Э. Б. Алаева, под типологией следует понимать группировку объектов по типам, различающимся между собой по качественным признакам, в то время как классификация представляет собой группировку объектов главным образом по количественным признакам (при этом качественное различие между классами отражает либо динамику развития объектов, либо иерархический порядок) [1].

В настоящее время известны два подхода к разработке типологий [13].

При использовании первого подхода определяются критерии, позволяющие отнести объект исследования к определенному типу, который уже известен.

Второй подход предполагает выявление у исследуемого объекта присущих ему свойств с последующим объединением близких по определенным параметрам объектов в одну группу. Поскольку оба подхода имеют определенные преимущества и недостатки, то для построения типологии городских

агломераций автор придерживался инструментов как первого, так и второго подходов. Кроме того, во многих исследованиях (и настоящее исследование не является исключением) довольно часто используются сложные группировки, позволяющие выделить типы исследуемых объектов по комбинации нескольких критериев (например, по исходному состоянию и динамике определенного индикатора[5]).

Еще одним немаловажным аспектом при разработке типологии является выбор перечня исходных показателей, который должен отвечать требованиям необходимости и достаточности. Также необходимо оценивать целесообразность выделения показателей как индикаторов каких-либо характеристик объекта. Следует также учитывать степень значимости и критерии ранжирования используемых показателей.

Как правило, в исследованиях типология выполняет вполне определенные функции.

Во-первых, она позволяет выявить главные и второстепенные признаки изучаемого объекта, провести описание изучаемой совокупности объектов и создать на его основе целостную систему знаний и представлений об их общих признаках.

Во-вторых, типология позволяет определить и установить некоторые взаимосвязи между различными признаками изучаемых объектов, а также выявить возможные сочетания основных их признаков.

В-третьих, типология обеспечивает методологическую функцию в исследовании, позволяет сформировать и уточнить понятийный аппарат и увязать различные уровни исследования.

В-четвертых, типология является одним из инструментов научного прогнозирования развития изучаемых объектов, что особенно актуально для изучения динамических систем и, в частности, для изучения городских агломераций.

При построении типологии необходимо придерживаться некоторых принципов.

Во-первых, необходимо, чтобы типология описывала всю совокупность изучаемых объектов, и каждый возможный вариант соответствовал определенной категории. Кроме того, критерии, лежащие в основе типологических признаков, должны быть сравнимы, а также должны раскрывать необходимые свойства изучаемых объектов.

Во-вторых, изучаемые объекты должны равномерно распределяться по типам, тем самым исключая нецелесообразные признаки.

о а к

В-третьих, вся совокупность критериев разрабатываемой типологии должна быть целостной и характеризовать не только отдельные характеристики объектов, но и давать целостное представление о них.

Опираясь на рассмотренные принципы построения типологий, проведем типологизацию формирующихся городских агломераций (см. рисунок).

По мнению автора, типология формирующихся городских агломераций должна определять стартовые условия, необходимые при формировании элементов системы, выявлять качественный характер формирующихся социально-экономических связей, а также учитывать протекающие процессы, необходимые для консолидации основных элементов системы.

Под формирующейся городской агломерацией1 автор понимает особый социально-территориальный объект (включающий в себя ядро и поселения — сателлиты), являющийся потенциальной системой, которой свойственно многообразие внутренних и внешних социально-экономических и инфраструктурных взаимодействий, направленных на достижение эффективных форм управления региональными процессами.

3

а

о

й ©

Факторы стартовых условий формирования агломераций (факторы, определяющие пригодность территории _для формирования агломерации)_

Достаточные

ПРИГОДНЫЕ УСЛОВИЯ

Территория формирующейся агломерации характеризуется сформированными и достаточными стартовыми условиями, а также наличием активно развивающихся социально-экономических связей и

процессов, необходимых для консолидации основных элементов системы

ОГРАНИЧЕННО ПРИГОДНЫЕ УСЛОВИЯ (тип А)

На территории формирующейся агломерации сформированы стартовые условия, однако процессы формирования агломерации не носят _системного характера_

Ограниченные

ОГРАНИЧЕННО ПРИГОДНЫЕ УСЛОВИЯ (тип Б)

На территории формирующейся агломерации

недостаточны стартовые условия, однако наблюдаются

определенные процессы, необходимые для консолидации основных элементов системы

НЕПРИГОДНЫЕ УСЛОВИЯ

Условия для формирования агломерации отсутствуют, либо не вполне значительны

Типология формирующихся городских агломераций

В ходе диагностики стартовых условий формирования городских агломераций была выделена система факторов, с помощью которой возможно оценить готовность территории к формированию агломерации. Система факторов была сформирована как эмпирическим методом, так и на основе общеизвестных характеристик (табл. 2).

Поскольку каждая городская агломерация обладает различными экономическими, социальными, природно-климатическими и т. п. особенностями, по

Таблица 2

Система факторов оценки возможности формирования городской агломерации

группа факторов Факторы Примечание

Факторы стартовых условий формирования агломераций (факторы, определяющие пригодность территории для формирования агломерации) Наличие и достаточность ресурсов для формирования агломерации. Социально-экономическая связанность территории. Разнообразие видов экономической деятельности. Разнообразие профессиональной структуры. Транспортная доступность (регулярность и удобство). Доступность услуг связи. Развитая сеть коммуникаций (инженерная оснащенность территории). Сопоставимые стандарты (социальные, качества жизни населения и т. д.) Развитая транспортная инфраструктура, связь, инженерная оснащенность обеспечивают доступность и многообразие различного рода услуг в пределах агломерации. Разнообразие отраслевой и профессиональной структуры повышает притягательность агломерации для населения. Отсутствие дифференциации в уровне и качестве социальной среды и доходах населения способствует социально-экономическому единству территории агломерации

* В некоторых исследованиях формирующиеся агломерации принято обозначать термином «протоагломе-рация» и характеризовать как скопление населенных пунктов, не обладающих частью свойств настоящей агломерации (достаточной численностью населения и единством рынка труда).

Окончание табл. 2

Группа факторов Факторы Примечание

Факторы, характеризующие процессы формирования агломерации Разработка и формирование нормативно-правовой базы функционирования агломерации. Разработка стратегии и программы формирования и социально-экономического развития агломерации (включая сопоставление и приведение к единым стандартам планов развития всех поселений агломерации). Разработка и внедрение эффективных стандартов и моделей управления агломерацией. Разработка единых стандартов жизни населения. Разработка механизмов межмуниципального сотрудничества. Создание единого рынка труда, земли, капитала, недвижимости. Развитие средовых характеристик территории агломерации Разработка и формирование нормативно-правовой базы функционирования агломерации, стратегии и программы формирования и социально-экономического развития агломерации, эффективных стандартов и моделей управления агломерацией (указанное необходимо для создания совершенной системы управления ходом агломерационного процесса)

существу являясь своего рода уникальной системой, следовательно, при разработке типологии агломераций невозможно учесть всю специфику их формирования, функционирования и развития. Однако можно выделить некоторые общие черты, позволяющие объединить городские агломерации по определенному типологическому признаку, и описать все многообразие агломераций некоторым набором типов, каждому из которых присущи общие свойства.

Это позволит расширить представления о сущности городских агломераций, послужит определенной базой для дальнейшего исследования ее структурных и функциональных закономерностей развития.

Список литературы

1. Алаев Э. Б. Экономико-географическая терминология. М.: Мысль. 1977. 199 с.

2. Анимица Е. Г. Градоведение. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та. 2006. 417 с.

3. Велихов Л. Основы городского хозяйства. М. -Л., 1928.

4. Городков А. В. Основы территориально-пространственного развития городов: учеб. пособие /

Брянская гос. инженерно-технологическая академия. Брянск, 2009. 326 с.

5. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ. 2004. 495 с.

6. Константинов О. А. О классификации городов в экономической географии // Вопросы географии. Сборник. Т. 41. М., 1957.

7. ЛаппоГ. М. География городов. М.: ВЛАДОС. 1997. 478 с.

8. ЛаппоГ. М. Рассказы о городах. М.: Мысль. 1976.

9. Мясникова Т. А. Основы градоведения. Учебно-методический комплекс / КубГУ. Краснодар. 2000. 106 с.

10. Наймарк Н. И., Заславский И. Н. Динамическая типология городских агломераций СССР / Проблемы изучения городских агломераций. М., 1988. 135 с.

11. Наймарк Н. И. Современная сеть городских агломераций СССР. Известия АН СССР. Сер.: География. 1985. № 6. С. 82—91.

12. Перцик Е. Н. География городов (геоурбанистика). М.: Высшая школа. 1991. 326 с.

13. Региональная политика России: адаптация к разнообразию: аналитический доклад / под общ. ред. Г. А. Сатарова. М.: Фонд ИНДЕМ. 2004. \190 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.