Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АГЛОМЕРАЦИОННОГО ЭФФЕКТА КРУПНЫХ ГОРОДОВ И ПОСЕЛКОВ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АГЛОМЕРАЦИОННОГО ЭФФЕКТА КРУПНЫХ ГОРОДОВ И ПОСЕЛКОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЛОМЕРАЦИЯ / РАЙОНЫ / ПОСЕЛКИ / БАРНАУЛЬСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Стрижкина Валентина Николаевна, Стрижкина Ирина Викторовна

Процесс урбанизации - одно из важнейших и значимых социально-экономических явлений. Города оказывают огромное влияние на воспроизводственные процессы и являются важнейшим фактором эффективного развития экономики. Но очевидно, что влияние конкретного города, как правило, наиболее ощутимо проявляется в хозяйственном отношении в особенностях функционирования социально-экономической системы пригородных районов, причем, чем больше город, тем при прочих равных условиях это влияние более значимо. Различные аспекты влияния экономики города на хозяйственную деятельность пригородных районов той или иной степени нашли свое отражение в концепции агломерации. Ключевой особенностью агломерации является отсутствие единого административного центра управления: этим агломерация отличается от мегаполисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Стрижкина Валентина Николаевна, Стрижкина Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE AGGLOMERATION EFFECT OF MAJOR CITIES AND TOWNS

The process of urbanization is one of the most important and significant socio-economic phenomena. Cities have a huge impact on the reproductive processes and are an important factor in economic development. But it is clear that the influence of a particular city, as a rule, most tangibly manifests itself in economic terms in the peculiarities of the functioning of the socio-economic system of suburban areas, and the more the city, the ceteris paribus this effect is more significant. Various aspects of the impact of the economy on the economic activity of the city suburbs to some extent are reflected in the concept of agglomeration. A key feature of agglomeration is the lack of a single administrative management center: this is the difference of agglomeration from megacities.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АГЛОМЕРАЦИОННОГО ЭФФЕКТА КРУПНЫХ ГОРОДОВ И ПОСЕЛКОВ»

УПРАВЛЕНИЕ

УДК 911.375.4

Валентина Николаевна Стриж-доцент кафедры «Региональная экономика и управление» ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» (Барнаул, Россия), кандидат экономических наук

Ирина Викторовна Стрижкина, доцент кафедры «Региональная экономика и управление» ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» (Барнаул, Россия), кандидат экономических наук

Процесс урбанизации - одно из важнейших и значимых социально-экономических явлений. Города оказывают огромное влияние на воспроизводственные процессы и являются важнейшим фактором эффективного развития экономики. Но очевидно, что влияние конкретного города, как правило, наиболее ощутимо проявляется в хозяйственном отношении в особенностях функционирования социально-экономической системы пригородных районов, причем, чем больше город, тем при прочих равных условиях это влияние более значимо. Различные аспекты влияния экономики города на хозяйственную деятельность пригородных районов той или иной степени нашли свое отражение в концепции агломерации. Ключевой особенностью агломерации является отсутствие единого административного центра управления: этим агломерация отличается от мегаполисов.

Ключевые слова: крупные города, агломерация, районы, поселки, Барнаульская агломерация.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АГЛОМЕРАЦИОННОГО ЭФФЕКТА КРУПНЫХ ГОРОДОВ И ПОСЕЛКОВ

SOME ASPECTS OF THE AGGLOMERATION EFFECT OF MAJOR

CITIES AND TOWNS

В России можно говорить о появлении особого направления в общей теории региональной экономики - проблемы экономики городов.

Установлено, что города оказывают огромное влияние на воспроизводственные процессы и являются важнейшим фактором эффективного развития экономики1. Очевидно и то, что влияние конкретного города наиболее ощутимо проявляется в хозяйственном отношении в особенностях функционирования социально-экономической системы пригородных районов.

Различные аспекты этого влияния нашли свое отражение в концепции агломерации. Некоторые положения этой концепции стали разрабатываться еще в начале XX столетия. Тогда считалось, что агломерационный эффект - а им в первую очередь обладают крупные агломерации городов и поселков - является одним из важнейших факторов размещения производительных сил. Тенденции

хозяйственной концентрации и производственно-технического укрупнения взаимосвязаны, вследствие чего концентрация приводит к локальному соединению производственных процессов2.

По существу, российские агломерации - это детища XX в. Если и есть исключение, то единственное - Санкт-Петербург, гор ода-спутники которого создавались одновременно со строительством метрополии или чуть позже: монаршии резиденции (Петергоф, Царское село, Гатчина), крепости (Кронштадт), промышленные центры (Колпино, Сестрорецк). Создавались и дальние спутники, к примеру, Лодей-ное Поле - колыбель Балтийского флота. Петербургская агломерация, возникшая задолго до агломерационной эры, выглядела необычным явлением в городском расселении Российской империи.

Города, первейшей обязанностью которых было исполнение административных функций, разделялись значитель-

ными расстояниями, ибо каждый город должен был иметь опекаемую территорию достаточных размеров. В результате продуманной и масштабной «екатерининской» административно-территориальной реформы 1775-1785 гг. тогдашняя государственная территория оказалась покрыта сетью губернских и уездных городов более или менее равномерно.

С развитием промышленности, особенно в периоды индустриального бума (в пореформенные годы и на рубеже XIX-XX вв.), вблизи крупных городов начали возникать предприятия. Поселения при них (на первых порах незначительные) послужили зародышами будущих городов-спутников. Однако не все города были склонны размещать у себя фабрики и заводы. Перепись 1926 года зафиксировала в качестве таких «эмбри-онов»-городов вокруг Москвы бывшие села, пристанционные или дачные поселки.

ГОСУДАРСТВЕННОМ

АЛТАЙСКИЙ ВЕСТНИК

и муниципальной службы

I

'015

На территории бывшего СССР насчитывалась 21 агломерация с центрами - городами-миллионерами и 28 формирующихся агломераций с центрами - крупными городами (от 500 тыс. до 1 млн жителей); в них проживало более 40% городских жителей страны3.

К моменту распада СССР многие города, вследствие своей молодости, не успели развиться в подлинные города, характеризующиеся разнообразием функций.

Постсоветское время характеризуется упадком интенсивности процессов агломерирования, естественной убылью населения, изменениями в социально-экономической жизни страны, сменой векторов развития, началом процессов стягивания населения в особо крупные города и их пригороды.

В условиях России с ее гигантскими расстояниями городские агломерации особенно востребованы. Урбанизация, наряду с развитием транспортных магистралей, - одно из мощных средств эффективного преодоления специфического для России «барьера пространства». Этот процесс проявляется в развитии различных форм территориальной, урбанистической концентрации, и в частности в ускоренном росте именно крупнейших городов и на их основе сети городских агломераций. Однако ее формирование в 1990-е гг. определенно затормозилось. Началось, скорее, попятное движение - сокращение числа жителей не только в зонах спутников, но и во многих городах - центрах.

В середине нулевых годов XXI в. в России начался настоящий бум в создании агломераций, стимулирующий региональные органы власти на форсированное развитие кооперационных связей между компактно расположенными друг к другу городами путем формирования единой инфраструктуры, обеспечивающей воспроизводство данного образования. В основе этой идеи лежала та же установка, что сопровождала развитие кластерной экономики, предусматривающая группировку предприятий в рамках единого технологического цикла, объединенного цепочкой стоимости. Связанное общей инфраструктурой объединение относительно независимых друг от друга, но компактно расположенных территориальных образований, позволяло снизить уровень издержек на воспроизводство единой территориальной системы за счет повышения качества ее управляемости.

Формирование городских агломераций является одним из способов реализации экономической политики местных органов власти, средством структурной реорганизации региональной (муниципальной) экономики в направлении создания комплексной, сбалансированной модели территориального воспроизводства. Для территории создание агломерации имеет такую же роль, что для бизнеса формирование вертикально интегрированных компаний, позволяющих объединять в рамках единого хозяйственного комплекса все звенья технологического цикла, сопровождающего производство общественно полезного продукта. Путем стимулирования агломераций государство перестраивает свою политику от помощи деградирующим отраслям к комплексной поддержке территорий, созданию институциональных основ для выравнивания уровня социально-экономического развития входящих в них административно-территориальных единиц.

Таким образом, в различных регионах страны начали предпринимать усилия по формированию агломерации вокруг таких городов, как Томск (за счет включения Томского района и ЗАТО Се-верск), Владивосток (Артем, Находка, Уссурийск), Ростов-на-Дону (Новочеркасск, Таганрог, Аксай, Батайск, Азов), Красноярск и др.4

Формирование агломерации является одним из инструментов местной (региональной) экономической политики, направленной на повышение качества жизни территории. Б.С. Жихаревич выделял следующие типы местной экономической политики, ориентированной: на капитал; на рабочую силу и качество трудовых ресурсов; на инновации; на технологию; на коммуникации; на экономическую среду и на отдельные типы пред-приятий5. Проектирование агломераций относится к экономической политике, ориентированной на коммуникации. Ее главным предназначением является формирование разветвленных транспортных, энергетических, информационных сетей и коммуникаций, стимулирование создания кооперационных связей между предприятиями в освоении новых рынков, технологий, производства инноваций и пр.

По мнению О.М. Роя, к которому мы присоединяемся, основными признака-

ми современных городских агломераций следует считать:

1. Концентрацию населения на отдельных участках территории региона, отображающую свойство неравномерности в практике пространственного расселения. Наличие такой концентрации проявляется в значении показателя коэффициента концентрации, рассчитываемого в качестве отношения общего количества проживающего на данной территории населения к площади этой территории.

2. В зависимости от типа агломерации (моноцентрической или конур-бационной), важное значение играет способ, на основе которого происходит повышение степени концентрации населения: либо путем общего увеличения площади поселения и количества прибывшего сюда населения, либо через простое увеличение населенных пунктов, либо посредством повышения плотности застройки.

3. Наличие пространственного разрыва между местом работы местных жителей и местом их проживания. Выделение производственных зон за пределы городской черты, их продвижение от спальных районов города, в конечном счете, могут выступить мощным фактором в расширении границ города и трансформировать городское поселение в территориальное образование агломерационного типа.

4. Концентрацию производственных центров на территории, вызывающую возникновение на территории населенных пунктов разных таксономических уровней и расширение кооперационных связей между предприятиями, локализованных в границах территорий с высокой степенью доступности6.

Планирование агломераций

не предполагает разработки специального документа, который подготавливался бы на базе обобщения планов входящих в нее муниципальных образований и представлял план действий самостоятельной территориальной единицы. Раздел о пространственном расширении агломерационного центра должен стать необходимым элементом его плановой документации как муниципального образования. Центральный город агломерации должен стать фокусом коммуникационного поля района или региона. Он призван стимулировать межмуниципальную кооперацию и обеспечивать координацию действий властей, бизнес-со-

—е

- *

УПРАВЛЕНИЕ

обществ, населения всех близлежащих друг к другу поселений.

Ключевой особенностью агломераций является отсутствие единого административного центра управления: этим агломерации отличаются от мегаполисов, которые при наличии скопления городских поселений располагают централизованным органом власти, ответственным за решение общих проблем. И поэтому в аспекте регулирования социально-экономических процессов на своей территории агломерации вынуждены выстраивать кооперационные, неиерархические связи.

В качестве субъекта хозяйственной политики агломерации должны быть выстроены в систему регионального разделения труда, будучи вторым после региона уровнем местного управления.

Агломерации могут формироваться и в трансрегиональном режиме, когда они охватывают скопление городских поселений, принадлежащих разным национально-государственным, региональным образованиям. Однако направленное проектирование такого типа агломерации очень затруднено, поскольку в случае его воплощения существенно сдерживаются кооперационные связи между входящими в них территориями и предприятиями, что лишает реальных преимуществ этот способ развития городских ареалов. И поэтому наибольшее распространение агломерационные образования получили в районном формате, где в наличии значительный пространственный резерв, характерный для этого формата. Такой резерв позволяет выстраивать взаимовыгодное сотрудничество между территориальными образованиями, входящими в состав районов в качестве близлежащих городских поселений.

Несмотря на то, что агломерация не является правовой категорией и не имеет под собой законодательного императива, существующее российское законодательство позволяет очертить рамки этого феномена в системе пространственного расселения. Учитывая способ агломеризации «от района», можно констатировать, что Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. (далее - 131-Ф3) устанавливает предельную норму транспортной доступности внутри муниципального района, ограничивая ее рамками длительности рабочего дня, позволяющей добраться на транспорте до районного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав.

Таким образом, минимальное расстояние, составляющее границы муниципального района, регулируемые данной нормой, может составлять радиус не более 200-250 км. Такая цифра, хоть и косвенно, может представлять внешнюю границу агломерации, поскольку именно такое расстояние позволяет обеспечивать ежедневные миграционные колебания. Внутренняя граница городской агломерации может быть задана расстоянием до ближайших населенных пунктов, расположенных за пределами административной границы центрального города. Превышение порогового расстояния лишает агломерации их преимуществ и сдерживает стороны от налаживания тесного сотрудничества друг с другом.

Нормативно-правовую основу в формировании городских агломераций составляет положенная 131-Ф3 возможность формирования межмуниципального сотрудничества. В соответствии со ст. 8 п. 4 межмуниципальные объединения могут быть образованы в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения. Кроме того, законом подтверждается право на учреждение хозяйственных обществ или других межмуниципальных объединений в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Однако указанные межмуниципальные образования не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.

Агломерации, формирующиеся на базе промышленных узлов, играют особо важную роль в региональных системах населенных пунктов. Они обычно относятся к классу локальных систем размещения производительных сил, и под ними понимается группа компактно расположенных пунктов, главным образом городских, объединенных тесными хо зяйств енными, культурно - бытовыми и демографическими связями, общностью использования трудовых ресурсов и единой производственной и социальной инфраструктурой. Агломерации относятся к наиболее развитым и сложным формам группового расположения населенных пунктов преимущественно вокруг крупнейших городов в границах 1,5-2-часовой доступности населением их центров, что примерно соответствует расстоянию в 40-60 км.

В Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г. к основным формам пространственной организации системы расселения Южно-Сибирского

широтного пояса хозяйственного развития в 2010-2020 гг. отнесены городские округа и городские агломерации

- крупные промышленные, научные, образовательные и культурные центры каркаса опорной структуры поселений. Обозначено превращение городских округов - административных центров сибирских субъектов Российской Федерации и тяготеющих к ним населенных пунктов в агломерации с интенсивно заселенными пригородами, обеспечивающих в совокупности формирование цепи крупных урбанизированных систем - промышленных и культурных центров опорной структуры поселений на юго-востоке России.

Время диктует необходимость поэтапной реализации в Алтайском крае инфраструктурных проектов, которые должны концентрироваться на определенных территориях в зависимости от конкретной ситуации и приоритетов. Современные представители «новой экономической географии» выдвигают гипотезу о большом значении концентрации экономики и населения для экономической эффективности. Учитывая наработанный в России опыт агломерирования, а также положительное сводное заключение Министерства регионально развития РФ, Алтайский край 26 ноября 2012 г. утвердил Схему территориального планирования Барнаульской агломерации7. В состав Барнаульской агломерации вошли городской округ - город Барнаул, городской округ

- город Новоалтайск и Первомайский муниципальный район.

К основным задачам территориального планирования относятся:

- развитие и размещение объектов капитального строительства краевого и местного значения транспортной и инженерной инфраструктуры;

- сохранение объектов исторического и культурного наследия;

- улучшение экологической обстановки и охрана окружающей среды;

- предотвращение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- инженерная подготовка территории;

- санитарная очистка территории.

Барнаульская агломерация с ядром

- Барнаулом и прилегающими территориями Новоалтайска и Первомайского района - это форма межмуниципального сотрудничества (или агломерация), которая является компактной пространственной группировкой поселений, объединенных интенсивными производ-

алтайский вестник ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОМ СЛУЖБЫ

72i

2015

ственными, трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными связями.

Создание агломерации не предусматривает объединения или изменения границ вошедших в ее состав муниципальных образований, а предполагает на основе многосторонних соглашений решение взаимополезных задач - рациональное размещение промышленных и социально-бытовых объектов и жилья, наиболее экономные решения по созданию и реконструкции инженерных коммуникаций, развитию сети дорог, оптимизацию транспортных потоков, эффективное использование трудовых ресурсов и другое.

Непременным условием существования агломерации является наличие транспортной инфраструктуры. Поэтому предложено семь крупных проектов, в том числе строительство автодороги «Северный обход» с мостом через Обь и транспортными развязками, что позволит соединить автодороги федерального значения М-52 «Чуйский тракт» и А-349 «Барнаул - Рубцовск - госграница» и обеспечить движение транзитного транспорта, минуя Барнаул.

В стадии реализации находится проект пуска по маршруту Барнаул - Но-воалтайск троллейбуса с возможностью автономного хода как комфортного и экологически чистого вида транспорта. Уже приобретены два троллейбуса такого типа и проведены испытания на маршруте. Ежедневная маятниковая миграция трудовых ресурсов составляет более 7 тысяч человек.

Схемой предусмотрена реализация 20 промышленных проектов. Барнаульским предприятием «Алтайский букет» уже начато строительство производственного комплекса биодобавок, функциональных продуктов питания и натуральной косметики из экологически чистого алтайского сырья в индустриальном парке Новоалтайска. Завершено строительство логистического центра торговой фирмы «Мария-Ра».

Предложения по развитию территории агломерации включают также:

- 23 мероприятия в агропромышленном комплексе;

- 26 мероприятий по строительству и модернизации систем инженерной инфраструктуры. Наиболее крупные проекты: строительство очистных сооружений ливневой канализации для предотвращения загрязнения акватории Оби, реконструкция коммунального моста - наиболее короткого пути между муниципальными образованиями агломерации;

- 28 мероприятий по объектам социальной сферы, по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия и ряд других проектов.

В октябре 2013 г. принята и уже реализуется программа «Развитие туризма в городе Барнауле на 2014-2015 годы». Она также включает мероприятия, ориентированные на межмуниципальное сотрудничество.

Создание Барнаульской агломерации подразумевает формирование комфортной среды для бизнеса и достижение высокого качества жизни населения путем объединения и рационального использования имеющихся ресурсов.

Следует отметить и две важные проблемы. Первая - многомиллионные инфраструктурные проекты (строительство автодороги «Северный обход», очистных сооружений, реконструкция коммунального моста) требуют участия федерального бюджета.

Учитывая, что Министерство регионального развития Российской Федерации объявило конкурс по отбору регионов, в которых формируются агломерации, в качестве «пилотных», Алтайский край готовит пакет документов для участия в этом конкурсе, что может дать возможность приоритетного участия в различных федеральных программах и позволит реализовать масштабные проекты.

Вторая проблема заключена в несовершенстве законодательства. Такие

базовые документы, как Земельный и Градостроительный кодексы, не предусматривают процедуру формирования единых генеральных планов развития агломерационных территорий.

Бюджетное законодательство не регулирует вопросы финансирования совместных инвестиционных проектов, что может повлечь нецелевое использование средств бюджета того или иного муниципального образования.

Актуальна и координация деятельности входящих в состав агломерации муниципалитетов, если учитывать принцип их равенства. Возникают ситуации, когда необходимо принимать директивное решение.

Несмотря на имеющиеся проблемы, в будущем предполагается расширение участников Барнаульской агломерации через вовлечение в ее состав Павловского, Калманского, Тальменского и Коси-хинского районов.

1 Территориальное управление общественным производством: словарь-справочник / под ред. А.П. Сысоева и Д.Г. Черника. М., 1993.

2 Буржуазная региональная теория и государственно-монополистическое регулирование размещения производительных сил / под ред. А.Д. Сапожникова. М., 1981. С. 2431.

3 Павлов К.В. Проблемы городской и пригородной экономики и экологии. М., 2007.

4 Меерович М. Муниципальные инициативы или зачем современной России нужны агломерации? / / Городское управление. 2007. № 5. С. 46-61.

5 Жихаревич Б.С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. Спб., 1995. С. 16.

6 Рой О.М. Возможность и риски городских агломераций // Муниципальная академия. 2012. № 5. С. 38-43.

7 Об утверждении схемы территориального планирования Барнаульской агломерации: Постановление Администрации Алтайского края от 26.11.2012 № 644 // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - иЯЬ: www.consultant.ru

Valentina Nikolaevna Strizhkina, Assistant Professor of the Department of Regional Economics and Management of the Federal State Educational Institution of Higher Education "Altai State University" (Barnaul, Russia), Candidate of Economic Sciences

Irina Viktorovna Strizhkina, Assistant Professor of the Department of Regional Economics and Management of the Federal State Educational Institution of Higher Education "Altai State University" (Barnaul, Russia), Candidate of Economic Sciences

The process of urbanization is one of the most important and significant socio-economic phenomena. Cities have a huge impact on the reproductive processes and are an important factor in economic development. But it is clear that the influence of a particular city, as a rule, most tangibly manifests itself in economic terms in the peculiarities of the functioning of the socio-economic system of suburban areas, and the more the city, the ceteris paribus this effect is more significant. Various aspects of the impact of the economy on the economic activity of the city suburbs to some extent are reflected in the concept of agglomeration. A key feature of agglomeration is the lack of a single administrative management center: this is the difference of agglomeration from megacities. Keywords: big cityes, agglomeration, areas, towns, Barnaul agglomeration.

—e

5S

»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.