Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чигирова М.Б., Пилова Ф.И.

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся современной социально-экономической ситуации, сложившейся на сельских территориях и характеризующихся множеством проблем. Устойчивость экономического развития представляет собой такое состояние экономики, при котором поддерживается стабильность конечных параметров развития производственных, социальных и экономических показателей. Низкокачественная жизненная среда, сформировавшийся уровень и качество жизни на селе, неразвитость социальной инфраструктуры, экологическая ситуация, а также ограниченные возможности для труда на селе, более низкий (по сравнению с городским) уровень доходов в значительной степени повлияли на процессы оттока и деградации рабочей силы. Анализ устойчивого развития региона, направленный на выработку активной социально-экономической политики, показывает, что в каждом анализируемом субъекте Российской Федерации нужен особый подход к решению проблем устойчивости развития, связанный со структурой экономики региона, его демографическим и национальным составом, состоянием использования недр и их перспективных возможностей, а также положением социальной, финансовой и экологической сфер. Существующая в нашей стране система управления региональным развитием несовершенна. В связи с этим решение проблем развития сельских поселений является весьма актуальным в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF RURAL TERRITORIES OF THE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC

The article discusses issues related to the current socio-economic situation in rural areas and characterized by many problems. The sustainability of economic development is a state of the economy in which the stability of the final parameters of the development of production, social and economic indicators is maintained. Low-quality living environment, the established level and quality of life in the countryside, underdeveloped social infrastructure, environmental situation, as well as limited opportunities for work in the countryside, lower (compared to the urban) level of income have significantly influenced the processes of outflow and degradation of the labor force. An analysis of the region's sustainable development aimed at developing an active socio-economic policy shows that each analyzed constituent entity of the Russian Federation needs a special approach to solving the problems of sustainable development associated with the structure of the region's economy, its demographic and ethnic composition, the state of the use of mineral resources and their prospective opportunities, as well as the situation in the social, financial and environmental spheres. The system of regional development management existing in our country is imperfect. In this regard, the solution of the problems of the development of rural settlements is very urgent at the present time.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

УДК 338.2

Чигирова М. Б., Пилова Ф. И.

Chigirova M. B., Pilova F. I.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

CURRENT STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF RURAL TERRITORIES OF THE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся современной социально-экономической ситуации, сложившейся на сельских территориях и характеризующихся множеством проблем. Устойчивость экономического развития представляет собой такое состояние экономики, при котором поддерживается стабильность конечных параметров развития производственных, социальных и экономических показателей. Низкокачественная жизненная среда, сформировавшийся уровень и качество жизни на селе, неразвитость социальной инфраструктуры, экологическая ситуация, а также ограниченные возможности для труда на селе, более низкий (по сравнению с городским) уровень доходов в значительной степени повлияли на процессы оттока и деградации рабочей силы. Анализ устойчивого развития региона, направленный на выработку активной социально-экономической политики, показывает, что в каждом анализируемом субъекте Российской Федерации нужен особый подход к решению проблем устойчивости развития, связанный со структурой экономики региона, его демографическим и национальным составом, состоянием использования недр и их перспективных возможностей, а также положением социальной, финансовой и экологической сфер. Существующая в нашей стране система управления региональным развитием несовершенна. В связи с этим решение проблем развития сельских поселений является весьма актуальным в настоящее время.

Ключевые слова: экономика региона, устойчивое развитие, сельские территории.

The article discusses issues related to the current socio-economic situation in rural areas and characterized by many problems. The sustainability of economic development is a state of the economy in which the stability of the final parameters of the development of production, social and economic indicators is maintained. Low-quality living environment, the established level and quality of life in the countryside, underdeveloped social infrastructure, environmental situation, as well as limited opportunities for work in the countryside, lower (compared to the urban) level of income have significantly influenced the processes of outflow and degradation of the labor force. An analysis of the region's sustainable development aimed at developing an active socio-economic policy shows that each analyzed constituent entity of the Russian Federation needs a special approach to solving the problems of sustainable development associated with the structure of the region's economy, its demographic and ethnic composition, the state of the use of mineral resources and their prospective opportunities, as well as the situation in the social, financial and environmental spheres. The system of regional development management existing in our country is imperfect. In this regard, the solution of the problems of the development of rural settlements is very urgent at the present time.

Key words: regional economy, sustainable development, rural areas.

Чигирова Мариям Барасбиевна -

магистрант 2-го года обучения направленности «Финансы», ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик

Chigirova Mariyam Barasbievna -

2nd year master's student in the direction of «Finance», FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik

Пилова Фатима Исмаиловна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик E-mail: faty116.fp@gmail.com

Введение. Устойчивое развитие - сложная, многогранная, независимая концепция, лежащая в основе общих теоретических, методологических и прикладных исследований многих ученых. Термин «устойчивое развитие» первоначально появился в области управления окружающей средой, в частности, в лесном и рыбном хозяйстве. Под этим термином понималась система эксплуатации, при которой природные ресурсы не исчерпываются и есть возможность естественного воспроизводства [1].

Результаты исследования. Анализ устойчивого развития региона, направленный на выработку активной социально-экономической политики, показывает, что в каждом анализируемом субъекте Российской Федерации нужен особый подход к решению проблем устойчивости развития, связанный со структурой экономики региона, его демографическим и национальным составом, состоянием использования недр и их перспективных возможностей, а также положением социальной, финансовой и экологической сфер [2]. Существующая в нашей стране система управления региональным развитием несовершенна. Можно обозначить некоторые проблемы, препятствующие устойчивому региональному развитию субъектов Российской Федерации:

1) преодоление последствий кризисного периода, восстановление экономической среды, стабилизация факторов устойчивого социально-экономического развития;

2) структурная перестройка экономики в условиях санкций, отвечающая требованиям рыночного механизма и геополитическим реалиям, а также поиск новых источников инвестиций для структурной перестройки экономики;

3) ограниченный набор инструментов, применяемых для управления региональным развитием. Основными являются бюд-

Pilova Fatima Ismailovna -

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik E-mail: faty116.fp@gmail.com

жетные трансферты и федеральные целевые программы. Чрезвычайно медленно идет внедрение в систему государственного управления региональным развитием современных инструментов;

4) отсутствие Генеральной схемы пространственного развития государства с обозначением основных приоритетов в отношении конкретных регионов;

5) отсутствие культуры планирования использования территории. Координирующая роль Генеральной схемы расселения Российской Федерации, принятая в 1994 годы и применяющаяся до сих пор, не отвечает современным реалиям, новой пространственной организации страны;

6) отсутствие единой типологии регионов, призванной для каждого типа территории дифференцировать имеющиеся показатели и параметры проводимой политики;

7) закрепление различных аспектов деятельности территориального планирования за разными ведомствами, в связи с чем наблюдается несогласованность реформы инфраструктур и в целом последствий реализации пакета реформ на территориальном уровне;

8) отсутствие механизмов синхронизации и дополнения федеральных отраслевых стратегий, стратегий регионального развития и стратегий развития муниципальных образований. Как следствие, отсутствие межрегиональной кооперации и неэффективность использования бюджетных средств.

Стратегия устойчивого развития сельских территорий Кабардино-Балкарской Республики на период до 2030 года направлена на создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения Кабардино-Балкарской Республики, а также сохранение социального и экономического потенциала сельских территорий. Экономика Ка-

бардино-Балкарской Республики исторически является ориентированной на сельское хозяйство.

До 2013 года главным инструментом реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий в Кабардино-Балкарской Республике являлась республиканская целевая программа «Социальное развитие сел Кабардино-Балкарской Республики до 2013 года», утвержденная Законом Кабардино-Балкарской Республики от 15 марта 2003 года N 32-Р3.

В результате реализации мероприятий Программы социального развития села 1367 сельских семей улучшили жилищные условия, в том числе 702 молодые семьи. Выросли уровень газификации сельского жилищного фонда до 98,8 процента и показатель обеспеченности сельского населения питьевой водой до 85 процентов. Построено учебное заведение на 660 ученических мест, открыты 3 фельдшерско-акушерских пункта [3].

Сельские территории в Кабардино-Балкарской Республике обладают уникальным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, рациональное использование которого может обеспечить устойчивое развитие, достойный уровень и качество жизни сельского населения.

Численность сельского населения с 2000 года в целом по стране сократилась, а в Кабардино-Балкарской Республике, напротив, наблюдается рост на 24,4 тыс. человек. Численность сельского населения республики составила на 1 января 2014 года 409,5 тыс. человек.

Сельская экономика Кабардино-Балкарии, как и в целом России, формируется в первую очередь за счет сельскохозяйственного производства. Динамика фактических расходов за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на государственную поддержку агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики за последние три года положительная. В 2014 году из республиканского бюджета

Кабардино-Балкарской Республики на указанные цели выделено 375,9 млн. руб-

лей, что составляет 150 процентов к уровню 2012 года. По данным Кабардино-Балкария-стата, объем продукции сельского хозяйства всех сельскохозяйственных товаропроизводителей республики за 2014 год составил 34,1 млрд. рублей. В структуре продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств на сельхозорганизации приходится 23,2 процента, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей - 32,0 процента, хозяйства населения - 44,8 процента.

Сельское хозяйство во всех муниципальных районах Кабардино-Балкарской Республики является важной сферой приложения труда сельского населения. Однако заработная плата в сельском хозяйстве на протяжении последних лет была значительно ниже средней по экономике (в 2013 году начисленная заработная плата работников сельского хозяйства составила 8,06 тыс. рублей, или 44,2 процента средней заработной платы по экономике республики).

Выполнение основных общенациональных функций сельских территорий затруднено из-за структурного кризиса, связанного с трансформацией форм собственности и переводом деятельности всех сфер жизни на рыночные принципы [4]. В этой ситуации выходом является всесторонняя диверсификация сельской экономики, поддержка фермерства и альтернативных форм занятости и самозанятости, в том числе развитие ремесел и сельского туризма, организация и снятие административных барьеров для сбыта продукции через рынки, облегчение доступа к природным, в том числе земельным, материальным, финансовым и информационным, ресурсам (далее - ресурсы развития), развитие инфраструктуры, позволяющей получать населению достойный доход.

В условиях безработицы и отсутствия заработка у населения растет недовольство существующим распределением земельных участков между крупными арендаторами [5]. По расчетам, 50-100 га пашни при правильном использовании способны обеспечить 500-1500 тыс. рублей годового дохода. Сельские семьи, способные и желающие получать доход, обрабатывая землю, долж-

ны иметь такую возможность. С другой стороны, развитие крупного бизнеса на селе сопровождается привлечением инвестиций и использованием современных технологий. При этом становятся востребованы работники узкой специализации, налаживаются торговые связи.

В связи с этим назрела необходимость определения критериев экономической эффективности и социальной справедливости землепользования.

В Кабардино-Балкарской Республике в целях стимулирования развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, содействия занятости населения в сельской местности зарегистрировано 39 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 30 кредитных, 5 перерабатывающих и 4 снабженческо-сбыто-вых. Удельный вес работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов составляет 82,3 процента.

Основными направлениями развития малых форм хозяйствования, в частности сельскохозяйственной потребительской кооперации, в Кабардино-Балкарской Республике являются: повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, защита экономических и имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей малых форм хозяйствования, являющихся членами сельскохозяйственных потребительских кооперативов; предоставление финансовых и организационных мер государственной поддержки организациям, входящим в систему сельскохозяйственной потребительской кооперации; организация системы заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, оптовых сельскохозяйственных продовольственных рынков, сельскохозяйственных кооперативных рынков, логистических центров, консультационных услуг в муниципальных районах, заготовительных пунктов реализации сельскохозяйственной продукции, кормов для сельскохозяйственных животных и птицы с участием сельскохозяйственных потребительских, в том числе кредитных, кооперативов; повышение ква-

лификации и обучение членов кооперативов.

Предприятия малого и среднего бизнеса вносят весомый вклад не только в развитие экономики, но и в обеспечение социальной стабильности, формирование среднего класса как основы повышения уровня жизни [6]. Важно применять дифференцированный подход к развитию сельских территорий каждого муниципального образования на основе использования сравнительных преимуществ, выявления проблем, препятствующих устойчивому развитию, поиска точек роста, выявления и поддержки приоритетных направлений развития, совершенствования механизмов финансовой поддержки и развития собственной доходной базы.

Особенностью сельских территорий в Кабардино-Балкарской Республике является разнообразие видов сельской местности. Различия между муниципальными районами внутри Кабардино-Балкарской Республики достаточно ощутимые. Особенно велики различия между степной и горной зонами. Можно выделить относительно развитые районы и районы с сельскими территориями переходного типа.

В районах с преимущественно аграрной специализацией сельской местности, благоприятными природными условиями необходимо использовать набор следующих универсальных мер, направленных на развитие сельской экономики и повышение уровня жизни сельского населения: диверсификация сельской экономики, поддержка всех видов бизнеса в сельской местности, создающих рабочие места, и всех форм самозанятости, особенно сельского туризма и ремесел; повышение качества жизни и доступа сельского населения к качественным социальным услугам; развитие самоуправления, поддержка инициатив сельских сообществ; обеспечение развития рыночной инфраструктуры и повышение доступа мелких и средних товаропроизводителей к рынкам сбыта сельхозяйственной продукции; расширение доступа сельского населения к ресурсам развития, развитие самоуправления, поддержка инициатив сельских сообществ; поддержка сельской кооперации [7].

Районы с менее благоприятными условиями развития сельской местности страдают главным образом от депопуляции, для преодоления которой необходимо осуществить комплекс следующих мер: проведение специальной демографической политики, включая усиление государственной поддержки многодетных семей и оказание дополнительной поддержки социально уязвимым семьям - малообеспеченным, неполным, воспитывающим детей-инвалидов, разработку мер по сокращению миграционного оттока и повышению миграционной привлекательности этих территорий, а также по содействию занятости населения; развитие социальной инфраструктуры, включая разработку специальных программ по сохранению доступа населения к учреждениям здравоохранения и образования, улучшению транспортной доступности, развитию инженерно-бытовой инфраструктуры (доступ к сетевому газу, водопроводу и канализации); обеспечение поддержки сельского хозяйства, включая осуществление перехода на менее трудоемкие отрасли сельского хозяйства (пастбищное животноводство, выращивание трав), а также облегчение доступа к кредитам, оказание помощи в обновлении техники и закупке кормов; диверсификация сельской экономики, включая развитие несельскохозяйственных отраслей сельской экономики по таким направлениям, как развитие лесного хозяйства, ремесел, сохранение традиционного культурного ландшафта, сельской архитек-

Литература

1. Алексеева Т.В. Управление устойчивым развитием экономических систем региона: монография. - Орел: Издательство ОРАГС, 2016. - С.64.

2. Ускова Т.В. Проблемы и перспективы социально-экономического развития сельских территорий // Вопросы территориального развития. - 2018. - № 2 (42).

3. Стратегия социально-экономического развития Кабардино-Балкарской республики до 2040 года от 30 апреля 2019 года № 251-рп. Режим доступа: http ://docs.cntd .ru/document/553373149

туры, а также развитие сферы обслуживания туристов.

Область применения результатов: экономика Кабардино-Балкарской республики.

Выводы. Во-первых, сельские территории, имеющие существенный потенциал развития и выполняющие важнейшие общенациональные функции, играют значимую роль в успешном социально-экономическом развитии страны. Во-вторых, потенциал сельских территорий используется крайне неэффективно, в результате присутствует ряд проблем и негативных тенденций в социально-экономическом развитии сельских территорий, приобретающих все большую устойчивость. В-третьих, перспективы развития сельских территорий в определяющей степени зависят от активизации региональных органов государственной власти и местного самоуправления в расширении методов управления социально-экономическими процессами, развитии взаимодействия с местным населением и предпринимательскими структурами, совершенствовании региональной политики, проводимой федеральными органами власти и субъектами федерации в отношении муниципальных образований, а также корректировке законодательства, регулирующего развитие института местного самоуправления. Использование этих и других методов управления позволит успешно решать проблемы сельских территорий, что, безусловно, будет способствовать повышению качества жизни селян.

References

1. Alekseeva T.V. Upravlenie ustojchivym razvitiem ekonomicheskih sistem regiona: mo-nografiya. - Orel: Izdatel'stvo ORAGS, 2016. - S.64.

2. Uskova T.V. Problemy i perspektivy so-cial'no-ekonomicheskogo razvitiya sel'skih territory // Voprosy territorial'nogo razvitiya. -2018. - № 2 (42).

3. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Kabardino-Balkarskoj respubliki do 2040 goda ot 30 aprelya 2019 goda № 251-rp. Rezhim dostupa: http ://docs. cntd. ru/document/553373149

4. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2016. - С. 63.

5. https://docs.cntd.ru/document/499091753

6. Дышекова А.А. Местный бюджет как финансовая основа местного самоуправления // Известия Кабардино-Балкарского ГАУ. - 2020. - №3(29). - С. 141-145.

7. Шокумова Р.Е. Модернизация и развитие инноваций в интегрированных агропромышленных формированиях региона // Известия Кабардино-Балкарского ГАУ. -2020. - №3(29). - С. 173-178.

4. Gaponenko A.L. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya: strana, region, go-rod: uchebnoe posobie. - M.: Izd-vo RAGS, 2016. - S. 63.

5. https://docs.cntd.ru/document/499091753

6. Dyshekova A.A. Mestnyj byudzhet kak finansovaya osnova mestnogo samoupravle-niya // Izvestiya Kabardino-Balkarskogo GAU.

- 2020. - №3(29). - S. 141-145.

7. Shokumova R.E. Modernizaciya i razvi-tie innovacij v integrirovannyh agropromysh-lennyh formirovaniyah regiona // Izvestiya Ka-bardino-Balkarskogo GAU. - 2020. - №3(29).

- S. 173-178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.