Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ИНВЕСТИРОВАНИЯ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В АПК РЕГИОНА'

СОСТОЯНИЕ ИНВЕСТИРОВАНИЯ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В АПК РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / INVESTMENTS / STATE SUPPORT / FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пилова Ф.И.

В статье анализируется инвестирование агропромышленного комплекса республики, а также финансирование производства сельскохозяйственной продукции. Обосновывается необходимость совершенствования системы государственного инвестирования и оптимизации использования средств для выхода из сложившейся кризисной ситуации. Для этого необходима разработка обоснованных инвестиционных проектов, актуальных в разрезе ограниченных финансовых ресурсов. Также ведущую роль в системе государственного регулирования экономики должно играть поддержание соответствующего уровня цен и ценового равновесия, поскольку процесс разбалансировки ценового механизма может привести к разрушительным последствиям. Рассматривается модель финансирования механизма инвестиционной стратегии агропромышленного комплекса республики, которая включает три блока. Инвестиционная политика в аграрном секторе экономики региона должна быть направлена на формирование конкурентоспособных производств и приоритетное развитие их подразделений, обеспечивающих нормальное функционирование сельскохозяйственного производства. Анализ состояния производственной и финансовой деятельности агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики показывает, что значительная часть предприятий и организаций сельского хозяйства являются убыточными. Основными причинами являются недостаточность ресурсного обеспечения, низкий уровень инвестиционной и инновационной активности, отсутствие эффективной и легкодоступной системы кредитно-финансового, инвестиционного и налогового обеспечения стратегического развития АПК и его экономических субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITION OF INVESTMENT AND FORM OF STATE SUPPORT OF THE INVESTMENT PROCESS IN THE AGRICULTURE SECTOR OF THE REGION

The article analyzes investments in the republic's agro-industrial complex, as well as the financing of agricultural production. The author substantiates the need to improve the system of public investment and optimize the use of funds to overcome the current crisis situation. To do this, it is necessary to develop sound investment projects that are relevant in the context of limited financial resources. Also, the maintenance of an appropriate level of prices and price equilibrium should play a leading role in the system of state regulation of the economy, since the process of unbalancing the price mechanism can lead to devastating consequences. The model of financing the mechanism of the investment strategy of the republic's agro-industrial complex, which includes three blocks, is considered. The investment policy in the agrarian sector of the regional economy should be aimed at the formation of competitive industries and the priority development of their units that ensure the normal functioning of agricultural production. Analysis of the state of production and financial activities of the agro-industrial complex of the Kabardino-Balkarian Republic shows that a significant number of agricultural enterprises and organizations are unprofitable. The main reasons are the insufficiency of resource provision, the low level of investment and innovation activity, the lack of an effective and easily accessible system of credit, financial, investment and tax support for the strategic development of the agro-industrial complex and its economic entities.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ИНВЕСТИРОВАНИЯ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В АПК РЕГИОНА»

УДК 332.135

Пилова Ф. И. Pilova F. I.

СОСТОЯНИЕ ИНВЕСТИРОВАНИЯ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В АПК РЕГИОНА

CONDITION OF INVESTMENT AND FORM OF STATE SUPPORT OF THE INVESTMENT PROCESS IN THE AGRICULTURE SECTOR OF THE REGION

В статье анализируется инвестирование агропромышленного комплекса республики, а также финансирование производства сельскохозяйственной продукции. Обосновывается необходимость совершенствования системы государственного инвестирования и оптимизации использования средств для выхода из сложившейся кризисной ситуации. Для этого необходима разработка обоснованных инвестиционных проектов, актуальных в разрезе ограниченных финансовых ресурсов. Также ведущую роль в системе государственного регулирования экономики должно играть поддержание соответствующего уровня цен и ценового равновесия, поскольку процесс разбалансировки ценового механизма может привести к разрушительным последствиям.

Рассматривается модель финансирования механизма инвестиционной стратегии агропромышленного комплекса республики, которая включает три блока. Инвестиционная политика в аграрном секторе экономики региона должна быть направлена на формирование конкурентоспособных производств и приоритетное развитие их подразделений, обеспечивающих нормальное функционирование сельскохозяйственного производства.

Анализ состояния производственной и финансовой деятельности агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики показывает, что значительная часть предприятий и организаций сельского хозяйства являются убыточными. Основными причинами являются недостаточность ресурсного обеспечения, низкий уровень инвестиционной и инновационной активности, отсутствие эффективной и легкодоступной системы кредитно-финансового, инвестиционного и налогового обеспечения стратегического развития АПК и его экономических субъектов.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, инвестиции, государственная поддержка, финансирование.

The article analyzes investments in the republic's agro-industrial complex, as well as the financing of agricultural production. The author substantiates the need to improve the system of public investment and optimize the use of funds to overcome the current crisis situation. To do this, it is necessary to develop sound investment projects that are relevant in the context of limited financial resources. Also, the maintenance of an appropriate level of prices and price equilibrium should play a leading role in the system of state regulation of the economy, since the process of unbalancing the price mechanism can lead to devastating consequences.

The model of financing the mechanism of the investment strategy of the republic's agro-industrial complex, which includes three blocks, is considered. The investment policy in the agrarian sector of the regional economy should be aimed at the formation of competitive industries and the priority development of their units that ensure the normal functioning of agricultural production.

Analysis of the state ofproduction and financial activities of the agro-industrial complex of the Kabardino-Balkarian Republic shows that a significant number of agricultural enterprises and organizations are unprofitable. The main reasons are the insufficiency of resource provision, the low level of investment and innovation activity, the lack of an effective and easily accessible system of credit, financial, investment and tax support for the strategic development of the agro-industrial complex and its economic entities.

Key words: agro-industrial complex, investments, state support, financing.

Пилова Фатима Исмаиловна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 960 428 04 40 E-mail: faty116.fp@gmail.com

Pilova Fatima Ismailovna -

Candidate of Economic Sciences, Associated Professor of Finances, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 960 428 04 40 E-mail: faty116.fp@gmail.com

Введение. Наиболее остро кризис в агропромышленном секторе экономики республики затронул финансирование отраслей агропромышленного комплекса. Для нормального функционирования агропромышленного комплекса требуются значительные финансовые ресурсы.

Ход исследования. В течение ряда лет финансирование различных мероприятий в агропромышленном комплексе республики осуществляется из федерального бюджета. Однако государственное финансирование производится крайне неравномерно и не в полном объеме.

Для преодоления кризисных явлений в агропромышленном комплексе необходимо совершенствовать систему государственного инвестирования, а также оптимизировать использование средств. Для этого следует разработать обоснованные инвестиционные проекты, что приобретают особую актуальность в настоящее время, когда объем финансовых ресурсов существенно ограничен [5].

Модель формирования механизма инвестиционной стратегии АПК может включать три блока. Главным элементом первого блока является «дорожная карта» реализации программ развития субъектов АПК и программ развития сельских территорий.

Второй блок - это подсистема формирования фонда денежного сопровождения мероприятий «дорожной карты». Это комплексная сложная подсистема, включающая как минимум три источника формирования фонда: собственные источники средств (прибыль, амортизация, резервный фонд); кредиты, займы и инвестиционный портфель. Сложность подсистемы заключается в том, что необходимо пользоваться достоверной информацией о динамике формирования собственных средств с учетом реализации мероприятий «дорожной карты», приносящих доходы и прибыль, накопления амортизационных отчислений. Требуется также ответственный

подход к кредитному финансированию мероприятий «дорожной карты» и, в первую очередь, к качеству разработки бизнес-планов под кредиты. Конечным продуктом второго блока является график поступления денежных средств. Только качественная разработка первых двух блоков создает привлекательную основу для инвесторов.

Третий блок - это подсистема менеджмента, главная задача которой обеспечить устойчивое стратегическое развитие субъектов АПК, сельского хозяйства и сельской территории [8].

Важной характеристикой экономической деятельности сельского хозяйства республики является, как известно, динамика уровня рентабельности производства сельскохозяйственной продукции.

Очевидно, что тенденция уменьшения уровня рентабельности производства сельскохозяйственной продукции привела к резкому увеличению количества убыточных хозяйств в республике. Еще более быстрыми темпами растет сумма убытков.

Имеющиеся негативные тенденции в сельском хозяйстве привели к потере собственных оборотных средств хозяйств республики, к огромной их зависимости от банковской системы [4].

Ведущую роль в системе государственного регулирования экономики должно играть поддержание соответствующего уровня цен и ценового равновесия, поскольку процесс раз-балансирования ценового механизма может привести к разрушительным последствиям.

Как известно, уровень инвестиций в сельское хозяйство до 90-х годов по всей стране был достаточно высокий. Однако, начиная с 90-х годов, наблюдается обратная картина резкого сокращения объема инвестиций в сельскохозяйственное производство. Сельское хозяйство значительно отстало по этому показателю от остальных отраслей экономики. Очевидно, что такое отношение к сель-

скому хозяйству не могло не отразиться на производстве продукции, и в итоге на продовольственной безопасности страны в целом.

Основные причины такой инвестиционной политики связаны с особенностями сельского хозяйства, как системы: большой уровень неопределенности и условий функционирования и, как следствие, значительный риск, что капиталовложения в данную сферу не будут оправданы, а также относительно низкая их доходность [2].

В настоящее время коренным образом изменилась отраслевая структура инвестиций. Основное внимание уделяется таким отраслям, как промышленность, добыча сырьевых ресурсов, развитие кредитно-финансовых операций и другие.

Решение проблемы совершенствования системы государственного инвестирования стало одним из условий преодоления кризисного состояния агропромышленного комплекса [1]. Другой важной проблемой в данной области можно считать оптимизацию использования, то есть разработку достаточно обоснованных инвестиционных проектов. Выполнение программы по развитию агропромышленного комплекса КБР определяется централизованными капитальными вложениями из федерального и местного бюджетов, а также за счет собственных средств предприятий всех форм хозяйствования.

Спад производства, остановка действующих предприятий, структурная перестройка на стартовом уровне вхождения республики в рынок осложнили общее экономическое состояние. В последние годы сложилась устойчивая тенденция сокращения капитальных вложений в аграрный сектор экономики республики. В результате устарела материально-техническая база и инфраструктура села.

Для осуществления задач, поставленных правительством КБР по проведению аграрной реформы, необходимы существенные изменения в кредитной, ценовой и налоговой политике. Эффективное производство сельскохозяйственной продукции возможно при реализации инвестиционных программ, у которых имеется реальное финансовое обеспечение [7]. Целесообразно, чтобы управление процессом финансового обеспечения и поддержания инвестиционного спроса базировалось на консолидированных финансовых источниках. Таким источником мог бы высту-

пать фонд поддержки сельских товаропроизводителей, формируемый за счет отчислений от арендной платы за пользование недрами промышленных предприятий и бюджетных отчислений на определенном уровне от ВНП республики. Кроме того, в реализации инвестиционных программ необходимо участие федерального бюджета.

Результаты исследования. Для успешного развития агропромышленного комплекса региона необходимы компенсационные выплаты части затрат на электрическую энергию, газ, дизельное топливо для сельскохозяйственной техники, а также на приобретение минеральных удобрений, приобретение и ремонт сельскохозяйственной техники.

Неверно ориентированная налоговая политика вынуждает предприятия, использующие худшие или средние ресурсы, попасть в число убыточных. Налогообложение прибыли отбирает у низкорентабельных сельскохозяйственных предприятий значительную часть их дохода. В то же время, рента, как избыточная прибыль, не изымается у сельскохозяйственных предприятий, использующих лучшие ресурсы. В сельскохозяйственном производстве основным налогом должен стать налог на землю как основное средство производства [3]. Ставку этого налога в республике следует установить в соответствии с месторасположением, оценкой плодородия и других факторов на основе дифференциальной ренты.

Успешное осуществление аграрной реформы связано с необходимостью ценового регулирования. В первую очередь необходимо установить государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, обеспечивающие уровень рентабельности, необходимый для расширенного воспроизводства. Необходимо систематически при этом проводить индексацию цен с учетом инфляции. Следует ввести государственные залоговые операции по разработанным залоговым ставкам с учетом индексации для того, чтобы обеспечить уровень доходности для простого воспроизводства.

Следует ввести государственное регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов с установлением экономических санкций за допускаемые нарушения.

Должен действовать экономический механизм регулирования доходности между сельскими товаропроизводителями, перерабаты-

вающими предприятиями и торговлей, который мог бы обеспечить равноправие в распределении средств между всеми этими сферами.

Привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс может быть стимулировано инвестиционными премиями за сооружение приоритетных объектов, гарантиями на ссуды, страхованием риска, оказанием помощи в приобретении земель под строительные площадки. Одним из важных направлений инвестиций необходимо считать вложение в отрасли, дающие отдачу в минимально короткие сроки.

Инвестиционная политика в аграрном секторе экономики региона должна быть направлена на формирование конкурентоспособных производств и приоритетное развитие их подразделений, обеспечивающих нормальное функционирование сельскохозяйственного производства [6]. Комплекс мер государственной поддержки агропромышленного комплекса республики, необходимый для успешного функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Комплекс мер государственной поддержки АПК республики

Сложившиеся на сегодня в инвестиционной политике диспропорции увеличивают разрыв между потенциалом сельского хозяйства, вспомогательными обслуживающими и перерабатывающими отраслями, ухудшают соотношение между активными и пассивными основными фондами. Для устранения диспропорций в структуре основных фондов следует выделить инвестиции, связанные с изменением структурной политики развития и размещения агропромышленного производства с учетом специализации районов республики.

Область применения результатов: аграрный сектор экономики региона.

Выводы. Таким образом, анализ состояния производственной и финансовой деятельности агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики показывает, что значительная часть предприятий и организаций сельского хозяйства являются убыточными. Основными причинами являются недостаточность ресурсного обеспечения, низкий уровень инвестиционной и инновационной активности, отсутствие эффективной и легкодоступной системы кредитно-финансового, инвестиционного и налогового обеспечения стратегического развития АПК и его экономических субъектов.

Сельскохозяйственные предприятия не могут самостоятельно справляться с финансовыми проблемами в части восстановления и наращивания производства сельскохозяйственной продукции за счет лишь собственных средств. Поэтому необходима грамотная, на-

Литература

1. Аброкова Л.С. Государственные программы поддержки и развития АПК // Актуальные проблемы науки в условиях современной России: I заочная Всероссийская научно-практическая конференция. Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2014. С. 100-103.

2. Бесланеева Ж.Х. Формирование механизма обеспечения устойчивого развития АПК: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Нальчик, 2009. 23 с.

3. Буздова Э.С. Концепция развития АПК региона в современных условиях // В сборнике «Состояние и перспективы развития экономики в условиях неопределённости»: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2014. С. 29-31.

4. Гуданаева И.Х. Механизмы совершенствования системы управления инновационным развитием АПК региона // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2012. №2(46). Ч. 2. С. 80-84

5. Гурфова С.А., Багова О.И., Маржо-хов З. С. Инновационно-индустриальная стратегия развития регионального АПК (на примере Кабардино-Балкарской Республики) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. №42. С. 55-63.

6. Дышекова А.А. Направления формирования инновационной системы АПК // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. №1(4). С. 228-231.

7. Казова З.М. Перспективы и тенденции агропромышленного реформирования // В сборнике «Устойчивость развития и саморазвития региональных социально-экономических систем: методология, теория, практика»: сборник статей Международной научно-практической конференции. Нальчик, 2015. С. 225-227.

8. Кокова Э.Р., Беляев А.А. Агропромышленный комплекс Кабардино-Балкарской Республики: современные тенденции и стратегия управления инвестиционными процессами // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. №9. С. 327-342.

учно обоснованная государственная инвестиционная политика, ориентированная, прежде всего, на восстановление престижа сельскохозяйственного производства и стимулирование инвестиционных процессов в АПК.

References

1. Abrokova L.S. Gosudarstvennye program-my podderzhki i razvitiya APK // Aktualnye problemy nauki v usloviyakh sovremennoj Ros-sii: I zaochnaya Vserossijskaya nauchno-prakti-cheskaya konferentsiya. Rostov-na-Donu: DGTU, 2014. S. 100-103.

2. Beslaneeva Zh.Kh. Formirovanie mekha-nizma obespecheniya ustojchivogo razvitiya APK: avtoref. dis. ... kand. ekonom. nauk. Nalchik, 2009. 23 s.

3. Buzdova E.S. Kontseptsiya razvitiya APK regiona v sovremennykh usloviyakh // V sbor-nike «Sostoyanie i perspektivy razvitiya ekono-miki v usloviyakh neopredelyonnosti»: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Ufa, 2014. S. 29-31.

4. Gudanaeva I.Kh. Mekhanizmy sover-shenstvovaniya sistemy upravleniya innovatsion-nym razvitiem APK regiona // Izvestiya Kabar-dino-Balkarskogo nauchnogo tsentra RAN. 2012. №2(46). Ch. 2. S. 80-84.

5. Gurfova S.A., Bagova O.I., Marzhok-hov Z.S. Innovatsionno-industrialnaya strategiya razvitiya regionalnogo APK (na primere Kabar-dino-Balkarskoj Respubliki) // Natsionalnye inte-resy: prioritety i bezopasnost. 2014. №42. S. 5563.

6. Dyshekova A.A. Napravleniya formirova-niya innovatsionnoj sistemy APK // Innovatsion-naya ekonomika: perspektivy razvitiya i sover-shenstvovaniya. 2014. №1(4). S. 228-231.

7. Kazova Z.M. Perspektivy i tendentsii agro-promyshlennogo reformirovaniya // V sbornike «Ustojchivost razvitiya i samorazvitiya regional-nykh sottsialno-ekonomicheskikh sistem: meto-dologiya, teoriya, praktika»: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Nalchik, 2015. S. 225-227.

8. Kokova E.R., Belyaev A.A. Agropromysh-lennyj kompleks Kabardino-Balkarskoj Respubliki: sovremennye tendentsii i strategiya upravle-niya investitsionnymi protsessami // Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. 2016. №9. S. 327-342.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.