Научная статья на тему 'РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РАЗВИТИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА'

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РАЗВИТИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИИ / AGRICULTURE / STATE SUPPORT / SUBSIDIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пилова Ф.И.

В настоящее время вопросы развития сельского хозяйства приобретают особое значение в контексте импортозамещения и экспортной ориентации. Отрасль нуждается в активной поддержке в связи со специфическими особенностями этого сектора экономики, которые необходимы для эффективного функционирования, динамичного развития и высокого уровня конкурентоспособности. Государственная поддержка должна обеспечить благоприятные условия для функционирования отечественных производителей, стимулировать производство высококачественной продукции и повысить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Реализация аграрной политики России осуществляется посредством Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, которая ориентирована на приоритетную поддержку животноводства, что связано с политикой импортозамещения и нашло свое отражение в структуре финансирования. В статье представлен анализ роли государственной поддержки агропромышленного комплекса региона в повышении конкурентоспособности отрасли. Рассмотрены основные положения функционирования государственной поддержки сельского хозяйства, а также определены значимые факторы, влияющие на результативность ее работы. Разработана модель взаимодействия государственных органов и представителей агробизнеса. Обоснована роль государства в обеспечении конкурентоспособности отраслей сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF GOVERNMENT SUPPORT IN THE DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL COMPLEX OF THE REGION

Currently, the issues of agricultural development are of particular importance in the context of import substitution and export orientation. The industry needs active support in connection with the specific features of this sector of the economy that are necessary for the efficient functioning and dynamic development and a high level of competitiveness. Government support should ensure an enabling environment for the functioning of the domestic producers to stimulate the production of high quality products and increase the competitiveness of agricultural products and services in both domestic and foreign markets. The implementation of the agrarian policy of Russia is carried out by means of the State program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020, which focuses on priority support livestock production that is connected with the policy of import substitution and is reflected in the structure of financing. The article presents the analysis of the role of state support of agriculture in enhancing the competitiveness of the industry. The basic principles of the functioning of state support of agriculture, and also identifies significant factors that affect the performance of its work. The model of interaction of state bodies and representatives of agribusiness is worked out. The role of the state in ensuring the competitiveness of agricultural industries is signified.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РАЗВИТИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА»

УДК 332

Пилова Ф. И. Pilova F. I.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РАЗВИТИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

THE ROLE OF GOVERNMENT SUPPORT IN THE DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL COMPLEX OF THE REGION

В настоящее время вопросы развития сельского хозяйства приобретают особое значение в контексте импортозамещения и экспортной ориентации. Отрасль нуждается в активной поддержке в связи со специфическими особенностями этого сектора экономики, которые необходимы для эффективного функционирования, динамичного развития и высокого уровня конкурентоспособности. Государственная поддержка должна обеспечить благоприятные условия для функционирования отечественных производителей, стимулировать производство высококачественной продукции и повысить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Реализация аграрной политики России осуществляется посредством Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, которая ориентирована на приоритетную поддержку животноводства, что связано с политикой импортозамеще-ния и нашло свое отражение в структуре финансирования. В статье представлен анализ роли государственной поддержки агропромышленного комплекса региона в повышении конкурентоспособности отрасли. Рассмотрены основные положения функционирования государственной поддержки сельского хозяйства, а также определены значимые факторы, влияющие на результативность ее работы. Разработана модель взаимодействия государственных органов и представителей агробизнеса. Обоснована роль государства в обеспечении конкурентоспособности отраслей сельского хозяйства.

Currently, the issues of agricultural development are of particular importance in the context of import substitution and export orientation. The industry needs active support in connection with the specific features of this sector of the economy that are necessary for the efficient functioning and dynamic development and a high level of competitiveness. Government support should ensure an enabling environment for the functioning of the domestic producers to stimulate the production of high quality products and increase the competitiveness of agricultural products and services in both domestic and foreign markets. The implementation of the agrarian policy of Russia is carried out by means of the State program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020, which focuses on priority support livestock production that is connected with the policy of import substitution and is reflected in the structure of financing. The article presents the analysis of the role of state support of agriculture in enhancing the competitiveness of the industry. The basic principles of the functioning of state support of agriculture, and also identifies significant factors that affect the performance of its work. The model of interaction of state bodies and representatives of agribusiness is worked out. The role of the state in ensuring the competitiveness of agricultural industries is signified.

Ключевые слова: сельское хозяйство, агро- Key words: agriculture, agriculture, state sup-

промышленный комплекс, государственная под- port, subsidies. держка, субсидии.

Пилова Фатима Исмаиловна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик E-mail: faty116.fp@gmail.com

Pilova Fatima Ismailovna -

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik E-mail: faty116.fp@gmail.com

Введение. Государственная поддержка является составной частью аграрной политики и позволяет существенно смягчить последствия неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики, а также обеспечить эффективное функционирование агропромышленного производства России в целом. Развитые страны, где государственные органы управления выделяют значительные финансовые средства на поддержку сельского хозяйства, стимулируя модернизацию техники и технологий агропромышленного производства, добились высоких результатов в продовольственном обеспечении населения.

Ход исследования. В настоящее время в России сложилась достаточно развитая система государственной поддержки, направленная на содействие сельхозтоваропроизводителям в осуществлении производственной и коммерческой деятельности. Растут объемы выделенных средств, появляются новые направления государственного участия, совершенствуются его формы и инструменты.

Агропромышленный комплекс играет ключевую роль в экономическом развитии страны. Государственная и экономическая эффективность функционирования АПК оказывает существенное влияние на уровень продовольственной безопасности государства и насыщенность рынка продовольственными товарами. Региональный агропромышленный комплекс является стратегически важным сектором экономики, который имеет основополагающее значение для обеспечения продовольственной безопасности конкретного региона [1].

В настоящее время одним из основных направлений эффективного развития аграрного сектора является развитие интеграционных процессов в сельском хозяйстве, использование кооперативных интегрированных связей по всей цепочке производства - переработки - сбыта сельскохозяйственной продукции. Исследователи отмечают, что сектор агро-

бизнеса состоит из взаимосвязанных подсекторов, работающих вместе для предоставления товаров и услуг потребителям во всем мире. В связи с необходимостью учитывать экономические, социальные и экологические проблемы компании, менеджеры разделяют многие проблемы в этом секторе, которые существуют в других цепочках создания стоимости бизнеса [2]. Можно отметить, что сельхозпроизводители присоединяются к интегрированным структурам не только для достижения равных с партнерами экономических факторов для производства конечного продукта, но, прежде всего, для обеспечения преодоления их финансовой несостоятельности, высокой кредиторской задолженности, износа основных фондов, нехватки оборотного капитала и технологическая отсталость. Интегрированное планирование может значительно повысить конкурентоспособность всей цепочки и принести пользу всем ее агентам независимо от того, что производится; поэтому часто проводятся интеграционные исследования отдельных отраслей. Интегрированные механизмы планирования производства могут улучшить координацию агропромышленных производственных систем. Зарубежные исследователи анализируют альтернативные формы ведения сельского хозяйства, уделяя особое внимание роли вертикально интегрированного агробизнеса.

Система управления агропромышленным комплексом должна реализовывать следующие задачи:

- обеспечить продовольственную безопасность региона;

- удовлетворить продовольственные потребности населения региона;

- улучшить условия жизни населения в сельской местности;

- увеличить объемы реализации сельхозпродукции в регионе;

- развивать цивилизованное сельское предпринимательство и др.

Достигнуть этих целей будет невозможно без государственной поддержки, которая координирует социально-экономическую направленность системы управления АПК с целью ее эффективного функционирования.

Повышение роли государства в обеспечении эффективной реализации экономического потенциала региона очевидно и актуально в условиях:

- межрегиональной дифференциации, обусловленной несбалансированными конкурентными преимуществами регионов;

- различных уровней адаптационных возможностей регионов и их отраслей к требованиям рынка;

разного менталитета населения и власти к рынку;

- сокращения государственных инвестиций в региональное развитие;

- фактического сведения роли государственных органов управления и контроля к исполнению функций статистического учета и констатации фактов деятельности субъектов экономики.

И здесь недопустимо прятаться за аргументами демократии и саморегуляции рынка.

Регион со всеми своими отраслями деятельности представляет собой объект государственного значения и является экономической

и социально-политической составляющей государственной региональной политики. Федеральный центр объективно заинтересован в рентабельности экономики каждого региона и в плане пополнения российского бюджета, и с точки зрения социальной стабильности, межнационального сотрудничества. Проблемы социально-экономического развития отраслей региона находятся в тесной взаимозависимости от аналогичных проблем и процессов, происходящих в Российской Федерации.

Результаты исследования. В настоящее время бизнес начинает осознавать роль и необходимость интеграционных процессов. Только в рамках интеграционных структур отраслевого, межотраслевого и межгосударственного уровней может быть весьма полезной и эффективной поддержка бизнеса государством. Взаимодействие власти и бизнеса должно выстраиваться только на базе модели с хорошо отработанными компонентами, в числе которых (рис. 1):

- определение перспективных технологий, направлений сотрудничества (интеграции), долгосрочных перспектив развития;

- государственная поддержка стратегических проектов и программ;

- осуществление корпоративного менеджмента в интеграционных структурах.

Рисунок 1 - Модель взаимодействия «власти» и бизнеса

137

Как показано на рисунке, региональная экономика должна строиться в сотрудничестве с наукой и бизнесом. На первом этапе государство с помощью науки и специалистов бизнеса на базе методик стратегического анализа (форсайта) определяет стратегические направления развития экономики и разрабатывает конкретные проекты и программы. На втором этапе формируются интеграционные структуры (кластеры) по направлениям, проектам и программам с отраслевым или региональным аспектом. На третьем этапе прорабатывается корпоративный менеджмент -полноценный со всеми стандартными его функциями. Менеджмент обеспечивает контроль и анализ хода реализации целей и задач интеграционных структур, представляет управляющим органам оперативную и достоверную информацию, позволяет принимать качественные и эффективные решения по координации всех видов ресурсов, включая финансовые.

Как видно из схемы, субъекты бизнеса могут выбирать стратегию своего развития. Первый путь - самостоятельно определиться со своей миссией и стратегией и разработать бизнес-планы на перспективу (направления 4 и 5 на схеме). Второй путь - отладка сотрудничества с государством и наукой, при этом подключиться к такому сотрудничеству бизнес может:

- на первом этапе: анализе стратегических направлений развития национальной и региональной экономики (направление 1 на схеме);

- на этапе разработки региональных проектов и программ в рамках отрасли или региона в целом (направление 2 на схеме);

- на этапе формирования интеграционных структур.

Эффективность развития единого интеграционного пространства в значительной мере зависит от скоординированного функционирования интеграционных процессов на региональном, т.е. межотраслевом уровне.

В настоящее время реализация аграрной политики России осуществляется посредством Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, которая ориентирована на приоритетную поддержку животноводства, что связано с политикой им-

портозамещения и нашло свое отражение в структуре финансирования [3].

Можно выделить ряд причин, обуславливающих необходимость государственной поддержки АПК:

1. Специфика сельского хозяйства - зависимость от природных ресурсов, сезонность, влияние факторов окружающей среды. Эти факторы не позволяют рыночным механизмам функционировать с такой же эффективностью, как в других отраслях экономики.

2. Снижение уровня эффективности производства отечественного сельхозпроизводст-ва, обусловленного снижением технологического уровня и утратой финансовой независимости.

3. Изъятие дохода и диспаритет цен, являющиеся реальной угрозой для аграрной экономики. Ежегодно через систему цен изымается порядка 8-10% валовой продукции [4].

Данные факторы указывают на необходимость повышения роли государства в поддержке аграрного комплекса. Усиление регулирующего воздействия со стороны правительства является объективной потребностью для эффективного функционирования АПК. Реализация механизма государственной поддержки хозяйствующих субъектов в современных условиях должна обеспечивать базовое единство организационно-экономических, социально-трудовых и административно-правовых процессов, а также формировать эффективное конкурентоспособное агропромышленное производство, гарантирующее продовольственную безопасность страны. Государственная поддержка в России является важнейшим экономическим инструментом в рамках аграрной политики. Она реализуется преимущественно посредством субсидирования производства. Данная поддержка направляется на компенсацию части затрат на производство продукции в целях последующего расширения воспроизводства, что будет оказывать позитивное влияние на продовольственную безопасность страны.

В Кабардино-Балкарской республике государственная поддержка АПК предоставляется в основном в форме государственных субсидий и предоставлении грантов. В 2019 году на территории республики реализовывались следующие направления государственной поддержки:

- развитие отраслей агропромышленного комплекса (всего по направлению выделено 1 229 733 тыс. руб.):

• оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (162 217 тыс. руб.);

• повышение продуктивности в молочном скотоводстве (68 552 тыс. руб.);

• содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса «Единая субсидия» (998 964 тыс. руб.);

- стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе (всего по направлению выделено 44 976 тыс. руб.):

• поддержка инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе (28 588 тыс. руб.);

• возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса (16 388 тыс. руб.);

- развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения (всего по направлению выделено 424 640 тыс. руб.);

- устойчивое развитие сельских территорий (всего по направлению выделено 42 036 тыс. руб.);

- создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (всего по направлению выделено 140 051 тыс. руб.) [5].

Всего в 2019 году по направлениям государственной поддержки агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской республики выделено 1 881 436 тыс. руб.

Область применения результатов. Экономика Кабардино-Балкарской республики.

Выводы. В заключение можно сделать вывод, что государственная поддержка аграрного сектора экономики в рамках принятой стратегии является мощным рычагом воздействия на рост эффективности функционирования сельского хозяйства. Принятое решение о льготном кредитовании и субсидировании позволит динамично развиваться как крупным предприятиям, так и небольшим фермерским хозяйствам, причем речь идет не только о росте эффективности производства и производительности в целом, но и качестве, оказывающем положительное влияние на конкурентоспособность производимой продукции. В свою очередь, достижение высокого уровня конкурентоспособности и эффективности хозяйственной деятельности станет инструментом для роста инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности отрасли, повышения уровня жизни и материального благосостояния, то есть рычагом для решения задач развития сельского хозяйства и сельских территорий, а также обеспечения продовольственной безопасности.

Литература

1. Кокова Э.Р., Беляев А.А. Агропромышленный комплекс Кабардино-Балкарской Республики: современные тенденции и стратегия управления инвестиционными процессами // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. №9. С. 327-342.

2. Сладкова Т.В. Роль государственной поддержки агропромышленного комплекса в повышении конкурентоспособности сельскохозяйственной отрасли в России // Российское предпринимательство. 2015. Том 16. №7. С. 979-988.

3. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.»: Постановление от 14.07.2012 г № 717

References

1. Kokova E.R., Belyaev A.A. Agropromysh-Ьппу) kompleks Kabardino-Balkarskoj Respub-НЫ: sovremennye tendencii i strategiya upravle-niya investicionnymi processami // Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. 2016. №9. S. 327-342.

2. Sladkova T.V. Rol' gosudarstvennoj pod-derzhki agropromyshlennogo kompleksa v povyshenii konkurentosposobnosti sel'skoho-zyajstvennoj otrasli v Rossii // Rossijskoe pred-рпшта1е1^о. 2015. Тот 16. №7. S. 979-988.

3. Gosudarstvennaya programma «Razvitie sel'skogo hozyajstva i regulirovanie rynkov sel'-skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'-stviya na 2013-2020 gg.»: Postanovlenie ot 14.07.2012 g № 717

4. Климова Н.В., Шаповалова Г.И. Государственная поддержка в достижении целевых показателей развития сельского хозяйства // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2017.

5. http: // www.gp.specagro.ru/region/3751/2/ 31/12/2019

4. Klimova N.V., SHapovalova G.I. Gosu-darstvennaya podderzhka v dostizhenii celevyh pokazatelej razvitiya sel'skogo hozyajstva // Nauchnyj zhurnal KubGAU - Scientific Journal of KubSAU. 2017.

5. http://www.gp.specagro.ru/region/3751/2/ 31/12/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.