Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА'

ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пилова Ф.И.

В статье проводится анализ ключевых проблем устойчивого развития экономики Кабардино-Балкарской республики, существующих на сегодняшний день. Достижение устойчивого развития - одна из наиболее актуальных проблем, стоящих перед всеми субъектами страны. Устойчивость экономического развития представляет собой такое состояние экономики, при котором поддерживается стабильность конечных параметров развития производственных, социальных и экономических показателей. Анализ устойчивого развития региона, направленный на выработку активной социально-экономической политики, показывает, что в каждом анализируемом субъекте Российской Федерации нужен особый подход к решению проблем устойчивости развития, связанный со структурой экономики региона, его демографическим и национальным составом, состоянием использования недр и их перспективных возможностей, а также положением социальной, финансовой и экологической сфер. Существующая в нашей стране система управления региональным развитием несовершенна. В связи с этим, в статье раскрываются проблемы, препятствующие устойчивому региональному развитию субъектов Российской Федерации. Также в данной работе рассматриваются факторы, сдерживающие развитие деятельности организаций в сфере промышленности, агропромышленного комплекса, социальной сфере, а также в таких отраслях, как водообеспечение населения, транспортный комплекс, топливно-энергетическая сфера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMY

The article analyzes the key problems of sustainable development of the economy of the Kabardino-Balkarian Republic that exist today. Achieving sustainable development is one of the most pressing problems facing all regions of the country. The stability of economic development is a state of the economy in which the stability of the final parameters of the development of production, social and economic indicators is maintained. Analysis of the sustainable development of the region, aimed at developing an active socio-economic policy, shows that in each analyzed subject of the Russian Federation a special approach is needed to solving the problems of sustainable development associated with the structure of the region's economy, its demographic and ethnic composition, the state of the use of mineral resources and their prospective opportunities, as well as the state of the social, financial and environmental spheres. The system of regional development management existing in our country is imperfect. In this regard, the article reveals the problems that hinder the sustainable regional development of the constituent entities of the Russian Federation. This paper also examines the factors that hinder the development of organizations in the field of industry, the agro-industrial complex, the social sphere, as well as in such industries as water supply to the population, the transport complex, the fuel and energy sector.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА»

УДК 332

Пилова Ф. И. Pilova F. I.

ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА PROBLEMS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMY

В статье проводится анализ ключевых проблем устойчивого развития экономики Кабардино-Балкарской республики, существующих на сегодняшний день. Достижение устойчивого развития - одна из наиболее актуальных проблем, стоящих перед всеми субъектами страны. Устойчивость экономического развития представляет собой такое состояние экономики, при котором поддерживается стабильность конечных параметров развития производственных, социальных и экономических показателей.

Анализ устойчивого развития региона, направленный на выработку активной социально-экономической политики, показывает, что в каждом анализируемом субъекте Российской Федерации нужен особый подход к решению проблем устойчивости развития, связанный со структурой экономики региона, его демографическим и национальным составом, состоянием использования недр и их перспективных возможностей, а также положением социальной, финансовой и экологической сфер. Существующая в нашей стране система управления региональным развитием несовершенна. В связи с этим, в статье раскрываются проблемы, препятствующие устойчивому региональному развитию субъектов Российской Федерации. Также в данной работе рассматриваются факторы, сдерживающие развитие деятельности организаций в сфере промышленности, агропромышленного комплекса, социальной сфере, а также в таких отраслях, как водообеспечение населения, транспортный комплекс, топливно-энергетическая сфера.

Ключевые слова: устойчивое развитие, экономика региона, агропромышленный комплекс, промышленность.

The article analyzes the key problems of sustainable development of the economy of the Kabardino-Balkarian Republic that exist today. Achieving sustainable development is one of the most pressing problems facing all regions of the country. The stability of economic development is a state of the economy in which the stability of the final parameters of the development of production, social and economic indicators is maintained.

Analysis of the sustainable development of the region, aimed at developing an active socioeconomic policy, shows that in each analyzed subject of the Russian Federation a special approach is needed to solving the problems of sustainable development associated with the structure of the region's economy, its demographic and ethnic composition, the state of the use of mineral resources and their prospective opportunities, as well as the state of the social, financial and environmental spheres. The system of regional development management existing in our country is imperfect. In this regard, the article reveals the problems that hinder the sustainable regional development of the constituent entities of the Russian Federation. This paper also examines the factors that hinder the development of organizations in the field of industry, the agro-industrial complex, the social sphere, as well as in such industries as water supply to the population, the transport complex, the fuel and energy sector.

Key words: sustainable development, regional economy, agro-industrial complex, industry.

Пилова Фатима Исмаиловна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик E-mail: faty116.fp@gmail.com

Pilova Fatima Ismailovna -

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik E-mail: faty116.fp@gmail.com

Введение. Устойчивое развитие регионов Российской Федерации как процесс реализации необратимых закономерных изменений осуществляется в результате целенаправленных воздействий субъектов управления [1]. Однако в настоящее время, можно говорить о том, что административные, экономические, социальные рычаги и инструменты управленческого воздействия слабо увязаны между собой, не учитывают особенностей территориального развития, не имеют под собой системной основы. Формирование экономически-эффективной системы устойчивого развития российских регионов должно обеспечить базу для территориального развития. Таким образом, существует необходимость в разработке эффективной методологии по оценке устойчивого развития российских регионов, учитывающая их особенности и векторы развития, что и обуславливает актуальность данного исследования.

Результаты исследования. Анализ устойчивого развития региона, направленный на выработку активной социально-экономической политики, показывает, что в каждом анализируемом субъекте Российской Федерации нужен особый подход к решению проблем устойчивости развития, связанный со структурой экономики региона, его демографическим и национальным составом, состоянием использования недр и их перспективных возможностей, а также положением социальной, финансовой и экологической сфер [2]. Существующая в нашей стране система управления региональным развитием несовершенна. Можно обозначить некоторые проблемы, препятствующие устойчивому региональному развитию субъектов Российской Федерации:

1) преодоление последствий кризисного периода, восстановление экономической среды, стабилизация факторов устойчивого социально-экономического развития;

2) структурная перестройка экономики в условиях санкций, отвечающая требованиям рыночного механизма и геополитическим реалиям, а также поиск новых источников инвестиций для структурной перестройки экономики;

3) ограниченный набор инструментов, применяемых для управления региональным развитием. Основными являются бюджетные трансферты и федеральные целевые про-

граммы. Чрезвычайно медленно идет внедрение в систему государственного управления региональным развитием современных инструментов;

4) отсутствие Генеральной схемы пространственного развития государства с обозначением основных приоритетов в отношении конкретных регионов;

5) отсутствие культуры планирования использования территории. Координирующая роль Генеральной схемы расселения Российской Федерации, принятая в 1994 годы и применяющаяся до сих пор, не отвечает современным реалиям, новой пространственной организации страны;

6) отсутствие единой типологии регионов, призванной для каждого типа территории дифференцировать имеющиеся показатели и параметры проводимой политики;

7) закрепление различных аспектов деятельности территориального планирования за разными ведомствами, в связи с чем наблюдается несогласованность реформы инфраструктур и в целом последствий реализации пакета реформ на территориальном уровне.

8) отсутствие механизмов синхронизации и дополнения федеральных отраслевых стратегий, стратегий регионального развития и стратегий развития муниципальных образований. Как следствие, отсутствие межрегиональной кооперации и неэффективность использования бюджетных средств.

Таким образом, на сегодняшний день можно наблюдать существенное влияние общемировых и глобализационных процессов на развитие национальной и региональной экономики. Благодаря этим процессам, с одной стороны, увеличиваются темпы экономического роста, с другой стороны, повышается неопределенность и неустойчивость развития регионов и стран. Эти процессы носят непрогнозируемый характер, становятся дестабилизирующим фактором, значительно осложняющим управление региональным развитием. В условиях глобализации необходим переход России на путь комплексного решения экономических, социальных и экологических проблем, важным элементом которого является грамотная оценка имеющегося положения в российских регионах в области устойчивого развития.

Проведем анализ ключевых проблем устойчивого социально-экономического разви-

тия Кабардино-Балкарской республики. Для этого сперва рассмотрим факторы, сдерживающие развитие деятельности в сфере промышленности:

- сложность в прохождении процессов, связанных с получением мер государственной поддержки (избыточные требования к заявителям и предоставляемым документам);

- высокие кредитные ставки по банковским кредитам;

- финансовые меры государственной поддержки в основном носят возвратный характер.

В целях опережающего развития промышленности Кабардино-Балкарской Республики необходимо рассмотреть возможность смягчения условий для предприятий промышленного комплекса республики при получении финансовых мер государственной поддержки в рамках мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328, как для приоритетной территории [3].

Бездотационные регионы на реализацию мероприятий региональных программ получают софинансирование из федерального бюджета в размере 30%. Необходимо пересмотреть данный подход и увеличить поддержку промышленности высокодотационных регионов (к которым относятся все республики, входящие в состав СевероКавказского федерального округа) с 5% до 50% и выше, так как региональные бюджеты за счет собственных расходов не в состоянии выделять необходимые для развития промышленности средства [4].

Необходимо решение вопросов, связанных с предоставлением краткосрочных займов за счет средств федерального бюджета под льготный процент субъектам деятельности в сфере промышленности на пополнение оборотных средств, привлечением промышленных предприятий Кабардино-Балкарской Республики для выполнения государственного оборонного заказа, оказанием содействия в размещении государственных заказов на высокотехнологичную продукцию гражданского и двойного назначения в рамках программы диверсификации.

В агропромышленном комплексе основные проблемы связаны со следующими факторами:

- технико-технологическое отставание сельского хозяйства из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию. Принимаемые в рамках реализации государственных программ меры позволили преодолеть многолетнее сокращение численности машин и оборудования в сельском хозяйстве, но имеющейся в наличии сельскохозяйственной техники недостаточно для проведения всего объема сельскохозяйственных работ и обеспечения их качества. Обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей тракторами составляет около 69,8%, зерноуборочными комбайнами - 67,7%, кукурузоуборочными комбайнами -15,8%, плугами - 106,1%, сеялками зерновыми - 73% от нормативов потребности [5];

- неустойчивое финансовое положение многих предприятий: большинство производителей не имеют собственных оборотных средств, уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет им вести производство на расширенной основе, поддерживать и обновлять материальную базу и социальную инфраструктуру, своевременно рассчитываться с поставщиками и подрядчиками;

- рост цен на энергоносители, усиление диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию при недостаточной поддержке государства (в несколько раз ниже развитых стран Европы и США), следствием чего является нерентабельность производства. Неблагоприятное соотношение цен на сельскохозяйственную продукцию и услуги затрудняют своевременное проведение полевых работ и негативно сказываются на общем результате производства;

- неурегулированность земельных отношений, малоразмерное землепользование, постоянный передел и дробление земельных массивов и связанное с этим разрушение сложившейся за многие годы системы земледелия и в особенности севооборотов - основы земледелия и продуктивности полей, снижение эффективности использования мелиорации, агрохимии и крупногабаритной техники;

- выбытие из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий и проблема поддержания (воспроизводства) почвенного плодородия. Вынос питательных веществ из почвы превышает их поступление с минеральными и органическими удобрениями, что приводит к истощению почв. Утрата почвенного плодородия выразилась в частичной деградации почв. Сократилось внесение органических и минеральных удобрений. В сельском хозяйстве имеется проблема дефицита минеральных удобрений. Удельный вес площадей с внесенными минеральными удобрениями во всей посевной площади в сельскохозяйственных организациях республики составляет не более 70%;

- ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции, остается низким уровень развития внутри- и межотраслевой кооперации предприятий. В течение двух десятков лет аграрных преобразований так и не удалось создать удовлетворительную систему реализации сельскохозяйственной продукции, создать условия для эффективной торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием на продовольственном рынке Кабардино-Балкарской Республики;

- медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда, недостаточное ресурсное обеспечение на всех уровнях финансирования. Проявляется нехватка квалифицированных кадров на сельскохозяйственных предприятиях, усиление оттока квалифицированных кадров из аграрной сферы, старение рабочих кадров.

Значительные проблемы существуют также в таких отраслях, как водообеспечение населения, транспортный комплекс, топливно-энергетическая сфера.

В социальной сфере наиболее острыми остаются проблемы, связанные с низким уровнем жизни населения республики, рост потребительских цен, который влечет уменьшение реальной заработной платы, низкие относительно величины прожиточного минимума размеры среднедушевых денежных доходов

населения, среднемесячной заработной платы, среднего размера назначенных пенсий и размеры социальных выплат. Размер среднедушевого дохода по Кабардино-Балкарской Республике в 2018 году составил 66% от среднего показателя по стране, а размер среднемесячной заработной платы - 57%.

Следствием экономических и социальных проблем является миграционная непривлекательность региона. Отрицательное сальдо миграции за 2018 год составило 3,4 тыс. человек. Наибольшую группу выбывших (около 70%) составляют мигранты в активном трудоспособном возрасте - от 20 до 49 лет, главным образом квалифицированные специалисты. Тенденция старения и миграционного оттока трудоспособного населения республики создает значительную демографическую нагрузку на трудоспособное население и бюджет. Так, на 1000 человек трудоспособного населения приходится 729 человек нетрудоспособного возраста. Численность пенсионеров составляет порядка 19,7% населения. Исходя из демографических процессов следует ожидать, что в обозримой перспективе население республики будет продолжать стареть. По прогнозам, к 2030 году люди старше 60 лет будут составлять 25, а к 2050 году -около 30% от общего числа жителей республики, что потребует увеличения расходов на медицинское и социальное обслуживание населения [6].

Огромной проблемой остается безработица, отсутствие работы с достойной оплатой труда. Кабардино-Балкарская республика относится к числу трудоизбыточных регионов. В экономике и социальной сфере занято 362 тыс. человек, численность трудоспособного населения, в силу разных причин не занятого в экономике, превышает 130 тыс. человек. Общая численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда, за 2018 год составила 47,0 тыс. человек, или около 10,4% от рабочей силы республики. По уровню заработной платы республика в течение многих лет стабильно занимает одно из последних мест среди субъектов Российской Федерации.

Область применения результатов: экономика Кабардино-Балкарской республики.

Выводы. Несмотря на положительные тенденции, в республике остаются актуальными следующие проблемы, препятствую-

щие развитию малого и среднего предпринимательства:

- недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств у субъектов малого и среднего предпринимательства;

- трудности с получением кредитов у кредитных организаций и высокие кредитные ставки;

- административные барьеры, препятствующие развитию предпринимательской деятельности и вынуждающие субъекты малого и среднего предпринимательства уходить в теневую экономику.

Следует выделить основные проблемы, занижающие потенциал развития внешнеэкономической деятельности Кабардино-Балкарской республики, в том числе экспортный:

- определенные препятствия во взаимоотношениях с некоторыми странами создает санкционная политика и достаточно сложная экономическая и политическая конъюнктура. Тем не менее, республика стремится сохранить свое присутствие в странах, являющихся ее традиционными партнерами;

- низкая популярность и активность предприятий республики в направлении

Литература

1. Алексеева Т.В. Управление устойчивым развитием экономических систем региона. Монография. - Орел: Издательство ОРАГС, 2016. - С.64.

2. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2016. - С.63.

3. https://docs.cntd.ru/document/499091753

4. Дышекова А.А. Местный бюджет как финансовая основа местного самоуправления // Известия Кабардино-Балкарского ГАУ. - 2020. - №3(29). - С. 141-145.

5. Шокумова Р.Е. Модернизация и развитие инноваций в интегрированных агропромышленных формированиях региона // Известия Кабардино-Балкарского ГАУ. - 2020. - №3(29). - С. 173-178.

6. Стратегия социально-экономического развития Кабардино-Балкарской республики до 2040 года от 30 апреля 2019 года № 251-рп. Режим доступа: http:// docs.cntd. ru/document/553373149

внешнеэкономической деятельности. Предприятий-экспортеров в республике мало, внешнеэкономической деятельностью занимаются порядка 140 участников, из них экспортные операции осуществляют всего 41. Предприятия республики сдерживают от принятия решения о выходе на внешние рынки пробелы в маркетинговой политике. Это и недостаток информации об иностранных рынках, и отсутствие международных сертификатов, и недостаток квалификации сотрудников;

- недостатки таможенного учета экспортируемой продукции. Одни предприятия Кабардино-Балкарской республики совершают сделки по экспорту продукции, минуя Мине-раловодскую таможню Северо-Кавказского таможенного управления, другие продают свою продукцию предприятиям - экспортерам соседних субъектов Российской Федерации. В результате, объем продукции, вывозимой производителями и компаниями республики с ее территории, не учитывается органами таможенной статистики как экспорт Кабардино-Балкарской республики.

References

1. Alekseeva T.V. Upravlenie ustojchivym razvitiem ekonomicheskih sistem regiona. Mo-nografiya. - Orel: Izdatel'stvo ORAGS, 2016. -S.64.

2. Gaponenko A.L. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya: strana, region, go-rod. Uchebnoe posobie. - M.: Izd-vo RAGS, 2016. - S.63.

3. https://docs.cntd.ru/document/499091753

4. Dyshekova A.A. Mestnyj byudzhet kak fi-nansovaya osnova mestnogo samoupravleniya // Izvestiya Kabardino-Balkarskogo GAU. - 2020. - №3(29). - S. 141-145.

5. Shokumova R.E. Modernizaciya i razvitie innovacij v integrirovannyh agropromyshlennyh formirovaniyah regiona // Izvestiya Kabardino-Balkarskogo GAU. - 2020. - №3(29). - S. 173178.

6. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Kabardino-Balkarskoj respubliki do 2040 goda ot 30 aprelya 2019 goda № 251-rp. Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/ document/553373149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.