УДК 332.1
Пилова Ф. И.
Pilova F. I.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МЕЖОТРАСЛЕВОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
INSTITUTIONAL STRUCTURE OF INTERSECTORAL SET OF THE REGION
Институты играют важную роль в достижении конкурентоспособности и в успешном развитии, как региона, так и страны в целом. Формирование и эффективное функционирование институтов является необходимым условием сбалансированности воспроизводственного процесса, поскольку сокращает объем трансакционных и трансформационных издержек для предпринимателей и общества.
Институциональные структуры задают правила взаимодействия субъектов экономики, а последние их обязаны исполнять. Важность качественного состояния институциональной структуры объясняется не только тем, что затраты на трансакционные издержки включаются в себестоимость, но и тем, что регулирующая ее роль распространяется на внутреннюю организацию предприятия, на отношения в рамках интеграционных структур и на систему ценообразования.
Анализ и обобщение накопленного интеграционными процессами опыта, объективная оценка тенденций их развития позволяют, с учетом сложившейся в регионе социально-экономической ситуации, предложить в качестве одного из актуальных и востребованных временем направлений интеграции - создание межотраслевых комплексов (кластеров) замкнутого технологического цикла - от производства до реализации, обустроенных институциональной структурой требований к интеграционному взаимодействию.
Успешность функционирования рекомендованных в исследовании межотраслевых комплексов может быть достигнута только в сочетании с квалифицированно отработанными институциональными структурами, с хорошей моделью корпоративного менеджмента, предусматривающего раздельное управление технологиями и состоянием компонентов институциональной структуры.
Комплексный подход к формированию межотраслевых интеграционных ассоциаций с соблюдением требований их институциональной структуры может гарантировать эффективную реализацию экономических потенциалов субъектов региональной экономики.
Institutions are played an important role in achievement of competitiveness and in successful development both of the region, and of the country in general. Development and effective functioning of institutions is a necessary condition of balance of reproductive process as it reduces the amount of trans-actional and transformational costs for entrepreneurs and society.
Institutional structures are set up rules of interaction of economic entities, and the last are obliged to perform them. The importance of a high-quality conditioned institutional structure is witnessed not only of the fact that expenses of transactional costs join in cost price, but also that its regulating role extends to the internal organization of the entity, to the relations within integration structures and to pricing system.
Analysis and synthesis of accumulated processes of integration experience, an objective assessment of their development trends is allowed to take into account the prevailing regional socio-economic situation, to offer as one of the important and popular time of the integration to create the cross-industry complexes (clusters) with closed technological cycle from the production to implementation, furnished the institutional structure of integration and interaction requirements.
The successful functioning of the research is recommended by interbranch complexes which can only be achieved in combination with exhaust qualified institutional structures, with a good model of corporate management, providing separation technology of management and the state of the institutional structure of the components.
An integrated approach to the development of cross-sectoral integration of association in compliance with the requirements of their institutional structure can guarantee the effective implementation of economic potential of regional economic entities.
Ключевые слова: институциональная струк- Key words: institutional structure, interbranch
тура, межотраслевые комплексы, интеграция. complexes, integration.
Пилова Фатима Исмаиловна -
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова», г. Нальчик Тел: 8 960 428 04 40 E-mail: [email protected]
Pilova Fatima Ismailovna -
Candidate of Economic Sciences, Associated Professor of Finance chair, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov», Nalchik Tel. 8 960 428 04 40 E-mail: [email protected]
Введение. В настоящее время является неоспоримым тот факт, что институты играют важную роль в достижении конкурентоспособности и в успешном развитии как региона, так и страны в целом. Формирование и эффективное функционирование институтов является необходимым условием сбалансированности воспроизводственного процесса, поскольку сокращает объем трансакционных и трансформационных издержек для предпринимателей и общества.
Институциональные структуры задают правила взаимодействия субъектов экономики, а последние их обязаны исполнять. Фирмы и интеграционные структуры выживают, если действуют в рамках требований и институциональной матрицы [3]. Институциональная матрица должна включать в себя механизмы и правила взаимодействия между субъектами интеграции. Пока в рамках региональной экономики КБР существуют только фрагменты институциональной матрицы.
Поиск путей и механизмов повышения эффективности реализации экономического потенциала КБР ведется с учетом актуальности традиционных мер и разработки институциональной структуры (матрицы) взаимодействия в интеграционных моделях.
Результаты исследования. С учетом социально-экономической ситуации КБР, обоснованных предпосылок и мотивов интеграции субъектов её экономики, конкурентных преимуществ, которыми располагает республика и компонентов инвестиционной привлекательности, в качестве актуальных и приоритетных выбраны следующие основные направления исследования и разработки механизмов, методик и рекомендаций, направлен-
ных на повышение эффективности реализации экономического потенциала республики:
- разработка концептуальных моделей интеграционных структур и формирования интеграционной политики субъектов региональной экономики;
- разработка и обоснование модели институциональной структуры межотраслевых интеграционных комплексов КБР;
- разработка модели корпоративного менеджмента с квалиметрической системой контроля хода реализации интеграционных целей и оценки влияния каждого участника интеграции на конечные её результаты [6].
Анализ и обобщение накопленного интеграционными процессами опыта, объективная оценка тенденций их развития, позволили автору, с учетом сложившейся в КБР социально-экономической ситуации, предложить в качестве одного из актуальных и востребованных временем направлений интеграции -создание межотраслевых комплексов (кластеров) замкнутого технологического цикла - от производства до реализации, обустроенных институциональной структурой требований к интеграционному взаимодействию.
Для экономики КБР предлагается в приоритетном порядке формирование трех межотраслевых комплексов: строительного, сельского хозяйства, культуры и отдыха. Форма интеграции - ассоциации по профилям деятельности. Так, для строительного комплекса целесообразно создание трех ассоциаций: промышленного строительства, жилищного строительства и социально-культурного строительства. Для сельскохозяйственного комплекса ассоциации создаются по основным направлениям деятельности АПК: растениеводство, животноводство и производство
птицы. Комплекс культуры и отдыха может состоять из ассоциаций туризма, санитарно-курортного обслуживания, культуры и отдыха [1]. В состав комплексов включаются технологически зависимые предприятия. Это главным образом предприятия транспорта и торговли.
С целью соблюдения не только принципа технологического единства при формировании комплексов, но создания реальных условий успешности их функционирования, - необходимо чтобы:
- руководство комплексообразующей отрасли разрабатывало «программу - предложение» своих объемов производства продукции или услуг;
- предприятия технологически зависимых отраслей экономики формировали «программы - спроса» в качестве реально возможных объемов своих услуг;
- профильные ассоциации под прогнозируемое сотрудничество разрабатывали «бизнес-планы» с расчетами экономических показателей, - программой их достижения и источниками финансирования;
- осуществлялась независимая экспертиза «бизнес-планов»;
- интеграция осуществлялась по результатам проводимых тендеров с целью выбора «достойных» её участников;
- цели, мотивы ее интеграции четко обозначались в нормативно-регулирующих документах, а их достижение подтверждалось «бизнес-планами» [7].
Схема институционального обеспечения межотраслевых комплексов и их ассоциаций выглядит следующим образом.
Рисунок 1 - Институциональная структура межотраслевого комплекса
Важность качественного состояния институциональной структуры объясняется не только тем, что затраты на трансакционные издержки включаются в себестоимость, но и тем, что регулирующая ее роль распространяется на внутреннюю организацию предприятия, на отношения в рамках интеграционных структур и на систему ценообразования [2].
Влияние недоработок в тех или иных компонентах институциональной структуры предприниматели ощущают с запозданием, когда вдруг продукция (услуга) на рынке оказывается неконкурентоспособной, обновление основных фондов и технологий произведено под неперспективную продукцию, экономические показатели не достигли ожидаемого по бизнес-плану уровня, договорные обязательства второй стороной не выполняются, риски не застрахованы, разделы документации под тендер оформлены с несоблюдением соответствующих требований, положения устава не приведены в соответствие с
изменившимся законодательством, сроки поставок и платежей нарушены, маркетинговые исследования не проводятся, сроки жизненных циклов товара не учитываются, квалификация персонала как производственного, так и управленческого не повышалась и т.д.
Как утверждают Р. Фогель и Д. Норт, организации, которые создаются и выживают, отражают возможности, обеспечиваемые институциональной матрицей (структурой) [5]. Иначе говоря, если институциональная структура поощряет предпринимательскую деятельность, то возникнут и успешно будут функционировать организации (фирмы, комплексы), готовые участвовать в такой деятельности.
Как видно из таблицы 1, основными компонентами институциональной структуры являются (в таблице одновременно представлена и экспертная оценка их состояния на текущий момент):
Таблица 1 - Компоненты институциональной структуры и их состояние
№ п/п Компоненты Экспертная оценка по 10-балльной шкале
1 Действенность устава интеграционной структуры 3
2 Кодекс корпоративного поведения 0
3 Наличие стратегической «программы - предложения» 2
4 Наличие бизнес-плана под «программу - предложения» 2
5 Стратегическая «программа - спроса» 0
6 Программа формирования тендероспособности предприятия 0
7 Независимая оценка «тендероготовности» 0
8 Качество проведения тендеров 4
9 Организация страхования рисков 4
10 Уровень взаимодействия с финансово-кредитными учреждениями 3
11 Качество организационной и нормативно-регулирующей базы институциональной структуры 2
12 Независимая экспертиза бизнес-планов 0
13 Состояние менеджмента в интеграционных формированиях 2
14 Состояние управления институциональной структурой 0
15 Осознание персоналом места и роли институциональной структуры во взаимодействии субъектов интеграции 2
Итого, сумма баллов - 24. Максимально-возможная сумма баллов - 150.
Коэффициент включенности потенциала институциональной структуры в деятельность межотраслевого комплекса составляет - 0,16 (16 процентов).
По результатам экспертной оценки состояния компонентов институциональной структуры нетрудно заметить, что:
- практикой интеграционных отношений еще не накоплен опыт формирования институциональных матриц для регулирования взаимодействия в рамках межотраслевых ассоциаций;
- уровень менеджмента в интеграционных системах, оставляет желать лучшего и не
готов к восприятию, разработке институциональных структур и управлению состоянием их компонентов;
- участники интеграционных формирований не связаны единой структурой побудительных мотивов (социальные и экономические институты не представляют одной системы);
- приоритетными направлениями к созданию минимально допустимых условий координации корпоративных отношений, являющихся гарантией повышения эффективности реализации экономических потенциалов субъектов межотраслевых комплексов должны стать: формирование «программ - предложения» и «программ - спроса»; создание организаций, которые осуществляли бы независимую экспертизу бизнес-планов и материалов, подтверждающих тендероспособность технологически зависимых предприятий и организаций; разработка кодекса корпоративного поведения; создание эффективных моделей управления технологиями и состоянием компонентов институциональной структуры; соз-
Литература
1. Безродная Н.И., Гилина Т.Г. Закономерности и проблемы функционирования и развития экономики региона: теоретический и прикладной аспекты исследования / под науч. ред. проф. С.Ю. Авакова. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ. 2004. С. 292.
2. Григорьева Е.М. Трансакционные издержки финансовых предпринимательских структур. М.: Финансы и статистика, 2007. С. 287.
3. Дохолян С.В., Петросян В.З. Региональные интегрированные корпоративные структуры. М.: Наука, 2008. С. 289.
4. Ермалинская Н.В. Развитие интеграционных процессов в системе регионального АПК: тенденции, особенности, проблемы и экономическая оценка результатов // Псковский регионологический журнал. 2010. № 9. С. 32-42.
5. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. № 3. С.3.
6. Пилова Ф.И. Интеграция как фактор повышения эффективности функционирования региональной экономики (на материалах Кабардино-Балкарской республики): дис. ... канд. экон. наук: 12.11.10 / ИИПРУ КБНЦ РАН. Нальчик, 2010. С. 174.
дание качественной организационно-нормативной и законодательной, документальной и информационной базы интегрированных структур [4].
Область применения результатов: региональная экономика.
Выводы. Таким образом, успешность функционирования рекомендованных в исследовании межотраслевых комплексов может быть достигнута только в сочетании с квалифицированно отработанными институциональными структурами, с хорошей моделью корпоративного менеджмента, предусматривающего раздельное управление технологиями и состоянием компонентов институциональной структуры.
Комплексный подход к формированию межотраслевых интеграционных ассоциаций с соблюдением требований их институциональной структуры может гарантировать эффективную реализацию экономических потенциалов субъектов региональной экономики.
References
1. Bezrodnaya N.I., Gilina T.G. Zakonomer-nosti i problemy funktsionirovaniya i razvitiya ekonomiki regiona: teoreticheskij i prikladnoj aspekty issledovaniya / pod nauch. red. prof. S.Yu. Avakova. Taganrog: Izd-vo TIUiE. 2004. S. 292.
2. Grigoreva E.M. Transaktsionnye izderzhki finansovyh predprinimatelskih struktur. M.: Fi-nansy i statistika, 2007. S. 287.
3. Dokholyan S.V., Petrosyan V.Z. Regio-nalnye integrirovannye korporativnye struktury. M.: Nauka, 2008. S. 289.
4. Ermalinskaya N.V. Razvitie integratsion-nyh protsessov v sisteme regionalnogo APK: tendentsii, osobennosti, problemy i ekonomi-cheskaya otsenka rezultatov // Pskovskij regiono-logicheskij zhurnal. 2010. № 9. S. 32-42.
5. Nort D. Institutsionalnye izmeneniya: ram-ki analiza // Voprosy ekonomiki. 1997. № 3. S. 3.
6. Pilova F.I. Integratsiya kak faktor povy-sheniya effektivnosti funktsionirovaniya regio-nalnoj ekonomiki (na materialah Kabardino-Balkarskoj respubliki): dis. ... kand. ekon. nauk: 12.11.10 / IIPRU KBNTs RAN. Nalchik, 2010. S. 174.
7. Туфетулов А.М. Инновационные предпосылки интеграционных процессов трансформации экономической структуры региональной экономики // Транспортное дело России. 2009. № 2. C. 34-35.
7. Tufetulov A.M. Innovatsionnye predposyl-ki integratsionnyh processov transformatsii eko-nomicheskoj struktury regionalnoj ekonomiki // Transportnoe delo Rossii. 2009. № 2. C. 34-35.