Научная статья на тему 'Современное состояние и тенденции развития агролизинга в России'

Современное состояние и тенденции развития агролизинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / LEASING / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА / AGRICULTURAL MACHINERY / FARMING / PHYSICAL INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Знатнов Дмитрий Алексеевич

В настоящее время в агропромышленном комплексе России существуют серьезные проблемы, связанные с устареванием технологий. Это приводит к удорожанию процесса производства и снижению конкурентоспособности российской продукции. Особую актуальность данная тенденция приобретает после вступления России в ВТО. В статье рассмотрены основные аспекты использования лизинга для модернизации материально-технической базы сельского хозяйства России. Проанализированы сильные и слабые стороны государственной поддержки агролизинга. На основе проведенного анализа автором предложены практические рекомендации по использованию лизинга в агропромышленном комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Current State and Trends of Agricultural Leasing in Russia

The article relates that presently there are serious problems related to Russia’s agriculture sector. It adds that these have led to a rise in the overall cost of the production process, while at the same time reducing the competitiveness of Russian agricultural produce. Of particular relevance, according to the critique, will be how this trend changes after Russia becomes a full member of the World Trade Organization (WTO). In the discussion, the document describes the major effects of leasing as a technical base for Russian agriculture and as a process that is intended to modernize agrarian material. In a more general fashion, the commentary analyzes state support for agricultural leasing, providing both strongpoints and weaknesses. In conclusion, the paper makes practical suggestions that are based on the analysis for the constructive utilization of leasing in Russian agriculture.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и тенденции развития агролизинга в России»

Современное состояние и тенденции развития агролизинга в России

The Current State and Trends of Agricultural Leasing in Russia

УДК 338.43

Знатнов Дмитрий Алексеевич

аспирант Российского университета кооперации (Москва) 141014, Московская область, г. Мытищи, ул. В. Волошиной, д. 12/30

Znatnov Dmitriy Alekseevich

V. Voloshinoy Str. 12/30, Mytischi 141014, Russian Federation

В настоящее время в агропромышленном комплексе России существуют серьезные проблемы, связанные с устареванием технологий. Это приводит к удорожанию процесса производства и снижению конкурентоспособности российской продукции. Особую актуальность данная тенденция приобретает после вступления России в ВТО. В статье рассмотрены основные аспекты использования лизинга для модернизации материально-технической базы сельского хозяйства России. Проанализированы сильные и слабые стороны государственной поддержки агролизинга. На основе проведенного анализа автором предложены практические рекомендации по использованию лизинга в агропромышленном комплексе.

The article relates that presently there are serious problems related to Russia's agriculture sector. It adds that these have led to a rise in the overall cost of the production process, while at the same time reducing the competitiveness of Russian agricultural produce. Of particular relevance, according to the critique, will be how this trend changes after Russia becomes a full member of the World Trade Organization (WTO). In the discussion, the document describes the major effects of leasing as a technical base for Russian agriculture and as a process that is intended to modernize agrarian material. In a more general fashion, the commentary analyzes state support for agricultural leasing, providing both strongpoints and weaknesses. In conclusion, the paper makes practical suggestions that are based on the analysis for the constructive utilization of leasing in Russian agriculture.

Ключевые слова: лизинг, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, материально-техническая база, сельскохозяйственная техника

Keywords: leasing, farming, agriculture, physical infrastructure, agricultural machinery

Лизинг в современных условиях стал одним из важнейших направлений инвестиционной политики развитых государств в продвижении ими на мировом рынке дорогостоящего оборудования. Высокая результативность применения механизма лизинга, позволяющего выгодно согласовать интересы производителей и потребителей, банков и лизинговых компаний, возможна и на российском рынке, активно интегрирующемся в мировое экономическое пространство. Особенно в связи со вступлением страны в ВТО.

Известно, что государство, вступающее во Всемирную торговую организацию (ВТО), должно сократить субсидии сельхозпроизводителям, отказаться от экспортных дотаций и снизить таможенные по-

шлины на зарубежную продукцию, что идет вразрез с российской политикой развития АПК [1]. С момента вступления в ВТО наша страна обещает зафиксировать объем государственной поддержки сельского хозяйства на уровне 9 млрд долл. За период с 2013 до 2017 г., а эти показатели должны снизиться до 4,4 млрд долл. [2].

Вступление страны в ВТО может пагубно сказаться на российском АПК. Российский рынок окажется более открытым для импорта, а государство не сможет в полной мере осуществлять политику протекционизма. На прилавках появятся новые товары производителей из стран — членов ВТО, где сельское хозяйство более развито, чем в РФ. Поэтому необходимо обратить внимание на косвенные меры поддержки сельхозпроизводителей. Это развитие инфраструктуры села, помощь в модернизации оборудования, субсидирование процентов по кредитам, финансирование аграрных вузов и агролизинг.

Сельское хозяйство — это капиталоемкое и энергоемкое производство, поэтому оно наименее привлекательно для инвесторов и предпринимателей. В него весьма затруднен самоперелив частного капитала из других отраслей и сфер народного хозяйства. Государственное регулирование и поддержка устойчивого развития АПК выступают объективной необходимостью рыночной экономики. Один рыночный механизм саморегулирования не может обеспечить не только расширенного, но и простого воспроизводства в рамках АПК. Эту закономерность хорошо познали и всесторонне учитывают в странах, где рыночные отношения получили наиболее полное развитие.

В частности, об этом можно судить по следующим данным. Объем дотаций в сельское хозяйство в развитых странах и России в 1990-х гг. выглядел так (в долл. на 1 га пашни) — от 123 (в Канаде) до 1790 (в Финляндии), а в России — 22,5. В процентах к ценам, по которым реализовывали свою продукцию сельхозтоваропроизводители: от 35 (в Канаде) до 72 (в Финляндии и Японии), в России — 4. Доля господдержки АПК в России — 1,2% от бюджета, в США — 24%, в ЕС — 33%, в Беларуси — 21%.

Необходимость в государственном регулировании и поддержке устойчивости развития АПК в России сегодня значительно выше, чем в развитых странах. Это обусловлено природно-климатическими, материально-техническими, экономическими, социальными, историческими и другими условиями. Природно-климатический потенциал для воспроизводства в сельском хозяйстве России в 2,5-3 раза хуже, чем в США, Канаде, странах ЕС. Природно-климатический риск наносит аграрному сектору России больший (по сравнению с большинством развитых стран мира) ущерб.

Россия значительно уступает в развитии технологий ресурсосберегающего растениеводства, что связано с выбытием из оборота земель сельскохозяйственного назначения. Последствия сказываются на объемах производства зерновой, плодоовощной продукции, на

о <

о

о о

^ потенциале развития животноводства. Большинство ^ сельхозтоваропроизводителей используют устарев-

< шие технологии, которые на 30% уменьшают произ-^ водительность труда и увеличивают затраты.

0 Первоочередная задача России сегодня — воск становление АПК до уровня конца 80-х — начала

1 90-х гг. XX в., снижение продовольственной зависи-

2 мости от импорта при повышении среднедушевого потребления населением продовольствия, создание

^ организационно-экономических условий для рента-^ бельной работы сельскохозяйственных товаропро-х изводителей и предприятий перерабатывающей проз мышленности.

^ При этом, обеспеченность техникой сельского хо-

< зяйства снижается, а парк машин и оборудования 1 стареет и существенно не обновляется. АПК имеет не более 50% техники от нормативной потребности, а средний возраст эксплуатируемых машин в 1,5 раза превышает сроки амортизации. Обеспеченность основными видами техники составляет лишь 40-50% от необходимого. Кроме того, из имеющейся в наличии техники более 30% по сроку службы, износу и техническому состоянию подлежит списанию. Если не принять меры, то в ближайшие годы состояние автотракторного парка может поставить под угрозу жизнеобеспечение населения страны.

Инвестирование развития и совершенствования машинно-тракторного парка сельскохозяйственных организаций является одним из важнейших направлений в снижении затрат и повышении доходности сельскохозяйственного производства. Согласно данным Минсельхоза России, поступление новой техники в сельское хозяйство страны в 2009-2010 гг. составляло в среднем 1-2% в год общего количества техники при списании 6-10%. В 2009 г. на 1 трактор приходилось в среднем 150 га пашни, на зерноуборочный комбайн — около 300 га посевов зерновых и зернобобовых культур. При этом около 70% имеющихся машин и тракторов выработали свой амортизационный срок и требовали обновления. Расчеты показывают, что для обработки пашни в научно-обоснованные сроки требуется увеличить машинно-тракторный парк в 4-5 раз. На эти цели необходимо выделять до 70 млрд руб. Однако сельскохозяйственными организациями всех форм собственности в 2009 г. было приобретено сельскохозяйственной техники на сумму лишь около 800 млн руб.

Расчет уровня диспаритета цен на основе целевых цен показывает, что, начиная с 1990 г., из сельского хозяйства изъято более 200 млрд руб. Сложившийся диспаритет цен между приобретенными материально-техническими ресурсами и реализованной продукцией сельского хозяйства значительно снизил покупательную способность сельскохозяйственных организаций. Чтобы купить один зерноуборочный комбайн в 2007 г., хозяйству необходимо было реализовать 36,1 т зерна, в 2008 г. — 643,3 т, в 2009 г. — 822,5 т. В связи с низкой обеспеченностью тракторами и зерноуборочными комбайнами возросла нагрузка на единицу техники. С 2007 по 2009 г. нагрузка на один физический трактор возросла в 2 раза, зерноуборочный комбайн — на 20,4%.

С целью решения вышеизложенных проблем, начиная с 1996 г., администрации многих регионов начали предусматривать в местных бюджетах финансовые средства на организацию регионального лизинга техники. По оперативным данным, за счет этих средств хозяйства и предприятия АПК получили в лизинг машин и оборудования на сумму около 12 млрд руб.

За 2011 г. сельхозтоваропроизводителям было передано 10 263 единицы сельскохозяйственной техники и оборудования. Это максимальный объем поставок за последние годы.

Как форма государственной поддержки сельских товаропроизводителей лизинг сельскохозяйственных машин впервые получил правовое оформление и финансовое обеспечение за счет средств государственного бюджета. Одним из преимуществ аграрного лизинга являются стабильные условия: 0% годовых по племенной продукции и 2% годовых по сельскохозяйственной технике и оборудованию. Это ставки за использование средств уставного капитала компании. Удорожание по скоту на сегодняшний день составляет 0,8% в год, срок лизинга — 5 лет, по оборудованию — 1,9% в год, срок лизинга — 10 лет. Аванс — в размере 7%. В итоге снижается финансовая нагрузка на конечного товаропроизводителя, появляется возможность развиваться, выходить на новый конкурентоспособный уровень.

С 2008 г. на территории страны введен в действие механизм выделения бюджетных ассигнований на субсидирование процентных ставок в размере двух третей ставки рефинансирования Центробанка по кредитам, получаемым сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских финансово-кредитных учреждениях на приобретение техники и оборудования по федеральным программам, а также начиная с 2008 г. предусматривалось субсидирование в размере половины ставки рефинансирования Центробанка по кредитам на приобретение техники и оборудования по областным программам.

ОАО «Росагролизинг», в рамках выполнения целевых показателей Государственной программы развития сельского хозяйства, по итогам 2011 г. передало в лизинг более 50,5 тыс. голов племенного скота, тем самым перевыполнив на 68% целевые показатели (30 тыс. голов) [3, с. 10].

В государственной программе развития сельского хозяйства отражены все формы взаимодействия государства, кредитно-финансовых и коммерческих организаций, но при этом сохраняется жесткий контроль над бюджетными средствами. Для придания механизму лизинга первоначального поступательного движения и приведения его в действие за счет средств федерального бюджета был создан постоянно пополняемый лизинговый фонд. Его роль сводилась к централизации средств не только за счет ассигнований федеральных и региональных бюджетов, но и за счет средств предприятий сельскохозяйственного машиностроения и других разрешенных законом источников. Однако результаты работы в этом направлении выявили противоречие: ожидание федерального лизинга зачастую удерживает потребителей от прямых покупок техники.

Монополизм ОАО «Росагролизинг» и отсутствие конкуренции среди производителей сельскохозяйственной техники приводят зачастую к повышению цен на технику, наличию брака и недоукомплектованности в ее поставках. Сложное экономическое состояние в большинстве хозяйств не позволяет в полной мере использовать действующие формы лизинговых отношений, предлагаемые ОАО «Росагролизинг». Произошедшая замена одного оператора-монополиста Росагропром-снаба на другого, более дорогого, не улучшила ситуацию с обновлением машинно-тракторного парка. Существующая схема лизинговых платежей позволяет приобретать технику с наценкой к балансовой стоимости 26-40%, тогда как прежняя была в 1,6-2 раза ниже. Исходя из этого необходимо обоснование

схем лизинговых отношений, увод от монополизма и обеспечение формирования рынка технических услуг с учетом экономического состояния в агропромышленном комплексе.

Наладить своевременную поставку сельскохозяйственной техники для села и поднять его инвестиционную привлекательность сложно без повышения платежеспособности сельскохозяйственных организаций, создания равных условий в получении прибыли предприятиями промышленности и сельского хозяйства. Для изменения ситуации необходима политическая воля руководства государства, законодательно закрепляющая приоритетную роль и место АПК в экономике страны.

Таким образом, лизинг техники стал основным и, пожалуй, единственным способом оказания практической помощи АПК в приобретении машин и оборудования, в подъеме и укреплении материально-технической базы села и перерабатывающих предприятий. К сожалению, лизинг техники в АПК позволяет вести обновление машинно-тракторного парка лишь в пределах 2-3%, что крайне недостаточно.

Вместе с тем внедрение лизинга техники обозначило и ряд проблем, которые связаны в основном с эффективностью использования выделяемых на эти цели финансовых средств, а также с обеспечением сохранности предметов лизинга.

Несмотря на положительные сдвиги в создании благоприятной среды для коммерческого кредитования, оно во многом не отвечает современным запросам товаропроизводителей. На 1 января 2009 г. с учетом государственных субсидий на лизинг и на кредит под 13% годовых техника, приобретенная по лизингу, в 1,15 раза дешевле приобретенной по кредиту, субсидированному по федеральной программе, и в 1,21 раза дешевле стоимости приобретения по кредиту, субсидированному по областной программе.

Кроме этого, предоставление кредитов в рамках государственных программ на приобретение техники имеет ряд ограничений: по продолжительности сроков выплаты кредита, объему выдаваемых средств, количеству претендентов, предоставлению достаточно большого залога. Эти факторы определяют доступность льготного кредита лишь для ограниченного количества желающих его получить. Если сравнивать льготный кредит и областной лизинг, то, на наш взгляд, последний остается более привлекательным способом получения сельскохозяйственными товаропроизводителями техники и иной продукции, хотя требует совершенствования системы с разработкой более рациональных общедоступных схем движения техники от производителя до хозяйства.

В аграрном лизинге высокими остаются неконтролируемые риски, сезонные факторы. Так, неурожай и засуха 2010 г. поставили многих сельхозтоваропроизводителей в сложное финансовое положение. Это привело к тому, что многие из них не смогли обновить парк техники.

Положительной чертой лизинга является сохранение большей части оборотного капитала при приобретении средств производства, так как погашение ежемесячных платежей производится за счет основной деятельности. При организации лизинговой деятельности целесообразны следующие преобразования:

• создание условий для конкуренции за счет образования нескольких организаций, осуществляющих областной лизинг параллельно федеральному;

• совмещение функций лизингодателя с деятельностью инвестиционных предприятий;

• организация лизинга новой и ранее используе- ^ мой техники на базе межхозяйственных машинно- ^ технологических станций; <

• создание вторичного рынка подержанной сельско- ^

хозяйственной техники; о

<

• налоговые послабления на определенный проме- к жуток времени на деятельность машинно-техно- еЦ логических станций, связанных с осуществлением 2 полного лизинга.

Долгосрочная (3-8 лет) аренда техники (передача ^ ее в лизинг) позволяет: ^

• постепенно выкупить предметы лизинга за перво- х начальную стоимость, так как цена этих предметов з не менялась в течение всего периода лизинга; ^

• осуществлять расчеты как финансовыми средства- < ми,так и продукцией, т. е. производить товарооб- 1 менные операции, взаимозачеты и т. д.;

• организовать рынок подержанной техники, обеспечить функционирование вторичного рынка восстановленной техники при использовании федеральных, региональных инвестиций, собственных средств сельхозпредприятий.

В связи с тем что объекты лизинга зачастую являются государственной собственностью до их полного выкупа, правительство установило ряд льготных условий лизинга техники, вызванных необходимостью государственной поддержки АПК:

• низкая арендная плата (3% от остаточной стоимости предмета лизинга);

• дифференцированная оплата первоначальных взносов;

• увеличение сроков лизинга в зависимости от стоимости предмета лизинга;

• поставка техники за счет возвратных платежей за ранее поставленные предметы лизинга;

• снижение уровня торговых наценок в 2 раза;

• оплата государством железнодорожного тарифа. Опыт лизинговой деятельности в АПК позволяет

сделать вывод, что лизинг выгоден и еще по ряду причин:

• уменьшает размеры необходимых единовременных инвестиций в производство;

• создает возможность выплаты лизинговых платежей из прибыли, получаемой от эксплуатации арендованной техники и оборудования;

• завод-поставщик получает необходимые средства для наращивания объемов производства техники, имеет гарантированный сбыт своей продукции, дает заказы многим другим предприятиям, поставляющим ему металл и комплектующие изделия, обеспечивая занятость производственному персоналу и, в конечном счете, снижая социальную напряженность в стране;

• лизингодатель получает возможность выбора конкурентоспособной продукции, чем существенно снижается монопольное влияние заводов-изготовителей;

• завод-поставщик, имея расчеты с одним оптовым покупателем техники для последующей ее передачи в лизинг, более внимательно и ответственно относится к рассмотрению рекламаций на качество продукции.

Лизинг позволяет сельскохозяйственным предприятиям:

а) иметь в наличии необходимое количество сельскохозяйственной техники;

б) выполнять больший объем механизированных работ и соответственно произвести больший объем продукции;

^ в)расходовать ограниченные финансовые средства на другие капитальные вложения (обновление < основных средств — производственных зданий и сооружений) или пополнение оборотных средств

0 (семена, удобрения, топливо-смазочные материа-к лы и т. д.).

1 Техника, переданная в лизинг, не облагается на-

2 логом на имущество, так как до полного выкупа принадлежит государству. Лизинг расширяет доступ

^ к дорогостоящим машинам, снижает бремя по со-^ держанию хозяйствами собственного парка машин, х сопровождается фирменным сервисом.

ш п

3 В последние годы активно развивается лизинг вос-^ становленной техники. Под восстановленной технике кой понимается централизованно отремонтированная 1 техника, которая впоследствии передается в лизинг.

Торговля восстановленной техникой на мировом рынке в некоторых странах достигает 20% от совокупных продаж машиностроительной продукции. У фермеров ряда зарубежных стран объемы восстановленной техники превышают 50-60% [4, с. 49]. На рынке подержанной техники эти машины покупают после 5-7 лет эксплуатации и используют свыше 15 лет.

В нашей стране рынок восстановленной техники развит слабо, что не позволяет более слабым потребителям использовать подержанные машины и оборудование. Тем не менее предпосылки для развития данного сегмента рынка имеются. Существует ремонтно-обслуживающая база, есть квалифицированные специалисты, развивается агролизинг. Ремонтный фонд техники относительно небольшой, не более 10% стоимости новой машины. В то же время спрос на технику велик. Из-за почти полной остановки отечественного машиностроения приходится покупать в кредит зарубежную технику, которая значительно дороже. В таких условиях необходимость и целесообразность функционирования рынка восстановленной техники, основанного на инвестициях в ремонт машин и последующую их продажу, очевидны. Это не требует больших первоначальных затрат, обеспечивает

экономический эффект за счет восполнения парка машин, что увеличит объем механизированных работ.

Современное состояние сельского хозяйства в России показывает необходимость поиска новых подходов к инвестиционной политике, а также к формам государственного регулирования АПК. Одним из способов (доказавшим свою эффективность в зарубежных странах) улучшения финансового состояния для предприятий АПК является лизинг.

Литература

1. EU says Russia breaking WTO rules ahead of entry // Reuters, 06.06.2012: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.reuters.com/article/2012/06/06/eu-trade-idUSL5E-8H63JB20120606.

2. Передельский Д. По рыночным ставкам // Российская газета: Экономика центрального округа. № 5834 от 17 июля 2012 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.rg.ru/2012/07/16/reg-cfo/selo.html.

3. Аграрный лизинг — эффективный механизм обеспечения продовольственной безопасности России // Территория лизинга. 2012. № 1. С. 10-12.

4. Особенности лизинга в АПК // Территория лизинга. 2012. № 1. С. 48-49.

References

1. EU says Russia breaking WTO rules ahead of entry. Reuters, 06.06.2012. Available at: http://www.reuters.com/article/ 2012/06/06/eu-trade-idUSL5E8H63JB20120606.

2. Peredel'skiy D. At market rates. Rossiyskaya gazeta: Ekono-mika tsentral'nogo okruga [Russian Newspaper. Economics of Central Region], № 5834 of July 17, 2012. Available at: http://www.rg.ru/2012/07/16/reg-cfo/selo.html. (In Russ.).

3. Nazarov V.L. Agrarnyy lizing — effektivnyy mekhanizm obe-specheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossii [Agricultural leasing — an effective mechanism to ensure food security in Russia]. Territoriya lizinga [Territory of Lease], 2012, no. 1 (3), pp. 10-12.

4. Osobennosti lizinga v APK [Features of leasing in agribusiness]. Territoriya lizinga [Territory of Lease], 2012, no. 1 (3), pp. 48-49.

Социально-экономические условия предоставления инновационных технологий в рекламном бизнесе

The Dynamics of Innovation in the Global Advertising Market

УДК 338.46:659

Динамика развития инновационного рекламного рынка предполагает наличие «ключевых точек», переломных ситуаций, при которых в результате эволюции технологий и методик возникают принципиально новые схемы и принципы в построении и управлении бизнес-процессами в рекламе. Такие «ключевые точки» порождают последующие нововведения рекламных технологий, делая их эволюцию все более живой и динамичной, приводя к значимым эволюционным сдвигам в рекламной сфере. В связи с такой динамикой рынка рекламы становится особенно актуальным вопрос государственного

Воронов Евгений Юрьевич

аспирант Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

192171, Санкт-Петербург, ул. Седова, Д. 55/1

Voronov Evgeniy Yur'evich

Sedova Str. 55/1, St. Petersburg, 192171, Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.