Научная статья на тему 'Лизинг как эффективный механизм государственной поддержки отрасли АПК'

Лизинг как эффективный механизм государственной поддержки отрасли АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1768
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЛИЗИНГ / РИСКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИИ / РАСТЕНИЕВОДСТВО / ЖИВОТНОВОДСТВО / AGRICULTURE / LEASING / RISKS / STATE SUPPORT / SUBSIDIES / CROP / FARMING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грибушенкова Валентина Алексеевна

Одна из важнейших задач развития отрасли АПК на сегодняшний день обеспечение продовольственной безопасности страны. Развитие отрасли невозможно без обеспечения сельского хозяйства современными материально-техническими ресурсами. Актуальность темы исследования обусловлена острой необходимостью произвести ускоренными темпами перевооружение основных фондов предприятий сельского хозяйства, и использование лизинга как эффективного финансового инструмента для обновления материально-технической базы. В статье проведен анализ лизинговой деятельности за 2010 2015 годы, состояние парка сельскохозяйственной техники в Российской Федерации, и на региональном уровне в Краснодарском крае в 2014 2015 годах, рассмотрены механизмы государственной поддержки в данном направлении, сделаны выводы и предложения по совершенствованию развития агролизинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEASING AS AN EFFECTIVE MECHANISM OF STATE SUPPORT AGRICULTURAL INDUSTRY

One of the most important tasks for the development of agricultural industry today ensuring food security of the country. The development of the industry is impossible without the provision of agriculture with modern material and technical resources. Topicality of the research stems from the pressing need to produce accelerated re-equipment of fixed assets of enterprises of agriculture, and the use of leasing as an effective financial tool to update the material and technical base. In the article the analysis of leasing activities for the years 2010-2015, the state of agricultural machinery Park in Russia, and at the regional level the Krasnodar territory in 2014 2015, discussed mechanisms of state support in this direction, the conclusions and suggestions for improving the development of agricultural leasing.

Текст научной работы на тему «Лизинг как эффективный механизм государственной поддержки отрасли АПК»

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА

В.А. Грибушенкова

УДК 338.434

Лизинг как эффективный механизм государственной поддержки отрасли АПК

Одна из важнейших задач развития отрасли АПК на сегодняшний день — обеспечение продовольственной безопасности страны. Развитие отрасли невозможно без обеспечения сельского хозяйства современными материально-техническими ресурсами. Актуальность темы исследования обусловлена острой необходимостью произвести ускоренными темпами перевооружение основных фондов предприятий сельского хозяйства, и использование лизинга как эффективного финансового инструмента для обновления материально-технической базы. В статье проведен анализ лизинговой деятельности за 2010 — 2015 годы, состояние парка сельскохозяйственной техники в Российской Федерации, и на региональном уровне — в Краснодарском крае в 2014 — 2015 годах, рассмотрены механизмы государственной поддержки в данном направлении, сделаны выводы и предложения по совершенствованию развития агролизинга.

Ключевые слова: сельское хозяйство, лизинг, риски, государственная поддержка, субсидии, растениеводство, животноводство.

В 2014—2015 годах развитие отрасли АПК происходило в сложных макро- и микроэкономических условиях, отрасль функционировала под отрицательным воздействием ряда внутренних и внешних факторов. Выполнение поставленных задач по ипорто-замещению тормозят множество факторов, особую роль в которых занимают неукомплектованность отрасли АПК сельскохозяйственной техникой, высокий уровень физического и морального ее износа, резкое удорожание импортной техники, повышение стоимости кредитных ресурсов, низкий объем инвестиций.

В России по состоянию на 1 января 2016 года 60 % тракторов в степени износа более 10 лет, для продуктивного функционирования сельского хозяйства в год необходимо приобретать около 46 тысяч тракторов, по факту приобретается порядка 12 тысяч тракторов [3]. Ежегодно, всего сельхозтехники приобретается около 20 тысяч единиц, требуемые объемы для поддержания сегодняшнего уровня должны составлять как минимуму в 2 раза больше [8].

© Грибушенкова В.А., 2016

В Краснодарском крае на 1 января 2016 года доля износа сельскохозяйственной техники свыше 10 лет составляет: тракторов — 60 %, зерноуборочных комбайнов — 48 %, кормоуборочных комбайнов — 58 % [2]. В отдельных регионах России, показатели износа тракторов свыше 10 лет достигают 80 %: Ростовская область — 82 %, Республика Ингушетия — 80 %, Липецкая область — 79 %, Воронежская область — 76 % [14].

Низкие показатели обеспеченностью сельскохозяйственных предприятий современными материально-техническими ресурсами, сильный износом основных фондов как следствие отражаются на низкой производительности сегмента рынка АПК (таблица 1). Отрасль нуждается в модернизации процессов производства, внедрении инновационных процессов.

таблица 1

Показатели продуктивности в отрасли АПК, 2014 год

Страны продуктивность растениеводства продуктивность животноводства

урожайность зерновых, ц/га урожайность картофеля, ц/га урожайность овощей, ц/га удой на 1 корову, кг среднесуточный привес КРС, т среднесуточный привес свиней, т

Россия 25,4 207,4 231,1 5 371,0 553,0 544,0

Канада 30,1 235,2 312,9 7 988,0 750,0 650,0

Страны Евросоюза 47,3 209,6 217,0 8 123,8 790,0 870,0

США 32,5 466,1 325,5 7 659,3 800,0 962,0

Источник: [9].

Сегодня лизинг в сфере АПК (и других отраслях) приобретает все большую популярность в сравнении с привычным для российского бизнеса кредитным ресурсом. Лизинг позволяет осуществить модернизацию эффективным методом, увеличивает объем капитальных вложений в развитие основных фондов предприятия, даже при отсутствии стартового капитала.

Лизинг относительно молодой финансовый инструмент, по сравнению с другими способами инвестирования основных фондов как кредит или аренда, при этом, имеет существенные преимущества, которые заключаются в следующем [4, 7]:

1. Одновременно решаются два вопроса — приобретение и финансирование актива.

2. Позволяет не имея значительных финансовых ресурсов начать новый крупный проект, при этом предприятию предоставляются не денеж-

ные средства (контроль за которыми не всегда возможен), а непосредственно само имущество. Для получения лизингового имущества достаточно иметь 7—30% стоимости приобретаемого актива, для оплаты авансового платежа.

3. В случае низкой доходности проекта, имеется возможность возврата лизингового имущества, и прекращения лизинговых обязательств без существенных финансовых потерь.

4. Лизинговый договор более гибок, чем кредитный. Средние сроки договора лизинга 5—12 лет, кредитного 1—3 года. Объем залогового обеспечения при лизинге зависит от размера аванса и срока договора (при кредитном договоре, объем обеспечения составляет вся сумма кредитных средств).

5. При окончании срока действия договора, у лизингополучателя имеется свобода выбора: выкупить объект лизинга по остаточной стоимости или привлечь более новое, современное оборудование путем заключения нового договора.

6. У организации лизингополучателя финансовые ресурсы используются в производственном цикле на другие более стратегические цели компании, чем при единовременном вовлечении крупной суммы денежных средств на приобретение актива.

7. Налоговые преимущества: применение ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3; экономия налога на имущество и налога на прибыль.

8. Лизинг не увеличивает нагрузку раздела пассива баланса «долгосрочные обязательства», тем самым не уменьшая ликвидность баланса, и не препятствует возможности получения дополнительных займов.

Анализ и практика лизинговых сделок показывает, что экономическая эффективность лизинга составляет 7—15% по сравнению с использованием кредитных продуктов [4].

По итогам 2014—2015 годов доля рынка лизинга сократилась, после фазы стремительного роста с 2009 года, данные показатели выражены ухудшением макроэкономической ситуаций, повышением ключевой ставки Банка России, снижением доступности заемных ресурсов, росту проблемной кредиторской задолженности, и как следствие удорожанием лизинговых продуктов (таблица 2).

таблица 2

Показатели развития лизинговой деятельности в 2010—2015 годах

показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015*

Объем нового бизнеса (стоимость имущества) (млрд руб.) 450 741 770 783 680 530

Окончание таблицы

показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015*

Темпы прироста (%) 150,0 64,6 3,9 1,7 -13,2 -22,0

Сумма новых договоров лизинга (млрд руб.) 725 1300 1320 1300 1000 800

Темпы прироста (%) 130,2 79,3 1,5 -1,5 -23,1 -20,0

Объем полученных лизинговых платежей (млрд руб.) 350 540 560 650 690 н.д.

Темпы прироста (%) 9,4 54,3 3,7 16,1 6,1 —

Лизинговый портфель (млрд руб.) 1 180 1 860 2 530 2 900 3 200 3 100

Темпы прироста (%) 22,9 57,6 36,0 14,6 10,3 -3,1

Доля лизинга в ВВП страны (%) 1,0 1,3 1,2 1,1 1,0 н.д.

*Итоги 2015 года предварительные. Составлено автором по [12, 15].

По итогам 2015 года по всем показателям доля лизинга сократилась в сравнении к 2014 году. Объем нового бизнеса сократился на 22 % и составил 530 млрд рублей к 680 млрд рублей 2014 года. Сумма новых договоров лизинга сократилась в 2015 году на 200 млрд рублей (—20 %). Лизинговый портфель уменьшился незначительно, на — 3,1 % и составил 3 100 млрд рублей.

В структуре сделок по отраслям, лизинг сельскохозяйственной техники на 1 января 2015 года занимает одну из самых низких позиций, и составляет 2,9 % (рисунок 1). Лизинговые сделки легковых автомобилей почти в 2 раза превышают отрасль АПК (на которую сегодня возложена задача продовольственной безопасности страны). Примерно на одном уровне с аг-ролизингом в 2015 году расположилась нефте- и газодобывающая отрасль, которая в нашей стране занимает существенную часть рынка и ВВП, но необходимо отметить, что рентабельность и обеспеченность собственными средствами нефтеотрасли несопоставимы с аналогичными показателями отрасли АПК (по итогам 2014 года, рентабельность активов сельского хозяйства — 5,7 %, топливно-энергетических ресурсов — 15,6 % [13]).

Данные диспропорции свидетельствуют о недостаточном уровне развития агролизинга, который на сегодняшний день необходим для выполнения стратегически поставленных задач перед отраслью.

Крупнейшими лизинговыми компаниями по суммовому объему заключенных лизинговых договоров в 2015 году являлись: «Сбербанк Лизинг», ВТБ Лизинг, «Государственная транспортная лизинговая компания». В 2014 году тройку лидеров составляли: «ВЭБ-лизинг», ВТБ Лизинг, «Сбербанк Лизинг» (таблица 3).

Рисунок 1. Доля сегментов бизнеса в лизинговом портфеле на 1 января 2015 года (разработано автором по [15]).

таблица 3

Топ-10 лидеров лизинговых компаний в 2015 году (по сумме сделок)

№ Наименование лизинговой компании Сумма заключенных договоров лизинга (млн.руб.)

2015 год* 2014 год отношение 2015 года к 2014 году

1 "Сбербанк Лизинг" 100 964 110 391 -9 427

2 ВТБ Лизинг 91 509 148 996 -57 488

3 "Государственная транспортная лизинговая компания" 84 868 25 180 59 688

4 "ТрансФин-М" 37 485 65 449 -27 964

5 "Сименс Финанс" 32 360 25 990 6 370

6 Балтийский лизинг 29 166 29 574 -408

7 CARCADE Лизинг 20 053 27 920 -7 868

8 "РЕСО-Лизинг" 17 081 19 512 -2 430

9 "РБ Лизинг" 16 357 н.д. -

10 "Камаз-Лизинг" 15 224 8 551 6 673

* Итоги 2015 года. предварительные. Составлено автором по [12, 15].

При этом, несмотря на снижение темпов роста лизинговых операций в 2014—2015 годах и низкую долю в сегменте лизинговых операций сельхозтехники, имеются и положительные моменты. Агролизинг имеет высокие шансы на увеличение своей доли в лизинговом портфеле. Лизинговые компании отмечают повышенный интерес аграриев на отечественное сельскохозяйственное имущество, после введения Россией ответных санкций на поставку сельхозпродукции. По данным Минсельхоза России, за 9 месяцев 2015 года доля отечественных поставщиков сельскохозяйственной техники увеличилась на 14 %, потеснив иностранных производителей [8]. На фоне общего падения экономики страны, объема лизинговых операций, уменьшился и количественный объем обеспеченности сельскохозяйственной техникой отрасли АПК: количество тракторов в 2014 году снизилось на 18 % по отношению к 2013 году, сеялок на 21,4 %, культиваторов на 16,6 %. При этом, в среднем по России, процент исправной техники к имеющейся в наличии, по состоянию на 1 февраля 2015 года составляет: тракторов 83,3 %, сеялок 92,3 %, культиваторов 83,9 %, плугов 83,2 % (таблица 4) [17].

таблица 4

Наличие и готовность сельскохозяйственной техники в Российской Федерации в 2014—2015 годах

Наименование сельскохозяйственной техники В наличие (шт.) Из них исправных (шт.) исправных к наличию, 2015 год (%)

2014 год 2015 год 2015 год/ 2014 год (%) 2014 год 2015 год 2015 год/ 2014 год (%)

Трактора 467 811 383 806 -18,0 376 514 315 391 -16,2 83,3

Плуга 135 989 113 202 -16,8 112 652 94 223 -16,4 83,2

Культиваторы 176 843 147 546 -16,6 145 770 123 775 -15,1 83,9

Сеялки 217 888 171 175 -21,4 173 155 157 922 -8,8 92,3

Составлено автором по [17].

Общее количество тракторов в Российской Федерации на начало 2015 года составляет 384 тысяч штук (рисунок 2), что на 84 тысяч штук меньше, чем на начало 2014 года. В разрезе федеральных округов Российской Федерации (далее — «ФО»), самый укомплектованный — Приволжский ФО (118 тысяч штук), Южный ФО на втором месте, с количеством тракторов 88 тысяч штук, на третьем месте Центральный ФО (67 тысяч штук). По всем ФО прослеживается убывающая статистика обеспеченности тракторами.

Динамика плугов на начало 2015 года по сравнению с 2014 годом тоже имеет убывающие темпы, их наличие в целом по Российской Федерации

Рисунок 2. Наличие сельскохозяйственных тракторов на начало 2014—2015 годов в разрезе ФО (разработан автором по [17])

на начало 2015 года снизилось на 23 тысяч штук, или 17 % к 2014 году (рисунок 3). Всего, на начало 2014 года их количество составляло 136 тысяч штук (исправных 113 тысяч штук), в 2015 году — 113 тысяч штук (исправных 94 тысяч штук). Лидеры в разрезе ФО по обеспеченности плугов на начало 2015 года аналогичны как и по позиции тракторов, а именно: Приволжский ФО — 35 тысяч штук, Южный ФО — 31 тысяч штук, Центральный ФО — 19 тысяч штук.

Неутешительные данные по статистике и обеспеченности аграриев Российской Федерации сеялками. На начало 2015 года их общее количество к предыдущему году снизилось на 47 тысяч штук, или на 21,4 %. Процент исправной техники составляет в среднем по стране 92,3 %. Лидеры ФО по укомплектованности на начало 2015 года: Приволжский ФО — 66 тысяч штук, Южный ФО — 39 тысяч штук, Центральный ФО — 21 тысяч штук (рисунок 4).

В результате проделанного анализа состояния и изменения обеспеченности сельскохозяйственных предприятий основными видами сельскохозяйственной техники мы видим убывающую динамику.

Однозначно можно сделать вывод, тенденцию сокращения наличия обеспеченности основными фондами невозможно объяснить только ее выбытием с учетом износа (амортизационного срока), ведь при выбытии аграрии должны восполнять основные средства путем приобретения новых. Если этого не происходит, то причина намного глобальнее, а именно: не-

Рисунок 3. Наличие сельскохозяйственных плугов на начало 2014—2015 годов в разрезе ФО (разработан автором по [17])

Рисунок 4. Наличие сельскохозяйственных сеялок на начало 2014—2015 годов в разрезе ФО (разработан автором по [17])

хватка финансовых ресурсов для восполнения основных фондов, в данной ситуации лизинг тот самый инструмент, который позволяет не имея начальной финансовой базы и закладных ресурсов осуществлять модернизацию предприятий АПК.

Техническое перевооружение отрасли АПК не возможно без государственной поддержки. В качестве мер государственной поддержки по модернизации материально-технической и технологической базы отрасли АПК в сфере лизинговых операций, льготным лизингом занимается единственная государственная компания АО «Росагролизинг» (далее — «Росагроли-зинг»).

Росагролизинг предоставляет возможность аграриям на выгодных условиях по системе «федерального лизинга» приобрести сельскохозяйственную технику в лизинг, с учетом скидок отечественных заводов изготовителей. Основным документом действующим по данной программе является Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1432 «Об утверждении правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» (в редакции от 4 июня 2015 года № 550). Согласно правилам данного постановления, предприятиям производителям отечественного сельскохозяйственного машиностроения предоставляются субсидии в размере 25 % от цены реализуемой сельскохозяйственной техники, реализуемой по договорам лизинга через АО «Росагролизинг» [1, 14].

В рамках осуществления данной меры, аграрии приобретают в лизинг имущество на достаточно выгодных условиях. Проведем сравнение условий получения в лизинг сельскохозяйственной техники между лидерами лизинговых операций 2015 года и Росагролизингом (таблица 5).

Таблица 5

Условия предоставления в лизинг сельскохозяйственной техники

Условия лизинговой сделки Росагролизинг "Сбербанк Лизинг" ВТБ Лизинг

Авансовый платеж 7 % — 20 % от 25 % от 20 %

Срок лизинга до 10 лет до 3 лет до 5 лет

Лизинговые платежи (периодичность) ежеквартальные, полугодовые, годовые н. д. н. д.

Удорожание в год от 2 % н. д. от 5 %

Составлено автором по [6, 14, 16]

Данные таблицы 5 свидетельствуют, что условия «федерального лизинга» значительно выгодней лидирующих лизинговых компаний.

Проанализируем, насколько востребован льготный лизинг, и какова его доля в общем пополнении основных фондов агропредприятий. По данным Минсельхоза России, в 2014 году сельскохозяйственные предприятия приобрели 14,1 тысяч тракторов, Росагролизинг поставил 1,8 тысяч тракторов, в общем количественном объеме закупаемой новой техники доля льготного лизинга составила 12,8 % [14, 17]. При данной доле рынка в 12,8 % говорить об эффективность и востребованности господдержки очень сомнительно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Краснодарском крае по итогам 2015 году было приобретено 3600 единиц сельхозтехники, на общую сумму 7 672 млн рублей, из них доля Росаг-ролизинга по количеству оборудования — 348 единиц техники, или 9,7 %, в суммовом эквиваленте — 1 215 млн рублей, или 15,9 % [5]. Проведенный анализ тоже свидетельствует о невостребованности со стороны аграриев Краснодарского края льготного лизинга с господдержкой.

Вышеприведенные данные свидетельствуют о недостаточности условий господдержки льготного лизинга созданных государством. Во-первых, монополизация льготного лизинга в одной госкомпании Росагролизинга — опасная тенденция, которая не создает условий здоровой конкуренции. В любом сегменте наличие конкуренции обеспечивает мобильность и гибкость услуг. Конечно, льготный «финансовый лизинг» большое благо для лизинга, но он не востребован, стимулирующую и оживляющую роль могут сыграть меры, направленные на господдержку более широко круга лизинговых компаний или отдельных лизинговых операций. Во-вторых, под условия госпрограммы подпадают только отечественные производители сельхозтехники и оборудования, которые не могут обеспечить в полной мере аграриев современными сельскохозяйственными линиями производства на уровне импортных производителей. В-третьих, потенциальным лизингополучателям невозможно проследить справедливую изначальную стоимость реализуемого объекта лизинга, на который осуществляется скидка поставщиками имущества. В-четвертых, сельскохозяйственные товаропроизводители должны иметь возможность получения субсидии напрямую по данному направлению, а не стимулирование только заводов-производителей.

Таким образом, прямой госпрограммы по субсидированию лизинговых операций агропредприятий на федеральном уровне нет. На региональном уровне, в большинстве субъектов Российской Федерации существуют региональные программы субсидий и квот приобретаемого в лизинг имущества. В Южном федеральном округе (далее ЮФО), который состоит из 6 субъектов Российской Федерации, только в двух субъектах отсутствует региональная программа господдержки лизинга, в Краснодарском крае и Ростовской области (таблица 6).

По данным таблицы 6 следует отметить, в Краснодарском крае, который является лидером по многим показателям растениеводства, на который возложены большие задачи по продовольственной безопасности страны, является одним из самых привлекательных регионов для инвесторов, не имеет региональной господдержки по лизинговым операциям.

Таблица 6

Региональная господдержка лизинговых операций в разрезе субъектов ЮФО, 2016 год

Наименование субъекта ЮФО РФ Получатели средств Основание

Республика Адыгея МФХ Постановление Кабинета Министров РА от 15 ноября 2013 № 269 (ред. от 31 декабря 2014) "О государственной программе Республики Адыгея "Развитие экономики" на 2014 — 2018 годы"

Астраханская область МФХ, сельхоз товаропроизводители (за исключением ЛПХ) Постановление Правительства Астраханской области от 20 марта 2007 № 87-П (ред. от 17 апреля 2014) "Об утверждении Положения об оказании государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в форме субсидии"

Волгоградская область сельхоз товаропроизводители (за исключением ЛПХ) Региональная поддержка осуществляется в рамках 6 региональных программ.

Республика Калмыкия сельхоз товаропроизводители "Постановление Правительства Республики Калмыкия от 18 октября 2012 № 400 (ред. от 29 декабря 2014) ""О Порядке предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования""

Краснодарский край - -

Ростовская область - -

Составлено автором по [14].

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения.

Одна из важнейших задач развития отрасли АПК на сегодняшний день — модернизация материально-технической базы предприятий, без которой невозможно развитие АПК ускоренными темпами. Состояние сельхозтехники и оборудования находится в удручающем состоянии, предприятия отрасли не укомплектованы необходимым количеством имущества, основные фонды сильно изношены как физически, так и морально, последствия данной действительности:

— несоблюдение сроков сельскохозяйственных работ, снижение и потеря урожая;

— высокая доля ручного труда;

— динамика сокращения пригодного оборудования;

— высокие затраты на обслуживание устаревшего имущества;

— высокий рост расходов на ГСМ;

— удорожание себестоимости продукции;

— низкая рентабельность отрасли;

— низкие поступления налогов и сборов в бюджет;

— неконкурентоспособность с импортными сельскохозяйственными товаропроизводителями;

— экологический ущерб.

Для эффективного развития агролизинга отрасли АПК необходимо реализовать следующие мероприятия:

— ввести в действие на федеральном уровне госпрограмму субсидирования «возмещения части затрат приобретения оборудования на условиях лизинга», по примеру субсидирования действующий федеральных госпрограмм: «возмещение части затрат на уплату страховой премии» и «возмещение части процентной ставки по кредитам и займам»;

— в кротчайшей перспективе ввести поддержку по лизинговым операциям на региональном уровне (как это осуществляется в других регионах ЮФО). Предлагается: 1 — ввести субсидирование в размере 70 % от уплаты первоначального авансового платежа, или 2 — возмещение затрат в размере 50 % от уплаты процентов по лизинговым договорам;

— уход от монополизации льготного лизинга госкомпанией Росагро-лизинг и обеспечить здоровую конкуренцию на рынке лизинговых услуг для аграриев;

— стимулировать частные лизинговые компании, которые будут активно участвовать в лизинговых операциях для сельскохозяйственных товаропроизводителей на льготных условиях, путем предоставления налоговых преференций;

— при разработке графика погашения лизинговых платежей, учитывать сезонный характер работы каждого конкретного агропредприятия;

— не препятствовать и давать возможность получения в лизинг на льготных условиях импортного оборудования, если отсутствуют отечественные аналоги по техническим и инновационным характеристикам;

— на региональном уровне проводить конкурсные программы путем выдачи грандов хозяйствам, которые, при проведении модернизации предприятия, внедрения многофункциональной, энергосберегающей техники и оборудования, добились высоких результатов снижения себестоимости, повышения рентабельности и доходности в финансовых результатах.

Таким образом, лизинговые отношения отрасли АПК и поддержка со стороны государства данных операций нуждаются в дальнейшем совершенствовании и развитии, которые позволят выйти агролизингу на новый уровень, приобрести востребованность, и, как итог, обеспечить материаль-

но-техническое перевооружение основных фондов сельскохозяйственных предприятий. Агролизинг является основным финансовым инструментом ускорения модернизации аграрного сектора. Предлагаемые нами мероприятия, позволят увеличить эффективность государственной поддержки, содействуют в решении вопросов продовольственной безопасности и повысят значимость России на мировом рынке.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1432 «Об утверждении правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» (в редакции от 04 июня 2015 года № 550).

2. Аграрии Кубани могут приобретать племенной молодняк в лизинг // Минсельхоз Российской Федерации. URL: http://www.mcx.ru/news/news/ show/48081.78.htm (дата обращения: 25 декабря 2016 года).

3. Актуальные вопросы импортозамещения обсудили в Санкт-Петербурге URL: http://www.rosagroleasing.ru/smi/news/12421080/ (дата обращения: 08 февраля 2016).

4. Антошина О.А. Лизинг // Налоговый вестник, 2011. № 21. С. 9—12.

5. В 2015 году аграрии Кубани приобрели 3600 единиц сельхозтехники и оборудования. // МИНСЕЛЬХОЗ и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. URL: http://www.dsh.krasnodar.ru/news/ news-2246/ (дата обращения: 24 февраля 2016).

6. ВТБ Лизинг (официальный сайт). URL: http://auto.vtb-leasing.ru/content/ view.php?section=260 (дата обращения: 04 марта 2016).

7. Дун И.Р. Экономические и налоговые преимущества применения лизинговых операций. // Налоги и налоговое планирование, 2012. № 6. С. 31—35.

8. Значимое событие уходящего года. URL: http://www.rosagroleasing.ru/ smi/news/12195065/ (дата обращения: 8 февраля 2016 года).

9. Косякова Л.Н. Современное состояние и инновационное развитие отечественного сельского хозяйства. // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, 2015. № 40. С. 174—180.

10. Мальцева Г.В. Основные проблемы развития лизинговых отношений в сельском хозяйстве. // Вестник научных конференций, 2015. № 2—4 (2). С. 83—84.

11. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2014 г. госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг.». // ФАГ-ПССАП МИНСЕЛЬХОЗА России, Москва 2015 г. URL: http://www.mcx.ru/ documents/document/show/22026.htm (дата обращения: 8 февраля 2016 года).

12. По предварительным данным, рынок лизинга за 2015 год сократился на 22 % // Рейтинговое агентство Эксперт. URL: http://raexpert.

ru/researches/leasing/leasing_2015_pre/ (дата обращения: 19 декабря 2016 года.

13. Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности, в процентах. URL: http://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/ conception_vnp/ (дата обращения: 19 декабря 2016 года).

14. Росагролизинг АО (официальный сайт). [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.rosagroleasing.ru/smi/video/ (дата обращения: 19 декабря 2016 года).

15. Рынок лизинга по итогам 2014 года: продолжаем снижение. // Рейтинговое агентство Эксперт. URL: http://raexpert.ru/researches/leasing/2014/ (дата обращения: 19 декабря 2016 года).

16. Сбербанк Лизинг (официальный сайт). URL: http://www.sberleasing. ru/ru/malomu_biznesu/industrial_leasing/ (дата обращения: 19 декабря 2016 года).

17. Состояние парка сельскохозяйственной техники в России. // Аграрное обозрение, 2015. № 2 (48). С. 14-17.

References

1. PostanovleniePravitelstvaRFfor 27.12.2012 № 1432 «Obutverzhdeniipravilpre dostavleniyasubcidiyproizvoditelyamselskokhozyaystvennoytekhniki» [«About approval of rules of provision of subsidies to manufacturers of agricultural machinery»] (in the editorial for 04.06.2015 № 550).

2. Agrarii Kubani mogut priobretat plemennoy molodnyk v lizing [«Landowners of the Kuban can buy pedigree young stock leasing»]. The Ministry of Agriculture of the RF. [Electronic resource]. Available at URL: http://www. mcx.ru/news/news/show/48081.78.htm (25 February 2016).

3. Aktualnye voprosy importozamescheniya v Saint-Petersburg [«Topical issues of import substitution were discussed in St. Petersburg»]. [Electronic resource]. Available at URL: http://www.rosagroleasing.ru/smi/news/12421080/ (08 February 2016).

4. Antoshina O.A. Lizing [Leasing]. Nalogovyy vestnik, 2011. № 21. S. 9-12.

5. V 2015 agrarii Kubani priobreli 3600 edinits selhoztehniki I oborudovaniy [«In 2015, the farmers of the Kuban region gained 3,600 units of agricultural machinery and equipment »]. Ministry of Agriculture I pererabatyvayuschey promyshlennosti Krasnodar kraya. [Electronic resource]. Available at URL: http://www.dsh.krasnodar.ru/news/news-2246/ (24 February 2016).

6. VTB Leasing. [Electronic resource]. Available at URL: http://www.dsh. krasnodar.ru/news/news-2246/ (04 March 2016).

7. Dun I.R. Ekonomicheskie i nalogovye preimuschestva primeneniy lizingovyh operatsiy [«Economic and tax benefits of leasing operations»]. Nalogi i nalogovoe planirovanie, 2012. № 6. S. 31—35.

8. Znachimoe sobytie uhodyaschego goda [«A significant event of the outgoing year»]. [Electronic resource]. Available at URL: http://www.rosagroleasing.ru/ smi/news/12195065/ (08 February 2016).

9. Kosyakova L.N. Sovremennoe sostoyanie i innovatsionnoe razvitie otechestvennogo selskogo hozyaystva [«Current status and innovative development of domestic agricultur»]. Izvestiya St. Petersburg gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2015. № 40. S. 174—180.

10. Maltseva G.V. Osnovnye problem razvitiya lizingovykh otnosheniy v selskom hozyaystve [«Basic problems of development of leasing relations in agriculture»]. Vestnik nauchnykh konferentsiy, 2015. № 2—4 (2). S. 83—84.

11. Natsionalnyy doklad «O Khode i realizatsii v 2014 gosprogrammy razvitiya selskogo hozyaystva i regulirovaniy rynkov selkhozproduktsii, syrya i prodovolstviya na 2013—2020» [«On the progress and results of the implementation in 2014 of the state program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013 — 2020»]. The Ministry of Agriculture of the RF, Moscow 2015. [Electronic resource]. Available at URL: http://www.mcx.ru/documents/ document/show/22026.htm (08 February 2016).

12. Po predvaritelnym dannym, rynok lizinga za 2015 sokratilsya na 22% [«According to preliminary data, the leasing market for 2015 has been reduced by 22%»]. Peitingovoe agentstvo Ekspert. [Electronic resource]. Available at URL: http:// raexpert.ru/researches/leasing/leasing_2015_pre/ (25 February 2016).

13. Rentabelnost prodannykh tovarov, prodyktsii, rabot, uslug i rentabelnost aktivov organizatsiy po vidam ekonomicheskoy deyatelnosti, v protsentakh [«The profitability of sold goods, products, works, services and return on assets of organizations by kinds of economic activity, in percent»]. [Electronic resource]. Available at URL: http://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_ work/conception_vnp/ (26 November 2015).

14. Rosagrolizing AO [«Rosagroleasing AO»]. [Electronic resource]. Available at URL: http://www.rosagroleasing.ru/smi/video/ (25 February 2016).

15. Rynok lizinga po itogam 2014: prodolzhaem snizhenie [«The leasing market by the end of 2014: continue to decrease»].Peitingovoe agentstvo Ekspert. [Electronic resource]. Available at URL: http://raexpert.ru/researches/ leasing/2014/ (29 October 2015).

16. Sberbank lizing [«Sberbank Leasing»]. [Electronic resource]. Available at URL: http://www.sberleasing.ru/ru/malomu_biznesu/industrial_leasing/ (04 March 2016).

17. Sostoynie parka selskokhozyaystvennoy tekhniki v Russia [«The state of agricultural machinery Park in Russia»]. Agrarnoe obozrenie, 2015. № 2 (48). S. 14—17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.