УДК 631.15:658.52 ББК 65.32
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АПК ПЕРМСКОГО КРАЯ
Р.Р. Исламиев
Статья посвящена проблемам развития АПК Пермского края, которые объясняются всеобщим спадом производства, разрывом хозяйственных связей, отсутствием научно-обоснованной концепции правовой базы при осуществлении рыночных реформ, а также основным направлениям повышения эффективности функционирования сельскохозяйственных предприятий регионального агрокомплекса.
Ключевые слова агропромышленный комплекс, тенденции развития, устойчивое развитие, кооперация.
Ситуация в агропромышленном комплексе Пермского края характеризуется кризисными факторами. Главной причиной возникшей разбаланси-рованности системы ведения сельского хозяйства стала коренная трансформация собственности на средства производства. Изменились организационно-правовые формы коллективных предприятий, получил развитие сектор индивидуального предпринимательства на селе. Сельское хозяйство с его трудоёмким производством может разрешить одну из самых острых социальных проблем - занятость трудоспособного населения.
Следовательно, возникает проблема разработки механизма экономических взаимоотношений между государством, субъектами сельскохозяйственного производства и коммерческими структурами для выработки новых адекватных подходов к обеспечению инвестиционными ресурсами аграрного сектора экономики. При этом расширение сферы экономических методов государственного возвратного обеспечения средствами предприятий аграрного сектора может стать реальным источником поддержания их ресурсного потенциала как наиболее экономичный и эффективный способ поддержки отрасли.
Агропромышленный комплекс - это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении её до потребителя.
В экономике Пермского края АПК играет незначительную роль в создании валового национального продукта, составляя 6 %. По классификации ряда учёных, регион характеризуется как промышленно развитый с низким удельным весом сельскохозяйственной отрасли. За годы реформ инвестиции в основной капитал сельскохозяйственных предприятий составили не более 3,5 % в общей структуре. В условиях существенного диспаритета цен и низкого объёма инвестиций происходит «вымывание» ресурсов из сельского хозяйства в другие сферы материального производства. Тем не менее, сельское хозяйство играет определяющую роль в обеспечении региона собственным продовольствием. В 2009 году объём валовой про-
дукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в фактически действующих ценах составил свыше 20 млрд. руб.
В 2009 году происходит сокращение числа убыточных хозяйств, их удельный вес снизился с 91,3 до 26,3 %, а рост балансовой прибыли позволил достичь уровня рентабельности в 9,8 %.
Вместе с тем, наряду с имеющимися положительными тенденциями, в сельском хозяйстве сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли. АПК Пермского края в настоящее время находится в кризисном состоянии. Основными проблемами АПК являются: спад производства, сокращение посевных площадей, поголовья скота, что произошло в результате неустойчивости производственно-хозяйственных связей, инфляции, удорожания кредитных ресурсов, сокращения государственного финансирования, снижения покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции, роста неплатежей между предприятиями и диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных земель. В последние годы практически приостановлены работы по повышению плодородия почв и мелиорации земель, осушению и орошению земель, сократились показатели применения органических и минеральных удобрений, что послужило усилению процесса деградации почв. Медленно развивается инфраструктура земельного рынка, не создана система информационного обеспечения и разъяснительной работы, что создаёт возможность теневого оборота. За последние годы резко сократился уровень среднедушевого производства зерна. Ситуация в животноводстве оказалась ещё хуже, чем в растениеводстве, животноводство обеспечивает не выше 50 % потребности населения региона в молоке и мясе.
Невысокая производительность труда не позволяет обеспечить достойный уровень жизни занятым в отрасли работникам. Среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве составляет 4904 руб., или 36 % общероссийского уровня. За чертой бедности находится более 40 % сельского населе-
ния. Уровень занятости сельского трудоспособного населения составляет 65,6 %. Среди сельских безработных удельный вес молодёжи в возрасте до 30 лет составляет 45 %. Демографическая ситуация в сельской местности остаётся тяжёлой. Продолжается отток квалифицированной, экономически активной части населения в города. Во многом это обусловлено недостаточным уровнем предоставляемых социальных услуг. Выявлено, что дальнейшее снижение производства в аграрном секторе экономики, разрушение общественного производства тесно связано с качеством жизни сельского населения, одним из показателей которого является уровень денежных доходов сельскохозяйственных работников. Усиливается несоответствие между численностью сельского населения и громадными размерами территорий, что выражается в запустении села. Уровень бедности на селе снижается крайне медленно, а разрыв по этому показателю между городом и селом увеличивается. Снижается уровень квалификации сельских кадров. Интенсивно идёт процесс старения всех категорий работников, занятых в сельскохозяйственном производстве. Продолжаются процессы деградации социальной сферы села. Медленными темпами развивается фермерский сектор. Крестьянские (фермерские) хозяйства, занимая свыше 11 % общей площади пашни, производят немногим более 3,9 % валовой продукции сельского хозяйства. Свыше половины всего объёма сельскохозяйственной продукции (51 %) производится в личных подсобных хозяйствах населения, т. е. в мелкотоварном секторе [1, с. 12].
Одной из причин низкой эффективности сельского хозяйства является высокий физический и моральный износ основных средств. Нехватка свободных денежных средств не позволяет большинству предприятий проводить полноценную техническую и технологическую модернизацию основных фондов. Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составляет всего 4 % общего объёма инвестиций в экономику, что в 4,5 раза меньше, чем в 1991 году. Основным источником финансирования продолжают оставаться собственные средства предприятий. В результате износ основных фондов в АПК достиг 80 % [4, с. 44].
Сохраняется дефицит техники. Одновременно, вследствие недостатка платёжеспособного спроса, слабо развивается сельскохозяйственное машиностроение. Почти полное разрушение сельскохозяйственного машиностроения (свыше 75 % парка составляют старые машины, что делает современную и качественную уборку урожая практически невозможной). Обеспеченность основными видами сельскохозяйственной техники составляет около 50 % от технологически необходимой. Коэффициент выбытия тракторов превышает коэффициент обновления в 5 раз, зерноуборочных комбайнов - в 3 раза, кормоуборочных - в 3,5 раза. В результате такой интеграль-
ный показатель, как энергообеспеченность в сельском хозяйстве, оказался в 2-4 раза ниже аналогичных показателей развитых стран, а энергозатраты выше в 2-3 раза. Также существуют проблемы в обеспечении ГСМ из-за финансового состояния сельхозпроизводителей и их низкая платёжеспособность, а также опережающий рост цен на нефтепродукты по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию.
Пермский край в последнее пятилетие принимает бездефицитный бюджет, является краем-донором в государственный бюджет, проявляет прирост производства в промышленности. Однако, сравнивая индексы производства продукции сельского хозяйства по регионам страны, мы занимаем темпы дальнейшего снижения его производства в Пермском крае за 2005-2009 годы. Несмотря на принимаемые меры, которые в последние годы были реализованы администрацией Пермского края для стабилизации сельскохозяйственного производства, оно продолжает находиться в кризисном состоянии. Основные параметры отрасли, касающиеся возможности воспроизводства, уровня оплаты труда и доходности, продолжают оставаться на самом низком уровне или даже ухудшаться. Вмешательство государства в сферу сельского хозяйства возрастает, но и оно не даёт пока ощутимых результатов. Одна из причин - это отсутствие более совершенного организационно-экономического механизма государственного регулирования сельскохозяйственного производства, предполагающего повышение цен, снижение налогов и оптимизацию финансово-кредитных отношений на единой методологической основе. Для осуществления лизинговых операций в АПК Пермского края за счёт средств краевого бюджета создан региональный лизинговый фонд. Приобретение техники сельскохозяйственными товаропроизводителями Пермского края за счёт средств фонда льготного кредитования затруднено. Этот канал финансирования предусмотрен государством только для платёжеспособных предприятий, так как общие платежи по лизингу учитывают следующие статьи: первоначальный взнос, транспортныё расходы, ежегодные взносы на возмещение стоимости объекта лизинга, страхование, среднюю оплату. Например, при стоимости объекта лизинга в 5,0 млн. руб. срок договора достигает 5 лет, а платежи первого года составляют 27,5 %, второго, третьего, четвёртого - по 25,5 %, пятого года - 22,5 %. Размеры ежегодных платежей в расчёте на пятилетний срок лизинга, а также общие суммы лизинговых договоров по наиболее употребительным видам техники снижаются, следовательно, лизинг является наиболее приемлемой формой привлечения финансовых средств в отрасль.
Проблемы на селе, прежде всего, связаны с невысокой доходностью сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях сохраняющего-
Управление социально-экономическими системами
ся диспаритета цен, низкой производительности и оплаты труда, недостатка финансовых ресурсов для освоения новейших технологий, высокой доли импортной продукции, а также ненадлежащего состояния социальной сферы. Если в 2008 году цены на сельскохозяйственную продукцию выросли на 9,6 %, то на промышленную - на 15,7 %. Аналогичная ситуация сохранилась и в 2009 году. Так, цены на реализованную сельскохозяйственную продукцию по сравнению с 2008 годом увеличились на 10 %, а на промышленную - на 21 %. Диспаритет цен ещё более углубился. В результате, ежегодно из сельского хозяйства изымается до 80 млрд. руб.
Каждая из этих проблем требует серьёзных решений. Прежде всего, необходимо приостановить падение сельскохозяйственного производства, затем должен наступить этап стабильного развития и, наконец, последовательный рост. Для этого требуется, прежде всего, установление более благоприятного ценового климата для сельскохозяйственного и предоставление прямых государственных субсидий на основные виды сельскохозяйственного производства. Большинство сельскохозяйственных предприятий из-за быстрого сокращения производственного потенциала требует серьёзной финансовой поддержки со стороны государства даже для достижения стадии равновесия, не говоря уже о последовательном развитии. Аграрная политика должна быть ориентирована на устойчивость и рост производства с учётом опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать все формы хозяйствования, которые обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов и прирост производства сельскохозяйственной, в особенности товарной продукции.
Для разработки региональной и долгосрочной программы развития сельского хозяйства и повышения его эффективности, дан прогноз государственной поддержки сельского хозяйства Пермского края. По программе «Развитие АПК Пермского края» на 2010-2012 гг. необходимо финансовых ресурсов в объёме 12304 млн. руб., в том числе на мероприятия прямой государственной поддержки отраслей краевой специализации 9463 млн. руб., стимулирование инвестиционной активности -1466 млн. руб., государственную поддержку структурных изменений в сельском хозяйстве - 78 млн. руб. В целом в 2011 г. прогнозируется увеличение государственной поддержки на 23 %. Принятие и реализация базового закона и Государственной программы развития сельского хозяйства на целевых принципах позволят создать действенную нормативно-правовую базу для увеличения эффективности реализации государственной аграрной политики, привлечения инвестиционных ресурсов в аграрный сектор, роста доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей за счёт развития производства и улучшения социально-
экономического положения сельского населения.
Повышение уровня жизни населения связано с необходимостью разработки и реализации эффективной аграрной политики, где должны быть предусмотрены приоритетные основные направления совершенствования и развития АПК Пермского края.
Одно из главных условий формирования высоко-эффективного конкурентоспособного АПК -создание условий для его расширенного воспроизводства, которое может быть обеспечено только при сбалансированных межотраслевых отношениях. К сожалению, такие отношения между отраслями до сих пор не сложились.
Отношение сводного индекса цен на реализованную сельскохозяйственную продукцию и на приобретаемые промышленные средства производства и тарифы на услуги составило в 2008 году всего 0,23 к его величине в 1990 году. Не улучшилась ситуация и в 2009 году. Особенно это относится к ценам на горючее и смазочные материалы. Если цены на сельскохозяйственную продукцию в декабре 2008 года в целом были выше по сравнению с декабрем 2009 года на 17, %, то на бензин -более чем на 35 %, дизельное топливо - почти на 60 %. Поэтому в структуре затрат сельскохозяйственных предприятий на энергоресурсы приходится около 53 %общих расходов на приобретение промышленных средств производства. В 1991 году этот показатель составлял лишь 12,2 % [5 с. 78].
В результате прекратились связи сельского хозяйства со сферой производственных услуг, многократно уменьшилось приобретение машин и оборудования, строительных материалов, другой промышленной продукции. При таких невыгодных условиях обмена межотраслевые связи сельского хозяйства с другими сферами будут сворачиваться и дальше.
Много нерешенных проблем в области финансово-кредитных отношений, лизинга, страхования, налогообложения, использования других инструментов государственной поддержки АПК [3, с. 67].
Роль агропродовольственного рынка в экономике на столько велика, что не будет преувеличением считать его стержневым для эффективного функционирования и укрепления всего внутреннего рынка региона. В этой связи правомерно говорить о важном значении АПК для создания конкурентоспособной рыночной экономики Пермского края. Агропромышленная политика в зависимости от её правильности построения, способна превратить край либо в мощный экономический, либо в слаборазвитый.
Особенно сложное положение отмечается на рынке животноводческой продукции, продолжается сокращение поголовья сельскохозяйственных животных в хозяйствах всех категорий.
Основные причины спада производства животноводческой продукции связаны с низким уров-
нем его доходности, платежеспособным спросом населения, прекращающимся «давлением» импорта на внутренний продовольственный рынок.
Важным направлением аграрной политики должны стать формирование новой институциональной структуры АПК, развитие цивилизованных земельных отношений, обеспечивающих приоритет тех, кто непосредственно работает на земле.
Как известно, в процессе структурных преобразований сложилось многоукладное агропромышленное производство, значительно сократился государственный сектор, доминирующее положение заняло частное предпринимательство, произошли изменения в соотношениях крупного и мелкотоварного производства.
В АПК региона определились основные организационно-правовые формы хозяйствования. Сегодня в аграрном секторе одновременно функционируют, с одной стороны, малые предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения, с другой - крупнотоварные сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, их ассоциации и союзы, агрофирмы, холдинги, агрокомбинаты и др. Тенденции их развития и экономическая эффективность производственнофинансовой деятельности представляет собой сложную и противоречивую картину.
Наблюдается резкая дифференциация сельскохозяйственных предприятий по финансовому состоянию: лишь небольшая их часть финансово устойчива, наращивает объемы производства, а остальные являются неплатежеспособными.
Хозяйства населения, став основными производителями сельскохозяйственной продукции и весомым источником доходов сельского населения, остаются средством выживания в условиях экономического кризиса и безработицы и во многом исчерпали ресурсы своего роста.
Кооперация в сфере сельскохозяйственного производства и его обслуживании могла бы стать важным средством защиты экономических интересов крестьян. Однако численность сельскохозяйственных производственных кооперативов неуклонно сокращается, а потребительских - растет крайне медленно. Для развития кооперации в аграрном секторе необходимо принять государственные программы в поддержке производственных и потребительских кооперативов, оказание стартовой помощи кредитным и страховым объединениям. Целесообразно устранить двойное налогообложение в системе потребительских кооперативов, всемерно способствовать внедрению инноваций, обеспечивать научное консультирование, оказывать поддержку подготовки кадров.
В области земельных отношений необходимы срочные государственные меры по созданию институтов земельного рынка, землеустройству, укреплению органов, ответственных за регулирование земельных отношений и организации рационального использования земель; кадастровое, тех-
ническое, информационное обеспечение.
Определяющее значение для развития АПК и сельского хозяйства имеет инновационноинвестиционная политика. В этой связи необходимо принять кардинальные меры по повышению эффективности использования научнотехнических достижений во всех отраслях аграрного сектора экономики.
Эффективная система управления инновационными процессами в АПК, к сожалению, пока не сформировалась. Сильное неблагоприятное воздействие на развитие инновационной деятельности оказывает низкий платежеспособный спрос на научно-техническую продукцию. У большинства сельхозтоваропроизводителей отсутствуют собственные денежные средства, бюджетные источники финансирования ограничены, нет возможности получить и кредиты. Все это не позволяет хозяйствам внедрять новые технологии в производство.
Противоречивость современного состояния инновационной деятельности в сельском хозяйстве заключается в том, что аграрная наука, располагая высоким потенциалом, способным создать и реализовать на практике эффективные научные разработки, но не задействована в качестве важного стратегического развития АПК [2, с. 7].
Решение проблемы выхода АПК региона из экономического кризиса необходимо начинать с анализа ситуации и изучения современного состояния развития региональных систем, где основными направлениями совершенствования развития агропромышленного комплекса являются: формирование эффективной конкурентной среды посредством антимонопольного регулирования, развитие рыночной инфраструктуры, ликвидация административных барьеров на пути движения аграрной продукции, разработка и внедрение систем информационного обеспечения деятельности сельскохозяйственных предприятий, товарные и закупочные интервенции на аграрных рынках, создание и развитие специализированных кредитных институтов, подготовка квалифицированных кадров для сельского хозяйства, поддержка инновационной деятельности, стимулирование экспорта продукции АПК, сохранение и воспроизводство природных ресурсов сельского хозяйства.
Реализация предложенных мер по восстановлению и развитию агропромышленного производства в рамках стратегии Пермского края должна улучшить общее экономическое положение, обеспечить продовольственную безопасность и достаточный уровень питания всех слоев населения в регионе.
Литература
1. Илюшин, А.Н. Перспективы развития рынка продовольствия в Пермском крае / А.Н. Илюшин, А.Н. Хацкелевич //Инновационный потенциал аграрной науки - основа развития АПК. - Пермь, 2008. - № 5. - С. 12.
Управление социально-экономическими системами
2. Кузнецова, Э.Р. Роль и значение инвестиций в сельскохозяйственном производстве / Э.Р. Кузнецова // Экономика АПК Предуралья. Научнопрактический журнал. - 2007. - № 6. - С. 7.
3. Соловьёва, Л.Ю. Региональная бюджетная
поддержка сельхозтоваропроизводителей: эф-
фективность и приоритеты / Л.Ю. Соловьева // Аграрный вестник Урала. - 2009. - № 1. - С. 5.
4. Трясцин, М.М. Стратегия развития АПК в системе устойчивого продовольственного самообеспечения: региональный аспект /М.М. Трясцин. - М.: Изд-во ГУП «Агропрогресс», 2008. - 160 с.
5. Пермский край в цифрах, 2009: краткий стат. сб. / Террит. орган Федеральной службы гос. статистики по Перм. обл. - Пермь, 2009. - 176 с.
Поступила в редакцию 27января 2011 г.
Исламиев Ралиф Раифович. Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и прикладных информационных технологий, филиал ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса (г. Пермь). Область научных интересов - кооперация и интеграция агропромышленного комплекса.
Islamiev Ralif Raifovich. Candidate of Science (Economics), Associate Professor of the Management and Applied IT Department, branch of the Federal State Educational Institution of Higher Professional Education, Russian State University of Tourism and Service, Perm. research interests: cooperation and agricultural integration.
Контактный телефон: (8-902) 800-34-41.