Научная статья на тему 'Сельское хозяйство как основа продовольственного обеспечения региона'

Сельское хозяйство как основа продовольственного обеспечения региона Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
1357
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Сухарева А. Н.

Надежное продовольственное обеспечение промышленных регионов предполагает бесперебойное потребление основных видов продовольствия вне зависимости от колебаний их производства в регионе (стране), конъюнктуры отечественного и мирового рынков. Как свидетельствует мировой опыт, ни одна страна не может нормально развиваться, не имея экономически крепкого сельского хозяйства. Поэтому от его устойчивого развития зависит решение вопросов повышения уровня жизни населения и его продовольственного обеспечения, которые напрямую связаны с эффективностью функционирования аграрной сферы экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельское хозяйство как основа продовольственного обеспечения региона»

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ОСНОВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА

а. н. Сухарева

Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д. Н. Прянишникова

Продовольственная проблема возникла одновременно с появлением человека и по мере его развития меняла свои черты и масштабы, превратившись во второй половине XX в. в мировую проблему. При достаточном производстве продовольствия она является как бы самоочевидным фактом общественного бытия; при недостатке продовольствия — превращается в серьезную социально-политическую проблему. Недостаточность продовольствия возникает по причине стихийных бедствий, вызванных природными явлениями, войн, экономических кризисов в государстве, радикальных изменений общественного строя и отношений собственности, быстрого роста народонаселения Земли и непропорциональности размещения по территории численности населения и производства продовольствия.

С учетом особенностей территории России особое значение приобретает вопрос устойчивого продовольственного обеспечения регионов. Надежное продовольственное обеспечение промышленных регионов зависит от сложного взаимодействия множества внутренних и внешних факторов и предполагает бесперебойное потребление основных видов продовольствия вне зависимости от колебаний их производства в стране или регионе, конъюнктуры отечественного и мирового агропро-довольственных рынков. Его уровень находится в непосредственной зависимости от социально-экономического положения региона, соотношения городского и сельского населения, наличия городов и их размеров, состояния отраслей агропромышленного комплекса (АПК) и промышленности, эффективности функционирования продуктовых рынков, платежеспособного спроса населения.

Функцию продовольственного обеспечения осуществляет АПК — крупнейший сектор экономики страны, функционирование которого связано со всеми остальными ее отраслями. Динамичное развитие АПК считается решающим условием наращивания объемов и качественного улучшения

продовольственных ресурсов страны. Основная сфера АПК — сельское хозяйство — получает производственные ресурсы от 80 отраслей и поставляет свою продукцию в более чем в 60 отраслей экономики. Каждый работник сельскохозяйственного производства обеспечивает за его пределами занятость около 5 чел.

Агропромышленный комплекс включает отрасли, имеющие тесные экономические и производственные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства. Восемьдесят отраслей промышленности поставляют свои товары сельскому хозяйству, которое, в свою очередь, обеспечивает производимой продукцией более шестидесяти отраслей экономики [1].

Сельскохозяйственное производство признано центральным звеном АПК страны, так как оно обеспечивает население жизненно необходимой продукцией для выработки основных видов продуктов питания. Отечественный потребительский рынок более чем на 70 % формируется за счет продовольствия и товаров, производимых из сельскохозяйственного сырья. Сельское хозяйство производит свыше 12 % валового общественного продукта и более 15 % национального дохода России, сосредоточивает 15,7 % производственных основных фондов. Сельское хозяйство производит свыше 48 % объема продукции АПК, в нем занято почти 67 % родственных отраслей АПК. В настоящее время слабое развитие сельскохозяйственных, пищевых, перерабатывающих отраслей и производственной инфраструктуры АПК приводят к огромным потерям продукции сельского хозяйства. Так, потери зерна составляют около 30 %, картофеля и овощей — 40—45 %, степень износа оборудования составляет свыше 75 % [3].

Как свидетельствует мировой опыт, ни одна страна не может нормально развиваться, не имея

Таблица 1

Уровень интенсификации использования земельных ресурсов в сельскохозяйственных предприятиях Пермского края [1]

Показатель Год Отклонения

1995 2000 2002 2004 2006 2006 г. к 1995 г. (+, -)

Доля, %:

пашни в сельскохозяйственных угодьях 87,9 75,9 76,2 76,7 77,0 -10,9

посевов в площади пашни 80,3 70,4 68,3 64,6 58,8 -21,5

Приходится на 100 га сельскохозяйственных угодий:

работников занятых в сельскохозяйственном

производстве, чел. 7,74 6,64 4,76 4,09 3,43 -4,31

тракторов, шт. 1,14 0,57 0,49 0,41 0,35 -0,79

Поголовье крупного рогатого скота, гол. 25,6 19,7 18,5 17,3 15,1 -10,5

Внесено удобрений на 1 га посевов:

минеральных, кг 17,2 20,8 14,0 13,5 14,0 - 3,2

органических, т 1,9 1,4 1,3 1,4 1,5 -0,4

экономически крепкого сельского хозяйства. Поэтому только экономическое оживление отечественного сельского хозяйства, обеспечивающего самый большой мультипликативный эффект среди других отраслей экономики, положительно отразится на всей экономике страны, будет способствовать ликвидации хронического дефицита большинства видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Так, по данным Международного института продовольственной политики, увеличение производства сельскохозяйственной продукции на 1 % обеспечивает рост в экономике на 2,3 %. Поэтому от устойчивого развития АПК и в особенности его основы — сельского хозяйства, зависит решение вопросов повышения жизненного уровня населения и обеспечения продовольственной безопасности страны, которые напрямую связаны с эффективностью функционирования аграрной сферы экономики.

В Пермском крае лишь 4 % ВРП приходится на сельское хозяйство — это ниже, чем в целом по стране. Связано это с тем, что край имеет ярко выраженную индустриальную специализацию. Однако аграрный сектор является ключевым в системе народного хозяйства, поскольку он занимается производством продуктов питания. Назрела острая необходимость восстановления и развития на новых рыночных основах системы продовольственного обеспечения населения края.

Последствия аграрно-экономических преобразований сильно подорвали основы сельскохозяйственного производства, особенно в крупнотоварных сельскохозяйственных предприятиях.

Продолжается процесс выбытия земель из оборота, до основания разрушены технический и кадровый потенциалы сельскохозяйственного производства. Так, доля площади пашни сокра-

тилась с 1995 г. до 77,0 %, а использование пашни сократилось на 21,5 % (табл. 1).

Объемы ресурсов в расчете на единицу сельскохозяйственных угодий и пашни имеют устойчивую тенденцию к снижению. В 2006 г. по сравнению с 1995 г. в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий число работников снизилось на 4,31 чел., или на 55,7 %, тракторов — на 0,79 шт., или на 69,3 %. Сокращается поголовье животных в расчете на единицу сельскохозяйственных угодий. С 1995 г. поголовье на 100 га сельскохозяйственных угодий сократилось до 15,1 гол, т. е. на 41,0 %.

С падением крупного сельскохозяйственного производства разрушается и сельская инфраструктура, снижается естественный прирост населения.

В связи с сокращением размеров используемых площадей сельскохозяйственных угодий и пашни выход продукции растениеводства и животноводства в расчете на единицу земельных угодий в 2000—2006 гг. снижался (табл. 2).

Для сельскохозяйственных предприятий Пермского края приведенная ситуация усложняется еще и тем, что сельскохозяйственное производство здесь осуществляется в зоне рискованного земледелия. В связи с этим край имеет более низкие и нестабильные по годам показатели урожайности сельскохозяйственных культур, чем другие регионы России (Краснодарский край, Воронежская, Белгородская и другие области).

Возьмем для сравнения урожайность пшеницы. Если в 2006 г. с га в Пермском крае было собрано 1,19 т, то в Республике Татарстан — 1,62, Белгородской области — 1,79, Ставропольском крае — 1,88 и Краснодарском — 3,38 т [3].

Сельскохозяйственное производство пока не в состоянии обеспечивать удовлетворение основ-

Таблица 2

Выход основных видов продукции в сельскохозяйственных предприятиях Пермского края на единицу земельных угодий [1]

Показатель Год Отклоне-

2000 2002 2004 2006 ния 2006 г. к 1995 г. (+, -)

Произведено на 100 га пашни, т: зерна (в массе после доработки) 30,78 33,02 26,64 25,87 -49,1

картофеля 37,76 45,97 40,14 47,07 93,1

овощей 24,07 22,13 22,56 21,78 -22,9

Произведено на 100 га сельхозугодий, т: молока 25,92 25,36 25,37 22,82 -31,0

мяса (в убойной массе) 6,23 6,05 5,98 5,35 -8,8

ных потребностей в продуктах питания, рост цен создает видимость сбалансированности рынка. Следствием этого является снижение возможностей различных слоев населения приобретать в определенном размере и ассортименте продукты питания по сложившимся ценам. Так, сопоставление рациональных норм потребления для условий Пермского края с фактическими позволяет сделать вывод, что население не обеспечено доступным и биологически полноценным питанием (табл. 3).

Потребление мяса составляет лишь 65,4 % от рациональной нормы потребления, молока — 66,8, яиц — 88,8, т. е. сложившийся уровень потребления позволяет лишь обеспечить жизнедеятельность организма.

Основной причиной спада объемов производства сельского хозяйства является резкий диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, высокие налоги и ставки кредитов. Поэтому необходимо кардинально пересмотреть ценовую политику, чтобы цены способствовали ди-

намическому росту производства. Из-за диспаритета цен сельскохозяйственное производство продолжает снижаться, выращивать хлеб и картофель, откармливать скот и получать молоко становится убыточным; выручка за реализованную продукцию не всегда покрывает затраты, производство продовольствия приносит не прибыль, а убыток. Кроме чрезмерно высоких цен на машины и удобрения, энергоносители и корма, товаропроизводители испытывают тяжелый налоговый гнет.

Устойчивые тенденции увеличения ввоза продуктов питания из других регионов и стран при сокращении собственного производства в Пермском крае также существенно обостряют проблему продовольственного обеспечения. При этом речь идет не только об удовлетворении потребности населения в продуктах питания, но и о защите собственных товаропроизводителей и производстве качественных продуктов питания.

Регион должен добиваться максимального удовлетворения потребности населения в продуктах питания за счет собственного производства, что, в конечном итоге, позитивно скажется на его социально-экономическом положении. От усилий каждого отдельного региона зависит решение проблемы продовольственного обеспечения каждого отдельного человека. Это главный критерий достижения и реализации конечной цели функционирования системы продовольственной безопасности. При этом важное значение приобретает проблема повышения эффективности функционирования регионального сельскохозяйственного производства. Для решения этой проблемы становится очевидной необходимость разработки стратегии повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

Стратегия повышения эффективности сельскохозяйственного производства — это, на наш взгляд, формирование организационно-экономического

Таблица 3

Сопоставление фактического уровня потребления основных продуктов питания с минимальной и рациональной нормами [2]

Вид продукции Минимально допустимая норма потребления,кг Рациональная норма потребления, кг Фактическое потребление в 2006 г., кг Фактическое потребление в процентах к

минимально допустимой норме рациональной норме

Мясо и мясопродукты 39 81 53 135,9 65,4

Молоко и молочные продукты 223 346 231 103,6 66,8

Хлеб и хлебопродукты 129 126 135 104,7 107,1

Яйца 200 295 262 131,0 88,8

Картофель 95 88 115 121,1 130,7

Овощи 109 140 135 123,9 96,4

механизма хозяйствования, обеспечивающего расширенное воспроизводство, позволяющего гармонично развиваться агропромышленному производству на всех его уровнях и удовлетворять потребности общества в продовольствии. Данная стратегия должна быть ориентирована на обеспечение выпуска высококонкурентной продукции, а также физической и экономической доступности продовольствия всему населению, в том числе малоимущему, повышение уровня и качества его жизни, равномерное распределение прибыли между отраслями экономики, отдавая приоритет развитию АПК, защищенности отечественного производителя и расширения его ниши и сегмента рынка за счет сокращения объемов импорта, по видам продуктов питания, которые могут вырабатываться в России. Наши расчеты показали, что для реализации стратегии повышения эффективности сельскохозяйственного производства и продовольственного обеспечения Пермского края в отрасль необходимо вложение средств в сумме 16,2 млрд руб. При этом после реализации данной стратегии уровень продовольственного обеспечения Пермского края может существенно возрасти (табл. 4). В основу расчетов были положены рациональные нормы потребления основных продуктов питания.

Уровень самообеспечения зерном может вырасти на 38,4 %, по молоку — на 52,5 и по мясу — на 34,5 %. При этом увеличение объемов производства планируется за счет увеличения доли сельскохозяйственных предприятий в общем объеме производимого продовольствия. Так, по молоку она возрастет на 21,3 %, по мясу — на 8,7, по картофелю — на 2,7, а по овощам — на 6,3 %.

Для реализации стратегии необходимо осуществить ряд мер, в числе которых:

• структурная перестройка АПК на новой технологической основе;

• повышение эффективности вложений в агропромышленный комплекс;

• рациональное сочетание крупного, среднего и мелкого производства;

• усиление мотивации селян к труду путем поощрения развития наиболее целесообразных форм хозяйствования, их кооперации и интеграции;

• защита интересов производителей и потребителей продовольствия;

• развитие социальной инфраструктуры сельских территорий.

Устранение спада объемов производства сельскохозяйственной продукции, обеспеченность региона продовольствием зависят от создания приемлемых экономических условий для крестьян, осуществления паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, экономического обоснования размеров налогов и доступных выгодных кредитов, так как товаропроизводители не в состоянии приобретать технику, удобрения и средства защиты растений по быстро растущим ценам. Продукция заводов тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, как и химической промышленности, остается невостребованной, она недоступна товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции.

По отношению к сельскому хозяйству государство должно проводить протекционистскую политику. Стабилизация и последующее развитие АПК требуют создания, прежде всего для его базовой отрасли — сельского хозяйства — условий, обеспечивающих расширенное воспроизводство на основе целевой, дифференцированной по отраслям, зонам и регионам страны государственной поддержки товаропроизводителей. Ее необходимость определяется менее благоприятными по сравнению с другими странами-конкурентами на продовольственном рынке природными условиями большинства регионов России; потребностями защиты от ценового диктата естественных монополий и других монополизированных ресурсопроизводя-щих отраслей; финансирования капиталовложений

Таблица 4

Прогноз обеспеченности населения Пермского края сельскохозяйственной продукцией собственного производства в 2015 г. *

Вид продукции Требуется по норме, тыс. т. Произведено всего хозяйствами всех категорий, тыс. т. Обеспеченность, %

2006 г. 2015 г. 2006 г. 2015 г. 2006 г. 2015 г.

Зерно 1 638,5 1 832,5 443,3 1 200 27,1 65,5

Картофель 327,71 330 806,5 830 246,1 251,5

Овощи 395,98 398,8 373,2 400 94,2 100,3

Молоко 1 070,5 1 078 508,0 1 078 47,5 100

Мясо 226,66 228,3 81,1 160,4 35,8 70,3

Яйца, млн шт. 813,81 819,5 940,3 957 115,5 116,8

'Составлено по результатам собственных исследований автора.

для преодоления технического и технологического отставания отраслей сельского хозяйства от развитых зарубежных стран; обеспечения программ сохранения почв, лесов, водоемов.

Как показали проведенные нами исследования, необходимы следующие основные направления и меры, которые могут обеспечить повышение эффективности сельскохозяйственного производства с целью повышения уровня продовольственного обеспечения населения края основными видами продукции.

1. Повышение уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечивающее расширенное воспроизводство с использованием различных источников финансовых средств, необходимость концентрации их на приоритетных направлениях развития отросли.

Источниками увеличения уровня доходов хозяйствующих субъектов могут быть:

• бюджетная поддержка в виде субсидий, дотаций и компенсаций, выделение капитальных вложений на возвратной и безвозвратной основах, гарантии государства по кредитам, лизингу техники и др.;

• кредитование сезонных затрат в сельскохозяйственном производстве на льготных условиях, развитие сельской кредитной кооперации;

• реструктуризация задолженности;

• создание условий оптимизации ценовых соотношений между продукцией аграрного сектора и других отраслей экономики;

• усиление стимулирующей функции налоговой системы;

• стимулирование частных коммерческих структур и предпринимателей для осуществления инвестиций в АПК;

• развитие системы страхования сельскохозяйственной деятельности.

По нашему мнению, стратегия инвестиционного развития агропромышленного производства Пермского края должна быть направлена на поддержку инновационных программ, укрепление его материально-технической базы и повышение технологического уровня ведения производства.

2. Развитие инфраструктуры продовольственного рынка Пермского края и его государственное регулирование.

В Пермском крае сбыт агропромышленной продукции будет расти, прежде всего в ходе макроэкономической стабилизации и роста реальных доходов населения. Тем не менее инвестиции в сельскохозяйственное производство и пищевую промышленность, ведущие к росту конкурен-

тоспособности агарного сектора на внутреннем рынке и ассортиментному приспособлению, могут существенно увеличить производство, а также сбыт продовольствия и сырья. Во-первых, внутренняя конкурентоспособность ведет к импортозамеще-нию и соответствующему росту сбыта. Во-вторых, ассортиментные приспособления к потребностям различных доходных групп населения также позволяют увеличить сбыт.

В этой связи важно государственное содействие в части формирования в Пермском крае объединений хозяйствующих субъектов в виде ассоциаций, союзов и других форм по продвижению своей продукции на аграрном рынке, организации вертикально интегрированных агропромышленных формирований с замкнутым циклом производства, развития новых форм организации оптовой торговли и т. п.

3. Государственная политика в регионе должна быть ориентирована на протекционизм отечественных товаропроизводителей и развитие внутреннего рынка продовольствия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другим направлением роста сбыта агропромышленной продукции Пермского края должна стать поддержка экспорта. Эта поддержка должна быть сориентирована:

• на ограничение ввоза конкурентного продовольствия с использованием демпинговых цен и массированного субсидирования в странах-экспортерах;

• применение защитных мер, направленных на гашение демпинговых преимуществ;

• создание льготного импортного режима для продукции, не имеющей аналогов на внутреннем рынке, для оборудования, используемого в пищевой промышленности, а также отдельных компонентов производства (например, кормовых добавок для отечественной комбикормовой промышленности);

• создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в национальный продовольственный комплекс. Важным инструментом политики ограниченного протекционизма могло бы стать усиление контроля за сертификацией импортного продовольствия и за качеством поступающего на рынок продовольствия, которое зачастую, являясь высококонкурентным с точки зрения ценовых параметров, явно уступает национальным аналогам по качеству, срокам годности и прочим параметрам. Гибкое использование временных, например сезонных, импортных ограничений (пошлин, сборов) может оказаться весьма эффективным.

Действенным способом расширения сбыта может стать и государственная сертификация аг-ропродовольственной продукции, подтверждающая экологически чистый способ ее производства. Наряду с этим может проводиться государственная реклама лучших образцов пищевой промышленности и сельского хозяйства. Для этого необходимы специальные институты под эгидой Министерства сельского хозяйства и (или) соответствующих ассоциаций производителей. Такая сертификация может быть самоокупаемой, так как является для производителей рекламой и может ими оплачиваться.

4. Государственная поддержка социального развития села, направленная на обеспечение равных условий жизни, приложения труда и капитала в городе и селе. При этом государственные программы развития аграрного сектора Пермского края должны быть направлены на создание новых рабочих мест в сельской местности.

Падение объемов сельскохозяйственного производства не было сопряжено с массовым легальным высвобождением рабочих рук. В определенной мере здесь сказался эффект замещения дорогих покупных ресурсов дешевым трудом (и бесплатной землей), однако резкое относительное падение уровня оплаты труда в сельском хозяйстве говорит о явной избыточности рабочих рук в отрасли (скрытая безработица). Для повышения эффективности сектора необходим отток этого избытка. В то же время предложение рабочих мест в сельской местности крайне скудное. Сельскохозяйственные предприятия вынуждены сохранять работников

для выполнения трудоемких сезонных видов работ в хозяйстве. Из-за отсутствия рабочих мест в коллективных хозяйствах остается невостребованным избыток трудовых ресурсов, который используется на индивидуальных участках граждан.

Нужны облегченные процедуры регистрации мелкого бизнеса в сельской местности, программы развития сельской кредитной кооперации, а также обучения и пропаганды в этой сфере.

Все это, с нашей точки зрения, будет нацелено на уменьшение издержек в сельскохозяйственном производстве и на повышение доходности хозяйствующих субъектов. Таким образом, будут созданы условия не только для повышения уровня жизни населения, но и экспорта конкурентоспособной продукции аграрного сектора и продуктов переработки сельскохозяйственного сырья за пределы Пермского края.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пермский край в цифрах, 2007: Крат. стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. — Пермь, 2007. — 181 с.

2. Потребление основных продуктов питания населением Пермского края (2001—2006 гг.). Статистический сборник, 2007. — 31 с.

3. Россия в цифрах. 2007: Крат. стат. сб. — М.: Росстат, 2007. - 494 с.

4. Экономика сельского хозяйства. / И. А. Мина-ков, Л. А. Сабетова, Н. И. Куликов и др.; под ред. И. А. Минакова. - М.: КолосС, 2003. - 328 с.

Не успели оформить

подписку на 2008 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621-69-49, (495) 621-91-90

Http://www.fin-izdat.ru Е-таП: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.