ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
4 (7) - 2006
САМООБЕСПЕЧЕНИЕ КАК ИНДИКАТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
А.А. КАЙГОРОДЦЕВ,
кандидат экономических наук, доцент
Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова
Делая исторический экскурс, необходимо отметить, что термин «продовольственная безопасность» был официально введен в международную практику после зернового кризиса 1972—1973 гг. В 1974 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила разработанные на основе рекомендаций Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) «Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире», в тексте которых приводится следующее определение: «Продовольственная безопасность — это система мер, обеспечивающих производство и удовлетворение количественно-качественных потребностей населения страны в высококонкурентоспособных отечественных продуктах питания широкого ассортимента» [1].
Согласно нормативам ФАО, продовольственная безопасность страны обеспечивается в случае производства в ней порядка 80% потребляемого продовольствия. Продовольственная безопасность считается обеспеченной, если, кроме производства необходимого количества продовольствия осуществляется его дополнительный выпуск в объеме восполняемого страхового запаса на уровне развитых стран мира (60 дней, или 17% годового объема потребления). В случае, когда определенные виды продовольствия не выпускаются в стране или их производство ограничено, продовольственную безопасность в них обеспечивают закупкой в других странах. При этом важно не допустить возникновения продовольственной, политической или иной зависимости от стран-экспортеров в части недостающего продовольствия.
В условиях глобализации и увеличения открытости экономики страны возрастает актуальность проблемы обеспечения национальной продовольственной безопасности и продовольственной независимости Казахстана. Решить эту проблему можно путем достижения такого уровня развития агропромышленного комплекса страны, при котором становится возможным продовольственное самообеспечение республики.
72 -
Агропромышленный комплекс Казахстана представляет собой одну из основных воспроизводственных отраслей экономики страны. В нем производится около трети национального дохода.
О наличии у АПК страны огромного потенциала свидетельствуют:
• значительный объем сельскохозяйственных угодий, общая площадь которых составляет 223 млн га, в том числе пашни — 21 млн га, или 1,5 га в расчете на душу населения республики;
• значительный трудовой потенциал села (в сельской местности проживает около 45% населения страны);
• благоприятные климатические условия для выращивания зерновых и зернобобовых культур, картофеля, овощей и др.;
• значительный потенциал территорий пастбищ для занятия животноводством (84% от общей площади земельных угодий). Пригодные для земледелия (без предварительной мелиорации) площади составляют 39 млн га.
Вместе с тем при стратегическом планировании развития агропромышленного производства необходимо учитывать ряд факторов, отрицательно влияющих на эффективность сельскохозяйственного производства, производительность труда в котором, по оценке Всемирного банка, в 5 раз ниже, чем в Восточной Европе:
- почвы Казахстана в своем естественном состоянии обладают низкими продуктивными свойствами и постоянно нуждаются в улучшении;
- опустыниванием охвачено 66% (179,9 млн га) территории республики;
- пахотными землями утрачено до 1/3 гумуса;
- пашня теряет в 240 раз больше питательных веществ, чем получает в результате внесения минеральных удобрений;
- засоренность полей осотом и полынью резко снижает качество собираемого зерна, которое по своим характеристикам все больше приближается к фуражному.
Перечисленные негативные факторы развития сельского хозяйства, являющиеся причиной частых неурожаев из-за неблагоприятных природно-климатических условий, в последние годы дополнились нестабильностью организационно-экономических факторов. В результате состояние экономики сельскохозяйственных предприятий постепенно ухудшается. Селу не только не предоставлен приоритет в развитии, но оно является источником получения дополнительной прибыли для многих промышленно-производст-венных, агросервисных и коммерческих структур. Сложившаяся ситуация, если ее радикально не изменить, может привести к тому, что значительная часть сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств республики будет лишена возможности нормально функционировать, в результате чего произойдет сокращение производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
В 2004 г. в республике было произведено продукции сельского хозяйства на сумму 694,7 млрд тенге, в том числе продукции растениеводства — 388,2 млрд тенге, животноводства — 306,5 млрд тенге. По сравнению с 2000 г. объем производства сельскохозяйственной продукции увеличился в 1,7 раза. При этом удельный вес продукции сельского хозяйства в ВВП страны составил 7,9% против 8,1% в 2000 г. и 29,5% в 1990 г. Приведенные данные свидетельствуют о том, что аграрный сектор экономики республики вышел из кризиса и вступил в стадию роста (табл. 1).
Вместе с тем очевидно, что этот рост нельзя считать устойчивым, поскольку в период с 2002 по 2004 г. имело место снижение объемов производства главной экспортной культуры республики — зерна (в том числе пшеницы). После максимального за последние годы валового сбора зерновых в 2001 г. (15,9 млн т) и в 2002 г. (16 млн т), превысившего пороговый с точки зрения обеспечения продовольс-
твенной независимости страны уровень в 1 т зерна на душу населения (1 072 и 1 076 кг соответственно), в 2004 г. было собрано только 12,4 млн т (824 кг).
Структура потребления населением Казахстана пищевых продуктов является нерациональной. Большинство важнейших продуктов питания потребляется в значительно меньших количествах, чем это предусмотрено научно обоснованными нормами. Так, рыбы и рыбных продуктов потребляется в 2,2 раза меньше, чем по норме, яиц — в 2,7 раза, овощей и бахчевых культур — в 1,8 раза, молока и молочных продуктов — в 2,1 раза, мяса и мясопродуктов — в 2,2 раза, сахара — в 1,4 раза, картофеля — в 1,6 раза.
В последние годы удалось преодолеть тенденцию к уменьшению потребления растительного масла, сахара, овощей и бахчевых культур, молока и молочных продуктов, яиц, что свидетельствует о наличии реальной возможности для решения проблемы обеспечения продовольственной безопасности республики.
При решении проблемы обеспечения национальной продовольственной безопасности серьезного внимания заслуживают вопросы самообеспечения страны основными видами продуктов питания.
Самообеспечение продовольствием означает удовлетворение потребности в нем, прежде всего, путем внутренних поставок при минимальной зависимости от внешней торговли.
Для достижения самообеспеченности страны продовольствием необходимо осуществлять производство качественной продукции в объемах, позволяющих удовлетворить потребность населения в ней на пороговом уровне по ценам, гарантирующим доступность большинства продуктов для всех социальных групп населения на всей территории страны.
Таблица 1
Динамика объемов производства сельскохозяйственной продукции
Валовой сбор продукции растениеводства 2000 г 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
зерновые, млн т 11,6 15,9 16,0 14,9 12,4
в том числе пшеница 9,1 12,7 12,7 11,5 9,9
семена масличных, тыс. т 140,2 187,1 257,1 436,3 395,8
в том числе подсолнечника 104,6 149,1 189,8 292,6 265,6
свекла сахарная, тыс. т 272,7 282,4 372,2 423,6 397,9
картофель, тыс. т 1 692,6 2 184,8 2 268,8 2 308,3 2 260,7
овощи, тыс. т 1 543,6 1 782,0 1 857,0 1 938,3 2 059,3
Производство продукции животноводства:
мясо (в убойном весе), тыс. т 622,6 654,5 672,6 693,2 731,8
молоко, тыс. т 3 730,2 3 922,9 4 109,8 4 316,7 4 515,2
яйца, млн штук 1 692,2 1 855,3 2 102,1 2 276,7 2 315,5
Таблица 2
Самообеспеченность Казахстана основными видами продовольствия
Годы Молоко Яйца Овощи и бахчевые Картофель Плоды, ягоды и виноград Зерно в весе после доработки Мясо в убойном весе
1990 0,832 0,856 0,589 1,288 0,233 1,702 1,122
1991 0,812 0,825 0,520 1,205 0,086 0,710 1,098
1992 0,765 0,719 0,527 1,370 0,120 1,751 0,902
1993 0,812 0,664 0,411 1,260 0,065 1,275 0,939
1994 0,770 0,531 0,390 1,164 0,073 1,010 0,866
1995 0,684 0,377 0,390 1,041 0,089 0,592 0,719
1996 0,543 0,260 0,418 1,041 0,088 0,706 0,634
1997 0,518 0,274 0,452 0,966 0,088 0,786 0,549
1998 0,541 0,308 0,616 0,890 0,040 0,412 0,500
1999 0,585 0,349 0,760 1,116 0,073 0,956 0,524
2000 0,620 0,390 0,904 1,116 0,159 0,778 0,512
2001 0,652 0,428 1,062 1,342 0,133 1,072 0,537
2002 0,684 0,486 1,144 1,384 0,133 1,076 0,549
2003 0,716 0,524 1,146 1,397 0,115 0,922 0,573
2004 0,743 0,527 1,240 1,370 0,177 0,824 0,598
При определении уровня самообеспеченности республики основными видами продовольствия (табл. 2) автор использовал следующую формулу:
С = 1- (НП - П) / НП, где С — уровень самообеспеченности, доли единицы;
НП — норматив потребления продовольствия;
П — фактический объем производства на душу населения.
При этом по всем видам продовольствия (за исключением зерна) в качестве норматива потребления использовались физиологические нормы потребления продуктов питания, а по зерну — 1 т зерна на 1 жителя республики, т.к. зерно используется не только для производства продуктов питания людей, но и на корм скоту, а также поставляется на экспорт.
Как видно, наиболее высокий уровень самообеспеченности был достигнут по картофелю, фактическое производство которого на душу населения превосходило действующую норму потребления (за исключением 1997 и 1999 гг.). Начиная с 2001 г., собственное производство овощей и бахчевых культур также превышает установленный в республике нормативный уровень потребления. В то же время, начиная с 1992 г. республика из самообеспечивающей превратилась в импортирующую по молоку.
Что же касается главной для Казахстана экспортной культуры — зерна, то республика была самообеспечена им в 1990 г. (1,702), 1992 г. (1,751), 1993 г. (1,275), 1994 г. (1,01), 2001 г. (1,072) и 2002 г. (1,076). В 1995 г. уровень самообеспеченности Казахстана зерном составил 95,6%, в 2003 г. — 92,2%, в 2004 г. — 82,4%. В остальные годы рассматриваемого периода самообеспеченность Казахстана
зерном была значительно ниже нормативного уровня, а в 1998 г. валовой сбор зерна в расчете на душу населения республики составил лишь 41,2% от нормативного уровня.
На эффективность реализации концепции самообеспечения влияет ряд факторов, которые следует учитывать при разработке и реализации агропродовольственной политики, а именно:
1) рациональное размещение производства с целью эффективного использования потенциала разных почвенно-климатических и экономических территорий страны с учетом углубления их специализации и создание на этой основе специализированных продовольственных зон;
2) использование технологий, увеличивающих урожайность продукции растениеводства и продуктивность скота;
3) воздействие на сельское хозяйство социальных потрясений и политической нестабильности, а также различных форм деградации окружающей среды и др.
При анализе емкости внутреннего продовольственного рынка республики можно наблюдать следующую картину. Степень обеспеченности платежеспособного спроса отечественной продукцией составляет по мясным и мясораститель-ным консервам — 34%, колбасным изделиям — 50,2%, сухому молоку — 26,4%, сливочному маслу — 35,5%, сыру — 85%. Спрос на растительное масло на 60% также удовлетворяется за счет импорта. Емкость внутреннего рынка плодоовощных консервов составила 10,1 тыс. т. При этом доля импортной продукции составила на внутреннем рынке республики 81,2%.
В 2004 г. объем производства мяса составил в убойном весе 731,8 тыс. т, что на 56,8 тыс. т, или 8,4%, превышает минимальный с точки зрения продовольственной безопасности (но не рациональный с точки зрения физиологически обоснованных нормативов питания) уровень потребления. Следовательно, в республике был превзойден критический для обеспечения национальной продовольственной безопасности уровень самообеспечения мясом и мясопродуктами. Что же касается значительных объемов импорта мяса и мясопродуктов, то за счет импорта покрывается спрос населения республики на мясопродукты глубокой переработки. В общем объеме потребления удельный вес импортных продуктов составляет по колбасным изделиям 32%, по мясным консервам — 43%.
Экономика Казахстана является неотъемлемой составной частью мировой экономической системы. Поэтому республика импортирует и экспортирует продукты питания.
Потребность республики в зерне и продуктах его переработки, а также в овощах и бахчевых культурах полностью удовлетворяется за счет собственного производства. Экспорт зерновых составляет 25,8% их производства, экспорт овощей и бахчевых культур — 12,2%.
Вместе с тем отечественным перерабатывающим предприятиям агропродовольственного сектора приходится конкурировать с иностранными компаниями, импортирующими в Казахстан продукты питания. В настоящее время превышение импорта над экспортом в процентах к объему потребления составляет по: картофелю — 0,9%; мясу и мясопродуктам — 1,8%; яйцу — 3,4%; молоку и молочным продуктам — 4,1%; маслу растительному — 15,5%; сахару — 34,7%. Превышение импорта над экспортом в условиях недостаточного спроса на продукты питания внутри страны свидетельствует о неконкурентоспособности отечественной продукции.
Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, производство и экспорт которых в странах Запада, как правило, субсидируется, оказывает негативное экономическое воздействие на отечественных товаропроизводителей, способствует ухудшению их финансово-экономического положения. Поэтому необходимо обеспечить оптимальное соотношение между объемом производства продовольствия внутри страны и импортом продуктов питания.
В связи с этим, как справедливо отмечает академик Л.И. Абалкин, «постановка вопроса о самообеспеченности страны продовольствием отнюдь не означает курса на автаркию и изоляцию от мирового
рынка. Мировая практика выработала ряд важных и надежных подходов к решению названной проблемы, среди них — гибкая и эффективная защита отечественных производителей, регулирование соотношений, позволяющих весь импорт продуктов питания, возможности производства которого в стране крайне ограничены или вообще отсутствуют, покрывать экспортом таких продуктов питания, производство которых более эффективно» [2].
Развитию отечественного производства продуктов питания и уменьшению на этой основе доли рынка импортных продовольственных товаров способствует государственная политика им-портозамещения, реализация которой является одним из факторов обеспечения продовольственной безопасности Казахстана.
Импортозамещение в агропродовольственной сфере предполагает уменьшение импорта продовольственных товаров и перелива сэкономленных средств в производство пищевых продуктов, спрос на которые в республике не удовлетворен. При этом вытесняться с внутреннего рынка должны те продукты питания, для выпуска которых на отечественных предприятиях не требуется значительных затрат финансов и времени.
Очевидно, надо согласиться с точкой зрения тех экономистов, которые считают, что полностью вытеснить импорт ни в одном из сегментов рынка невозможно, а уровень импортозамещения по продуктам питания, составляющий в среднем 55—60%, является достаточно хорошим показателем.
Реальное импортозамещение в АПК республики имеет место тогда, когда отечественные товаропроизводители рыночными методами вытесняют импорт в конкурентной борьбе. Однако в настоящее время государство пытается административными методами вытеснять импорт, повышая таможенные пошлины, устанавливая квоты и другие барьеры на его пути. При этом импортозамещение понимается как защита отечественных товаропроизводителей, и, следуя этой логике, государство начинает их ограждать от издержек конкурентной борьбы с импортом, что в корне неверно. В результате одновременно с увеличением импортных пошлин происходит рост цен на казахстанские товары, поскольку, в условиях узости рынка, отсутствия конкуренции со стороны зарубежных производителей и слабой конкуренции между казахстанскими пищевиками отечественные товаропроизводители увеличивают свою прибыль за счет повышения цены.
Принимая решение о защите внутреннего рынка от зарубежных производителей продуктов питания, необходимо учитывать следующие факторы:
- 75
1. Основную конкуренцию на казахстанском пищевом рынке в настоящее время создают импортные товары. Внутренняя борьба еще слаба. Во многих сегментах пищевой промышленности Казахстана между собой конкурируют три-четыре предприятия, то есть имеет место олигополистическая конкуренция, при которой, по мнению У Кейнса, необходимо вмешательство государства для контроля «добросовестности», поскольку при олиго-полистической конкуренции всегда возможны ценовые сговоры, региональная монополизация и многие другие отрицательные последствия. В сложившейся ситуации импорт является положительным фактором, так как конкуренция с иностранными товарами не позволяет отечественным предприятиям поднимать цены.
2. Опасность бесконтрольного импорта. Одним из примеров, подтверждающих данный тезис, является птицеводство, в котором до принятия определенных регулятивных мер со стороны государства ввоз птичьего мяса ставил под угрозу отечественное производство. Агропромышленный комплекс должен стремиться не столько к защите от импорта, сколько к экспортной ориентации. Однако в настоящее время казахстанские предприятия перерабатывающей промышленности ориентируются главным образом на внутреннее потребление. Несомненно, в Казахстане необходимо производить не все без исключения виды товаров и услуг, а только более качественные и дешевые, импортируя при этом дешевую и качественную продукцию других категорий из ближнего и дальнего зарубежья.
Для устранения недостатков в развитии АПК необходимы существенные вложения в развитие сельскохозяйственного производства, а именно в восстановление старых и создание новых племенных и семеноводческих хозяйств, внедрение современных агротехнологий, создание соответствующей инфраструктуры и т.д. Таким образом, наиболее перспективными и экономически эффективными в существующей ситуации представляются проекты,предусматривающиесозданиевер-тикально интегрированной цепочки добавленных стоимостей от производства сельскохозяйственного сырья до его глубокой переработки, в первую очередь в следующих приоритетных отраслях:
• производство и переработка мяса и кожевенного сырья;
• производство и переработка молока;
• производство и переработка шерсти;
• производство и переработка плодово-ягодной и овощной продукции;
76 -
• производство и переработка хлопка.
С учетом проведенного анализа целесообразно рекомендовать следующую систему мер, способствующих ликвидации внутренних и внешних угроз национальной продовольственной безопасности:
1) совершенствование системы экономических отношений в сфере производства, закупа, первичной и глубокой переработки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции;
2) стимулирование перехода мелкотоварных производств агропродовольственного комплекса в специализированные средне- и крупнотоварные производства, а также перевода производства продукции животноводства и растениеводства на промышленную основу;
3) оптимальное сочетание государственного и рыночного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию с целью оживления платежеспособного спроса населения и повышения конкурентоспособности отечественного продовольствия на внутреннем и внешнем рынке;
4) государственная поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей по принципу регулирования паритета цен при обмене продукции сельского хозяйства и промышленных отраслей АПК;
5) отказ от практики недофинансирования жизненно важных затрат и введение системы минимальных гарантированных цен, обеспечивающих сельскохозяйственным товаропроизводителям достаточный уровень доходности для выхода из кризисного финансового положения;
6) осуществление гибкого налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставление налоговых льгот тем производителям, которые вкладывают средства в развитие приоритетных отраслей и продуктов, или же придерживаются принципа устойчивого развития производства с соблюдением экологических норм;
7) проведение умеренной протекционистской политики по защите интересов отечественных товаропроизводителей путем своевременного внесения предложений по возбуждению антидемпинговых и компенсационных разбирательств по отношению к зарубежным производителям, осуществляющим недобросовестную конкуренцию на казахстанском рынке;
8) создание единого продовольственного рынка стран СНГ с постепенным отказом от таможенных пошлин и сборов и согласованием ценовой политики;
9) урегулирование размеров железнодорожных тарифов при транзите грузов по территории государств СНГ с целью увеличения экспортного зернового потенциала Казахстана;
10) модернизация и техническое перевооружение предприятий перерабатывающей промышленности, внедрение передовых технологий и систем управления качеством (ИСО 9000, ИСО 14000);
11) создание банка данных инновационных проектов и прогрессивных технологий в агропро-довольственном комплексе и периодическое информирование о них участников продовольственного рынка;
12) стимулирование импорта машин и оборудования, предназначенных для предприятий, производящих средства производства для сельского хозяйства и других звеньев АПК; комплектов средств производства для перспективных индустриальных технологий изготовления и переработки сельскохозяйственной продукции; племенных животных высокопродуктивных пород и семян высокоурожайных и высокобелковых культур; патентов и лицензий, способствующих коренному научно-техническому перевооружению отраслей АПК;
13) повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса, введение налоговых и других льгот, которые будут способствовать переоснащению материально-технической базы АПК, формированию бесперебойной системы производства, сбора и переработки сельскохозяйственного сырья, доставки его на перерабатывающие предприятия и конечным потребителям;
14) развитие системы лизинга оборудования для предприятий перерабатывающей промышленности;
15) государственная поддержка эффективных производств, обладающих импортозамещающим и экспортным потенциалом;
16) последовательная реализация политики им-портозамещения, насыщение внутреннего рынка широким ассортиментом качественной и конкурентоспособной продукции отечественного производства, сокращение ввоза в страну тех продуктов питания, которые можно произвести в Казахстане;
17) эффективное использование потенциала разных почвенно-климатических и экономических территорий страны с учетом углубления их специализации и создание на этой основе специализированных продовольственных зон;
18) реализация целевых программ по восстановлению таких отраслей, как производство сахарной свеклы, маслосемян, масла, мяса, молока и детского питания;
19) рациональное размещение по территории страны предприятий по переработке сырья и сельскохозяйственной продукции с максимальным приближением их к местам производства;
20) оптимизация производственных мощностей предприятий перерабатывающей промышленности;
21) разработка и внедрение механизма «зеленой революции» в земледелии, предусматривающего: 1) внедрение новых высокоурожайных сортов отечественной и зарубежной селекции с целью резкого увеличения продовольственных ресурсов; 2) механизацию и химизацию сельского хозяйства; 3) осушение и орошение земель; 4) восстановлению плодородия деградировавших почв с нарушенным содержанием гумуса; 5) стимулирование эколого-экономических систем земледелия;
22) создание условий и активизация процессов выхода отечественного продовольствия на внешние рынки, стимулирование экспорта зерна и продуктов его переработки;
23) защита населения республики от недоброкачественных продуктов питания путем совершенствования работы служб стандартизации и сертификации товаров;
24) совершенствование инфраструктуры агропро-довольственного рынка, в частности создание в крупных городах республики муниципальных оптовых продовольственных рынков;
25) создание разветвленной сети заготовительных пунктов во всех сельских населенных пунктах республики, отдаленных районах и отгонных участках с высокой концентрацией источников сельскохозяйственного сырья;
26) стабилизация продовольственного рынка путем организации закупочных и товарных интервенций;
27) развитие системы биржевой торговли продовольствием, в том числе электронной;
28) совершенствование системы кадрового, научного, правового и информационного обеспечения предприятий агропродовольственного комплекса.
ЛИТЕРАТУРА
1. FAO 1996. Rome Declaration of World Food Summit it Plan of Action. htpp: / www.fao.org / wfs / final.
2. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-13.
- 77