Научная статья на тему 'Оценка тенденций социально-экономического развития России и Алтайского края в 1990-2003 гг'

Оценка тенденций социально-экономического развития России и Алтайского края в 1990-2003 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка тенденций социально-экономического развития России и Алтайского края в 1990-2003 гг»

ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 1990-2003 ГГ.

В.А. Кундиус

Трансформация экономики в России, начавшаяся в 90-х гг. XX в. с коренных изменений основы экономической системы общества - отношений собственности, -оказала воздействие на все стороны социально-экономического развития страны, прежде всего на основные отрасли экономики: промышленность и сельское хозяйство, затем, соответственно. - инфраструктуру и социальную сферу.

В период реформенных трансформационных преобразований по современным оценкам, очевидно, выделяются 2 этапа:

Первый этап (1992-1998 гг.) характеризуется катастрофическим сокращением производства практически во всех отраслях экономики страны и регионов, в т.ч, Алтайского края, и длительным спадом практически во всех сферах социально-экономической жизни страны. Причем темпы разрушительных процессов в экономике Алтайского края отмечаются худшими показателями. На этом этапе, несомненно, экономика и социальная сфера находились в периоде системного кризиса, который завершался дефолтом 1998 г.

Второй этап (1999-2003 гг.) отличается некоторой стабилизацией, успокоением скачков в экономике и ценах (рис. 1, 2), тенденциями в темпах роста прои зводства (табл. 2) и социальной сферы, которые были достигнуты в результате определенных стабилизационных мер, в масштабах страны и регионов в этот период.

Можно сказать, что на этом этапе обеспечено в определенной мере начало позитивных процессов, которое требует дальнейших последовательных, компетентных действий в направлении социальноориентированного развития.

В последние 5 лет имеют место и некоторые позитивные результаты. В частности, постепенно, хотя и медленными темпами, приводятся в соответствие отношения собственности, происходит правомерное упорядочение и обособление государственной, муниципальной, коллективной и

частной собственности. За это время впервые более миллиона граждан оформили в собственность земельные участки для строительства собственного жилья, активизировалась и должна быть завершена к 27 января 2005 г. работа по оформлению, выделу и государственной регистрации земельных паев сельских жителей в соответствии с Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», принятом в 2002 г.

Созданы условия для развития образования, основы стратегических процессов и развития. Так. в 2002 г. только в государственных высших учебных заведениях России обучалось 5,2 млн студентов, что на 2,4 млн чел. больше дореформенного 1990 г., причем при сокращении общей численности населения страны.

В Алтайском крае в 2002-2003 учебном году сохранилась тенденция увеличения численности средних специальных и высших государственных учебных заведений, обучающихся студентов, поступивших на обучение и выпускников (табл. 1).

Разрабатываются программы и принимаются меры по улучшению медицинского обслуживания, создаются условия для развития медицины. В этой связи наблюдается снижение заболеваемости населения, в частности, в Алтайском крае по 25 из 29 регистрируемых инфекционных заболеваний.

Проводится поощрительная политика по созданию новых рабочих мест с целью сокращения числа безработных. Количество безработицы 2002 году составило в Алтайском крае 10%.

В 2002 г. увеличилась покупательная способность населения в Алтайском крае практически по всем видам продовольственных и непродовольственных товаров более чем на 20%, при увеличении денежных доходов населения на 37,4% в 2001 г. и на 29,6% в 2002 г. Так, реальная заработная плата в крае (с учетом индекса потребительских цен) увеличилась в 2001 г. на

12.1%, в 2002 г. - на 19.6%. Номинальная заработная плата увеличилась, соответственно. на 39.4 и 36,6% и составляет 2547 руб. в 2002 г. В среднем по России среднемесячная заработная плата повысилась в этот период с 1051 до 4514 руб. в месяц. Количество организаций, на которых отмечалось наличие задолженности по заработной плате, в Алтайском крае уменьшилось на 221 единицу (13,6%). При этом руководству всех уровней пришлось изы-

скивать деньги и возможности для того, чтобы не только поднять уровень жизни населения, но и покрыть многомиллиардные долги по заработной плате и пенсиям за предыдущие годы реформ в условиях увеличения числа убыточных предприятий и общей суммы убытка, приняты конкретные меры по улучшению пенсионного обеспечения. Средняя пенсия по России в среднем возросла с 399 руб. в месяц в 1999 г. до 1679 руб. в 2003 г.

Таблица 1

Численность обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях Алтайского края

2002/2003 учебный год Справочно

2001 к 2002 уч. году- 2000 к 2001 уч. году, %

Государственные средне специальные учебные заведения

Число учебных заведений 43 45

их филиалов 13 4

Число студентов, чел. 43596 41364 105,1

Прием, чел. 15854 15223 101,2

Выпуск, чел. 11151 9922 112,5

Государственные высшие учебные Заведения

Число учебных заведений, ед. 8 7

их филиалов 13 5

Число студентов, чел. 75801 64424 109,3

Прием, чел. 18659 16719 103,3 1

Выпуск, чел. 10480 8462 105,2

В Алтайском крае средний размер пенсии увеличился более чем на 10% в год и составил к началу 2003 г. 1403 руб. Реальный размер назначенных пенсий с учетом индекса цен увеличился в 2001 г. на 16,5%, а в 2002 г. еще на 13,5%, тенденция сохранилась в 2003 г. Положительно то. что достигнута регулярность выплат-пенсий и заработной платы. В целом среднедушевой доход в месяц в I кв. 2004 г. составил по Алтайскому краю 2092 руб., при том что законодательно утвержденный прожиточный минимум в среднем но РФ был на уровне: 2001 г. - 1500 руб., 2002 - 1808, 2003 - 2212 руб., в Алтайском крае - 1218, 1456, 1750 руб. соответственно.

Стабильность воспроизводства предприятий зависит, прежде всего, от наличия оборотных средств. В последние годы на~

блюдается тенденция увеличения оборотных активов более чем на 11%.

Определенные, хотя и явно недостаточные меры принимаются руководством всех уровней стабилизации агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в частности, поскольку на I этапе реформ Россия утратила продовольственную безопасность. В настоящее время в Россию завозится в целом около 30% всего продовольствия, что превышает в 1,5 раза границы продовольственной безопасности, установленной ФАО (Всемирной продовольственной организацией при ООН) на уровне 20%.

Россия импортирует свыше 50% потребляемого масла животного и растительного, изделий из молока - более 30-40%. На закупки продуктов за рубежом

ежегодно расходуется более 5-6 млрд долларов США. Большую часть продовольствия с успехом можно производить в России.

В АПК был осуществлен ряд объективно необходимых экономических и организационных реформ. В аграрном секторе произошел переход к многоукладной экономике в форме приватизации сельскохозяйственных, перерабатывающих, агросер-висных, сбытовых предприятий и организаций. В результате земельной реформы и снятия отдельных законодательных ограничений увеличились размеры личных подсобных хозяйств населения.

В 1999-2002 гг. в стране продукция сельского хозяйства ежегодно увеличивалась на 6,4%, в 2002 г. ее рост замедлился и составил 101,7% к уровню 2001 г. В целом же, как следует из таблицы 1, производство зерна было на 25,8% ниже показателя 1990 г., сахарной свеклы - на 51,4, сои - на 42,9, мяса - на 54.1, в том числе мяса крупного рогатого скота и свиней -на 55,3, птицы - на 46,6, молока - на 39,9 и яиц - на 23,8%. Незначительно увеличи-

лось лишь производство семян подсолнечника, картофеля и овощей.

Некоторой стабилизации в АПК в последние годы способствовали меры по улучшению кредитования, в частности введение субсидирования процентных ставок по кредитам с погашением за счет федерального бюджета двух третей учетной ставки Центробанка. В 2002 г. это позволило привлечь в аграрный сектор 25 млрд руб., в то время как в 2000 г. на эти цели было выделено из фонда льготного кредитования всего 2,4 млрд руб. Реализованы меры по расширению лизинга, организации страхования, введению механизма закупочных и торговых интервенций, защите отечественного продовольственного рынка от необоснованного импорта, особенно сахара и мяса, финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, привлечению инвестиций в АПК. Приняты базовые Законы по земельным отношениям: «Земельный кодекс» и «Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таблица 2

Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в России, млн т

Виды продукции Годы

1986- 1990 1990 1996- 2000 2000 2001 2002 2002 г. в % к

1990 г. 2000 г.

Зерно 104,3 116,7 65,2 65,5 85,2 86,6 74,2 132,2

Сахарная свекла 33,2 32,3 14,0 14,1 14,6 15,7 48,6 111,3

Семена подсолнечника 3,1 3,4 3,3 3,9 2,7 3,7 108,8 94,9

Соя 0,6 0,7 0,3 0,3 0,4 0,4 57,1 133,3

Картофель 35,9 30,8 34,5 34,0 35,0 32,9 106,8 96,8

Овощи 11,2 10,3 И,4 12,5 13,3 13,0 126,2 104,0

Мясо (в убойном весе) - всего, тыс. т 9671 10112 4727 4432 4451 4646 45,9 104,8

в том числе:

Говядина и теля тина 4096 4329 2207 1895 1872 1935 44,7 102,1

Свинина 3347 3480 1562 1569"1 1498 1557 44,7 99,2

Баранина и козлятина 369 395 178 140 133 135 34,2 96,4

мясо ПТИЦЫ 1747 1801 705 766 884 962 53,4 125,6

Молоко 54,2 55,7 33,6 32,3 32,9 33,5 60,1 103,7

Яйца, млрд шт. 47,9 47,5 32,8 34,1 35,2 36,2 76,2 106,2

Шерсть, тыс. т 225 227 53,2 40,3 40,3 39,8 17,5 98,8

17,5 21,2 34,6

14,2.

и л код м а •■/ЦК Ьг>

Раз

1990

В Зерновые культуры - всего □ Молоко ■ ГСМ

1991

1992

1993

1994

1995

Ш Овощи - всего

■ Сельхозмашины и оборудование

□ Скот и птица в живой массе Я Минеральные удобрения

г*

Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 3. 2004

! і::-

? Рис. 1. Динамика индексов цен реализации промышленной 9 сельскохозяйственной продукции в АПК России

Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 3, 2004

■й К?

1990

1991

1992

1993

1994

1995

■ Зерновые культуры - всего □ Молоко

■ ГСМ

ЕЗ Овощи-всего

■ Сельхозмашины и оборудование

■л .Е

...Щ д ,

■■ І

.'а ;....

□ Скот и гшшд в живой массе ■ Минеральные удобрения

Г*1

з I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К $

""к

:-у Р

, •* и

- V:., Л Ч

■ '&• ■ С • £1

Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 3, 2004

12

со

Ш-Р

1Р’

6 »

4 ^

1996

Р -

8

■ Зерновые культуры - всего

10

□ Молоко -.....

■ ГСМ

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Годы

□ Овощи-всего

■ Сельхозмашины и оборудование

□ Скот и птица в живой массе

■ Минеральные удобрения

а

к

Т,

>

Н

О

я

о

X

а:

о

-1

о

р

-)

тз

■а

о

чг

х

х

а:

1ч>

О

О

4а-

»Л -

* - * »* {«а я е ьу. ч'. к. ащя т*». -

Рис. 2. Динамика индексов цен реализации промышленной и сельскохозяйственной продукции в АПК Алтайского края

Отмечается относительно динамичное в последние годы развитие ряда отраслей и производств пищевой промышленности страны. В 2002 г. объем выработки сахара, растительных масел, фруктовых соков, минеральных вод превысил показатель 1990 г.

Однако системный кризис в агропромышленном комплексе, следствием которого явился ряд негативных тенденций, пока не преодолен. Он проявляется во множестве нерешенных проблем. Так, вследствие нарушения эквивалентности межотраслевых экономических отношений продолжает нарастать диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Повышение цен на продукцию сельского хозяйства сдерживается низким платежеспособным спросом населения, недостаточным развитием инфраструктуры рынка и наличием на нем значительного числа посредников, а цены на промышленную продукцию и оказываемые сельскому хозяйству услуги растут опережающими темпами. В 1991-2000 гг. они увеличивались в 5 раз быстрее, чем цены реализации сельскохозяйственной продукции, а в 2000 г. возросли против уровня 1999 г. на 66,3%, тогда как цены на продукцию сельского хозяйства повысились на 36,5%. Разница в динамике этих цен явилась причиной ущерба сельского хозяйства в размере 50,0 млрд руб. Эта тенденция продолжалась и в 2001 г., когда промышленная продукция и услуги, предоставляемые сельскому хозяйству, подорожали на 27,7%, а сельскохозяйственная продукция

- на 25,9%. Еще больше ухудшилась ценовая ситуация в агропромышленном комплексе в 2002 г.: в декабре по сравнению с соответствующим периодом 2001 г. отмечено снижение цен на сельскохозяйственную продукцию почти на 2% и рост на промышленную продукцию и услути на 10,6%. В январе-июле 2003 г. по сравнению с тем же периодом 2002 г. цены на промышленную продукцию и услуги, потребляемые сельским хозяйством, повысились на 15,4%, а на сельскохозяйственную продукцию - только на 1,9%, что крайне отрицательно сказалось на финансово-экономическом состоянии сельскохозяйст-

венных организаций. Лишь к концу 2003 г. цены на сельскохозяйственную продукцию реально возросли, в частности, на зерно в

2,5-3 раза, на молоко - в 2 раза и т.д., поскольку стало понятно, что далее сельское хозяйство существовать так не сможет. Разработан проект Закона «О развитии сельского хозяйства».

В проекте федерального Закона «О развитии сельского хозяйства» устанавливаются количественные показатели достижения целей сельскохозяйственной политики по следующим четырем параметрам: 1) обеспечение продовольственной безопасности; 2) доступность пищевых продуктов; 3) сближение среднего уровня доходов в сельском хозяйстве и иных отраслях экономики; 4) выравнивание индексов цен на сельскохозяйственную продукцию и индексов цен на используемые сельскими товаропроизводителями средства производства. При этом продовольственная безопасность Российской Федерации считается обеспеченной, если в случае прекращения ввоза на ее территорию пищевых продуктов не возникает продовольственный кризис и удельный вес продаж зерна, произведенного отечественными сельскими товаропроизводителями, в общем объеме продаж зерна на рынке составляет не менее 90%, сахара - не менее 60%, растительного масла - не менее 70%, молока, мяса и рыбы - не менее 80%.

Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 16 июня 1999 г. № 4121-II ГД был принят в первом чтении проект федерального Закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации». Этот законопроект во втором чтении рассматривался в Государственной Думе лишь 15 октября 2003 г., однако из-за отсутствия кворума он был отклонен. Но отсутствие законодательной базы по проблеме обеспечения продовольственной безопасности страны не снижает актуальности ее решения. Несмотря на достижение за последний период определенных положительных сдвигов в агропромышленном комплексе, по ряду важнейших продуктов питания не только сохраняется, но и обостряется зависимость внутреннего

рынка от мирового; стоимость импорта продовольствия намного превышает объемы государственной поддержки отечественного сельского хозяйства.

Вместе с тем в последние годы можно отметить некоторую активизацию инвестиционной политики в стране и регионах. что определяет перспективы стратегического развития экономики.

Так, в Алтайском крае на протяжении трех последних лет одним из важных направлений политики оставалась поддержка реального сектора экономики в виде компенсации части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым предприятия инвестиционных проектов, На эти цели в краевом бюджете 2000 года было 37 млн руб., что позволило привлечь в экономику края 297,8 млн руб., привлекших 529 млн руб. кредитных ресурсов (направление 164 инвестиционных проектов), в 2002 г. 90 млн руб., что позволило привлечь 484,2 млн руб. кредитных ресурсов. При этом размер банковской ставки в 2002 г. был снижен с 15 до 10%.

Важнейшим направлением развития инвестиционной деятельности становится реализация мероприятий государственной поддержки путем финансирования из бюджета федеральных целевых программ, действующих на территории края, которая направлена на улучшение условий жизни населения края, развитие экономического и научного потенциала, рациональное использование природных ресурсов, развитие и поддержание систем жизнеобеспечения населения, сохранение и развитие социальной сферы края.

Всего в Алтайском крае в 1999 г. действовали 45 из 172 федеральных программ, в

2000 г. - 41 из 91, в 2001 году - 43 из 61, в 2002 г. - 34 из 47. На финансирование ФЦП в 1999 г. было направлено из федерального бюджета 1135,2 млн руб. в 2000 г. - 1634,1 млн руб.; в 2001 г. - 1571,4 млн руб.; в 2002 г. - 1988,2 млн руб,

Наибольший объём финансирования в 2002 году выделен на реал «Модернизация транспортной системы России» (подпрограмма «Автомобильные дороги») - 518,4 млн руб., «Жилище» на 2002-2010 гг.» -

174,5 млн руб., «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 гг. и до 2015 г.)» - 112,6 млн руб., «Преодоление радиационных последствий до 2010 г.» - 78 млн руб., «Социачьная поддержка инвалидов в РФ» - 84,4 млн руб.

Анализ финансирования в отраслевом разрезе показывает, что максимум инвестиций, поступающих из федерального бюджета, приходится на социальную сферу, жилищное строительство, дорожное строительство, лесное хозяйство и развитие агропромышленного комплекса.

Несмотря на рост доли кредитных ресурсов банков в источниках финансирования инвестиций с 0,6 в 1999 г. до 2,2% в 2002 г. их объемы еще ничтожно малы и не могут удовлетворить потребности экономики в инвестиционных кредитах.

Основным источником финансирования в последние годы становятся собственные средства предприятий: на их долю приходится 63% всех инвестиций.

Общий объем полученной в экономике прибыли по итогам 2002 г., по сравнению с 1998 г., увеличился почти в три раза (до 4,7 млрд руб. против 1,7 млрд руб.), одновременно было ослаблено давление убытков на финансовое состояние реал, новая финансовая ситуация открыла для предприятий возможности переориентировать свои финансовые ресурсы на инвестиционные цели.

Реатьное развитие инвестиционной деятельности, характеризующееся объемом и темпами привлечения инвестиции в основной капитал, - результат инвестиционной активности в крае. За последние четыре года объем инвестиций в основной капитал превысил 30 млрд рублей, в том числе за 2002 г. - 10,5 млрд рублей. ^ |

Темпы роста капитальных вложений составили в процентах к предыдущему году: в 1999 г. - 105,4%; 2000 г. - 108,7;

2001 г. - 112,2; 2002 г. - 113,2%. В целом темп роста инвестиций за 1999-2002 гг. составил 45,5% в сопоставимых ценах. Активизация инвестиционного процесса в по-сткризиеный период поддерживазась расширением внутреннего инвестиционного спроса за счет роста доходов в отраслях экономики.

Рост инвестиций сопровождался улучшением их технологической структуры. Доля инвестиций, направленных на приобретение новых поколений машин, оборудования, инструмента и инвентаря, увеличилась с 24 в 1998 г. до 41% в 2002 г. (по России с 30 до 39%). Однако указанные

Объемы инвестиций в

объемы по-прежнему недостаточны для уменьшения доли изношенных основных фондов. В целом в экономике края степень износа основных фондов составляет 42,7%, доля полностью изношенных фондов -около 16%.

Таблица 3

реальный сектор экономики ^; ^

1998 1999 2000 2001 2002

АК РФ АК РФ АК РФ АК РФ АК РФ

Инвестиции в основной капитал 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

Из них

В отрасли, производящие товары: 32,9 40,6 39,6 44,3 36,6 45,3 50,6 48,5 50,3 48,7

Промышленность 20,3 33,3 18,6 37,3 20,8 38,5 17,5 42,6 17,0 42,7

Сельское хозяйство 9,5 3,0 12,9 2,9 13,8 2,7 29,3 2,7 31,5 3,1

Строительство 2,6 4,0 7,5 3,9 1,3 3,9 2,8 3,0 1,0 2,7

В отрасли, оказывающие услуги: 67,1 59,4 60,4 55,7 63,4 54,7 49,4 51,5 49,7 51,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Транспорт 11,0 14,1 20,8 18,5 30,4 21,1 11,4 23,1 9,8 19Д

Связь 3,2 3,5 2,5 3,2 1,6 2,6 2,5 3,0 2,8 4,0

Торговля и общественное питание 1,8 2,5 3,4 2,4 2,4 2,8 4,4 1,9 3,3 2,4

Жилищное хозяйство 32,9 16,1 18,0 14,0 15,0 11,6 14,4 7,2 13,8 9,4

Коммунальное хозяйство 5,4 8,6 3,5 6,7 4,1 6,4 3,4 6,1 3,0 6,0

Существенные изменения произошли в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал (табл. 3). К 1998 г. доля инвестиций в отрасли, оказывающие услути, достигла максимальной величины и составила 67%. Рост доли этих отраслей в структуре основных фондов соответствует задачам становления социально-ориентированной рыночной экономики. Однако услуги не могут полностью заменить или компенсировать производство, формирующее основную часть доходов населения и бюджета края.

В 2001-2002 гг. проявилась тенденция увеличения доли инвестиций в производственные отрасли, однако лишь шестая часть общего объема инвестиций в основной капитал была направлена в отрасли промышленности (по России 40%), из них 38% поступило в пищевую и мукомольно-крупяную промышленность. За последние

4 года рост инвестиций в этих отраслях составил 1,2 и 2,6 раза соответственно.

Первостепенное внимание в последние годы уделяется производству техники и ре-

сурсов для сельского хозяйства, поскольку обеспеченность сельскохозяйственной техникой остается ниже уровня развитых стран. Кроме того, происходит разрушение отечественных промышленных производственных средств предприятий АПК. Для сравнения, в 1986 г. на фермах США в среднем на 1 трактор приходилось 33 га пашни. Нагрузка на 1 зерноуборочный комбайн составляла 104 га. На каждого постоянного работника в США уже в 1986 г. приходилось 1.3 трактора и почти по 1 грузовому автомобилю.

В Российской Федерации нагрузка пашни на 1 трактор в 1985 г. составляла 92 га, в 1994 г. - 100 га, т.е. в 3 раза больше, чем в США. Нагрузка посевов на 1 зерноуборочный комбайн в 1985 г. составляла 151 га, в 1994 г. - 163, т.е. в 1,5 раза больше, чем в США. На каждого постоянного работника приходилось 0,137 трактора в 1985 г. и 0,11 трактора в 1994 г.

Энерговооруженность труда и энергообеспеченность в последние 5 лет в аграрном секторе России находятся на уровне

50,5-57,9 л.с. на 1 работника и 364-389 л.с. на 100 га посевных площадей, потребление электроэнергии - 8,1-9,1 тыс. кВт-час в расчете на 1 работника.

В США энергетические мощности на фермах в 90-е гг. достигли 356 млн л.с. на

I работника, потребление минеральных удобрений в пересчете на питательное вещество составило 19,5 млн т, т.е. в 3-10 раз больше по сравнению с сельским хозяйством России.

На первом этапе трансформационных реформ существенно сократилось производство минеральных удобрений и особенно их внесение в связи с крайним недостатком средств на ГСМ, технику, заработную плату рабочих по внесению удобрений, при том что внесение удобрений в

расчете на 1 га пашни, в сравнении с зарубежными странами, в 4-32 раза меньше, что означает низкую интенсивность производства и невосполнение основного ресурса - плодородия почв.

Одновременно со снижением интенсивности производства происходило сокращение его объемов в Российской Федерации и регионах. Производство валовой продукции сельского хозяйства в 1995 г., по сравнению с 1990 г., уменьшилось на 33%.

Объем сельскохозяйственного производства в Алтайском крае увеличился в 2000 г. на 4,7%о, в 2001 - на 18,8%, в целом за последние 8 лет прирост сельскохозяйственной продукции составил 2,2%, наблюдается с 1998 г. (рис. 3).

• I

'Ко >■

1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 200) 2002 200У

Годы

Рис. 3. Динамика объема сельскохозяйственного производства (1992 = 100)

в Алтайском крае

. Выпуск продукции сельского хозяйства всеми сельхозтоваропроизводителями (сельхозпредприятия, хозяйства населения, ! крестьянские (фермерские) хозяйства) в ' 2002 г. по расчетам составил 31,8 млрд руб., или 102,4% (в сопоставимой оценке) к уровню 2001 г.

Наблюдается увеличение производства практически всех видов продукции расте-,,, ниеводства. В 2002 г. валовой сбор зерна

(в весе после доработки) составил 4,8 млн т, что на 1,0% меньше, чем в 2001 г. Производство зерна уменьшилось за счет снижения урожайности на 3,0%. В 2003 г. собрано 3,6 млн т при снижении урожайности на 16%.

В 2002 г. увеличились валовые сборы льноволокна (на 14,1%), картофеля (на 0,6%) вследствие роста урожайности культур (соответственно на 28,6% и на 1,3%).

Производство семян подсолнечника увеличилось на 12.0% за счет расширения площади уборки на 24.1%, овощей - на 10,4% за счет расширения площади уборки на 0.6 и роста урожайности на 9.8%.

Уменьшился валовой сбор сахарной свеклы (фабричной) на 4,8% за счет сокращения площади уборки на 8,2%.

В последние 3 года в Алтайском крае наблюдается тенденция увеличения производства продукции животноводства и поголовья животных, причем преимущественно в сельскохозяйственных предприятиях.

По сравнению с 1.01.2002 г. в целом по всем категориям хозяйств отмечен рост поголовья крупного рогатого скота на 4,3 тыс, голов (на 0,4%) и свиней - на 54,7 (на 9,2%), наряду с этим поголовье коров уменьшилось на 10,2 (на 2,1%), овец и коз

- на 24.1 тыс. голов (на 7.9%).

С 1 января 2003 г. в целом по всем категориям хозяйств отмечен рост поголовья свиней - на 36,5 тыс. голов (на 5,2%). наряду с этим поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 49.1 (на 4.5%), в том числе коров - на 10,9 (на 2,3%), овец и коз

- на 33,2 тыс. голов (на 11,9%).

Экономическому росту в сельском хозяйстве способствовали увеличение субвенций из федерального и финансирование из краевого бюджета.

Развивается краевой лизинг, в 2001 г. краевой лизинговый фонд составил 122 МЛН руб. средств, при ТОхМ что в предыдущие годы этой строки в бюджете края не было. Из федерального бюджета для приобретения техники на условиях лизинга поступило 62 млн руб. В бюджете Алтайского края на 2002 г. на развитие лизинга предусматривалось 150 млн руб., в т.ч. лизинг племенного скота - 10 млн руб.

На 2002 г. предусматривалось выделение средств краевого бюджета по разделу «Сельское хозяйство» в размере 597,4 млн рублей, т.е. более 8% расходной части бюджета края.

Создается база для дальнейшего развития экономики края. На развитие агропромышленного комплекса за счет внешних источников финансирования в 2002 г. было направлено 3740,5 млн руб., что составило 38,1%) общих инвестиций в экономи-

ку края и 111,7% к 2001 г. (в сопоставимых пенах). Улучшилась экспортно-импортная ситуация. Ставился импорт но многим группам товаров, в частности, по продовольственным товарам значительно - на 69% (почти на 70%). Сальдо торгового баланса составил +184,4 млн долларов США (к 2001 г. -- 139,4 млн дол.). Коэффициент покрытия импорта экспортом составил 3,5 раза (в 2001 г. - 2,2 раза).

В товарной структуре экспорта преобладали минеральные продукты и топливо (45,8%), продукции машиностроения (13,7%); древесные и целлюлозно-бумажные изделия (12,3%), продовольственные товары (10.4%).

По данным выборочного обследования Госкомстата Алтайского края, предпринимателями края оптимистично оцениваются перспективы развития экономической ситуации в оптовой торговле, прогнозируется дальнейшее увеличение портфеля заказов на реализуемую продукцию, оптового оборота и объема продаж в натуральном выражении.

В результате целенаправленности мер по поддержке малого предпринимательства увеличивается индекс предпринимательской активности (как среднеарифметических оценок в текущем квартале к предыдущему). Оборот розничной торговли возрос на 16,2%, тенденция сохранилась в 2003 г.

Увеличился общий объем услуг связи на 10,2%, в том числе сельского населения

- на 7,3%.

В последнее время Правительством, Центробанком России, администрацией региона прилагается максимум усилий к сдерживанию инфляции и диспаритета цен в АПК.

Интересен тот факт, что в 80-е гг. XX в. практически имел место паритет цен в АПК. В 1990 г. цены на продукцию отраслей АПК приобретают тенденцию к росту, но при этом сохраняется относительный их паритет, причем опережающими темпами росли цены на основные виды сельскохозяйственной продукции. В начале же 90-х гг. ситуация в экономике АПК резко изменяется (рис. 1, 2, 4, табл. 4). ^.... .

-<3 с- •* * „ • ». ! I .- ■■■■ ,■

■&■ 3 /5 V.- ** Т- ??.• у. ■Х’:. 4 -Г

2 -7? ;.Ч : ?" •- •" -V ■ Н ••'<,. '• V Таблица 4

5 Индексы цен реализации сельскохозяйственной продукции и цен приобретения промышленной продукции

сельскохозяйственными организациями в РФ, % к предыдущему году

Виды продукции Годы

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002

Продукция сельского хозяйства, в целом 111 163 945 812 304 330 143 109 111 199 131 125 98

Зерновые культуры, всего 132 153 2177 529 219 310 188 96 89 168 180 118 82

из них пшеницы 132 340 175 97 87 177 180 117 79

Ячмень - 270 246 99 88 156 187 123 -

Зернобобовые - 260 241 105 97 156 151 123 -

Подсолнечник 88 181 2102 433 331 320 95 99 153 249 133 105 111

Сахарная свекла 94 129 3006 925 236 260 132 103 148 110 145 125 -

Льноволокно - 400 Г 107 100 135 165 191 156 69

Картофель 130 341 902 686 425 340 111 105 120 220 131 107 139

Овощи, всего 137 279 857 1391 414 220 142 103 105 213 132 127 140

Продукция животноводства, всего - 155 520 1042 320 360 133 118 116 212 122 130 104

Скот и птица в живой массе 111 148 480 1169 254 320 136 123 122 207 124 139 117

Молоко 100 136 694 856 334 470 124 117 114 223 124 122 96

Яйца 106 216 835 1073 416 300 146 108 109 179 114 126 107

Шерсть (в физической массе) 100 - - - - 470 106 109 119 143 181 150 -

Промышленная продукция и услуги, приобретенные с.-х. предприятиями, всего 103 193 1623 1069 421 320 163 118 109 161 148 118 -

Сельхозмашины и оборудование 103 213 1427 1183 520 290 165 123 130 133 121 115 164

Машины и оборудование для животноводства 103 285 1578 1168 518 280 148 122 126 136 131 116 -

Тракторы - 229 2181 1098 399 300 167 125 121 140 125 120 171

Автомобили - 248 2106 958 369 260 149 121 118 131 114 115 179

Запчасти для ремонта с.-х. техники - - - - - 310 198 132 119 149 135 124

Минеральные удобрения 101 175 1277 1073 651 340 186 119 109 123 118 133

ГСМ 101 131 3484 1129 343 390 1 137 121 105 192 176 112 125

Строительные материалы 104 226 1100 967 507 310 162 124 111 124 135 127

Электроэнергия 100 152 1326 2157 652 290 156 115 117 117 144 149 134

Топливо 101 196 1619 116 487 340 164 113 105 107 130 134 ИЗ

Услуги - - - - - 320 177 125 123 137 139 121

Комбикорма - 213 1790 860 371 260 204 108 100 193 146 112 119

^Статистический ежегодник. М.: Госкомстат России. 1995. 503 с. (109).

Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 3, 2004

Так. по нашим расчетам в 1995 г., по сравнению с 1990 г., в России цены на промышленные товары и услуги выросли в 4,2 тыс. раз, а на сельскохозяйственную продукцию - в 1,2 тыс. раза. т.е. диспаритет цен составил 3,0 раза. Резкий скачок цен на технические ресурсы для села произошел в 1992 г., когда индекс цен на горючие и смазочные материалы составил 34,6, на все виды промышленной продукции и услуг, приобретаемых сельским хозяйством - 16,2 раз, который повлек за собой резкое повышение цен на продукцию растениеводства в 17,6 раз при общем росте цен на продукцию сельского хозяйства в

1992 г. в 9,45 раз (Сельское хозяйство России. Стат. сборник. М., 1995. С. 108), в

1993 г. наблюдался резкий скачок цен на продукцию животноводства в 10,4 раза при среднем увеличении цен на продукцию сельского хозяйства в 8,1 раза, а на промышленную продукцию и услуги для села - в 10,7 раза (рис. 1).

После дефолта 1998 г. наблюдается сближение темпо'в роста цен на сельскохозяйственную продукцию и ресурсы села, динамика как бы успокаивается вплоть до конца 2003 г., когда цена на зерно в России увеличивалась более чем в 3 раза, на молоко - в 2 раза при «достижении» дефицита этих продуктов на рынке. Расчеты на основе данных Госкомстата РФ (106) показывают, что средний индекс цен реализации сельскохозяйственной продукции в 1996-2001 гг. был на уровне 37%, а цен приобретения промышленной продукции -36,5%. То есть можно сказать, что диспаритет цен в 1995 . в 3,0 раза сократился к

2002 г. на 0.5%. В 2002 г. проблема диспаритета цен вновь усугубляется. Так, в сентябре 2002 г. по сравнению с сентябрем предыдущего года электроэнергия, отпускаемая сельскому хозяйству, подорожала на 34,5%, а продукция нефтеперерабатывающей промышленности - на 25,5%, газовой промышленности - на 30,2%. Опережающими темпами по сравнению с общим ростом цен на средства производства для сельского хозяйства повышается стоимость нефтепродуктов, прежде всего горючесмазочных материалов и услуг для села. В целом за 2002 г. индексы цен на

основные виды сельскохозяйственной продукции, кроме картофеля и овощей, снизились, в то время как цены на основные виды техники и ресурсов для сельского хозяйства возросли опережающими темпами (табл. 4).

Таким образом, можно сделать вывод, что экономические условия функционирования и развития сельского хозяйства ухудшились за годы трансформации экономики России в 2,95 раза.

В связи с диспаритетом и дисбалансом цен в экономике многократно изменились и натуральные показатели обмена. Для того, чтобы купить 1 т дизельного топлива в 1990 г., требовалось продать зерна 0,5 т, в 1995 г. - 2,4 т, в 2002 г. - 7,5 т, для зерноуборочного комбайна «Дон-1500», соответственно, 258 и 877 т. Для приобретения других материально-технических ресурсов сельским товаропроизводителям требовалось продать своей продукции в 3-8 раз больше, чем в 1991 г. (табл. 5, 6). В последние годы это соотношение практически сохраняется, а по таким видам промышленной продукции для села, как бензин, дизельное топливо, тракторы и сельскохозяйственная техника дисбаланс цен еще более усугубляется не в пользу сельского хозяйства.

Отмечен крайне неблагоприятной динамикой закупочных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции 2002 г., наиболее интенсивное снижение цен наблюдалось в I и И кварталах, всего же за год цены снизились на сельскохозяйственную продукцию на 2%. Темпы роста цен на основные виды сельскохозяйственной продукции в 1992-1994 гг. составляли в среднем за год 4-11 раз, на основные же виды ресурсов для села 20 и более раз.

По расчетам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, в 1992-1994 гг. через цены между секторами материального производства были перераспределены суммы, примерно равные 10% валового внутреннего продукта (ВВП) страны. При этом из сельского хозяйства было изъято 7,8% , из легкой и пищевой промышленности - 1,5% от стоимости ВВП. Вместе с тем диспаритет цен обусловил существенные изменения в уровне и

•структуре издержек производства. Так, в

1994 г. по сравнению с 1991 г. удельный вес энергоресурсов в себестоимости сельскохозяйственной продукции в среднем, по России повысился с 4.4 до 11,5%, т.е. в 2,6 раза, амортизационных отчислений - с 7 до 13%, т.е. в 1,9 раза, прочих затрат - с 6 до 12%. В отдельных сельскохозяйственных предприятиях Алтайского края показатель прочих затрат вырос до 40%. В то же время удельный вес затрат на оплату труда снизился с 38 до 25%, или в 1,5 раза.

также снизились затраты на семена, корма, минеральные удобрения. Эти показатели обуславливают усугубление социальной и экономической ситуации на селе: самого низкого уровня заработной платы работников сельского хозяйства, неприменении интенсивных технологий в растениеводстве и животноводстве, оттоке высококвалифицированных кадров специалистов,'

невозвращении выпускников аграрных вузов, продолжающейся миграции сельского населения, сельской бедности.

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соотношение цен на отдельные виды промышленной продукции, приобретенной сельскохозяйственными организациями, с ценой на пшеницу (в разах) в РФ

Виды продукции Годы 2002 г. к 1995 г., раз

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002

Пшеница 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1

Бензин автомобильный 3,2 2,4 2,8 3,5 2,5 3,0 3,1 7,7 2,4

Топливо дизельное 2,4 1,9 2,3 2,7 1,9 2,5 2,9 7,5 3,1

Трактор МТЭ-80/32 69,1 87,5 111,7 150,7 105,8 112,7 118,0 266,7 3,9

Трактор Т-1 50 126,4 124,5 126,1 184,5 120,7 116,0 134,2 283,4 2,2

Комбайны уборочные (включая кукурузоуборочные) 258,7 256,7 345,2 643,3 243,3 304,9 439,5 875,8 3,4

Таблица 6

Динамика цен на продукцию сельского хозяйства и ресурсы для ее производства

в Алтайском крае

№ Виды продукции Единицы измерения 1990 г. 2000 г. 2002 г. 2002 г. к 1990 г., раз 2002 г. к 2000 г, %

1 2 3 4 5 6 7 8

Продукция пр омы тлен ноет и

1 Электроэнергия коп./квт-час 1 39,5 87 87 220

2 Дизельное топливо руб./т 75 7300 9000 120 123,3

Требуется: зерна на 1 т дизтоплива 0,3 4,8 7.5 25 156,3

Молока на 1 т дизтоплива 0,1 1,9 2,5 25 131,6

3 Бензин руб./т 195 6570 9200 47 140

Требуется: зерна на 1 т бензина 0,8 4,3 7,7 9,6 179

Молока на 1 т бензина 0,4 1,7 2,5 6,3 147,1

4 Трактора: К-700 тыс. руб./ шт. 19 1177 1400 73,7 118,9

Требуется: зерна на 1 трактор 82,3 772 1167 14,2 151,2

Молока на 1 трактор 35 300 385 11 128,3

Т-4 тыс. руб./ шт. 9 487 620 68,9 127,3

Требуется: зерна на 1 трактор 39 319 517 13,3 162,1

Молока на 1 трактор 17 124 170 10 137,1

Окончание табл. 6

1 2 3 4 5 6 7 8

5 Комбайн «Нива» тыс. руб./ шт. 12,3 704 940 76,4 133,5

Требуется: зерна на 1 комбайн 53 462 783 14,8 169,5

Молока на 1 комбайн 23 180 258 11,2 143,3

Сельскохозяйственная продукция

\ Зерно руб./т 231 1525 1200 5,2 П 78,7

2 Скот и птица руб./т 2941 12300 18610 6,3 151,3

3 Молоко руб./т 540 3920 3640 6,7 92,9

В производственной сфере недостаток собственных средств, резкое сокращение долгосрочного кредитования и бюджетной поддержки привели к прекращению нормальной инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве. Ее объемы снизились в сопоставимом исчислении более чем в 10 раз. В 1991-1995 гг. агропромышленный комплекс уменьшил капитальные вложения, по сравнению с 1990 г. почти на 700 трлн руб. С 1996 г. начинается постепенное увеличение объема инвестиций в основной капитал, причем за счет собственных средств организаций при снижении

доли федерального бюджета с 16,8 в 1995 г. до 2,0 в 2001 г. и доли бюджетов субъектов Федерации с 13,8 до 3,4%.

В 2001 г. отмечалось улучшение финансового результата деятельности сельскохозяйственных предприятий: 73% предприятий получили прибыль. Общий сальдированный финансовый результат составил 1,1 млрд руб. прибыли, против 1,3 млрд руб. в 2000 г., 0,6 млрд руб. в 1999 г. и убытка в 1998 г. (табл. 7). При этом кредиторская задолженность превышает прибыль сельскохозяйственных предприятий в несколько раз.

Таблица 7

Финансовые результаты от всей сельскохозяйственной деятельности сельхозпредприятий в Алтайском крае

Показатели 1990 1992 1994 Г 1995 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2002 к 1990,%

Число хозяйств, всего 758 718 727 726 727 738 747 760 803 781 103,0

Число прибыльных хозяйств 756 698 302 426 56 110 415 552 447 310 41,0

Получено прибыли, млн руб. 838,526 14084 54405 283364 76705 98,8 985,6 1636,7 1543,1 866,913 103,4

Число убыточных хозяйств 2 20 425 300 671 628 332 208 356 471 в 235,5 раз

Получено убытка, млн руб. 0,31! 222 101913 128409 1784081 1140,4 357,5 305,8 718,9 1216,304 в 3910,9 раз

Чистая прибыль, убыток (+, -), млн руб. 838,215 13862 -47808 154955 -1707376 -1041,6 628,1 1330,9 824,2 -349,391 41,7

Уровень рентабельности (убыточности), % 37,1 66.6 -7,7 8,9 -42,8 -27,5 13,9 19,9 17,8 -3,7 10,0

Численность занятых во всех отраслях производства, чел. 333014 287877 252970 240269 218932 199844 195118 189022 178530 167895 50,4

Снижение объемов производства, дис- вовали значительному росту количества

паритет цен на сельскохозяйственную убыточных хозяйств в крае (рис. 5, 6). ^ ■

продукцию и ресурсов для села способст-

Чистая прибыль убыток (■*,-), млн руб

500000 -

-2000000

Годы

Рис. 5. Динамика прибыли (+) / убытка (-) от всей финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий Алтайского края, млн руб.

800 -

Годы

Рис. 6. Динамика количества убыточных предприятий в Алтайском крае

Однако в последние годы наблюдается тенденция сокращения количества убыточных предприятий в сельском хозяйстве. Как следует из динамики (рис. 6), количество убыточных предприятий в сельском хозяйстве Алтайского края сократилось и в последующие 3 года составляет около 40% общего количества убыточных предприятий всех отраслей экономики края. Такая

ситуация объясняется в большей мере занижением заработной платы работников сельского хозяйства, также активными мерами по финансовому оздоровлению убыточных сельскохозяйственных предприятий. Были увеличены бюджетные субсидии, разработаны и реализованы программы финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий (табл. 8, 9, 10).

Таблица 8

Бюджетные субсидии, относимые на результаты хозяйственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий системы Минсельхоза РФ (млн руб.)

Годы

1999 2000 2001 - 2002 2002 в % к 1999 г, 2002 в % к 2002 г.

Российская Федерация 9602 8952 12051 15006 153 125

Алтайский край 234 53 і 145 287 123 142

к Таблица 9

Уровень рентабельности сельскохозяйственных предприятий включая субсидии из бюджета (системы Минсельхоза РФ)

Годы

1999 2000 2001 2002

Российская Федерация 7,9 6,7 9,2 0,2

Ал тайский край 13,7 90,6 13,9

** ' Таблица 10

Информация об участии сельхозпроизводителей Алтайского края в программе финансового оздоровления

№ п/п Показатели <■ Количество хозяйств Сумма задолженности, млрд руб.

1 Всего хозяйств 957 11583

2 Не участвуют в программе финансового оздоровления 345 3671

Из них

Не имеющие просроченной задолженности, вновь созданные без долгов 90 302

Находящиеся в реорганизации 15 158

Имущество, земля сданы в аренду 3 37

Организационно-правовая форма хозяйств не соответствует действующему законодательству 9 113

Банкроты 137 1820

Неработающие, брошенные 91 1241

3 Предприятия, включенные в программу финансового оздоровления 495 5521

Из них подписаны соглашения о реструктуризации долгов 357 3320

4 Готовят документы на участие в программе в 1 кв. 2004 г. 35 428

5 Экономически слабые убыточные, не способные на текущие платежи 82 1963

Как следует из таблицы 9, более 600 сельскохозяйственных предприятий Алтайского края приняли участие в программе финансового оздоровления, из них 495 включены в программу, 357 хозяйств подписали соглашение о реструктуризации долгов на сумму 3320 млрд руб. из 5521 млрд руб., включенных в программу.

Развитие АПК и обеспечение продовольственной безопасности - главные составляющие Концепции национальной безопасности России. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) определяет систему взглядов на обеспечение в стране безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Хотя в ней и сформулированы важнейшие направления государственной политики страны, ее национальные интересы, тем не менее в этом документе отсутствует термин «продовольственная безопасность». Вместе с тем в нем констатируется необходимость повышения качества и уровня жизни россиян, достижения экономической и социальной стабильности, отмечаются стагнация аграрного сектора, глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граж-

дан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, кризис системы социальной защиты, сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране и другие положения, непосредственно связанные с уровнем потребления продуктов питания, их доступностью для различных слоев населения, состоянием отечественного агропромышленного комплекса.

Как одна из возможностей сохранения и вывода сельскохозяйственных предприятий из кризиса развивается агропромышленная интеграция. Создаются интегрированные структуры различных видов: финансово-агропромышленные группы (ФАПГ), холдинги, транснациональные компании с целью достижения результатов развития на основе формирования достаточной и стабильной базы для переработки. То есть появляются инвесторы - это перерабатывающие предприятия, банки, хлебоприемные предприятия и др. В Алтайском крае действует несколько интегрированных формирований: ФАПГ «Золотое зерно Алтая», «Родино-холдинг», «Рики», «Юнифарм», «Интер» и др., позитивная деятельность которых вносит определенный вклад в стабилизацию и развитие аграрного производства в крае.

.UJ4 >?> j Г

ЗНАЧЕНИЕ НЕРАВНОВЕСНОСТИ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИ

РЕГИОНАЛЬНОГО АПК

О.В. Кожевина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие наглядно своим результатом и сложно в понимании своим внутренним механизмом. Являясь естественным, объективно существующим процессом, развитие экономики создало механизмы рыночной саморегуляции, породило экономическую инфраструктуру и способствует их дальнейшему совершенствованию и усложнению. Развитие представляет собой качественный критерий, свидетельствующий о потенциале и значимости преобразований, и как показало проведенное исследование, именно его уровень формирует основу для способности к самооргани-

зации. Процесс эволюции экономической системы не осуществляется монотонно и ритмично, он неравномерен и изменчив. Динамичность в развитии социально-экономических систем вызывает состояние неравновесности, следствием чего является возникновение кризисов и иных переломных моментов, во время которых проводится своеобразный «экзамен» на жизнеспособность систем.

Неравновесность в экономике естественно сказывается и на функционировании агропромышленного комплекса. АПК является очень чувствительной экономиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.