УДК 338.43:634.1(476)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ПЛОДОВО-ЯГОДНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В. Н. КУЛАКОВ, кандидат экономических наук УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
CURRENT STATE AND PROSPECTS OF FOREIGN TRADE FRUIT PRODUCTION THE REPUBLIC OF BELARUS
V. N. KULAKOV, candidate of economic sciences The Education Establishment «Belarusian State Agricultural Academy»
В статье проведен анализ современного состояния сферы внешней торговли плодово-ягодной продукцией в Республике Беларусь, выявлен ряд закономерностей и тенденций, характерных для современного этапа развития данного рыночного сегмента. Заострено внимание на наиболее существенных проблемах характерных для национального плодоводческого сектора. Выявлены перспективные направления развития существующих и формирования новых каналов сбыта. Обоснована необходимость сокращения импорта плодово-ягодной продукции.
The article analyzes the current state of foreign trade of fruit and berry production in the Republic of Belarus, reveals a number of patterns and trends, specific to the current stage of development of this market segment. It focuses on the most important issues specific to the national horticultural sector. Identified promising areas of existing and development of new sales channels. The necessity of reducing the import of fruit and berry production
Введение. Анализ мирового рынка плодово-ягодной продукции свидетельствует, что в настоящее время в мире едва ли найдется нетто-экспортер или же нетто-импортер данного вида продукции.
Причина такой ситуации очевидна: природно-климатические условия даже самых крупных по территории, наличию климатических поясов, объемам производства и реализации фруктов
стран не в состоянии обеспечить круглогодичное производство всех необходимых для формирования сбалансированного рациона питания плодов и ягод. Не следует также забывать о различиях в качестве, вкусовых, химико-биологических, визуальных характеристиках одинаковых видов продукции, производимых в странах с различными природно-климатическими условиями, технологиями производства, составом почвы [5].
Помимо всего вышеперечисленного, все в большей степени ситуацию на рынке определяют показатели эффективности производства, возможности доступа на рынки стран потенциальных импортеров.
Рынок в значительной степени растет под влиянием увеличивающегося потребительского спроса на продукцию данного вида со стороны населения и развития технологий, упрощающих и облегчающих перевозку, а также продлевающих сроки хранения фруктов в свежем виде. Потребление свежих фруктов имеет устойчивую тенденцию к росту как в мире в целом, так и в разрезе абсолютного большинства стран [4].
В последние годы возросла потребность в свежих плодах и ягодах на круглогодичной основе. Потребители готовы платить более высокую цену за фрукты out-of-season. В этом плане не является исключением и Республика Беларусь.
Основная закономерность развития мирового рынка состоит в том, что увеличивающийся спрос на продукцию и усовершенствование технологических возможностей ведет к расширению международной торговли плодово-ягодной продукцией в свежем виде, предоставляя потребителям более широкий товарный ассортимент и высокое качество продукции в течение всего года.
Отчетливо просматривается тенденции к перераспределению долей мирового рынка плодово-ягодной продукции между основными участниками.
Рынок плодово-ягодной продукции Республики Беларусь, являясь частью мирового рынка, также подвержен основным тенденциям его развития. Ввиду вышесказанного возникает необходимость в более глубоком анализе вопросов формирования
национального рынка, а также возможных перспектив развития внешней торговли плодами и ягодами.
Анализ источников. Проблемам формирования национального рынка плодов и ягод и обеспечению продовольственной безопасности посвящены работы З.М. Ильиной, Г. И. Гануша и др. Вместе с тем несбалансированность внутреннего рынка, долгосрочное отрицательное сальдо внешней торговли, необоснованно высокие объемы импорта предопределили потребность в исследовании современного состояния и перспектив развития сферы внешней торговли плодово-ягодной продукцией и разработке стратегии развития данного рыночного сегмента с ориентацией на реализацию экспортного потенциала.
Методы исследования. В качестве методов исследования использовались общелогические методы познания (анализ и синтез), абстрактно-логический метод, метод статистического сравнения.
Основная часть. Рост объемов экспортно-импортных потоков плодово-ягодной продукции в мире, перераспределение уровней влияния между крупнейшими экспортерами дает основание сделать вывод о возможности вхождения на рынок новых игроков.
В этой связи необходимо отметить, что Республика Беларусь обладает значительным потенциалом развития и повышения эффективности производства данного вида продукции, а также роста экспортного потенциала.
Так, в 2013 г. Беларусь импортировала съедобных фруктов и орехов на сумму 443,3 млн. долларов США, что составило немногим более 1% от общей суммы белорусского импорта. В то же время экспорт составил 147 млн. долларов США, или 0,4 % от общей суммы отечественного экспорта [11; 12; 13]. По сравнению с предыдущим годом указанные показатели увеличились на 0,3 и 0,2 % соответственно. Таким образом, в Республике Беларусь сложилось отрицательное сальдо внешнеторгового баланса по плодово-ягодной продукции в 2013 г. в размере 296,3 млн. долларов США (рис. 1).
Рис. 1. Экспорт и импорт плодово-ягодной продукции Республики Беларусь, млн. долл. США Примечание: Источник: составлено автором на основании [2].
Такие значительные объемы импорта данной продукции во многом связаны с климатическими условиями республики и невозможностью возделывания ряда культур на ее территории, однако пользующихся значительным спросом у населения, в основном это цитрусовые, тропические, экзотические фрукты и т. д.
Объемы ввозимой в страну плодово-ягодной продукции уже на протяжении довольно длительного периода времени имеют достаточно четкую тенденцию к росту. Положительным моментом является более чем шестикратный рост экспортных поставок в 2013 г. по сравнению с 2010 г.
Наиболее крупным импортером плодово-ягодной продукции белорусского производства является Российская Федерация на долю которой в 2013 г. приходилось более 70 % экспорта данного вида продукции на сумму 104,3 млн. долларов США (табл. 1).
Таблица 1. Основные импортеры белорусской плодово-ягодной продукции по странам мира (в денежном выражении, млн. долларов США)
Название страны 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. Структура поставок в 2013 г., %
Мир всего 30,1 26,1 94,6 99,4 147,0 100,0
Российская Федерация 5,1 11,0 35,2 56,3 104,3 71,0
Литва 11,5 6,0 27,4 19,1 18,6 12,7
Польша 6,1 3,8 18,4 12,8 12,2 8,3
Германия 2,4 1,1 1,9 2,2 2,3 1,6
Бельгия 0,6 0,8 1,4 1,6 1,7 1,2
Нидерланды 2,0 1,1 3,9 1,6 1,5 1,0
Латвия 0,8 0,5 1,1 1,2 1,4 1,0
Швейцария 0,0 0,0 1,7 1,2 1,0 0,7
Чехия 0,0 0,5 0,4 0,7 0,9 0,6
Франция 0,6 0,2 0,4 0,2 0,8 0,5
Примечание: Источник: составлено автором на основании [9].
В свете введения Российской Федерацией санкций на поставки сельскохозяйственной продукции из стран Европейского союза и США, на долю которых приходилось около половины всех фруктов, ввозимых на таможенную территорию России, обоснованным является предположение о возможности наращивания объемов поставок белорусских плодов и ягод на российский рынок уже в ближайшем будущем.
Помимо Российской Федерации, основные товаропотоки плодово-ягодной продукции экспортного направления Республики Беларусь приходятся преимущественно на европейские страны, среди которых по состоянию на 2013 г. лидирующие позиции занимали Литва, Польша, Германия, Бельгия, Нидерланды и Латвия. Такое положение во многом объясняется географической близостью данных государств и исторически сложившимися торгово-экономическими отношениями между странами, однако это не может объяснить отсутствие торговых отношений по данному направлению с рядом Закавказских республик, в торговле с которыми наша страна пользуется рядом таможенных льгот. Всего же в 2013 г. Республика Беларусь
осуществляла поставки плодово-ягодной продукции в 21 страну мира.
Следует также отметить существенные изменения в географической структуре экспорта данного вида продукции на протяжении исследуемого периода. Так если в 2009 г. около 38 % белорусского экспорта фруктов приходилось на Литву, более 20 % на Польшу и только 17 % на Россию, то в 2013 г. доля Литвы снизилась до 12 %, а Польши до 8 % соответственно. Предприятия Республики Беларусь в 2013 г. начали экспорт фруктов в Туркменистан, США, Турцию, Словению, в тоже время объемы реализации на рынках Армении, Китая, Финляндии сократились до нуля.
Наибольший удельный вес в общей структуре экспорта плодово-ягодной продукции страны занимают яблоки, груши и айва свежие - 42 % (рис. 2), которые реализуются преимущественно на рынках России и Казахстана.
Рис. 2. Структура экспорта плодово-ягодной продукции Республики
Беларусь, %
Примечание: Источник: составлено автором на основании [9].
Значительные объемы экспорта - 29 %, приходятся на различного рода замороженные плоды и ягоды, реализация которых осуществляется на рынки 19 стран мира, среди которых,
■ Яблоки, груши и айва, свежие
■ Замороженные фрукты и орехи
■ Абрикосы, вишня, персики, нектарины, сливы и терн, свежие
■ Прочие фрукты и орехи
помимо трех основных импортеров указанных выше, Бельгия, Чехия, Германия, Франция и т.д.
Среди прочих фруктов и орехов следует выделить виноград, цитрусовые, клубнику, хурму, киви, орехи кешью и т.д. Значительная часть фруктов реализуемых Республикой Беларусь на внешних рынках, приходиться на реэкспортируемую продукцию.
Основным поставщиком плодово-ягодной продукции на белорусский рынок является Польша, экспортные поставки фруктов из которой в 2013 г. превысили 95 млн. долларов США, что составило 21,5 % всех ввезенных в Республику Беларусь фруктов (табл. 2).
Таблица 2. Основные поставщики плодово-ягодной продукции на белорусский рынок по странам мира (в денежном выражении, млн. долларов США)
Название страны 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. Структура поставок в 2013 г., %
Мир всего 184,4 218,9 229,7 306,9 443,3 100,0
Польша 20,3 22,5 48,7 69,0 95,3 21,5
Испания 30,3 26,7 26,8 41,0 62,5 14,1
Турция 16,9 23,5 20,8 21,3 37,6 8,5
Российская Федерация 0,9 0,5 1,4 36,2 35,8 8,1
Италия 11,4 21,0 22,8 29,3 30,5 6,9
Египет 10,4 10,4 11,9 12,8 18,2 4,1
Греция 2,4 4,0 3,8 12,0 17,2 3,9
Эквадор 22,0 23,5 23,3 7,2 12,9 2,9
Республика Молдова 11,3 9,5 9,0 5,8 11,4 2,6
Коста-Рика 6,2 9,5 4,8 7,2 11,4 2,6
Примечание: Источник: составлено автором на основании [9].
Согласно проведенному анализу, из 10 основных экспортеров плодов и ягод на рынок Беларуси 4 страны представляют Европейский союз, на их долю приходится более 46 % всех фруктов, ввозимых в нашу страну. Также значительные объемы поставок принадлежат Турции - 8,5 %, Российской Федерации - 8,1 %, Египту - 4,1 %.
Наиболее значимыми статьями белорусского импорта, уже на протяжении довольно длительного периода продолжают оставаться яблоки, груши, различные виды цитрусовых, виноград, бананы, а также экзотические фрукты.
На яблоки и груши приходится около 25 % от общего объема ввозимых в страну плодов и ягод (рис. 3). Такая ситуация вызвана тем, что несмотря на возможность выращивания данных видов на территории республики, сфера хранения скоропортящейся плодово-ягодной продукции в стране недостаточно развита, что приводит к необходимости импорта в особенности в весенний период, а также несовпадением климатических циклов в различных странах. Таким образом, значительная часть импортируемой на данный момент продукции с успехом может быть заменена отечественными аналогами.
Рис. 4. Структур экспорта плодово-ягодной продукции Республики Беларусь, %
Примечание: Источник: составлено автором на основании [9].
Импорт цитрусовых, тропических и экзотических фруктов во многом объясняется возрастающим спросом на них со стороны населения и отсутствием возможности производства внутри станы.
Из Российской Федерации и Украины в Республику Беларусь импортируется преимущественно переработанная плодово-ягодная продукция: соки, фруктовые пюре и т.д. Основным импортером в стране является город Минск и Минская область. На их долю, по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия, приходится более 40 % всего импорта плодоовощной продукции.
Согласно рекомендуемой структуре потребления плодов и ягод, основными товарными позициями импорта должны остаться цитрусовые, частично абрикосы и прочие фрукты, номенклатура которых представлена в основном тропическими и экзотическими видами (бананы, киви, ананасы и т.д.). В соответствии с медицинскими нормами, оптимальные (приемлемые) объемы импорта страны при численности населения 2013 г. должны были составить около 139 тыс. тонн, в то время как в страну было ввезено около 650 тыс. тонн, что в 4,7 раза больше оптимального объема [4].
Очевидно, что во внешней торговле плодово-ягодной продукцией в Республике Беларусь наблюдается явный дисбаланс.
Произошедшая в 2011 г. резкая девальвация белорусского рубля, а также снижение курса в конце 2014 начале 2015 гг. привело к удорожанию импортных товаров, в том числе и плодово-ягодной продукции. Такое развитие конъюнктуры повышает экономическую целесообразность наращивания экспорта.
В настоящее время в республике налажен ряд экспортных каналов сбыта свежей, замороженной и переработанной плодово-ягодной продукции. Объемы поставок на внешний рынок как в стоимостном, так и натуральном выражении постоянно возрастают. Такая тенденция во многом связана с реализацией государственных целевых программ развития отрасли плодоводства.
Интенсивное развитие внешнеэкономических связей республики в рамках сотрудничества Беларуси, России, Казахстана и Армении, вступление в силу 1 января 2015 г. договора о создании Евразийского экономического союза, предполагающего отсутствие таможенных границ и таможенных барьеров, админи-
стративных ограничений во взаимной торговле и движении факторов производства, унификацию внутреннего законодательства стран-участниц по многим направлениям; отказ Российской Федерации от импорта фруктов из стран Западной Европы, а также активизация деятельности по присоединению к Всемирной торговой организации создают благоприятные условия для наращивания объемов экспорта белорусских фруктов на рынки стран экономического союза.
Заключение. Таким образом, основываясь на проведенных исследованиях, можно сделать вывод о том, что на белорусском рынке плодово-ягодной продукции спрос не может быть удовлетворен только лишь за счет отечественного производства, что выражается в ежегодном импорте значительной части потребляемых в стране фруктов. При этом значительную часть импортируемой продукции составляют те виды фруктов, которые успешно могут быть заменены белорусскими аналогами, — яблоки, груши, вишня и т.д.
Целесообразность увеличения объемов реализации плодово-ягодной продукции на внешних рынках не вызывает сомнения, а существующие уже торговые отношения с рядом стран по поводу поставок данной продукции говорят о возможности ведения нашей страной достаточно эффективной внешней торговли плодами и ягодами.
Основной проблемой, с которой столкнется Республика Беларусь при расширении объемов поставок на внешние рынки, выходе на новые для себя рынки - это жесткая конкуренция со стороны мировых лидеров. В данном контексте целесообразно делать ставку на качество, экологическую безопасность и более низкие цены предлагаемых товарных групп.
В определенной степени, преимуществом Республики Беларусь при выходе на новые рынки будет то, что объемы плодово-ягодной продукции, которые наша страна может поставлять на экспорт, не будут играть сколь-нибудь значимую роль в перераспределении долей мирового рынка фруктов между основными его операторами. И это обстоятельство не вызовет принятия
каких-либо особых мер в отношении нашей республики со стороны мировых лидеров рынка плодово-ягодной продукции.
Список литературы
1. Гануш, Г. И. Оценка производства и формирования рынка плодов и овощей в Республике Беларусь / Г. И. Гануш, Л. Г. Третьяк // Мониторинг рынков сельскохозяйственных товаров на основе информационных систем / под. ред. З. М. Ильиной. -Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2010. - 137 с.
2. Внешняя торговля Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск: РУП «Информационно-вычислительный центр Нац. стат. ком. Респ. Беларусь», 2014. - 312 с.
3. Значение экспорта для экономического роста и государственного бюджета / Д. Крук [и др.]; под ред. А. Чубрик, И. Пелипась // Экономика Беларуси: исследования, прогнозы, мониторинг / Исследовательский центр ИПМ - 2007. - № 4. - С. 13.
4. Кулаков, В. Н. Современное состояние и перспективы развития мирового рынка плодово-ягодной продукции / В. Н. Кулаков // Аграрная экономика. - 2010. -№ 4. - С. 48-53.
5. Кулаков, В. Н. Некоторые тенденции развития мирового рынка свежих фруктов / В. Н. Кулаков // Государственное регулирование экономики и повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования: материалы V международной научно-практической конференции / Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - Минск, 2009. - С. 223-224.
6. Рынки продуктов и сельскохозяйственного сырья: монография / под ред. З. М. Ильиной. - Минск: Институт аграрной экономики НАН Беларуси, 2004. -320 с.
7. Сельское хозяйство Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск: РУП «Информационно-вычислительный центр Нац. стат. ком. Респ. Беларусь», 2014. - 370 с.
8. Sandra, K. The World Fresh Fruit Market Foreign Agricultural Service, Horticultural and Tropical Products Division / K. Sandra // U.S. Department of Agriculture, 2004. -12 p.
9. Trade map - International trade static. Trade statistics for international business development // International Trade Center [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.trademap.org/tradestat/Country_SeIProduct_TS.aspx. - Date of access: 20.01.2012.
Информация об авторе
Кулаков Василий Николаевич - кандидат экономических наук, УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 20.04.2015 г.