Научная статья на тему 'Анализ формирования национального рынка плодово-ягодной продукции Республики Беларусь на современном этапе'

Анализ формирования национального рынка плодово-ягодной продукции Республики Беларусь на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.Н. Кулаков

В статье проведен анализ формирования национального рынка плодово-ягодной продукции Республики Беларусь на современном этапе, выявлен ряд закономерностей итенденций развития, характерных для данного сегмента рынка продовольственных товаров. Внесены предложения относительно методики определения реальной емкости внутреннего рынка на базе использования корректирующего коэффициента, позволяющего учесть потребление продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах и не участвующей в рыночных операциях. Рассчитаны оптимальные объемы импорта плодово-ягодной продукции с учетом рекомендуемой структуры потребления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FORMATION OF THE NATIONAL MARKET OF FRUIT AND BERRY PRODUCTION OF THE REPUBLIC OF BELARUS AT THE PRESENT STAGE

The article analyzes the formation of the national fruit and berriesmarket of the Republic of Belarus at the present stage; a number of patterns and trends which are specific for this segment of the food market are revealed. The suggestions for the definition of the real capacity of the internal market on the basis of the correction coefficient to take account consumption of products produced in private farms and not participating in market transactions. The optimumvolume of fruit and berries import with the recommended consumption patterns was calculated.

Текст научной работы на тему «Анализ формирования национального рынка плодово-ягодной продукции Республики Беларусь на современном этапе»

УДК 339.13:634.1/7(476)

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПЛОДОВО-ЯГОДНОЙ ПРОДУКЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В.Н. КУЛАКОВ, ассистент УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

ANALYSIS OF THE FORMATION OF THE NATIONAL MARKET OF FRUIT AND BERRY PRODUCTION OF THE REPUBLIC OF BELARUS AT THE PRESENT STAGE

V.N. KULAKOV, assistant The Education Establishment «Belarusian State Agricultural Academy»

В статье проведен анализ формирования национального рынка плодово-ягодной продукции Республики Беларусь на современном этапе, выявлен ряд закономерностей и тенденций развития, характерных для данного сегмента рынка продовольственных товаров. Внесены предложения относительно методики определения реальной емкости внутреннего рынка на базе использования корректирующего коэффициента, позволяющего учесть потребление продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах и не участвующей в рыночных операциях. Рассчитаны оптимальные объемы импорта плодово-ягодной продукции с учетом рекомендуемой структуры потребления.

The article analyzes the formation of the national fruit and berries market of the Republic of Belarus at the present stage; a number of patterns and trends which are specific for this segment of the food market are revealed. The suggestions for the definition of the real capacity of the internal market on the basis of the correction coefficient to take account consumption of products produced in private farms and not participating in market transactions. The optimum volume of fruit and berries import with the recommended consumption patterns was calculated.

Введение. Анализу современного состояния и возможных перспектив развития как национального продовольственного рынка Республики Беларусь, так и рынка плодово-ягодной продукции посвящено множество трудов отечественных ученых: З.М. Ильиной, Г.И. Гануша, Н.Н. Катковец и др. Все они сходятся во мнении, что на современном

этапе развития для данного сегмента внутреннего рынка характерно наличие ряда серьезных проблем, требующих незамедлительного решения, однако при всем этом выбор правильной стратегии формирования с ориентацией на сокращение импорта позволит изменить его структуру в пользу национальных товаропроизводителей.

В статье проведен более глубокий анализ как источников формирования национального рынка плодово-ягодного сырья, так и основных направлений его использования, определены основные несоответствия существующей и оптимальной структуры рынка, предложена методика определения реальной емкости внутреннего рынка на базе использования корректирующего коэффициента, позволяющего учесть потребление продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах и не участвующей в рыночных операциях.

Основная часть. Рынок плодово-ягодной продукции является одним из важных сегментов продовольственного рынка республики. Он характеризуется рядом специфических признаков, соответствующих конкретным условиям социально-экономического развития страны и формирования новых форм рыночных отношений при постоянно изменяющейся конъюнктуре [1, с. 76].

Формирование стабильного рынка плодов и ягод является составной частью общего процесса рыночного реформирования экономики, что предполагает создание такой организационно-экономической системы, в которой реально существуют товарно-денежные отношения, а сбалансированность спроса и предложения достигается целенаправленным воздействием на производство и сбыт продукции с учетом принципов и требований закона стоимости [5, с. 166].

Полноценно функционирующий рынок плодово-ягодной продукции является неотъемлемой составляющей устойчивого развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь.

Многолетний дефицит плодов и ягод отечественного производства, как для личного потребления, так и в качестве сырья для переработки, по сравнению с потребностями ведет к постоянно увеличивающимся объемам импортных поставок, в том числе и по тем товарным группам, которые могут успешно производиться внутри страны, что в свою очередь еще больше усугубляет положение национальных товаропроизводителей в связи с усиливающейся конкуренцией.

Низкий уровень развития маркетинга ведет к недостаточной изученности рыночного спроса и предложения, отсутствию информационно-маркетинговых систем, в результате чего отечественные плоды и ягоды

уже заведомо проигрывают зарубежным аналогам. Помимо этого свое негативное влияние на становление национального рынка оказывает и ряд производственных проблем, характерных для отрасли плодоводства.

Все это в совокупности затрудняет становление рынка плодов и ягод на основе отечественного производства.

Решение проблем формирования рынка плодово-ягодной продукции нами предлагается осуществлять комплексно с учетом региональных особенностей как в производственной сфере, так и во всех звеньях цепочки продвижения товара от поля к конечному потребителю.

Согласно нормам, разработанным Институтом питания Академии медицинских наук России, необходимое потребление фруктов и ягод на одного человека в год должно составлять порядка 80 кг, в том числе: яблок - 36,0 кг; груш - 4,0; вишен - 5,0; слив - 4,0; абрикосов - 2,0; прочих косточковых - 1,0; цитрусовых - 8,4; малины - 4,0; земляники -4,0; черной смородины - 5,0; крыжовника - 1,6; прочих фруктов - 5,2 кг.

Следует различать два уровня емкости внутреннего рынка: реальный и потенциальный. Потенциальную емкость, определяемую личными и общественными потребностями и отражающую адекватный им объем реализации товаров, упрощенно можно представить как произведение численности населения и медицински обоснованных норм потребления продукта на душу населения в рамках формирования сбалансированного рациона питания [4, с. 35]:

V = Рх Щ, (1)

где V - потенциальная емкость рынка;

Р - численность населения;

М - медицински обоснованная норма потребления на душу населения.

То есть для полного самообеспечения потребностей населения в плодово-ягодной продукции, согласно медицинским нормам потребления, в рамках формирования сбалансированного рациона питания и численности населения страны за 2010 г., в Республике Беларусь необходимо ежегодно производить порядка 760 тыс. т различных ее видов. Однако здесь следует учитывать, что не весь необходимый ассортимент может выращиваться в климатических условиях нашей страны. Кроме того, данная норма не является максимальной.

При достижении определенного уровня финансового благосостояния население, как правило, увеличивает долю фруктов в рационе питания. Так, душевое потребление плодово-ягодной продукции в Австралии составляет 135 кг, в США - 126 кг [3, с. 121].

В последние годы в Республике Беларусь прослеживается четкая тенденция к росту потребления фруктов. Однако, несмотря на то, что в 2010 г. по сравнению с 2001 г. этот показатель вырос в 2,1 раза с 31 до 65 кг, он продолжает оставаться ниже уровня, необходимого для формирования полноценного рациона питания. Так, в среднем за последние 10 лет потребление на душу населения составляло порядка 52 кг, или 65 % от медицинской нормы (табл. 1).

На белорусском рынке плодово-ягодной продукции складывается ситуация, когда внутренний спрос не может быть удовлетворен только лишь за счет отечественного производства, что приводит к необходимости ежегодного импорта в среднем более чем 300 тыс. т фруктов. Несмотря на снижение, наблюдавшееся в 2008-2009 гг., в 2010 г. величина данного показателя вновь возросла и продолжает оставаться на достаточно высоком уровне. Так, в 2010 г. в Республику Беларусь было ввезено 329 тыс. т плодов и ягод, в то время как экспорт составил 25 тыс. т (табл. 2).

При этом значительную часть импортируемой продукции составляют те виды фруктов, которые успешно могут быть заменены белорусскими аналогами: яблоки, груши, вишня и т. д.

Ежегодные ресурсы плодово-ягодной продукции в Республике Беларусь формируются из национального производства, импортных поставок и переходящих запасов, оставшихся на начало отчетного периода. Поступающая в течение года продукция (располагаемый ресурсный потенциал) используется для потребления внутри республики (как личного, так и производственного), поставок на экспорт и частично переходит в ресурсы следующего периода в качестве запасов (табл. 3).

Основываясь на имеющихся данных, за последнее десятилетие мы можем констатировать рост практически по всем показателям, характеризующим наличие и использование ресурсов плодово-ягодной продукции, более чем в два раза, за исключением объема экспорта, по которому наблюдается сокращение на 46,1 %.

Общая обеспеченность ресурсами и их потребление внутри республики за исследуемый период возросли более чем в 2,4 раза, что является индикатором достаточно интенсивного развития рынка данного вида продукции.

Столь значительный рост потребления, а значит и емкости рынка, при существующих объемах импорта говорит о необходимости совершенствования системы его формирования, с ориентацией на национальных товаропроизводителей.

Рассчитанная нами потенциальная емкость рынка формируется под влиянием множества факторов, каждый из которых может в определенных

Таблица ] - Потребление плодово-ягоднпй продукции на душу населения в год к Республике Беларусь, кг

Год В среднем аа 2001-2010 гг. 2010 г. в % к 2001 г.

1 Указатели 2001 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Потребление на душу населения, кг 31 47 60 59 60 61 6.5 52 210

В % к медицинской норме; 38.8 58,8 75.0 73.8 75.0 76.3 81.3 65 42.5 п. п.

Примечание. Составлено автором на основании источников [7-10].

Таблица 2 - Динамика объемов внешней торговли плодово-ягодной продукцией в Республике Беларусь, тыс. т

Показатели Год В среднем эа 2001-2010 гг. 2010 г. в % к 2001 г.

2001 200-5 2006 2007 2008 200^ 2010

Импорт 14? 297 356 387 3-23 290 329 303 224

Экспорт 46 2Я 43 23 13 19 25 31 54

Прйвышение импорта над экспортом 101 274 313 364 310 271 304 272 301

Примечание Составлено автором на оснскании источников [7-10].

Таблица 3 - Ресурсы и использование плодов и ягод в Республике Беларусь, тыс, т

Показатели Год 2010 г. в %к 2001 г.

2001 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Ресурсы

Запасы на начало года 64 121.8 138 257,9 199 213,6 268,8 420,0

Валовой обор 315 381,6 716,7 419,6 594,7 691,7 799,2 253,7

Импорт 147 296,9 355,6 387,2 322,5 289.7 .128,7 223.6

Итого ресурсов 526 800,3 1210,3 1064,7 1116,2 1195 1397 265,5

Использование

Потреблено в республике 405 639,3 909,9 842.6 889.2 907,3 973.6 240.4

В том числе личное потребление 304 457,2 571,6 566,9 567,5 581,9 616,9 202,9

Экспорт 46 23 42.5 23,1 13,4 18.9 24,8 53,9

Запасы на конец года 75 138 257,9 199 213,6 268,8 398,3 531,1

Примечание. Составлено автором на основании источников [7-1Q],

ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая емкость. В нашем случае при выявлении рыночного потенциала следует помнить о влиянии уровня доходов домашних хозяйств на объемы потребления фруктов. Как уже отмечалось выше, при достижении определенного уровня финансовой обеспеченности и сложившихся потребительских предпочтениях (мода на здоровое питание, диету и т. д.) доля плодов и ягод в рационе питания может превышать медицинские нормы.

На наш взгляд, в данную формулу необходимо ввести дополнительный коэффициент, отражающий влияние дохода и потребительских предпочтений при достижении определенного уровня общественного благосостояния. Данный коэффициент предполагается рассчитывать основываясь на маркетинговых исследованиях потребительских предпочтений и уровня эластичности спроса по доходу. В этом случае речь идет о максимально возможной емкости рынка (потенциальной емкости рынка, с учетом влияния уровня дохода), расчет которой будет производиться по следующей формуле:

Ут = РXМ, X Кре, (2)

где Ке - коэффициент, отражающий влияние дохода и потребительских предпочтений при достижении определенного уровня общественного благосостояния.

Реально складывающаяся емкость рынка в большинстве своем не соответствует его потенциальной емкости. Для ее расчета следует использовать не оптимальное, но реальное потребление на душу населения для конкретно выбранного временного промежутка, а также учитывать влияние внешнего рынка и ряда других факторов, определяющих конъюнктуру.

Несмотря на существующую на внутреннем рынке тенденцию к снижению доли плодов и ягод, производимых в личных подсобных хозяйствах, в общей структуре потребления, значительная часть потребляемых населением фруктов (33,4 %), по данным 2010 г., приходится именно на эту группу, то есть не участвует в рыночных операциях.

Для учета данного фактора при определении реальной емкости внутреннего рынка в расчетную формулу необходимо ввести корректирующий коэффициент (в нашем случае равный 0,666), который позволит избежать искажения результатов. Его величина не является постоянной и будет изменяться в динамике.

Таким образом, реальную емкость внутреннего рынка для отечественных товаропроизводителей плодово-ягодной продукции мы предлагаем рассчитывать по следующей формуле:

Уг = Срс X Р х Кс + Ср + ¿с + Е -1,

(3)

где V - реальная емкость рынка;

Срс - реально сложившееся потребление на душу населения;

К - корректирующий коэффициент;

Ср - производственное потребление; - изменение в запасах (сокращение «-» / увеличение «+»);

Е - возможный экспорт;

I - импорт.

Согласно проведенным расчетам реальная емкость внутреннего рынка плодово-ягодной продукции в республике в 2010 г. составила 593,6 тыс. т, что на 166,4 тыс. т меньше его потенциальной емкости. Полученные результаты говорят о том, что на данном этапе в нашей стране потребляется на 22 % меньше фруктов, чем положено по медицинским нормам для формирования полноценного рациона питания в климатических и экологических условиях Республики Беларусь, причем значительная их доля приходится на продукцию, ввозимую из-за рубежа, несмотря на то, что из рекомендуемой Институтом питания Академии медицинских наук России структуры потребления плодов и ягод более 80 % с успехом могут быть поставлены на рынок отечественными товаропроизводителями.

Как показывает практика, большая часть плодово-ягодного сырья, предназначенного для производственного потребления, минует реальный рынок, то есть идет на собственные внутренние нужды организаций производителей (на корм скоту, производство плодово-ягодных вин, пищевых красителей и т. д.) и приходуется по производственной себестоимости либо реализуется по ранее заключенным долгосрочным контрактам.

В современных условиях развития экономики Республики Беларусь, с учетом сложившейся тенденции к удорожанию товаров, ввозимых из-за рубежа, и при значительной величине отрицательного сальдо торгового баланса, целесообразным представляется снижение импорта плодово-ягодной продукции до минимально возможного уровня. Это является главной целью проводимой государством политики импортозамещения, конечным результатом которой при оптимальных условиях является отказ от импорта тех ее видов, которые могут быть произведены в климатических условиях нашей страны (и по возможности замена ввозимых в страну экзотических фруктов традиционными продуктами). Однако следует помнить, что из-за ряда объективных обстоятельств полный уход от покупки фруктов за рубежом практически невозможен.

Согласно рекомендуемой структуре потребления плодов и ягод основными товарными позициями импорта должны остаться цитрусовые, частично абрикосы и прочие фрукты, номенклатура которых представлена в основном тропическими и экзотическими видами (бананы, киви, ананасы и т. д.). В соответствии с медицинскими нормами оптимальные (приемлемые) объемы импорта страны при численности населения 2010 г. должны были составить порядка 138,4 тыс. т, то есть в 2,4 раза меньше, чем было ввезено в Беларусь. Если исходить из реального объема потребления фруктов, то есть 81,3 % от нормы, и предположить, что недостаток распределяется пропорционально по всем видам, то импорт этого же года не должен был превышать 112,5 тыс. т против фактических 328,7 тыс. т. Таким образом, на внутреннем рынке плодово-ягодной продукции республики наблюдается ярко выраженная диспропорция между наличием товаров иностранного и отечественного производства.

Анализируя сложившуюся ситуацию относительно объемов национального производства и потребления плодово-ягодной продукции, можно сделать вывод о том, что данная отрасль в настоящее время находится в сильной зависимости от импорта, что негативно сказывается на структуре внутреннего рынка Республики Беларусь и положении отечественных товаропроизводителей.

Заключение. Таким образом, основываясь на проведенных исследованиях, можно сделать вывод о том, что на белорусском рынке плодово-ягодной продукции складывается ситуация, когда внутренний спрос не может быть удовлетворен только лишь за счет отечественного производства, что приводит к необходимости импорта. При этом значительную часть импортируемой продукции составляют те виды фруктов, которые успешно могут быть заменены белорусскими аналогами: яблоки, груши, вишня и т. д.

В соответствии с медицинскими нормами оптимальные (приемлемые) объемы импорта страны при численности населения 2010 г. должны были составить 138,4 тыс. т, то есть в 2,4 раза меньше, чем было ввезено в Беларусь, что говорит о выраженной диспропорции между наличием на рынке товаров иностранного и национального производства.

В сложившихся обстоятельствах выбор правильной стратегии формирования национального рынка плодово-ягодной продукции на базе отечественного производства с ориентацией на внешние рынки уже в ближайшее время позволит создать в Республике Беларусь конкурентоспособное, экспортоориентированное производство.

Список литературы

1. Гануш, Г.И. Оценка производства и формирования рынка плодов и овощей в Республике Беларусь / Г.И. Гануш, Л.Г. Третьяк // Мониторинг рынков сельскохозяйственных товаров на основе информационных систем / под. ред. З.М. Ильиной. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2010. - 137 с.

2. Как завоевать рынок продовольственных товаров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cm-formation.net/kak-zavoevat-rynok-prodovolstven-nyh-tovarov. - Дата доступа: 14.04.2011.

3. Киселева, Е.Н. Рынок продовольственных товаров: учеб. пособие / Е.Н. Киселева, О.В. Власова, Е.Б. Кононова. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 144 с.

4. Неусыпов, М. Прогнозирование спроса на рынке плодово-ягодной продукции / М. Неусыпов // Агроэкономика. - 2004. - № 10. - С. 33-35.

5. Рынки продуктов и сельскохозяйственного сырья: монография / под ред. 3.М. Ильиной. - Минск: Ин-т аграрной экономики НАН Беларуси, 2004. - 320 с.

6. Самусь, В.А. Состояние и перспективы развития белорусского плодоводства / В.А. Самусь // Плодоводство: сб. науч. тр. / Институт плодоводства Национальной академии наук Беларуси. - 2005. - Т. 17, ч. 1. - С. 14-24.

7. Сельское хозяйство Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. - Минск: РУП «Информационно-вычислительный центр Нац. стат. комитета Респ. Беларусь», 2008. - 147 с.

8. Сельское хозяйство Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. - Минск: РУП «Информационно-вычислительный центр Нац. стат. комитета Респ. Беларусь», 2009. - 277 с.

9. Сельское хозяйство Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. - Минск: РУП «Информационно-вычислительный центр Нац. стат. комитета Респ. Беларусь», 2010. - 270 с.

10. Сельское хозяйство Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. - Минск: РУП «Информационно-вычислительный центр Нац. стат. комитета Респ. Беларусь», 2011. - 283 с.

Информация об авторе

Кулаков Василий Николаевич - ассистент кафедры экономики и МЭО в АПК УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: e-mail: vasili-kulakov@yandex.ru.

Материал поступил в редакцию 05.12.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.