Научная статья на тему 'Методика оценки параметров формирования национального рынка плодово-ягодной продукции'

Методика оценки параметров формирования национального рынка плодово-ягодной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.Н. Кулаков

В статье представлена методика оценки параметров развития нацио-нального рынка плодово-ягодной продук-ции, с учетом предпочтений потреби-телей. Разработанная методика бази-руется на модифицированных подходах к определению реальной, оптимальной и потенциальной емкостей внутреннего рынка, позволяет смоделировать рацио-нальные объемы импорта и определить на перспективу структуру внутреннего рынка. Особенностью авторского под-хода является разработка инструмен-тария, позволяющего учесть влияние уровня доходов населения и степени его самообеспечения плодово-ягодной про-дукцией на величину рыночного спроса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF FORMING THE PARAMETERS OF THE NATIONAL MARKET FRUIT AND BERRY PRODUCTION

The paper presents a methodology for es-timating the parameters of the development of the national market of fruit and berries, with regard to the preferences of consumers. The developed method is based on the modified approaches to defining the real, optimal and potential capacities of the internal market, allows you to simulate rational import vol-umes and define the future structure of the internal. Feature of the author's approach is to develop tools that allow to take into ac-count the effect of income levels and the degree of self-sufficiency of fruit and berries on the value of market demand.

Текст научной работы на тему «Методика оценки параметров формирования национального рынка плодово-ягодной продукции»

УДК 339.1:664.85

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПЛОДОВО-ЯГОДНОЙ ПРОДУКЦИИ

В.Н. КУЛАКОВ, магистр экономических наук УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

METHODS OF FORMING THE PARAMETERS OF THE NATIONAL MARKET FRUIT AND BERRY PRODUCTION

V.N. KULAKOV, Master of Economics The Education Establishment «Belarusian State Agricultural Academy»

В статье представлена методика оценки параметров развития национального рынка плодово-ягодной продукции, с учетом предпочтений потребителей. Разработанная методика базируется на модифицированных подходах к определению реальной, оптимальной и потенциальной емкостей внутреннего рынка, позволяет смоделировать рациональные объемы импорта и определить на перспективу структуру внутреннего рынка. Особенностью авторского подхода является разработка инструментария, позволяющего учесть влияние уровня доходов населения и степени его самообеспечения плодово-ягодной продукцией на величину рыночного спроса.

The paper presents a methodology for estimating the parameters of the development of the national market of fruit and berries, with regard to the preferences of consumers. The developed method is based on the modified approaches to defining the real, optimal and potential capacities of the internal market, allows you to simulate rational import volumes and define the future structure of the internal. Feature of the author's approach is to develop tools that allow to take into account the effect of income levels and the degree of self-sufficiency of fruit and berries on the value of market demand.

Введение. Полноценно функционирующий рынок плодово-ягодной продукции является неотъемлемой составляющей устойчивого развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь.

Проблемам формирования национального рынка плодов и ягод и обеспечению продовольственной безопасности посвящены работы З.М. Ильиной, Г.И. Гануша и др. Вместе с тем несбалансированность национального рынка плодово-ягодной продукции предопределила потребность в более детальном исследовании факторов, влияющих на его формирование.

Исследования показали, что низкий уровень развития маркетинга ведет к недостаточной изученности рыночного спроса и предложения, отсутствию информационно-маркетинговых систем. В результате чего отечественные плоды и ягоды уже заведомо проигрывают зарубежным аналогам. Помимо этого свое негативное влияние на формирование национального рынка оказывает и ряд производственных проблем, характерных для отрасли плодоводства.

Основная часть. Рынок плодово-ягодной продукции является неотъемлемой составляющей продовольственного рынка республики. Он характеризуется рядом специфических признаков, соответствующих конкретным условиям социально-экономического развития страны [1, с. 76].

Главной целью функционирования рынка плодово-ягодной продукции является удовлетворение платежеспособного спроса населения на фрукты и ягоды по количеству, ассортименту и качеству, а также обеспечение перерабатывающей промышленности сырьем [4].

Росту эффективности функционирования плодово-ягодного рынка препятствует ряд проблем, возникающих в процессе его формирования. В частности, недостаточно четко определены приоритетные направления развития рынка, а также объемы предложения, необходимые для достижения оптимальной рыночной сбалансированности.

Определение емкости рынка является одной из основополагающих задач рыночного исследования.

Существует множество различных рынков и, соответственно, методов определения их размера. Прежде всего, рынки можно разделить по емкости.

Предлагаемая нами методика предполагает выделение трех уровней емкости рынка в соответствии со спросом, предъявляемым со стороны населения на плодово-ягодную продукцию как в свежем, так и в переработанном виде: реальный рынок; оптимальный рынок; потенциальный рынок (рисунок 1).

Реальная емкость рынка представляет собой фактически сложившийся уровень потребления населением плодово-ягодной продукции за определенный период времени, характерный для конкретных социально-экономических условий развития страны. Согласно информации Национального статистического комитета о численности населения и потреблении плодов и ягод, в расчете на одного человека в 2012 г.

объем потребления по республике составил 605,7 тыс. тонн, или 80% от необходимого, согласно медицинским нормам, уровня.

Рисунок 1 - Уровни емкости рынка плодово-ягодной продукции Примечание - Источник: разработано автором

При исследовании внутреннего рынка плодов и ягод Республики Беларусь важным аспектом является то, что значительная часть потребляемых населением фруктов - 33,4 % приходится на продукцию, производимую в личных подсобных хозяйствах и не участвующую в рыночных операциях, то есть на рынке будет приобретаться 66,6 % от общего объема необходимых плодов и ягод. Для учета данного фактора, при определении реальной емкости внутреннего рынка, в расчетную формулу необходимо ввести корректирующий коэффициент (в нашем случае равный Кс = 0,666), который позволит избежать искажения результатов.

V = СрС • Кс, (1)

где У - реальная емкость рынка;

Срс - реально сложившееся потребление на душу населения;

Кс - корректирующий коэффициент.

Величина корректирующего коэффициента не является постоянной и будет изменяться в зависимости от изменений конъюнктуры. Таким образом, с учетом поправочного коэффициента реальная емкость рынка плодово-ягодной продукции Республики Беларусь в 2012 г. составила 403,4 тыс. тонн.

Реально складывающаяся емкость рынка в большинстве своем не соответствует его оптимальной и потенциальной емкости.

Потенциальную емкость, определяемую личными и общественными потребностями и отражающую адекватный им объем реализации товаров, упрощенно можно представить как произведение численности населения и медицински обоснованных норм потребления продукта на душу населения в контексте формирования сбалансированного рациона питания:

Vp = P • M1 , (2)

где V - потенциальная емкость рынка;

P - численность населения;

Mi - медицински обоснованная норма потребления на душу населения.

Примечание - Источник: [5, с. 35].

Согласно нормам, разработанным Институтом питания Академии медицинских наук России, необходимое потребление фруктов и ягод на одного человека в год должно составлять около 80 кг, в том числе: яблоко - 36 кг; груша - 4; вишня - 5; слива - 4; абрикос - 2; прочие косточковые - 1; цитрусовые - 8,4; малина - 4; земляника - 4; черная смородина - 5; крыжовник - 1,6; прочие фрукты - 5,2 кг.

Таким образом, для полного самообеспечения потребностей населения в плодово-ягодной продукции, согласно медицинским нормам потребления, в рамках формирования сбалансированного рациона питания и численности населения страны за 2012 г., в Республике Беларусь необходимо ежегодно производить 757 тыс. тонн различных ее видов. Однако здесь следует учитывать, что не весь необходимый ассортимент может выращиваться в климатических условиях нашей страны, что приводит к необходимости импортировать продукцию из-за рубежа.

За последнее десятилетие в страну в среднем ежегодно ввозилось более 300 тыс. тонн фруктов. Несмотря на снижение, наблюдавшееся в 2008-2009 гг., в 2010-2012 гг. величина данного показателя вновь воз-

росла и продолжает оставаться на достаточно высоком уровне. Так, в 2012 г. в Республику Беларусь было ввезено 474,9 тыс. тонн плодов и ягод, что является абсолютным максимумом, в то время как экспорт составил 107,2 тыс. тонн (таблица 1). При этом значительную часть импортируемой продукции составляют те виды фруктов, которые успешно могут быть заменены белорусскими аналогами: яблоки, груши, вишня и т.д.

Таблица 1 - Динамика объемов внешней торговли плодово-ягодной продукцией в Республике Беларусь

Годы Импорт, тыс. тонн Экспорт, тыс. тонн Превышение импорта над экспортом, тыс. тонн

2003 316,0 44,0 272,0

2007 387,2 23,1 364,1

2008 322,5 13,4 309,1

2009 289,7 18,9 270,8

2010 328,7 24,8 303,9

2011 349,7 57,7 292,0

2012 474,9 107,2 367,7

В среднем 20032012 гг. 345,4 39,3 306,2

2012 г. в % к 2003 г. 150,3 243,6 135,2

Примечание - Источник: составлено автором на основании [7-10].

Согласно рекомендуемой структуре потребления плодов и ягод основными товарными позициями импорта должны остаться цитрусовые, частично абрикосы и прочие фрукты, номенклатура которых представлена в основном тропическими и экзотическими видами (бананы, киви, ананасы и т.д.). В соответствии с медицинскими нормами оптимальные (приемлемые) объемы импорта страны при численности населения 2012 г. должны были составить около 138 тыс. тонн, то есть в 3,4 раза меньше, чем было ввезено в Беларусь.

Если исходить из реального объема потребления фруктов в 2012 г., то есть 80 % от нормы, и предположить, что недостаток распределяется пропорционально по всем видам, то импорт этого же года не дол-

жен был превышать 100,1 тыс. тонн против фактических 474,9 тыс. тонн. Таким образом, на внутреннем рынке плодово-ягодной продукции республики наблюдается ярко выраженная диспропорция между наличием товаров иностранного и национального производства.

Ежегодные ресурсы плодово-ягодной продукции в Республике Беларусь формируются из национального производства, импортных поставок и переходящих запасов, оставшихся на начало отчетного периода. Поступающая в течение года продукция (располагаемый ресурсный потенциал) используется для потребления внутри республики, поставок на экспорт и частично переходит в ресурсы следующего периода в качестве запасов (таблица 2).

За последнее десятилетие, несмотря на существенные колебания, наблюдается тенденция к росту практически всех показателей, характеризующих наличие и использование ресурсов плодово-ягодной продукции.

Столь значительный рост потребления, а значит, и емкости рынка, при существующих объемах импорта, говорит о необходимости совершенствования системы его формирования с ориентацией на национальных товаропроизводителей.

Таблица 2 - Ресурсы и использование плодов и ягод в Республике Беларусь, тыс. тонн

.г .г .г .г .г .г .г 2012 г.

Показатели о о ос о ОЧ о о в % к

2003 г.

Запасы

Запасы на начало года 125 257,9 199 213,6 268,8 398,3 190,7 152,6

Валовой сбор 241 419,6 594,7 691,7 799,2 303,7 630,4 261,6

Импорт 316 387,2 322,5 289,7 328,7 349,7 474,9 150,3

Итого ресурсов 682 1064,7 1116,2 1195 1396,7 1051,7 1296 190,0

Использование

Потреблено в республике 545 842,6 889,2 907,3 973,6 801,3 924,2 169,6

В т. ч. личное потребление 435 566,9 567,5 581,9 616,9 548,3 606,6 139,4

Экспорт 44 23,1 13,4 18,9 24,8 57,7 107,2 243,6

Запасы на конец года 93 199 213,6 268,8 398,3 192,7 264,6 284,5

Примечание - Источник: составлено автором на основании [7-10].

Основываясь на представленной выше информации, оптимальную емкость рынка, или возможные объемы реализации плодово-ягодной продукции для отечественных товаропроизводителей на внутреннем и на внешнем рынках, нами предлагается рассчитывать по следующей расширенной формуле:

Уо = М, • Р + Ср + 8С + Е - I , (3)

где Уо - оптимальная емкость рынка;

М; - медицински обоснованная норма потребления на душу населения;

Р - численность населения;

Ср - прочее потребление;

8С - изменение в запасах (сокращение «-»/увеличение «+»);

Е - возможный экспорт;

I - обоснованный импорт.

Согласно данным за 2012 г., оптимальная емкость рынка плодово-ягодной продукции Республики Беларусь, рассчитанная по предложенной методике, составила 1115,8 тыс. тонн.

Данная величина формируется под влиянием множества факторов, каждый из которых может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая емкость. Ее расчет базируется на медицински обоснованной норме потребления, которая не является максимальной.

На практике на объем потребления плодов и ягод одновременное, но разнонаправленное воздействие оказывают два тесно связанных между собой фактора: цена на продукт и уровень дохода населения. Анализ корреляционно-регрессионных взаимосвязей между указанными факторами и объемом потребления фруктов на основании статистической отчетности по Республике Беларусь за период с 2000 по 2012 гг. позволил нам построить уравнение регрессии, характеризующее их влияние на результат:

у = 0,004х1 - 0,005х2 + 38,4; (Я2 = 67%), (4)

где у - объем потребления плодово-ягодной продукции на душу населения, кг/чел.;

х1 - доходы населения, тыс. руб/чел.;

х2 - средняя цена реализации, руб/кг.

При выявлении рыночного потенциала большего внимания заслуживает влияние уровня дохода и сложившихся потребительских предпочтений (мода на здоровое питание, диету и т.д.) на объемы потребления фруктов. При достижении определенного уровня финансовой обеспеченности и сложившихся потребительских предпочтениях доля плодов и ягод в рационе питания может превышать медицинские нормы. Так, душевое потребление плодово-ягодной продукции в Австралии составляет 135 кг, в США - 126 кг [3, с. 121].

Согласно проведенному нами маркетинговому исследованию рыночных предпочтений потребителей в Республике Беларусь на современном этапе, также характерна прямая зависимость между уровнем дохода и количеством потребляемых фруктов (рисунок 2).

1 С доходом до 150 долл. США 35% ■ ежедневно ■ 1-3 раза в неделю ■ реже 1 раза в неделю 65% С доход 40% 1 ом от 150 до 350 долл. США 10% ^Шк "ежедневно ■ 1-3 раза в неделю ■реже 1 раза в неделю 50%

С доходом от 350 до 500 долл. США 3% ■ ежедневно ■ 1-3 раза в неделю ■ реже 1 раза в неделю 73% С 1 доходо\ 14% 57% свыше 500 долл. США 29% ■ ежедневно ■ 1-3 раза в неделю ■реже 1 раза в неделю

Рисунок 2 - Распределение потребителей по частоте покупок фруктов в зависимости от получаемого дохода

Примечание - Источник: рассчитано автором на основании анкетного опроса.

Так, наиболее активной группой потребителей плодово-ягодной продукции является группа с доходом более 500 долл. США на человека, 29% представителей которой покупают фрукты ежедневно, 57% - чаще двух раз в неделю и только 14 % - реже двух раз в неделю. В то же время для наименее обеспеченной части населения (с доходом

до 150 долл. США на человека) это соотношение имеет следующие пропорции: ежедневную покупку фруктов не осуществляет ни один из респондентов, 35% опрошенных приобретают плодово-ягодную продукцию 1-2 раза в неделю и основная масса - 65% покупают фрукты реже одного раза в неделю.

В связи с этим для расчета потенциальной (максимально возможной) емкости рынка в предложенную формулу необходимо ввести дополнительный коэффициент, отражающий влияние дохода и потребительских предпочтений при достижении определенного уровня общественного благосостояния - Кре. В этом случае расчетная формула приобретает следующий вид:

Ур = М, • М • Кре • Р + Ср + 8С + Е - I , (5)

где Ур - потенциальная емкость рынка;

М1 - изменение дохода на душу населения;

Кре - коэффициент, отражающий влияние дохода и потребительских предпочтений при достижении определенного уровня общественного благосостояния.

По сути, коэффициент, стоящий в уравнении регрессии перед факторным признаком х1, представляет собой количественное выражение силы влияния дохода на объем потребляемых в стране фруктов, при прочих равных условиях. Таким образом, при современном состоянии конъюнктуры рынка и сложившихся потребительских предпочтениях в Республике Беларусь Кре = 1,004.

Заключение. Основываясь на проведенных исследованиях, можно сделать вывод о том, что на белорусском рынке плодово-ягодной продукции спрос не может быть удовлетворен только лишь за счет отечественного производства, что выражается в ежегодном импорте в среднем более чем 345 тыс. тонн фруктов. При этом значительную часть импортируемой продукции составляют те виды фруктов, которые успешно могут быть заменены белорусскими аналогами: яблоки, груши, вишня и т.д. Оптимальные объемы импорта, рассчитанные в соответствии с медицинскими нормами, должны составлять порядка 138 тыс. тонн, то есть в 3,4 раза меньше, чем было ввезено в Беларусь в 2012 г. Полученные результаты свидетельствуют о выраженной диспропорции между наличием на рынке товаров иностранного и национального производства.

Применение предлагаемой методики позволило нам определить реальную и оптимальную емкости рынка, которые в 2012 г. составили 403,4 и 1115,8 тыс. тонн соответственно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Маркетинговое исследование рыночных предпочтений потребителей в Республике Беларусь позволило выявить наличие прямой зависимости между уровнем дохода и количеством потребляемых в стране фруктов. Коэффициент, отражающий силу данного влияния, составил 1,004.

Список литературы

1. Гануш, Г.И. Оценка производства и формирования рынка плодов и овощей в Республике Беларусь / Г.И. Гануш, Л.Г. Третьяк // Мониторинг рынков сельскохозяйственных товаров на основе информационных систем / под. ред. З.М. Ильиной. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2010. - 137 с.

2. Как завоевать рынок продовольственных товаров [Электронный ресурс]. - 2014. -Режим доступа: http://cm-formation.net/kak-zavoevat-rynok-prodovolstvennyh-tovarov/. -Дата доступа: 12.03.2014.

3. Киселева, Е.Н Рынок продовольственных товаров: учеб. пособие / Е.Н. Киселева, О.В. Власова, Е.Б. Кононова. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 144 с.

4. Михасев, Р.В. Формирование регионального рынка плодово-ягодной продукции на основе оптимизации садоводства / Р.В. Михасев, В.А. Солопов [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2009/08/rus_28_2009_08.pdf /. - Дата доступа: 12.03.2014.

5. Неусыпов, М. Прогнозирование спроса на рынке плодово-ягодной продукции / М. Неусыпов // Агроэкономика. - 2004. - №10. - С. 33-35.

6. Рынки продуктов и сельскохозяйственного сырья: монография / под ред. З.М. Ильиной. - Минск: Ин-т аграрной экономики НАН Беларуси, 2004. - 320 с.

7. Сельское хозяйство Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск: РУП «Информационно-вычислительный центр Нац. стат. ком. Респ. Беларусь», 2010. - 270 с.

8. Сельское хозяйство Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск: РУП «Информационно-вычислительный центр Нац. стат. ком. Респ. Беларусь», 2011. - 283 с.

9. Сельское хозяйство Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск: РУП «Информационно-вычислительный центр Нац. стат. ком. Респ. Беларусь», 2012. - 354 с.

10. Сельское хозяйство Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск: РУП «Информационно-вычислительный центр Нац. стат. ком. Респ. Беларусь», 2013. - 363 с.

Информация об авторе

Кулаков Василий Николаевич - магистр экономических наук, ассистент кафедры экономики и МЭО В АПК УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (моб.) 8 (029) 102-41-19. Е-mail: vasili-kulakov@yandex.ru.

Материал поступил в редакцию 27.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.