Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЧАСТНАЯ ШКОЛА / ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КНР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Си Чжаo

Подъем и развитие негосударственного образования является знаковым достижением реформ политики открытости в КНР. За прошедшее время сегмент негосударственного образования стал неотъемлемой и важной частью образовательной индустрии Китая. Негосударственное образование в КНР сталкивается со многими внутренними и внешними вызовами. На основе краткого обзора важных достижений в статье анализируются преимущества и недостатки школы Хуэйцзя-лидера негосударственного образования в Пекине, а также проводится анкетирование родителей в городе Цзыбо по выявлению их отношения к школьному негосударственному образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SCHOOL NON-STATE EDUCATION IN CHINA

The rise and development of non-state education is a landmark achievement of the reforms of the openness policy in the PRC. Since then, the segment of non-state education has become an integral and important part of the educational industry in China. Non-state education in the PRC faces many internal and external challenges. Based on a brief overview of important achievements, the article analyzes the advantages and disadvantages of the Huijia school, the leader of non-state education in Beijing, and also conducts a survey of parents in Zibo city to identify their attitudes towards school non-state education.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ»

НАУЧНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Ценности и смыслы. 2022. № 3 (79). С.135-144. Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No 3 (79). P. 135-144 (In Rus)

Научная статья УДК 37

https://doi.org/ 10.24412/2071-6427-2022-3 -135-144

Современное состояние и перспективы развития школьного негосударственного образования Китая

Чжао Си

Чжаo Си (КНР)

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», Москва, Россия E-mail: 752445374@qq.com

Аннотация. Подъем и развитие негосударственного образования является знаковым достижением реформ политики открытости в КНР. За прошедшее время сегмент негосударственного образования стал неотъемлемой и важной частью образовательной индустрии Китая. Негосударственное образование в КНР сталкивается со многими внутренними и внешними вызовами. На основе краткого обзора важных достижений в статье анализируются преимущества и недостатки школы Хуэйцзя—лидера негосударственного образования в Пекине, а также проводится анкетирование родителей в городе Цзыбо по выявлению их отношения к школьному негосударственному образованию.

Ключевые слова: негосударственное образование, частная школа, преимущества и недостатки негосударственного образования КНР.

Для цитирования: Чжао Си. Современное состояние и перспективы развития школьного негосударственного образования Китая // Ценности и смыслы. 2022. № 3 (79). С. 135-144. https://doi.org/ 10.24412/2071-6427-2022-3 -135-144

© Чжао Си, 2022

Original article

THE CURRENT STATE AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SCHOOL NON-STATE EDUCATION IN CHINA

Zhao Xi (China)

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

Abstract: The rise and development of non-state education is a landmark achievement of the reforms of the openness policy in the PRC. Since then, the segment of non-state education has become an integral and important part of the educational industry in China. Non-state education in the PRC faces many internal and external challenges. Based on a brief overview of important achievements, the article analyzes the advantages and disadvantages of the Huijia school, the leader of non-state education in Beijing, and also conducts a survey of parents in Zibo city to identify their attitudes towards school non-state education.

Keywords: non-state education, private school, advantages and disadvantages of non-state education in China.

For citation: Zhao Xi (China) The current state and prospects for the development of school non-state education in China // Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No 3(79). P. 135-144. (In Rus). https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-3 -135-144

В предлагаемой статье рассматривается динамика текущих изменений, характерных для негосударственных школ КНР [5], анализируется известная частная школа Пекина и дается анализ анкетирования представителей целевой аудитории потенциальных потребителей услуг частных школ в лице родителей. Кроме этого, на основании изучения соответствующих материалов представлены перспективы дальнейшего развития частного образования в Китае.

2003 год стал важным поворотным этапом в развитии частного образования в современном Китае. В этом году в стране был принят «Закон о поощрении частного образования» [1], который дал мощный импульс к развитию этого вида образовательных услуг. Благодаря активному продвижению данного закона, вспомогательных нормативных актов, административных положений и принятых мер поддержки негосударственных учебных заведений, частное образование на всех уровнях, независимо от масштабов его распространения и качества, в целом продемонстрировало хорошую динамику устойчивого роста.

Подтвердим данное положением цифрами:

— количество частных детских садов и детей в детских садах

увеличилось с 55 500 и 4.8023 млн в 2003 году до 89 304 и 11.3417 млн в 2009 году, соответственно, что дало увеличение на 60.91% и 136.17% [6];

— количество частных начальных школ и учащихся по всей стране изменилось с 5 676 и 2.7493 млн в 2003 году до 5 496 и 5.0288 млн в 2009 году. (При том, что количество школ сократилось на 180, общее число учащихся увеличилось на 82.80 %) [6];

— количество частных средних школ и число учащихся в стране изменились с 3651 и 2.5657 млн в 2003 году до 4335 и 4.34 млн в 2009 году, соответственно, что дало рост на 18.73% и 69.15% [6];

— количество частных старших школ и число учащихся в стране изменились с 2 679 и 1 4137 миллионов в 2003 году до 2 670 и 2 3013 миллионов в 2009 году соответственно. (При том, что количество школ в основном осталось прежним, общее число учащихся увеличилось на 62.79 %) [6].

В целом за прошедшее время развитие частного образования в современном Китае отличалось положительной динамикой. Следует констатировать, что ключевые стратегии и меры для поддержки, стимулирования и стандартизации развития частного образования на всех уровнях, принятые по всей вертикали власти, оказались плодотворными.

Ниже в качестве примера приведен анализ деятельности известной частной школы в Пекине — Хуэйцзя [4].

Пекинская частная школа Хуэйцзя, основанная в 1993 году, является первой школой-членом Международного бакалавриата (IB) [3] в Китае, объединяющей начальную, среднюю и старшую ступени школы. В ней насчитывается 75 учебных классов, в которых обучаются более 2000 китайских и иностранных учащихся и работает более 500 китайских и иностранных преподавателей и сотрудников. В настоящее время это одна из крупнейших и старейших частных школ в Пекине. Хуэйцзя придерживается принципа "нового стиля, высокого качества и интернационализации". "Новый стиль" означает приверженность инновациям, новым подходам в соответствии с существующим законодательством страны и новой экономической политикой. Лидерство школы обеспечивается высокими технологиями [7], современным маркетингом [8] и персонализацией наряду с широкой "интернационализацией". Последнее понимается как принцип открытости миру, использование международных стандартов.

Для анализа внешней и внутренней среды школы Хуэйцзя, выявления

ее сильных и слабых сторон в развитии, а также возможностей и угроз были использованы классические аналитические инструменты стратегического управления [2]: PEST-анализ и SWOT-анализ. Результаты проведенных исследований показали, в частности, с позиций PEST-анализа, что пекинская школа Хуэйцзя адекватно вписывается в реальную ситуацию современного Китая и испытывает на себе все факторы преимуществ и угроз внешней среды как внутри страны, так и за ее пределами. Это касается политических, экономических, социокультурных и технологических особенностей современного периода в стране и мире. Относительно SWOT-анализа школы Хуэйцзя важно отметить, что она в силу своих преимуществ, истории становления и развития занимает лидерские позиции в сегменте негосударственного образования Пекина и страны. И это ее основное преимущество. Но, как у любого лидера рынка, у школы есть и проблемные зоны: ее местоположение и недостаточно комфортные транспортные коммуникации; отсутствие целевой экономической поддержки со стороны государства, что особенно ощутимо сказалось во время пандемии; ориентация школы только на международный бакалавриат; высокая плата за обучение. Но возможности для развития, безусловно, сохраняются и связаны в первую очередь с ориентацией на евроазиатские и собственные вузы. Что касается угроз, то их природа обусловлена внешнеполитическими проблемами, а также возможным вхождением в кризис экономики внутри страны.

Чтобы прояснить отношения представителей потенциальной целевой аудитории частного образования и представлений о его будущем развитии, было проведено анкетирование родителей.

В этой анкете содержалось 8 вопросов. Первые семь —вопросы с одним или несколькими вариантами ответов, а последний — открытый. В опросе участвовало 67 человек. Анкета распространялась среди родителей детей в возрасте от 3 до 15 лет в учебном центре дополнительного образования по изучению английского языка. В результате опроса были получены следующие результаты:

1. Каков ваш ежемесячный семейный доход? (Учитывается доход обоих родителей)

A. Меньше 5000 юаней — 9 человек (13.43%)

Б. От 5000 до 8000 юаней — 21 человек (31.34%)

B. От 8000 до 12000 юаней — 16 человек (23.88%)

Г. Больше 12000 юаней — 25 человек (37.31%)

Средняя зарплата в городе Цзыбо, в котором проходил опрос, составляет около 4000 юаней, а для двух работающих родителей она должна составлять в общей сложности около 8000 юаней. Из опроса видно, что более 60% домохозяйств, дети которых обучаются в данном образовательном центре, имеют доходы, превышающие среднюю заработную плату по городу. Это показывает, что в современном китайском обществе доходы жителей в целом возросли. Доход выше 8000 юаней считается больше среднего, а доход семьи выше 12000 юаней считается высоким. Результаты ответов респондентов позволяет утверждать, что более 37% домохозяйств уже имеют высокий доход.

2. Каков социальный статус отца?

A. Государственный служащий — 23 человека (34.33%)

Б. Бизнесмен — 11 человек (16.42%)

B. Представитель творческой профессии — 1 человек (1.49%)

Г. Другая профессия — 31 человек (46.27%)

Наибольшая доля ответов анкетируемых относится к опции «Другие профессии», что свидетельствует о том, что в современном китайском обществе существует большой выбор на рынке труда. Однако совокупный результат занятых в государственных структурах и бизнесе мужчин превосходит по количеству опцию «Другие профессии». Важно отметить, что к государственным служащим относятся учителя и представители силовых структур.

3. Каков социальный статус мамы?

A. Государственный служащий — 21 человек (31.34%)

Б. Бизнесвумен — 9 человек (13.43%)

B. Представитель творческой профессии — 0

Г. Домохозяйка — 13 человек (19.4%)

Д. Другая профессия — 24 человека (35.82%)

Приведенные цифры показывают, что в современном китайском обществе доля домохозяек не слишком высока. Большинство женщин выбирает самые разные профессии. Важно отметить, что женщины — государственные служащие и женщины, занимающиеся бизнесом, в сумме дают 30% среди всех участников анкетирования. Однако удивительно, что среди женщин отсутствует занятость в творческой сфере деятельности. Почти около 20% остаются домохозяйками.

Объединяя ответы на вопросы 3 и 4, можно увидеть, что в современном китайском обществе как мужчины, так и женщины имеют более

разнообразный выбор профессиональной деятельности, чем ранее. Хотя государственные служащие по-прежнему являются популярным выбором для трудоустройства, все больше людей начинают заниматься различными видами деятельности. Также стоит отметить, что женщины в современном китайском обществе обладают высокой интеллектуальной грамотностью. У женщин домохозяек могут быть различные причины такого положения:

— в семье несколько детей, их возраст или состояние здоровья требует большего внимания;

— в семье есть пожилые люди, которые имеют слабое здоровье и нуждаются в том, чтобы кто-то заботился о них;

— женщина может не работать по причине высокого дохода мужа.

4. Сколько детей у вас в семье?

Один ребенок — 40 (59.7%)

Два ребенка — 24 (35.8%)

Три ребенка — 3 (4.8%)

В настоящее время в Китае изменилась демографическая политика государства, и теперь семья может иметь до трех детей. Но так как данные изменения произошли только 2021 году, то наш опрос, естественно, не мог зафиксировать этих изменений. Почти 60% семей, как и раньше, имеют одного ребенка, а 35% семей — двоих. Прежняя демографическая политика продолжает владеть общественным сознанием: современные родители уделяют внимание не только детям, но и своему развитию и удовлетворению собственных потребностей, что приводит к сохранению прежних темпов рождаемости. Чтобы как-то переломить ситуацию, потребовалась государственная пропаганда и материальная поддержка «двухдетности».

5. На этапе обязательного образования вы бы предпочли, чтобы ваши дети учились в государственной или негосударственной школе?

А. Государственная школа — 59 человек (88.06%)

Б. Негосударственная школа — 8 человек (11.94%)

В традиции Китая до политики реформ и открытости в основном существовали государственные школы, поэтому большее количество родителей их и продолжают выбирать. Но в современном Китае появились и хорошие негосударственные школы, в которых существуют интересные образовательные программы и работает сильный и высокопрофессиональный педагогический коллектив. В силу того, что

в Китае развивается частная собственность и конкуренция, на рынке образовательных услуг появляется все больше негосударственных школ. Проблема заключается в том, что они не всегда соответствуют высоким требованиям и в какой-то степени дискредитируют статус негосударственного образования. Напомним, что в настоящее время в Китае государственные школы с бесплатным статусом существуют только для обучения на уровне начального и среднего образования, а старшая школа является платной. В разных школах за обучение учащихся плата существует дифференцированная, что зависит от количества народонаселения и уровня развития города, его статуса. В Китае доминируют государственные школы. Однако появляется целевая аудитория родителей, которые готовы отдавать своих детей в хорошие негосударственные школы.

6. Каковы причины выбора государственной школы? (множественный выбор)

A. Бесплатное обучение — 77.42%

Б. Близко к дому — 38.71%

B. Неравенство социальных статусов учеников и их родителей в негосударственной школе — 33.87%

Г. Высокий государственный контроль за качеством обучения 69.35%

Важно отметить, что, несмотря на существующий рост материального положения семей, количество детей в каждой семье остается ограниченным. Поэтому бесплатное образование в начальной и средней школах остается главной причиной, по которой люди выбирают именно государственные образовательные учреждения. Важный фактор — государственный надзор за качеством образования в школах. Немаловажно и расположение государственных образовательных учреждений в непосредственной близости от жилья, так как работающие семьи нередко сталкиваются с проблемой сопровождения детей в школу и обратно. Неоднородный социальный статус, нередко являющийся причиной конфликтных ситуаций между детьми в частных школах, также становится причиной того, что часть родителей, имеющих возможность оплачивать частную школу, делает выбор в пользу государственного образования. По результатам анкеты таких родителей оказалось около 34% (33,87%). Кроме этого, часть родителей со средним и выше среднего достатка все еще считают, что частные школы — это прерогатива богатых семей.

7. Каковы причины выбора негосударственной школы? (множественный выбор)

A. Качество обучения — 53.13%

Б. Индивидуализация обучения — 43.75%

B. Небольшая наполняемость классов — 31.25%

Г. Более высокая квалификация учителей — 21.88%

Д. Более комфортные условия обучения (материальное и техническое обеспечение учебного процесса) — 56.25%

Практически половина анкетируемых не дала ответа на данный вопрос и не выразила своего отношения по этому поводу, что может быть обусловлено разными причинами:

- инерционностью сознания и поведения части потенциальной целевой аудитории;

- недостаточной осведомленностью по данному вопросу;

- неготовностью вкладывать дополнительные средства в образование детей.

Все, кто ответил на поставленный вопрос, охарактеризовали свой потенциальный выбор следующими характеристиками: в негосударственных школах лучшие условия и высокое качество обучения. Опция «индивидуализация обучения» достигла 43,75%, а «небольшая наполняемость классов» составила 31,25%. Эти характеристики частных школ стали основными причинами, по которым родители предпочитают их государственным учебным заведениям.

8. Ваше представление о школе будущего?

Последний вопрос носил открытый характер. На него ответили 63 участника анкетирования. Из чего мы сделали вывод, что большинство родителей озабочены развитием национального образования в стране.

С образованием они связывают счастливое и успешное будущее своих детей, которое откроет им возможности для реализации собственных интересов и способностей. Для них важен уровень ответственности и профессионализма педагогического состава школ. Что касается собственно процесса обучения, то родители отдают предпочтение малым по количеству учащихся классам и индивидуальному обучению. Ни в одном из ответов не упоминались оценки как критерий способностей ребенка. Родители уверены, что в школах важнее выявлять сильные стороны детей и развивать их.

Благодаря анализу деятельности Пекинской школы Хуэйцзя и анке-

тированию можно прогнозировать некоторые перспективы развития частного образования в Китае.

1. Частное образование имеет значительные возможности для развития, но остается проблема несбалансированности его в разных регионах. Нужно развивать не только сильное государственное образование, но и сильное частное образование.

2. Остается важной проблемной зоной система управления негосударственным сектором образования, институционализация и совер-шенствание ее форм и методов.

3. Лучшие частные школы предоставляют более персонализированные образовательные услуги, отвечают дифференцированным потребностям общества и отличаются высоким качеством.

4. Развитие частного образования должно соответствовать национальным и социальным общественным интересам. При определенных условиях оно может стать движущей силой развития образования в целом. В силу большей мобильности и гибкости оно в лучших своих проявлениях может превратиться в экспериментальную площадку для отработки интересных образовательных инициатив.

Литература

1. Закон о поощрении частного образования// http://www.gov.cn/gongbao/ со^епШ003/со^еП_62224.Ы:т//(Дата обращения 28.02.2002)

2. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. // Гардарика, 1998. 296 с.

3. Международный бакалавриат (1В) была основан в 1968 году. Это некоммерческий международный образовательный фонд, зарегистрированный Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. 1В насчитывает 4527 школ-членов, расположенных в 135 странах [Электронный ресурс]. https://ru.wikipedia.org/wiki/International_Baccalaureate (дата обращения 23.07.2022). Официальный сайт школы Хуэйцзя //http://huijia.edu.cn/(Дата обращения 28.03.2022)

4. т^. тшшш-. ]. ^хахшш

Й*ЛШШ[М]// Ш: Й^*ЖШ±,2003: 448.

5. т^, ш&шштштшшш. //шщжтт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

%, 2011(1):18 22.//https://wenku.baidu.com/view/d4818dc30229bd64783e0912a21614 7917117ee4.html(Дата обращения 28,03.2022)

6. шшпшътттиу/ шъышшп),

2018(3):16. Б01:10.3969/)^П.1006-3315.2018.03.013.

7. ШШ. ШЙШЙ^ШФШШ]. ИШШ, 2004(8):283-283. Б01:10.3969/)^П.1004-4914.2004.08.211.

Современное состояние и перспективы развития... образования Китая Информация об авторе

Чжаo Си (КНР) — магистрант 2 года обучения программы "Управление образованием" факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова

Information about the author

Zhao Xi (China) — 2-year Master's student of the program "Education Management" of the Faculty of Pedagogical Education Lomonosov Moscow State

Статья поступила в редакцию 16.06.2022; одобрена после рецензирования 24.06.2022; принята к публикации 30.06.2022.

The article was submitted 16.06.2022; approved after reviewing 24.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.