Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА И ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ'

СПЕЦИФИКА И ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ / СПЕЦИФИКА / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / NONSTATE HIGHER EDUCATION / DEVELOPMENTAL PROCESS / SPECIFICS / EDUCATION LEVEL / REGIONAL STATE / CLASSIFICATION OF OCCUPATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лю Цяофан

Негосударственные вузы становятся важной отправной точкой для реформы и развития системы высшего образования в целом. Подробно описывается процесс развития негосударственных вузов, рассматриваются их особенности с точки зрения рейтинга, регионального положения и перечня специальностей в них в зависимости от социально-экономического развития, историко-культурного состояния и законодательной политики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS AND DEVELOPMENT PROCESS OF NON-STATE HIGHER EDUCATION IN MODERN CHINA

Non-state higher education institutions are an important central point for the reform and development of the system of higher education on the whole. The article deals with the description of the development process of the non-state higher education institutions. There are considered their specific features from the perspective of ranking, the regional state and the classification of occupations in them depending on the social and economic development, the historical and cultural conditions and the legislative policy of the country.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА И ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ»

известия вгпу

ния» в подготовке учителей иностранных языков, организовать их практику во время каникул, чтобы обогатить опыт и восполнить недостаток профессиональных навыков.

Кроме того, университеты могут предоставить преподавателям иностранных языков больше возможностей и необходимую финансовую поддержку для обучения в других университетах или обмена для учебы за рубежом, что расширяет их культурный и профессиональный кругозор. Все это целесообразно реа-лизовывать в целях всестороннего улучшения качества преподавания иностранных языков и предоставления необходимых условий и услуг по изучению иностранных языков в соответствии с потребностями развития зоны свободной торговли Хэйхэ.

Таким образом, в контексте стратегии «Один пояс и один путь», строительства зоны свободной торговли Хэйхэ, для обеспечения экономического развития Хэйхэ особое внимание необходимо уделять подготовке специалистов по языковому профилю, обновлению содержания и стратегии их подготовки в соответствии с изложенными выше идеями.

список литературы

1. Лю Цзяньхуа. Исследование стратегии подготовки специалистов со знанием иностранных языков в провинции Хэнань на фоне «Один пояс -один путь» // Journal of Anyang Teachers College. 2017. № 6. P. 133-137.

2. Хуан Луцзюань. Международная модель подготовки специалистов со знанием русского языка на фоне «Один пояс - один путь» // Journal of Economic Research. 2017. № 32. P. 94-95.

3. Шан Чжэн. Исследование существующего положения подготовки специалистов иностранных языков в провинции Хэнань // Форум промышленности и науки. 2016. № 18. С. 109-110.

* * *

1. Lyu Czyan'hua. Issledovanie strategii pod-gotovki specialistov so znaniem inostrannyh yazy-kov v provincii Henan' na fone «Odin poyas - odin put'» // Journal of Anyang Teachers College. 2017. № 6. P. 133-137.

2. Huan Luczyuan'. Mezhdunarodnaya model' podgotovki specialistov so znaniem russkogo yazyka na fone «Odin poyas - odin put'» // Journal of Economic Research. 2017. № 32. P. 94-95.

3. Shan Chzhen. Issledovanie sushchestvuyu-shchego polozheniya podgotovki specialistov inostran-nyh yazykov v provincii Henan' // Forum promysh-lennosti i nauki. 2016. № 18. S. 109-110.

Training of specialists of the Russian language in the context of creating the zone of free trade in Heihe

The development of the economy, social sphere, education and other fields of the People's Republic of China in accordance with the strategy "One Belt and One Road" and in connection with the creation of the zones offree trade in the border districts with Russia needs the specialists with the knowledge of the Russian language. The traditional model of teaching specialists can not satisfy the demand. The article deals with the analysis of the issues appeared in the field at the example of the creation of the zone of free trade in Heihe. There are presented the new strategies of teaching foreign languages.

Key words: specialists in the sphere of foreign languages, training strategies, development of professional skills, speaking practice, zone of free trade.

(Статья поступила в редакцию 23.04.2020)

лю цяофан

(Москва)

специфика и процесс развития негосударственного высшего образования в современном китае*

Негосударственные вузы становятся важной отправной точкой для реформы и развития системы высшего образования в целом. Подробно описывается процесс развития негосударственных вузов, рассматриваются их особенности с точки зрения рейтинга, регионального положения и перечня специальностей в них в зависимости от социально-экономического развития, историко-культурного состояния и законодательной политики страны.

Ключевые слова: негосударственное высшее образование, процесс развития, специфика, уровень образования, региональное положение, перечень специальностей.

В настоящее время в разных странах существуют различные взгляды на развитие системы высшего образования. Во многих западных странах превалирует негосударствен-

* Исследование подготовлено при финансовой поддержке China Scholarship Council.

О Лю Цяофан, 2020

педагогические науки

ное высшее образование, вместе с тем во всем мире существуют различные тенденции в развитии систем высшего образования. Сравнительная педагогика позволяет искать пути наилучшего определения законов развития высшего образования, а также разумного сочетания государственного и частного высшего образования.

Наши материалы посвящены анализу частного образования в отдельно взятой стране - КНР. Во многих странах путь к частному образованию еще не пройден и не исследован в полной мере. Опыт Китая в этой области, как нам думается, может быть полезен. При написании данной статьи мы использовали:

- сравнительно-типологический метод;

- классификационный анализ законодательных документов в области образования Китая;

- прием сопоставления статистических данных Министерства образования КНР с последующими выводами.

Первым частным образовательным учреждением в Китае считается учебное заведение Конфуция, которое было основано в эпоху Чуньцю 2 400 лет тому назад. С того времени было создано много других негосударствен-

ных учебных заведений, их деятельность получила новое развитие в конце XIX - начале XX в., но полностью прекратилась в 1952 г., с образованием КНР. И только в 1980 г. в Китае вновь стали появляться негосударственные высшие учебные заведения, которые активно развивались и процветали.

Начало XXI в. послужило отправной точкой для развития системы высшего образования в целом и негосударственного образования в частности. Системе негосударственного образования было уделено повышенное внимание партии и правительства. Правительство последовательно издало серию постановлений о содействии развитию негосударственного образования. Эти решения позволили негосударственному образованию развиваться наилучшим образом в контексте высокого экономического подъема и социального развития страны.

В настоящее время в сфере негосударственного высшего образования достигнуты большие успехи. Масштабное и качественное развитие негосударственных учебных заведений является той важной силой, без которой сейчас невозможно представить всю систему высшего образования в Китае.

1ШЗ 21X11 21X15 2Мб 2007 2003 2003 210111 21011 2Ш2 2013 2011 2015 2016 2017 2015

Рис. 1. Численность негосударственных вузов в 2003-2018 гг. (ед.) [2]

В систему негосударственного образования входят такие же типы учебных заведений, как и в государственной системе. Среди негосударственных высших учебных заведений есть так называемые регулярные вузы, т. е. обладающие правом выдачи дипломов государственного образца. Их можно разделить на два вида:

- регулярные негосударственные вузы;

- независимые колледжи.

Набор студентов в оба типа учебных заведений включен в государственный план, эти вузы выдают дипломы государственного образца, их преподаватели и учащиеся пользуются теми же правами по закону, что и преподаватели и студенты государственных вузов. Другие типы негосударственных высших учебных заведений представляют собой образовательные учреждения (краткосрочные вузы), которые готовят к сдаче экзаменов для получения вузовского диплома (они составляют основу негосударственных вузов), образовательные учреждения по подготовке к сдаче экзаменов по программе экстерната (на уровне основных и краткосрочных отделений), филиалы иностранных вузов и т. д. [5, с. 331].

Масштабы распространения негосударственного высшего образования в КНР можно

оценить, сравнивая по годам численность негосударственных вузов. Для отражения текущего состояния и конкретных тенденций изменения количества негосударственных высших учебных заведений были собраны и обобщены данные за последние годы, которые показаны на рис. 1.

Мы видим, что, согласно последним данным статистического бюллетеня по развитию образования, в 2019 г. число высших учебных заведений в Китае достигло 750, что составляет 28,2% от общего числа высших учебных заведений (всего 2 663) в стране. Можно констатировать, что количество негосударственных высших учебных заведений с 2003 по 2018 г. увеличилось в 4,34 раза, а изменения в период с 2004 по 2005 г. являются показателями бурного роста.

Причиной такого сильного увеличения количества негосударственных вузов являются результаты действия Положения о реализации Закона о поощрении частного образования Китайской Народной Республики, которое было принято на 41-й исполнительной встрече Государственного совета 25 февраля 2004 г. и вступило в силу 1 апреля 2004 г. Данное положение (ст. 6) легализует создание негосударственных учебных заведений и распространя-

Рис. 2. Численность учащихся негосударственных вузов в 2003-2018 гг. (10 тыс. чел.) [2]

ет их деятельность на область базового образования [1, ст. 6]. По состоянию на конец 2004 г. 233 независимых колледжа привлекли для осуществления своей деятельности более 40 млрд юаней в виде прямых социальных инвестиций. Такие размеры частных инвестиций позволили 700 000 студентов получить высшее образование и косвенно стимулировали расходы на образование примерно на 10 млрд юаней. К 6 апреля 2005 г. Министерством образования КНР были юридически признаны программы бакалавриата в 252 частных колледжах.

После 2005 г. кривая численности негосударственных вузов является относительно ровной, что указывает на то, что рост численности негосударственных высших учебных заведений демонстрирует тенденцию постепенного увеличения и медленного роста. В целом негосударственные высшие учебные заведения Китая в течение указанного времени демонстрируют хорошую динамику развития и обеспечивают надежные гарантии для удовлетворения различных образовательных потребностей.

Как видно из рис. 2, число учащихся, зачисленных в негосударственные высшие учебные заведения, составляло в 2003 г. 810 000, а уже к 2018 г. - 6 497 500. По сравнению с 2003 г. число учащихся увеличилось в восемь раз, а в 2004-2007 гг. количество учащихся в негосударственных вузах увеличивалось быстрее всего.

кие науки -

В 2003 г. общее количество студентов в различных вузах в КНР достиг более 19 млн, число студентов негосударственных высших учебных заведений составило всего 4,26%. К 2018 г. общее число учащихся высших учебных заведений в стране достигло 38,33 млн, а численность учащихся, обучающихся в негосударственных высших учебных заведениях, выросло до 16,95%. Можно констатировать, что негосударственное высшее образование занимает все более важную позицию в общей системе высшего образования Китая и играет активную роль в удовлетворении потребностей людей в высшем образовании.

С принятием и осуществлением закона о стимулировании негосударственного образования и его нормативных актов муниципальные органы также активно начали внедрять локальные законы в отношении негосударственного образования по всей стране. В последние годы количество негосударственных учреждений в различных провинциях в целом увеличилось, вместе с тем уровень и формы обучения в таких учреждениях также непрерывно совершенствуются.

В негосударственных высших учебных заведениях в Китае имеются три уровня образования: магистратура, основные отделения регулярных вузов и краткосрочные высшие профессиональные колледжи. Согласно статистике, в КНР в 2018 г. насчитывалось 750 негосударственных высших учебных заведений, в

учреждЕнвл

Рис. 3. Доля негосударственных образовательных учреждений различных видов в 2018 г. [6]

том числе 419 основных отделений регулярных вузов, включающих в себя 265 независимых колледжей, 330 краткосрочных высших профессиональных колледжей и 1 вуз для взрослых. Общая цифра приема учащихся основных отделений регулярных вузов и краткосрочных высших профессиональных колледжей составляла 1 839 400, общее количество учащихся - 6 496 600 чел. Цифра приема магистрантов негосударственных вузов составляла 735 чел и число обучающихся -1 490 чел. Кроме того, существуют 784 других высших учебных заведений, которые относятся к негосударственному сектору.

На рис. 3 показана доля различных видов колледжей и университетов среди всех высших учебных заведений Китая в 2018 г. Количество негосударственных высших учебных заведений составляет 1 534, доля краткосрочных высших профессиональных колледжей -21,51%. Основные отделения регулярных вузов занимают 27,31%, прочие негосударственные высшие учебные заведения составляют 51,11%, негосударственные вузы, в которых обучаются по программе магистратуры, составляют всего 0,33%.

Можно отметить, что масштабы негосударственного высшего образования продолжа-

ли расти, и в этой области была сформирована диверсифицированная модель. Между тем в системе высшего образования были созданы все виды негосударственных учебных заведений, но пропорция каждого вида неодинакова. Является очевидным, что количество негосударственных вузов, которые принимают учащихся на обучение в магистратуру, и высших учебных заведений для взрослых намного меньше.

Региональная специфика развития негосударственных высших учебных заведений в КНР тесно связана с уровнем экономического развития определенной провинции, историческими и культурными факторами, а также с отношением к ним муниципальных органов в каждом регионе [8, с. 20].

На рис. 4 показано количество регулярных высших учебных заведений и негосударственных высших учебных заведений в провинциях, автономных округах и городах центрального подчинения в 2019 г. Согласно этим данным, во всех провинциях, автономных округах и городах центрального подчинения, кроме Тибетского автономного округа, существуют негосударственные высшие учебные заведения, но их количество в каждом регионе различно. Провинция Гуандун является ли-

Рис. 4. Численность (ед.) регулярных вузов и негосударственных вузов по провинциям, автономным округам и городам центрального подчинения (2019) [6]

дером по количеству негосударственных высших учебных заведений (54, это 7,03% от общего числа). Далее следует провинция Цзян-су (52 вуза). В то же время в Тибетском автономном округе нет ни одного негосударственного высшего учебного заведения, а в провинции Цинхай - только одно. Данные показатели демонстрируют, что негосударственные высшие учебные заведения имеют широкое распространение по всей стране, но их размещение на территории страны очень неравномерно. Среди всех десяти провинций некоторые (например, Гуандун, Цзянсу, Сычуань, Хубэй, Шаньдун, Хэнань, Чжэцзян, Фуцзянь, Хэбэй, Ляонин) имеют наибольшее количество негосударственных высших учебных заведений -их количество составляет 54,3% от общего по всей стране. В последнюю десятку входят Тибет, провинция Цинхай, Нинся, Ганьсу, Синь-цзян, провинция Хайнань, Внутренняя Монголия, Тяньцзинь, провинция Гуйчжоу и провинция Шаньси. На их долю приходится 10,68% от общего числа негосударственных колледжей и университетов по всей стране. Следует отметить, что в экономически развитых восточных прибрежных районах и крупных населенных провинциях негосударственные высшие учебные заведения развиваются лучше, в то время как в слаборазвитых северо-западных регионах развитие негосударственных высших учебных заведений замедляется.

Создание перечня специальностей и факультетов является важным фактором формирования собственных характеристик негосударственного высшего учебного заведения, повышения привлекательности и увеличения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг [3, с. 120]. Если проанализировать 700 негосударственных высших учебных заведений в Китае, можно отметить, что в большинстве из них имеются различные факультеты и специализации. С одной стороны, это может отражать многообразие специализаций получаемого образования для повышения привлекательности в конкурентной борьбе, что заставляет негосударственные высшие учебные заведения и в дальнейшем бесконечно увеличивать их количество; с другой стороны - возможны негативные последствия для негосударственных колледжей и университетов. Например, в некоторых научных и инженерных негосударственных вузах были созданы исторические факультеты, факультеты педагогического образования и т. д. Поскольку обучающие ресурсы образовательного учреж-

кие науки -

дения ограничены, это затрудняет их эффективное использование в обучении студентов наиболее конкурентным специальностям.

Кроме того, в процессе определения перечня специальностей большинство негосударственных вузов и колледжей уделяют внимание популярным профессиям и специальностям, пользующимся огромным спросом. Например, большинство существующих негосударственных высших учебных заведений создают факультеты экономики и управления, бизнес-школы и т. д. Погоня за «тенденциями в образовании» может, с одной стороны, повысить конкурентоспособность негосударственных высших учебных заведений на рынке образовательных услуг, а с другой - повлечь гомогенизацию факультетов и специальностей, что неблагоприятно отразится на долгосрочном развитии негосударственных высших учебных заведений.

Негосударственные образовательные учреждения Китая, сопровождаемые растущим стремлением населения к профессиональным знаниям, развивающейся социалистической государственной экономикой и прогрессирующей частной экономикой, возродились в период социально-экономических преобразований после реформ в 1978 г.

Высокий спрос на высшее образование со стороны отдельных лиц и общества, а также неспособность государства удовлетворить все образовательные запросы населения напрямую, способствовали созданию и процветанию негосударственных вузов [7, с. 68]. Активное развитие негосударственных высших учебных заведений принесло государству огромные социальные и экономические выгоды, а также внесло огромный вклад в развитие личности и общества.

Развитие негосударственных учреждений расширяет возможности граждан получать высшее образование, повышая их способность конкурировать на рынке труда [4, с. 42]. Эти вузы уже подготовили и подготовят в будущем десятки тысяч востребованных специализированных кадров для общества, используя гибкие механизмы формирования новых факультетов, отделений, обучающих программ, чтобы своевременно реагировать на потребности производства современных предприятий и содействовать развитию национальной экономики.

Создание негосударственных университетов и колледжей значительно уменьшило бремя государственных инвестиций в высшее об-

разование, ослабило давление на государственные вузы, расширило масштабы высшего образования, разрушило монополию государственных университетов на рынке высшего образования и обогатило возможности населения в получении высшего образования. Вместе с тем в деятельности негосударственных вузов имеются свои недочеты: стремление охватить все сферы образования зачастую ведет к потере качества образования.

Список литературы

1. Закон о стимулировании негосударственного образования // Государственный совет КНР от 5 марта 2004 г., 2004. № 399 (на кит. яз.).

2. Китайский статистический ежегодник по образованию [Электронный ресурс] // Министерство образования КНР, 2018. URL: http://www. moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_fztjgb/ (дата обращения: 11.04.2020).

3. Кэ Юсян. Исследования по ориентации, характеристикам и развитию негосударственных университетов / отв. ред. Кэ Юсян. Ухань, 2013 (на кит. яз.).

4. Ли Вэйминь. О необходимости и целесообразности создания основных отделений негосударственных вузов // Исследования негосударственного образования. 2004. № 5. С. 42-45 (на кит. яз.).

5. Россия - Китай: образовательные реформы на рубеже XX - XXI вв. : сравнительный анализ / Рос. акад. образования, Центр. акад. пед. исслед. КНР; отв. ред. и сост. Н.Е. Боревская, В.П. Бори-сенков, Чжу Сяомань. М., 2007.

6. Статистические данные по образованию КНР [Электронный ресурс] // Министерство образования КНР, 2018. URL: www.moe.gov.cn/s78/A03/ moe_560/jytjsj_2018/ (дата обращения: 25.04.2020).

7. Сюй Сюйцин. Направленность развития негосударственных университетов в условиях нового времени // Исследования высшего образования Китая. 2016. № 2. С. 67-69 (на кит. яз.).

8. Чжоу Хайтао, Лю Ся. Исследовательский отчет о развитии негосударственного высшего образования на основе статистического и политического текстового анализа национальных негосударственных университетов за прошедшее десятилетие // Китайское высшее образование. 2016. № 2.

С. 18-22 (на кит. яз.).

* * *

1. Zakon o stimulirovanii negosudarstvennogo obrazovaniya // Gosudarstvennyj sovet KNR ot 5 marta 2004 g., 2004. № 399 (na kit. yaz.).

2. Kitajskij statisticheskij ezhegodnik po obra-zovaniyu [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo obra-

zovaniya KNR, 2018. URL: http://www.moe.gov.cn/ jyb_sjzl/sjzl_fztjgb/ (data obrashcheniya: 11.04.2020).

3. Ke Yusyan. Issledovaniya po orientacii, harak-teristikam i razvitiyu negosudarstvennyh universite-tov / otv. red. Ke Yusyan. Uhan', 2013 (na kit. yaz.).

4. Li Vejmin'. O neobhodimosti i celesoobraz-nos-ti sozdaniya osnovnyh otdelenij negosudarstvennyh vuzov // Issledovaniya negosudarstvennogo obrazovaniya. 2004. № 5. S. 42-45 (na kit. yaz.).

5. Rossiya - Kitaj: obrazovatel'nye reformy na rubezhe XX - XXI vv. : sravnitel'nyj analiz / Ros. akad. obrazovaniya, Centr. akad. ped. issled. KNR; otv. red. i sost. N.E. Borevskaya, V.P. Borisenkov, Chzhu Syaoman'. M., 2007.

6. Statisticheskie dannye po obrazovaniyu KNR [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo obrazovaniya KNR, 2018. URL: www.moe.gov.cn/s78/A03/moe_ 560/jytjsj_2018/ (data obrashcheniya: 25.04.2020).

7. Syuj Syujcin. Napravlennost' razvitiya negosudarstvennyh universitetov v usloviyah novogo vre-meni // Issledovaniya vysshego obrazovaniya Kitaya. 2016. № 2. S. 67-69 (na kit. yaz.).

8. Chzhou Hajtao, Lyu Sya. Issledovatel'skij ot-chet o razvitii negosudarstvennogo vysshego obrazovaniya na osnove statisticheskogo i politicheskogo tekstovogo analiza nacional'nyh negosudarstvennyh universitetov za proshedshee desyatiletie // Kitajskoe vysshee obrazovanie. 2016. № 2. S. 18-22 (na kit.

yaz.).

Specifics and development process

of non-state higher education in modern

China

Non-state higher education institutions are an important central point for the reform and development of the system of higher education on the whole. The article deals with the description of the development process of the non-state higher education institutions. There are considered their specific features from the perspective of ranking, the regional state and the classification of occupations in them depending on the social and economic development, the historical and cultural conditions and the legislative policy of the country.

Key words: non-state higher education, developmental process, specifics, education level, regional state, classification of occupations.

(Статья поступила в редакцию 18.05.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.