Научная статья на тему 'Становление и развитие негосударственного высшего образования в Китае в конце XX - начале XXI В. '

Становление и развитие негосударственного высшего образования в Китае в конце XX - начале XXI В. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
негосударственное высшее образование Китая / стадия развития негосударственных вузов / стадия восстановления / стадия быстрого развития / стадия стандартизированного развития / государственная политика в сфере негосударственного высшего образования / nob-state higher education in China / stages of development of private universities / recovery stage / rapid development stage / standardized development stage / state policy in the field of private higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лю Цяофан

В данной статье рассматриваются негосударственные вузы как один из важнейших компонентов целостной системы высшего образования КНР. Изучаются современное состояние и главные направления реформы негосударственных высших учебных заведений в контексте исторических и социо-экономических условий в конце XX — начале XXI в. А также характеризуются основные стадии становления и развития негосударственного высшего образования. Утверждается, что в последние 40 лет негосударственное высшее образование не только достигло значительных успехов по своим масштабам и уровню, но и получило общественное признание по качеству образования, и сыграло важную роль в процессе популяризации высшего образования в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF NON-STATE HIGHER EDUCATION IN CHINA AT THE END OF THE 20th — BEGINNING OF THE 21st CENTURY

This article is devoted to non-state universities as one of the most important components of the whole system of higher education system in China. The author studies the current state and the main lines of the reform of non-state higher education institutions in the context of the specific historical and socio-economic conditions in the end of the 20th — beginning of 21st century. The author characterizes the main stages of the formation and development of non-state higher education. The article argues that the non-state higher education has not only achieved significant success in scale, but has also received public recognition for the quality of education and its level, and played an important role in the process of popularizing higher education in China in the past 40 years.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие негосударственного высшего образования в Китае в конце XX - начале XXI В. »

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

УДК 378.1

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ В КОНЦЕ XX -НАЧАЛЕ XXI В.

В данной статье рассматриваются негосударственные вузы как один из важнейших компонентов целостной системы высшего образования КНР. Изучаются современное состояние и главные направления реформы негосударственных высших учебных заведений в контексте исторических и социо-экономических условий в конце XX — начале XXI в. А также характеризуются основные стадии становления и развития негосударственного высшего образования. Утверждается, что в последние 40 лет негосударственное высшее образование не только достигло значительных успехов по своим масштабам и уровню, но и получило общественное признание по качеству образования, и сыграло важную роль в процессе популяризации высшего образования в Китае.

Ключевые слова: негосударственное высшее образование Китая, стадия развития негосударственных вузов, стадия восстановления, стадия быстрого развития, стадия стандартизированного развития, государственная политика в сфере негосударственного высшего образования.

Лю Цяофан

Аспирант факультета педагогического образования, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова г. Москва

Научный руководитель: Борисенков Владимир Пантелеймонович E-mail:1440225658@ qq.com

Liu Qiaofang

Graduate student of the faculty of Educational Studies, Lomonosov Moscow State University, Moscow? Russia Scientific adviser: Borisenkov Vladimir

С начала 1980-х гг. развитие негосударственного высшего образования в Китае достигло больших успехов. В Национальной среднесрочной и долгосрочной программе реформы и развития образования (2010-2020 годы) говорится: «Частное

Как цитировать статью: Цяофан Лю. Становление и развитие негосударственного высшего образования в Китае в конце XX — начале XXI в. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, № 2 (64). С. 175-185.

образование является точкой роста для развития образования и важной силой, способствующей реформе школы. Правительствам всех уровней следует рассматривать развитие негосударственного образования как важную задачу по обеспечению возможностей для трудоустройства молодежи, поощрять вложение средств, в том числе со стороны частных лиц, в создание школ и поощрять развитие различных форм обучения на основе использования независимых и совместных организаций» [1, с. 43]. Местные власти призваны совершенствовать механизм управления и функционирования независимых колледжей, поддерживать инновационные системы и режим обучения в негосударственных высших учебных заведениях, улучшать качество обучения, обеспечивать своеобразие негосударственных высших учебных заведений высокого уровня.

Вышесказанное подтверждает, что исследования по развитию негосударственного высшего образования имеют важное практическое значение. Кроме того, валовой показатель охвата высшим образованием в Китае достиг 48,1% в 2018 г., что свидетельствует о расширении масштабов высшего образования [3]. Развитие существующих негосударственных высших учебных заведениях в Китае позволяет содействовать популяризации высшего образования.

Современное негосударственное образование — это образовательная деятельность, организованная общественными силами в соответствии с законами и правилами, отличными от государственного образования. Современное негосударственное образование в Китае принято считать результатом принятия рациональных реформ и революционных открытий в сфере образования Китая, которое не стоит на месте и повсеместно развивается с учетом современных инноваций.

С принятием национальных законов, постановлений и изданием политических документов современное китайское негосударственное образование пережило три стадии: восстановления, быстрого развития и стандартизированного развития.

1. Стадия восстановления (1978-1991 гг.)

Период восстановления пришелся на 1978-1991 гг., был ознаменован Всекитайским собранием народных представителей 1982 г. и принятием новой Конституции Китайской Народной Республики.

Реформы, принятые правительством Китая, а также условия открытости позволили открыть новую страницу в области развития высшего

образования. В 1977 г. была возобновлена система единого государственного экзамена (ЕГЭ) для поступления в высшие учебные заведения. Как следствие, молодежь начала активно участвовать в подготовке ЕГЭ.

В связи с тем, что контрольные цифры приема в университеты были ограничены, поступивших в вузы лиц оказалось ощутимо меньше числа выразивших желание поступить. Сложившаяся ситуация послужила катализатором для появления негосударственных школ, в основном в форме «подготовительных курсов к ЕГЭ» и «подготовки к сдаче экзаменов по программе экстерната».

Государство инициировало разработки в области экономической политики, ориентированной на экономическое развитие, для которого необходимы талантливые работники. В стране начали открываться многочисленные негосударственные социальные университеты, ориентированные на сегмент повышения квалификации. В данном периоде социальные университеты находились в состоянии «трех дефицитов» (помещений, финансирования, педагогов) и развивались в области неформального обучения, а также являлись дополнением к государственным университетам [17].

Политика реформ и открытости, начавшаяся в 1978 г., привела к историческим изменениям в экономической, культурной и образовательной сферах Китая. В 1981 г. Государственный совет утвердил и выпустил Отчет о пробных методах самостоятельной подготовки к экзаменам для получения диплома о высшем образовании, в котором Пекин, Тяньцзинь и Шанхай были определены как места для проведения пилотных проектов [5]. В статье 19 Конституции Китайской Народной Республики, обнародованной в 1982 г., указано: «Государство поощряет деятельность на основании закона коллективных экономических организаций, государственных предприятий, общественных организаций и объединений по созданию различных образовательных учреждений» [4, с. 19].

Впервые в форме национального основного закона было закреплено право общественности на организацию образовательных мероприятий. В 1982 г. был создан Китайский социальный университет, который стал первым негосударственным университетом после начала реформ и открытости [9]. Создание Китайского социального университета дало старт развитию негосударственного высшего образования в Китае. В том же году в Китае были учреждены более 30 негосударственных высших учебных заведений.

В 1983 г. Государственный совет утвердил Инструкцию о создании Национального руководящего комитета для самостоятельной сдачи экзаменов с целью получения диплома о высшем образовании, изданную Министерством образования и Государственной комиссией по планированию. В Инструкции предусматривалось, что негосударственные высшие учебные заведения должны быть включены в рамки программы экстерната [6]. В 1984 г. Министерство образования выпустило документ под названием «Меры по организации школ социальными силами в Пекине», в котором отмечалось: «Необходимо организовать различные виды негосударственных учебных заведений социальными силами для развития профессионально-технического и культурно-просветительского образования. Номенклатура специальностей и контрольные цифры приема должны коррелировать с объемом желающих получить образование: обучение персонала на рабочих местах, форма экстерна в высших учебных заведениях, переподготовка учителей и профессиональная подготовка трудовой молодежи» [7, с. 3].

В Постановлении ЦК КПК и Госсовета КНР о реформе структуры образования (1985 г.), указывалось, что «государству необходимо мобилизовать энтузиазм предприятий, учреждений и бизнес-департаментов в полной мере, а также побудить коллективные, индивидуальные и другие общественные силы организовать школы» [10, с. 5]. Проведение этой политики обеспечило надежную правовую гарантию для возникновения и развития негосударственного высшего образования Китая, а также обратило пристальное внимание на развитие негосударственного высшего образования, ориентированного на все слои общества.

На этом этапе негосударственное высшее образование имело следующие формы: дополнительное обучение, повышение квалификации, заочное обучение и экстернат в высшем учебном заведении, и в основном ограничивалось областью неформального образования. В 1986 г. в стране насчитывалось более 370 негосударственных высших учебных организаций.

В 1987 г. Государственный комитет просвещения выпустил «Некоторые временные правила создания учебных заведений общественными силами», в которых указывалось, что «организация школ усилиями общественности является неотъемлемой частью образования Китая и дополнением к государственному образованию» [11, с. 3]. В том же году Государственный комитет просвещения издал «Решение о реформе

и развитии образования для взрослых», в котором подчеркивалось, что «государство должно поощрять и поддерживать социальные силы в организации школ» [12, с. 3].

Эти законы, положения и политические документы обеспечивают правовые и политические основы функционирования негосударственного образования, рационализируют внешнюю среду и создают условия для восстановления негосударственного высшего образования. С середины 1980-х годов появилось и постепенно росло негосударственное высшее образование, которое постепенно стало важной частью в системе высшего образования Китая.

2. Стадия быстрого развития (1992-2002 гг.)

В 1992-2002 гг. был период быстрого развития, ознаменованный знаменитой речью Дэн Сяопина во время Южного турне и Программой реформы и развития образования в Китае (1993 г.) [8].

В 1992 г. Дэн Сяопин отметил в своем выступлении в Южном турне, что «реформа и открытость должны быть более смелыми» [19]. В том же году на XIV съезде КПК подчеркнула необходимость «стимулировать различные пути и формы вложения общественных средств в образование и создание негосударственных учебных заведений, изменить ситуацию, при которой государство полностью несет ответственность за предоставление образования» [13]. В 1993 г. ЦК КПК и Госсовет рассмотрели и одобрили Программу реформы и развития образования в Китае, в которой обозначили курс «активного стимулирования, всеобщей поддержки, ведение в правильном направлении, усиление управления» [14, с. 16]. Внедрение этой политики в значительной степени содействовало энтузиазму инвестирования в образование для всех слоев общества, а также способствовало быстрому развитию негосударственного образования, которое проникло в сферу среднего, высшего профессионального образования и профессиональной подготовки. После 1994 г. появились первые регулярные негосударственные вузы, т.е. обладающие правом выдачи дипломов государственного образца в Китае.

В Положениях о создании учебных заведений общественными силами (1997 г.) указывалось: «Государство строго контролирует созданные общественными силами образовательные учреждения в сфере высшего образования» [15, с. 5]. Это положение свидетельствовало о том, что негосударственное образование вступило в период нормативного разви-

тия, в котором необходимо вести создание и управление образованием в соответствии с законом. Оно также заложило надежную основу для государства в разработке других соответствующих законов о негосударственном образовании.

Летом 1999 г. на Всекитайском совещании по образованию члены Госсовета КНР призвали в период десятой пятилетки (2000-2004 г.) завершить создание системы образования, в которой государство останется основным учредителем учебных заведений, но государственные учебные заведения станут развиваться совместно с негосударственными. В том же году государство продвигало стратегию популяризации высшего образования, а университеты проводили политику расширения приема студентов. Кроме того, Министерство образования создало и утвердило профессионально-технические колледжи и негосударственные высшие заведения с правом выдачи дипломов государственного образца. Это позволило открыть новые возможности для развития негосударственных вузов. Во-первых, повышение контрольных цифр приема студентов привело к тому, что в негосударственные колледжи и университеты поступило достаточное количество студентов, а во-вторых, государственное финансирование не смогло полностью обеспечить расширение масштабов высшего образования. Негосударственные вузы воспользовались благоприятными возможностями, и масштабы действующих школ расширялись, их численность быстро увеличивалась.

В 2000 г. Министерство образования выпустило «Стандарты утверждения высших профессиональных заведений (временные)», после чего негосударственное высшее профессиональное образование вступило в период бурного развития [16]. В том же году Министерство образования выбрало несколько негосударственных школ с богатой историей, хорошими условиями и высоким качеством обучения и превратило их в отделения вузов. Согласно статистике развития образования, к 2000 г. в Китае было 55 регулярных негосударственных вузов, которые были утверждены административными органами образования. Набор студентов в эти вузы включен в государственный план, эти вузы выдают дипломы государственного образца, их преподаватели и учащиеся пользуются теми же законными правами, что и преподаватели и студенты государственных вузов.

В большинстве краткосрочных отделений (высшие колледжи) и профессионально-технических колледжей на обучение отводилось от 2-х

до 3-х лет, имелось только одно 4-летнее основное отделение высшего учебного заведения (Технологический институт Хуанхэ). Количество пилотных краткосрочных вузов, готовящих к сдаче экзаменов на получение вузовского диплома, достигло 370 к 2000 г., в них зарегистрировано 297 000 учащихся. В этих вузах относительно низкие требования для поступления, однако для получения диплома государственного образца необходимо сдать экзамены единого уровня, установленного правительством. Высшие учебные организации, которые не имели права выдачи дипломов государственного образца (в статистике образования КНР их нельзя называть «школами», можно назвать только «организациями»), составляли в общей сумме 912 с зарегистрированным числом студентов 684 700 в 2000 г.

3. Стадия нормативного развития (2002 г.— наст. время)

С 2002 г. по нынешний день негосударственное высшее образование в Китае находится в стадии нормативного развития, ознаменованного принятием Закона о стимулировании негосударственного образования и пересмотром Национальной среднесрочной и долгосрочной программы реформы и развития образования (2010-2020 гг.).

В 2002 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей принял Закон о стимулировании негосударственного образования (вступил в силу в 2003 г.) и сформулировал ряд нормативных правил [18]. Положение по реализации Закона о стимулировании негосударственного образования действует с 1 апреля 2004 г. Публикация этих двух документов означает, что в негосударственном высшем образовании наступил новый этап, обеспечивается его эффективное устойчивое развитие. Закон определил характер и правовой статус негосударственного образования, провозгласил его в качестве общественно-полезной деятельности, впервые четко установил, что «народное образование», включающее и профессиональную переподготовку, является составной частью общей системы социалистического образования. Закон уравнял правовой статус государственных и негосударственных учебных заведений, их преподавателей и учащихся, предоставив последним равные права с учащимся государственных школ той же ступени и того же типа при продолжении образования, трудоустройстве, получении социальных льгот, а также при выборе передовиков. Закон обязал государство обеспечить соблюдение законных прав учредителей, руководителей,

преподавателей, административных работников и обучающихся в негосударственных школах и, что важно, автономию негосударственного образования.

Закон внес поправки в курс руководящей идеологии управления негосударственным образованием: активно стимулировать, всевозможно поддерживать, вести в правильном направлении, управлять в соответствии с законом. Закон в основном сохранил формулировки, содержавшиеся в Программе реформ и развития образования в Китае 1993 г., изменив лишь одну из них — вместо «усилить управление» теперь было выдвинуто требование «управлять на правовой основе». Итак, стимулирование и введение в рамки нормативов стало тем правовым полем, на котором развивалось негосударственное образование.

В Национальной среднесрочной и долгосрочной программе реформы и развития образования (2010-2020 гг.) указано, что «государство углубляет реформу системы создания школ, всячески поддерживает частное образование и управляет негосударственным образованием в соответствии с законом» [2, с. 44]. В Программе впервые предлагалось, чтобы «административный орган образования создал специализированный орган, который будет отвечать за единое координирование, планирование и управление негосударственным образованием», «активно разработал методы классификационного управления коммерческими и некоммерческими негосударственными школами», «создал механизм предотвращения рисков и системы раскрытия информации негосударственных школ», «усилил оценки качества негосударственного образования» [2, с. 44]. В ней также выдвигался ряд других перспективных и действенных подходов.

В 2012 г. на XVIII съезде КПК было предложено содействовать интенсивному развитию высшего образования. Интенсивное развитие — тип структурной модели развития, в котором внутренние факторы вещей принимаются в качестве движущей силы и ресурсов. Интенсивное развитие высшего образования означает, что необходимо обращать внимание на идеи школы, школьную культуру, образование и научное исследование, качество преподавателей, качество и уровень подготовки талантов. Негосударственное высшее образование является значительной частью высшего образования Китая, а также важной точкой роста и силой для развития и продвижения реформы образования Китая в будущем. Вполне естественно, что негосударственные вузы

идут по пути интенсивного развития в соответствии с национальными стратегическими требованиями. Тем не менее, независимо от качества, характеристик или системы, негосударственные вузы сталкиваются со многими практическими трудностями.

Принятие и внесение изменений в Закон о стимулировании негосударственного образования состоялось в 2 0Г6о. В За конек устан авлив алось,чео частные школы могут иметь как коммерческую, так и некоммерческую блнояу. Однако ьомнерчесний ое°аовер не ио^т иметь чзслоые шкооы, которые осуществляют обязательное образование. Организаторам не-номмерчедкно часрных школ ое °тзр ешретоо рлспределявь доход юкор. ы рставычооя приНыяк кдпользуетоп кольно ыкя управыениы шполами. Организаторы коммерческих частных школ имеют возможность распре-отлято приблшь школ, о ооолоонныйдолыы оЯрлоатывсется в еоывбeс-ствии с соответствующими законами и административными нормами уррпоротионово еаквыоререньства.

Количествонегосударственныхвузовв Китаев 2010-2016 гг. Источник: Китайский статистический ежегодник по образованию (материалыМинистерстваобразованияКНР)[20]

По данным официальной статистики, коэффициент прироста негосударственных учебных заведений в Китае сократился с 18-ти в 2010 г. до 8-ми в 2016 г. К 2017 г. насчитывалось 417 основных отделений него-сударственныхвузов и 318 краткосрочных отделенийвысших коллед-

жей. Исходя из данных, представленных в диаграмме, можно сделать вывод, что темпы роста негосударственного образовательного сектора замедлились, но общая тенденция развития является положительной.

За прошедший с начала 1980-х годов период негосударственное высшее образование в Китае расширилось и продолжает развиваться. Наряду с процессом реформ, открытости и модернизации Китая негосударственное высшее образование не только достигло значительных масштабов по количеству, но и постепенно получило общественное признание в отношении качества образования, стало важной частью высшего образования Китая и сыграло важную роль в процессе популяризации высшего образования в стране. Государство в целом координирует реформу создания школ, руководствуясь Законом о стимулировании негосударственного образования и Программой реформы и развития средне- и долгосрочного образования в Китае, и постепенно находит баланс в развитии негосударственного и государственного образования.

Литература/References

1. Я^Ф^Я»ШЙ¥да®ШМ1ШЯ(2010-2020^)[Электронный ресурс] // Я^ + 2010. URL: http://old.moe.gov.cn/publicfiles/ business/htmlfiles/moe/info_list/201407/xxgk_171904.html?authkey=gwbux (дата обращения: 05.10.2019).

2. Авт Фяе^я^йш^+^мйе-г^йда^шй^жйййшл //

ÄWWÄ. 2019. № 9.С. 10-19.

3. йяя^йштейл^жша [Электронный ресурс] // Ф^АйЛдаЯ»Ш^, 2019. URL: http://www.moe.gov.cn/fbh/live/2019/50340/mtbd/201902/t20190227_371425.html (дата обращения: 26.04.2019).

4. Ф^Ай^даЯ^й // ^ЯАйША-к от 4 декабря 1982 г. 1982. Ст. 19.

5. //Ф^Ай^даЯЯ^К^ Ш от 4 декабря 1980 г. 1981.

6. // Ф^Ай^даЯЯ^К от 3 августа 1983 г. 1983. № 12.

7. //Ф^Ай^даЯЯ&К&Ш от 27 апреля 1984 г. 1984. № 63. ст. 3.

8. // ж»

ШШЯ. 2019. № 1.С. 11-18, 35.

9. Mfeff. / Отв. ред. Mfeff.— Ухань, 2013.— 243 с.

10. // Ф^Ай^даЯЯ&К&Ш от 27 мая 1985 г. 1985. Ст. 5.

11. // Я^ЙШ^^от 8 июля 1987 г. 1987. Ст. 3.

12. Я^ЙШ^^^та^да^М^АЙШЙ^Ж // Я^ЙШ^^от 23 июня 1987 г. 1987. № 59. Ст. 3.

13. ФЯЛ^Ж+ИЖ^Я^А^ [Электронный ресурс] // ФЯЛ^МЭД, 1992. URL: http://fuwu.12371.cn/2012/06/05/ARTI1338865692254329.shtml (дата обращения: 20.09.2019).

14. ФЯЙШЙ^да^ШШ // Ф^Ай^даЯЯ^К^от 13 февраля 1993 г. 1993.Ст. 16.

15. i^Arn^^^M // Ф^Ай^даЯЯ^К^ от 31 июля 1997 г. 1997. Ст. 5.

16. // Ф^лелдаяйш^ от 15 марта 2000 г. 2000. № 3.

17. Россия — Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв.: Сравнительный анализ. / Отв. ред. Н. Е. Боровская и др. М, 2007. 592 с.

18. Ф^АеЛдаШ^ЙШ^ЙЙ // ^ЯЛе-ге«*^ от 28 декабря 2002 г. 2003. № 80.

19. [Электронный ресурс] // cn/n/2014/0811/c123932-21952148.html (дата обращения: 24.09.2019).

20. ШШШ^.ЖШШЯ&Ш [Электронный ресурс] // Ф^АеЛЗДЙШЖ 2016. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_fztjgb/ (дата обращения: 11.10.2019).

FORMATION AND DEVELOPMENT OF NON-STATE HIGHER EDUCATION IN CHINA AT THE END OF THE 20th — BEGINNING OF THE 21st CENTURY.

This article is devoted to non-state universities as one of the most important components of the whole system of higher education system in China. The author studies the current state and the main lines of the reform of non-state higher education institutions in the context of the specific historical and socio-economic conditions in the end of the 20th — beginning of 21st century. The author characterizes the main stages of the formation and development of non-state higher education. The article argues that the non-state higher education has not only achieved significant success in scale, but has also received public recognition for the quality of education and its level, and played an important role in the process of popularizing higher education in China in the past 40 years.

Keywords: nob-state higher education in China, stages of development of private universities, recovery stage, rapid development stage, standardized development stage, state policy in the field of private higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.