Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №2, Том 12 / 2020, No 2, Vol 12 https://esj.today/issue-2-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/62ECVN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Коробкова Н.А., Амирова Д.Р., Курдова М.А. Современное состояние и перспективы развития налогообложения самозанятых в России // Вестник Евразийской науки, 2020 №2, https://esj.today/PDF/62ECVN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Korobkova N.A., Amirova D.R., Kurdova M.A. (2020). The current state and prospects for the development of taxation of self-employed in Russia. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(12). Available at: https://esj.today/PDF/62ECVN220.pdf (in Russian)
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Пензенской области в рамках научного проекта 19-410-580008 р а «Развитие новых форм взаимодействия региональной власти и бизнеса: вызовы и ограничения
УДК 336.02:332.02:331.102 ГРНТИ 06.73.15
Коробкова Наталья Александровна
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», Пенза, Россия
Доцент
Кандидат экономических наук E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2682-1504 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=738023
Амирова Динара Рафиковна
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», Пенза, Россия
Доцент
Кандидат экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=738488
Курдова Малика Агамурадовна
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», Пенза, Россия
Старший преподаватель E-mail: [email protected] РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=738006
Современное состояние и перспективы развития налогообложения самозанятых в России
Аннотация. В статье представлен анализ тенденций изменения численности самозанятого населения в экономике России и стран мира, которые характеризуются ростом их доли в экономически активном населении. Обоснована необходимость совершенствования регулирования деятельности самозанятых, в том числе в части налогообложения. Представлена характеристика введенного в России специального налогового режима, регулирующего деятельность самозанятого населения в качестве эксперимента в 4 субъектах РФ. Выделены 3 группы самозанятых, исходя из причин стимулирующих подобный вид деятельности: отсутствие занятости в формальном секторе экономики, самостоятельность и независимость в работе, а так же возможность творческой самореализации. Представлены результаты социологического опроса самозанятых, которые позволили определить особенности
деятельности каждой из указанных групп в России. Выявлены ограничения в регистрации самозанятых, которые связаны с опасением увеличение налоговой нагрузки, в том числе рост выплат в страховые фонды и на пенсионное обеспечение. Проведен анализ роста численности самозанятых с момента проведения эксперимент по введению «Налога на профессиональный доход». Выявлены замечания по предложенному налоговому режиму: вероятность перехода индивидуальных предпринимателей в число самозанятых, сокращения величины налоговых поступлений, перераспределение налоговых поступлений из местных бюджетов в региональные, сложность учета наличных взаиморасчетов, отсутствие механизмов контроля за деятельностью самозанятых. Определены направления совершенствования вводимого налогового режима для выделенных групп самозанятых, в том числе система штрафов и поощрений, льготное налогообложение, патентное налогообложение, а также повышение правосознания граждан.
Ключевые слова: самозанятые; налогообложение; фриланс; физические лица; экономические стимулы; поведенческие стимулы
Технологические изменения, характерные для современного мира, находят отражение в различных аспектах жизни. Они влияют на возможности человека по обеспечению независимости в экономической деятельности и изменяют рынок труда. Все большее число людей готово работать независимо, заниматься фрилансом и быть самозанятым. Данные Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) свидетельствуют о том, что на долю самозанятого населения в развитых странах приходиться от 6,5 % до 22 % населения 1. Результаты многочисленных исследований показывают, что их доля возрастает [1; 2] и постепенно вытесняет долю оплачиваемых работников.
По данным информационно-аналитического проекта компании Json&Partners Consulting (Json&Partners Consulting, 2016) к 2020 году до 14 млн россиян, что составляет пятую часть населения трудоспособного возраста, будут заниматься фрилансом периодически или на постоянной основе. Современные технологии позволяет человеку находиться в одной части планеты и выполнять работу для компаний, действующих на другой части суши. Данное явление позитивно сказывается на возможностях реализации человека, способствует снижению расходов предприятия, однако усложняет выполнение государством своих функций. В ближайшие 20-30 лет государства будут конкурировать не только за привлечение на свою территорию крупных компаний и их инвестиций, но и будут соперничать в удержании и привлечении населения, как плательщике налогов и потребителях [3, с. 32].
Исследование компании ООО «Дейта Инсайт», проводимое по итогам 2017 года2 показало, что уже сейчас две трети российских самозанятых получают заказы от иностранных заказчиков; на иностранный фриланс приходиться большая доля дохода людей работающих на внутреннем и внешнем рынке (55 %). Данные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования регулирования деятельности самозанятых, в том числе в части регулирования налогообложения.
1 OECD (2020), Self-employment rate (indicator). DOI: 10.1787/fb58715e-en Режим доступа https://www.oecd-ilibrary. org/employment/self-employment-rate/indicator/english_fb58715e-en (Дата обращения 02.02.2020).
2 Фриланс в России: результаты исследования Режим доступа http://datainsight.ru/paypal-freelance17 (Дата обращения 10.01.2020).
Страница 2 из 11
62ECVN220
Понимая важность нормативного регулирования подобного вида занятости, в России было предпринято несколько попыток введение новой системы налогообложения.
Первая была проведена в 2014 году после высказанной инициативой Президента РФ Федеральному собранию. Разработанный закон предполагал введение патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без привлечения работников. Согласно законопроекту устанавливалась налоговая ставка в размере 6 % от дохода, которую субъекты РФ могли снижать до 0 % на срок до двух лет. Следующая попытка регулирования деятельности самозанятых была предпринята осенью 2015 г. В соответствии с предлагаемым законом была определена фиксированная сумма уплаты в размере 10 тысяч и упрощена процедура регистрации в качестве самозанятого. Однако законы не нашли одобрение в Федеральном собрании. Разнообразные инициативы обсуждались и в последующие году. Проблема определения правового статуса самозанятых обсуждалась в 2016 году на заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
В 2018 году Президент, понимая актуальность исследуемой проблемы, обозначил задачу обеспечения благоприятных условий осуществления деятельности данной категории граждан в качестве приоритетной. Итогом стало введение в январе 2019 специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в качестве эксперимента в 4 субъектах РФ.
Проводимый эксперимент установил налоговую ставку в размере 4 % и 6 % от дохода в зависимости от того, кто является клиентом конечные потребители или организации. Регистрация плательщика «налога на профессиональный доход» проводится в упрощенном порядке через специальное мобильное приложение «Мой налог». Налог уплачивается ежемесячно, для этого нужно перечислить нужную сумму на счет налогового органа. Ведение данного налогового режима не предполагает сдачу декларации или иного учета, единственным средством контроля за оборотом со стороны налоговых органов является мониторинг операций по банковским картам плательщика. В законе оговорено, что размер налоговых ставок для плательщика налога на профессиональный доход не может меняться в течение 10 лет.
Следует обратить внимание, что под понятием «самозанятым» в России и мире понимается лицо, которое получает доход от выполнения работы непосредственно от заказчика. Он может быть как индивидуальным предпринимателем, так и фрилансером. Введенный в России налоговый режим ориентирован на данные лица, однако из субъектов налогообложения исключаются индивидуальные предприниматели, нанимающие работников. Что соответствует пониманию самозанятого в странах ЕС, где предприниматель не может нанимать работников.
Проводимые ранее исследования свидетельствовали о наличии зависимости между уровнем жизни населения и долей самозанятого населения. Анализ показывал, что по мере роста уровня жизни населения доля самозанятых сокращалась, что было обусловлено более высоким уровнем оплаты труда наемных рабочих, предоставляемыми им гарантиями [4]. Данное явление объяснялось особенностями рынка труда в развивающихся странах. В противовес традиционным моделям рынка труда, на которых рабочая сила может свободно перемещаться между секторами, а работники максимизируют заработок, идентичные работники будут зарабатывать одинаковую сумму, независимо от того, являются ли они самозанятыми, работниками небольших фирм или работниками крупных предприятий. Рынок труда в развивающихся странах подвержен воздействию государственного регулирования, в том числе: установление минимальной заработной платы и налогообложение, которые ограничивают занятость в формальном секторе. Происходит развитие неформальной занятости, которая и приводит к тому, что работники, не трудоустроенные в официальном секторе, вынуждены работать в неформальном секторе или становиться самозанятыми [5].
Рассматриваемая модель не применима к развитым странам, население которых зачастую приходит к самозанятости после работы в качестве наемного персонала. Полагаем, что существуют разные предпосылки становления самозанятости, которые в значительной степени определяют особенности развития данной сферы в стране.
Выделим три группы самозанятого населения. Наименее успешная группа с точки зрения размера дохода и стабильности его получения включает в себя население, для которого самозанятость выход в условиях отсутствия иной работы. В большинстве развивающихся стран данная группа населения работает в сфере сельского хозяйства и сферах, связанных с неквалифицированным трудом. Произведенная сельскохозяйственная продукция обеспечивает их первичные потребности, а излишки продаются. Вторую группу самозанятых составляют люди, которые отдают ей предпочтение вследствие независимости и возможности получения дополнительного дохода. К третьей - наиболее успешной группе самозанятых - относятся граждане занятые творческим и новаторским трудом.
Представляется, что в большинстве развивающихся странах наибольшая группа самозанятых представлена первой группой. Соответственно по мере экономического развития доля самозанятого населения будет сокращаться, вытесняясь наемными работниками. Для развитых стран предпочтительна третья группа самозанятых, которые включают специалистов с высокой квалификацией, занимающихся созданием уникальным продуктов и разработок. По мере развития технологий и возрастания роли человеческого капитала их доля в экономике будет расти.
В 2019 году был проведен опрос среди самозанятого населения Пензенской области. Опрос проводился форме электронного анкетирования, применялась невероятностная стихийная выборка с учетом сфер деятельности респондентов. В генеральную совокупность входили индивидуальные предприниматели, владельцы крестьянско-фермерских хозяйств и обществ с ограниченной ответственностью, которые потенциально попадают под регистрацию в качестве самозанятых и плательщиков налога на профессиональный доход. Кроме того, исследовались граждане, занимающиеся оказанием разнообразных услуг, которые ищут клиентов через доски объявлений.
Население Пензенской области на 1 января 2019 года составляло 1318103 человека3, из них 708,3 тыс. человек трудоспособного возраста. Исходя из статистики, доля самозанятого составляет 10 % от трудоспособного населения, то есть 70 тыс. человек.
Следовательно, генеральная совокупность - 70 000 человек.
Для определения числа опрашиваемых респондентов необходимо рассчитать выборочную совокупность [6]:
1
n = -
1 (1)
ВО2 +
N ,
где N = 70 000;
БО - допустимая ошибка выборки 10 %, доверительная вероятность - 90 %.
Таким образом, выборка составила 96 человек, в процессе исследования для удобства расчетов были опрошены 100 человек.
Опрос показал, что в РФ представлены все рассмотренные выше группы самозанятых. К первой группе помимо самозанятых в сельском хозяйстве можно отнести население,
3 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области Режим доступа: https://pnz.gks.ru/demography (дата обращения 20.11.2019).
занимающееся оказанием ремонтно-строительных услуг. В настоящее время существует тенденция сокращения их доли, обусловленная уменьшением неформального сектора в экономике.
Вторая группа самозанятых в России трудится в сфере образования, сфере редакторских услуг, в том числе перевода, в индустрии красоты, в сфере риэлторских и транспортных услуг. Самозанятость данной группы лиц связана как с возможностями самостоятельного заработка, так и с возможностями получения большего дохода при работе без посредника в виде владельца фирмы. Большинство представителей данной группы работают с конечными потребителями в лице физических лиц (до 70 % заказчиков).
Третья группа представлена работниками 1Т-индустрии, сферы дизайна (в том числе, графика, архитектура, верстка, мультимедийные разработки) и специалистами, работающими на стоках. Ключевым для данной группы является возможность самореализации, отсутствие ограничений на творчество и работа с теми проектами, которые интересны. Нанимателями данных услуг чаще всего являются отечественные и зарубежные компании (до 80 % заказчиков).
Выделенные сферы деятельности самозанятых должны найти отражение в регулирование налогообложения. Целью введения в России «Налога на профессиональный доход» было обусловлено ни необходимостью фискального регулирования рынка, а стремлением к легализации теневой экономики. В ближайшие 10 лет в условиях не изменяющейся ставки, что гарантированно законом, предполагается существенное сокращение самозанятых, действующих неформально. В значительной мере это обусловлено относительно невысокой ставкой налога, которая на порядок ниже, чем в большинстве развитых стран (см. таблица 1).
Таблица 1
Налоговые ставки и иные выплаты, уплачиваемые самозанятыми по странам
Страны Сумма, не облагаемая налогом, $ Ставки налогов на доходы, % Социальные взносы
В еликобритания 13500 20-45 2-12 % от прибыли
США 10000 10-39,6 15,3 % от дохода
Канада 7500 15-33 % 6,85 % от дохода (не более 3900 $)
Германия - 15-42 % На усмотрение
Россия - 4-6 % На усмотрение (до 30 % от дохода)
В то же время результаты опроса показали, что большинство самозанятых опасаются увеличения налоговой нагрузки в связи с переходом на специальный налоговый режим. В том числе, введения обязательной уплаты социальных взносов на пенсионное обеспечение.
Среди преимуществ регистрации в качестве самозанятого эксперты указывали те, что связаны с финансовой составляющей: наличие налоговых льгот и сокращение налогов по сравнению с другими организационно-правовыми формами.
Динамика роста численности зарегистрированных граждан в качестве самозанятых в регионах проведения эксперимента доказала его востребованность (рис. 1).
Суммарный доход зарегистрированных самозанятых по состоянию на декабрь 2019 года составил 40,4 миллиарда рублей при сумме уплаченного налога в 1,06 миллиарда рублей налога4.
4 Кривошапко Ю. ФНС: В России зарегистрировалось 330 тысяч самозанятых // Российская газета от 23 декабря 2019 года Режим доступа: https://rg. ru/2019/12/23/fns-v-rossii-zare gistrirovalos-330 -tysiach-samozaniatyh.html (дата обращения 02.01.2020).
Рисунок 1. Численность зарегистрированных самозанятых с момента введения «Налога на профессиональный доход»
С 1 января 2020 года специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (налоговый режим для самозанятых граждан) доступен уже в 23 регионах России. После расширения числа регионов количество зарегистрированных самозанятых значительно выросло. В начале марта 2020 года их стало более 500 тысяч, а суммарный доход самозанятых превысил 60 миллиардов рублей5.
Исследование показало, что регистрируются, в том числе самозанятые, не проживающие в регионах проведения эксперимента. Что позволяет сделать вывод о целесообразности введения данного налогового режима, который положительно оценен самозанятыми.
Однако не все отчеты государственных органов столь оптимистичны. В Республике Татарстан государственные органы насчитали потенциальных самозанятых порядка 300 тысяч, но к концу октября 2019 года зарегистрировалось порядка 39,7 тыс. человек, то есть около 13 %6.
Преимущества применения нового налогового режима очевидны, однако существуют и определенные противоречия, которые необходимо устранить и доработать.
Во-первых, существуют опасения, что зарегистрированные в качестве самозанятых граждане ранее вели деятельность как индивидуальные предприниматели. То есть, введение налогового режима не способствовало легализации неформальной занятости, а позволило индивидуальным предпринимателям упростить процедуру ведения учета. Это не является проблемой, при условии уплаты самозанятыми социальных взносов. По данным на 2020 год Индивидуальные предприниматели в России обязаны уплачивать взносы в Пенсионный фонд России в размере 32448 рублей (+1 % от дохода если он превышает 300 тысяч рублей) и Федеральный Фонд Обязательного медицинского страхования в размере 8426 рублей. Итого от 36 238 рублей до 241716 рублей (с учетом максимального взноса в ПФР). Таким образом, страховые фонды могут на данный момент недополучить более 4 млрд рублей.
Увеличиваются в этом случае и потери консолидированного федерального бюджета. Индивидуальные предприниматели, выбирающие упрощенный режим налогообложения, могут уплачивать налоги в размере 6 % от дохода, либо 15 % от прибыли. Самозанятые,
5 Официальный сайт Федеральной налоговой службы Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/9653700/ (Дата обращения 05.03.2020).
6 Степанова А Самозанятые: гладко было на бумаге, да забыли про «овраги»? // ИА «Регнум» Режим доступа https://regnum.ru/news/economy/2765487.html (дата обращения: 21.01.2020).
перешедшие на уплату налога на профессиональный доход, платят 4 или 6 % с оборота. Более низкая налоговая ставка уменьшит налоговые поступления. Кроме того, изменится бюджет поступления налогов. Большинство налогов, уплачиваемых предприятием, поступает в местный бюджет или бюджет субъекта РФ. Введение налога на самозанятых предполагает распределение суммы налога на две части: 63 процента - в региональный бюджет, 37 процентов - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Существенно сокращаются поступления в местный бюджет, с этой проблемой уже столкнулась Республика Татарстан. В связи с этим в республике выступили с инициативой частичного перераспределения полученного налога в местные бюджеты. Однако техническая возможность мобильного приложения «Мой налог» не позволяет осуществлять зачисление налога на профессиональный доход в местные бюджеты и его в ближайшее время не планируется.
Во-вторых, изменяется ответственность лица, ведущего деятельность, доходы от которой облагаются НПД. В РФ осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица наступает административная или уголовная ответственность. Регистрация граждан в качестве самозанятых является добровольной и не влечет наступления ответственности. Это может привести к уходу от предпринимательской деятельности и работе в качестве занятого в неформальном секторе. Ограничения на проверки, предложенные как стимул самозанятым могут усугубить ситуацию с теневой занятостью вследствие переориентации индивидуальных предпринимателей на новый налоговый режим.
В-третьих, закон не исключает возможность взаиморасчетов наличными средствами, однако, не определено каким образом будет формироваться налоговая отчетность в этом случае. Кроме того, возможность наличных расчетов без использования онлайн-касс станет выходом для индивидуальных предпринимателей, которые не стремятся их применять.
В-четвертых, необходимо определить будут ли участвовать банки в контроле за движением денежных средств по счетам и как из огромной массы денежных переводов будут вычленяться те, которые касаются профессиональной деятельности, а не являются дружественным переводом. В мае 2019 года ФНС выпустила письмо с подробным разъяснением о предпринимательской деятельности физических лиц (письмо ФНС от 7 мая 2019 г. № СА-4-7/8614 7 ), в котором подробно, со ссылками на судебную практику, рассказывается, как доказывать, что физическое лицо без статуса ИП занимается предпринимательской деятельностью.. Что влечет до начисление НДФЛ и НДС в сумме более 30 % от полученного дохода.
Деятельность самозанятых и их стремление легализовать свою деятельность определяются не только нормами законодательства, но и внутренними стимулами экономического и социального характера. Можно отметить целый ряд факторов, создающих поведенческие стимулы экономического и психологического характера, лежащих в основе нежелания самозанятых выходить в российское правовое поле и осуществлять уплату налогов в соответствии российским законодательством:
• сложности с трудоустройством, побуждающие искать альтернативные варианты занятости, что часто выступает одним из основных факторов формирования нестандартной занятости, в том числе самозанятости;
7 ФНС России от 07.05.2019 N СА-4-7/8614 О направлении обзора судебной практики по спорам, связанным с квалификацией деятельности физических лиц в качестве предпринимательской в целях налогообложения // СПС Консультант Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_325223/ (дата обращения: 21.01.2020).
• нестабильная экономическая обстановка в стране, выражающаяся в наличии кризисных явлений, в том числе спровоцированная неблагоприятной эпидемиологической ситуацией;
• низкий уровень социальных гарантий, заключающийся в малом размере пенсий, больничных и т. д.;
• низкий уровень финансовой и налоговой грамотности населения [7, с. 1787];
• низкий уровень правовой защищенности предпринимателей и граждан от некачественного налогового администрирования.
Кроме того, результаты опроса показывают, что большинство потенциальных самозанятых (70 %) уклоняются от уплаты налогов полностью или частично при ведении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Большинство самозанятых граждан имеют позицию, которая состоит в несправедливости налоговой системы, отсутствии стабильности в законодательстве, коррупции в органах власти, что оправдывает уклонение от уплаты налогов.
Результаты проведенного социологического опроса доказали, что стимулом к регистрации в качестве самозанятого является необходимость легализации деятельности. В большей степени данный фактор актуален для самозанятых, работающих с физическими лицами, так как взаимодействие с юридическими лицами чаще происходит в рамках правового поля.
Полагаем, в настоящее время требуется тщательная проработка законодательства о самозанятых. Прежде всего, нужно понимать, что самозанятость не является сферой получения сверхдоходов, а скорее инструментом обеспечения достойной жизни для тех, кто не может в достаточной степени реализовывать себя в экономических отношениях, регулируемых формальными институтами.
Поэтому, возможно, часть самозанятости необходимо оставить вне сферы официальных институтов, например доходы учащихся, которые реализуют себя в будущей профессиональной деятельности. Во-первых, самозанятость в этом случае будет иметь ограниченный срок действия, во-вторых, самозанятость станет трамплином для будущей профессии.
Кроме того, принимая решение о регистрации в качестве самозанятого, гражданин оценивает собственные риски. Указанные риски имеют двойственную природу: с одной стороны официальная регистрация снижает потенциальный доход, а с другой стороны существует риск привлечение к ответственности за нелегальную деятельность. Соответственно необходимо сбалансировать указанные риски [8, с. 111].
Учитывая опыт зарубежных стран, предлагаем установить в законодательстве:
1. гибкую систему доходности предпринимателей - самозанятых граждан в централизованном порядке, не отдаваемую «на откуп» законодательным органам субъектов Российской Федерации (или разрешение регистрироваться самозанятым лицам в соседних регионах, где ставки ниже, что создаст конкурентную среду между субъектами Российской Федерации за предпринимателей) [9, с. 346-347];
2. отсутствие обязанности применять контрольно-кассовые машины и онлайн-кассы;
3. право на неведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности;
4. направление доходов от патентов в бюджет субъектов Российской Федерации с возможностью перераспределения в местные бюджеты.
В дискуссиях по данной проблематике можно встретить такое мнение, что граждане боятся становиться предпринимателями. Скорее, граждане предполагают, что законодатель, изначально создав благоприятные условия в виде низких налогов, затем ужесточит их, что и случилось с патентной системой налогообложения, да и с другими специальными режимами.
Преимущества, новые возможности и льготы для самозанятых граждан должны быть нормативно закреплены. В первую очередь это:
1. легализация бизнеса;
2. уплата минимума налогов;
3. получение статуса, позволяющего заключать договоры, давать рекламу, представлять свои интересы в различных ситуациях.
Проводимый эксперимент по установлению специального налогового режима направлен на легитимацию самозанятых и должен создать стимулы для работы в формальном секторе. Полагаем, что эффективность данных стимулов в значительной мере зависит от чувства гражданской ответственности граждан. В настоящее время причинно-следственные связи между налоговой самодисциплиной и социальными гарантиями государства не закреплены в массовом сознании как социальная аксиома. Поэтому формирование таких устойчивых представлений в общественном мнении является одной из актуальных задач системы образования, в том числе среднего профессионального и высшего образования [10], а, по мнению ряда источников, и школьного [11].
С этой точки зрения наиболее перспективной является третья группа самозанятых. С одной стороны им требуется официальное оформление документов при заключении сделок с заказчиками, с другой стороны уровень правосознания среди указанной категории граждан выше. Представители второй группы самозанятых будут проходить регистрацию, так как это позволит повысить их статус и будет являться свидетельством их независимости. Однако, свои доходы они будут легализировать не в полной мере и там, где это будет возможно будут осуществлять безналичный расчет. Поэтому для данной категории самозанятых необходимо предусмотреть систему штрафов за нелегальное ведение деятельности, и систему поощрений за уплату взносов на пенсионное обеспечение. Первая группа самозанятых наиболее сложная с точки зрения регулирования, ввиду отсутствия у представителей данной категории специальных знаний, которые позволять вести учет деятельности. Полагаем, что для них наиболее удобной станет система патентного налогообложения, предполагающая уплата фиксированной суммы налогов.
Думается, что развитие системы налогообложения самозанятых является объективной необходимостью. Так как инновационный потенциал российской самозанятости используется незначительно, а самозанятые в основном сосредоточены в традиционных отраслях и малоквалифицированных видах деятельности [12]. Электронная самозанятость является перспективной формой трудовой деятельности, способствующей мобилизации творческого, инновационного и предпринимательского потенциала работников - качеств, дефицитных на российском рынке труда.
Таким образом, в данной статье представлен анализ предпосылок и последствий введения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в России. Проведенное исследование позволило определить направления совершенствования налогообложение самозанятых граждан и определить перспективы его развития в РФ и регионах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Bradley, J. Self-employment in an equilibrium model of the labor market. IZA Journal of Labor Economics, - 2014. - Volume 19, - Issue 3 DOI: 10.1186/s40172-016-0046-8.
2. Jansen, G. Farewell to the rightist self-employed? 'New self-employment' and political alignments. Acta Polit, 2017. - Volume 52, - Issue 3, - pp 306-338 DOI: 10.1057/s41269-016-0030-0.
3. Резник Г.А., Коробкова Н.А. Подходы к классификации потребителей в маркетинге территории // Проблемы социально-экономической устойчивости региона сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. / Научный редактор Г.А. Резник. - 2016. - С. 87-92.
4. Gindling T.H., Newhouse D. Self-employment in the developing world. World Development, - 2014. - Volume 56. - pp. 313-331. DOI: 10.1016/j .worlddev.2013.03.003.
5. Lehmann H., Pignatti N. Informal employment relationships and the labor market: is there segmentation in Ukraine? Journal of Comparative Economics, 2018. Volume 46, Issue 3. pp. 838-857. DOI: 10.1016/j.jce.2018.07.011.
6. М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие. - М.: Институт социологии РАН, 2011 Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/592936602/?page=4&*=4MSwg=ru (дата обращения 18.09.2019).
7. Мастеров А.И. Проблемы налогообложения самозанятых граждан в России и пути их решения // Финансы и кредит. - 2018. - т.24 (вып.29). - 1781-1798.
8. Грабова, О.Н., Суглобов А.Е. Проблемы выхода «Из тени» самозанятых лиц в России: риски и пути их преодоления // Экономика. Налоги. Право. - 2017. - №6. - С. 108-116.
9. Tsepelev O., Kakaulina M. Modeling the impact of taxes on economic growth with regional resource potential // American journal of applied sciences. - 2015. - №. - 5, -pp. 345-354.
10. Лесовская М.И. Фриланс и коворкинг в условиях экономики знаний // Проблемы современной аграрной науки: мат-лы междунар. заоч. науч. конф. - Красноярск, 2017. - С. 133-135.
11. Лесовская, М.И. Дилемма легализации самозанятых // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. - 2019. - №1 (11). - С. 94-108.
12. Мукучан, Р.Р. Разработка инструментов и механизмов организации и стимулирования инновационной самозанятости населения в экономике России дис. ... канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2014.
Korobkova Natalia Aleksandrovna
Penza state university of architecture and construction, Penza, Russia
E-mail: [email protected]
Amirova Dinara Rafikovna
Penza state university of architecture and construction, Penza, Russia
E-mail: [email protected]
Kurdova Malika Agamuradovna
Penza state university of architecture and construction, Penza, Russia
E-mail: [email protected]
The current state and prospects for the development of taxation of self-employed in Russia
Abstract. The article presents an analysis of trends in the number of self-employed people in the economy of Russia and the countries of the world, which are characterized by an increase in their share in the economically active population. The necessity of improving the regulation of self-employed activities, including in terms of taxation, is substantiated. The characteristic of the special tax regime introduced in Russia, which regulates the activities of the self-employed population as an experiment in 4 subjects of the Russian Federation, is presented. Three self-employed groups were identified based on the reasons stimulating a similar type of activity: lack of employment in the formal sector of the economy, independence and independence in work, as well as the possibility of creative self-realization. The results of an expert survey of self-employed are presented, which made it possible to determine the characteristics of the activities of each of these groups in Russia. Restrictions in the registration of self-employed were identified, which are associated with the fear of an increase in the tax burden, including an increase in payments to insurance funds and pension benefits. An analysis of the growth in the number of self-employed since the experiment on the introduction of "Professional income tax" has been carried out. Comments on the proposed tax regime have been identified: the likelihood of individual entrepreneurs becoming self-employed, a reduction in tax revenues, redistribution of tax revenues from local budgets to regional budgets, the difficulty of accounting for cash settlements, and the absence of mechanisms for monitoring the activities of self-employed. Directions for improving the introduced tax regime for identified self-employed groups were identified, including a system of fines and incentives, preferential taxation, patent taxation, as well as raising the legal awareness of citizens.
Keywords: self-employed; taxation; freelance; individuals; economic incentives; behavioral incentives