УДК 613.62 (574)
А.У. Аманбекова, С.Е. Мухаметжанова
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФПАТОЛОГИЧЕСКОЙ
СЛУЖБЫ В КАЗАХСТАНЕ
Национальный центр гигиены труда и профессиональных заболеваний Министерства здравоохранения
Республики Казахстан, г. Караганда
Существующая в настоящее время в Республике Казахстан система здравоохранения не обеспечивает приоритетное медико-санитарное обслуживание работающих, в связи с чем необходима разработка комплекса мер по охране здоровья и организации медицинской помощи работающим. Одним из основных приоритетов государственной политики Республики Казахстан, является отрасль здравоохранения, представляющая собой единую развитую, социально ориентированную систему, призванную обеспечить доступность, своевременность, качество и преемственность оказания медицинской помощи, поэтому на современном этапе возникла необходимость разработки Стратегического плана действий в области профпатологии и внедрения прогрессивной модели профпатологической службы Казахстана.
Ключевые слова: профпатологическая служба, профессиональные заболевания, периодические медицинские осмотры.
A.U. Amanbekova, S.E. Moukhametzhanova. Contemporary state and prospects of occupational pathologic service in Kazakhstan
RSGE "National Centre of Labour Hygiene and Occupational Diseases" by the Ministry of Healthcare of the Republic of Kazakhstan, Karaganda
Present healh care system in Kazakhstan Republic does not provide priority medical and sanitary care for workers, so measures on medical management and health protection for workers are necessary. One of the main priorities in governmental activities of Karakhstan Republic is health care system - an integral, developed, socially oriented system providing availability, quality, oportuneness and continuity of medical care. That necessitates elaboration of Strategy Management Plan in occupational pathology and progressive model of Occupational Therapy service in Kazakhstan.
Key words: occupational pathology service, occupational diseases, periodic medical examinations.
Одним из основных приоритетов государственной политики Республики Казахстан, с точки зрения устойчивого и стабильного роста благосостояния населения, является отрасль здравоохранения, представляющая собой единую развитую, социально ориентированную систему, призванную обеспечить доступность, своевременность, качество и преемственность оказания медицинской помощи. В Государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казакстан» на 2011—2015 гг. отмечено, что «здоровье каждого человека, как составляющая здоровья всего населения, становится фактором, определяющим не только полноценность его существования, но и потенциал его возможностей» [1].
По данным официальной статистики, общая численность населения Казахстана в 2010 г. составила 16 004,6 тыс. человек, из них на долю трудовых ресурсов приходилось 53 %, из которых работники промышленных предприятий и
сельского хозяйства составляли 1 408 103 человека, а работники, занятые во вредных условиях — 670 168 человек (44 %). Финансирование здравоохранения увеличилось с 1,9 % ВВП в 2002 до 3,2 % — в 2010 г.
На территории Казахстана располагаются крупные производственные комплексы угольной, горнорудной, металлургической промышленности, где за последние годы осуществляется интенсивный процесс технического усовершенствования и интенсификации производственных процессов. Техническое перевооружение, создание и внедрение прогрессивных технологических процессов и оборудования коренным образом меняют не только условия и характер труда работающих, но и приводят к формированию неблагоприятной экологической обстановки. Интенсивное развитие в республике различных видов промышленности и стройиндустрии сопровождалось увеличением контингента работающих в условиях воздействия производственных вред-
ностей. В такой ситуации воздействие неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса приводит к снижению уровня здоровья работников, депрессии производительности труда и значительным экономическим потерям. Ситуация усугубляется еще и тем, что профессиональные вредности обусловливают возникновение не только профессиональных заболеваний, как таковых, но и выступают, как теперь хорошо известно, в роли факторов риска многих социально значимых и широко распространенных заболеваний. Это и артериальная гипертония, атеросклероз, неврозы и ряд других заболеваний, которые в данной ситуации являются производственно обусловленными заболеваниями [3, 5].
В условиях реформирования социально-экономических отношений в Казахстане особое значение приобретает качество оказания медицинской помощи работающим. В последние годы в Казахстане, как и во многих странах, возникают сложные проблемы, связанные с охраной здоровья работающего населения, которые вызваны следующими факторами: постарением трудоспособного населения; изменением в сфере занятости (увеличением работающих по временным контрактам и частично занятых); ростом числа межличностных контактов на работе, вызывающих психоэмоциональные проблемы; интенсификацией или однообразием труда; ненормированным рабочим временем; увеличением количества людей, работающих в сфере малого и среднего бизнеса и др. Повышение интенсивности и объема труда, вынужденная для работников необходимость постоянно приспосабливаться к новым условиям, а также регулярное сокращение штатов вызывают у персонала постоянное напряжение и стресс. Эти процессы усугубляются несоблюдением норм охраны труда, особенно в сфере малого бизнеса [2, 4, 6—8].
Существующая в настоящее время система здравоохранения не обеспечивает приоритетное медико-санитарное обслуживание работающих, в связи с чем необходима разработка комплекса мер по охране здоровья и организации медицинской помощи работающим. В рамках Государственной программы развития здравоохранения РК планируется осуществление мероприятий по дальнейшему развитию профпатологической службы, формированию Государственного регистра профессиональных заболеваний населения.
Особую социальную значимость в настоящее время приобретает профпатологическая служба (ПС) страны, координацию работы которой осуществляет Национальный центр гигиены труда и профессиональных заболеваний Мини-
стерства здравоохранения Республики Казахстан (НЦГТиПЗ) и его филиалы (Восточно-Казахстанский — в г. Усть-Каменогорске, Западно-Казахстанский — в г. Актобе и ЮжноКазахстанский — в г. Шымкенте). В задачи НЦГТиПЗ входит изучение влияния производственных и экологических факторов на организм человека, изучение факторов риска и их сочетаний, определение связи заболеваний с различными факторами, а также разработка патогенетических основ профилактики, диагностики и лечения ПЗ, оказание методической и консультативной помощи по всем вопросам организации профпатологической помощи (ПП), повышение квалификации врачей.
Медицинскую помощь работающему населению в нашей стране проводят как по территориальному принципу, так и по производственному. Проблемными остаются вопросы, связанные с региональным уровнем оказания ПП, который представлен 11 профпатологическими кабинетами (в Таразе, Атырау, Шымкенте, Астане и 7 в промышленных городах ВКО) и существует потребность в формировании еще 27 и к 2015 г. помощь работающим должна оказываться 38 кабинетами. Профпатологические кабинеты работают только на некоторых крупных предприятиях, таких как АО «КазахМыс», ТНК «Казхром», АО «АрселорМиттал Темиртау».
Повсеместно наблюдается дефицит кадров в первичном звене здравоохранения, особенно в сельских регионах, следствием чего является неэффективная организация оказания ПП на данном уровне. Современная ПС Казахстана характеризуется неудовлетворительной материально-технической базой (МТБ) организаций первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), проводящих периодических медицинских осмотров (ПМО) работающих во вредных условиях в соответствии с Правилами проведения обязательных медицинских осмотров Приказа министра здравоохранения от 16.11.2009 № 709. В среднем оснащенность ПМСП по республике — 75,8 %.
В результате дефицита профпатологов и недостаточного качества подготовки медицинских кадров по профпатологии и неудовлетворительной МТБ организации ПМСП, проводящие обязательные ПМО, не обеспечивают надлежащее качество медицинских услуг. Выявлена масса грубейших нарушений требований санитарного законодательства. Среди больных с первичными ПЗ только 59 % были выявлены по результатам ПМО, при этом 47 % — в Карагандинской, 7 % — в Восточно-Казахстанской и остальные
5 % — в Акмолинской, Западно-Казахстанской, Жамбылской и Северно-Казахстанской областей. В других областях лица с подозрением на ПЗ не выявляются.
На фоне незначительного увеличения (1,7 %) общесоматической заболеваемости негативные тенденции четко просматриваются в профессиональной заболеваемости. За последнее десятилетие отмечается ее рост в 3,5 раза. Если в 2001 г. ее уровень составлял 2,3 на 10 тыс. работников, то в 2010 г. — 8,1. Выявлено 1136 случаев ПЗ у 747 больных в 2010 г. против 353 случаев у 283 пострадавших в 2001 г.
Если в структуре общесоматической заболеваемости за отчетный период 1-е место занимают болезни органов дыхания (39,37 %), 2-е — травмы и отравления (6,88 %), то и при распределении первичной профессиональной патологии по классам болезней также преобладают болезни органов дыхания (30 %, или 2,4 на 10 000 работников), 2-е место занимают заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани (28,3 %, или 2,3 на 10 000 работников), на третьем — болезни уха и сосцевидного отростка (19,2 %, или 1,5 на 10 000 работников). Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин составляют 11,6 %, или 0,9 на 10 000 работников.
Самый высокий удельный вес профессиональной заболеваемости в ВКО (37,3) и Карагандинской (31,4) областях. Профессиональная патология не выявляется в Алматинской, Атыра-уской областях, хотя во вредных условиях труда продолжают работать 40 971 и 46 454 человека соответственно. Ликвидация промышленной медицины, включающей не только медсанчасти, но и здравпункты, санатории-профилактории на большей части территории Казахстана негативно отразилась на качестве медицинской помощи работающему населению.
Регистрируемый уровень профессиональной заболеваемости не адекватен состоянию условий труда в современном Казахстане, основная часть ПЗ маскируется в структуре общей заболеваемости, а удельный вес больных с запущенными случаями ПЗ достаточно высок — от 49 до 43,5 %.
Таким образом, на современном этапе возникла необходимость разработки Стратегического плана действий в области профпатологии и внедрения прогрессивной модели профпатоло-гической службы Казахстана.
Миссия ПС — реализация государственной политики в области охраны и укрепления здоровья работающего населения республики, осущест-
вление координации ПС. Повышение качества и достижение конкурентоспособности научных исследований в области гигиены и профпатологии.
Видение ПС: эффективная система ПС, направленная на решение проблемы сохранения и развития трудовых ресурсов, признание ключевой роли здоровья работающего населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества. Конкурентоспособность научных исследований по сохранению здоровья работающего населения республики направлена на формирование здоровой нации.
Стратегический план построения качественной профпатологической службы включает в себя пять стратегических направлений, каждое из которых решает определенные задачи.
Стратегическое направление 1. Повышение эффективности межсекторального и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья работающего населения.
Следует отметить, что достижение здоровья работающих невозможно без межведомственного взаимодействия. В соответствии с решением Координационного совета при Правительстве РК (12.2010) необходима разработка плана действий Министерства здравоохранения и Министерства труда и социальной защиты населения РК по охране здоровья работающих. Направления — минимизация воздействия вредных производственных, экологических, поведенческих и других факторов, сохранение и укрепление здоровья работников, обеспечение качества и продолжительности активной жизни и трудоспособности; обеспечение безопасности труда на основе повышения ответственности работодателей за состояние условий и охраны труда; обеспечение гарантий правовой социальной защиты работников от профессиональных рисков.
Важнейшей задачей является правовое обеспечение здоровья работающего населения: совершенствование нормативных документов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия; профпатологии.
Стратегическое направление 2. Усиление профилактических мероприятий, скрининговых исследований, совершенствование диагностики, лечения и реабилитации ПЗ.
1. Необходимо усиление профилактических мероприятий, скрининговых исследований, совершенствование диагностики, лечения и реабилитации ПЗ:
— охват всех работающих во вредных условиях ПМО с повсеместным контролем за их качеством с внедрением системы оценки рисков ПЗ;
— разработка и внедрение стандартов ведения ПМО согласно специфике целевых групп;
— совершенствование скрининговых программ диагностики ПЗ с использованием современных технологий;
— создание региональной модели фармацевтической помощи больным с ПЗ и профилактической ФП;
— разработка и внедрение стандартов диспансерного наблюдения за больными профпато-логией на основе доказательной медицины;
— укрепление МТБ ПМСП.
2. Совершенствование учебно-методической базы оказания ПП:
— разработка методических рекомендаций по ранней диагностике ПЗ;
— совершенствование медико-экономических протоколов диагностики и лечения ПЗ с учетом современных медицинских технологий;
— разработка и внедрение методических рекомендаций по экспертизе причинно-следственной связи заболеваний с профессией;
— разработка и внедрение методических рекомендаций по медицинской реабилитации больных ПЗ.
3. Повышение эффективности специализированной медицинской помощи на республиканском уровне:
— модернизация МТБ НЦ ГТ и ПЗ и его филиалов современным оборудованием;
— повышение квалификации врачебного и среднего медицинского персонала НЦ ГТ и ПЗ и филиалов;
— внедрение в практику оказания ПП новых методов диагностики и лечения ПЗ.
4. Повышение эффективности управления ПС:
— разработка и утверждение Положения о
ПС РК;
— формирование региональной ПС;
— формирование Государственного регистра ПЗ населения;
— аккредитация медицинских организаций ПМСП, осуществляющих ПМО работающих во вредных условиях, на соответствие деятельности установленным стандартам;
— создание и развитие типовых медицинских пунктов при промышленных предприятиях.
Стратегическое направление 3. Повышение эффективности управления системой здравоохранения в области профпатологии, включающее три задачи:
1. Разработка и утверждение Положения о ПС РК.
2. Формирование региональной ПС.
3. Создание и развитие типовых медицинских пунктов при промышленных предприятиях.
Стратегическое направление 4. Развитие системы кадровых ресурсов в профпатологии и гигиене труда. Задачи:
1. Обеспечение ПС квалифицированными кадрами, отвечающими потребностям общества: увеличение количества подготовленных специалистов-профпатологов и повысивших квалификацию врачей по профпатологии; подготовка кадров в рамках резидентуры.
2. Обеспечение квалифицированными кадрами НЦГТиПЗ и его филиалы.
Стратегическое направление 5. Развитие научно-исследовательской деятельности в соответствии с потребностью и приоритетами ПС.
1. Управление профессиональными и экологическими рисками:
— разработка программ по оценке и управлению профессиональными рисками:
— токсикологическая оценка новых химических веществ и соединений;
— определение безопасного стажа работы среди профессиональных групп на объектах с вредными и опасными условиями труда;
— разработка программ по оценке и управлению экологически-обусловленными рисками на основе эколого-гигиенического и эпидемиологического мониторинга урбанизированных территорий;
— изучение токсичности вдыхаемых естественных волокон хризотил-асбеста и влияния их на организм человека; разработка правил контролируемого безопасного его использования;
— оценка влияния условий труда на преждевременное старение работающих во вредных условиях труда.
2. Совершенствование диагностики, лечения и реабилитации ПЗ:
— разработка и внедрение комплексных программ диагностики и лечения и реабилитации пылевой патологии и опорно-двигательного аппарата;
— изучение хронического воздействия неио-низирующих излучений — электромагнитных волн радиочастот различных диапазонов;
— оценка нарушений репродуктивного здоровья работающих от воздействия вредных условий труда.
Реализация прогрессивной модели проф-патологической службы и совместного плана действий Министерства здравоохранения и Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстана по охране здоровья работающих сделают возможным внедрение
системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками на рабочих местах и состояния здоровья работников; модернизацию НПБ в сфере охраны труда и профпатологии; будут сформированы информационные ресурсы системы управления профессиональными рисками; создание Государственного регистра ПЗ населения; снижение уровня профрисков для здоровья работников за счет повышения ответственности государства; ответственности работодателя; солидарной ответственности самих граждан, внедрения безопасных технологий производства, улучшение защиты работающих и усиление контроля за состоянием их здоровья и допуском к профессиональной деятельности; создана национальная школа профпатологов, специалистов медицины труда, квалифицированные научные кадры в области медицины труда и медицинской экологии; повышена доступность и качество профпатологической помощи, сохранение и укрепление здоровья граждан, увеличение продолжительности жизни работающего населения; реализована Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казакстан» на 2011 — 2015 гг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казакстан» на
2011—2015 гг.
2. Кайгородова Т.В., Михеев П.А. // Инф. бюл. для руководителей. 2006. № 20.
3. Кулкыбаев ГА. // Гиг. труда и мед. экология. 2003. № 1. С. 3—10.
4. Обоснование концепции программы «Здоровье работающего населения России на 2004—2015 годы» http: //www.zrnr.ru/congress/files_catalog/ programzrnr.doc
5. Сраубаев Е.Н., Мухаметжанова С.Е., Аман-бекова А.У. // Материалы научно-практ. конференции «Актуальные вопросы охраны здоровья работающего населения». 2008. С. 5—8.
6. Compendium of activities of the WHO Collaborating Centres in Occupational Health, 2001—2005 // WHO, 2003. http://www. who.int/occupational_health/ publications / compendium/en/index.html
7. Declaration on Workers Health (Декларация о здоровье работающих) ВОЗ, 2006. http://www.who.int/ occupational_health/Declarwh.pdf
8. Occupational Medicine in Europe: Scope and Competencies (Медицина труда в Европе: масштабы и компетенция). Европейское региональное бюро ВОЗ. Билтховен, 2000. http://www.who.int/occupational_health/ regions/en/oeheuroccmedicine.pdf
Поступила 06.04.11
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Аманбекова Айгуль Укеновна,
зам. директора Национального центра гигиены труда и профессиональных заболеваний по научно-клинической работе, докт. мед. наук, доцент. E-mail: [email protected] Мухаметжанова Сагынгуль Еркеновна,
руководитель клиники, главный научн. сотр. лаборатории профессиональной неврологии, докт. мед. наук. E-mail: [email protected]
УДК 613.62:681.883.45:681.327.12
К.С. Тебенова1, А.А. Мусина2, О.В. Гребенева2
ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА ОПЕРАТОРОВ СВЯЗИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ВИДЕОДИСПЛЕЙНЫХ
ТЕРМИНАЛОВ
1 Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, г. Караганда, Республика Казахстан; 2 Национальный центр гигиены труда и профессиональных заболеваний Министерства здравоохранения
Республики Казахстан, г. Караганда
Представлен анализ данных гигиенической оценки условий труда телефонисток и операторов связи АО «Казахтелеком» г. Караганды, использующих в своей профессиональной деятельности видеодисплейные терминалы. Выявлен комплекс неблагоприятных производственных факторов (дискомфортный микроклимат, недостаточная освещенность, повышенные уровни электромагнитных излучений и шума), определяющих профессиональный риск для здоровья пользователей видеодисплейных терминалов. Разработаны и реализованы меры по сохранению работоспособности