1У/ЕД1ЛЦУ1НА ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ
удК 613.6.063 : 615.099.07
актуальные проблемы охраны Здоровья работающего населения в республике Казахстан
С.К.Карабалин, Ж.М.,Сарсенбеков, МА.,КыздарбековГ.М., БабишеваР.Ш., Уметалиев Ю.К.
институт медицины труда, профессиональной патологии и промышленной экологии,
г. Алматы, Казахстан областной профпатологический центр жамбылской области, г. тараз
резюме: В статье представлен анализ действующих Республиканских законодательных актов и нормативно-правовых документаций по охране здоровья работающего населения. Проведен анализ возможности создания новых форм медицинского обеспечения и обслуживания, работающих в Казахстане, обсуждается вопрос о необходимости пересмотра подготовки и переподготовки специалистов со знаниями и навыками, соответствующими к современным требованиям. Даны рекомендации по совершенствованию службы по медицинскому обеспечению работающих контингентов в республике в рамках международного стандарта.
Ключевые слова: национальные программы, медицина труда, охрана здоровья, медико-социальное обеспечение.
Казахстан республикасында иштеген калктын ден соолугун коргоодогу актуалдуу проблемалар
Current problems of health working population in Kazakhstan
Institute for Occupational Health, occupational diseases and industrial ecology, Almaty, Kazakhstan Regional occupational pathology center of Zhambyl region, Taraz
Abstact. The article presents an analysis of the current Republican legislation and regulatory documentation for the health of the working population. The analysis of the possibility of creating new forms of health care and services, operating in Kazakhstan, discussed the need to review the training and retraining of specialists with the knowledge and skills relevant to the modern requirements. Recommendations for improving service medical support troops operating in the country within the international standard.
Keywords: national programs, occupational medicine, health, medical and social services.
Глобальная стратегия ВОЗ по сохранению здоровья работающих и соответствующий план действий, как правило, включает в себе многосекторальный и инновационный подходы к профилактике и лечению. При этом, основными задачами являются: привлечение внимания к масштабам и социально-экономическому воздействию неинфекционных заболеваний, ознакомление с международным опытом в области профилактики профессиональных и производственно обусловленных неинфекционных заболеваний и борьбы с ними [1,2].
Как известно, 49-сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения одобрила глобальную стратегию ВОЗ по профессиональной гигиене для всех и настоятельно призвала государств - членов ВОЗ разработать национальные программы по медицине труда для всех работающих, и в особенности для профессиональных групп, подвергающихся повышенному риску. Целый ряд совещаний высокого уровня, например, Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, Южная Африка, 2002г.) и региональные конференции на уровне министров по вопросам здравоохранения, труда и окружающей среды об-
ратились в этой связи с призывом к ВОЗ принять меры по дальнейшему укреплению своей работы в области гигиены труда и увязать ее с работой по укреплению здоровья в целом.В связи с этим, Секретариат ВОЗ разработал Проект глобального плана действий по охране здоровья работающих на 2008-2017 гг. в целях создания соответствующей директивной основы для осуществления совместных действий, направленных на охрану, поддержку и укрепление здоровья всех работающих [3].
Шестидесятая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения, рассмотрев проект глобального плана действий по охране здоровья работающих, ссылаясь на резолюцию WHA 49.12, которая одобрила глобальную стратегию по профессиональной гигиене для всех [22]. Шестидесятая сессия всемирной ассамблеи одобряет Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008-2017 гг. призывает все государства-члены «разработать в сотрудничестве с работающими, работодателями и их организациямисоответствую-щую национальную политику и планы реализации глобального плана действий по охране здоровья работающих и создать соответствующие механизмы их выполнения, мониторинга и оценки» [4].
актуальные проблемы охраны здоровья работающего населения в республике Казахстан
В проблеме охраны здоровья работающих во вредных и неблагоприятных условиях труда приоритетными направлениями являются формирование безопасных условий труда, разработка гигиено- физиологических и эргономических методов и подходов улучшения здоровья, а также комплекса профилактики.
Целью данного сообщения являлось провести анализ действующих Республиканских законодательных актов и нормативно-правовых документа-ций по охране здоровья работающего населения с предложениямио создания новых форм медицинского обеспечения и обслуживания, работающих в Казахстане.
Для решения вышеуказанных задач возникает проблема создания новых форм медицинского обеспечения и обслуживания работающих, необходимость пересмотра подготовки и переподготовки специалистов со знаниями и навыками, соответствующими к современным требованиям.
В настоящее время, система общественного здравоохранения регионов РК не в состоянии решить целый спектр жизненно важных проблем, что в итоге приводит к снижению качества жизни населения, в том числе работающих контингентов страны. Большая часть медицинских работников первичной службы здравоохранения не достаточно хорошо подготовлены, для того чтобы оказать качественную медицинскую помощь при наиболее распространенных и срочных состояниях, связанных с воздействием факторов окружающей среды, вт.ч. производственной и экологической.
Следует отметить, что в настоящее время в Казахстане служба медицина труда отсутствует. Для создания службы медицины труда в Казахстане, на мой взгляд, в первую очередь, необходимо переориентировать Центров, НИИ гигиенического профиля на решение задач по оценке состояния здоровья работающих по расширенному кругу показателей, выявляющих негативное влияние на них производственных и непроизводственных факторов, используя при этом традиционные и новые методические возможности[4]. Предстоит провести целый ряд исследований, посвященных изучению концепций оценки, анализа и управления факторами риска с учетом различных механизмов.
Охрана здоровья работающих во вредных условиях труда и больных профессиональными заболеваниями во всех государствах должна быть основана на действующих законодательных актах и нормативно-правовой документации Республиканского значения.
В этом плане наиболее удачными были приказы МЗ РК в конце двадцатого столетия (от 16.03.1995г. № 126 «Об организации Республиканского профпа-тологического центра службы в республике и развитии профпатологической службы в республике», от 02.05.1996 г. № 200 «О дальнейшем развитии профпатологической службы в республике»), которые были основополагающими в создании службы
в республике. Этими приказами, были созданы в республике центры профпатологии; определены функции и задачи, определяющие его структуры (региональные подразделения); введена в номенклатуру врачебная должность «врач-профпатолог», утверждено положение о профпатологическом кабинете медицинских организаций, штатные нормативы медперсонала, нормы нагрузки врачей и медсестер, но они утратили свою силу.
Из числа действующих нормативных документов наиболее значимым является Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 января 2012 года № 166 «Об утверждении перечня вредных производственных факторов, профессий, при которых проводятся обязательные медицинские осмотры, Правил проведения обязательных медицинских осмотров», которое было принято в соответствии с пунктом 4 статьи 155 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения». При этом были утверждены:
1) перечень вредных производственных факторов, профессий, при которых проводятся обязательные медицинские осмотры;
2) правила проведения обязательных медицинских осмотров.
Принятый в республике данный нормативный документ предполагает ускорение структурных преобразований в части профилактики профессиональных заболеваний, тем самым, позволит укреплению трудового потенциала страны. В этом плане большую роль играет решение проблемы подготовки кадров для работы в условиях реализации вышеуказанного нормативного документа.
Включенный в список врачебных номенклатур специальность врача профпатолога нам удалось приравнять со специальностью врача по медицине труда, т.е врач-профпатолог (медицина труда). Были разработаны и утверждены стандарты дополнительного медицинского образования по специальности «врач - профпатолог (медицина труда)», включая циклов переподготовки и повышения квалификации. Но содержание образовательного стандарта не соответствует профессиональным компетенциям этой специальности.
В целях совершенствования мероприятий по предупреждению, диагностике и лечению профессиональных заболеваний, улучшения качества и доступности помощи по профессиональной патологии работающему населению РК, в 2012г был также издан приказ МЗ РК № 374 «Об утверждении Положения о деятельности организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь по профессиональной патологии населению Республики Казахстан». Однако приказ в настоящее время в системе здравоохранения Казахстана не работает. Так как в системе ПМСП по существующим нормативным документам МЗ РК место врача профпатолога (медицине труда) до сих пор официально не определено, в медицинских орга-
МЕДИЦИНА
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ
низациях штаты для врачей и среднего персонала по профпатологии не предусмотрены.
Все это свидетельствует о том, что в Казахстане до сих пор не приняты к внедрению программные рекомендательные документы ВОЗ, особенно, последней 60 сессии Всемирной Ассамблеи здравоохранения ВОЗ по глобальной стратегии по сохранению здоровья работающего населения.
В Стандарты (ГСДО) необходимо внести дополнения и предложения по улучшению профессиональной компетенции при подготовке врачей профпатологов (медицины труда). В обязательной части существующего образовательного Стандарта постдипломного обучения отсутствуют вопросы, рассматривающие физиологические особенности организма работников в зависимости от характера трудовой деятельности, от гигиенических условий производственной среды и трудового процесса, от воздействия на организм работающих факторов промышленной экологии и токикологии, а также факторов экологической эпидемиологии.
Согласно приказу МЗ РК № 374, врачи ВОП (семейная медицина), терапевты и врачи узкой специальности должны быть подготовлены по вопросам профилактики и раннего выявления профессионально-производственно - обусловленных нарушений в состоянии здоровья и профессиональной патологии у работающего населения. Однако в программе постдипломной подготовки врачей ВОП вопросы раннего выявления профессиональной, производственно и эколого обусловленной патологии не предусмотрены.
Анализ материалов службы по профессиональной патологии в Казахстане за последние 20 лет показал, что социальная значимость профессионального повреждения здоровья остается достаточно высокой. Так как, в Республике Казахстан все еще на большинстве промышленных предприятий сохраняется несоответствие рабочих мест к санитарно-гигиеническим требованиям. При этом решение вопросов возмещения ущерба здоровью населения от воздействия вредных факторов производственно-экологической среды в большинстве случаев затруднено. Поэтому разработка и создание современной системы медико-социального и санитарного обеспечения работающего континента
является актуальной.
Таким образом, охрана здоровья работающего населения было и остается главным приоритетом государства и с учетом вышеизложенного и обязательств, связанных с вступлением Казахстана в ВТО, следующие выводы:
1. Назрел вопрос о разработке и утверждении Национальной Программы по охране здоровья работающего населения в Республике Казахстан. При составлении Национальной программы необходимо обратить внимание на следующие основные моменты: законодательное обеспечение сфер охраны и медицины труда, укрепление здоровья работников малого и среднего бизнеса, проблема здоровья мигрантов и т.д.
2. Необходимо формировать в республике системы медицины труда, адаптированной к международным нормам и требованиям. При этом, Республика Казахстан должна иметь четкий план действий по совершенствованию системы здравоохранения, отвечающий требованиям ВОЗ. В этом плане необходимо объединить в одно целое все государственные инициативы, которые должны быть отражены в «Национальной программе по охране здоровья работающего населения Республики Казахстан».
3. Следует пересмотреть Государственный Стандарт дополнительного медицинского образования с дополнением и включением вопросов по медицине труда в разделы подготовки врача в рамках: бакалавриата, интернатуры, резидентуры, магистратуры и докторантуры.
литература
1. Измеров Н.Ф. Охрана здоровья рабочих и профилактика профессиональных заболеваний на современном этапе // Медицина труда и промышленная экология.-2002.-№1.-С.1—7.
2. Медицина труда и профпатология в Европе: масштабы, функции и задачи. - М.: Грааль, 2000.-118 с.
3. Проект Глобального плана действий по охране здоровья работающих на 2008-2017 гг // -ВОЗ-Женева, 2008.
4. Карабалин С.К. Актуальные проблемы медицины труда (профессиональной патологии) - Учебное пособие в семи томах, 1- том. -Алматы, 2013 - 368с.