гического надзора за корью и врожденной крас-нушной инфекцией в европейском регионе. ВОЗ; 2003.
7. Учайкин В. Ф. Инфекционные болезни и вакцинопрофилактика у детей. [Учебник для вузов]. М.: ГЭОТАР-МЕДИА; 2006: 688.
8. Галицкая М.Г., Намазова Л.С., Федосеенко
М.В. Пневмококковая инфекция. Новые возможности вакцинопрофилактики. Педиатрическая формация 2008; 1: 4-6.
9. Иванова В.В. Инфекционные болезни у детей [Рук. для врачей]. М: ООО «Медицинское информационное агентство»; 2009: 832.
Поступила 30.11.2011 г.
R. Kh. Begaidarova, G. Zh. Baigutanova, Uu. G. Starikov, G. K. Alshinbekova, A. E. Dyusembayeva EFFECT OF ROUTINE IMMUNIZATION ON EPIDEMIOLOGICAL PROCESS OF MEASLES AND RUBELLA IN KARAGANDA REGION
It is established that in the Karaganda region officially registered rubella was introduced in 2002, when there was a flash in Karaganda, Balkhash, Temirtau, Saran, Abai and Shahtinsk area. The outbreak of rubella infection is caused by the accumulation of long-term susceptible to rubella infection of the population. Providing opportunities for all children receive two doses of measles vaccine and one dose of rubella vaccine to children and women of childbearing age will be sufficient for elimination of measles, rubella, and reduce the incidence of preventing congenital rubella infection by 2010.
Р. Х. Бегайдарова, Г. Ж. Байгутанова, Ю. Г. Стариков, Г. К. Алшинбекова, А. Е. Дюсембаева КАРАГАНДЫ ОБЛЫСЫ БОЙЫНША КЫЗЫЛША МЕН КЫЗАМЫК АУРУЛАРЫНЬЩ ЭПИДЕМИОЛОГИЯЛЬЩ ПРОЦЕС1Н1Ц ИММУНИЗАЦИЯСЫНА ЭСЕР ЕТУ1
Кызылша инфекциясыныч ресми TipKeyi Караганды облысында 2002 жылда енпзтдк Караганды, Балкаш, Темiртау, Саран, Шахтинск жэне Абай калаларында кызамыктыч эпидемиологиялык квтерiлiсi бол-ран кездерк Туррындардыч узак уакыт бойы таралран кызамык эпидемиологиялык инфекциясыныч квте-рiлуiмен негiзделiндi. Кызылша вакцинасыныч ею дозасын, сондай ак бiр кызамык дозасын алура балалар мен эйелдерге сондай ак бала туатын аналарра мYмкiндiк беру, туа бiткен кызылша инфекциясыныч 2010 жылра дейiн алдын алура жэне кызамык ауруыныч элиминациясы Yшiн жеткiлiктi болады.
Е. Н. Сраубаев, Б. К. Жумабекова, А. У. Аманбекова
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Кафедра гигиены труда, профессиональных заболеваний и ГДП Карагандинского государственного медицинского университета
В Государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламаты Казахстан» на 2011-2015 гг. четко определены основные стратегические задачи: усиление профилактических мероприятий, скрининговых исследований, совершенствование диагностики, лечения и реабилитации травм, дальнейшее совершенствование санитарно-эпидемиологической службы. В целях повышения уровня безопасности условий жизни и труда предполагается:
■ совершенствование нормативной правовой базы по вопросам охраны здоровья, в том числе безопасности труда;
■ снижение отрицательного воздействия окружающей и производственной среды на здоровье населения;
■ формирование мотивации работодателей к обеспечению условий ведения здорового образа жизни (ЗОЖ) работниками организаций, а также закрепление за работодателями ответственности за своевременное прохождение работниками профилактических осмотров;
■ создание и развитие инфраструктуры по поддержанию здоровья работников, включая создание и развитие типовых медицинских пунктов при промышленных предприятиях;
■ изучение влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения для принятия мер по их устранению.
Системный подход к решению проблемы сохранения здоровья трудовых ресурсов состоит в признании ключевой роли здоровья работающего населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества. Производство является основой благополучия Казахстана, опираясь на здоровье рабочей силы. Опасные для здоровья условия труда сохранились во многих отраслях. Общая численность населения составила 16,5 млн. чел. На долю трудовых ресурсов приходится 53% - это работники промышленных предприятий и сельского хозяйства.
Единственным в стране научным центром по оказанию профпатологической помощи работающему населению является Национальный центр гигиены труда и профессиональных заболеваний (НЦ ГТ и ПЗ), который занимается изучением влияния производственных и экологических факторов на организм человека, оценкой профессионального риска, оказанием специализированной медицинской помощи больным ПЗ; определением связи заболеваний с данными факторами, разработкой патогенетических основ профилактики, диагностики и лечения ПЗ, оказанием консультативной помощи по вопросам
профпатологии, повышением квалификации врачей. Филиалы Центра - Восточно-Казахстанский в г. Усть-Каменогорск, Западно-Казахстанский в г. Актобе и Южно-Казахстанский в г. Шымкент.
За последнее десятилетие отмечается рост профессиональной заболеваемости в 3,5 раза. Если в 2001 г. ее уровень составлял 2,3 на 10 тыс. работников промышленных предприятий и сельского хозяйства, то в 2010 г. - 8,1. ПЗ характеризуется высоким удельным весом сочетанных случаев (до 20,6%) - у 747 больных выявлено 1136 случаев ПЗ. При распределении первичной профессиональной патологии по классам болезней преобладают болезни органов дыхания (30%), костно-мышечной системы и соединительной ткани (28,3%), болезни уха (19,2%). Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин составляют 11,6%.
Факторы, обусловливающие рост профессиональной заболеваемости:
■ сокращение объемов и финансирования мероприятий по улучшению условий труда работающих;
■ износ технологического оборудования, сокращение объемов капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, машин и оборудования;
■ низкий уровень работ на предприятиях по реконструкции и техническому перевооружению, внедрению новых технологий, механизации и автоматизации производственных процессов, замене изношенного и модернизации устаревшего оборудования;
■ неудовлетворительное качество и оперативность санитарно-эпидемиологической экспертизы производственных условий;
■ низкий уровень аттестации рабочих мест; недостаточный государственный надзор за соблюдением нормативных требований охраны труда;
■ недостаточный объем проводимых профилактических работ;
■ несовершенство нормативной базы по охране труда и профпатологии; отсутствие системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками на рабочем месте.
Наиболее высокие показатели профессиональной заболеваемости отмечаются на предприятиях горнодобывающей (64%), угольной (19%,) и металлургической промышленности (10,7%). Удельный вес ПЗ работников химической промышленности составляет 2,6%, нефтегазовой -2,1%. Регистрируемый уровень профессиональной заболеваемости не адекватен состоянию условий труда в Казахстане и значительно ниже, чем в странах Европы и России (в Германии - 13 365 случаев, во Франции - 51 142 случая, в Финляндии- 5 311 случаев, в России - 7 691 случай). Очевидно, что основная часть ПЗ маскируется в структуре общей заболеваемости, поэтому работники с нарушениями здоровья, возникшими в процессе труда, не получают надлежащего меди-
цинского обслуживания и социальных компенсаций за утрату здоровья.
Целевой индикатор мониторинга деятельности ПМСП по оценке качества первичных медицинских осмотров (ПМО) работающих - снижение удельного веса запущенных форм ПЗ среди впервые выявленных - свидетельствует о сохранении ненадлежащего уровня медицинских услуг. Удельный вес больных с запущенными случаями ПЗ продолжает оставаться достаточно высоким -от 49 до 43,5%.
Самый высокий удельный вес профессиональной заболеваемости зарегистрирован в Восточно-Казахстанской (37,3 на 10 тыс. работников) и Карагандинской (31,4 на 10 тыс. работников) областях.
Накопленный контингент по республике за 10 лет составляет 7 515 больных с пЗ, из них 29% - инвалиды по ПЗ, 41% - регрессники с частичной потерей профтрудоспособности. Численность лиц, впервые признанных инвалидами по ПЗ, составила в 2010 г. 201 человек или 0,13 на 10 000 населения.
Факторы медицинского риска, способствующие росту инвалидности от ПЗ:
■ ликвидация на большей части территории Казахстана медсанчастей, здравпунктов, санаториев-профилакториев;
■ недостаточный региональный уровень оказания ПП, который представлен 11 профпатоло-гическими кабинетами в Астане, Атырау, Таразе, Шымкенте и 7 в ВКО. Существует потребность в формировании еще 27 кабинетов;
■ недостаточная укомплектованность медицинских организаций, проводящих ПМО, специалистами, прежде всего, профпатологами; отсутствие подготовки по профпатологии узких специалистов;
■ слабая материально-техническая база (МТБ) для проведения регламентированных обследований;
■ несовершенство системы лицензирования медицинских учреждений по видам деятельности «медицинские осмотры», «экспертиза профпригодности» в плане оценки их оснащенности оборудованием, укомплектованности специалистами и уровня подготовки по профпатологии;
■ вопрос финансирования ПМО, которые проводятся на средства работодателя. Право работодателя на выбор медицинского учреждения и специалистов приводит к тому, что могут привлекаться врачи, недостаточно компетентные.
Также в росте инвалидности от ПЗ имеют значение: сокрытие работником ранних признаков ПЗ; незаинтересованность работодателя в выявлении ПЗ в связи с перспективами увеличения страховых выплат; усиление тенденции сокрытия работодателями имеющихся рисков развития ПЗ, допуска работников к деятельности без учета медицинских заключений; расторжения трудовых отношений при заболевании работника.
В результате дефицита специалистов-
профпатологов, неудовлетворительного качества подготовки медицинских кадров по профпатоло-гии и низкой МТБ организации ПМСП не обеспечивают надлежащее качество медицинских услуг при проведении обязательных ПМО. Выявлена масса нарушений требований санитарного законодательства. Подтверждением являются результаты проверки деятельности отдельных медицинских организаций Комитетом контроля в сфере оказания медицинских услуг по качеству проведения ПМО.
В 2010 г. удельный вес охвата ПМО в республике составил 93,6% работающих. Руководителями хозяйствующих субъектов к работе был допущен значительный контингент работников (90 110 чел.), не прошедших медицинского освидетельствования, что создает угрозу для жизни и здоровья.
На Национальном Координационном совете по охране здоровья при Правительстве РК в декабре 2010 г. освещена необходимость выработки мер по снижению уровня запущенных форм ПЗ. Решено: 1) НЦ ГТ и ПЗ - разработать проект совместных действий МЗ и МТ и СЗ РК по охране здоровья работающих в РК; 2) Управлениям здравоохранений областей, городов Астана, Алматы - открыть профпатологические кабинеты в структуре КДП.
Выработан курс на повышение качества и достижение конкурентоспособности научных исследований в области гигиены труда и профпато-логии. Стратегический план построения качественной профпатологической службы включает в себя 5 направлений:
1. Повышение эффективности межсекторального и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья работающего населения Республики.
2. Усиление профилактических мероприятий, скрининговых исследований, совершенствование диагностики, лечения и реабилитации ПЗ, т.е. охват всех работающих во вредных условиях ПМО; разработка и внедрение стандартов ведения ПМО согласно специфике целевых групп; совершенствование скрининговых программ диагностики ПЗ; создание региональной модели фармацевтической помощи больным с ПЗ; разработка и внедрение стандартов диспансерного наблюдения за больными профпатологией на основе доказательной медицины; увеличение доступности реабилитации больных с ПЗ на уровне регионов.
3. Повышение эффективности управления системой здравоохранения в области профпато-логии, включающее в себя разработку и утверждение Положения о ПС; формирование региональной ПС; формирование Государственного регистра ПЗ населения; создание и развитие типовых медицинских пунктов при промышленных предприятиях.
4. Развитие системы кадровых ресурсов в профпатологии и гигиене труда, совершенство-
вание учебно-методической базы ПП.
5. Развитие научно-исследовательской деятельности в соответствии с потребностью и приоритетами ПС в области управления профессиональными и экологическими рисками и совершенствование диагностики, лечения и реабилитации ПЗ.
По 1 стратегическому направлению для минимизации воздействия вредных производственных и других факторов, сохранения здоровья работников, обеспечения продолжительности активной жизни и трудоспособности; обеспечения безопасности труда на основе повышения ответственности работодателей за состояние условий и охраны труда; обеспечение гарантий правовой социальной защиты работников от профессиональных рисков и соответствии с решением Координационного совета при Правительстве РК и Глобальным планом действий ВОЗ необходима разработка проекта совместных действий МЗ и МТ и СЗ РК по охране здоровья работающих, который должен включать в себя следующие аспекты: первичную профилактику профессиональных рисков; повышение качества условий труда на рабочих местах; совершенствование организации медицинской помощи работающему населению. Должна быть создана документально оформленная Национальная программа действий в сфере охраны/ труда.
Для того, чтобы четко определить роль государства, работодателя и гражданина в вопросах здоровья работающих, предлагается повышение ответственности государства за здоровье работающих, ответственности работодателя; развитие солидарной ответственности самих граждан. Необходимо совершенствование НПБ, направленного на внедрение системы управления профессиональными рисками в сфере охраны труда, НПБ профпатологической службы. Необходимо повышать уровень обеспечения государственного надзора и контроля за соблюдением нормативных требований охраны труда, совершенствование системы непрерывной подготовки работников по охране труда. Также крайне важно усилить требования при выдаче лицензий на проведение ПМО, рассмотреть возможность проведения постлицензионного контроля за их качеством.
Ожидаемые результаты: в рамках реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан будут:
■ разработана система оценки и управления профессиональных рисками на рабочих местах и состояния здоровья работников;
■ проведена модернизация НПБ в сфере охраны труда и профпатологии;
■ сформированы информационные ресурсы системы управления профессиональными рисками; Государственный регистр ПЗ населения;
■ создана национальная школа профпатоло-гов, специалистов медицины труда и медицинской экологии;
■ повышена доступность и качество профпа-тологической помощи, снижен уровень запущенных случаев первичных профзаболеваний;
■ достигнуто сохранение и укрепление здоровья граждан, увеличение продолжительности жизни работающего населения;
■ в связи с переходом на 12-летнее образование школьников организована группа сотрудников на х/д основе по изучению влияния факторов на здоровье школьников с обоснованием рекомендации;
■ в дальнейшем вместе с КГМУ планируется организовать национальный инновационный комплекс с университетом, а НЦ ГТ и ПЗ будет функционировать как научный институт по подготовке кадров.
■ использовать лабораторную базу и клинику в подготовке врачей и после вузовской переподготовке специалистов в области медицины труда.
Поступила 07.12.2011 г.
Ye. N. Sraubayev, B. K. Zhumabekova, A. U. Amanbekova
CURRENT ISSUES AND OCCUPATIONAL WORKERS' HEALTH IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
The State Program of Health of the Republic of Kazakhstan «Salamatty- Kazakhstan» for 2011-2015 clearly defines the main strategic objectives: strengthening preventive measures and screening tests, improving diagnosis, treatment and rehabilitation of injuries, further improvement of sanitary-epidemiological service.
Е. Н. Сраубаев, Б. К. Жумабекова, А. У. Аманбекова
КАЗАКСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫЦ Ж¥МЫС 1СТЕЙТ1Н Т¥РРЫНДАРЫНЫЦ ЕЦБЕК ГИГИЕНАСЫ МЕН ДЕНСАУЛЫРЫН САКТАУДЫЦ МАЦЫЗДЫ МЭСЕЛЕЛЕР1
Казакстан Республикасыныч денсаулык сактау саласыныч 2011-2015 жылдарра арналран «Саламат-ты Казакстан» мемлекеттiк бардарламасында мынандай негiзгi стратегиялык мiндеттер белгiленген: профилактикалык iс-шараларды, скринингтiк зерттеулердi кYшейту, жаракаттардыч диагностикасын, емделуi мен очалтуын жет^ру, санитарлык-эпидемиологиялык кызметтi одан эрi жет^ру.