и иных видов контроля» // Собрание законодательства Российской Федерации. 29.03.2016. № 35. Ст. 4777; Постановление Правительства РФ от 25 августа 2014 г. №811 «Об утверждении Правил передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля» // Собрание законодательства Российской Федерации. 29.03.2016. № 34. Ст. 4669.
3. Ефремов Д.В. Классификация законных оснований пересечения внешней границы территориального моря РФ российскими судами на примере дальневосточного морского бассейна// Отечественная юриспруденция. 2017. №2(16). С. 39.
4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г.
№ 81-ФЗ в ред. от 03 июля 2016 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.
5. Шарвани Э.Н.К., Уголовно - правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным пересечением Государственной границы РФ // Известия Тульский государственного университета. 2013 .№ 2. С. 234-235.
6. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 29.04.2009 N 25-009-18, документ опубликован не был.
7. Телегина Т.Д. Использование специальных знаний в современной практике расследования преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С.5.
8. Горяинов А.В. Методика расследования незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации «в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации»: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 69.
9. Облаков А.Ф., Облаков А.А. Организация и тактика расследования незаконного пресечения Государственной границы Российской Федерации. Хабаровск : Хабаровский военный институт Федеральной пограничной службы Российской Федерации. 2002. С. 72-74.
References and Source
1. Holopova E.N., Kisilev A.A Kompleksnaya harakteristika prestuplenij, svyazannyh s nezakonnym peresecheniem gosudarstvennoj granicy Rossijskoj Federacii, sovershaemyh na territorii Respubliki Krym. // Biblioteka kriminalista. 2016. № 6 (29). S. 271.
2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27 iyulya 2014 g. № 863 «Ob utverzhdenii Pravil uvedomleniya pogranichnyh organov o namerenii peresech' gosudarstvennuyu granicu Rossijskoj Federacii rossijskimi sudami, imeyushchimi pravo na neodnokratnoe peresechenie gosudarstvennoj granicy Rossijskoj Federacii bez prohozhdeniya pogranichnogo, tamozhennogo i inyh vidov kontrolya» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 29.03.2016. № 35. St. 4777; Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 25 avgusta 2014 g. №811 «Ob utverzhdenii Pravil peredachi v pogranichnye organy dannyh o mestopolozhenii sudov, neodnokratno peresekayushchih gosudarstvennuyu granicu Rossijskoj Federacii bez prohozhdeniya pogranichnogo, tamozhennogo (v chasti soversheniya tamozhennyh operacij, svyazannyh s pribytiem (ubytiem) sudov) i inyh vidov kontrolya» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 29.03.2016. № 34. St. 4669.
3. Efremov D.V. Klassifikaciya zakonnyh osnovanij peresecheniya vneshnej granicy territorial'nogo morya RF rossijskimi sudami na primere dal'nevostochnogo morskogo bassejna// Otechestvennaya yurisprudenciya. 2017. №2(16). S. 39.
4. Kodeks torgovogo moreplavaniya Rossijskoj Federacii ot 30.04.1999 g.
№ 81-FZ v red. ot 03 iyulya 2016 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1999. № 18. St. 2207.
5. SHarvani EH.N.K., Ugolovno - pravovaya harakteristika prestuplenij, svyazannyh s nezakonnym peresecheniem Gosudarstvennoj granicy RF // Izvestiya Tul'skij gosudarstvennogo universiteta. 2013 .№ 2. S. 234-235.
6. Kassacionnoe opredelenie Verhovnogo Suda RF ot 29.04.2009 N 25-СЮ9-18, dokument opublikovan ne byl.
7. Telegina T.D. Ispol'zovanie special'nyh znanij v sovremennoj praktike rassledovaniya prestuplenij: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2008. S.5.
8. Goryainov A.V. Metodika rassledovaniya nezakonnogo peresecheniya Gosudarstvennoj granicy Rossijskoj Federacii «v punktah propuska cherez Gosudarstvennuyu granicu Rossijskoj Federacii»: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2005. S. 69.
9. Oblakov A.F., Oblakov A.A. Organizaciya i taktika rassledovaniya nezakonnogo presecheniya Gosudarstvennoj granicy Rossijskoj Federacii. Habarovsk : Habarovskij voennyj institut Federal'noj pogranichnoj sluzhby Rossijskoj Federacii. 2002. S. 72-74.
ЕФРЕМОВ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - специалист ООО «Центр экспертизы и правовой защиты». EFREMOV, DMITRY V. - specialist of OOO "Center for Expertise and Legal Protection" ([email protected]).
УДК 341.222
ПЕТУШКОВ А.А.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГЕОИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевые слова: военная организация, геоинформационное обеспечение, информация, национальная безопасность, пограничная деятельность, пограничное пространство, технологии.
В статье на основании проведенного научно-теоретического обобщения различных точек зрения исследователей и положений действующего законодательства проанализировано понятие геоинформационного обеспечения применительно к территориям и различным видам деятельности, на основании чего сформулировано и обосновано авторское определение геоинформационного обеспечения пограничной деятельности; изучен уровень его развития на современном этапе и обозначены соответствующие перспективы в целях обеспечения национальной безопасности страны в пограничном пространстве, блокирования существующих угроз и повышения обороноспособности государства.
PETUSHKOV, A.A.
CURRENT STATE AND PROSPECTS OF GEOINFORMATION SUPPORT OF BORDER ACTIVITIES
Keywords: military organization, geoinformation support, information, national security, border activities, border space, technologies.
The article analyzes the concept of geoinformation support in relation to the territories and various types of activities on the basis of scientific and theoretical generalization of various points of view of researchers and the provisions of the current legislation. the author's definition of geoinformation support of border activities is formulated and justified on the basis of this analysis; the level of
its development at the present stage is studied and the corresponding prospects for ensuring the national security of the country in the border area, blocking existing threats and improving the defense of the state are outlined.
Современный уровень развития телекоммуникационных и цифровых технологий позволяет существенно упростить и автоматизировать процесс решения определенных задач в различных сферах жизни общества. При этом данное обстоятельство диктует необходимость задействования возможностей геоинформационного обеспечения в таких принципиально важных сферах как обеспечение национальной безопасности государства и укрепление обороноспособности страны. С целью решения данного вопроса первоначально важно определиться с понятием геоинформационного обеспечения, в дальнейшем адаптировав его к пограничной деятельности.
Важно отметить, что термин «геоинформационное обеспечение» официально введен в научный оборот сравнительно недавно, постепенно сменяя и полностью вытесняя понятие геодезического обеспечения. В связи с чем в настоящее время отмечается определенная терминологическая несогласованность и взаимное смешение понятий геоинформационного обеспечения территорий и геоинформационного обеспечения определенных видов деятельности. Обобщая имеющиеся в теоретических источниках мнения [1; 2; 3], можно прийти к выводу о том, что геоинформационное обеспечение территорий представляет собой процесс комплексного решения задач по обеспечению экономических и общественных потребностей на основе компьютерных и информационных технологий в географическом пространстве, моделирование географического пространства, пространственный анализ, подготовка пространственных решений и интеграция геопространственных данных.
В результате чего сущность геоинформационного обеспечения территорий составляет комплекс процессов создания, представления, актуализации и использования пространственной информации на основе геодезического метода определения пространственного положения и формы предметов (включая процессы, явления и события) окружающего мира в геодезических системах координат. Применительно к пограничной деятельности в данном ракурсе необходимо особо подчеркнуть, что на современном этапе развития общества и государства, задачи геоинформационного обеспечения также заключаются в обеспечении безопасности границ и неприкосновенности территорий, определяющиеся положениями концепции устойчивого развития территорий и новыми возможности, обусловленные новыми техническими и технологическими достижениями.
Как верно отмечает А.П. Карпик, развитие экономики и общества в современных условиях неразрывно связано с многогранной актуальнейшей проблемой человечества -обеспечением устойчивости и безопасности его развития. Проявление этой проблемы выражается чаще всего в необходимости взаимной увязки всех решений сферы управления и обеспечения жизнедеятельности общества локального, регионального и глобального уровней иерархии территорий. Соответственно возрастает необходимость междисциплинарных исследований и комплексного межотраслевого подхода к выработке решений. А это, в свою очередь, требует организации совместного комплексного использования информационных ресурсов различных отраслей [4].
На основании результатов проведенного теоретического анализа можно утверждать, что рассмотрение геоинформационного обеспечения территорий не позволяет выявить все закономерности и особенности, присущие геоинформационному обеспечению как процессу применительно к различным видам деятельности. В связи с чем рассмотрение геоинформационного обеспечения определенных видов деятельности с методологической и научной точек зрения представляется более обоснованным, поскольку позволяет отразить отличительные черты и закономерности геоинформационного обеспечения применительно к отраслевой специфике и практической направленности. Но и в данном направлении научных изысканий наблюдается разрозненность понятий, несогласованность мнений различных авторов и отсутствие единого подхода к определению геоинформационного обеспечения деятельности.
Так, результаты проведенного анализа теоретических источников по данной теме позволяют сделать обобщенный вывод о том, что геоинформационное обеспечение деятельности представляет собой процесс сбора, обработки, хранения и доведения до потребителей изображений и описаний местности, геодезических и гидрометеорологических данных в виде
графических, текстовых, цифровых и фотодокументов [5; 6; 7]. Процесс геоинформационного обеспечения является непрерывным, что обусловлено постоянным изменением погодных условий и местности из-за воздействия на них как человека, так и природных явлений.
Важно отметить, что в настоящее время понятие геоинформационного обеспечения является объектом рассмотрения не только в научном аспекте, но и указывается на необходимость его нормативного правового закрепления. При этом в настоящее время отсутствует нормативно закрепленное определение геоинформационного обеспечения деятельности, что создает дополнительные трудности в научно-теоретическом осмыслении рассматриваемого понятия. Руководствуясь имеющимися теоретическими источниками по данной теме, можно отметить, что общим для всех трактовок геоинформационного обеспечения, в том числе применительно к пограничной деятельности, является то, что независимо от сферы применения геоинформационное обеспечение представляет собой комплекс (совокупность) организационно-технических мероприятий, основанный на применении современных геоинформационных технологий. Как справедливо в контексте представленного определения с позиций военного права отметили Е.В. Воронин, В.С. Кашин, Л.Т. Яблонский, на объемы и качественные характеристики этого геоинформационного обеспечения влияет развитие техники, а также совершенствование военного искусства [8].
Весьма интересна и своевременна в данном случае позиция ведомства: «Геоинформационное обеспечение - это комплекс организационно-технических мероприятий, основанный на применении современных информационных технологий и направленный на создание запасов геоинформационных ресурсов в целях обеспечения ими пограничных органов, подразделений Пограничной службы ФСБ России и образовательных учреждений ФСБ России пограничного профиля. Основной целью создания системы геоинформационного обеспечения является повышение эффективности решения управленческих задач в пограничных органах и подразделениях Пограничной службы ФСБ России. В целях создания системы проводятся работы по формированию соответствующей инфраструктуры, разработке правовой базы и концепции геоинформационного обеспечения, а также по обеспечению пограничных органов средствами топогеодезической и навигационной информации. Создание системы геоинформационного обеспечения пограничных органов позволит органам управления осуществить эволюционный переход от традиционных технологий обработки пространственной информации к геоинформационным» [9].
Анализируя имеющиеся точки зрения по вопросу геоинформационного обеспечения отдельных видов деятельности, следует подчеркнуть, что обобщающим признаком является то, что геоинформационное обеспечение - это топогеодезическое обеспечение XXI века [10; 11], что указывает на инновационную составляющую в данной деятельности. В целом, имеющиеся точки зрения на определение геоинформационного обеспечения отражают общий смысл, закладываемый исследователями в понимание данного определения: единая система геоинформационной поддержки, подготовки и принятия управленческих решений в определенных сферах жизни общества и в рамках определенных видов деятельности на основе анализа, обработки и использования информации, получаемой с использованием современных геоинформационных технологий. В связи с тем, что термин «обеспечение» [12], применяемый самостоятельно, подразумевает выполнение определенных практических действий и предполагает реализацию комплекса мероприятий, объединенных общим замыслом и целями, целесообразно сделать вывод о том, что геоинформационное обеспечение отдельных видов деятельности представляет собой в общем виде осуществление комплекса действий по применению геоинформационных ресурсов в зависимости от вида деятельности и преследуемых задач.
На основании вышеизложенного, обобщая представленные точки зрения по исследуемому вопросу, руководствуясь результатами проведенного теоретического анализа, с учетом специфики пограничной деятельности, можно сделать вывод о том, что геоинформационное обеспечение пограничной деятельности - это совокупность мер правового, организационного, технического, кадрового характера, направленное на создание необходимых условий и возможностей по накоплению, обработке, хранению и использованию пограничными органами
информационных ресурсов, образованных в результате применения геоинформационных технологий, в целях осуществления пограничной деятельности.
Геоинформационное обеспечение пограничной деятельности невозможно без соответствующего инфраструктурного обеспечения этой деятельности. В данном случае, исходя из общего понимания данного понятия [13]. Инфраструктура - комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и обеспечивающих основу функционирования системы. В современном русском языке в общеупотребительном значении инфраструктура - это совокупность предприятий, учреждений, систем управления, связи и т.п., обеспечивающая деятельность общества или какой-либо ее сферы. В английском языке термин «инфраструктура» (англ. infrastructure) появился в 1920 - 1928 гг. и первоначально использовался в военной сфере, где им обозначали комплекс сооружений, обеспечивающих действие вооруженных сил.
Под инфраструктурой геоинформационного обеспечения понимается совокупность геоинформационных ресурсов, объединяющих в себе геопространственную информацию, применение которой в зависимости от преследуемых целей и задач возможно при соблюдении установленных правил доступа. В связи с вышеизложенным, следует согласиться с мнением В.Г. Иванова, С.А. Панихидников, К.В. Королева о том, что в основе решения задач обеспечения национальной безопасности страны лежат информационные ресурсы, составной частью которых являются геоинформационные ресурсы. Важнейшей составляющей геоинформационных ресурсов является геопространственная информация (ГПИ). Широкое применение ГПИ в различных специализированных автоматизированных системах, разрабатываемых с использованием геоинформационных систем, обеспечивает необходимую поддержку принятия управленческих решений на всех уровнях военного управления [14].
Современный этап развития автоматизированных систем управления, систем поддержки принятия решений, навигации и связи, а также современные потребности Пограничной службы, характеризуется увеличением числа задач и возрастающей потребностью в актуальной, достоверной, оперативной и всесторонней геопространственной информации, необходимой для качественного решения задач. Постоянное нарастание объема и важности геоинформации, необходимость обеспечения гибкого и оперативного реагирования на изменение обстановки обусловливают поиск новых путей повышения эффективности управления, которые затрагивали бы не столько технологическое совершенствование средств автоматизации, сколько разработку новых подходов и методов представления, хранения и использования геоинформационных данных. Одним из таких подходов является создание единого геоинформационного пространства, являющегося составной частью Единого информационного пространства Пограничной службы.
Применительно к пространственным информационным ресурсам это требование сводится к интегрированию различной тематической информации об объектах территории на единой пространственно-координатной основе, что является предметом познания в данном случае. Таким образом, в соответствии с новыми потребностями обеспечения безопасности государства, соблюдении его национальных интересов, усложнением окружающей среды за счёт техногенной составляющей, рамки геоинформационного обеспечения пограничной деятельности существенно расширяются, а его содержание изменяется. Уже на данном этапе можно рассуждать о том, что геоинформационное обеспечение пограничной деятельности представляет собой сложный многоуровневый процесс, в основе которого в первоочередном порядке находятся современные достижения технических и прикладных наук геодезического профиля, а также естественнонаучных дисциплин - географии, топографии и иных. Так, современная геодезия охватывает, в широком смысле, междисциплинарный научный и производственный комплекс, предназначенный для определения формы, размеров и гравитационных полей Земли, топографических съемок и картографического изображения ее поверхности, для обеспечения решений оборонных, экологических, управленческих и разнообразных инженерных задач.
На фоне обозначенных тенденций, все более широкое применение находят геоинформационные системы, представляющие собой автоматизированные информационные системы, отображающие пространственные данные о самых разных явлениях природы и общества, являющиеся сравнительно новым объектом для правового регулирования. Сегодня
трудно переоценить значение геоинформационных технологий, используемых в обороне и защите национальных интересов, морской и сухопутной навигации, в природопользовании, в моделировании негативных природных процессов и др. В силу приведенных причин, требований и условий, предъявляемых к обеспечению национальной безопасности, вопросы правового обеспечения вышеуказанных процессов приобретают особую значимость и актуальность.
При указанных достижениях в сфере геоинформационного обеспечения пограничной деятельности, на основании анализа практических и аналитических материалов на ведомственном уровне, возможно выделить определенные его недостатки и неиспользованные резервы. Так, современное состояние геоинформационного обеспечения пограничной деятельности характеризуется:
- недостатком теоретических разработок в данной сфере (терминологической определенности понятий, объекту геоинформатики и пр.);
- необходимостью разработки программного обеспечения надлежащего уровня в сфере получения, обработки, хранения и использования геоинформационных данных;
- наличием межведомственных разногласий по вопросам получения, накопления и обмена геоинформационными данными;
- сложностями в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов соответствующей компетенции на федеральном и ведомственном уровнях (в результате чего реальные возможности использования геоинформационных систем существенно отстают от возможного потенциала их применения);
- наличием существенных противоречий между техническими возможностями применения геоинформационных технологий, в том числе в пограничной деятельности, и существующим уровнем нормативно-правового регулирования данной деятельности.
Перечисленные обстоятельства указывают на особую актуальность и практическую необходимость совершенствования геоинформационного обеспечения пограничной деятельности на федеральном, ведомственном и межведомственном уровнях, необходимость устранения имеющихся противоречий с целью планомерного повышения его эффективности в целях обеспечения необходимого уровня защищенности национальных интересов государства в пограничном пространстве.
Литература и источники
1. Карпик А.П. Современное состояние и проблемы геоинформационного обеспечения территорий // Интерэкспо ГеоСибирь, 2012.
2. Карпик А.П. Геодезическая пространственная информационная система для обеспечения устойчивого развития территорий. Дисс. ... докт. техн. наук. Новосибирск, 2004. 295 с.
3. Радченко Л.К., Дешко А.Г. К вопросу геоинформационного картографирования особо охраняемых территорий Новосибирской области // Интерэкспо Гео-Сибирь, 2017. С. 100-102.
4. Карпик А.П. Современное состояние и проблемы геоинформационного обеспечения территорий // Интерэкспо ГеоСибирь. № 2, 2012.
5. Данилов В.А. Геоэкологические основы и геоинформационное обеспечение деятельности национального парка (на примере НП «Хвалынский») Автореф. дисс... канд. географ. наук: Астрахань, 2010.
6. Ермолаев О.П., Белоногов В.А., Мальцев К.А. Эколого-геоинформационное обеспечение деятельности предприятий нефтегазодобывающего комплекса // Ученые записки Казанского университета. Серия «Естественные науки». Том 150, № 4, 2008.
7. Красильников П.А., Коноплев А.В., Кустов И.В., Красильникова С.А. Геоинформационное обеспечение инженерно-экологических изысканий // Фундаментальные исследования. № 10 (часть 14), 2013.
8. Воронин Е.В., Кашин В.С., Яблонский Л.Т. Геоинформационное обеспечение вооруженных сил США // Зарубежное военное обозрение. № 10, 2005. С. 6-15.
9. Официальный сайт Пограничной службы ФСБ России // М1р://р8.£8Ъ.ги^епега1/ЫоЛ1е1аД8.Мт!111= 10320573°/о40£8ЪЛг11с1е.Мт1. Дата обращения 01.03.2018 г.
10. Корж М.М., Беленков В.В. Основные направления применения геоинформационных технологий в военном деле // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gisinfo.ru/item/41.htm. Дата обращения 13.03.2018 г.
11. Утекалко В.К., Бирзгал В.В., Крючков А.Н. Актуальные вопросы разработки и применения геоинформационных систем военного назначения // Геодезия, картография, кадастр, ГИС - проблемы и перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф., Новополоцк, 9-10 июня 2016 г. : в 2 ч. / Министерство образования РБ, Полоцкий гос. ун-т ; редкол.: Г.А. Шароглазова [и др.]. Новополоцк: ПГУ, 2016. Ч. 1. С. 159-170.
12. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам); Академический орфографический ресурс: Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН //Справочно-информационный портал Грамота.ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gramota.ru/slovari. Дата обращения 17.03.2018 г.
13. https://ru.wikipedia.org/wiki/Инфраструктура. Дата обращения 29.03.2018 г.
14. Иванов В.Г., Панихидников С.А., Королев К.В. Анализ современных геоинформационных систем для применения в системах военного назначения // Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании: сборник научных статей III Международной научно-технической и научно-методической конференции. 2014. С. 820-825.
References and Source
1. Karpik A.P. Sovremennoe sostoyanie i problemy geoinformacionnogo obespecheniya territorij // Interehkspo Geo-Sibir', 2012.
2. Karpik A.P. Geodezicheskaya prostranstvennaya informacionnaya sistema dlya obespecheniya ustojchivogo razvitiya territorij. Diss. ... dokt. tekhn. nauk. Novosibirsk, 2004. 295 s.
3. Radchenko L.K., Deshko A.G. K voprosu geoinformacionnogo kartografirovaniya osobo ohranyaemyh territorij Novosibirskoj oblasti // Interehkspo Geo-Sibir', 2017. S. 100-102.
4. Karpik A.P. Sovremennoe sostoyanie i problemy geoinformacionnogo obespecheniya territorij // Interehkspo Geo-Sibir'. № 2, 2012.
5. Danilov V.A. Geoehkologicheskie osnovy i geoinformacionnoe obespechenie deyatel'nosti nacional'nogo parka (na primere NP «Hvalynskij») Avtoref. diss. kand. geograf. nauk: Astrahan', 2010.
6. Ermolaev O.P., Belonogov V.A., Mal'cev K.A. EHkologo-geoinformacionnoe obespechenie deyatel'nosti predpriyatij neftegazodobyvayushchego kompleksa // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya «Estestvennye nauki». Tom 150, N° 4, 2008.
7. Krasil'nikov P.A., Konoplev A.V., Kustov I.V., Krasil'nikova S.A. Geoinformacionnoe obespechenie inzhenerno-ehkologicheskih izyskanij // Fundamental'nye issledovaniya. № 10 (chast' 14), 2013.
8. Voronin E.V., Kashin V.S., YAblonskij L.T. Geoinformacionnoe obespechenie vooruzhennyh sil SSHA // Zarubezhnoe voennoe obozrenie. № 10, 2005. S. 6-15.
9. Oficial'nyj sajt Pogranichnoj sluzhby FSB Rossii // http://ps.fsb.ru/general/info/details.htm!id=10320573%40fsbArticle.html. Data obrashcheniya 01.03.2018 g.
10. Korzh M.M., Belenkov V.V. Osnovnye napravleniya primeneniya geoinformacionnyh tekhnologij v voennom dele // [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://gisinfo.ru/item/41.htm. Data obrashcheniya 13.03.2018 g.
11. Utekalko V.K., Birzgal V.V., Kryuchkov A.N. Aktual'nye voprosy razrabotki i primeneniya geoinformacionnyh sistem voennogo naznacheniya // Geodeziya, kartografiya, kadastr, GIS - problemy i perspektivy razvitiya: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Novopolock, 9-10 iyunya 2016 g. : v 2 ch. / Ministerstvo obrazovaniya RB, Polockij gos. un-t ; redkol.: G.A. SHaroglazova [i dr.]. Novopolock: PGU, 2016. CH. 1. C. 159-170.
12. Azimov EH.G., SHCHukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam); Akademicheskij orfograficheskij resurs: Institut russkogo yazyka im. V. V. Vinogradova RAN //Spravochno-informacionnyj portal Gramota.ru. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://gramota.ru/slovari. Data obrashcheniya 17.03.2018 g.
13. https://ru.wikipedia.org/wiki/Infrastruktura. Data obrashcheniya 29.03.2018 g.
14. Ivanov V.G., Panihidnikov S.A., Korolev K.V. Analiz sovremennyh geoinformacionnyh sistem dlya primeneniya v sistemah voennogo naznacheniya // Aktual'nye problemy infotelekommunikacij v nauke i obrazovanii: sbornik nauchnyh statej III Mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj i nauchno-metodicheskoj konferencii. 2014. S. 820--825.
ПЕТУШКОВ А.А. - специалист ООО «Центр экспертизы и правовой защиты», г. Калининград. PETUSHKOV, A. A. Specialist of LLC " center of expertise and legal protection», Kaliningrad, Russia.
УДК 343.(075.8)
ХАЧАК Б.Н., ПШИЗОВА Е.Н. АКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА: ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ
Ключевые слова: акт международного терроризма, объективная сторона и субъективная сторона акта международного терроризма, преступление террористического характера и направленности, общеопасное насилие, общественная и международная безопасность, власть, международные организации.
Статья посвящена анализу объективных и субъективных признаков акта международного терроризма. Авторы, изучив и проанализировав нормативно-правовые акты, научные статьи, сделали вывод о том, что в литературе существуют неоднозначные взгляды на понятие объекта террористического акта. В статье проанализированы и раскрыты недостатки законодательной конструкции ст. 361 УК РФ. Выводы были сформулированы на основе уголовного законодательства и материалов судебной практики.
KHACHAK, B.N., PSHIZOVA, E.N. AN ACT OF INTERNATIONAL TERRORISM: OBJECTIVE AND SUBJECTIVE FEATURES
Keywords: an act of international terrorism, objective side and subjective side of an act of international terrorism, a crime of terrorist nature and orientation, all-dangerous violence, public and international security, power, international organizations.
The article is devoted to the analysis of objective and subjective features of an act of international terrorism. The author has studied and analyzed the legal acts, scientific articles, and has concluded that there is no clear point of view in the literature on the objects of a terrorist act. The article analyzes and reveals the disadvantages of the legislative structure of article 361 of the Criminal code of the Russian Federation. The conclusions were based on criminal law and judicial practice.
В связи с тем, что современные технологии в области информационного, идеологического и финансового влияния широко используются непосредственно организаторами и исполнителями террористических актов, значительно возрастает степень угрозы терроризма, в связи, с чем он становится наиболее опасным для общества. Тенденция к росту числа преступлений террористического характера в современной России - есть следствие активизации деятельности международных террористических организаций, действия которых направлены на социально-политическую дестабилизацию общества. Террористическая деятельность сегодня