Иначе говоря, если нормы энергосбережения «навязываются» населению государством, то возникает дилемма: сильные регулятивные воздействия мало совместимы с рыночной экономикой и демократией, а слабые будут игнорироваться населением и одновременно подрывать его эндогенные стимулы к энергосбережению.
Поэтому важнейшую роль в политике энергосбережения играет ее информационное обеспечение, призванное представить населению энергосберегающие приборы, технологии и практики как привлекательные, современные и модные. Уже существует целый ряд позитивных примеров такого рода: например, инициативная программа Energy Star, созданная в 1992 году Агентством по охране окружающей среды США, получила широкое применение в рекламе компьютерных блоков питания, как соответствующих созданной в рамках указанной программы системе сертификации 80 PLUS. Успеху программы способствовало то, что уровни качества согласно 80 Plus получили привлекательные названия - «Бронза», «Серебро», «Золото» и «Платина», поэтому производители блоков питания охотно стали сертифицировать свои блоки по данному стандарту и акцентировать на нем внимание в рекламном продвижении блоков (например, получившая огромный успех серия высококачественных блоков компании Seasonic, так и названная - Platinum). Это вызывало у потребителей интуитивное доверие к более экономичным блокам питания и повышало желание их приобретения, даже когда фактическая выгода от экономии электроэнергии не позволяла в разумные сроки окупить разницу в цене между таким блоком питания и обычным. Свою роль в продвижении данного стандарта сыграло и то обстоятельство, что повышенная экономичность достигалась не ценой ухудшения других характеристик, а наоборот, сопровождалась их повышением: блок питания с повышенным КПД излучает меньше тепла, следовательно, может быть охлажден тихоходным и малошумным вентилятором (или же вообще обходиться пассивным охлаждением), что существенно повышает акустический комфорт пользователя.
Поэтому, с нашей точки зрения, стратегически абсолютно верное решение по замене лампочек накаливания на более эффективные было принято несколько преждевременно, в то время как рынок еще не был насыщен высокоэффективными и при этом качественными источниками: светодиодные лампы даже в настоящее время обладают достаточно слабым и при этом концентрированным светом, пригодным лишь для локального освещения, а большая часть имевшихся на рынке люминесцентных ламп обладала неприятным спектром свечения. Необходимо было вначале внедрять и рекламировать высококачественные люминесцентные лампы ведущих мировых производителей, сформировав о них представление потребителей как о модных и прогрессивных изделиях, а по-
том объявить программу перехода на эти лампы с государственной дотацией при условии сдачи старых высокомощных ламп накаливания, и лишь затем постепенно выводить лампы накаливания из обращения.
Еще одним важным шагом является визуализация экономии. Абстрактные киловатт*часы не способны воодушевить потребителя, пока они не затрагивают серьезно его бюджет. Осознавая это, многие производители предлагают собственные иллюстрации работы режимов энергосбережения - например, энергосберегающий режим мониторов Nec сопровождается иллюстрацией относительно экономии выбросов СО2, необходимых для производства дополнительной энергии, выраженной в деятельности условных деревьев. Однако для полноценного воспитания энергосберегающего сознания подобные меры должны предприниматься на уровне не отдельных производителей, а комплексной государственной программы [8].
Только ментальные трансформации населения, изменения его структуры ценностей, достигаемые с помощью системы информационной поддержки энергосберегающих мероприятий, позволят добиться поставленных целей и преобразовать экономику России в инновационную, энергоэффективную и экономичную, сберечь ее уникальные природные ресурсы.
Литература:
1. Ильковский К.К. Варианты адаптации зарубежного опыта ликвидации энергобедности // Контроллинг, 2011. - № 3.
2. Режим доступа: http://www.almodi.org/videokarti/igrovie-videokarti-gpu-chart-yanvar-2012/energopotreblenie.
3. Ostrom Е. with Crawford Sue E.S., «A Grammar of Institutions» // American Political Science Review, 1989. - № 3. - Pp. 582-600.
4. Frey B.S. Does Monitoring Increase Work Effort? The Rivalry with Trust and Loyalty // Economic Inquiry, 1993. - Vol. 31. - № 4. - P. 663-670.
5. Капелюшников Р.И. Множественность институциональных миров: Нобелевская премия по экономике-2009 // Экономический журнал ВШЭ, 2010. - № 1.
6. Ostrom E. Collective Action and the Evolution of Social Norms // Journal of Economic Perspectives, 2000. - Vol. 14. - № 3. - P. 137158.
7. Ильковский К.К. Стимулирование инновационной активности в малой энергетике: Монография. - М.: Московский печатник, 2011.
8. Ломакин М.И., Докукин А.В. Стандартизация качества продукции с ориентацией на интеграцию // Российское предпринимательство. - 2012. - № 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ПАРКА АВТОТРАНСПОРТНОЙ ТЕХНИКИ В РОССИИ
Битиева З.Р., аспирант ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
В данной статье проведен ретроспективный анализ развития коммунальной техники, показаны современное состояние муниципального парка автотранспортной техники в России, обоснована необходимость мер государственного стимулирования развития парка коммунальной техники.
Ключевые слова: автотранспортная техника, государственная поддержка, жилищно-коммунальное хозяйство.
MODERN STATE AND MAIN DIRECTIONS FOR DEVELOPMENT OF MUNICIPAL PARK OF MOTOR TRANSPORT VEHICLES IN RUSSIA
Bitieva Z., post-graduate student at FSUE «STANDARTINFORM»
The article provides an overview of a retrospective analysis of the development of municipal motor vehicles park in Russia as well as substantiates the necessity of measures towards government stimulation of its development.
Keywords: motor transportation vehicles, government support, housing and communal sector.
Вступление мирового сообщества в индустриальную стадию развития и наблюдающийся в настоящее время переход развитых стран к постиндустриальному обществу повлекли за собой бурный рост городского населения, поскольку именно города, главным образом большие, являются наиболее экономичным типом расселения, обеспечивающим экономию дорогостоящих территорий, сис-
тем инженерной инфраструктуры и более высокий по сравнению с сельским уровень коммунально-бытового обслуживания населения. Это, в свою очередь, повлекло за собой перманентное усложнение городской инфраструктуры и, прежде всего, инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), без которого невозможно представить жизнь современного человека в большом городе. Имен-
но оно обеспечивает комфортное и удобное проживание людей, предоставляет широкий спектр услуг: водоснабжение, энергообеспечение, канализация, теплоснабжение, капитальный и текущий ремонт зданий, сбор, вывоз и утилизация мусора, текущая уборка мест общественного пользования, благоустройство в виде содержания придомовых территорий.
Жилищно-коммунальное хозяйство на сегодняшний день -крупная отрасль социальной сферы, в которой сосредоточено почти 25% основных фондов, около 20% топливно-энергетических и примерно 15% трудовых ресурсов России. Численность работающих в ЖКХ страны составляет 4,2 млн. человек, в отрасли функционирует более полумиллиона предприятий. Масштабы хозяйства огромны, и важнейшей задачей органов местного самоуправления становится наиболее эффективное использование имеющегося потенциала. Производственная структура ЖКХ включает 17 подотраслей: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водо-, тепло-, газо- и электроснабжение, озеленение населенных пунктов, ремонт мостов, домов и набережных, берегоукрепительные работы, сбор и обезвреживание бытовых отходов, уличная уборка, гостиницы, бани, прачечные, ритуальное обслуживание и т.д.
Однако уровень развития, организации, качества и надежность работы жилищно-коммунального хозяйства не соответствует современным требованиям. Значительная часть инженерных сетей в городах и поселениях находятся в ветхом и аварийном состоянии с износом, превышающим 50%, и нуждается в замене или требует срочной реконструкции. При этом следует отметить, что данная отрасль оказывает огромное влияние на макроэкономическую ситуацию в стране, т.к. потребность в расходах на ЖКХ в бюджетах городов колеблется от 35-45%, фактически же финансирование осуществляется на 50-70% от потребности, что еще больше осложняет обеспечение устойчивого функционирования ЖКХ на местах [1]. Из-за недостаточного финансирования снижается объем ремонта жилья и инженерных коммуникаций. В этой связи отмечается тенденция смещения центра тяжести экономической и управленческой деятельности в большие и отчасти средние города, где решается более 70% проблем жизнеобеспечения людей, ибо переход к рыночным отношениям требует кардинальной перестройки сложившегося хозяйства и системы управления на всех уровнях. Одной из проблем, которая все более и более актуализируется с ростом городского населения, является проблема муниципального парка автотранспортной техники в нашей стране, обеспечивающего функционирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства.
Ретроспективный анализ показывает, что проблема поддержания чистоты и уборки мусора в городских агломерация имеет давнюю историю. Так, в античных городах мусор выбрасывали на мостовую, где он подолгу скапливался и убирали его лишь в исключительных случаях, с периодичностью, что называется «по большим праздникам», законодательно эта сфера никак не регулировалась. Однако в 320 г. до н.э. в Афинах появился первый закон в данной отрасли, и после его успешного применения подобный опыт переняли по всей Древней Греции, а впоследствии он нашел свое развитие в практике деятельности Древнего Рима.
После падения Рима об организованном сборе и захоронении бытовых отходов в мире забыли до 1714 г., когда каждому английскому городу было вменено в обязанность иметь муниципального мусорщика. В Америке организованный сбор мусора начался в конце XVIII столетия в Бостоне, Нью-Йорке и в Филадельфии.
Первая коммунальная техника появилась во второй половине XIX века и представляла собой тележки для уборки улиц. Данный вид техники наряду с лопатой и метлой представлял собой базовый набор коммунальной техники того времени, который, совершенствуясь, но без каких-либо принципиальных изменений просуществовал более 100 лет. Однако по мере роста числа городского населения, особенно начиная с тридцатых годов прошлого столетия, объем работ по поддержанию чистоты резко возрос. Кроме того, существенное влияние оказал перманентный процесс переселения сельского населения, культурный уровень которого все-таки существенно отличался от городского (общеизвестно, что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят). Количество мусора росло лавинообразно, он стал в буквальном смысле слова «поглощать города». В этой связи с особой остротой встала проблема разработки и производства специальной техники для поддержания чистоты и, прежде всего, для вывоза мусора.
С годами изобретались и совершенствовались новые и новые
виды коммунальной техники, самыми распространенными из которых стали мусоровоз, поливо-моечная машина, аварийно-ремонтная машина, машина для очистки канализационных сетей, перевозчики, автоподъемники (машины, оснащенные мультилифтом).
Автомобили-мусоровозы появились в начале ХХ века, как только первые неказистые грузовики начали работать на улицах городов. Вначале «мусоровоз с мотором» мало отличался от телеги мусорщика: отходы просто насыпали в кузов. Но когда в двадцатых годах прошлого столетия грузовики начали «получать профессии», не остались в стороне и мусоровозы - для них были сконструированы специальные кузова, системы погрузки-разгрузки и уплотнения отходов. Своего рода революцию в Германии произвела система Kuka, разработанная фирмой Keller & Knappich. В цилиндрическом кузове стоял огромный шнек - примерно такой же, как в мясорубке. При загрузке он, вращаясь в одну сторону, прессовал мусор, а при выгрузке, наоборот, выталкивал его наружу. В считанные годы эта система стала крайне популярной, причем перед Второй мировой войной существовали даже «кукомобили» устрашающих размеров на трехосном шасси Mercedes. Их вместимость - 15 кубометров - достаточно велика даже по сегодняшним меркам. Отметим, что эта система (конечно, модернизированная) существует и сегодня: ее под маркой Rotopress выпускает известная фирма FAUN.
Примерно к шестидесятым годам ХХ века облик и конструкция европейских мусоровозов окончательно сформировались - на шасси большого грузовика монтировался кузов с задней загрузкой и плитой-прессом внутри. В настоящее время подавляющее большинство европейских мусоровозов (70%) - это традиционные машины с загрузкой сзади. Помимо водителя их, как правило, обслуживают еще один-два человека - часто они стоят сзади на специальных подножках.
В последнее время получили распространение мусоровозы с боковой загрузкой (25%) и одним водителем-оператором. Они работают в основном в центрах городов, на широких улицах, где удобнее захватывать контейнеры со стороны борта. Еще 5% от общего числа мусоровозов составляют «экзотические машины», которые захватывают контейнеры спереди и опрокидывают их за кабину. Эти машины чаше всего обслуживают крупные торговые зоны и супермаркеты. В последнее время наметилась тенденция к уменьшению габаритов мусоровозов.
Бункеровозы предназначены для погрузки, разгрузки и перевозки открытых контейнеров, груженных крупным бытовым и строительным мусором. Масса перевозимого груза для некоторых моделей достигает восьми тонн.
Для уборки и содержания городских территорий отечественные производители предлагают коммунальным службам различные виды машин. Среди них: коммунальная уборочная машина на базе колесных тракторов, машины, оборудованные щеточным, плужным, погрузочным оборудованием или их комбинациями. Такие машины только сметают мусор с проезжей части. Для более глубокой уборки предлагаются коммунальная подметально-уборочная машина, которая сметает убираемый мусор по транспортеру и грузит его в специальный бункер, опорожняемый в специально отведенных местах.
Формирование рынка коммунальной техники в России началось в середине 1950-х гг. В 1998 г., как и большинство отраслей, отрасль коммунального машиностроения испытала серьезные потрясения. И только начиная с 2003 г. стало возможным говорить о постепенном восстановлении рынка, объемы которого росли в среднем на 5-8 %. Рост рынка оказался не таким продолжительным, и уже в 2008 г. новый финансовый кризис «подкосил» множество отраслей, в том числе рынок коммунальных машин.
Анализ показывает, что российские производители имеют весьма серьезные позиции на рынке коммунальной техники. Российская коммунальная техника пользуется большим спросом из-за стоимости, которая на 15-30% ниже, чем у зарубежных аналогов, не смотря на то, что многие мощные российские заводы - производители, используют зарубежные комплектующие и западные технологии. В стране насчитывается более 40 заводов, производящих различные виды коммунальной техники. Ежегодно отечественные производители стали предлагать рынку новые модели машин с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Многие модели техники стали соответствовать лучшим зарубежным аналогам [2]. В свою очередь, машины зарубежных производителей не находят широкого распространения в муниципальном парке коммунальных
Рис. 1. Взаимосвязь причин кризисного состояния парка коммунальной техники
машин вследствие дороговизны, сложности обслуживания базового шасси и пр. При этом следует отметить, что отечественным предприятиям удалось совместно с западными фирмами организовать в России отверточную сборку наиболее востребованных видов машин на шасси отечественных автомобилей - КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, МАЗ и др. В результате платежеспособные потребители получили возможность приобрести качественную, производительную, современную технику по цене намного ниже, чем при покупке по экспорту.
Таким образом, российский рынок машин для городского коммунального хозяйства за последние годы пополнился более чем на 10 000 автомобилей. Основная заслуга в этом принадлежит российским компаниям, которые, воспользовавшись поддержкой властей, «поглотили» импорт и вышли на полное доминирование на отечественном рынке коммунальной техники.
Однако современное состояние муниципального парка коммунальной техники, хотя и несколько улучшилось в последнее время, характеризуется высокой степенью износа основных фондов и остро нуждается в модернизации. Недостаточно обеспечены спецмашинами и оборудованием даже московские предприятия, во многих из них имеющийся парк машин и оборудования не достигает и 50% потребности (например, «Мосводосток» и др.). Главной причиной такого состояния является несвоевременный и недостаточный уровень затрат на воспроизводство основных фондов предприятий коммунальной сферы. На рисунке 1 показана логическая взаимосвязь причин, обусловливающих кризисное состояние парка коммунальной техники. Так, недостаток финансирования бюджетных организаций влечет несвоевременный и недостаточный уровень затрат на воспроизводство основных фондов данной отрасли, что в свою очередь ухудшает состояние производственных фондов и ведет к низкому качеству предоставляемых услуг коммунального хозяйства населению, а рост числа аварий и внеплановый ремонт не только обеспечивают рост затрат на коммунальную технику, что в конце концов приводит к необходимости еще больших затрат финансовых ресурсов.
Для того, чтобы ликвидировать эту «петлю недофинансирования», по мнению автора, имеются следующие основные направления деятельности.
1. Администрациям городов и поселений (в том числе и относительно благополучных городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), зачастую гораздо больше озабоченных сиюминутными проблемами, внимание к которым существенно повышается в период выборов как муниципального, так и регионального и федерального уровня (в связи с введением единого дня голосования), необходимо больше внимания уделять формированию современного и высокоэффективного парка коммунальной техники и своевременно и в полном объеме выделять для этого необходимые финансовые ресурсы. Пора, наконец, понять, что без современного эффективного оборудования при работе на изношенном и устаревшем, КПД которого не превышает 50-55%, не снизить затратность и высокую стоимость коммунальных услуг, предоставляемых населению, а, следовательно, рассчитывать на какие-либо успехи в предвыборной борьбе.
2. Поскольку для бюджета большинства городов и поселений характерен высокий уровень зависимости от субвенций, поступающих их бюджетов регионального и федерального уровней, необ-
ходимо усиление мер государственной поддержки путем формирования комплекса мероприятий, направленных, с одной стороны, на обновление парка коммунальной техники, в полной мере соответствующей природно-климатическим и социально-демографическим особенностям соответствующего региона, а с другой стороны - на максимально эффективное использование выделяемых ресурсов.
3. На сегодняшний день рынок коммунальных машин насчитывает более тысячи видов машин, и у каждого наименования существует множество модификаций. Рынок машин для коммунального хозяйства поражает разнообразием от универсальных автомашин и тракторов с навесным оборудованием до дорогих моделей на специальных шасси, предназначенных для выполнения узкоспециализированных задач. В этой связи объективной необходимостью становится разработка соответствующих стандартов, обеспечивающих оптимальное сочетание количества и номенклатуры сегментов универсальных и узкоспециализированных машин коммунального назначения.
В стратегическом плане это позволит создать условия для выведения отечественного жилищно-коммунального хозяйства на новый уровень, расширения номенклатуры и повышения качества предоставляемых коммунальных услуг и повышения качества жизни населения в целом.
Литература:
1. Карасев Г.Г. Организационно экономические преобразования жилищно-коммунального хозяйства региона: Дисс. докт. эконом. наук. - М., 2003.
2. Ломакин М.И., Докукин А.В. Стандартизация качества продукции с ориентацией на интеграцию // Российское предпринимательство, 2012. - № 1.