ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТОВ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ
Алякин А.А., д.э.н.
Быстров С.А., д.э.н.
Мельков Ю.О.
В статье рассмотрены вопросы повышения эффективности государственных программ энергосбережения. Показано, что императивный подход к стимулированию энергосбережения недостаточно эффективен в условиях демократии и рыночной экономики, а эффективные императивные методы имеют неприемлемо высокие социальные издержки. Рекомендовано совершенствование информационного обеспечения программ энергосбережения, позволяющее повысить его эффективность за счет развития эндогенных норм домохозяйств.
Ключевые слова: энергосбережение, домохозяйства, эндогенные нормы, императивное регулирование.
INFORMATION FOR THE SUCCESSFUL INTRODUCTION OF ENERGY EFFICIENCY STANDARDS
Alaykin A., doctorate degree in economic sciences Byistrov S., doctorate degree in economic sciences Melkov Y.
The paper deals with improving the effectiveness of government energy efficiency programs. Shown that the mandatory approach to encouraging energy conservation is not effective enough in a democracy and market economy, and effective methods are imperative unacceptably high social costs. Recommended improving information support energy efficiency programs, thus increasing efficiency through the development of endogenous household rules.
Keywords: energy, households, endogenous norms mandatory regulation.
В настоящее время в Российской Федерации, как и во многих других странах мира, проводится масштабная программа мероприятий по снижению энергопотребления с помощью увеличения энергоэффективности. Необходимость радикального снижения энергопотребления не вызывает ни у кого сомнений: угроза исчерпания запасов энергетических ресурсов, тяжелые экологические последствия чрезмерного энергопотребления, снижение конкурентоспособности экономики, обладающей меньшей энергоэффективностью, очевидны. Однако вопросы разработки методов продвижения энергоэффективных технологий и практик энергосбережения по-прежнему являются актуальными, поскольку повышение энергоэффективности в решающей степени зависит от самих энергопотребляющих субъектов экономики. Можно выделить несколько основных направлений стимулирования внедрения энергосбережения, однако все они сопряжены со специфическими проблемами.
Во-первых, это императивные государственные меры: введение запретов на неэффективные технологии, такие, как лампочки накаливания. Очевидно, что эффективность таких мер в демократической стране с рыночной экономикой ограничена: можно запретить сбыт лампочек накаливания, но вряд ли можно законодательными мерами охватить весь перечень энергопотребляющих товаров. Некоторые примеры такой практики можно наблюдать в европейском законотворчестве (введение более жестких стандартов энергоэффективности, которые станут, в частности, запретительными по отношению к плазменным панелям, вынуждая пользователей переходить на более эффективные ЖК-телевизоры), однако такая практика вызывает законное раздражение пользователей, поскольку забота о снижении среднего энергопотребления бытовых приборов ущемляет интересы пользователей с отличающимися от средних потребностями, даже если эти пользователи готовы оплачивать их удовлетворение.
Во-вторых, это экономические методы, которые можно разделить на общие (повышение тарифов на электроэнергию) и особенные - введение дополнительных налогов на неэффективные с точки зрения энергопотребления товары. Рост тарифов на электроэнергию является, безусловно, эффективным, однако приводящим к серьезным социальным последствиям средством. Следует учитывать тот факт, что, если затраты на энергию составляют незначительную долю в бюджете домохозяйства, то их увеличение не послужит достаточным мотивом для энергосбережения; если же довести их до уровня, с которым среднему домохозяйству придется считаться - это неизбежно поставит на грань энергобедности, а то и просто тотальной нищеты большое количество домохозяйств с доходами ниже среднего. Существует концепция сочетания высоких
энерготарифов с системой точечных льгот для малообеспеченных слоев населения (см., например, статью К.К. Ильковского [1]), однако ее применение сопряжено с рядом трудностей, которые особенно актуальны для России с ее суровым климатом, требующим высоких энергозатрат не только для поддержания достойного уровня жизни, но и для простого выживания. В таких условиях даже незначительная ошибка в адресации точечных льгот может поставить домохозяйства на грань вымирания.
Поэтому тарифную политику необходимо дополнять точечными мерами по дестимулированию использования неэффективных товаров. Например, в ЕС серьезно рассматривается вопрос о классификации игровых видеокарт в зависимости от уровня среднего энергопотребления с целью обложить дополнительным налогом менее экономичные видеокарты - следует учитывать, что топовые видеокарты современного поколения могут потреблять до 400 Ватт, а двухпроцессорные видеокарты - до 500 Ватт (см. таблицу 1 [2]).
Однако подобная практика в некоторых случаях может вызвать недовольство со стороны населения. Для понимания его причин следует обратиться к трудам Э. Остром [3], которая в ряде полевых и лабораторных исследований убедительно показала следующее: «регулятивные институциональные высказывания можно разделить на стратегии, нормы и правила.
Стратегии формулируют предпочтительное правило поведения в определенной ситуации и содержат три обязательных элемента -субъекта, желаемое действие и ситуацию срабатывания.
Нормы дополняют высказывания о стратегиях модальным глаголом (может, должен, не должен), формирующим добавочную ценность действий.
Правила отличаются от норм наличием санкции за нарушение, таким образом, правила требуют появления особой инстанции, налагающей санкции.
Экзогенное (прежде всего, государственное) регулирование порождает правила, эндогенное - нормы, которые могут перерасти в правила только в случае недостаточной эффективности добавочной ценности нормы самой по себе, требующей введения формальных санкций и инстанции, их налагающей, то есть выделения экзогенной надзорно-контролирующей инстанции».
Очевидно, что Федеральный закон от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ является классическим примером набора правил, порожденных экзогенным государственным регулированием.
Однако ряд полевых и лабораторных исследований Э. Остром
Таблица 1. Типичное энергопотребление видеокарт
Видеокарты Простой, Вт Нагрузка, Вт
Sapphire Radeon HD 6570 512Mb (650/1000) 57 93
Sapphire Radeon HD 5830 1024Mb (800/1000) 80 185
Palit GeForce GTX 570 1280Mb (732/950) 79 286
ATI Radeon HD 5970 2048Mb (735/1010) 97 288
Leadtek GeForce GTX 580 1536Mb (772/1002) 77 295
Inno3D GeForce GTX 560 Ti 1024Mb (970/1150) 66 311
ATI Radeon HD 5970 2048Mb (800/1200) 98 317
Leadtek GeForce GTX 580 1536Mb (900/1100) 79 364
8+8 Leadtek GeForce GTX 460 1024Mb x2 (800/1000) SLI 81 370
Palit GeForce GTX 570 1280Mb (900/1150) 80 373
AMD Radeon HD 7970 3072Mb (1225/1725) 71 382
AMD Radeon HD 6990 4096Mb (950/1500) 92 493
показали, что эндогенные социальные нормы могут устойчиво и эффективно функционировать на протяжении долгого времени, не нуждаясь в формализации и дополнении санкциями, при этом они часто воспринимаются как «более справедливые». В свою очередь, «введение экзогенных правил зачастую подрывает авторитет эндогенных социальных норм, вытесняет их, но далеко не всегда способно предложить такой же или превосходящий уровень эффективности. Это подтверждает гипотезу Б. Фрая о том, что при определенных условиях введение формальных правил может приводить к прекращению воспроизводства социальных норм, вызывая эрозию накопленного обществом социального капитала» ([4, цит. по [5]). Таким образом, заключает Э. Остром, наихудший вариант регуляции возникает тогда, когда государство вводит новые правила, но не имеет достаточного ресурса для контроля за их соблюдением: это разрушает старые социальные нормы, уменьшает социальный капитал в целом, но не предлагает адекватной замены [6] . В частности, в отношении политики стимулирования энергоэффективности К.К. Ильковский делает вывод о том, что «при всем обилии предписанных указанным Законом норм энергосбережения санкции за их нарушение сами по себе не способны полностью решить проблему стимулирования энергосбережения, т.к. они в ряде случаев недостаточно велики, кроме того, ряд санкций столкнется с проблемой их правоприменения. Поэтому для обеспечения эффективного воздействия императивы Закона должны быть дополнены мероприятиями по выработке эндогенных норм у населения»
[7].
Иначе говоря, если нормы энергосбережения «навязываются» населению государством, то возникает дилемма: сильные регулятивные воздействия мало совместимы с рыночной экономикой и демократией, а слабые будут игнорироваться населением и одновременно подрывать его эндогенные стимулы к энергосбережению.
Поэтому важнейшую роль в политике энергосбережения играет ее информационное обеспечение, призванное представить населению энергосберегающие приборы, технологии и практики как привлекательные, современные и модные. Уже существует целый ряд позитивных примеров такого рода: например, инициативная программа Energy Star, созданная в 1992 году Агентством по охране окружающей среды США, получила широкое применение в рекламе компьютерных блоков питания, как соответствующих созданной в рамках указанной программы системе сертификации 80 PLUS. Успеху программы способствовало то, что уровни качества соглас-
но 80 Plus получили привлекательные названия - «Бронза», «Серебро», «Золото» и «Платина», поэтому производители блоков питания охотно стали сертифицировать свои блоки по данному стандарту и акцентировать на нем внимание в рекламном продвижении блоков (например, получившая огромный успех серия высококачественных блоков компании Seasonic, так и названная - Platinum). Это вызывало у потребителей интуитивное доверие к более экономичным блокам питания и повышало желание их приобретения, даже когда фактическая выгода от экономии электроэнергии не позволяла в разумные сроки окупить разницу в цене между таким блоком питания и обычным. Свою роль в продвижении данного стандарта сыграло и то обстоятельство, что повышенная экономичность достигалась не ценой ухудшения других характеристик, а наоборот, сопровождалась их повышением: блок питания с повышенным КПД излучает меньше тепла, следовательно, может быть охлажден тихоходным и малошумным вентилятором (или же вообще обходиться пассивным охлаждением), что существенно повышает акустический комфорт пользователя.
Поэтому, с нашей точки зрения, стратегически абсолютно верное решение по замене лампочек накаливания на более эффективные было принято несколько преждевременно, в то время как рынок еще не был насыщен высокоэффективными и при этом качественными источниками: светодиодные лампы даже в настоящее время обладают достаточно слабым и при этом концентрированным светом, пригодным лишь для локального освещения, а большая часть имевшихся на рынке люминесцентных ламп обладала неприятным спектром свечения. Необходимо было вначале внедрять и рекламировать высококачественные люминесцентные лампы ведущих мировых производителей, сформировав о них представление потребителей как о модных и прогрессивных изделиях, а потом объявить программу перехода на эти лампы с государственной дотацией при условии сдачи старых высокомощных ламп накаливания, и лишь затем постепенно выводить лампы накаливания из обращения.
Еще одним важным шагом является визуализация экономии. Абстрактные киловатт*часы не способны воодушевить потребителя, пока они не затрагивают серьезно его бюджет. Осознавая это, многие производители предлагают собственные иллюстрации работы режимов энергосбережения - например, энергосберегающий режим мониторов Nec сопровождается иллюстрацией относительно экономии выбросов СО2, необходимых для производства допол-
нительной энергии, выраженной в деятельности условных деревьев. Однако для полноценного воспитания энергосберегающего сознания подобные меры должны предприниматься на уровне не отдельных производителей, а комплексной государственной программы.
Только ментальные трансформации населения, изменения его структуры ценностей, достигаемые с помощью системы информационной поддержки энергосберегающих мероприятий, позволят добиться поставленных целей и преобразовать экономику России в инновационную, энергоэффективную и экономичную, сберечь ее уникальные природные ресурсы.
Литература:
1. Ильковский К.К. Варианты адаптации зарубежного опыта ликвидации энергобедности // Контроллинг, 2011. - № 3.
2. Режим доступа: http://www.almodi.org/videokarti/igrovie-
videokarti-gpu-chart-yanvar-2012/energopotreblenie
3. Ostrom Е. with Crawford Sue E.S., «A Grammar of Institutions» // American Political Science Review 89, no.3 (September 1995): pp. 582-600.
4. Frey B.S. Does Monitoring Increase Work Effort? The Rivalry with Trust and Loyalty // Economic Inquiry. 1993. Vol. 31. № 4. P. 663670.
5. Капелюшников Р.И. Множественность институциональных миров: Нобелевская премия по экономике-2009 // Экономический журнал ВШЭ, 2010. - № 1.
6. Ostrom E. Collective Action and the Evolution of Social Norms // Journal of Economic Perspectives, 2000. - Vol. 14. - № 3. - P. 137158.
7. Ильковский К.К. Стимулирование инновационной активности в малой энергетике: Монография. - М.: Московский печатник, 2011.
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Ломакин М.И., д.э.н., д.т.н.
Докукин А.В., д.э.н.
Коровайцев А.А., к.ф-м.н
В статье установлена необходимость комплексного подхода к разработке стратегии повышения качества информационных услуг в системе информационного обеспечения технического регулирования. Уточнены принципы формирования миссии национальной системы информационного обеспечения технического регулирования и ее основных ценностей на базе анализа информационных потребностей клиентов; предлагаются меры по повышению степени удовлетворения их потребностей за счет внедрения системы CRM (Customer Relationship Management).
Ключевые слова: информационное обеспечение технического регулирование, отношения с клиентами, CRM, миссия, ценности.
DEVELOP A STRATEGY TO IMPROVE THE QUALITY OF INFORMATION SERVICES IN THE INFORMATION MANAGEMENT SYSTEM OF TECHNICAL REGULATION
Lomakin M., Ph.D., D.Sc.
Dokukin A., Ph.D,
Korovaytsev А., Ph.D,
The paper establishes the necessity of a comprehensive approach to the development of strategies to improve the quality of information services in the information management system of technical regulation. Refined principles of the mission of the national information system for technical regulation and its core values based on analysis of the information needs of clients include measures to increase the satisfaction of their needs through the introduction of CRM (Customer Relationship Management).
Keywords: information system of technical regulation, customer relations, CRM, mission, values.
В настоящее время система технического регулирования Рос- необходимо проанализировать цели, поставленные перед ней фе-
сии выходит на новый виток своего развития. Это связано как со деральным законодательством. Согласно Федеральному закону «О
вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию техническом регулировании», «национальные стандарты и обще-
(ВТО), так и с интеграционными процессами на постсоветском российские классификаторы, а также информация об их разработ-
пространстве. Развитие технического регулирования предъявляет ке должны быть доступны заинтересованным лицам» (гл. 8, ст. 43).
новые требования к системе его информационного обеспечения, что В Постановлении Правительства Российской Федерации «О
обусловливает необходимость разработки комплексной стратегии Федеральном информационном фонде технических регламентов и его совершенствования. стандартов и единой информационной системе по техническому
В мировой практике наиболее актуальной и эффективной ме- регулированию» определяются следующие цели: «Федеральный
тодологией формирования системной концепции стратегического информационный фонд технических регламентов и стандартов со-
развития считается система сбалансированных показателей - ССП здается ... в целях обеспечения соответствия технического регули-
(Balanced Scorecard, BSC), разработанная в начале 1990-х гг. про- рования интересам национальной экономики, состоянию и разви-
фессорами Гарвардской школы экономики Д. Нортоном и Р. Кап- тию материально-технической базы, уровню научно-технического
ланом [1]. Концепция развития системы информационного обеспе- развития, а также обеспечения заинтересованных лиц информаци-
чения технического регулирования с использованием ССП позво- ей в сфере технического регулирования» (ст. 1.3). «Единая инфор-
ляет сформулировать долгосрочную стратегию и перейти от пас- мационная система по техническому регулированию создается с
сивного накапливания и распространения информации к целост- целью обеспечения заинтересованных лиц информацией о доку-
ной, ориентированной на потребителей системе знаний. ментах, входящих в состав Федерального информационного фонда
Начать построение стратегии развития национальной системы технических регламентов и стандартов, а также о нормативных до-
информационного обеспечения технического регулирования целе- кументах по оценке соответствия и метрологии» (ст. 1.5).
сообразно с формулирования ее миссии. Как подчеркивает П. Ни- По мнению Генерального секретаря ИСО А. Бридена [3], для
вен [2], миссия «определяет основную цель организации - зачем того, чтобы человечество могло воспользоваться всем лучшим, что
она существует». Для формулирования миссии национальной сис- может принести научно-технический прогресс, и чтобы реально
темы информационного обеспечения технического регулирования способствовать улучшению качества товаров, услуг и в итоге каче-