Научная статья на тему 'Информационное обеспечение процессов внедрения стандартов экономии энергии в условиях кризиса'

Информационное обеспечение процессов внедрения стандартов экономии энергии в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ДОМОХОЗЯЙСТВА / ИМПЕРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТИМУЛ / ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ / ENERGY SAVING / HOUSEHOLDS / MANDATORY REGULATION / INCENTIVE / CROSS-SUBSIDIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алякин А.А., Галкин В.Е., Коновалов В.В.

В статье рассмотрены вопросы информационного обеспечения процессов внедрения стандартов экономии энергии в условиях кризиса. Показано, что необходимость постепенной ликвидации практики перекрестного субсидирования населения за счет промышленности должна иметь соответствующее информационное обеспечение. Рекомендовано внедрение комплекса рациональных и эмоциональных стимулов к использованию энергоэффективной аппаратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алякин А.А., Галкин В.Е., Коновалов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT OF THE IMPLEMENTATION OF ENERGY-SAVING STANDARDS IN TIMES OF CRISIS

The paper deals with information support of the implementation of standards to save energy during the crisis. It is shown that the need for the gradual elimination of cross-subsidization of the population at the expense of industry should have the appropriate information support. Recommended introduction of the rational and emotional incentives to use energy-efficient equipment.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение процессов внедрения стандартов экономии энергии в условиях кризиса»

УДК 006.06

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТОВ ЭКОНОМИИ ЭНЕРГИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Алякин А.А., доктор экономических наук, профессор, старший научный сотрудник Федерального государственного унитарного предприятия «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП

«СТАНДАРТИНФОРМ»)

Галкин В.Е., доктор экономических наук, профессор, старший научный сотрудник Федерального государственного унитарного предприятия «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП

«СТАНДАРТИНФОРМ»)

Коновалов В.В., доктор экономических наук, профессор, старший научный сотрудник Управления адаптивных информационных систем и комплексов Межрегионального общественного учреждения «Институт инженерной физики» (МОУ «ИИФ»)

В статье рассмотрены вопросы информационного обеспечения процессов внедрения стандартов экономии энергии в условиях кризиса. Показано, что необходимость постепенной ликвидации практики перекрестного субсидирования населения за счет промышленности должна иметь соответствующее информационное обеспечение. Рекомендовано внедрение комплекса рациональных и эмоциональных стимулов к использованию энергоэффективной аппаратуры.

Ключевые слова: энергосбережение, домохозяйства, императивное регулирование, стимул, перекрестное субсидирование.

INFORMATION SUPPORT OF THE IMPLEMENTATION OF ENERGY-SAVING

STANDARDS IN TIMES OF CRISIS

Alyakin A., Doctor of Economics, professor, senior researcher at the Federal State Unitary Enterprise «Russian Science and Technology Center

of Information on Standardization, Metrology and Conformity Assessment» (FSUE «STANDARTINFORM») Galkin V., Doctor of Economics, Professor, Senior Research Fellow of the Federal State Unitary Enterprise «Russian Science and Technology

Center of Information on Standardization, Metrology and Conformity Assessment» (FSUE «STANDARTINFORM») Konovalov V., Doctor of Economics, Professor, Senior Researcher, Department of adaptive information systems and complexes Interregional

Public Institution «Institute of Engineering Physics» (MOU «IIF»)

The paper deals with information support of the implementation of standards to save energy during the crisis. It is shown that the need for the gradual elimination of cross-subsidization of the population at the expense of industry should have the appropriate information support. Recommended introduction of the rational and emotional incentives to use energy-efficient equipment.

Keywords: energy saving, households, mandatory regulation, incentive, cross-subsidization.

В настоящее время в Российской Федерации, как и во многих других странах мира, проводится масштабная программа мероприятий по снижению энергопотребления с помощью увеличения энергоэффективности. Необходимость радикального снижения энергопотребления не вызывает ни у кого сомнений: угроза исчерпания запасов энергетических ресурсов, тяжелые экологические последствия чрезмерного энергопотребления, снижение конкурентоспособности экономики, обладающей меньшей энергоэффективностью, очевидны. В последнее время течение экономического кризиса усугубило вопрос о необходимости снижения объемов практики перекрестного субсидирования, в рамках которого предприятия расплачиваются за предоставление населению дешевой электроэнергии, что приводит к высоким платам за присоединение к сети и дальнейшую ее эксплуатацию, снижая потенциал по созданию новых бизнесов и расширению существующих. Однако вопросы разработки методов продвижения энергоэффективных технологий и практик энергосбережения по-прежнему являются актуальными, поскольку повышение энергоэффективности в решающей степени зависит от самих энергопотребляющих субъектов экономики.

Можно выделить несколько основных направлений стимулирования внедрения энергосбережения, однако все они сопряжены со специфическими проблемами. Во-первых, это императивные государственные меры: введение запретов на неэффективные технологии, такие, как лампочки накаливания. Очевидно, что эффективность таких мер в демократической стране с рыночной экономикой ограничена: можно запретить сбыт лампочек накаливания, но вряд ли можно законодательными мерами охватить весь перечень энергопотребляющих товаров. Некоторые примеры такой практики можно наблюдать в европейском законотворчестве (введение более жестких стандартов энергоэффективности, которые станут, в частности, запретительными по отношению к плазменным панелям, вынуждая пользователей переходить на более эффективные ЖК-телевизоры), однако такая практика вызывает законное раздражение пользователей, поскольку забота о снижении среднего энергопотребления бытовых приборов ущемляет интересы пользователей с отличающимися от средних потребностями, даже если эти пользователи готовы оплачивать их удовлетворение.

Во-вторых, это экономические методы, которые можно разделить на общие (повышение тарифов на электроэнергию) и особенные - введение дополнительных налогов на неэффективные с точки зрения энергопотребления товары. Рост тарифов на электроэнергию является, безусловно, эффективным, однако приводящим к серьезным социальным последствиям средством. Следует учитывать тот факт, что, если затраты на энергию составляют незначительную долю в бюджете домохозяйства, то их увеличение не послужит достаточным мотивом для энергосбережения; если же довести их до уровня, с которым среднему домохозяйству придется считаться - это неизбежно поставит на грань энергобедности, а то и просто тотальной нищеты большое количество домохозяйств с доходами ниже среднего. Поэтому тарифную политику необходимо дополнять точечными мерами по дестимулированию использования неэффективных товаров. Например, в ЕС последовательно сворачивают продажи товаров народного потребления с низкой энергоэффективностью, например, плазменных телевизоров.

Однако подобная практика в некоторых случаях может вызвать недовольство со стороны населения. Для понимания его причин следует обратиться к трудам Э. Остром [1], которая в ряде полевых и лабораторных исследований убедительно показала следующее: «регулятивные институциональные высказывания можно разделить на стратегии, нормы и правила.

Стратегии формулируют предпочтительное правило поведения в определенной ситуации и содержат три обязательных элемента -субъекта, желаемое действие и ситуацию срабатывания.

Нормы дополняют высказывания о стратегиях модальным глаголом (может, должен, не должен), формирующим добавочную ценность действий.

Правила отличаются от норм наличием санкции за нарушение, таким образом, правила требуют появления особой инстанции, налагающей санкции.

Экзогенное (прежде всего, государственное) регулирование порождает правила, эндогенное - нормы, которые могут перерасти в правила только в случае недостаточной эффективности добавочной ценности нормы самой по себе, требующей введения формальных санкций и инстанции, их налагающей, то есть выделения экзогенной

надзорно-контролирующей инстанции».

Очевидно, что Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности ...» является классическим примером набора правил, порожденных экзогенным государственным регулированием.

Однако ряд полевых и лабораторных исследований Э. Остром показал, что эндогенные социальные нормы могут устойчиво и эффективно функционировать на протяжении долгого времени, не нуждаясь в формализации и дополнении санкциями, при этом они часто воспринимаются как «более справедливые».

В свою очередь, «введение экзогенных правил зачастую подрывает авторитет эндогенных социальных норм, вытесняет их, но далеко не всегда способно предложить такой же или превосходящий уровень эффективности. Это подтверждает гипотезу Б. Фрая о том, что при определенных условиях введение формальных правил может приводить к прекращению воспроизводства социальных норм, вызывая эрозию накопленного обществом социального капитала» [2, (цит. по [3]).

Таким образом, заключает Э. Остром, наихудший вариант регуляции возникает в том случае, когда государство вводит новые правила, но не имеет достаточного ресурса для контроля за их соблюдением: это разрушает старые социальные нормы, уменьшает социальный капитал в целом, но не предлагает адекватной замены [4]. В частности, в отношении политики стимулирования энергоэффективности К.К. Ильковский делает вывод о том, что «при всем обилии предписанных указанным Законом норм энергосбережения, санкции за их нарушение сами по себе не способны полностью решить проблему стимулирования энергосбережения, т.к. они в ряде случаев недостаточно велики, кроме того, ряд санкций столкнется с проблемой их правоприменения. Поэтому для обеспечения эффективного воздействия императивы Закона должны быть дополнены мероприятиями по выработке эндогенных норм у населения» [5].

Иначе говоря, если нормы энергосбережения «навязываются» населению государством, то возникает дилемма: сильные регулятивные воздействия мало совместимы с рыночной экономикой и демократией, а слабые - будут игнорироваться населением и одновременно подрывать его эндогенные стимулы к энергопотреблению.

Поэтому важнейшую роль в политике энергосбережения играет ее информационное обеспечение, призванное представить населению энергосберегающие приборы, технологии и практики как привлекательные, современные и модные. Уже существует целый ряд позитивных примеров такого рода: например, инициативная программа Energy Star, созданная в 1992 году Агентством по охране окружающей среды США, получила широкое распространение в рекламе компьютерных блоков питания, как соответствующих созданной в рамках указанной программы системе сертификации 80 PLUS. Успеху этой программы способствовало то, что уровни качества согласно 80 Plus получили привлекательные названия - «Бронза», «Серебро», «Золото» и «Платина», поэтому производители блоков питания охотно стали сертифицировать свои блоки по данному стандарту и акцентировать на нем внимание в рекламном продвижении блоков (например, получившая огромный успех серия высококачественных блоков компании Seasonic, так и названная - Platinum). Это вызывало у потребителей интуитивное доверие к более экономичным блокам питания и повышало желание их приобретения даже тогда, когда фактическая выгода от экономии электроэнергии не позволяла в разумные сроки окупить разницу в цене между таким блоком питания и обычным. Свою роль в продвижении данного стандарта сыграло и то обстоятельство, что повышенная экономичность достигалась не ценой ухудшения других характеристик, а наоборот, сопровождалась их повышением: блок питания с повышенным КПД излучает меньше тепла, следовательно, может быть охлажден тихоходным и малошумным вентилятором (или же вообще обходиться пассивным охлаждением), что существенно повышает акустический комфорт пользователя. Применение данного опыта к другим сферам применения энергоэффективных стандартов ставит задачу как повышения точности измерения соответствующего эффекта экономии [6], так и разъяснению потребителю их преимущества [7].

Поэтому, с нашей точки зрения, стратегически абсолютно верное решение по замене лампочек накаливания на более эффективные было принято несколько преждевременно, в то время, когда рынок еще не был насыщен высокоэффективными и при этом качественными источниками: светодиодные лампы даже в настоящее время

обладают достаточно слабым и при этом концентрированным светом, пригодным лишь для локального освещения, а большая часть имевшихся на рынке люминесцентных ламп обладала неприятным спектром свечения. Необходимо было вначале внедрять и рекламировать высококачественные люминесцентные лампы ведущих мировых производителей, сформировав о них представление потребителей как о модных и прогрессивных изделиях, а потом объявить программу перехода на эти лампы с государственной дотацией при условии сдачи старых высокомощных ламп накаливания, и лишь затем постепенно выводить лампы накаливания из обращения.

Еще одним важным шагом является визуализация экономии. Абстрактные киловатт*часы не способны воодушевить потребителя, пока они не затрагивают серьезно его бюджет. Осознавая это, многие производители предлагают собственные иллюстрации работы режимов энергосбережения - например, энергосберегающий режим мониторов N60 сопровождается иллюстрацией относительно экономии выбросов СО2, необходимых для производства дополнительной энергии, выраженной в деятельности условных деревьев. Однако для полноценного воспитания энергосберегающего сознания подобные меры должны предприниматься на уровне не отдельных производителей, а комплексной государственной программы. Важную роль должен играть социальный эффект - комплексная пропаганда энергоэффективных технологий и товаров, которая породит в социуме цепную реакцию роста их популярности [8, 9]. Только ментальные трансформации населения, изменения структуры его ценностей, достигаемые с помощью системы информационной поддержки энергосберегающих мероприятий, позволят добиться поставленных целей и преобразовать экономику России в инновационную, энергоэффективную и экономичную, сберечь ее уникальные природные ресурсы.

Литература:

1. Ostrom.E, with Crawford, Sue E. S., «A Grammar of Institutions» // American Political Science Review, 1995. - № 3. - Pp. 582-600.

2. Frey B.S. Does Monitoring Increase Work Effort? The Rivalry with Trust and Loyalty // Economic Inquiry, 1993. - Vol. 31. - № 4. - P. 663-670.

3. Капелюшников Р.И. Множественность институциональных миров: Нобелевская премия по экономике-2009 // Экономический журнал ВШЭ, 2010. - № 1.

4. Ostrom E. Collective Action and the Evolution of Social Norms // Journal of Economic Perspectives. - 2000. - Vol. 14. - № 3. - P. 137-158.

5. Ильковский К.К. Стимулирование инновационной активности в малой энергетике: Монография. - М.: Московский печатник, 2011.

6. Korovaitsev A.A., Lomakin M.I., Dokukin A.V. Evaluation of metrological reliability of measuring instruments under the conditions of incomplete data // Measurement Techniques. - 2014. - Т. 56. - № 10.С. 1111-1116.

7. Коровайцев А.А., Ломакин М.И., Докукин А.В. Экономические проблемы взаимосвязи квалиметрии и метрологии на примере измерений параметров качества бытовой и аудиовизуальной техники // Мир измерений, 2014. - № 1. - С. 37-42.

8. Ломакин М.И., Докукин А.В., Соседов Г.А. Модель измерения влияния в социальных сетях // Компетентность, 2014. - № 7(118). - С. 34-39.

9. Ломакин М.И., Шинелин Н.В., Докукин А.В., Соседов Г.А. Разработка модели оценки влияния в социальных сетях // Экономика и предпринимательство, 2014. - № 8. - С. 550-554.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.