Научная статья на тему 'Развитие информационного обеспечения процессов внедрения стандартов энергосбережения'

Развитие информационного обеспечения процессов внедрения стандартов энергосбережения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / СТАНДАРТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ENERGY SAVING / ENERGY EFFICIENCY / STANDARDS / INFORMATION SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алякин А.А., Галкин В.Е., Коновалов В.В.

В работе рассмотрены основные направления развития информационного обеспечения процессов внедрения стандартов энергосбережения. Показано, что для восприятия стандартов энергоэффективности населением и повышения скорости их внедрения в экономику необходимо, во-первых, обеспечение централизованного бесплатного доступа к текстам данных стандартов и, во-вторых, более широкое использование механизма ссылок на стандарты в законах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INFORMATION SUPPORT OF THE INTRODUCTION OF ENERGY-SAVING STANDARDS

The paper discusses the main directions of development of information support of processes of introduction of energy saving standards. It is shown that the perception of the energy efficiency standards of the population and improve their introduction rate in the economy is necessary, first, to ensure free access to the central texts of these standards and, secondly, greater use of the mechanism of references to standards in legislation.

Текст научной работы на тему «Развитие информационного обеспечения процессов внедрения стандартов энергосбережения»

УДК 006.025

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ВНЕДРЕНИЯ

СТАНДАРТОВ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Алякин А.А., д.э.н., федеральное государственное унитарное предприятие «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»), старший научный сотрудник Галкин В.Е., д.э.н., профессор, федеральное государственное унитарное предприятие «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»), старший научный сотрудник Коновалов В.В., д.э.н., профессор, межрегиональное общественное учреждение «Институт инженерной физики» (МОУ «ИИФ»),

старший научный сотрудник

В работе рассмотрены основные направления развития информационного обеспечения процессов внедрения стандартов энергосбережения. Показано, что для восприятия стандартов энергоэффективности населением и повышения скорости их внедрения в экономику необходимо, во-первых, обеспечение централизованного бесплатного доступа к текстам данных стандартов и, во-вторых, более широкое использование механизма ссылок на стандарты в законах.

Ключевые слова: энергосбережение, энергоэффективность, стандарт, информационное обеспечение.

DEVELOPMENT OF INFORMATION SUPPORT OF THE INTRODUCTION OF

ENERGY-SAVING STANDARDS

Alyakin A., Doctor of Economic Sciences, Federal State Unitary Enterprise «Russian Scientific-Technical Center for Information on Standardization, Metrology and Conformity Assessment» (FSUE «STANDARTINFORM»), Senior Researcher Galkin V., Doctor of Economic Sciences, professor, Federal State Unitary Enterprise «Russian Scientific-Technical Center for Information on Standardization, Metrology and Conformity Assessment» (FSUE «STANDARTINFORM»), Senior Researcher Konovalov V., Doctor of Economic Sciences, professor, inter-regional public institution «Institute of Engineering Physics» (MOU «IIF»), Senior

Researcher

The paper discusses the main directions of development of information support of processes of introduction of energy saving standards. It is shown that the perception of the energy efficiency standards of the population and improve their introduction rate in the economy is necessary, first, to ensure free access to the central texts of these standards and, secondly, greater use of the mechanism of references to standards in legislation.

Keywords: energy saving, energy efficiency, standards, information support.

В статье [1] рассмотрены основные направления внедрения стандартов энергосбережения и их информационного обеспечения. В этой связи необходимо проанализировать применимость основных выводов статьи в свете принятия Федерального закона от 29.06.2016 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» [2], других законодательных изменений, и предложить дальнейшие пути развития информационного обеспечения процессов внедрения стандартов энергосбережения.

В статье [1] утверждалось, что можно выделить несколько основных направлений стимулирования внедрения энергосбережения, имеющих собственные характерные проблемы. Во-первых, это императивные государственные меры(например, введение запретов на неэффективные технологии, такие, как лампочки накаливания). Очевидно, что эффективность таких мер в демократической стране с рыночной экономикой ограничена: можно запретить сбыт лампочек накаливания, но вряд ли можно законодательными мерами охватить весь перечень энергопотребляющих товаров, кроме того, подобные запретительные меры часто вызывают недовольство потребителей, лишаемых привычных товаров. Во-вторых, это экономические методы, которые можно разделить на общие (повышение тарифов на электроэнергию) и особенные - введение дополнительных налогов на неэффективные с точки зрения энерго-потребления товары. Рост тарифов на электроэнергию является, безусловно, эффективным, однако приводящим к серьезным социальным последствиям средством. Поэтому тарифную политику необходимо дополнять точечными мерами по дестимулированию использования неэффективных товаров, например, с помощью повышенных налогов, иногда приближающихся к запретительному, что, однако, также может вызвать недовольство населения экзогенным, навязываемым характером энергосберегательных норм. Для понимания его причин следует обратиться к трудам Э. Остром [3].

Очевидно, что Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» является классическим примером набора правил, порожденных экзогенным государственным регулированием. Однако ряд полевых и лабораторных исследований Э. Остром показал, что эндогенные социальные нормы могут устойчиво иэффективно функционировать на протяжении долгого времени, не нуждаясь в формализации и дополнении санкциями, при этом они часто воспринимаются как «более справедливые». В свою очередь, «введение экзогенных пра-

вил зачастую подрывает авторитет эндогенных социальных норм, вытесняет их, но далеко не всегда способно предложить такой же или превосходящий уровень эффективности. Это подтверждает гипотезу Б. Фрая о том, что при определенных условиях введение формальных правил может приводить к прекращению воспроизводства социальных норм, вызывая эрозию накопленного обществом социального капитала» [3, (цит. по [4])].Таким образом, заключает Э. Остром, наихудший вариант регуляции возникает в том случае, когда государство вводит новые правила, но не имеет достаточного ресурса для контроля за их соблюдением: это разрушает старые социальные нормы, уменьшает социальный капитал в целом, но не предлагает адекватной замены [6]. В частности, в отношении политики стимулирования энергоэффективности К.К. Ильковский делает вывод о том, что «при всем обилии предписанных указанным Законом норм энергосбережения, санкции за их нарушение сами по себе не способны полностью решить проблему стимулирования энергосбережения, т.к. они в ряде случаев недостаточно велики, кроме того, ряд санкций столкнется с проблемой их правоприменения. Поэтому для обеспечения эффективного воздействия императивы Закона должны быть дополнены мероприятиями по выработке эндогенных норм у населения» [7]. Поэтому важнейшую роль в политике энергосбережения играет ее информационное обес-печение, призванное представить населению энергосберегающие приборы, технологии и практики как привлекательные, современные и модные [1].

Рассмотрение вышерассмотренных проблем применительно к настоя-щему времени позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, повышена гибкость регулирования энергосберегающих технологий с помощью «правил» по Э. Остром, благодаря введенной новым Федеральным законом от 29.06.2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» [2] норме о возможности прямой ссылки на стандарты в законодательных актах.

Во-вторых, ключевым вопросом повестки дня становится режим рас-пространения стандартов энергоэффективности. В настоящее время можно констатировать движение в сторону закрепления платного статуса стандартов и централизованной системы их распространения, что проявилось, в частности, в новой концепции распространения стандартов МГС, составляющих существенную часть действующих в России стандартов. Вопрос выбора платного или бесплатного режима распространения стандартов обсуждался в дискуссии между М.И. Ломакиным, А.В. Докукиным и др., с одной

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2016 | 111

стороны, и В.А. Нетесом и др., с другой [8-10]. В ходе дискуссии В.А. Нетес на ряде примеров, заимствованных в основном из стандартов высокотехнологичных отраслей, обосновывал тезис о том, что именно бесплатное распространение текстов стандартов позволяет обеспечить их скорейшее эффективное внедрение, что перевесит денежные выгоды от их продажи. В свою очередь, его оппоненты, настаивая на принципиально платном характере распространения стандартов как более универсальном, отвечающем требованиям рыночных механизмов, позволяющем оценить востребованность стандартов через объем спроса на них, соглашались, что в ряде случаев опция бесплатного распространения является полезной и должна быть активирована.

Представляется, что в случае стандартов энергоэффективности именно такое решение является оптимальным. Бесплатное распространение текстов стандартов энергоэффективности (разумеется, речь идет о российских стандартах, а не о зарубежных стандартах, режим распространения которых задается их правообладателями) позволит их осмысленному восприятию населением [11], в том числе за счет социально-сетевого эффекта распространения стандартов энергоэффективности, который породит в социуме цепную реакцию роста их популярности [12, 13], повышению маркетинговой значимости декларации соответствия данным стандартам, следовательно - их скорейшему распространению. Разумеется, что для повышения потребительской привлекательности стандарты энергоэффективности должны давать возможность достаточно точно прогнозировать планируемую экономию для потребителя в различных условиях эксплуатации товара [14, 20, 21]. Кроме того, всеобщая бесплатная доступность данных стандартов позволит обеспечить более раннее выявление заложенных в них дискриминационных технических требований в рамках недобросовестной конкуренции [15-17]. Для удобства потребительского восприятия все тексты стандартов энергоэффективности с соответствующими комментариями целесообразно излагать на едином портале, имеющем в т.ч. и мобильный интерфейс доступа [18-19].

С помощью вышеуказанных мер можно реализовать императив статьи [1] о том, что «только ментальные трансформации населения, изменения структуры его ценностей, достигаемые с помощью системы информационной поддержки энергосберегающих мероприятий, позволят добиться поставленных целей и преобразовать экономику России в инновационную, энергоэффективную и экономичную, сберечь ее уникальные природные ресурсы».

Литература:

1. Алякин А.А., Галкин В.Е., Коновалов В.В. Информационное обеспечение процессов внедрения стандартов экономии энергии в условиях кризиса // Транспортное дело России, 2014. - № 6. - С. 124-125.

2. Федеральный закон от 29.06.2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 05.04.2016 г. № 104-ФЗ). - М.: СТАНДАРТИНФОРМ, 2016.

3. Ostrom.E, with Crawford, Sue E. S., «A Grammar of Institutions» // American Political Science Review, 1995. - № 3. - Pp. 582-600.

4. Frey B.S. Does Monitoring Increase Work Effort? The Rivalry with Trust and Loyalty // Economic Inquiry, 1993. - Vol. 31. - № 4. - P. 663-670.

5. Капелюшников Р.И. Множественность институциональных миров: Нобелевская премия по экономике-2009 // Экономический журнал ВШЭ, 2010. - № 1/

6. Ostrom E. Collective Action and the Evolution of Social Norms // Journal of Economic Perspectives. - 2000. - Vol. 14. - № 3. - P. 137-158.

7. Ильковский К.К. Стимулирование инновационной активности в ма-лой энергетике: Монография. - М.: Московский печатник, 2011.

8. Ломакин М.И., Докукин А.В. Бесплатное распространение стандартов: принцип или опция? // Стандарты и качество, 2015. -№ 7. - С. 20-24.

9. Коровайцев А.А., Ломакин М.И., Докукин А.В. Социально-экономические аспекты распространения стандартов // Стандарты и качество, 2014. - № 1. - С. 42-47.

10. Нетес В.А. Распространение стандартов: опыт телекоммуникаций // Стандарты и качество, 2014. - № 5.

11. Коровайцев А.А., Ломакин М.И., Докукин А.В. Экономические проблемы взаимосвязи квалиметрии и метрологии на примере измерений параметров качества бытовой и аудиовизуальной техники // Мир измерений, 2014. - № 1. - С. 37-42.

12. Ломакин М.И., Докукин А.В., Соседов Г.А. Модель измерения влияния в социальных сетях // Компетентность, 2014. - № 7(118). - С. 34-39.

13. Ломакин М.И., Шинелин Н.В., Докукин А.В., Соседов Г.А. Разра-ботка модели оценки влияния в социальных сетях // Экономика и предпринимательство, 2014. - № 8. - С. 550-554.

14. Коровайцев А.А., Ломакин М.И., Докукин А.В. Оценка метрологической надежности средств измерений в условиях неполных данных // Измерительная техника, 2013. - № 10. - С. 14-17.

15. Докукин А.В. Предотвращение патентного сепаратизма при разработке стандартов и понятие «шиканы» // А.В. Докукин; Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия». - М., 2008.

16. Галкин В.Е., Докукин А.В., Ломакин М.И. Стратегия развития национальной системы информационного обеспечения технического регулирования // Стандарты и качество, 2009. - № 1.

17. Галкин В.Е., Докукин А.В., Ломакин М.И. Выбор стратегии развития системы информационного обеспечения технического регулирования // Стандарты и качество, 2008. - № 3.

18. Дорофеев С.М. Создание Интернет-портала защиты прав потребителей в рамках технического регулирования: Препринт / С.М. Дорофеев, А.В. Докукин; Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия». - М., 2011.

19. Докукин А.В. Интернет-портал по техническому регулированию - «единая точка доступа» к информационным ресурсам заинтересованных лиц // Транспортное дело России, 2009. - № 2.

20. Ломакин М.И. Анализ инвестиционных проектов в условиях неопределенности // Инвестиции в России. 2000. № 3.

21. Ломакин М.И. Оптимальный портфель инвестиционных проектов // Инвестиции в России. 2001. № 2. С.43.

112 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | 6 2016 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.