конкретных значений случайных величин или функций, для которых известны статистические и вероятностные свойства (законы распределения, корреляционные функции); 2) неопределенность, связанную с незнанием некоторых факторов среды (действия конкурентов на рынке, свойства нового продукта и т.д.), влияющих на БП; 3) неопределенность, связанную с неадекватностью применяемых математических моделей, характеризующих протекающие БП; 4) неопределенность, связанную с риском принятия решений.
Существование всех рассмотренных свойств для различных уровней организационного управления подтверждает способность системы к самоорганизации и восстановлению утраченных в процессе применения свойств.
При рассмотрении систем управления бизнес-процессами [2] с позиций сложных систем, для которых характерны свойства уникальности; слабопредсказуемости (никакое знание поведения на интервале (-Т, 0] не позволяет точно предсказать поведение на интервале
(0,Т] ; негентропийности или целенаправленности, т.е. система в состоянии управлять своей энтропией при случайном воздействии
среды или случайных внутрисистемных изменениях при последующем достижении к цели функционирования с допустимой потерей качества).
Целенаправленность - «стремление» к достижению цели в условиях поддержания протекающих процессов функционирования, ведущих к цели. Свойство уникальности является внешним по отношению к системе, а свойство негентропийности - внутренним, не всегда доступным пониманию исследователя, для которого на первый план выступает свойство слабой предсказуемости поведения, являющееся практическим признаком сложной системы, когда как остальные свойства могут быть выявлены в процессе исследования.
Таким образом, обеспечивая устойчивость системы к случайному изменению обстановки, за счет спланированного использования возможных сценариев развития бизнеса возможно своевременно и оперативно реагировать на рыночные процессы и другие факторы, характеризующие динамику взаимодействия участников рыночного взаимодействия [3]. Реализация на практике возможности реконфигурации БП в первую очередь должна себя проявить в электронном бизнесе, т.к. создает потенциал для действительной и свободной функциональной совместимости программных средств. Такая совместимость означает, например, что программы могут обращаться друг к другу за информацией. Подобная функциональная совместимость может быть настроена один раз и затем многократно использоваться при анализе сложившейся ситуации.
Литература:
1. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: учебник в 3-х ч./ А.И. Орлов. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.
2. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011.
3. Ломакин М.И., Докукин А.В. Стандартизация качества продукции с ориентацией на интеграцию // Российское предпринимательство. - 2012. - № 1.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТАНДАРТОВ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ
Алякин А.А., д.э.н.
Быстров С.А., д.э.н.
Галкин В.Е., д.э.н., профессор
В статье проанализированы проблемы внедрения и функционирования ресурсосберегающих стандартов на примере энергоэффективности. Показано, что императивный подход к стимулированию ресурсосбережения уступает в эффективности комплексной стратегии трансформации аксиологических структур домохозяйств с целью активизации эндогенных регулятивных структур ресурсосбережения.
Ключевые слова: энергосбережение, домохозяйства, эндогенные нормы, императивное регулирование.
INFORMATION MECHANISMS OF EFFECTIVE RESOURCE-SAVING STANDARDS
OPERATION
Alakin A., doctorate degree of economic sciences Bystrov S., doctorate degree of economic sciences Galkin V., doctorate degree of economic sciences, professor
The article analyzes the problems of implementation and operation of resource-saving standards on the example of energy effectiveness. It is shown that imperative approach to stimulation of resource-saving is inferior in a sense of energy effectiveness to a complex strategy of transformation of evaluation structures of households with a purpose of activization of endogenous regulation resource-saving structures.
Keywords: resources-saving, households, endogenous norms, imperative regulation.
В настоящее время в Российской Федерации, как и во многих других странах мира, проводится масштабная программа мероприятий по снижению энергопотребления с помощью увеличения энергоэффективности. Необходимость радикального снижения энергопотребления не вызывает ни у кого сомнений: угроза исчерпания запасов энергетических ресурсов, тяжелые экологические последствия чрезмерного энергопотребления, снижение конкурентоспособности экономики, обладающей меньшей энергоэффективностью, очевидны. Однако вопросы разработки методов продвижения энергоэффективных технологий и практик энергосбережения по-прежнему являются актуальными, поскольку повышение энергоэффективности в решающей степени зависит от самих энергопотребляющих субъектов экономики. Можно выделить несколько основных направлений стимулирования внедрения энергосбережения, однако все они сопряжены со специфическими проблемами.
Во-первых, это императивные государственные меры: введение запретов на неэффективные технологии, такие, как лампочки накаливания. Очевидно, что эффективность таких мер в демократической стране с рыночной экономикой ограничена: можно запретить сбыт лампочек накаливания, но вряд ли можно законодательными мерами охватить весь перечень энергопотребляющих товаров. Некоторые примеры такой практики можно наблюдать в европейском законотворчестве (введение более жестких стандартов энергоэффективности, которые станут, в частности, запретительными по отношению к плазменным панелям, вынуждая пользователей переходить на более эффективные ЖК-телевизоры), однако такая практика вызывает законное раздражение пользователей, поскольку забота о снижении среднего энергопотребления бытовых приборов ущемляет интересы пользователей с отличающимися от средних потребностями, даже если эти пользователи готовы оплачивать их удовлетворение.
Таблица 1. Типичное энергопотребление видеокарт
Видео кари,] Простой, Вт Нагрузка, Вт
Sapphire Radeon HD 6570 512Mb («50/1000) 57 93
Sapphire Radeon HD 5830 1024Mb (800/1000) 80 185
Patit GeForce GTX 570 1280Mb (732/950) 79 286
ATI Radeon HD 5970 2048Mb (735/1010) 97 288
Leadtek GeForce GTX 580 1536Mb (772/1002) 77 295
lnno3D GeForce GTX 560 Ti 1024Mb (970/1150> 66 311
ATI Radeon HD 5970 2048Mb (800/1200) 98 317
Leadtek GeForce GTX 580 1536Mb (900/1 100) 79 364
8+8 Leadtek GeForce GTX 460 1024Mb x2 (800/1000) SL1 81 370
Pal it GeForce GTX 570 1280Mb (900/1150) 80 373
AMD Radecm HD 7970 3072Mb (1225/1725) 71 382
AMD Radeon HD 6990 4096Mb (950/1500) 92 493
Во-вторых, это экономические методы, которые можно разделить на общие (повышение тарифов на электроэнергию) и особенные - введение дополнительных налогов на неэффективные с точки зрения энергопотребления товары. Рост тарифов на электроэнергию является, безусловно, эффективным, однако приводящим к серьезным социальным последствиям средством. Следует учитывать тот факт, что, если затраты на энергию составляют незначительную долю в бюджете домохозяйства, то их увеличение не послужит достаточным мотивом для энергосбережения; если же довести их до уровня, с которым среднему домохозяйству придется считаться - это неизбежно поставит на грань энергобедности, а то и просто тотальной нищеты большое количество домохозяйств с доходами ниже среднего. Существует концепция сочетания высоких энерготарифов с системой точечных льгот для малообеспеченных слоев населения (см., например, статью К.К. Ильковского [1]), однако ее применение сопряжено с рядом трудностей, которые особенно актуальны для России с ее суровым климатом, требующим высоких энергозатрат не только для поддержания достойного уровня жизни, но и для простого выживания. В таких условиях даже незначительная ошибка в адресации точечных льгот может поставить домохозяйства на грань вымирания.
Поэтому тарифную политику необходимо дополнять точечными мерами по дестимулированию использования неэффективных товаров. Например, в ЕС серьезно рассматривается вопрос о классификации игровых видеокарт в зависимости от уровня среднего энергопотребления с целью обложить дополнительным налогом менее экономичные видеокарты - следует учитывать, что топовые видеокарты современного поколения могут потреблять до 400 Ватт, а двухпроцессорные видеокарты - до 500 Ватт (см. таблицу 1 [2]).
Однако подобная практика в некоторых случаях может вызвать недовольство со стороны населения. Для понимания его причин следует обратиться к трудам Э. Остром [3], которая в ряде полевых и лабораторных исследований убедительно показала следующее: «регулятивные институциональные высказывания можно разделить на стратегии, нормы и правила.
Стратегии формулируют предпочтительное правило поведения в определенной ситуации и содержат три обязательных элемента -субъекта, желаемое действие и ситуацию срабатывания.
Нормы дополняют высказывания о стратегиях модальным глаголом (может, должен, не должен), формирующим добавочную ценность действий.
Правила отличаются от норм наличием санкции за нарушение, таким образом, правила требуют появления особой инстанции, налагающей санкции.
Экзогенное (прежде всего, государственное) регулирование порождает правила, эндогенное - нормы, которые могут перерасти в правила только в случае недостаточной эффективности добавочной ценности нормы самой по себе, требующей введения формальных санкций и инстанции, их налагающей, то есть выделения экзогенной надзорно-контролирующей инстанции».
Очевидно, что Федеральный закон от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ является классическим примером набора правил, порожденных экзогенным государственным регулированием.
Однако ряд полевых и лабораторных исследований Э. Остром показали, что эндогенные социальные нормы могут устойчиво и эффективно функционировать на протяжении долгого времени, не нуждаясь в формализации и дополнении санкциями, при этом они часто воспринимаются как «более справедливые». В свою очередь, «введение экзогенных правил зачастую подрывает авторитет эндогенных социальных норм, вытесняет их, но далеко не всегда способно предложить такой же или превосходящий уровень эффективности. Это подтверждает гипотезу Б. Фрая о том, что при определенных условиях введение формальных правил может приводить к прекращению воспроизводства социальных норм, вызывая эрозию накопленного обществом социального капитала» ([4, цит. по [5]). Таким образом, заключает Э. Остром, наихудший вариант регуляции возникает тогда, когда государство вводит новые правила, но не имеет достаточного ресурса для контроля за их соблюдением: это разрушает старые социальные нормы, уменьшает социальный капитал в целом, но не предлагает адекватной замены [6] . В частности, в отношении политики стимулирования энергоэффективности К.К. Ильковский делает вывод о том, что «при всем обилии предписанных указанным Законом норм энергосбережения санкции за их нарушение сами по себе не способны полностью решить проблему стимулирования энергосбережения, т.к. они в ряде случаев недостаточно велики, кроме того, ряд санкций столкнется с проблемой их правоприменения. Поэтому для обеспечения эффективного воздействия императивы Закона должны быть дополнены мероприятиями по выработке эндогенных норм у населения» [7].
Иначе говоря, если нормы энергосбережения «навязываются» населению государством, то возникает дилемма: сильные регулятивные воздействия мало совместимы с рыночной экономикой и демократией, а слабые будут игнорироваться населением и одновременно подрывать его эндогенные стимулы к энергосбережению.
Поэтому важнейшую роль в политике энергосбережения играет ее информационное обеспечение, призванное представить населению энергосберегающие приборы, технологии и практики как привлекательные, современные и модные. Уже существует целый ряд позитивных примеров такого рода: например, инициативная программа Energy Star, созданная в 1992 году Агентством по охране окружающей среды США, получила широкое применение в рекламе компьютерных блоков питания, как соответствующих созданной в рамках указанной программы системе сертификации 80 PLUS. Успеху программы способствовало то, что уровни качества согласно 80 Plus получили привлекательные названия - «Бронза», «Серебро», «Золото» и «Платина», поэтому производители блоков питания охотно стали сертифицировать свои блоки по данному стандарту и акцентировать на нем внимание в рекламном продвижении блоков (например, получившая огромный успех серия высококачественных блоков компании Seasonic, так и названная - Platinum). Это вызывало у потребителей интуитивное доверие к более экономичным блокам питания и повышало желание их приобретения, даже когда фактическая выгода от экономии электроэнергии не позволяла в разумные сроки окупить разницу в цене между таким блоком питания и обычным. Свою роль в продвижении данного стандарта сыграло и то обстоятельство, что повышенная экономичность достигалась не ценой ухудшения других характеристик, а наоборот, сопровождалась их повышением: блок питания с повышенным КПД излучает меньше тепла, следовательно, может быть охлажден тихоходным и малошумным вентилятором (или же вообще обходиться пассивным охлаждением), что существенно повышает акустический комфорт пользователя.
Поэтому, с нашей точки зрения, стратегически абсолютно верное решение по замене лампочек накаливания на более эффективные было принято несколько преждевременно, в то время как рынок еще не был насыщен высокоэффективными и при этом качественными источниками: светодиодные лампы даже в настоящее время обладают достаточно слабым и при этом концентрированным светом, пригодным лишь для локального освещения, а большая часть имевшихся на рынке люминесцентных ламп обладала неприятным спектром свечения. Необходимо было вначале внедрять и рекламировать высококачественные люминесцентные лампы ведущих мировых производителей, сформировав о них представление потребителей как о модных и прогрессивных изделиях, а по-
том объявить программу перехода на эти лампы с государственной дотацией при условии сдачи старых высокомощных ламп накаливания, и лишь затем постепенно выводить лампы накаливания из обращения.
Еще одним важным шагом является визуализация экономии. Абстрактные киловатт*часы не способны воодушевить потребителя, пока они не затрагивают серьезно его бюджет. Осознавая это, многие производители предлагают собственные иллюстрации работы режимов энергосбережения - например, энергосберегающий режим мониторов Nec сопровождается иллюстрацией относительно экономии выбросов СО2, необходимых для производства дополнительной энергии, выраженной в деятельности условных деревьев. Однако для полноценного воспитания энергосберегающего сознания подобные меры должны предприниматься на уровне не отдельных производителей, а комплексной государственной программы [8].
Только ментальные трансформации населения, изменения его структуры ценностей, достигаемые с помощью системы информационной поддержки энергосберегающих мероприятий, позволят добиться поставленных целей и преобразовать экономику России в инновационную, энергоэффективную и экономичную, сберечь ее уникальные природные ресурсы.
Литература:
1. Ильковский К.К. Варианты адаптации зарубежного опыта ликвидации энергобедности // Контроллинг, 2011. - № 3.
2. Режим доступа: http://www.almodi.org/videokarti/igrovie-videokarti-gpu-chart-yanvar-2012/energopotreblenie.
3. Ostrom Е. with Crawford Sue E.S., «A Grammar of Institutions» // American Political Science Review, 1989. - № 3. - Pp. 582-600.
4. Frey B.S. Does Monitoring Increase Work Effort? The Rivalry with Trust and Loyalty // Economic Inquiry, 1993. - Vol. 31. - № 4. - P. 663-670.
5. Капелюшников Р.И. Множественность институциональных миров: Нобелевская премия по экономике-2009 // Экономический журнал ВШЭ, 2010. - № 1.
6. Ostrom E. Collective Action and the Evolution of Social Norms // Journal of Economic Perspectives, 2000. - Vol. 14. - № 3. - P. 137158.
7. Ильковский К.К. Стимулирование инновационной активности в малой энергетике: Монография. - М.: Московский печатник, 2011.
8. Ломакин М.И., Докукин А.В. Стандартизация качества продукции с ориентацией на интеграцию // Российское предпринимательство. - 2012. - № 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ПАРКА АВТОТРАНСПОРТНОЙ ТЕХНИКИ В РОССИИ
Битиева З.Р., аспирант ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
В данной статье проведен ретроспективный анализ развития коммунальной техники, показаны современное состояние муниципального парка автотранспортной техники в России, обоснована необходимость мер государственного стимулирования развития парка коммунальной техники.
Ключевые слова: автотранспортная техника, государственная поддержка, жилищно-коммунальное хозяйство.
MODERN STATE AND MAIN DIRECTIONS FOR DEVELOPMENT OF MUNICIPAL PARK OF MOTOR TRANSPORT VEHICLES IN RUSSIA
Bitieva Z., post-graduate student at FSUE «STANDARTINFORM»
The article provides an overview of a retrospective analysis of the development of municipal motor vehicles park in Russia as well as substantiates the necessity of measures towards government stimulation of its development.
Keywords: motor transportation vehicles, government support, housing and communal sector.
Вступление мирового сообщества в индустриальную стадию развития и наблюдающийся в настоящее время переход развитых стран к постиндустриальному обществу повлекли за собой бурный рост городского населения, поскольку именно города, главным образом большие, являются наиболее экономичным типом расселения, обеспечивающим экономию дорогостоящих территорий, сис-
тем инженерной инфраструктуры и более высокий по сравнению с сельским уровень коммунально-бытового обслуживания населения. Это, в свою очередь, повлекло за собой перманентное усложнение городской инфраструктуры и, прежде всего, инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), без которого невозможно представить жизнь современного человека в большом городе. Имен-