Научная статья на тему 'Применение методического инструментария экономического анализа при осуществлении аудита тарифов ЖКХ'

Применение методического инструментария экономического анализа при осуществлении аудита тарифов ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усманова Тальия Хайдаровна

Рассматриваются методические подходы, применяемые при проведении экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности организаций в ходе осуществления аудита тарифов в системе жилищно-коммунального комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The application of methodical toolkit of economic analysis at realization audit of tariffs of housing and communal services

The article deals with methodical approaches, applied at carrying out the economic analysis of industrial-economic activity of organisations during realisation of audit of tariffs in a system of a housing-and-municipal complex.

Текст научной работы на тему «Применение методического инструментария экономического анализа при осуществлении аудита тарифов ЖКХ»

Т.Х. Усманова

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АУДИТА ТАРИФОВ ЖКХ

Рассматриваются методические подходы, применяемые при проведении экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности организаций в ходе осуществления аудита тарифов в системе жилищно-коммунального комплекса.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) имеет давние традиции. В 1649 г. царь Алексей Михайлович «записал» обязанности за контролем в области ЖКХ за специально учрежденной им полицией. Эта дата считается днем основания ЖКХ. Почти 360 лет назад, понимая важность создания условий для жизни человека в городах и населенных пунктах России, государство приняло на себя обязанность по управлению и регулированию процессов в данной отрасли [1].

Сегодня одним из важнейших элементов регулирования процессов, происходящих в ЖКХ, является аудит тарифов в организациях, оказывающих жилищнокоммунальные услуги (ЖКУ), который в контексте в установленном порядке утвержденной Методики проведения финансового аудита тарифов [2] представляет собой вид аудиторской услуги, заключающейся в независимой вневедомственной финансовой и технологической экспертизе факторов, влияющих на формирование тарифов, и финансово-экономической информации, представляемой организациями в целях обоснования тарифов в сфере регулируемой деятельности.

В ходе аудита тарифов проводится экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности, методические подходы к реализации которого утверждены вышеупомянутой методикой. В рамках указанного анализа осуществляется:

1) анализ объема оказываемых услуг;

2) анализ структуры договорных отношений и выполнения договорных обязательств;

3) анализ технического состояния организации и его влияния на объем производства, услуг;

4) анализ эффективности управления.

Остановимся более подробно на анализе объема

оказываемых услуг.

Основными задачами анализа объемов оказываемых услуг организаций являются:

- правильная оценка итогов выполнения производственной программы;

- выявление положительного опыта в работе, недостатков и упущений, а также их влияния на выполнение производственной программы;

- изыскание резервов для улучшения техникоэкономических показателей, повышения уровня обслуживания потребителей, снижения себестоимости, повышения рентабельности.

Выводы, полученные в результате данного анализа, используются при проверке расчетов производственной программы на период действия установленных тарифов (регулируемый период). Анализ осуществляется на основе рассмотрения данных производственной, бухгалтерской и статистической отчетности.

Анализ выполнения объемов оказываемых услуг проводится по двум параметрам - стоимостному и на-

туральному, с учетом специфики производственной деятельности каждой конкретной организации.

При проведении анализа выполнения производственной программы предлагается использовать метод сравнительной характеристики, в частности сопоставление отчетных данных с планируемыми показателями, с аналогичными показателями за предшествующий период, выявление отклонений, определение факторов, влияющих на эти отклонения.

Для полноты и объективности выводов большое значение имеет сравнение динамики изменения объемов услуг по анализируемой организации с соответствующими показателями аналогичных организаций в пределах одного муниципального образования либо ближайших муниципальных образований.

При анализе выполнения производственной программы необходимо проанализировать объем услуг, оказываемый отдельным группам потребителей; определить факторы, влияющие на его изменения, в частности нормативы потребления услуг, структуру потребителей, тарифы на оказываемые услуги.

Основным показателем, характеризующим производственную деятельность организации, осуществляющей регулируемую деятельность, является общий объем доходов, образующийся из доходов от реализации по каждому виду услуг основной деятельности организации.

В результате анализа показателя суммы доходов от оказания ЖКУ выясняется степень его выполнения (невыполнения), динамика изменения по сравнению с предшествующим периодом. Для этого показатель дохода, полученного в отчетном периоде, сопоставляют с показателем запланированного дохода и аналогичными показателями за предшествующий период. Факторами, которые могут повлиять на изменение показателя общей суммы дохода от оказания услуг, могут быть: изменение установленных тарифов, объемов оказанных услуг в натуральном выражении; изменение объема оказанных услуг по группам потребителей. В этой связи необходимо проанализировать все вышеуказанные факторы хозяйственной деятельности организации, повлиявшие на результат производственной деятельности организации.

При анализе доходов целесообразно сопоставить фактические поступления денежных средств на расчетный счет организации с запланированными суммами.

Натуральными измерителями производственной программы в организациях, осуществляющих регулируемую деятельность, являются:

1) по содержанию и ремонту жилищного фонда -среднеэксплуатируемая общая площадь жилищного фонда и среднеэксплуатируемая площадь нежилых помещений, м2;

2) по водопроводу - полезный отпуск воды, м3;

3) по канализации - отведение сточной жидкости, м3;

4) по электроснабжению - полезно отпущенная электроэнергия, кВт/ч;

5) по теплоснабжению - полезно отпущенная тепло-энергия на центральное отопление и горячее водоснабжение, Гкал.

При проверке выполнения производственной программы отпуска ЖКУ в натуральных измерителях необходимо проследить динамику изменения отпуска услуг за ряд лет, в течение года, по кварталам.

При анализе объемов оказываемых услуг организации необходимо определить количество услуг, собственно производимых организацией, а также покупаемых

В целях повышения обоснованности анализа разумно оценить институциональную структуру комплекса организаций, оказывающих ЖКУ, и потребителей услуг: общее число организаций, виды организаций (ТСЖ, ЖСК, УК, МУП, ОКК), их сферы деятельности и т. д. В то же время необходимо оценить размер валового продукта, создаваемого ими, а также объем услуг, оказываемых местному населению и отгружаемых в иные регионы.

Следует провести анализ объема необходимых инвестиций по существующим отраслям региона для определения инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков в сфере ЖКХ.

Жилищное хозяйство

Основными показателями, обусловливающими хозяйственную деятельность организаций жилищного хозяйства, являются:

- среднеэксплуатируемая общая площадь жилищного фонда;

- среднеэксплуатируемая площадь нежилых помещений (квадратные метры);

- объем работ по содержанию и ремонту жилищного фонда в соответствии с договором на проведение подрядных работ или Правилами технической эксплуатации при его отсутствии;

- степень благоустройства;

- формы собственности;

- характеристика ветхого и аварийного жилья.

у других поставщиков и передаваемых потребителям. Объем услуг, оказываемых населению, и количество жителей, обслуживаемых данной организацией, позволяют определить фактическую величину потребления услуг в натуральном выражении на 1 человека. Полученные данные следует сопоставить с нормативным уровнем потребления ЖКУ, установленным решением органов власти субъектов РФ или органов местного самоуправления (ОМСУ) для данного населенного пункта.

Сопоставление этих показателей позволяет сделать выводы о соответствии условий хозяйствования организации качественному обслуживанию населения. Уровень обеспеченности населения ЖКУ рекомендуется анализировать по форме 1.

Эти показатели предопределяют виды и объем затрат организаций жилищного хозяйства по основному виду деятельности.

Среднеэксплуатируемая общая площадь жилищного фонда представляет собой среднегодовой размер общей площади жилых домов и жилых помещений в других строениях.

Под площадью нежилых помещений понимается площадь торговых, складских, офисных, производственных и культурно-бытовых помещений, включая расположенную на них площадь вспомогательных помещений (вестибюли, коридоры, лестничные клетки и др.).

Анализ хозяйственной деятельности организаций жилищного хозяйства следует начинать с анализа указанных выше показателей, анализа изменения этих показателей по сравнению с отчетными данными за предшествующий период, а также определения категорий обслуживаемого жилищного фонда.

В случае невыполнения запланированного объема работ на объектах жилищного фонда, предусмотренных договором подряда или (при его отсутствии) Правилами технической эксплуатации, необходимо определить причины невыполнения плана.

Отметим, что работы, выполняемые на платной основе (по перечню платных услуг для населения), не включаются в анализ производственной программы организации.

Анализ доходной части проводится по суммам поступлений от населения за содержание и ремонт жилищного фонда, от юридических лиц за эксплуатаци-

Ф о р м а 1

Уровень обеспеченности населения ЖКУ

№ п/п Виды услуг Единица измерения Утвержденные нормативы потребления Фактический уровень обеспеченности услугами ЖКХ Средние нормативы потребления по РФ

Водоснабжение в жилых домах с полным благоустройством м3/сут на чел.

В жилых домах без горячего водоснабжения с водогрейными колонками м3/сут на чел.

В жилых домах без горячего водоснабжения и без ванн м3/год на чел.

2 Канализация м3/на чел.

3 Теплоснабжение, отопление Гкал/год на чел.

Горячее водоснабжение

4 Электроснабжение в жилых домах с электрическими плитами В Вт.ч/год на чел.

В прочих домах

онные расходы по содержанию и ремонту нежилых помещений, бюджетных ассигнований.

Типовая форма Производственной и инвестиционной программы жилищного фонда приведена ниже (форма 2).

Так как населением оплачивается только часть затрат по содержанию и ремонту жилищного фонда, то

Производственная и инвестиции

необходимо проанализировать поступление ассигнований из бюджета на покрытие разницы между установленным тарифом на 1 м2 общей площади жилья и тарифом, установленным для населения, а также проконтролировать целевое использование этих средств.

Ф о р м а 2

ая программа жилищного фонда

№ п/п Показатель Единица измерения Отчет за предыдущий период Значения отчетного года до внедрения ИП Значения после внедрения мероприятий ИП

Среднеэксплуатируемая общая площадь жилищного фонда, в т.ч.: тыс. м2

подлежащая ремонту

текущему ремонту

капитальному ремонту

2 Среднеэксплуатируемая площадь нежилых помещений тыс. м2

3 Общая сумма дохода всего, в т.ч.: млн руб.

оплата населением

ассигнования из бюджета

от юридических лиц (т.е. организаций), без учета бюджетных учреждений

от бюджетных учреждений

4 Объем работ по жилищному фонду, в т.ч.: млн руб.

содержание

текущий ремонт

капитальный ремонт

5 Экономически обоснованный тариф на содержание и эксплуатацию 1 кв. м. общей площади, в т.ч. населения руб.

Показатели санитарной очистки городов

Организации санитарной очистки городов осуществляют комплекс работ по очистке городской территории, сбору, транспортировке, обезвреживанию отбросов. В их задачу входит вывоз бытового мусора и нечистот, накапливаемых в жилых и общественных зданиях, уборка улиц и площадей от мусора. Очистка домовладений от бытового мусора и нечистот входит в перечень жилищных услуг и осуществляется на планово-регулярной основе по графикам. Графики вывоза бытовых отбросов разрабатываются с учетом числа проживающих в данном домовладении и суточной нормы накопления мусора и нечистот.

Нормы накопления бытовых отходов определяются в расчете на 1 чел. в год или на 1 м2 общей жилой площади в год и зависят от уровня благоустройства жилищного фонда, а также от климатических условий.

Производственная программа организаций по санитарной очистке устанавливается в натуральных измерителях - кубических метрах вывезенного мусора и нечистот (а также обработка хлором мусоропроводов).

Оценка выполнения расчетных объемов по санитарной очистке производится путем сопоставления расчетных и отчетных показателей количества вывезенного мусора и нечистот.

Анализ выполнения производственной программы рекомендуется осуществлять в сопоставлении с данными предшествующего года.

Далее при анализе результатов деятельности организации по видам перевозок следует выделить, за счет каких факторов имело место отклонение от запланированных

объемов. Для этого рассматриваются данные о наличии транспортных средств и степени их использования.

Анализ технико-эксплуатационных показателей использования спецмашин, выполнения производственной программы осуществляется отдельно как по вывозу мусора мусоровозами, так и по вывозу нечистот ассенизационными машинами.

Основными факторами, влияющими на выполнение (изменение по отношению к предыдущему периоду) производственной программы по вывозу как мусора, так и нечистот в организациях санитарной очистки, являются изменения следующих показателей:

- среднеинвентарного числа машин;

- машино-дней в работе (коэффициент использования парка машин);

- продолжительности машино-дня работы (сменность);

- среднего расстояния вывоза мусора (нечистот) до мест их обезвреживания;

- затрат времени на 1 ездку (число ездок с грузом);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- средней грузоподъемности машины;

- времени простоя машин в ремонте по технической неисправности.

Типовая форма Производственной и инвестиционной программы организаций по вывозу мусора и уборки территории населенного пункта приведена ниже (форма 3).

Для выяснения причин невыполнения плана перевозок или снижения данных отчетного периода по сравнению с предшествующим периодом следует определить среднюю производительность (выработку) одной машины и выявить факторы, влияющие на ее снижение (коэффициент использования парка машин); время простоя машин под погрузкой и разгрузкой (нерациональность графиков

заезда мусоровозов, ассенизационных машин в домовла- стояния вывоза отбросов в места их обезвреживания); дения); среднее время на одну поездку (увеличение рас- использование емкости (тоннажа) машин.

Ф о р м а 3

Производственная и инвестиционная программа организаций по вывозу мусора и уборки города

№ п/п Показатель Единица измерения Отчет за предыдущий период Значения отчетного года до внедрения ИП Значения после внедрения мероприятий ИП

1 Среднеквартальное число машин Ед.

2 Машино-дни Машино-дни

3 Коэффициент использования парка машин %

4 Число поездок с грузом за период единиц

5 Средняя производительность машин м3

6 Вывоз отходов период - всего, в т.ч.: м3

6.1 мусора м3

нечистот

6.2 В т.ч. от населения м3

от организаций

7 Доход от реализации услуг - всего млн руб.

7.1 В т.ч. от вывоза мусора млн руб.

от вывоза нечистот

7.2 в т.ч. от населения млн руб.

от организаций, кроме бюджетных учреждений

от бюджетных учреждений

8 Установленный тариф за 1 м3 мусора руб.

в т.ч. для населения

за 1 м3 нечистот

При выявлении причин снижения коэффициента использования парка машин следует обратить внимание на простои машин при техническом обслуживании, ремонте, из-за отсутствия резины и др. Причины отклонения от норм времени на погрузку и разгрузку зависят от оборудования машин погрузочно-разгрузочными механизмами и их исправности, системы сбора мусора в домовладениях, количества заездов в домовладения.

Средняя норма времени на погрузку и разгрузку определяется как средневзвешенная величина исходя из количества и графиков заездов в домовладения.

Необходимо сопоставить утвержденную норму накопления отбросов с действительными объемами отбросов, приходящихся на 1 чел. в год или на 1 м2 общей жилой площади.

При осуществлении анализа выполнения производственной программы по вывозу мусора в целом необходимо подвергать анализу выполнение программы по уборке непосредственно домовладений, т.е. вывоз мусора от населения, от организаций социального назначения (школы, детские сады, больницы) и других организаций; сопоставить полученные данные с отчетными показателями предшествующего периода; определить своевременность заездов в домовладения в соответствии с установленными графиками, соответствие санитарного состояния домовладений требованиям сан-эпиднадзора.

Как показывает практика, при разработке Комплексных программ развития систем коммунальной инфраструктуры органам государственной власти в регионах и ОМСУ целесообразно включать в состав мероприятий по реализации указанных программ намерение о строительстве завода по переработке ТБО и иных отходов территории, т.к. функ-

ционирование таких заводов позволяет более бережно относиться к природным ресурсам и в целом к месту обитания (региону, муниципальному образованию как эколого-социоэкономическим системам).

Водопроводно-канализационное хозяйство

Назначением организаций водопроводно-канализационного хозяйства является централизованное водоснабжение населенных пунктов, а также отвод от потребителей и очистка сточных вод.

Производственная программа организации водопроводно-канализационного хозяйства (формы 4, 5) определяется водопотреблением, рассчитанным на плановый период. Водопотребление населения определяется по нормам расхода воды в расчете на 1 жителя в сутки дифференцированно, в зависимости от степени благоустройства жилищного фонда.

Поднятая вода частично расходуется на собственные нужды организации, теряется в трубопроводах (утечки) или не полностью учитывается водомерами и не оплачивается потребителями. В производственной программе организаций целесообразно отражать расход воды как на питьевые, так и на технические нужды.

Для выполнения производственной программы организация должна располагать необходимой мощностью, характеризующейся количеством воды стандартного качества, которое организация способна подать с необходимым напором в сутки.

В некоторых организациях, кроме подъема воды из водоисточников собственными насосными станциями, часть воды поступает из водопроводов других организаций.

Производственная (инвестиционная) программа организаций водоснабжения и водоотведения

№ п/п Показатель Единица измерения Отчет за предыдущий год Отчетный год до осуществления мероприятий ИП Значение показателя после внедрения ИП

1 Одиночное протяжение уличной водопроводной сети км

2 Мощность организации тыс. м3/сут

3 Фактическая мощность тыс. м3/сут

4 Получение воды со стороны 3 тыс. м

5 Подача воды в сеть тыс. м3

6 Пропущено воды через очистные сооружения 3 тыс. м

7 Расход воды на собственные нужды тыс. м3

8 Отпуск воды всем потребителям - всего, в т.ч. тыс. м3

населению

организациям

9 Доход от реализации услуг- всего, в т.ч. млн руб.

от населения

от организаций (кроме бюджетных учреждений)

от бюджетных учреждений

10 Экономически обоснованный тариф за 1 м3 воды руб.

в т.ч населению

Ф о р м а 5

№ п/п Показатель Единица измерения Отчет за предыдущий год Отчетный год до осуществления мероприятии ИП Значение показателя после внедрения ИП

1 Одиночное протяжение уличной канализационной сети км

2 Пропускная способность канализации тыс. м3/сут

3 Фактически пропускная способность канализации тыс. м3/сут

4 Пропуск сточных вод - всего тыс. м3/сут

в т.ч. от населения

от организаций, кроме бюджетных учреждений

от бюджетных учреждений

5 Пропущено через очистные сооружения 3 тыс. м

В т.ч. на биологическую очистку

6 Доход от реализации - всего, млн руб.

в т.ч. от населения

от организаций, кроме бюджетных учреждений

от бюджетных учреждений

7 Экономически обоснованный тариф за 1 м3 сточной жидкости руб.

в т.ч. населению

Количество воды, пропущенной через очистные сооружения, равно количеству поднятой воды и количеству полученной со стороны неочищенной воды за вычетом воды, отпущенной на технические нужды.

Анализ выполнения производственной программы по водоснабжению необходимо начинать с сопоставления объема показателей с данными соответствующего периода за предыдущий год. Одновременно определяется доля воды, забранной из собственных источников водоснабжения и полученной со стороны.

Потери и неучтенный расход воды определяются как разница между количеством, поданным в сеть, и полезным отпуском. Потери определяются в абсолютном размере и в процентах к общей подаче воды в сеть. При этом оценивается, произошло ли снижение (рост) потерь воды или их величина осталась на уровне предшествующего года. Снижение потерь и неучтенного расхода воды является важным источником увеличения объема реализации. В этой связи необходимо выделить, какие мероприятия осуществлялись по сни-

жению потерь в сетях и неучтенного расхода, а именно - мероприятия по повышению качества ремонта сети и водопроводных устройств, по установке приборов учета, профилактической проверке контрольноизмерительных приборов, их своевременному ремонту и замене, недопущению и быстрейшей ликвидации аварий и т.д. Необходимо исчислить потери, которые несет организация из-за утечек.

Количество воды, используемой на собственные нужды, должно быть обосновано соответствующими расчетами исходя из принятой в организации технологии очистки воды.

Для анализа выполнения производственной программы большое значение имеет показатель «Пропущено воды через очистные сооружения». Этот показатель характеризуется удельным весом воды, пропущенной через очистные сооружения, в общем количестве поданной воды в сеть. Снижение данного показателя по сравнению с показателем предыдущего периода свидетельствует о невыполнении мероприятий по

совершенствованию технологии обработки воды. Одновременно следует выяснить, не являются ли очистные сооружения в водопроводе «уязвимым местом» организации. С этой же целью по данным лабораторного анализа устанавливают соответствие отпускаемой потребителям воды установленному стандарту.

В случае, если очистные сооружения лимитируют дальнейшее увеличение подачи воды, следует проанализировать меры, принимаемые по расширению очистных сооружений, внедрению более интенсивных способов очистки воды.

Анализ использования производственной мощности водопровода осуществляется путем сопоставления показателей среднесуточной подачи воды в сеть и пропускной способности основных водопроводных сооружений. Среднесуточная подача воды определяется как частное от деления количества поданной воды в сеть на число дней в отчетном периоде.

Сравнивая эти данные за текущий и предшествующий периоды с производственной мощностью насосных станций и мощностью очистных сооружений, можно сделать вывод о стабильности, повышении или снижении использования мощности водопроводных сооружений.

Превышение в использовании мощности водопровода может осуществляться за счет использования имеющихся в резерве насосов либо интенсификации работы оборудования и отдельных сооружений.

Важной частью экономического анализа является определение коэффициента использования производственной мощности водопровода в целом. Он определяется отношением количества фактической подачи воды в сутки к установленной проектной мощности подачи воды в сутки. Резерв мощности водопровода может использоваться при вводе дополнительного жилищного фонда в эксплуатацию или других объектов-потребителей. Однако при этом следует сопоставить наличие дополнительных мощностей с имеющимися резервами, например с дополнительными мощностями очистных сооружений, с пропускной способностью фильтров. Изучение использования мощности водопровода должно быть дополнено анализом данных о протяженности водопроводов и уличной сети, потерях воды в авариях, данными о количестве аварий.

Анализ выполнения производственной инвестиционной программы канализационного хозяйства проводится в том же порядке, что и по водопроводу.

На объем оказываемых услуг организаций водопроводно-канализационного хозяйства в стоимостном выражении влияют два показателя - объем услуг в натуральных измерителях и размер тарифов. В этой связи необходимо проанализировать влияние этих факторов на сумму дохода, а также определить влияние структурных сдвигов, а именно - изменения объема потребляемой продукции населением или другими потребителями.

В ходе аудита оценивается состояние технологического процесса и технического состояния оборудования.

Анализируются (за 3 года) процесс подъема воды, технические характеристики, количественное и качественное состояние артезианских скважин и установленного оборудования.

Кроме того, подвергается анализу технологический процесс обработки и распределения воды и техническое состояние оборудования, а также потери воды.

Производится анализ влияния технического состояния сетей на объем сверхнормативных потерь воды при ее транспортировке (в динамике за 3 года).

Оценивается структура потребителей услуг водоснабжения, динамика водопотребления территории за 3 года в разрезе групп потребителей, фактическая обеспеченность приборами учета холодной воды. Осуществляется анализ потребления питьевой воды населением. Оцениваются перспективы увеличения (уменьшения) числа потребителей услуг водоснабжения в соответствии с Генеральным планом города, прогноз обеспеченности приборами учета.

Производится анализ фактических балансов водо-потребления и данных статистической отчетности за 3 года в сравнении с плановыми балансами за соответствующий период.

Выявляются отклонения фактических показателей балансов водопотребления от плановых, определяется тенденция роста или снижения объемов производства, потребления, нормативных и сверхнормативных потерь.

Производится оценка увеличения (уменьшения) объемов производства и передачи питьевой воды в связи с увеличением (уменьшением) числа потребителей.

Оценивается прогнозный баланс водопотребления на период реализации Программы.

Анализируются фактическая и плановая себестоимость водоснабжения потребителей города за 3 года.

Выявляются наиболее затратные статьи расходов, определяются и анализируются причины, влияющие на рост себестоимости водоснабжения.

Проводится сравнительный анализ фактических показателей эксплуатации систем с нормативными (оптимальными) или с договорными по установленным критериям. Выявляются отклонения фактических показателей от нормативных или договорных, анализируются причины возникновения отклонений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее оцениваются (рекомендуются) мероприятия, способствующие решению проблем эксплуатации систем водоснабжения и приведению критериев (надежность, качество, экологичность, доступность для потребителей) к нормативным, оптимальным или договорным, а также мероприятия по развитию системы водоснабжения (прокладка сетей к новым потребителям, ввод оборудования). Определяется (оценивается) сметная (расчетная) стоимость реализации каждого мероприятия.

Анализируются организационный план, который определяет сроки проведения каждого из мероприятий, и финансовый план, содержащий стоимость и источник финансирования каждого мероприятия (в соответствии с организационным планом и в пределах периода реализации настоящей Программы).

При составлении финансового плана необходимо руководствоваться принципом сбалансированности доходов (источников финансирования) и расходов на реализацию мероприятий.

Далее осуществляется оценка состояния технологического процесса очистки хозяйственно-бытовых стоков, ливневых и талых сточных вод, технических характеристик установленного оборудования, объемов очистки стоков, а также анализ расхода электроэнергии в процессе очистки (в динамике за 3 года).

При этом оцениваются технические характеристики насосных станций, очистных сооружений, канализационных сетей (протяженность, год прокладки, техническое состояние). Производится анализ влияния технического состояния сетей и оборудования на качество очистки стоков и на объемы сверхнормативных потерь (неучтенных сточных и ливневых вод).

Производится анализ фактических балансов водоотведения и данных статистической отчетности за 3 года в сравнении с плановыми балансами за соответствующий период.

Выявляются отклонения фактических показателей балансов водоотведения от плановых, определяется тенденция роста или снижения объемов производства, потребления, нормативных и сверхнормативных потерь.

Выявляются наиболее затратные статьи расходов и причины, влияющие на рост себестоимости водоотведения.

Проводится сравнительный анализ фактических показателей эксплуатации систем с нормативными (оптимальными) или договорными по установленным критериям.

Более подробно о процедурах, осуществляемых в ходе аудита тарифов в части оценки водопроводно-канализационного хозяйства, организации электрических сетей, теплоснабжения, изложено в Практическом руководстве по проведению аудита тарифов [3].

В заключение подчеркнем, что аудит тарифов как аудит специального назначения не ставит своей целью проведение по отношению к организациям, оказывающим ЖКУ, полной аудиторской проверки по установлению достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству бухгалтерской (финансовой) отчетности. Специальным назначением данного вида аудита является проверка фактической и планируемой себестоимости и прибыли как составных частей тарифов на жилищно-коммунальные услуги. А осуществить такую проверку без проведения глубокого экономического анализа производственнохозяйственной деятельности указанных организаций не представляется возможным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Савин К.Н. Экономический анализ качества услуг жилищно-коммунального хозяйства / Под науч. ред. Б.И. Герасимова. Тамбов: Изд-во

ТГТУ, 2004. С. 5-8.

2. Об утверждении Методики проведения аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги: Приказ Госкомите-

та РФ по жилищной и строительной политике от 29.12.1997 г. № 17-142.

3. Усманова Т.Х. Практическое руководство по проведению аудита тарифов в системе жилищно-коммунального комплекса. М.: Оргсервис-

2000, 2008. 384 с.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 9 сентября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.