электронный научно-экономическии журнал
Факторы риска в сфере жилищно-коммунального хозяйства
стр 3
СТАРОСТЕНКО С.В.
Департамент менеджмента Финансовый университет, г. Москва
STAROSTENKO S.V.
Department of Management, Financial University, Moscow
e-mail: omg [email protected]
Аннотация. В данной статье рассматривается отрасль жилищно-коммунального хозяйства как объект, на который воздействует ряд внешних и внутренних рисков. На примере объекта исследования проведена детализация и конкретизация проблемных сторон, а также выделены основные факторы риска, влияющие на деятельность предприятий ЖКХ.
Ключевые слова: коммунальное хозяйство, факторы риска, идентификация рисков ЖКХ, объективные и субъективные факторы риска, основные угрозы водоснабжения и водоотведения, риски жилищно-коммунальных услуг, ЖКХ, управление рисками.
RISK FACTORS IN COMMUNAL SECTOR
Abstract. This article discusses the housing and utilities industry as an object, what is exposed to a number of external and internal risks. On the example of research conducted detailing and specification of problem sides and the main risk factors affecting the activities of the utilities.
Keywords: Communal service (utility sector), risk factors, risk identification in a communal service, an objective and subjective risk factors, a main threat in water supply and sanitation, a risks of housing and communal services, risk management in utilities sector.
Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) - одна из базовых отраслей российской экономики, обеспечивающая население жизненно важными услугами. За последние 10 лет проводимые в России реформы оказали значительное влияние на развитие и функционирование отрасли. Были определены приоритеты государственной политики; осуществлен переход на принцип использования наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве) объектов коммунальной инфраструктуры [1]; была учреждена государственная корпорация, осуществляющая финансовую поддержку муниципальных образований («Фонд содействия реформированию ЖКХ»)[2][3]. Однако до сих пор остается множество нерешённых проблем, которые в первую очередь обусловлены физическим и моральным износом основных производственных фондов, степень износа которых, по оценкам специалистов, составляет в среднем порядка 60%, износ коммунальных сетей 62% (тепловых - 62,8%, водопроводных - 64,8%, электросетей - 58,1%), утечки и неучтенный расход коммунальных ресурсов достигает порядка 40% в водопроводно-канализационном хозяйстве и 50% в теплоснабжении. [4] Текущее состояние объектов привело к тому, что планово-предупредительные ремонты практически полностью уступили место аварийно-восстановительным работам. Таким образом, необходимость решения комплекса задач по модернизации и рационализации управления относится к проблемам первоочередной важности, т.к. отрасль нуждается в целенаправленных и действенных мерах, которые бы нивелировали риск наступления коммунально-энергетического коллапса в стране, наступление которого остается актуальным до настоящего времени. [5]
Предприятия, занятые в рассматриваемой сфере, классифицируются по группам и типам оказываемых услуг, которые относятся к социально значимым, жизненно необходимым услугам. По назначению жилищно-коммунальные услуги (далее - ЖКУ) дифференцируются на несколько видов: общегородские; жилищные; инженерные или коммунальные услуги, что отражает сущность и характер оказываемых услуг. Ключевыми особенностями ЖКУ является их общедоступность, насущность и незаменимость в предоставлении. Все это создает объективные причины в необходимости регулирования и контроля над данной отраслью.
электронный научно-экономическии журнал
При этом следует иметь в виду, что деятельность предприятий ЖКХ регулярно сопровождается внешними и внутренними факторами риска, что с учетом особенностей отрасли и коллективной направленности ЖКУ делает проявление рисков крайне чувствительным для всех участников отношений. По своей природе риск основан на несоответствии, противоречии внешних и внутренних факторов деятельности. Если рассматривать данную категорию в рамках ЖКХ, то под риском следует понимать неопределенность наступления неблагоприятных событий, или вероятность ущерба или убытка как для предприятия, так и для общества в целом, вызванных снижением качества своевременности и доступности предоставляемых услуг. От своевременного выявления угроз и последующего управления ими зависит эффективное функционирование предприятий ЖКХ. Рациональное управление рисками во многом зависит от качества управленческих решений и обеспечивает устойчивое функционирование организаций, что особо актуально для предприятий, предоставляющих ЖКУ. Таким образом, целесообразно исследование вопросов, связанных со снижением неопределенности и рисков в жилищно-коммунальной сфере.[6]
При этом риски в сфере ЖКХ необходимо рассматривать и в региональном аспекте. Снижение курса национальной валюты и современные инфляционные процессы существенно повлияли на реальные доходы населения и бюджеты многих муниципальных образований, которые являются важным источником финансирования отрасли.
В рамках данного исследования факторы риска в системе ЖКХ будут рассмотрены на примере субъекта естественной монополии в сфере водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия Щелковского муниципального района «Межрайонный Щелковский Водоканал». (далее - МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал») [7]
Указанное предприятие является единым оператором централизованной системы транспортировки сточных вод, в хозяйственном ведении которого находится 34 водозаборных узла и насосные станции 2-го подъема, 78 артезианских скважин , 48 единиц резервуаров чистой воды и 8 водонапорных башен ёмкостью более 51 тыс. куб.м, 7 станций обезжелезивания, 28 повысительных насосных станций и локальные очистные сооружения ливневой канализации в д. Медвежьи Озера, почти шесть сотен пожарных гидрантов. Протяженность используемых водопроводных сетей 363 км, канализационных сетей - 303,4 км.
Деятельность предприятия предполагает реализацию двух взаимосвязанных услуг: водоснабжения и водоотведения, для оказания которых осуществляется процесс переработки сырой воды из открытых источников в доступную для потребления и поданную по инженерным системам конечному потребителю, а также очистка принятых стоков в доступную для природной среды воду. При этом важнейшей стратегической задачей государства, строго регламентируемой нормативно-правовыми документами, является необходимость обеспечения санитарно-гигиенической безопасности населения. При этом услуги предприятия пользуются повседневным устойчивым спросом, регулярно контролируются показателями надежности, качества и энергетической эффективности, которые утверждены приказом Минстроя России (табл. 1). [8]
стр 4
электронный научно-экономический журнал стр 5
Таблица 1 Целевые показатели контроля
Водоснабжение Водоотведение
Качество воды Качество очистки стоков
Доля проб воды, подаваемой в сеть Доля сточных вод, не подвергающихся очистке
Доля проб воды в распределительной сети Доля поверхностных сточных вод, не подвергающихся очистке
Доля проб сточных вод, не соответствующих установленным экологическим требованиям
Надежность и бесперебойность
Удельное количество перерывов в подаче воды, возникших в результате технологических нарушений на объектах ЦСВС Удельное количество аварий и засоров в сети
Эффективность использования ресурсов, в том числе уровень потерь воды
Доля потерь воды при транспортировке Удельный расход электрической энергии в технологическом процессе очистки сточных вод
Удельный расход электрической энергии в технологическом процессе подготовки питьевой воды Удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки сточных вод
Удельный расход электрической энергии в технологическом процессе транспортировки питьевой воды
Результатом проводимого исследования является выявление основных видов риска, определение потенциальных зон его возникновения, а также формирование информационный базы для проведения последующего количественного анализа. За основу классификации рисков взят подход, подробно представленный в статье О.Г. Крюковой. [10]
Выделим основные направления рисков, характерные для деятельности предприятия.
Политические риски обусловлены действующей государственной политикой ввиду возможности возникновения убытков или снижения размеров прибыли предприятия. При этом деятельность водоканала всегда регулировалась органами власти, т.к. функции владения, управления и регулирования перераспределялись между государством в лице муниципальных властей и комитета по ценам и тарифам Московской области и менеджментом водоканала. Такой подход с учетом специфики и значимости услуг водопроводно-канализационного хозяйства более эффективен, нежели объединение всех функций в одном лице, однако в этом случае имеет место своеобразный конфликт интересов: операторы стремятся к максимизации прибыли, возврате вложенных средств, минимизации затрат, в том числе за счет сокращения персонала. Органы власти, напротив, стремятся сдерживать рост тарифов, требуют увеличения объема инвестиций, гарантирования сохранения рабочих мест с участием в стратегическом управлении ЖКХ. В результате подобного конфликта интересов операторы могут подвергаться определенным факторам риска, в т.ч. досрочное прекращение договоров аренды имущества, невключение в тариф понесенных расходов и невозврат осуществленных инвестиционных вложений. Влияние политических рисков также следует рассматривать с точки зрения тарифных решений и с изменяемым курсом политических реформ. Ключевой проблемой в данном аспекте остаётся несбалансированность в тарифном регулировании среди ресурсоснабжающих организаций.
Природно-климатические риски. Особое значение на деятельность водопроводно-канализационных предприятий оказывает сезонность ввиду высокой чувствительности качества оказываемых услуг от качественных характеристик поступающих сточных вод и уровня концентрации в них загрязнений. При этом
электронный научно-экономический журнал стр 6
загрязнения зависят от ряда факторов: выпадения атмосферных осадков по сезонам года; коэффициента стока; интенсивности движения транспорта по улицам; режима уборки улиц; оседающих из воздушного бассейна аэрозолей; попадания в поверхностный сток отходов производства и продуктов промышленных выбросов и т.д. Колебания в разные периоды года и суток могут быть достаточно резкими, что существенно увеличивает нагрузку на предприятие, что, в свою очередь, может повлечь снижение качества очищенной воды и ухудшить качество активного ила, используемого для очистки. Второй существенной проблемой являются участившиеся несанкционированные сбросы в хозяйственно-бытовую канализацию токсичных веществ, что приводит к гибели микробиологического поля, перегрузке очистных сооружений и, как следствие, выбросу вредных веществ в атмосферу.
Общеэкономические риски. На деятельность водоканализационных предприятий, как и на любые другие субъекты экономических отношений, существенное влияние оказывают экономические факторы внешней среды, в т.ч. инфляция или дефляция, уровень занятости, стабильность национальной валюты, покупательная способность населения и др.. При этом особое влияние оказывает уровень покупательной способности, непосредственно влияющий на собираемость платежей и, следовательно, на финансовый результат.
Социальные риски. Особенность деятельности рассматриваемых предприятий заключается в выполнении социально значимых (жизненно важных) функций, что приводит к тому, что любые изменения качества или стоимости оказываемых услуг касаются всех без исключения жителей и других потребителей. Положительным при этом является то, что в настоящее время общество способно непосредственно влиять на формирование финансовых потоков естественных монополий в коммунальной сфере, что достигается за счет перерасчетов и снижения сумм оплаты за некачественные или оказанные ненадлежащим образом, услуги.[11]
Кадровые риски. На МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал» трудится коллектив, насчитывающий более 1500 человек. В сфере управления персоналом может возникнуть множество рисковых ситуаций, проявление которых может нанести значительный ущерб предприятию в виде материальных, трудовых, финансовых и временных потерь. [12]
Риск инвестиционной и инновационной политики проявляется в деятельности водоканала в рамках реализации той или иной инвестиционной программы, что зачастую связано с порядком рассмотрения и их утверждения органами местного самоуправления и органами регулирования - Комитетом по тарифам и ценам Московской области, а также недостатками (неточностями) в работе аналитических служб водоканала. [13]
Риски финансовой деятельности занимают значимое место в общем «портфеле рисков» коммунальных предприятий. Основным источником их проявления является низкая собираемость платежей за оказанные жилищно-коммунальные услуги вследствие неплатежеспособности предприятий реального сектора экономики, потребителей услуг либо целенаправленного отказа от осуществления коммунальных платежей. Кроме того, как отмечают специалисты рынка ЖКХ, уязвимой точкой зачастую являются управляющие компании, которые, проработав несколько месяцев, накапливают задолженность перед ресурсоснабжающими организациями и ликвидируются через процедуры банкротства. При таком положении дел поставщики ресурсов просто не могут получить с них деньги и покрыть уже понесенные расходы. [14]
Производственно-технологические риски в деятельности водоканала проявляются в виде незапланированных остановок в технологическом процессе и в снижении контрольных показателей качества оказываемых услуг. Основными источниками риска на объекте исследования являются: магистральный коллектор «Соколовский», принимающий стоки от пяти муниципальных образований и находящийся в аварийном состоянии; очистные сооружения, находящиеся в перегруженном состоянии в связи с интенсивной застройкой городов.
Особое значение в деятельности водоканала имеют криминогенные риски, которые могут проявляться в деятельности водоканала различными нарушениями:
Коррупция как институциональный риск, обусловленный компетенцией административного органа, например: коррупция в рамках тарифного регулирования и как внутрисистемный риск, связанный с недостатками функционирования и внутреннего контроля. В качестве примера могут служить коррупционные схемы специалистов в сфере закупок, сговор администрации и управляющих лиц и т.д.;
преднамеренное банкротство контрагентов - управляющих компаний, аффилированных предприятий;
электронный научно-экономическии журнал
различные хищения отдельных видов активов собственным персоналом;
саботаж или преднамеренные действия/бездействие персонала, наносящие негативные последствия экологии, оборудованию.
Проведя детализацию и конкретизировав проблемные стороны, выделим основные факторы риска, влияющие на деятельность (табл. 2)
Таблица 2. Риски в деятельности водопроводно-канализационных предприятий
стр 7
Группа риска Факторы риска
Внешние факторы (объективные)
Политические риски Возникновение убытков или сокращение размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики в сфере тарифного регулирования; Неравномерная индексация тарифов среди ресурсоснабжающих организаций; Отказ в утверждении инвестиционной программы и/или отдельных статей расходов как «экономически обоснованные»; Несоответствие внутренних правовых документов организации действующим нормам законодательства, в частности ФЗ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; Нарушение клиентами и контрагентами условий договоров; Введение новых норм, правил стандартов обслуживания; Вероятность получения административных взысканий в связи с грубым нарушением действующего законодательства; Нарушение/ужесточение экологических требований, требований к плановым показателям надежности водоснабжения; Изменение контрольных параметров ввода жилых домов, влияющее на объем присоединяемой мощности .
Природно-климатические риски Влияние природы и климата региона на производственный процесс; Изменение объемов талых и дождевых вод (сточных вод); Увеличение концентрации загрязнений сточных вод; Увеличение несанкционированных выбросов.
Общеэкономические риски Неопределенность рыночных цен на ресурсы, используемые в технологическом процессе; Неплатежи бытовых и бюджетозависимых потребителей вследствие снижения доходов; Сокращение объемов финансирования отрасли (и/или субсидирования).
Социальные риски Нестабильность социального положения населения, ухудшение его платежеспособности ; Сильный общественный «контроль» отрасли; «Культурологические» риски, связанные с менталитетом собственников жилых
электронный научно-экономическии журнал
стр 8
помещений; «Репутационные» риски как угроза потери деловой репутации в глазах потребителей (может быть вызвано некорректными расчетами с потребителями, перебоями в поставке услуг либо поставке ненадлежащего качества).
Внутренние факторы (субъективные)
Кадровые риски Потенциальные потери, связанные с собственным персоналом предприятия; Низкий уровень квалификации персонала, влекущий риск принятия неверных производственных и управленческих решений; Отток квалифицированной рабочей силы; Слабая мотивация к труду (недостатки системы оплаты и премирования); Риски обоснованного сокращения численности персонала, неэффективная работа структурных подразделений предприятия.
Риски инвестиционной и инновационной политики Недостатки в финансовом планировании, обусловленные тарифной и государственной бюджетной политикой; Нарушение сроков реализации инвестиционных проектов; Нестабильность финансовых поступлений как возможная категория риска при реализации инвестиционной программы; Отсутствие координации действий участников (ответственных сторон), вовлеченных в выполнение инвестиционной программы; Превышение стоимости мероприятий, включаемых в инвестиционную программу.
Риски финансовой деятельности Низкий сбор платежей за оказанные жилищно-коммунальные услуги вследствие неплатежеспособности определенных слоев населения либо целенаправленного отказа от осуществления коммунальных платежей (неконтролируемый рост дебиторской задолженности); Риск возникновения неплатежеспособности; Использование средств, поступающих для выполнения мероприятий инвестиционной программы, на решение эксплуатационных проблем.
Производственно-технологические риски Риск возникновения (необоснованного повышения) прямых или косвенных потерь в результате неправильного построения внутренних бизнес-процессов; Снижение показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль (гигиенические нормативы); Снижение показателя надежности: рост числа и продолжительности перерывов в подаче воды; Снижение показателя эффективности деятельности, обусловленного увеличением потерь воды при транспортировке. Снижение показателя эффективности ввиду увеличения удельного расхода
электронный научно-экономическии журнал
стр 9
электрической энергии при подготовке питьевой воды; Отрицательное воздействие на окружающую среду в ходе основной деятельности и, как следствие, необходимость возмещения ущерба; Непредвиденные изменения в процессе производства из-за нарушения технологии производства; Остановка оборудования или прерывание технологического цикла производства по вине других подразделений; Сбои в организации производственного процесса (длительность производственного цикла, ритмичность производства и др.); Моральный и физический износ основных средств и технологий; Непредвиденные или форс-мажорные ситуации в технологическом процессе.
Криминогенные риски Нелояльности персонала в различных формах (коррупция, хищения, разглашение информации, саботаж); «Нечистоплотность» со стороны руководителей в использовании денежных средств и поступлений от потребителей (нецелевое расходование бюджетных средств); Невыплата руководством заработной платы, пособий и иных выплат; Осуществление незаконных сделок (действий) с имуществом, находящимся в хозяйственном ведении; Злоупотребление должностными полномочиями при заключении договоров на поставку услуг. [15]
Проанализировав различные функциональные направления объекта исследования, в рамках данного исследования была выделена совокупность факторов, оказывающих негативное воздействие на качество предоставляемых коммунальных услуг. В совокупности которых одним из самых значимых и проблемных является производственно-технологический фактор, напрямую связанный с состоянием инженерных сетей, которые зачастую находятся в ветхом или аварийном состоянии.[16] Износ сетей создает перебои и снижает качество предоставляемых услуг потребителям, что является недопустимым и проводит к возникновению финансовых рисков и социальной напряженности. При оценке производственного риска рассматривается не столько сам объект исследования, сколько степень опасности и потенциального ущерба в результате возникновения рисковой ситуации. Для предприятия сферы ЖКХ такого рода потери могут быть материальные (в виде дополнительных затрат и прямых потерь оборудования, материалов), трудовые (в виде дополнительных затрат рабочего времени при устранении аварийных ситуаций), финансовые (в виде денежного ущерба, связанного с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, неустоек). Для потребителей услуг - ущерб в виде вреда здоровью, жизни, а также производственных потерь предприятий реального сектора. Для общества в целом - социальная напряженность, формирование негативного отношения к действующей системе власти.
Производственно-технологические риски влекут за собой экономические (финансовые) последствия, которые выражаются в неплатежах контрагентов и потребителей, что отражается в росте дебиторской задолженности и создает отдельные экономические проблемы для предприятия. Рассматривая вопрос о недофинансировании отрасли и в целом финансовые риски, необходимо отдельно выделить тарифное регулирование с учетом кризиса российской экономики, роста безработицы, снижения платежеспособности потребителей, банкротства множества предприятий. Дополнительной аргументации требуют утверждения экспертов, что изменение тарифов в сторону увеличения, так называемый «тарифный скачок», позволит задействовать другие инструменты развития, в том числе развитие концессионных соглашений, упор на которые сегодня сделан государством и которые пробуксовывают в силу ряда причин. [16]
электронный научно-экономический журнал стр 10
Однако при желании снижения финансовых рисков за счет повышения тарифов необходимо учитывать характерные особенности ЖКХ, общественную значимость, насущный характер и незаменимость потребления коммунальных услуг. [17] Повышение тарифов может отразиться в росте неплатежей и возникновении социальной напряженности. Кроме того, нельзя исключать со счетов и коррупционные риски, которые наиболее присущи для сферы тарифного регулирования. [18]
Проведенная идентификация и полученная на её основе информация о факторах риска является основой создания системы предупреждения рисков и предполагает дальнейшую разработку мер по соответствующим направлениям деятельности.
Список литературы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 0171 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
2. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
3. Концепция федеральной целевой программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства на период 2010-2020 годов» www.fondqkh-nso.ru
4. Николаева Е. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству «ЖКХ меняется. Когда оно изменится?» «Expert Online» 2016. http://expert.rU/2016/04/4/zhkh-menyaetsya-koqda-ono-izmenitsya/
5. Шаромыгин С. «ЖКХ в России: жизнь на «пороховой бочке»» РИА «Новый Регион», 2016.
6. Федосова Р. Н., Крюкова О. Г. Управление рисками промышленного предприятия: опыт и рекомендации. М.: Экономика, 2008. 125 с.
7. Реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры
http://fas.qov.ru/activity/tariffrequlation/reestr-subektov-estestvennyix-monopolij.html (Дата обращения: 05.12.2016).
8. Приказ Минстроя России от 04.04.2014 № 162/пр «Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей».
9. Официальный сайт МУП ЩМР «Щелковский Водоканал» http://mr-vk. ru/
10. Крюкова О.Г. Предупреждение рисков - Условие стабильного развития фирмы. Эффективное Антикризисное Управление. 2011;(3):74-78. D0I:10.17747/2078-8886-2011-3-74-78
11. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.08.2012 с изменениями, вступившими в силу с 31.08.2012) «О Предоставлении коммунальных услуг» VIII Глава 86-97 статья.
12. Метельская, Е.А., Дьяченко, О.Н. Управление риском и стратегия развития фирмы. Аутсорсинг управления риском/ Е.А. Метельская, О.Н. Дьяченко // Социально-экономические проблемы развития Южного макрорегиона: сб. науч. тр., вып. 27. - Краснодар: Изд-во Южного института менеджмента, 2013.-С. 127-132.
13. Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 N 416-ФЗ ст.40
14. Информационно-ресурсный Центр «ВолгаПромЭксперт» http://www.volpromex.ru/infrastructure/zhkh/pri-povyshenii-tarifov-zhkh-deputaty-ne-.html
электронный научно-экономический журнал стр 11
15. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации -17 июня 1996 г. - № 25 - Ст. 145.1, 164, 170, 285, 286, 2851.
16. Всероссийский съезд водоканалов 30 апреля 2015 г.Алушта / Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации http://ac.qov.ru/events/05108.html
17. Ряховская А.Н. Особенности ЖКХ и их влияние на процессы финансирования. Эффективное Антикризисное Управление. 2010;(3):48-57. 001:10.17747/2078-8886-2010-3-48-57
18. НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль». Мониторинг коррупционных рисков в сфере ЖКХ. 2015 http://qkhkontrol.ru/2015/07/24959